четверг, 3 апреля 2025 г.

"Мужчина в сером фланелевом костюме"/ "The Man in the Gray Flannel Suit" (1956)

Фильм основан на романе Слоана Уилсона 1955 года. В центре повествования — Том Рэт, молодой ветеран Второй мировой войны, который пытается найти золотую середину между семейной жизнью и карьерой, и одновременно справиться с воспоминаниями о военной службе и пережитыми на войне ужасами. Фильм отличный, очень интересный и жизненный. Если для кого-то это важно, непосредственно про войну будет всего пара эпизодов. 

Слоан Уилсон также написал роман "Летнее место" (1958), который был экранизирован в 1959-м. Очень неплохой фильм про подростковую любовь, но пересматривать точно не буду, в главной роли Сандра Ди


Главную мужскую роль, Тома Рэта, в фильме сыграл Грегори Пек. Актеру тут 40 лет. Как-то старовато он для своего возраста выглядит. 

Его жену, Бэтси Рэт, сыграла 37-летняя Дженнифер Джонс, которую я вот просто на дух не переношу и стараюсь фильмы с ней не смотреть. Ну бывает такое, смотришь на лицо и мимику какого-нибудь актера и просто бесит. На мой взгляд Джонс была плохой актрисой, а если вспомнить что она в итоге стала женой Дэвида Селзника, который продвигал её карьеру, то не удивительно, что её снимали. Хотя, карьера как раз не была такой уж долгой и успешной, всего 26 фильмов. 

на фото Джонс с Селзником
(глядя на него я каждый раз понимаю, что на месте Джонс не смогла бы))

Начальника Тома Рэта, богатого владельца крупной компании Ральфа Хопкинса, сыграл Фредрик Марч. Пожалуй больше всего он известен благодаря фильму "Лучшие годы нашей жизни". Актеру тут 59 лет. 

Жену Ральфа Хопкинса, Хелен, сыграла 54-летняя Энн Хардинг, о которой я уже рассказывала в записи о фильме "Супружество" (1933)

Их дочь, Сьюзен Хопкинс, сыграла 15-летняя Жижи Перро

Итальянскую девушку Марию сыграла 24-летняя Мариза Паван. Ничего интересного о ней не нашла:) Просто яркая, красивая девушка. 

Фильм начинается с того, что главный герой, Том Рэт, возвращается с работы домой на электричке. Он живет в пригороде Коннектикута со своей женой и тремя детьми. События происходят через 10 лет после окончания Второй Мировой.

В электричке его знакомый, Билл, вдруг заводит разговор о том, что Том недавно высказывал мысль, что хочет поменять работу. Он говорит, что в компании в которой он работает открылась вакансия на должность специалиста по связям с общественностью. Платить будут около 8-10 тыс. долларов в год. 

- но я ничего не смыслю в связях с общественностью
- а кто смыслит? Надевай чистую рубашку, принимай ванну каждый день, это всё что требуется:)

Поразмыслив, Том говорит, что ему это не подходит, хотя зарплата заманчивая, а им с женой денег явно не хватает. 

На вокзале Тома встречает жена Бэтси, она ждет его каждый вечер, чтобы отвезти на машине домой. Бэтси начинает рассказывать о делах насущных. Например, что стиральная машина сломалась и починке не подлежит, а у дочери Барбары ветрянка.

Меня немного удивило, что Том, при наличии трех детей, купил по дороге домой подарок только заболевшей Барбаре, это было как-то немного нечестно:) 

Бэтси упоминает в разговоре, что не может вспомнить болела она сама ветрянкой или нет, Том успокаивает, что через день-два станет ясно. Поддержал называется))

Дома вечерний классический семейный балаган. Барбара болеет, но рада, что ей не нужно идти в школу. Её сестра явно завидует и постоянно говорит о том, что Барбара умрет. Младший ребенок, сын Пит, тащит в комнату со двора собаку, собираясь её предварительно искупать в ванной. Бэтси выводит собаку обратно во двор и Пит кричит, что вечно ему ничего не разрешают, никто его не любит, поэтому он уйдет из дома и больше родители его никогда не увидят)) В общем, ни минуты покоя Тому и Бэтси. 

Раздается звонок на домашний, разговор касается наследства недавно умершей бабушки Тома и новости явно неутешительные, от наследства не осталось ничего, кроме (со слов Тома) старого, уродливого дома и закладной на 10 тысяч долларов. Денег, которые когда-то оставил дедушка Тома своей жене тоже не осталось. 

Том говорит Бэтси, что за дом его бабушки они могут выручить около 20 тысяч долларов, уже есть желающий купить его. Бэтси возмущена, она говорит, что построить такой дом обойдется в 150 тысяч. Том возражает, что дом был построен лет 50 назад и сегодня эта развалюха никому не нужна. 

Бэтси предлагает подождать год или два, прежде чем продавать дом, в надежде, что появится лучшее предложение. Том не согласен, потому что содержание дома за эти год-два обойдется им очень дорого, тысяч 6 в год при зарплате в 7 тысяч.  

Бэтси говорит, что не всегда же Том будет зарабатывать всего 7 тысяч, но он смотрит на вещи реально (и довольно пессимистично) и говорит, что его зарплата может стать и меньше, ведь никогда не знаешь что тебя ждет впереди. Он считает, что дом нужно продать уже и положить деньги в банк или в страховую компанию. 

Бэтси пытается отговорить мужа, она предлагает продать дом, в котором они сейчас живут, и дом покойной бабушки Тома, и на полученные деньги купить себе новый, уютный дом. Это явно не первый раз, когда Бэтси просит мужа переехать в другое место, потому что ненавидит дом, в котором они сейчас живут. Честно говоря я понимаю каково это, когда само место постоянно давит на тебя и не хочется туда возвращаться. Всё таки Бэтси не работает, она занимается домашними делами и детьми, поэтому именно она больше всего времени проводит в ненавистном доме. 

Том всё отговаривает Бэтси, причем в довольно ультимативной форме. Она хочет положительных изменений в жизни, а он ей - так живут многие семьи, а некоторые даже хуже, будь благодарна за то, что у нас есть. И вот Бэтси, разозлившись, вдруг говорит, что с тех пор как Том вернулся с войны, он потерял мужество и она всё время испытывает за него стыд. Наступает тишина. Видно насколько сильно эти слова ранили Тома.

Оставив Бэтси в кухне, он разворачивается и уходит на второй этаж, но не дойдя до спальни видит сына, сидящего на кровати в своей комнате, обиженного из-за того, что ему не разрешили спать с собакой. Том возвращается вниз, забирает со двора собаку и приносит её в комнату сыну, ребенок наконец успокаивается. 

На следующий день, по дороге на работу, Том снова спрашивает своего знакомого Билла по поводу вакансии, о которой тот вчера говорил и Билл обещает устроить Тому собеседование.

После разговора с Биллом Том смотрит на затылок одного из пассажиров, который явно вызывает у него какие-то воспоминания и нас переносят назад, во времена Второй Мировой. 

Тома мучают воспоминания о том, как ему пришлось убить немецкого солдата. 

А затем он вспоминает Италию, Рим. Уже 1945-й год и все американские военные ждут, что вот-вот отбудут домой, даже вещи уже упаковали, но приходит указание свыше, что домой никто не едет, а все должны будут отправиться воевать куда-то в Тихий океан. До отбытия еще есть время, около недели. 

Друг и сослуживец Тома, сержант Цезарь Гарделла, говорит ему, что раз уж новости не очень, нужно как-то расслабиться и выпить. Вечером они действительно едут куда-то и напиваются, а потом снова куда-то едут в повозке, но уже не одни. Местная девушка, которую подцепил Цезарь, ненадолго уходит, а затем возвращается со своей кузиной по имени Мария, типа чтобы развлекла Тома. 

Видно, что Том и Мария понравились друг другу сразу, хотя Том был довольно не трезв. Позже, всё той же ночью, они уже вдвоем едут на повозке и Том спрашивает:

- интересно, тебя заинтересует предложение стать моей вдовой?
- сделаешь для меня что-то приятное?
- только скажи что, дорогая
- больше не говори так сегодня ночью
- не хочешь смотреть в лицо фактам?
- после такого прекрасного ужина, с вином и музыкой, мы едем в повозке при лунном свете, разве о смерти мы должны говорить? 
- ты бы предпочла говорить о любви
- о чем угодно, кроме смерти

- тогда прекрасно, я люблю тебя
- хочешь сказать, что я тебе очень нравлюсь?
- нет, я сказал, что люблю тебя
- нет, это не любовь, слишком быстро
- почему нет? Разве в Италии существует какое-то расписание для любви?
- нет, но сегодня ночью мне нужно только то, во что я могу поверить. Лучше скажи, что я тебе очень нравлюсь или что ты находишь меня хорошенькой, во что я могла бы верить сегодня ночью, но не о любви, ведь не за один же обед
- ты мне очень нравишься, Мария, и ты не просто хорошенькая, ты красавица
- именно этим и удивительна ночь, чем дольше она длится, тем прекраснее я становлюсь

Мария приводит Тома к себе домой, там на самом деле одна небольшая комната, включающая в себя и кухню. Всё очень бедно обставлено. Пока девушка ставит чайник на плиту, она говорит, что ей бы очень хотелось чего-нибудь съестного. 

- не сейчас, но если бы ты мог дать мне тушенки 
- тушенки?
- если можно
- хочешь сказать тебе хочется тушенки?
- я бы хотела, чтобы было что поесть завтра
- с кем ты здесь живешь?
- с Джиной и её матерью
- без мужчин?
- все умерли
- а твоя семья?
- тоже все умерли
- только три женщины?
- и младший брат Джины

Интимную сцену нам, конечно, не показывают, но дают понять, что она имела место. А меня всё мучил вопрос, где простая итальянская девушка из бедной семьи так хорошо выучила английский))

Между Томом и Марией завязывается роман и следующие 6 недель они регулярно встречаются. То есть, американцы должны были остаться на базе еще на неделю, а в итоге задержались на 6. 

Что ж, когда-нибудь это должно было случится и уже завтра военная часть Тома покидает Италию.

Утром, за день до отъезда, Том привозит Марии много разной еды, стараясь максимально позаботиться о ней, он прекрасно понимает, что скорее всего они больше никогда не увидятся. Он также, незаметно, кладет ей в книгу на полке деньги и парочка, несмотря на дождь, отправляется на запланированный пикник. Мария пока не знает, что завтра Том уезжает.  

Том и Мария устраивают себе романтическое прощание в одном из разбомбленных домов, у разожженного очага. 

Военная романтика, так мало времени провели вместе, а уже кажется, что они знают друг друга целую вечность и даже, что это любовь. И прощаться ужасно больно, прямо душераздирающе, даже если потом чувства угаснут. 

- сегодня твой последний день здесь?
- да, завтра улетаем
- все кого я знаю или умирают, или оставляют меня
- я намеревался сказать тебе вечером
- последняя ночь и я тебя никогда не увижу, и ты недолго будешь помнить меня
- ты ведь знаешь, это не так
- как долго?
- если ты спрашиваешь серьезно, значит ты не знаешь что ты для меня значишь
- ну скажи, как долго?
- пока я жив
- даже когда вернешься к жене?
- я бы хотел тебя забыть, так было бы лучше, но знаю что не смогу никогда
- ты больше не думаешь, что когда уедешь на Тихий океан...
- что меня убьют?
- ты ведь в это не веришь больше?
- нет, я больше так не думаю, я вообще не думаю о будущем, и о прошлом тоже, только об этой самой минуте
- и эта минута...что?
- эту минуту я не променял бы ни на что в мире. Ветер с дождем снаружи, а у нас горит огонь, бутылка хорошего вина и мы вместе
- не думаю, что пережила бы, если бы ты уехал, а я считала, что на самом деле ты меня не любил. Это все равно что унести свет из комнаты, я бы не смогла ничего больше видеть. А что ты будешь помнить?
- во-первых, эту минуту
- что еще?
- тебя
- нет, я имею в виду какие еще минуты?
- когда я впервые увидел тебя, не очень отчетливо, но...достаточно. И еще ночь, когда я вдруг понял, что ты тоже меня любишь. И каждую минуту с тобой с той поры
- я была тогда так одинока. Ты не представлял, ты не мог знать что значит быть настолько одинокой. Но теперь я думаю я никогда не буду одинока. Кажется у меня скоро будет кто-то... мое собственное дитя
- у тебя будет ребенок?
- да, думаю да
- ты хочешь этого?
- я молюсь об этом день и ночь
- даже несмотря на...?
- никаких несмотря, я хочу ребенка, я хочу ребенка, чтобы растить и любить, чтобы он любил меня, пока я не умру...

На этом нас возвращают обратно к Тому, едущему на работу в электричке. Билл обещает устроить ему в ближайшее время собеседование и позвонить, когда будет известна дата и время. 

И вот Том приезжает на собеседование, которое проводит Гордон Уокер, немного странный и довольно хитрый мужчина. Том честно говорит, что хочет работать в этой компании из-за высокой зарплаты, а также из-за возможности продвижения по службе. Уокер дает ему задание пойти в соседнюю комнату и в течение часа написать свою автобиографию, типа что он за человек и почему его стоит принять в компанию. 

Том отправляется в комнату, садится за печатную машинку и...никак не может придумать что же писать. За час свою жизнь на нескольких листах бумаги не опишешь, а главное зачем? Все эти идиотские вопросы и испытания в крупных компаниях всегда были какими-то странными и даже унизительными. 

Время идет, Том курит, смотрит в окно и начинает снова вспоминать. После Италии он оказался где-то в Тихом океане.

Вокруг взрывы, дым, шум, Том (он в звании капитана) пробирается со своими ребятами поближе к врагу, который палит по ним нещадно, и в какой-то момент кидает гранату, под которую случайно попадает его близкий друг Хэнк. Его разрывает прямо на глазах у Тома. 

Том хватает Хэнка и на руках несет куда-то до самого рассвета, в надежде найти врача, в стрессе не понимая, что его друг давно мертв. Он никому не дает подойти к себе и забрать покойника, только кричит что ему нужен врач. Все понимают, что у Тома помутился разум из-за случившегося и оставляют его в покое. Со временем Том придет в себя, но воспоминания о смерти Хэнка уже никогда не оставят его и будут преследовать до конца жизни. 

Вспомнив эту трагедию, Том наконец решает что написать о себе. Текст очень короткий, в нем нет никаких автобиографических фактов. С этим он и идет к Гордону Уокеру, который с удивлением читает напечатанное и говорит стандартное "мы Вам позвоним". 

После работы, как обычно, Бэтси встречает мужа на вокзале. Том рассказывает, что Билл Готорн устроил ему собеседование в "Юнайтед Бродкастинг" и в обед он побывал на нем. Бэтси извиняется за свое вчерашнее поведение, но Том говорит, что вероятно заслужил сказанное. 

- что с нами, Томми? Дело во мне?
- да ничего, просто немного разрядились
- мы должны быть счастливы. В самом деле, у тебя хорошая работа, у нас трое чудных детей и мы любим друг друга
- должно быть это всё дом
- сколько тебе будут платить на новом месте?
- не знаю, тысяч 8-10

Дома Том говорит жене, что хочет сделать для неё что-нибудь, чтобы она им хоть немного гордилась. То есть, слова Бэтси таки сильно его зацепили. 

Разговор приходится прервать, чтобы оторвать детей от телевизора и отправить спать. Такое впечатление, что они только и делают, что смотрят телевизор и не слушают (и даже не замечают) своих родителей, я бы уже выкинула этот телевизор. 

Итак, Тома снова приглашают в "Юнайтед Бродкастинг", где его ждут Гордон Уокер и Билл Огден, помощник мистера Хопкинса, главы компании. Уокер говорит Тому, что на Хопкинса произвело впечатление его заявление, то, которое он должен был напечатать на машинке в течение часа. Сейчас Хопкинс занимается каким-то крупным проектом, который касается психического здоровья, и хочет чтобы в нём принял участие и Том. 

Все трое поднимаются в кабинет Хопкинса и Том наконец знакомится с ним. Прежде чем приступить к обсуждению рабочих вопросов, Хопкинс извиняется, провожает прибывших в отдельный кабинет, а сам отвечает на телефонный звонок от Хелен, жены, которая просит приехать к ней вечером, чтобы поговорить об их дочери Сьюзен, которая заявила, что не намерена больше посещать колледж. Ох уж эти дети богатых родителей. Хопкинс обещает заехать. 

Хопкинс возвращается к Тому и двум другим своим сотрудникам. Он говорит о том, что больные, страдающие психическими расстройствами занимают в больницах больше коек, чем все раковые, сердечники и больные полиомиелитом вместе взятые. Том предлагает попробовать добиться федеральных субсидий для психбольниц, а также вносит еще некоторые предложения относительно предстоящего проекта. Вскоре Хопкинс извиняется и прощается со всеми, но напоследок говорит, что был рад познакомиться с Томом и надеется вскоре встретиться с ним снова, то есть дает понять, что Тома берут на должность. 

Затем Хопкинс, Уокер и Огден удаляются за стеклянную дверь, недолго о чем-то говорят (не сложно догадаться, что о Томе), Хопкинс уходит, остальные двое возвращаются к Тому и начинают свою игру. 

- Вы понимаете, эта работа не очень высоко оплачивается...
- а примерно сколько?
- мы планировали где-то около 7 тысяч
- так не пойдет, столько я получаю сейчас
- я знаю, а на что рассчитывали Вы?
- думаю эта работа должна оплачиваться тысяч в 10, по меньшей мере
- боюсь это невозможно
- не думаю, что 7 тысяч меня устроит
- оставим разговор о деньгах, зарплаты это не главное, нужно понимать насколько престижно работать в "Юнайтед Бродкастинг"
- конечно вам решать, но трудно ожидать, что я поменяю работу просто из-за удовольствия работать в корпорации.

Том прощается и уходит, всё ещё оставаясь в неведении взяли его или нет, а Уокер и Огден теперь между собой решают:

- как считаешь, тысяч 8?
- думаю дадим 9, на среднее он согласится.

Такие вот проверки устраивали Тому, прощупывали почву, чтобы решить сколько ему платить, хотя подозреваю, что он мог получить зарплату и повыше. 

Хопкинс едет к своей жене Хелен, которая уже давно живет отдельно, но при этом видно, что Хопкинс очень её любит. 

Хелен заводит разговор о Сьюзен, которой сейчас 18, мать обеспокоена тем образом жизни, который ведет их с Хопкинсом дочь. 

- её жизнь протекает в ночных клубах
- разве в 18 лет не все обеспеченные проходят через это?
- она не достаточно обеспеченная, она очень богатая, к тому же она твоя дочь и носит твое имя, она знаменитость в этой грязной толпе и я не могу тебе передать как это непривлекательно. А мужчины, с которыми она общается, ни одного юноши её возраста, как это должно быть, мужчина, с которым она сейчас проводит большую часть времени - старше меня. 
- кто он?
- его зовут Байрон Холгейт, он старый хрыч времен Скотта Фицджеральда и до сих пор женится и разводится, он просто ужасен. 
- он пользуется дурной славой, да он шут гороховый, даже те, кто ведут колонки сплетен об этом знают. 

Хелен говорит, что Сьюзен намерена выйти замуж за этого Холгейта. Хотя есть еще один, 45 лет, трое детей и жена, с которой он не живет. В общем, девочка пустилась во все тяжкие, мать пыталась поговорить с ней, но естественно это ничего не изменило. 

- и потом, кто я такая, чтобы что-то советовать ей, когда мой собственный брак оказался неудачным. Ты должен поговорить с ней. Пришло время тебе компенсировать всё, что ты не доделал раньше

Хелен с болью вспоминает и их с Хопкинсом сына, который погиб на войне совсем юным. Хопкинс говорит жене, что недавно один человек напомнил ему сына, имея в виду Тома Рэта, благодаря чему становится понятно почему он дал Тому работу и так тепло разговаривал с ним. 

Хопкинс прощается с женой и обещает поговорить со Сьюзен, она же ставит условие, либо он попытается разобраться с дочерью и угомонит её, либо она больше не хочет видеть самого Хопкинса, никогда. Не сложно догадаться, что брак распался из-за того, что Хопкинс всю жизнь живет работой, его никогда не бывало дома и не было времени для жены и детей. Похоже только на старости лет, еще и после гибели сына, он наконец понял, что по-настоящему имеет ценность в этой жизни, но уже немного поздно что-либо исправлять. Да и сам Хопкинс настолько привык к своему образу жизни, что никогда уже не изменится. 

Том в этот вечер обнаруживает, что у его жены температура и похоже она тоже подхватила ветрянку. Бэтси радостно сообщает, что в доме тишина и детей не слышно, потому что она наняла на пару дней няню, миссис Мэнтер, из агентства, поскольку сама плохо себя чувствует. Бэтси снова заводит свою любимую песню о доме, говорит что всё решила и они должны продать этот, в котором живут, и переехать в дом покойной бабушки Тома. Там 23 акра земли, то есть чуть больше 9 гектаров, а один акр земли стоит 5 тысяч. Идея Бэтси продать землю по частям провальная, поскольку по закону они не могут делить свою землю на участки и продавать их разным людям. Том быстро возвращает её к реальности, но Бэтси всё равно смотрит в будущее позитивно и надеется, что закон в будущем изменят. 

Депрессивный Том говорит, что если они переедут в "сарай" бабушки, им попросту не на что будет жить, ведь он пока не получил работу у Хопкинса и вряд ли получит. Бэтси убеждает его, что работу он точно получит и если у него хватит выдержки, может также получить зарплату в 10 тысяч, потому что очевидно, что Хопкинс хочет взять его на работу. 

Очень понравился эпизод, когда Том спускается в гостиную и говорит детям, чтобы они выключили телевизор и шли спать, а они такие "сейчас, только еще чуть-чуть посмотрим". Вдруг раздается ор командирским голосом, дети подскакивают и мчатся в постель. Это кричит та самая няня, которую наняла Бэтси, настоящий Гитлер в юбке, который умеет быстро привести детей в чувство и слушают они ее беспрекословно, что лишний раз доказывает - дисциплина и строгость еще никому не помешали))

Том возвращается в спальню и спрашивает Бэтси:

- тебя ничто никогда не пугает?
- только ты
- я?
- а теперь имей в виду, я больна, у меня повышенная температура
- продолжай
- ты изменился после войны, теперь ты кажешься где-то далеко от меня
- да нет, никогда
- я думаю брак - это некая тайна двух людей, только их и больше никого на свете, иногда у меня ощущение, что я не разделяю все наши секреты
- это не так, дорогая
- когда это случается, как-будто музыка замолкает, это пугает меня, Томми
- разве ты не знаешь, что я люблю тебя больше, чем кого-либо на свете?
- надеюсь, что да, потому что я люблю тебя больше, чем могу описать словами.

В общем, Том получает работу, свой отдельный кабинет и личную секретаршу, а также первое задание. Теперь он специальный помощник президента компании, но только по определенному проекту. Испытательный срок 6 месяцев, непосредственным начальником Тома будет Билл Огден.

Огден говорит, что в следующем месяце, 15-го числа, в Атлантик-Сити будет съезд врачей и мистер Хопкинс приглашен выступить, его речью они хотя постараться запустить кампанию. По сути именно Том должен написать речь Хопкинсу, но Огден с серьезным видом заявляет, что Хопкинс сам пишет себе речи, а его помощники лишь анализируют ситуацию, подкидывают ему идеи, советы и т.д. 

Вечером Бэтси как обычно встречает мужа с работы и он рассказывает обо всем случившемся в первый день на новом месте, причем видно что он недоволен. Бэтси советует ему сменить свой настрой и тон, потому что эта работа и зарплата им очень нужна. А затем она вдруг заявляет, что они едут в дом бабушки Тома, чтобы встретиться с Эдвардом, её бывшим личным помощником, поскольку на тот дом, в котором они сейчас живут, не только нашелся покупатель, но и уже заплатил 14 тысяч. Бэтси взяла деньги и теперь во вторник они всей семьей переезжают в дом бабушки. Не уверена насколько такое возможно в 1950-е, едва ли Бэтси смогла бы продать дом без ведома мужа. Да, в общем, и сегодня тоже. 

Как бы там ни было, то что Том называет сараем, на самом деле оказывается огромным, шикарным с виду домом. 

Как только Том и Бэтси оказываются в доме покойной бабушки, Эдвард говорит, что хочет поговорить с Томом наедине. Бэтси деликатно уходит, чтобы дать мужчинам возможность обсудить дела. 

Эдвард вдруг спрашивает почему это ему не позволили посмотреть завещание покойной миссис Рэт. Удивленный Том говорит, что причина очевидна, Эдвард не был упомянут в завещании. Эдвард начинает злиться и говорит, что не верит в это. Том не может понять что происходит, но советует Эдварду обратиться к судье у которого находится завещание и говорит, что тот подтвердит законность документа. Эдвард продолжает стоять на своем, якобы завещание поддельное, потому что миссис Рэт обещала всё оставить ему. Очень сдержанно Том объясняет, что его бабушка была в конце своей жизни очень забывчивой, плохо соображала и вообще лично ему в качестве наследства почти ничего не досталось. Однако, он говорит, что обещал позаботиться об Эдварде и сдержит свое обещание. Эдвард психует и заявляет, что хочет получить обещанное ему покойной, продолжая настаивать на том, что она обещала ему дом. 

- а чего ради Вы думаете я тут оставался? Выполнял ее сумасшедшие приказы, убирал за ней, думаете я любил эту старуху?
- не говори так больше о миссис Рэт, Эдвард
- я возбужу дело против Вас, у меня есть деньги, найму адвоката

Эдвард продолжает сыпать оскорбления в адрес покойной и у Тома сдают нервы, он хватает старика и говорит ему убраться из дома навсегда в течение часа. 

Том тут же звонит судье Бернстайну и спрашивает по поводу завещания своей покойной бабушки. Судья подтверждает, что с завещанием всё в порядке, Том и его жена могут въехать в дом когда захотят, однако если у Эдварда есть доказательства того, что дом был обещан ему, он должен их предоставить. 

Том, который очень понравился Ральфу Хопкинсу, потому что напомнил ему покойного сына, теперь становится вхож даже в его дом, точнее квартиру, хотя и по рабочим вопросам. Хопкинс живет один и привык заниматься делами в любое время дня и ночи, похоже того же он ожидает и от своих сотрудников. 

Мужчинам приходится прервать разговор, когда появляется Сьюзен, дочь Хопкинса. Том прощается и уходит, тем более уже довольно поздно.

Итак, Сьюзен недовольна тем, что мать нажаловалась на неё и теперь отец намерен читать ей нравоучения. Честно говоря, вся эта золотая молодежь во все времена - одни дебилы. Не знаю каким был бы сын Хопкинса, если бы не погиб на войне, но дочь просто ужасна. Я прям не удержалась и записала всю эту сцену:)

- полагаю мама сказала тебе, что я не хочу посещать колледж и ты станешь убеждать меня
- нет, я не хочу чтобы ты посещала колледж, если ты этого не хочешь
- тогда в чем дело?
- я хотел знать чем ты займёшься, если не будешь больше учиться
- не уверена, но...мне бы хотелось выйти замуж
- прямо сейчас?
- вскоре, может быть
- за кого?
- пока не решила
- тебе просто нравится идея?
- считаешь я слишком молода?
- совсем нет, я женился на твоей матери в 19. Выйдешь замуж, что потом?
- думаю я бы попутешествовала
- красивая жизнь...но пока ты не занялась этим, нам следует обсудить некоторые проблемы. Ну, ты наверно знаешь, что мир обошелся со мной очень хорошо, с годами я приобрел сокровища и обязательства, которые из этого вытекают. К счастью, эти сокровища шли ко мне постепенно, так что у меня было время, чтобы узнать как трактовать эти обязательства, об этом я и хочу с тобой поговорить. Как ты сможешь трактовать их?
- имеешь в виду деньги?
- конечно, это основа
- меня деньги не интересуют, я считаю что деньги - это скука
- ни один нормальный человек не заинтересован в деньгах просто как в деньгах
- я считаю тебя таким, все так говорят
- говорят, конечно... что такое миллион долларов, Сьюзи? Как ты это представляешь?
- миллион долларов - это много денег
- ты удивишься как это мало, а суть в вещах, и очень разных вещах, примерно половина маленькой больницы, столько заработает шестеро мужчин в среднем, каждая монета, которую они заработают, определяет их жизнь, обучение в колледже для сотни мальчиков, собственный дом примерно для 75-ти человек, один истребитель для армии, и только одним он не является - это не то что интеллигентный человек может считать скукой
- если ты имеешь в виду власть, она меня тоже не интересует 
- у меня больное сердце, дорогая, не очень слабое, но я могу умереть в любую минуту и, честно говоря, оставлять деньги тебе - всё равно что дать ружьё младенцу
- сожалею о твоем сердце, папа, и надеюсь ничего не случится, но я не намерена волноваться по поводу денег и я не хочу, чтобы они разрушили мою жизнь как разрушили твою и мамину
- по крайней мере давай будем точными относительно этого, какими ни оказались наши жизни, это не из-за денег
- в самом деле глупо, твой образ жизни, вечно работаешь, сколько себя помню, видно у тебя комплекс вины или ты мазохист
- который из твоих друзей психоаналитик-любитель? Драматург?
- что мне тут делать, если мы не говорим о колледже?
- я тебе сказал, речь об обязательствах
- я могу нанять юристов, чтобы следили за этим, это всё?
- послушай, дорогая, я готов признать, что допускал ошибки, что во многом был неправ, я не могу исправить прошлое, но я хочу быть более полезным тебе в будущем
- как?
- я надеялся мы решим это вместе
- что у тебя на уме?
- думаю будет неплохо, если ты на некоторое время переедешь ко мне, мы сможем видеть друг друга, сможет лучше узнать друг друга, я могу подыскать тебе работу, интересную для тебя, так что в некотором смысле мы будем работать вместе, ты подумаешь об этом?
- я не хочу работать с тобой
- ну, другую работу, какую захочешь
- я вообще не хочу работать
- как сделать, чтобы мы лучше узнали друг друга?
- почему ты не оставишь меня в покое? С чего это вдруг? Раньше ты никогда не уделял мне внимания
- потому что для меня ты всё ещё моя малышка, я люблю тебя
- какое лицемерие, ты не стремился увидеть меня с самого моего рождения
- люди любят по-разному, дорогая
- скажи честно, ты не любишь меня, ты не любишь маму, сказать правду, не думаю что ты любишь хоть кого-нибудь, я не хочу стать такой

Девушка психует и уходит. Что ж, отец и дочь стоят друг друга. Как отец Хопкинс однозначно провалился, но и мать не смогла справиться с воспитанием дочери. 

Тем временем Том пытается написать речь для Хопкинса. Каждый свой вариант он приносит Огдену и тот все их возвращает и говорит, что они ужасны. Больше всего Тома раздражает тот факт, что Огден не объясняет что именно плохо, что в написанной им речи нужно переделать. В итоге, Огден говорит, что сам разберется с этим заданием и Том думает, что провалился и теперь будет уволен. 

В отсутствие Тома ему звонил судья Бернстайн. Том перезванивает ему. Судья говорит, что утром его посетил Эдвард Шульц и принес напечатанное на машинке письмо, в котором покойная миссис Рэт заявляет, что оставляет всё свое имущество, в том числе дом и землю, Эдварду, который проработал у неё 30 лет.  Под письмом стоит подпись покойной, причем подлинная. Судья говорит, что теперь этим делом должен заняться суд. Том отвечает:

- единственное что могу сказать, судья, надеюсь никто больше не умрет и ничего мне не оставит))

Судья просит Тома подъехать к нему на следующий день утром, говорит есть некоторые соображения по этому делу.

Тома вызывает к себе Хопкинс и спрашивает как продвигаются дела с написанием речи. Том говорит, что больше над ней не работает, а почему - знает только Огден. Хопкинс озадачен. Он дает Тому предварительную речь, которую подготовил он и его помощники, хотя признается, что его вклад был невелик, и просит прочитать её и высказать своё мнение. То есть, то что написали вместо Тома Огден и его помощники. 

Том забирает речь, едет домой, там читает эту речь, а потом дает прочитать Бэтси. Она по-честному говорит, что речь скучная, а местами даже глупая. Том объясняет, что её написал не он, а Огден и что сам он тоже считает текст ужасным, но переживает что же сказать Хопкинсу. Том не хочет открыто говорить правду своему шефу, боясь что его уволят. Бэтси злится, она хочет чтобы муж был честен и сказал шефу что думает на самом деле. Бэтси вообще странная, она как-будто не хочет понимать, что её муж несет ответственность за неё и их троих детей, он вынужден не всегда быть честным с начальством, мы все такие, когда не хотим потерять работу.  

На следующий день утром Том заезжает в офис к судье, где уже находится противный Шульц. Судья говорит, что пригласил их двоих, чтобы посмотреть можно ли решить сложившуюся с завещанием ситуацию без судебного разбирательства. Дело в том, что Шульц на протяжении многих лет обворовывал покойную с помощью счетов на разные товары, которые она подписывала не глядя, будучи не особо в себе, и которые Шульц специально завышал. На счету у мошенника больше 76 000 долларов, что просто огромная сумма и он точно не мог накопить её при его не очень высокой зарплате, в то время как у Тома на счету всего 9 тысяч долларов. В общем, судья так прижимает Шульца, словесно конечно же, что тот вскакивает и убегает, хотя и грозится обратиться к адвокатам и доказать, что он всюду прав. На самом деле скорее всего он больше не вернется и наконец перестанет терроризировать Тома.

Далее Том отправляется домой к Хопкинсу.

Хопкинс спрашивает прочел ли Том речь. Он говорит, что прочел, а также признается что сам написал 5 своих вариантов и Огдену не понравился ни один из них. Их разговор прерывает телефонный звонок. Звонит представитель прессы, чтобы узнать что Хопкинс думает о только что состоявшейся свадьбе его дочери с Холгейтом. Хопкинс в шоке и ему приходится быстро брать себя в руки и выкручиваться, чтобы не случилось скандала. Он врет, что он и его жена очень рады браку дочери, хотя и не рассчитывали, что молодые решат сбежать и пожениться тайно, ведь они хотели сыграть им пышную свадьбу.

Хопкинс кладет трубку и следом звонит жене, он хочет приехать к ней, чтобы поддержать в трудную минуту, но Хелен отказывается от его визита, более того, она говорит что не хочет больше видеть Ральфа, никогда. Честно говоря странная женщина, как-будто Хопкинс реально мог как-то повлиять на их пустоголовую дебильную дочь. Выглядит так, словно она просто искала повод больше не видеться с ним или просто нужен был козел отпущения. 

Вернувшись к Тому Хопкинс вынужден продолжить обсуждение рабочих вопросов. Он еще раз спрашивает по поводу речи и Том честно говорит, что она ему не понравилась, как и подход к вопросу в целом. Хопкинс удивлен, говорит, что Том шестой по счету у кого он спросил о речи и первый, кому она не понравилась. Ещё бы:) Дальше Том объясняет что именно в речи не так. 

Высказавшись, Том собирается вернуться в офис, но Хопкинс спрашивает не выпьет ли он с ним по стаканчику и Том соглашается.

- где Вы живете, Том?
- Cаут-Бэй, Коннектикут
- и я там же
- я знаю
- у меня там дом, я бываю там реже, чем хотелось бы. У Вас есть дети?
- да, трое, две девочки и мальчик
- замечательно, сколько им?
- 10, 7 и 6
- знаете, у меня тоже был сын
- я знаю
- Бобби, погиб на войне. От него остались только хорошие воспоминания. Удивительные воспоминания. Например, он мог бы получить освобождение, я бы организовал, но он пошел служить. Знаете почему? Он решил, что так правильно. Кому-то это может показаться не столь важным, но мне приятно просто думать об этом. Вы много проводите времени с детьми?
- да, у нас хорошие отношения
- проводите с ними больше времени
- если оттащить их от телевизора
- разбейте этот телевизор, если он отнимает у них столько времени, выбросьте и растопчите, не позволяйте чтобы что-то разлучало Вас с семьей. Вы забыли, что тот набросок - моя идея?
- нет, не забыл

- знаете в чём я ошибся? Но...кто-то должен это делать. Кто-то должен посвятить себя этому. Большой, удачливый бизнес не создают люди вроде Вас, с 9 до 17, а потом домой, к семье. Это Ваш заработок, но Вы не строите бизнес, большой, удачливый бизнес создается людьми вроде меня, теми кто отдает ему всё, всё что имеет - душу и тело, кто поднимает его несмотря ни на что. И без таких как я большого удачливого бизнеса не существовало бы. Моя ошибка в том, что я стал одним из таких людей. 

Поняв, что уже слегка перегибает палку и увлекся, Хопкинс извиняется и говорит Тому, что ему нужно отдохнуть.

Том едет в офис. В лифте здания компании к нему вдруг обращается мужчина-лифтер, который оказывается тем самым сержантом Цезарем Гарделлой, благодаря которому Том познакомился в Италии с Марией. Он просит о встрече, говорит нужно поговорить, Том соглашается и они договариваются встретиться в баре в 5:30 вечера, после того как Цезарь закончит свою смену. 

И вот он, момент истины. Том и Цезарь встречаются в баре, говорят о том, о сём, Цезарь рассказывает, что женился на Джине, кузине Марии. На этой фразе оба мужчины начинают как-то неловко мяться. Наконец Том спрашивает получали ли они какие-то вести о Марии. 

- об этом я и хотел поговорить, капитан. Вы знаете Мария - кузина Джины. 
- да, я помню
- и знаете, что она вышла замуж?
- нет, я ей написал, но она не ответила, я не получил от неё ни строчки после нашего отъезда. 
- Вы помните хромого парня, Луи Лаппа? Она вышла за него, месяца через два после нашего отъезда. Вскоре после этого у неё родился мальчик, полагаю этого Вы тоже не знали?
- нет
- Вы знаете, жизнь там всё еще тяжела, не так как здесь, мы все время посылаем деньги матери Джины, есть ведь люди, которым трудно сводить концы с концами, они нуждаются в помощи. Я увидел, что у Вас всё хорошо и знаете... Джина написала об этом матери, не для того чтобы создавать неприятности, капитан, понимаете, просто вспомнив как мы все были вместе
- понимаю
- потому что Мария теперь с мальчиком живут у матери Джины, и мы с Джиной поддерживаем и их
- а ее муж?
- его убили несколько лет назад, во время какого-то мятежа. 

В общем, Цезарь передает Тому письмо, которое пришло только вчера. Оно от Марии и в нем она просит у Тома помочь мальчику, если можно, потому что это его сын. И прилагает фотографию. Том в шоке, растерян, говорит что ему нужно подумать, что он намерен что-то сделать, но пока не знает как. Он тут же уточняет, что Бэтси об этом не следует знать и спрашивает сколько денег нужно ежемесячно, чтобы Мария и мальчик могли жить достойно. Цезарь говорит про сотню долларов. Том обещает что-то из денег послать уже, но хочет сделать большее. То есть, ведет себя как настоящий мужчина, ведь он помнил о том, что уезжая оставил Марию беременной. 

Со всей этой свалившейся на него информацией, озадаченный, Том возвращается домой, где как обычно застает всех своих троих детей у телевизора, дети настолько офигели, что даже не здороваются с отцом, никто не радуется его возвращению домой. Довольно резкий контраст после рассказа Цезаря об итальянском мальчике, который вынужден после школы подрабатывать, чтобы им с матерью было на что жить. 

Том идет в спальню и рассказывает Бэтси, что встречался с мистером Хопкинсом и сказал, что речь ему не понравилась. Бэтси ужасна рада, а Том говорит, что возникла еще одна проверка на честность. Он говорит, что должен рассказать кое-что, потому что это единственно правильное решение в сложившейся ситуации. 

И признается, что в Риме у него есть сын. Он показывает письмо Марии и фотографию мальчика. 

- ты ее любил?
- тогда - да, так сложилось. Сейчас - нет и с тех пор - нет, только тогда. 
- а что ты сейчас хочешь сделать?
- хочу как-то помочь мальчику, я пока не знаю как, но я хочу, но больше всего я хочу твоего понимания
- имеешь в виду моего благословения?
- не знаю что сделать, чтобы ты поняла что война делала с людьми. Тем, кто не был на войне - не понять. Я убил 17 человек, на которых я просто смотрел. Не врагов на расстоянии, которых я не мог видеть, а людей вроде тех, что мы видим в поезде, на эскалаторе. Я перерезал горло немецкому солдату, мальчишке, чтобы получить его куртку. Гранатой я убил своего лучшего друга, это был несчастный случай, но...он все равно погиб. Разве завести ребенка хуже, чем делать такое?

Не сложно догадаться, что у Бэтси случается истерика, она прям по нарастающей накручивает себя, накручивает, всё больше злится, а потом начинает орать. Ситуация на самом деле сложная и неизвестно кто бы как поступил на месте Бэтси. Что-то мне подсказывает, что скандал бы устроило большинство женщин. 

Показывают как Том пытается объяснить, что во время войны был в стрессе, думал что его убьют и они с Бэтси уже никогда не увидятся. Но сама Бэтси уже не слышит Тома, она думает только о своих переживаниях, как ждала его, а он в то лето 1945-го перестал ей писать и она не могла понять в чем дело. Я бы сказала, что мужики вечно ищут себе оправдания. В те недели в Италии Том просто проводил время на базе, как и многие американцы, пил алкоголь и развлекался, именно тогда не было никакого стресса. Так что его связь с Марией - это банальное увлечение, просто ежедневный секс, живая женщина под боком, раз уж жена далеко. Влюбился на несколько недель. 

В общем, Том говорит Бэтси, что ему не нужен никто, кроме нее, что он понял это в первую же минуту как только увидел её, вернувшись с войны, но сама она всё никак не может справиться с полученной информацией и своими эмоциями. Она выбегает во двор, Том бежит за ней и просит вернуться в дом, Бэтси просит оставить её хоть на время одну и валяется на поляне, уткнувшись в траву, не сдерживая рыданий. 

Том возвращает в дом, оставив Бэтси одну, и всё ждёт, ждёт когда же она тоже вернется, а потом вдруг слышит как от дома отъезжает машина. Он выбегает во двор, но уже поздно, Бэтси куда-то уехала. 

И вот тут фантазия начинает рисовать разные варианты концовки фильма. Бэтси разобьётся на машине и тогда Том заберет к себе Марию и сына? Бэтси останется в живых, но разведется с Томом? Или пара всё же помирится и всё будет хорошо? 





































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Из Африки"/ "Out of Africa" (1985)

Не помню когда в последний раз смотрела этот фильма, а тут наткнулась на красивые кадры природы, плюс вспомнила что в главной роли Роберт Ре...