четверг, 10 ноября 2022 г.

"Лучшие годы нашей жизни"/ "The Best Years of Our Lives" (1946)

Чудесная мелодрама, ни секунды не пожалела, что посмотрела. Несколько раз утирала слёзы, очень много душевных и жизненных эпизодов. 

Сэмюэл Голдвин вдохновился на создание фильма о ветеранах после того как прочёл статью в Time от 7 августа 1944 года о трудностях, с которыми сталкиваются мужчины, возвращающиеся после войны к гражданской жизни. Голдвин нанял бывшего военного корреспондента МакКинли Кантора для написания сценария. Его произведение было впервые опубликовано в виде повести "Слава мне" (1945), которую Кантор написал белым стихом. Затем Роберт Э. Шервуд адаптировал повесть как сценарий.


Во время Второй мировой войны Кантор работал в Лондоне военным корреспондентом лос-анджелесской газеты. Совершив несколько полётов, выполнявшихся с целью бомбардировок, Кантор попросил разрешения и прошёл обучение работе с авиационными пулемётами, хотя не состоял на службе и это нарушало правила. Он брал интервью у многочисленных раненых солдат, чьи мысли и идеи вдохновили его на написание многих повестей и романов.

Когда Кантор брал интервью у американских солдат, многие говорили ему, что единственная их цель — вернуться домой живым. Ему вспомнился протестантский гимн, слова из которого и послужили названием его повести "Слава мне"

"Когда все мои труды и испытания закончатся / И я буду в безопасности на том прекрасном берегу [Небес], О, это будет / Слава мне!". 

на фото Кантор

Продав права на экранизацию своей повести, Кантор был разочарован тем, что фильм был выпущен под названием "Лучшие годы нашей жизни" и что детали истории были изменены сценаристом Робертом Шервудом. Говорят, что Кантор из-за этого разругался с Голдвином и покинул Голливуд. К слову, в первых 15 секундах фильма отмечается, что он "основан на повести Маккинли Кантора", но название повести не указано. Фильм имел коммерческий успех у зрителей и критиков, получив семь премий Оскар. 

К сожалению, за это произведение и экранизацию Кантор не получил никаких наград, но за свой исторический роман "Андерсонвилль" (1955) получил Пулитцеровскую премию. 

Попалась ещё интересная история. Режиссёр фильма "Лучшие годы нашей жизни", Уильям Уайлер, родился в еврейской семье в городе Мюльхаузен, расположенном в Эльзасе, который в тот момент входил в состав Германской империи. Кузеном матери Вилли был основатель киностудии Universal Pictures Карл Леммле (полезные кровные связи:). Во время поездки по Европе, по её просьбе, Леммле встретился в Цюрихе с 18-летним Вилли, предложив ему работу в своём нью-йоркском офисе с окладом 25 долларов в неделю, из которых 5 долларов шли на покрытие стоимости переезда до Нью-Йорка (какой-то очень прижимистый кузен)). Так, в 1920-м году Уильям Уайлер прибыл в Америку. 

Ему было 39 лет, когда началась Вторая мировая война. В начале 1942 года, не дождавшись церемонии, где он должен был получить свой первый Оскар, Уайлер пошёл служить добровольцем в ВВС США. В звании майора он был направлен в Европу снимать документальные фильмы о ходе боевых действий. Всего осуществил пять боевых заданий, производя съёмку для Вооружённых сил, а также сняв два документальных фильма. 

Время проведённое Уайлером в ВВС было полно опасностей, так как он вылетал на реальные боевые задания для съёмки материала. Во время съёмок над Италией, из-за постоянного рёва авиамоторов, Уайлер оглох на одно ухо. За свою службу был награждён медалью Военно-воздушных сил и повышен до звания подполковника.

После окончания войны Уайлер снял фильм "Лучшие годы нашей жизни" и завершил многолетнее сотрудничество с Голдвином. 

на фото Уайлер

Именно Уайлер нашел Гарольда Рассела, не профессионального актёра, на роль Гомера Пэрриша. Об этом чуть позже. 

Вымышленный Бун-Сити (городок в котором происходят события) был создан по образцу Цинциннати, штат Огайо. Футбольный стадион "Джексон Хай", который можно увидеть на первых кадрах с воздуха, когда бомбардировщик пролетает над Бун-Сити, - это стадион Коркоран, расположенный в Университете Ксавьера в Цинциннати. Через несколько секунд можно увидеть среднюю школу Уолнат-Хиллз с её куполом и футбольным полем, а также горизонт центра Цинциннати (Carew Tower и Fourth and Vine Tower) на заднем плане. 

После войны боевые самолеты, показанные в фильме, были разобраны для повторного использования в качестве металлолома. Сцена прогулки Дерри среди руин самолета была снята на военном аэродроме в Онтарио, Калифорния. Учебный центр был преобразован в свалку металлолома, где находилось около 2000 бывших боевых самолётов.

Фильм снискал признание критиков и имел коммерческий успех, став самым кассовым фильмов в США и Великобритании после "Унесённых ветром", являясь шестым наиболее посещаемым фильмов в Великобритании с более чем 20 миллионами проданных билетов. Лента получила восемь премий Оскар, в том числе за лучший фильм года, а также ряд других наград.

Конечно, в фильме самый большой интерес вызывает актёр Гарольд Рассел, сыгравший Гомера Пэрриша. Родился в Северном Сиднее, Новая Шотландия, Канада, и переехал со своей семьей в Массачусетс в 1921 году, после смерти отца в 1920-м. 

Во время нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года он жил в Кембридже, штат Массачусетс, и работал на продовольственном рынке. В своей автобиографии 1949 года "Победа в моих руках" он написал, что поспешил записаться в армию Соединенных Штатов, потому что считал себя неудачником. 

6 июня 1944 года, когда Рассел был армейским инструктором, преподававшим подрывные работы в 13-й воздушно-десантной дивизии США в Кэмп-Макколле, Северная Каролина, сработал неисправный предохранитель и тротиловая взрывчатка взорвалась у Рассела в руках. Он потерял обе руки и в качестве протезов получил два крюка. После выздоровления, во время учёбы в Бостонском университете, Рассел снялся в фильме "Дневнике сержанта" (1945), армейском короткометражном фильме-пропаганде о реабилитации ветеранов войны, заказанном правительством США.

Когда Уильям Уайлер увидел Рассела в короткометражке, он пригласил его в "Лучшие годы нашей жизни". Рассел получил премию Оскар за лучшую мужскую роль второго плана в 1947 году. Ранее на церемонии он был удостоен почётного Оскара за "оказание помощи и утешение ветеранов-инвалидов с помощью кинофильмов". Специальная награда была учреждена потому, что совет управляющих хотел отдать должное Расселу, непрофессиональному актёру, так прекрасно сыгравшему свою роль. Они предположили, что у Рассела мало шансов на победу в номинации "лучший актёр второго плана", поэтому сделали всё, чтобы он в любом случае получил награду. Это был единственный раз в истории Оскара, когда киноакадемия присудила два Оскара за одну и ту же роль. 


Рассел был женат дважды: первый раз женился на своей юношеской любви, Рите Рассел-Никсон (1944—1978), сразу после возвращения с фронта. В браке родились двое детей: дочь Адель и сын Джеральд. В 1978 году его жена скончалась. 

на фото с Ритой


В 1981 году Рассел женился второй раз на Бетти Маршаллси (1981—2002), с которой прожил до конца жизни.

По завершении съёмок фильма Рассел вернулся в Бостонский университет и в 1949-м году получил степень в области ведения бизнеса. 

Рассел стал активным участником AMVETS (беспартийная добровольческая организация, созданная ветеранами вооруженных сил США времён Второй мировой войны), пробыв три срока на посту Национального Командующего. Впервые был избран в 1949 году, на третий срок - в 1960-м году. Он также был вице-президентом Всемирного фонда ветеранов, отделения по сбору средств Всемирной федерации ветеранов.

С начала 1960-х и до конца 1980-х Рассел занимал неоплачиваемую должность председателя президентской комиссии по трудоустройству инвалидов.

Написал две автобиографии: "Победа в моих руках" (1949) и "Лучшие годы моей жизни" (1981).

В 1982 году сын Рассела, пилот компании "Eastern Airlines", был приговорён к 25 годам тюрьмы за убийство другого пилота из ревности к стюардессе. Не представляю что пришлось пережить несчастному отцу. 

В 1992 году Гарольд Рассел продал свой Оскар частному коллекционеру на аукционе Германа Дарвика (полное название "Аукционы автографов Германа Дарвика"за 60 500 долларов вопреки запрету Американской киноакадемии, действующему с 1950 года. Деньги нужны были ему на лечение жены, хотя пишут, что этот факт позже оспаривался. После смерти Рассела неизвестный коллекционер был идентифицирован, им оказался Льюис Вассерман, который пожертвовал Оскар обратно киноакадемии. Вассерман был американским агентом по поиску талантов и руководителем студии, которого называют "последним из легендарных киномагнатов" и "возможно, самым могущественным и влиятельным голливудским титаном за четыре десятилетия после окончания Второй мировой войны". 

Что касается Рассела, то он умер 29 января 2002 года в доме престарелых в Нидхэме, штат Массачусетс, в возрасте 88-ми лет. Всегда грустно читать, что люди умирают в домах престарелых. Сын в тюрьме, всё понятно, но где же дочь? Внуки? Всем не было до него дела? Для чего тогда вообще нужны дети? Чтобы содержать их пока можешь, а потом они вышвырнут тебя в дом престарелых, когда ты станешь им в тягость?

События фильма начинаются в 1945 году, трое ветеранов, из разных частей вооруженных сил (капитан бомбардировщиков ВВС США Фред Дерри, старшина ВМС США Гомер Пэрриш и сержант армии США Эл Стивенсон) знакомятся, когда возвращаются на военном самолёте домой со службы, в конце Второй мировой войны. 

Фред, которого играет Дэна Эндрюс, спрашивает Гомера:

- первый раз в воздухе?
- первый, я на самолёты насмотрелся, на авианосце служил, но не думал что отсюда такая красота открывается, даже представить не мог
- много довелось пережить?
- я войны-то почти не видел, не то что вы. Я работал в ремонтном цеху на нижней палубе, мы побывали во многих переделках, но я никогда не видел живого япошку и не слышал как в меня снаряд летит. Когда мы начали тонуть, вокруг было много огней и взрывов, приказали прыгать за борт, так я и обгорел. Очнулся я на крейсере, уже без рук. А дальше уже легче
- легче?
- именно. За мной хорошо ухаживали, научили пользоваться этими штуками. Я могу набирать номер, водить машину, я могу даже монетка в автомат могу бросать. Всё нормально, но...у меня есть девушка
- она знает что с тобой случилось?
- все там знают, только не знают как это выглядит

Почитала про актёра Дэна Эндрюса, не очень долго и много снимали его в главных ролях, поскольку он очень злоупотреблял алкоголем. 

31 декабря 1932 года женился на Джанет Мюррей, которая умерла от пневмонии в 1935 году. Их сын Дэвид, музыкант и композитор, умер от кровоизлияния в мозг в 1964 году в возрасте 30 лет. 17 ноября 1939 года Эндрюс женился на актрисе Мэри Тодд, от которой у него было трое детей: Кэтрин, Стивен и Сьюзен. 

Эндрюс много лет боролся с алкоголизмом и таки поборол свою зависимость, после чего активно работал с Национальным советом по алкоголизму и наркотической зависимости. В 1972 году даже появился в телевизионной рекламе на эту тему.

В последние годы своей жизни актёр страдал от Альцгеймера и находился во Французском "центре болезни Альцгеймера имени Джона Дугласа" в Лос-Аламитосе, Калифорния.

Умер в возрасте 83-х лет, 17 декабря 1992 года, от застойной сердечной недостаточности и пневмонии. Его жена умерла в 2003 году в возрасте 86-ти лет.

Но вернёмся к фильму. Ночью, всё ещё в полёте, Фред спрашивает Эла:

- помнишь как было на фронте? 
- такое не забудешь
- сейчас так же волнуюсь, даже сильнее
- я тебя понимаю
- нервничаю, что вышел в отставку
- а меня больше пугает, что все бросятся меня реабилитировать
- а мне бы только сносную работёнку, да домик для нас с женой, будь у меня это - я мигом реабилитируюсь
- ну, не так уж и много ты просишь
- ты женат, Эл?
- да
- давно?
- 20 лет
- 20 лет?! Матерь божья! Я со своей и 20-ти дней не провёл, познакомился с ней в учебке, в Техасе. 
- теперь у вас будет время познакомится поближе

Утром трое уже летят над родным городом. Каждый радостно узнаёт знакомые места. 

А чуть позже троица едет на такси, разглядывая знакомые улицы. Моё внимание привлёк магазин Вулворт:) 

Гомер спрашивает были ли Эл и Фред когда-нибудь "У Буча", это бар его дяди. Правда, говорит что в семье его не очень любят, именно потому что дядя торгует спиртным:)

Первым домой завозят Гомера. Он ужасно нервничает и большего всего боится встречи со своей девушкой Уилмой. В последнюю минуту даже начинает предлагать Фреду и Элу поехать к дяде в бар, пропустить по стаканчику. Все понимают, что он просто пытается оттянуть время встречи с родными, поэтому отказываются куда-либо ехать.

Первым Гомера видит его младшая сестра, совсем мелкая, что меня очень удивило, при таких-то старых родителях. Она бежит и кричит всем, что Гомер вернулся, в том числе Уилме, которая живёт в доме по соседству. Они с Гомером дружили со школы, а потом дружба переросла в любовь. Очень душевная сцена встречи.

Следующим домой везут Эла Стивенсона, которого сыграл Фредерик Марч

Марч был женат на актрисе Флоренс Элдридж с 1927 года и до своей смерти в 1975 году, у них было двое приёмных детей. Вместе пара снялась в семи фильмах, последним из которых был "Пожнёшь бурю" (1960).


Итак, Эл Стивенсон возвращается домой. Такси подъезжает в красивому 5-этажному, многоквартирному дому. Фред:

- неплохая хибарка! Ты бутлегер, что-ли?
- нет, достоинством не вышел. Я просто банкир))

Ещё одна душевная сцена, встреча Эла с женой и детьми. Жену играет Мирна Лой, дочь - Тереза Райт (я её хорошо помню по фильму "Очарование" (1948) с Дэвидом Нивеном в главной роли). Очень понравился персонаж Милли Стивенсон, жены Эла, очень выдержанная и любящая жена, просто человек с железными нервами:) 

Ох, какие же все женщины одинаковые, муж вернулся с войны, а она от стресса ему выдаёт: "Я ужасно выгляжу":) 

Эл испытывает некоторую неловкость, встретившись с семьёй, особенно с детьми, которые успели очень вырасти за несколько лет его отсутствия дома. Элу понадобится время, как и всем, чтобы снова начать жить привычной мирной жизнью. 

Последним добирается до дома Фредди. Его отец и мачеха живут в каком-то совершенно ужасном, на мой взгляд, месте. Деревянная хибара находится прямо возле железной дороги и внутри выглядит как какой-то сарай. И отец, и мачеха очень рады возвращению Фредди, а он первым делом спрашивает о своей жене Мари. Выясняется что она не живёт тут давно и снимает квартиру в центре, а также работает в ночном клубе. Фредди оставляет свои вещи у родителей и идёт по указанному адресу, чтобы встретиться наконец с женой.

Эл, тем временем, пытается пообщаться с детьми, что даётся ему с трудом. Он дарит сыну, Робу, самурайский меч и флаг, который нашёл на мёртвом японце, флаг весь исписан пожеланиями удачи от его родных. 

- я знаю, папа, японцы придают большое значение семейным отношениям
- да, не то что мы...

Видно что Роб (школьник-старшеклассник) не очень рад таким подаркам, ему не нравится идея воевать и держать в руках предметы, которые принадлежали убитому, пусть и врагу. Лучше быть разумным и не желать войны, чем агрессивным ублюдком, который идёт убивать невинных людей, воровать чужое имущество, насиловать женщин и детей, и получать от этого удовольствие, как известные нам сегодня российские фашисты.

В комнату входит Пэгги:
- я домыла посуду
- у горничной выходной сегодня, что-ли?
- у неё уже три года выходной, столько мы её не видели. Зато я ходила на курсы домоводства и даже купила кулинарную книгу
- что стало с этой семьёй?! Все эти разговоры про атомную энергию (это он про Роба) и хозяйство
- всё это война, сам знаешь. Домашний фронт и его проблемы
- мы читали об этом в газетах и ужасно жалели гражданских
- за нас можно было не волноваться, мы за себя постоять можем, мы сильные:)

Наконец дети деликатно уходят, оставив родителей наедине. Разговор не очень клеится, в воздухе явное напряжение. Милли пытается хоть как-то разрядить обстановку и шутит, но Эл остаётся серьёзным, как-будто даже немного злым. Он просит принести ему что-нибудь выпить и Милли идёт на кухню, где сталкивается с Пэгги. Дочь понимает что происходит и как родителям сейчас тяжело снова найти общий язык, во время войны она проработала два года в госпитале и на многое насмотрелась. 

- мама, я знаю что это трудно, папа тебя любит, его так долго не было, он соскучился по тебе, но не может же он сразу стать таким как был прежде

А Эл, понимая что пока не может находится дома и пытаясь справится с собой, предлагает Милли и Пэгги отправится все вместе, на ночь глядя, по местным барам.

С этого момента начинается хождение троих по всем ночным заведениям города, и в каждом Эл пьёт безостановочно, снимая таким образом стресс. Милли и Пэгги просто его сопровождают, они абсолютно трезвы, но не противятся тому, что Эл напивается.

Одновременно показывают как проводит время Гомер, со своей семьёй и семьёй Уилмы. Вечер проходит в явном напряжении, все только и делаю что пялятся на крюки и жалеют Гомера. Он чувствует себя ужасно, потому что ему и так морально трудно, а тут ещё семья усугубляет положение своим поведением. Вместо того чтобы вести себя более естественно и меньше акцентировать внимание на руках Гомера, дав ему таким образом расслабиться и почувствовать себя полноценным членом общества, а не каким-то уродцем, они заставляют Гомера чувствовать себя ещё более неловким и беспомощным, чем он есть на самом деле. 

В итоге, всё заканчивается тем, что Гомер не выдерживает и покидает гостиную. Он отправляется в бар к своему дяде. Там же оказывается Эл со своей семьёй, уже изрядно пьяный, и не менее пьяный Фредди. Все трое снова встречаются буквально через несколько часов после того как распрощались в такси. 

Компания усаживается за столиком, Фредди и Эл продолжают напиваться, хотя уже едва стоят на ногах. Гомер хотел последовать их примеру, но за ним присматривает Буч, который понимает, что у племянника на душе совсем паршиво и следит за тем, чтобы тот не ударился в пьянство. 

- Уилма звонила
- что ей было нужно?
- ты
- почему они не могут оставить меня в покое?
- потому что любят тебя, вот почему. Что заставило тебя уйти и оставить их волноваться?
- я из-за них занервничал. Они всё пялились на эти крючки или наоборот, отворачивались
- и так, и так плохо?
- как они не поймут, что я хочу, чтобы они относились ко мне как ко всем? Вот отец, например, сидел чистил трубку, как миллион раз до этого. Тут его осеняет, что у него руки есть, а у меня - нет и он перестаёт чистить трубку и пытается спрятать свои руки, как-будто в чём-то виноват
- дай им время, они привыкнут. Они привыкнут к тебе, а ты - к ним, всё наладится, если конечно не будет новой войны. Тогда можно не волноваться, нас разнесёт в первый же день.

А на Эла нападает романтическое настроение (ещё бы, после такого количества выпивки)) и он просит Буча сыграть мелодию "Among my souvenirs", которую я нашла в разном исполнении, но добавлю сюда Веру Линн, она спела много лирических песен во время Второй мировой. К слову, сама песня впервые была выпущена в свет ещё в 1927-м году.

Видимо это была любимая песня Эла и Милли, поэтому он просит Буча сыграть её, а сам приглашает жену на танец. Это смешной эпизод, потому что один танец переходит в другой, музыка становится веселее, а Эл очень пьян, поэтому Милли приходится скакать по залу в объятиях мужа, который наступает ей на ноги и практически заваливает на столы)) 

Больше всего меня насмешило, когда Буч заиграл мелодию "Розамунда", которая у меня ассоциируется только с Саввой Игнатьевичем из фильма "Покровские ворота"))

Пока родители танцуют, Пэгги сидит за столиком с пьяным Фредди. 

- а Вы не похожи на дочку Эла
- на самом деле он мой сын от предыдущего брака))

Пэгги спрашивает почему Фред не позвонил своей жене, а он отвечает, что не нашёл её номер в справочнике. Наконец бар закрывается, Милли и Пэгги запихивают в машину Фредди и Эла, и везут Фредди к дому, в котором вроде как живёт его жена. К счастью они догадались не уехать сразу, потому что Фредди так и не удалось попасть в квартиру и он имел все шансы, будучи очень пьяным, остаться спать прямо на асфальте, у подъезда многоквартирного дома. Две хрупкие женщины затащили Фредди обратно в машину и повезли к себе домой.

Нелёгкая это была задача затащить в квартиру двух невменяемых мужиков, а потом ещё раздеть их и уложить в постель, но Милли и Пэгги справились. Только если Пэгги ушла спать в гостиную на диван, уступив Фредди свою комнату, то Милли пришлось спать рядом с пьяным и храпящим мужем, брррр)) Она его ещё смешно так перевернула на живот, чтобы не храпел на спине))

Фредди ночью начали мучать кошмары, что не удивительно для человека, который видел ужасы войны. Пэгги, проработавшая в госпитале и ухаживавшая за солдатами, поняла что происходит и успокоила Фредди. Наверно именно в этот момент становится понятно, что он ей очень понравился. 

Не сложно догадаться, что утром у кое-кого ужасное похмелье. Фредди просыпается в кровати Пэгги и вообще не может понять где он, а когда видит её саму - впадает в полный ступор, потому что не знает кто это)) Приняв душ и приведя себя в порядок Фредди идёт на кухню, где Пэгги уже готовит завтрак. 

- Вы ведь Пэгги?
- в последний раз говорю - да)) *он её ещё в баре несколько раз спрашивал))

Наконец Фред выясняет, что находится дома у Эла. 

- Вы замужем?
- нет
- не успели, наверно. Обручены?
- нет
- почему нет? Какие-то странные у вас тут парни
- видимо самых хороших уже разобрали

Ответ на все времена:) Все и всегда так говорят, и неважно в какой стране живёшь:)

Появляется Милли и Фредди извиняется перед ней за доставленные неудобства и собирается уходить, а Пэгги, которая как раз едет на работу работу, говорит что подвезёт Фреда по нужному ему адресу. 

Тем временем просыпается главный пьянчужка - Эл. Он явно ещё до конца не протрезвел и не может понять где находится)) Я так смеялась, когда он выкинул в окно ботинки, проверяя на какой высоте находится и, видимо, можно ли бежать через окно)) Это ж надо уметь так напиваться, до полной амнезии.

Заботливая Милли готовит мужу завтрак и приносит его Элу в постель. Сначала Эл ведёт себя как-то странно, грубовато, но потом наконец приходит в себя и даёт волю чувствам, впервые по-настоящему целуя свою жену и понимая, наконец, что теперь он дома. Та стена, которая была между Элом и Милли наконец рухнула.

- чем Вы занимались до войны, Фред?
- был оператором сифона
- кем?
- газировку разливал
- оу...
- удивлены?
- да:) уверена Ваша газировка была самая вкусная. Чем Вы думаете заняться теперь?
- за прилавок я точно не вернусь, что-то не хочется мне снова разливать напитки. Пока не знаю, но торопиться с выбором не собираюсь
- Вы наверно так много повидали, что Бун-Сити для Вас дыра
- только не рядом с Вами, я не шучу, это правда

Что ж, не знаю зачем женатый мужчина, который ещё даже не встретился со своей женой, говорит такое юной девушке. Мужики)) 

Наконец Фреду удаётся встретиться со своей женой Мари, которая дрыхнет в квартире после ночной смены. Это, бесспорно, самый мерзкий персонаж в фильме, хоть и очень реалистичный. 

В отличии от Фредди, который ничего не умеет и пока не знает чем заняться, Эл собирается вернуться на работу в банк, тем более что ему звонит его начальник и просит об этом. Хотя, Эл совершенно не испытывает энтузиазма от мысли о возвращении в банк, он рассчитывал что это произойдёт так быстро и хотел немного отдохнуть, но в итоге говорит, что нужно делать деньги и заботиться о семье.

Фредди первым делом отправляется на старое место работы и буквально не узнаёт его. Раньше это была аптека, а теперь большой магазин. Мистер Буллард, которому раньше принадлежало всё здание, ведёт Фреда к директору, знакомит, в надежде что тот даст ему работу. Директор предлагает только должность помощника менеджера, мерзкого типа, который раньше был помощником Фреда, когда они разливали газировку. 

- жалованье?
- 35.5$ в неделю
- в ВВС я зарабатывал 400$ в месяц
- война закончилась

Совершенно расстроенный такой перспективой Фредди говорит, что поищет что-нибудь другое.

А Эл встречается со своим начальником и возвращается на работу. Ему дают повышение, должность вице-президента отдела по малым займам, с окладом в 12 000$ в год (примерно 202тыс. долларов сегодня). Согласно новому закону, банки должны давать займы бывшим военным и банку нужен человек, который будет понимать нужды этих военных и разбираться в банковском деле. Эл как раз идеально подходит на эту должность. 

Жена Фредди, Мари - пустоголовая мерзкая курица. Совершенно вульгарная, невоспитанная и жадная до денег. У неё происходит шок и мгновенное разочарованием, когда она первые в жизни видит мужа без военной формы. Интересно, она думала он теперь в форме лётчика будет всю жизнь ходить?)) 

Кстати, стоило только появится Фреду, как она тут же уволилась из ночного клуба и теперь намерена сидеть дома и ничего не делать. Неважно, что у Фреда пока нет работы. При этом сразу же тащит его в тот самый клуб из которого уволилась, чтобы познакомить со своими друзьями и очень уговаривает Фредди надеть военную форму, видно что она хочет похвастаться именно тем, что муж - бывший военный лётчик, без формы он ей не интересен и она им не гордится. Ох уж эти скорые свадьбы военного времени, женились на ком попало, лишь бы была симпатичной, а потом мучались (и разводились). 

Самая сложная ситуация у Гомера и Уилмы. Несчастная девушка любит Гомера несмотря ни на что, её не пугает отсутствие у него рук, но Гомер не хочет взваливать на неё свои проблемы, он не хочет обречь Уилму на жизнь с калекой. Он постоянно избегает девушку и ведёт себя с ней очень холодно. Да и вообще Гомер замкнулся в себе, проводит время в одиночестве. Но Уилма всё понимает и не сдаётся. 

- я любила тебя, когда ты ушёл, я люблю тебя и сейчас. Может что-то и изменилось, но только не это

- я должен сам с этим справиться
- я помогу, если ты позволишь
- я должен справиться сам. Я просто хочу чтобы люди относились ко мне как ко всем, а не жалели постоянно. Наверно им это не легко. Нужно просто привыкнуть и не обращать внимания. 

Гомера можно понять, особенно его желание оградить Уилму от трудностей жизни с ним. Каждый вечер, перед тем как идти спать, Гомер стучит в дверь к отцу, чтобы тот пришёл помочь ему. Отец снимает с него крюки, переодевает в пижаму, накрывает одеялом, выключает свет. В этот момент Гомер становится совершенно беспомощным. И он не хочет, чтобы Уилма видела это каждый день, взвалив на себя заботы не только о доме, но и о нём. Иногда мужчины совершенные болваны и не понимают, если женщина любит по-настоящему, она будет любить своего мужчину даже если у него не будет рук или ног. Почему-то так устроен мир, в большинстве случаев мужчина от женщины-калеки отказался бы, ушёл к другой, а женщина не бросила бы своего мужчину, заботилась, любила.

Вот уж у кого дома полный бардак - это у Фредди. Теперь его жена целыми днями сидит дома, часами говорит с подружками по телефону, занимается всякой ерундой и ждёт вечера, чтобы снова отправиться в какой-нибудь бар/ресторан/ночной клуб повеселиться, как-будто у неё её очень богатый муж. Всё это заканчиваются тем, что однажды Фред говорит Мари, что он на нуле, денег больше нет, поэтому теперь они будут питаться дома и о ресторанах можно забыть. Тоже такой странный, когда только вернулся домой у него была тысяча долларов, зачем нужно было тратить их все сразу, потакая жене? А теперь дома истерика, скандал, потому что Мари визжит, что она хочет в ресторан, а Фредди трусит её за плечи так, что у неё практически голова отваливается, когда она заявляет, что пойдёт в ресторан одна. 

В общем, вместо того чтобы поддержать мужа, помочь ему, Мари вдруг понимает, что он её бесит, что она хотела бы быть замужем за богатым лётчиком, а не за безработным бывшим военным, который ничего не умеет делать, не имеет образования и потому у него нет никаких перспектив в жизни.

От безысходности Фред принимает предложение и идёт работать в тот самый магазин, где когда-то разливал газировку, только сейчас его отправляют продавцом в отдел парфюмерии. Худшего продавца сложно представить))

Эл выходит на работу в банк и обещает заем одному из бывших военных, несмотря на то, что у него нет никакого имущества под залог. Из-за этого у Эла будет неприятный разговор с начальником. 

Фредди в качестве продавца парфюмов:

- я видела эту рекламу "Ночная нега", правда что о ней пишут?
- а что о ней пишут? "Дерзкий, томный...", так и есть))
- Ооо, "Обольщение", сколько стоит?
- дорогая штука, 16.50$, зато размер хороший *открывает большую коробку, а там малюсенький флакончик)) Видите о чём я...но это верняк!
- что Вы имеете в виду?
- ну..ээ...подойдёт к любому настроению))

Вдруг появляется Пэгги. 

- нам запрещено болтать с покупателями
- хорошо, я что-нибудь куплю...Это что?
- "Вернись молодость", комплексный крем, Вам это не нужно)) А это крем под пудру, это - для снятия крема под пудру, можете сэкономить: если не брать тот крем, то не нужно брать и этот)) Как насчёт лосьона? Стоит 2.99$, что просто грабёж. 
- на самом деле я пришла не за покупками, папа сказал, что Вы здесь работаете и я зашла поздороваться. 
- в час у меня обед, не желаете перекусить?
- не откажусь

- о чём ещё Вы мечтали на фронте?
- ни о чём конкретно, но в двух вещах я был уверен: что не вернусь на работу в аптеку
- а второе?
- ещё наивнее, мечтал что у меня будет свой дом, скромный домик для нас с женой где-нибудь за городом, хоть в предместье. Дурацкие мысли возникают на фронте
- ради этого не обязательно было идти на фронт
- да, безумных мыслей хватает и здесь

Когда Пэгги и Фред выходят из кафе и подходят к её машину, Фредди вдруг хватает девушку, прижимает к себе и целует.

Фредди:
- не стоило этого делать, но это было нужно

Что ж, как бы там ни было, Пэгги тоже не просто так приехала, она уже дала Фредди понять, что он ей нравится. Но вот что себе думает Фредди, будучи женатым? Пусть там жена и дура)) 

В отношениях Фредди и его жены Мари с каждым днём всё становится хуже и хуже. Собственно, ничего удивительного, началась обычная семейная рутина, а Мари жаждет постоянного праздника. Фредди, зарабатывающий копейки, точно не может обеспечить своей жене тот уровень жизни, который она жаждет. И его, конечно, ужасно раздражает поведение жены, которая к тому же неряха и не хозяйственная, но это как раз не удивительно. Не могу сказать что мне жаль хоть кого-то из этих двоих. Быстрые свадьбы, после недели знакомства, а то и пары дней, редко заканчиваются чем-то хорошим, ведь люди совершенно не знают друг друга.

Вечером Фредди возвращается домой после работы, в тот же день, когда поцеловал Пэгги, а жена радостно заявляет ему чтобы надевал свой новый костюм, потому что они идут в ресторан. И раньше чем Фредди успевает возразить, она говорит что их пригласила Пэгги Стивенсон. Мари не знает кто это, да ей в общем всё равно, лишь бы погулять, да ещё и за чужой счёт. Фредди готов был сначала отказаться, он об этом так и заявил, но в последний момент передумал и пошёл на двойное свидание, так это назвала Мари, ведь Пэгги сказала что придёт с приятелем.

В этот же вечер собираются идти на приём Эл и Милли, Эл должен будет произнести речь перед банковским начальством. Проблема в том, что он стал очень много и часто пить, и вечер перед приёмом не исключение.

Милли говорит мужу, что Пэгги идёт на танцы с Вуди Мэрилом, парнем из очень обеспеченной семьи, а сопровождать их будет Фредди с женой. Если кандидатуре Вуди Эл рад, то ему не особо нравится то, что на танцах будет Фредди. 

Тут ещё Милли неожиданно заявляет мужу, что Пэгги влюблена во Фредди.

Элл говорит дочери:

- ты, вроде, увидишь Фреда?
- да
- какая у него жена?
- я не знаю, потом расскажу

Появляется Милли, Пэгги говорит родителям:

- я знаю что вы думаете, боитесь что я влюбилась во Фреда
- так ты влюблена?
- да, но я не хочу этого, поэтому попросила его прийти с женой. Надеюсь это меня отрезвит, познакомлюсь с ней и...перестану думать всякие глупости

Пэгги уходит, а Эл говорит жене:

- можно не волноваться, она о себе позаботится
- это она так думает...

Эл и Милли отправляются на ужин, Эл упорно пьёт, а Милли наблюдает за ним и ужасно нервничает, особенно когда он встаёт перед толпой гостей, чтобы произнести речь. К счастью, всё обходится хорошо

Более интересна, конечно, встреча Фредди и Пэгги на танцах. Во-первых, какое ужасное место)) Небольшой зал и какое-то сумасшедшее количество людей, на танцполе все просто топчутся на одном месте, толкаются локтями, потому что развернуться негде, не представляю в чём удовольствие от такого времяпровождения. Шум, музыка, накурено, столики стоят близко друг к другу, протолкнуться невозможно. 

От всей обстановки в восторге только Мари, тем более когда она узнаёт кто кавалер Пэгги, ведь он очень богат.

Вуди говорит Пэгги:

- не понимаю, почему ты в меня не влюбилась? я же красавчик))
- конечно, Вуди, ты неотразим:)
- почему же ты не сдаёшься? Не все браки должны быть такими
- какими?
- как у твоей подружки Мари
- а что у них не так?
- ничего, кроме одной мелочи - они друг друга не любят.

Когда Мари хватает Вуди и уводит его танцевать, Фредди и Пэгги остаются за столиком одни:

- зачем ты это, Пэгги?
- что? ты о чём?
- позвала Мари, чтобы мы пришли вместе
- я сделала это специально
- но зачем?
- чтобы доказать себе, что того что было днём на самом деле не было
- но это было, не могло не быть. Если мы так и будем встречаться, это произойдёт ещё раз

Чуть позже Пэгги оказывается с Мари в дамской комнате и Мари говорит:

- Вуди милашка, такой весёлый и деньжата водятся, его семье принадлежит половина города, и он положил на тебя глаз, Пэгги. Не хочу учить, но лучше хватай его поскорее
- мы с ним друзья, но я к нему ничего не чувствую
- забудь о романтике, чувства сами придут, поверь мне. Может деньги и не главное, но очень важное. Когда Фред был в армии я тратила по 500$ в месяц, это с его жалованья и моей зарплаты, а теперь Фред превратился в аптечного ковбоя и нам приходится жить на 32.50$ в неделю. Бедняга Фред, наверно ты считаешь его занудой, а он таким не был, это война вытянула из него всю жизнь
- Фред не станет сидеть в этой аптеке, он найдёт что-нибудь получше
- ну конечно, через 5 лет он будет получать 50$, с такими деньгами счастливого брака не бывает, детка

Пэгги в шоке от услышанного, хотя конечно доля правды в том что сказала Мари есть. Просто она говорила о муже как о каком-то ничтожестве, было неприятно слушать. Такие женщины не понимают, что оскорбляя мужа, они оскорбляют и себя.

Пэгги возвращается домой ужасно расстроенная и идёт к родителям.

- хорошо отдохнули?
- так себе
- ну, какой он?
- я рада что пошла с ними, хотя это было очень неприятно
- тут нужна смелость, крошка, а ты смелая
- она мне пригодится, я решила...я разрушу их брак, не могу смотреть как Фред мучается с той, кого он не любит. И которая не любит его. Это ужасно и унизительно, это убивает его дух, кто-то должен ему помочь
- а он точно её не любит?
- конечно
- это он сказал тебе?
- нет
- она?
- нет
- то есть ты всё решила сама
- он ненавидит её, я знаю!
- кто ты? господь бог? кто дал тебе право вмешиваться в чужую жизнь? 
- Фред любит тебя?
- да

Эл:
- думаешь поцелуй такого ловкого типа как Фред что-то значит?
- ты его не знаешь, ты не знаешь что у него на душе! И она не знает, его жена, наверно она тоже так думала, выходя за него, ловкий тип да ещё и при деньгах. Но он уже не такой и ей стало не интересно!
- и когда это ты стала такой мудрой? заглянула в самые потайные уголки души
- я вижу, потому что люблю его
- решила разрушить брак? и как ты это сделаешь? может топором?
- это не ваше дело как, ты вообще забыл что значит любить
- слыхала, Милли? я такой старый, что забыл какого это любить, страстно...
- просто у вас всегда было всё так гладко, вы любили друг друга, поженились в большой церкви, медовый месяц на юге Франции, у вас никогда не было никаких проблем, откуда вам понять нас с Фредом?

Милли говорит мужу:
- у нас никогда не было проблем? Сколько раз я искренне говорила, что ненавижу тебя? Сколько раз ты говорил как устал от меня и что у нас всё прошло? Сколько раз нам приходилось влюбляться заново...

Святая простота Пэгги ничего пока не знает о семейной жизни и проблемах, которые её подстерегают. Однако, в семейной жизни Фреда действительно всё плохо. Вопрос только в том, почему Пэгги решила, что должна в это вмешиваться? Если всё так плохо, почему Фред не разводится и не уходит от ненавистной жены? Разумней дать ему время разобраться со своей жизнью самостоятельно. Но Фред как раз не торопится что-то решать. 

Разобраться со всем этим решает Эл. Как отец он пытается защитить свою дочь. Эл встречается с Фредди тем же вечером у Буча и спрашивает в лоб:

- ты любишь Пэгги?
- закон обязывает меня отвечать?
- нет, но я повторю, ты любишь Пэгги?
- да, что дальше?
- твоя жена, какое она занимает место в этой романтической схеме?
- а какое тебе дело?
- Пэгги тоже сказала, что это не моё дело, но я просто не хочу чтобы она страдала. Ты мне симпатичен, но я не хочу чтобы вы с Пэгги встречались тайком, я сделаю всё чтобы она была от тебя подальше, чтобы она всё забыла и обрела счастье с приличным парнем
- значит это всё, Эл, больше мы с ней не увидимся

Фредди встаёт, идёт к телефону, звонит Пэгги и говорит, что они больше никогда не увидятся... Что ж, всё правильно, а то получается Фред разводиться не собирался и что дальше? сделал бы Пэгги своей любовницей? Похоже именно так бы и вышло

Когда на душе паршиво и ничего не клеится, другие неприятности тоже начинаются сыпаться со всех сторон. К Фредди на работу заходит Гомер, поболтать о том что у Фредди произошло с Элом. За стойкой сидит какой-то мужик, который увидев крюки Гомера цепляется к нему, заводит разговор на тему политики и разглагольствует на тему того, что Америка сражалась не на той стороне, намекая что ей бы сражаться на стороне Гитлера. Разговор слышит Фредди и всё заканчивается дракой, а дальше увольнением Фредди. 

Возвращаясь вместе домой Фредди спрашивает Гомера:

- как у тебя с твоей Уилмой? Жениться собираетесь?
- не знаю
- почему не знаешь? Она не хочет?
- Уилма тут ни при чём, она-то хочет...
- значит это ты?
- да, наверно...так и есть
- окажи мне услугу, Гомер. Не мне давать советы влюблённым, но пойди к Уилме, обними её, поцелуй, сделай ей предложение и женись на ней. Завтра же и не раздумывай долго

Гомеру и правда пора что-то решать, ведь он любит Уилму. Он возвращается домой и задерживается ненадолго перед окном дома, в котором живёт Уилма, нерешительно глядя на девушку, занимающуюся домашними делами. А затем, как обычно, отправляется к себе, так и не решившись зайти к Уилме в гости и не поговорив с ней. 

Возможно Гомер так бы никогда и не сделал предложение девушке, но тут она приходит к нему сама, говорит увидела в окно, что Гомер ещё не спит. После непродолжительного разговора Гомер принимает решение, он говорит Уилме, что она должна кое-что увидеть и ведёт её за собой на второй этаж, к себе в комнату.

Он показывает девушки свои руки с крюками, а потом без них. 

- я как беспомощный младенец, который умеет только кричать
- я люблю тебя и никогда тебя не оставлю
- и я люблю тебя, Уилма, всегда любил и всегда буду любить

Очень душевный момент, прямо хотелось обнять этих двоих от переизбытка чувств)) Наконец у пары всё разрешилось чудесным образом. 

Кому придётся ещё поскитаться, так это Фредди, снова безработному. Пока он ходит на биржу труда и выстаивает там очереди, его жена изменяет ему прямо у них дома, причём с мужиком, которого знает ещё со времён войны, когда Фредди был на фронте.

Мужик говорит Мари про Фредди:

- не понимаю, кругом столько денег и он не может ничего найти. Что с ним?
- просто не очень умный

И тут появляется Фредди, застаёт парочку дома. Хотя с виду всё выглядит прилично, уже само присутствие постороннего молодого мужчины в квартире говорит само за себя. Мужик уходит, а Мари начинает упрекать мужа во всём, заявляя что потратила на него лучшие годы своей жизни, а затем, что подаёт на развод. Правда, заявив это она как-то выжидательно смотрит, как-будто надеется, что Фредди попросит её остаться, но он этого не делает, он просто идёт и собирает свои вещи, чтобы убраться из этого города куда подальше.

Из города он, в итоге, не уезжает и даже находит работу, тоже не особо хорошую и с маленькой зарплатой. 

Фредди и Пэгги снова встречаются спустя время, на свадьбе Гомера и Уилмы. Не знаю кто придумал именно такую концовку, но она была немного дурацкой, точнее речь Фредди. Он обнимает, целует Пэгги и говорит:

- ты ведь знаешь что нас ждёт, у нас могут уйти годы на поиски счастья, не будет денег, не будет своего дома, придётся работать, терпеть невзгоды...

А Пэгги, как дурочка, улыбается, обнимает Фредди и просто счастлива от такой перспективы на будущее)) Вот это я понимаю, мужик по-честному сходу сказал, что всё будет плохо)) И ведь потом ему уже претензий не предъявишь, предупредил же заранее)) Именно эта его дебильная тирада немного испортила завершение истории. Но в целом фильм чудесный, очень рада что посмотрела его.
































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....