суббота, 19 ноября 2022 г.

"Мэр Кэстербриджа"/ "The mayor of Casterbridge" (2003)

Я очень люблю старые британские экранизации классических произведений и этот мини-сериал один из тех, которые время от времени пересматриваю. Во-первых, а это случается со мной редко, я люблю все книги Томаса Харди (по крайней мере которые есть в русском переводе), во-вторых, одну из главных ролей исполнил Джеймс Пьюрфой, он прекрасен и уже ради него стоит смотреть сериал:) 

Начну немного издалека, расскажу про писателя и покажу красивые домики, в которых он жил. Первое признание пришло к Харди благодаря пятому по счёту роману, "Вдали от обезумевшей толпы" (1874), впервые опубликованному с продолжением в лондонском журнале "Корнхилл", а позднее вышедшему отдельной книгой. Писателю было всего 34 года.

на фото дом Харди в Дорсете, называется "Макс Гейт"

К 1885 году Харди заработал достаточно средств для того, чтобы перебраться в Дорчестер. Там он построил дом "Макс-Гейт" для себя и жены Эммы. Начиная с 1887 года он стал больше отдавать предпочтение написанию коротких рассказов, сюжеты которых черпал из жизни Дорсета. Теперь его имя стало очень известным в литературных кругах, а лондонские журналы хорошо платили за публикации его рассказов.

В 1912 году Эмма умерла от сердечного приступа. Харди, которому в то время было 72, уже несколько лет не писал романов, с тех самых пор, как "Тэсс из рода д’Эрбервиллей" и "Джуд Незаметный" шокировали многих викторианских читателей и настроили их против автора. 

а в этом коттедже писатель родился


Слава романов Харди продолжала расти и после того как он отошёл от беллетристики. В начале XX века он воспринимался в Англии как крупнейший романист современности, подлинный наследник Диккенса. Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1910 году Харди стал кавалером ордена Заслуг.

В 1913 г. был опубликован четвёртый и последний сборник рассказов Харди, "Изменившийся человек", где он сохраняет верность своим дорсетским корням. Год спустя Харди вступил в новый брак, с писательницей Флоренс Дагдейл. 

Было интересно как выглядит коттедж, в котором Харди родился, и дом, который он построил став известным писателем. Удалось найти довольно много фотографий, но большая часть из них имеет не лучшее качество. Что ж, не у всех есть хорошая техника и талант к фотографированию. 

Коттедж понравился больше чем дом. Очень уж всё уютное, маленькое, чисто английское. Например, комната с очагом. Тут семья готовила еду и просто общались, а также играла на музыкальных инструментах (на фото я увидела только скрипки, не знаю играли ли ещё на чём-то). Топливо для очага собирали в лесу за коттеджем.

Изначально комната на фото ниже была буфетной, но позже отец Харди использовал её в качестве рабочего кабинета, ведя оттуда свой каменный и кирпичный бизнес. Тут он не только вёл счета, но и платил рабочим через маленькое окошко

Бабушка Томаса Харди, Мэри, была важной фигурой в семье и оказала большое влияние на его жизнь. Эта комната была и её гостиной, и местом где она готовила еду. В ней есть хлебная печь, которую нагревали, сжигая внутри дрок. Отсюда же в спальню бабушки вела довольно крутая лестница.

В этой комнате, спальне родителей, родился Томас Харди. 

Из его самых ранних воспоминаний: "Я лежу в колыбели со змеей, свернувшейся клубочком на груди, приползшей из пустоши за коттеджем".

После смерти бабушки в 1857 году это место стало спальней Томаса. Здесь, за письменным столом у окна, где он черпал вдохновение от открывающегося вида на сад, Томас написал свои ранние романы, в том числе "Под деревом зелёным" и "Вдали от обезумевшей толпы".

Очень нравится английская архитектура, внешне всегда выглядит сказочно, но мне кажется что с такими маленькими окнами внутри должно быть довольно темно. Хотя, о чём это я, это в миллион раз лучше чем квартира))

К слову, оба дома принадлежат Национальному фонду и ни в одном нет оригинальной мебели, принадлежащей когда-то Харди или членам его семьи. Как бы там ни было, коттедж выглядит уютно

на втором этаже 3 малюсенькие спальни


Нашла интересную информацию про первую жену Харди. Он познакомился с Эммой Гиффорд во время архитектурной миссии по восстановлению приходской церкви Святого Джулиота в Корнуолле, влюбился в девушку и женился. Пишут, что Эмма считала себя человеком более высокого класса, чем Харди, поэтому, хотя изначально отношения складывались хорошо, со временем Эмма и Харди эмоционально отдалились друг от друга. Отец Эммы был адвокатом и рано вышел на пенсию, полностью сев на шею своей матери (это при наличии жены и пятерых детей, нормально, да?), поэтому когда мать умерла в 1860 году, семье пришлось начать экономить и переехать в более дешевый арендованный дом в Бодмине, Корнуолл. Эмме и её старшей сестре Хелен пришлось работать гувернантками, а позже Хелен стала бесплатной компаньонкой женщины, в доме которой она встретила своего будущего мужа, преподобного Кэдделла Холдера. Эмма поселилась у сестры в 1868 году, чтобы помогать по хозяйству и управлять приходом.

Эмма встретила Харди в 1870-м году, но поженились они только четыре года спустя, 17 сентября 1874 года, в церкви Сэнт Питерс, в Паддингтоне, Лондон. Церемонию провел дядя Эммы, Эдвин Гамильтон Гиффорд, каноник Вустерского собора, позже ставший архидиаконом Лондона. Молодые провели медовый месяц в Руане и Париже. Учитывая сравнительно скромное происхождение Томаса Харди, Эмма "считала себя вышестоящей по отношению к своему мужу в социальном плане и в более позднем возрасте публично упомянула о классовой пропасти, которая существовала между ними".

У Харди никогда не было детей, что могло повлиять на их отношения с женой. 

А. К. Бенсон писал: "У меня было ощущение чего-то невыносимого при мысли о том, что ему (Харди) придётся жить день и ночь с абсурдной, непоследовательной, надменной, бессвязной старой женщиной. Они вообще не ладят. Брак считался мезальянсом для неё, когда Харди был бедным и не примечательным, но даже когда всё изменилось в лучшую сторону, она продолжала злиться на мужа. Она такая странная, и все же с ней следует обращаться как с разумной, в то время как Эмма, как я полагаю, полна подозрений, ревности и оскорблений, которые похожи на безумство"; 

портрет Эммы

Эвелин Эванс, частая гостья в доме, сказала, что Эмма Харди, "считалась горожанами Дорчестера очень странной... Её мания величия становилась всё более заметной. Она никогда не забывала, что была племянницей архидьякона, вышедшей замуж за человека, стоящего ниже её по социальной лестнице... она убедила растерянных редакторов опубликовать её никудышные стихи и намекнула, что она была главной музой Харди, благодаря которой он написал все свои произведения"; 

Кристин Вуд Хомер, подруга Харди, сказала, что "у Эммы была навязчивая идея, что она превосходит своего мужа по происхождению, образованию, талантам и манерам. Если сначала она была только ребячливой, то с возрастом стала очень подозрительной и говорила странно".

После двадцати лет брака Томас Харди опубликовал книгу "Джуд Незаметный" (1895). Эмма не одобряла последний роман Харди из-за критики религии в книге и потому, что она беспокоилась, что читающая публика поверит, что отношения между Джудом и Сью аналогичны её натянутым отношениям с Харди. Эмма и Харди проводили все больше и больше времени порознь и он начал встречаться с другими женщинами, такими как Флоренс Дагдейл, компаньонкой леди Стокер, невесткой Брэма Стокера, автора Дракулы. В 1899 году Эмма стала фактически затворницей и проводила большую часть своего времени в чердачных комнатах, которые она попросила Томаса Харди построить для неё, и которые называла "моим милым убежищем и утешением". Хм...сразу подумала про роман Шарлотты Бронте "Грозовой перевал", с безумной героиней спрятанной на чердаке. 

Сейчас считается, что Эмма страдала психическим заболеванием. Она умерла 27 ноября 1912 года в возрасте 72 лет. 

26 ноября она почувствовала себя плохо и разрешила вызвать ей врача, но не позволила осмотреть себя. В 8 часов утра 27 ноября горничная нашла Эмму "стонущей и ужасно больной". Она позвала повара, который попытался снести хозяйку вниз по лестнице, но к тому времени, когда позвали Харди, Эмма была уже без сознания и вскоре после этого умерла. Врач назвал причиной смерти сердечную недостаточность и камни в жёлчном пузыре.

Четвёртый сборник стихов Томаса Харди включал стихи, написанные сразу после смерти Эммы. Он нашёл записную книжку под названием "Что я думаю о своём муже" в спальне жены, на чердаке, и винил себя всю оставшуюся жизнь в том, что сделал жену несчастной.

Эмма в старости

Когда Эмма умерла, Харди буквально обезумел от горя и неожиданно начал скучать по жене. Кто там ещё был ненормальный?)) В итоге, хотя он повторно и женился, на Флоренс Дагдейл, Харди не переставал писать об Эмме и навещать её семью. Это, естественно, привело к тому, что его отношения со второй женой стали со временем довольно натянутыми. 

на фото Томас Харди 

Дагдейл родилась в Эдмонтоне, Лондон, и была дочерью директора школы. Родители дали Флоренс хорошее школьное образование. В 1897 году она стала квалифицированной учительницей в Сент-Эндрюс (школе, где работал её отец). 

Как я писала выше, Дагдейл была компаньонкой леди Стокер, жены сэра Торнли Стокера, брата Брэма, автора Дракулы. 

Дагдейл впервые встретила Томаса Харди в 1905 году, когда ей было 26 лет. Она стала его преданным другом и помощником, в 1908-м году перестала преподавать, чтобы полностью посвятить себя писательской карьере и помощи Харди. В 1912 году Флоренс опубликовала первую книгу - "Книга птенцов" (при участии Харди). 

В том же году умерла жена Харди - Эмма. В 1913 году Дагдейл переехала в "Макс Гейт" в Дорчестере. В 1914 году они с Харди поженились.

на фото Флоренс

Во время брака Дагдейл все больше оказывалась в тени первой жены Харди (которой Харди пренебрегал, как мы помним, пока она была жива). Неистовая и депрессивная любовная поэзия Харди, написанная с мыслями об Эмме, была причиной страданий Флоренс. Тем не менее в 1928 году, когда Харди умер в возрасте 87 лет, она настолько сильно горевала, что ей потребовался врач. Сама Дагдейл умерла в Макс-Гейт, от рака, в возрасте 58 лет.

на фото Флоренс и Харди, разница в возрасте 39 лет 

В поместье "Макс Гейт" всё намного богаче, конечно, местами очень уютно. Например, кабинет Харди


в общем, если бы кабинет не был в красных тонах (ох уж англичане любят этот ужасный цвет в интерьере), то внутри довольно уютно

мне бы такой столик у большого окна, чтобы рисовать и наслаждаться видом сада:)




это гардеробная Харди


Что ж, вернусь теперь к мини-сериалу:) История начинается с того, что главный герой, по имени Майкл Хенчард, путешествует со своей женой Сьюзен и их дочкой, ища заработок в качестве наёмного работника. Они добираются до деревенской ярмарки недалеко от городка Кэстербридж в Уэссексе. По книге Хенчарду всего 21 год, а жене, возможно, и того меньше, но в фильме почему-то решили, что и молодого Хенчарда, и более взрослого должен играть один и тот же актёр. Кхэ...Киарану Хайндсу в фильме 50 лет)) 

В общем, на ярмарке Хенчард, большой любитель выпить, в течении дня напивается в одном из ярмарочных шатров до такого состояния, что совершает немыслимый поступок, как по тем временам, так и по сегодняшним. Его явно бесят и жена, и годовалый ребёнок, поэтому он заявляет:

- не пойму, почему женатый человек, если ему не нужна жена, не может сбыть её как старую клячу. Почему бы не выставить её и не продать? Мою я бы продал сию же минуту, пожелай только кто-нибудь купить.

Сьюзен пытается утихомирить пьяного мужа, но он только становится агрессивнее и входит в раж, крича на весь шатёр кто хочет купить его жену. Девушка уже плачет и говорит, что хотела бы, чтобы кто-то её купил, лишь бы убраться подальше от Майкла. Явно свихнувшийся мужик кричит, что меньше чем за 5 гиней не продаст жену, зато после продажи обещает, что купивший никогда больше не услышит о нём. Все свидетели этого шоу явно в шоке, но тут поднимается мужчина и выкладывает на стол перед Хенчардом нужную сумму. Сьюзен говорит мужу:

- Майкл, послушай, если ты прикоснёшься к этим деньгам, мы с дочкой уйдём с этим человеком. Пойми, сейчас это уже не шутка.
- шутка? конечно это не шутка! Я беру деньги, моряк берёт тебя

Моряк Ричард Ньюсон очень спокойный и воспитанный мужчина, не похоже что он купил у Хенчарда жену со злым умыслом. Наоборот, он спас женщину и ребёнка. Даже выложив деньги он говорит, что заберёт Сьюзен с собой только если она сама согласна пойти с ним, и что он ни за что на свете не хотел бы оскорбить её чувства.

Так заканчивается двухлетний брак Майкла и Сьюзен, девушка снимает с пальца обручальное кольцо, отставляет его на столе перед мужем и уходит с моряком, забрав конечно же и дочь.

На следующее утро, протрезвев, Майкл, понимая что натворил, идёт в церковь и клянётся на библии, что больше не прикоснётся к алкоголю в течении 21 года. Забавно, что он придумал для себя именно такой срок, а не дал, например, пожизненный обет.

Проходит 19 лет. И вот нам показывают вернувшуюся в эти края Сьюзен и её уже взрослую дочь Элизабет-Джейн, которую играет Джоди Мэй и я эту актрису терпеть не могу внешне. Она играла в ещё одной экранизации по роману Харди - "В краю лесов" (с моим любимым Руфусом Сьюэллом), в сериале "Аристократы" (1999) и во многих других.

После того как Ньюсон пропал в море, Сьюзен, думая что он погиб и никогда не вернётся, лишённая каких-либо средств к существованию, решает снова найти Хенчарда. Дочь знает только, что они с матерью являются его родственницами.

Ярмарка возле Кэстербриджа проходит ежегодно, и даже спустя 19 лет Сьюзен находит ту самую старуху, которая за деньги подливала Майклу алкоголь и была свидетелем инцидента с продажей жены и ребёнка. За небольшую плату старуха признаётся, что Хенчард пришёл к ней на следующий год после продажи и попросил, если когда-нибудь о нём будет спрашивать женщина, сказать что его можно найти к Кэстербридже. 

Сьюзен с дочерью отправляются в город, чтобы навести справки о Хенчарде и добираются туда к вечеру. Войдя в город их внимание привлекает толпа на главной площади, а также упоминание имени Хенчарда. Оказывается, это местные любопытные зеваки сидят под окнами здания, в котором проходит званый ужин для важных особ, а председательствует там мэр - мистер Хенчард.

Увидев в окне лицо Хенчарда Сьюзен, узнав его, пугается и говорит дочери, что хочет уйти. Она думала, что её муж сидит где-то в работном доме или валяется пьяным под забором и никак не ожидала, что он стал таким богатым и уважаемым в городе человеком. Не совсем вижу логику в происходящем)) Сьюзен, оставшись без средств к существованию, ищет мужа, чтобы он помог ей и дочери, при это она уверенна, что он конченный пьяница и практически нищий. Поправьте меня, если я не права))

Вот уж кто точно не намерен никуда уходить после увиденного, так это Элизабет-Джейн. Она узнаёт от местных жителей, что Хенчард очень важный человек и что ещё ни одной крупной сделки на покупку пшеницы или сена не заключалось без его участия.

Тем временем за ужином у мэра собрались все важные люди города и идёт обсуждение урожая. Больше всего Хенчарда всё время задирает советник Ватт, которого играет Дэвид Брэдли, всем нам известный Аргус Филч из Гарри Поттера.

Ватт спрашивает Хенчарда что он может сказать о плохом хлебе, но тот только во всём винит плохую погоду. Другие возражают ему, что плохая погода не должна влиять на урожай и что на самом деле проблема в плохом управлении, но у Хенчарда и на это есть ответ - он как раз ищет хорошего управляющего. 

В это же время появляется ещё один главный персонаж - Дональд Фарфрэ, молодой и энергичный шотландец, которого играет Джеймс Пьюрфой. Он передаёт Хенчарду записку, в которой просит о встрече, и отправляется в местную гостиницу "Три моряка". Увидев его на площади и решив, что он выглядит прилично, Элизабет-Джейн предлагает матери последовать за молодым человеком и поселиться в той же гостинице, поскольку на улице уже почти ночь. 

В гостинице Сьюзен, не привыкшая к жизни в достатке, нервничает из-за того, что им это место не по карману, но Элизабет-Джейн идёт к хозяйке гостиницы и просит у неё позволить ей частично отработать их с матерью пребывание тут. Хозяйка соглашается и девушка на вечер становится прислугой. Первым делом она несёт поднос с едой мистеру Фарфрэ, который поселился в соседней с ними комнате. Вскоре туда приходит мистер Хенчард и мать с дочерью становятся свидетельницами разговора двух мужчин. Прекрасная слышимость, просто хрущёвка какая-то))

Фарфрэ рассказывает Хенчарду, что отправляется в Бристоль, а оттуда в Америку. Он разбирается в торговле и в зерне, поэтому говорит, что может помочь Хенчарду спасти часть урожая пшеницы. Хенчард поражен тем, что такое вообще возможно, ведь из спасённой пшеницы можно будет сделать неплохую муку второго сорта. За свою помощь Фарфрэ не берёт ни копейки. Хенчард понимает, что молодой человек мог бы стать прекрасным управляющим в его фирме и делает предложение, обещая не только хорошую зарплату, но и комиссионные за торговлю зерном. Фарфрэ, несмотря на довольно щедрое предложение, отказывается и говорит что утром уезжает, как и планировал. На последок он предлагает Хенчарду выпить с ним, но тот говорит что не пьёт ничего крепче чая, хотя в молодости и был любитель чего покрепче. А ещё рассказывает, что 19 лет назад совершил кое-что, чего будет стыдиться до конца жизни. Всё это слышит Сьюзен.

Позже, уже перед сном, Элизабет-Джейн сталкивается на лестнице с Фарфрэ и видно, что они друг другу приглянулись.

Следующим утром Сьюзен раздумывает над всем услышанным и принимает решение всё таки отправить к Хенчарду дочь с посланием.

Тем временем Фарфрэ готовится к отъезду, а Хенчард, не теряющий надежды уговорить его остаться и принять должность управляющего в фирме по оптовой продаже зерна и сена, приходит его провести. В конце концов, буквально в последний момент, Фарфрэ принимает предложение и решает остаться, при этом Элизабет-Джейн явно является одной из причин, по которой он принял такое решение. 

Сьюзен отправляет дочь к Хенчарду и просит сказать ему, что его дальняя родственница, вдова моряка, находится в городе. Если он хорошо отреагирует на эту новость и скажет, что помнит о ком идёт речь, Элизабет-Джейн должна спросить где и когда они втроём (или только Сьюзен и Хенчард) могут встретиться. Девушка отправляется к Хенчарду на фирму, где появляется ещё один важный, хоть и второстепенный, персонаж - Джошуа Джапп. Он планировал занять должность управляющего и приехал на собеседование, на которое его в письме пригласил лично Хенчард, но увы, должность уже занял Фарфрэ. 

Неприятная такая история, в письме Хенчард писал, что Джапп может приехать в четверг или субботу, он приехал в субботу и опоздал, простое стечение обстоятельств. Мужчина уходит очень злым и расстроенным, хотя в общем Хенчард в письме не обещал ему должность, окончательное решение он должен был принять при встрече.

Наконец к Хенчарду приходит Элизабет-Джейн, передаёт всё что попросила мать. Услышав о Сьюзен Хенчард в шоке, он начинает задавать разные аккуратные вопросы и узнаёт, что девушка ничего не знает о нём и о том, кем он на самом деле ей приходится.

Хенчард ведёт Элизабет-Джейн к себе домой, продолжая начатый разговор, и девушка рассказывает, что она, с отцом и матерью, несколько лет жила в Канаде, откуда они вернулись в Англию, когда девочке было 12 лет. 

Её отец Ричард Ньюсон пропал без вести прошлой весной и они с матерью после этого жили в Портсмуте. Узнав всё что нужно, Хенчард пишет записку и просит девушку передать её Сьюзен.

Вернувшись в гостиницу девушка рассказывает матери, что Хенчард вёл себя как джентльмен и всё прошло хорошо, а также передаёт записку, в которой он назначает Сьюзен встречу вечером. В конверте, помимо записки, лежат бумажные деньги и те самые 5 гиней. 

Встретившись на природе, где никто их не может увидеть (хотя там голые холмы)), Хенчард первым делом говорит, что больше не пьёт, а ещё что искал Сьюзен и дочь все эти годы. Сьюзен же считала, что должна быть верной до гроба своему новому мужу-моряку, что та сделка в шатре была законной и связала её с мужчиной навсегда. Теперь же она считает себя его вдовой и говорит Хенчарду, что у него нет на неё никаких прав. Если бы Ньюсон не пропал без вести, она никогда бы не пришла в Кэстербридж.

Хенчард говорит, что Сьюзен и дочь не могут вернуться к нему открыто как жена и дочь, которых он когда-то оскорбил и оттолкнул от себя, это может погубить его и их репутацию. Поэтому предлагает арендовать им коттедж в городе, а потом разыграть перед горожанами знакомство, ухаживания, после чего они наконец смогут повенчаться. Сьюзен принимает это предложение, считая что после многих лет "в браке" с другим мужчиной, будет вполне логично ещё раз повенчаться с Майклом. Она обещает, что Элизабет-Джейн не узнает правду о своих родителях и будет считаться приёмной дочерью Хенчарда. Единственным вопросом, на который он так и не получил ответ, был - прощает ли его Сьюзен.

Вечером того же дня Хенчард приглашает к себе на ужин Фарфрэ и рассказывает ему свою семейную тайну.

А Сьюзен возвращается в гостиничный номер, к дочери, и радостно сообщает, что Хенчард хочет, чтобы они остались в городе и сняли коттедж. Это означает, что им больше незачем переживать за завтрашний день. Пока женщины радуются такому удачному повороту судьбы, Хенчард ломает голову над ещё одной проблемой. Он говорит Фарфрэ, что справедливо поступив со Сьюзен, обидит другую неповинную женщину.

Оказывается, Хенчард много лет ездил на остров Джерси в сезон уборки картофеля и как-то раз, осенью, сильно заболел. В том же пансионе где он находился, жила молодая женщина, которая влюбилась в Хенчарда и ухаживала за ним во время его болезни. В итоге, парочка сблизилась во всех смыслах, что по тем временам, конечно, скандал. Ничего удивительного, что читатели викторианской эпохи были возмущены сюжетами романов Харди)) 

Интимная связь Лусетты с Хенчардом не повредила ему, но погубила репутацию женщины. Хенчард, в итоге, сделал женщине предложение и она его приняла, такое завершение истории спасло бы репутацию Лусетты, но неожиданно вернулась Сьюзен.

Фарфрэ советует Хенчарду написать Лусетте письмо, объяснить ситуацию и сказать, что не может на ней жениться. Хенчарду нравится эта идея, он также говорит, что пошлет ей большую сумму денег в качестве компенсации, чтобы сгладить ситуацию. Как-будто это как-то поможет спасти репутацию женщины (упустим тот факт, что она сама виновата в случившемся, не в 21-м веке живёт). 

Хенчард, после возвращения жены, переживает из-за того, что Элизабет-Джейн считает себя дочерью моряка. Он спрашивает как бы Фарфрэ поступил в такой ситуации, а тот отвечает, что рассказал бы девушке правду. Возможно, Хенчард так бы и поступил, но раскрыв тайну он погубит не только свою репутацию, но испортит жизнь девушке, поэтому в итоге решает оставить всё как есть.

Проходит какое-то время и Хенчард женится на Сьюзен. Зеваки в церкви просто прекрасны со своими комментариями)) 

- убейте меня, если я хоть раз в жизни видел, чтобы человек ждавший так долго, взял так мало (это про Хенчарда, который все годы считался вдовцом, а теперь женился на немолодой женщине)

- миссис Ньюсон, можно сказать скелет, а не женщина, подцепила второго муженька, а ты, бабища с таким тоннажем, не сумела (говорит какой-то тётке среди зевак)
- на что мне второй муж, чтобы он меня колотил? Никто не сможет меня заставить думать о другом муже. Он чем-то на Синюю Бороду смахивает, придёт час и это скажется.

После свадьбы Хенчард говорит жене, что хочет чтобы дочь взяла его фамилию, ведь многие уже называют её мисс Хенчард, вместо Ньюсон. Он планирует, как это было принято в те времена, поместить объявление в газету. Остаётся только спросить у девушки хочет ли она изменить свою фамилию, но Элизабет-Джейн переживает не будет ли это неуважением к памяти её отца и пока не может дать ответ, хоть и обещает подумать. 

Тем временем между девушкой и Фарфрэ начинают завязываться романтические отношения. Однажды она получает записку, в которой Фарфрэ якобы назначает ей свидание. Такую же записку получает и молодой человек, якобы от Элизабет-Джейн. Так парочка впервые встречается наедине в каком-то амбаре.

Выясняется, что записки - это дело чужих рук. Парочка сначала решает, что возможно кто-то хочет видеть их двоих и решает подождать этого человека, но время идёт и никто не появляется. Фарфрэ говорит, что наверно это просто была чья-то шутка. 

На улице начинается дождь, в амбаре сухо, тихо, пыльно, не особо романтично)) Зато Фарфрэ, как настоящий джентльмен, заботливо и эротично сдувает пыль с платья девушки, которая практически готова броситься ему в объятия. Ещё бы, это же Пьюрфой (на его месте я бы от такой обезьяны бежала, извините)) В общем, Фарфрэ ведёт себя не двусмысленно, девушка понимает, что её симпатия взаимна и это даёт ей надежду на то, что однажды они будут вместе. 

Пока Фарфрэ, весь такой правильный, честный, рассудительный и хороший человек и управляющий, демонстрирует все эти свои качества, Хенчард начинает проявлять свои худшие качества. Он плохо обращается со своими работниками, и хотя некоторые из них выглядят откровенными дебилами, это не даёт ему права унижать и оскорблять их, тем более привселюдно. Такое поведение настраивает людей против Хенчарда, что не удивительно. Я иногда удивляюсь где британцы находят такие рожи.

Между Хенчардом и Фарфрэ отношения становятся уже не такими дружескими и приятными, постепенно Хенчард всё больше и больше злиться на молодого человека за то, что он буквально во всём лучше и умнее, чем он сам. Обычная зависть, в общем, и собственные комплексы. 

Фарфрэ говорит, что скоро будет национальный праздник и было бы хорошо организовать какое-то помещение для празднования, потому что погода ненадёжная и вполне может полить дождь. Хенчард, которого Фарфрэ начинает бесить всё сильнее и сильнее с каждым днём, на очередном городском совете тоже говорит о предстоящем празднике, посвящённом десятому году рождения принца Эдварда, и как мэр предлагает организовать празднование (как-будто это его идея, а не Фарфрэ). Участники собрания говорят, что Фарфрэ уже занимается организацией праздника и логичнее помочь ему,  чем организовывать что-то отдельно, но Хенчард так не считает.

Не сложно догадаться, что Хенчард, самодовольный и недальновидный мужик, ещё и ослеплённый злостью, организовал всё ужасно. Он не позаботился о шатрах и в этот день задул сильный ветер и полил дождь. Гости сидят под одним каким-то облезлым навесом, в который со всех сторон хлещет дождь, и мечтают поскорее оттуда убраться. Хенчард рвёт и мечет, как-будто виноват в случившемся кто-то ещё, кроме него самого.

Зато Фарфрэ всё организовал чудесно, в большом шатре тепло, светло, сухо, много еды и выпивки, люди танцуют и наслаждаются праздником. Все кто пришли на празднование к Хенчарду и попали под дождь, с удовольствием идут в шатёр к Фарфрэ. 

Хенчард тоже отправляется туда, скорее просто чтобы в очередной раз побрызгать ядом, и видит Фарфрэ танцующего с Элизабет-Джейн, что злит его ещё больше, хотя куда уже больше, если ещё пара минут и его просто разорвёт? Последней каплей становится то, что члены Совета хвалят Фарфрэ и насмехаются над Хенчардом, который не смог организовать празднование. Тот не выдерживает и вдруг сообщает во всеуслышание, что они с Фарфрэ скоро расстанутся. Все в шоке, в том числе сам Фарфрэ, для которого это неожиданная новость.

Что ж, Хенчард начинает совершать одну ошибку за другой. Худшее, что он мог придумать - это избавиться от Фарфрэ. Больше всех расстроена Элизабет-Джейн, она думает что Фарфрэ сам решил покинуть город и не догадывается кто является реальным виновником происходящего. С таким лицом как у девушки ничего удивительного, что с интеллектом у неё тоже не очень сложилось. 

Фарфрэ идёт провожать девушку домой после танцев:

- если бы я был богаче, мисс Ньюсон, и если бы Ваш отчим не рассердился на меня, я вскоре попросил бы Вас...Прямо сейчас, этой ночью, но... Я так и не узнал кто подшутил над нами, послав нас тогда в амбар. А Вы узнали мисс Ньюсон?
- нет
- интересно, с какой целью всё это было подстроено?
- должно быть, шутки ради
- а может быть и нет. Может кому-то хотелось, чтобы мы постояли там и поговорили друг с другом? Ну что ж, надеюсь кэстербриджцы не забудут меня, если я уеду.
- я уверена, что не забудут. Мне жаль, что Вы уезжаете
- ну, об этом я ещё подумаю

А на следующий день Хенчард читает письмо, направленное Совету, в котором говорится, что Фарфрэ хочет работать отдельно, он решил заняться торговлей зерном и сеном. Теперь Хенчард и Фарфрэ становятся конкурентами, но Хенчард этого не страшится и самонадеянно заявляет:

- если я не сумею вытеснить с рынка такого сопляка, то грош мне цена.

Все просто с любопытством наблюдают за происходящим, понимая что жизнь Хенчарда начинает катиться под откос. Более того, многие теперь желают вести рабочие дела с Фарфрэ, но он поступает очень благородно, отказывая желающим и объясняя это тем, что они с Хенчардом были друзьями, тот ему вначале очень помог, и он не может теперь подвести этого человека.

Тем временем Сьюзен, которая в последнее время стала плохо себя чувствовать, совсем слегла. Как говорится, беда не приходит одна. А Хенчард, который буквально организовал кампанию против Фарфрэ, заявляет Элизабет-Джейн, что она больше не должна с ним видеться, потому что Фарфрэ теперь враг семьи. Он также пишет письмо молодому человеку, в котором просит его больше не общаться с Элизабет-Джейн. 

Сьюзен умирает, но перед смертью успевает написать письмо, которое потом всем героям жизнь сломает. К сожалению, даже перед смертью эта странная женщина не раскрывает дочери все тайны, которые девушке стоило бы знать. 

Сразу после смерти Сьюзен Хенчард рассказывает Элизабет-Джейн, что он является её настоящим отцом. Девушке трудно принять это, ведь она любит Ньюсона и считает его своим отцом, но ей приходится принять предложение Хенчарда взять его фамилию. Сомнительное удовольствие иметь отцом человека, который только и делает, что со всеми вокруг портит отношения, собственноручно разрушает свой бизнес, ещё и запретил девушке встречаться с Фарфрэ. 

Пока Элизабет-Джейн пишет объявление в газету о том, что она теперь будет носить фамилию Хенчард, её отец поднимается к себе в кабинет за документами и обнаруживает то самое письмо, которое Сьюзен написала перед смертью. Оно запечатано и адресовано мужу. На конверте написано, что его нужно вскрыть в день свадьбы Элизабет-Джейн, но конечно Хенчард не собирается столько ждать и тут же, вскрыв конверт, узнаёт шокирующую правду о том, его родная дочь умерла через три месяца после того как Хенчард продал Сьюзен моряку. А Элизабет-Джейн - её дочь от Ньюсона.

Представьте, какая ирония судьбы, утром девушка приходит к Хенчарду и говорит, что готова не только взять его фамилию, но и любить его как родного отца, ведь он так много для неё сделал. Элизабет-Джейн не догадывается о письме, которое буквально за одну ночь изменило к ней отношение Хенчарда в худшую сторону и что теперь её жизнь больше не будет безоблачной.

Ко всем этим событиям добавляется ещё одно, срок службы Хенчарда на посту мэра подходит к завершению. Самое интересное то, что на этот пост теперь претендует Фарфрэ, хотя это как раз не удивительно. Хенчард вдруг заявляет дочери, что она может снова видеться с молодым человеком. Со стороны, если не знать истинной причины, он ведёт себя совершенно непоследовательно и странно. Он также говорит Фарфрэ, на очередном собрании Совета, что не будет препятствовать его ухаживаниям за Элизабет-Джейн. 

С самой девушкой Хенчард начинает обращаться ужасно, постоянно кричит на неё, делает замечания, недоволен всем что она делает.

А теперь представьте, что не успело ещё остыть тело Сьюзен, как на горизонте появляется Лусетта. Дальновидная дама сначала знакомится на кладбище с Элизабет-Джейн, приходящей на могилу матери поплакать, и входит к ней в доверие. А следом пишет письмо Хенчарду, напоминая о его обещании жениться, ведь теперь это снова становится возможным. Хенчард, как это ни странно, рад такому повороту событий и появлению Лусетты.

Лусетта предлагает Элизабет-Джейн, совершенно отчаявшейся и мечтающей уехать от Хенчарда, переехать к ней в качестве компаньонки. Девушка обещает подумать и вечером пытается обсудить это с Хенчардом, но он только заявляет, что будет рад, если Элизабет-Джейн поскорее уберётся из его дома. На следующее утро девушка даёт согласие Лусетте и в тот же день собирает свои вещи и переезжает в новый дом. Правда, перед отъездом вдруг выскакивает Хенчард, у которого случилось недолгое просветление в больной голове, и просит девушку не уезжать, но она не ведётся на эти странные уговоры.

Страсти только начинают накалятся. Лусетта сообщает в очередном письме Хенчарду, что живёт теперь в "высоком доме", здании на центральной площади городка, а также что она теперь богата, её тётушка умерла и оставила ей часть состояния. Женщина также взяла себе фамилию тётушки, чтобы ничто не напоминало о скандале, связанном с её "падением" в глазах общества из-за интимной связи с Хенчардом.

И вот Лусетта ждёт Хенчарда в гости, но неожиданно появляется Фарфрэ, который пришёл навестить Элизабет-Джейн. У них завязывается разговор, женщина рассказывает что приехала из Бата, оттуда была её умершая тётушка.

Хотя сам разговор вроде ни о чём, но взгляды, которые эти двое бросают друг на друга, говорят о том, что кажется Хенчард опоздал. У Фарфрэ и Лусетты случается любовь с первого взгляда. Он просто сражён красотой женщины и не может заставить себя уйти, а когда наконец уходит, просит разрешения навестить Лусетту снова и она даёт согласие.

Что ж, никто не смеет отрицать, что Фарфрэ в миллион раз лучше какого-то там Хенчарда))

Пока парочка общалась, а Фарфрэ как раз стоял в гостиной у окна, его там увидел Хенчард, который направлялся к Лусетте. Какого же его удивление, когда служанка сообщает, что Лусетта не может его принять. Это при том что сама его пригласила. Снова на пути Хенчарда встал ненавистный ему Фарфрэ. И ведь сам молодой человек ни в чём не виноват, стечение обстоятельств.

Напомню, Лусетта женщина свободная, как и Фарфрэ, поэтому они не нарушают никаких приличий общества. Оба увлечены друг другом, Лусетта в открытую начинает игнорировать Хенчарда, а Фарфрэ перестаёт замечать Элизабет-Джейн, за которой ещё недавно ухаживал. Это как раз было очень некрасиво с его стороны.

Во всей этой истории Фарфрэ - невинная овечка, которая вообще не в курсе страстей, которые закручиваются вокруг него. Он просто влюбился в женщину и ухаживает за ней. Правда, он не скрывает этого от Элизабет-Джейн, которой больно наблюдать за происходящим, помнится не так уж давно он говорил, что хотел бы жениться на ней. Непостоянные и непоследовательные мужчины, вечно думают только о себе.

Хенчард же начинает давить на Лусетту. Придя к ней в гости и, наконец, оставшись наедине он говорит, причём в довольно грубой и наглой форме, что женщина должна быть рада тому, что он хочет поступить как джентльмен и жениться на ней, заткнув рты сплетникам из Джерси. Более того, он угрожает, что то что известно на Джерси, может стать известно и тут, в Кэстербридже.

Если вспомнить какие это времена, у Лусетты и правда проблемы, ведь она дала Хенчарду обещание выйти за него замуж. С другой стороны, насколько я помню, тогда только девушка и могла разорвать помолвку, не мужчина. Это если говорить о воспитанных мужчина, коим не является Хенчард.

Вечером Лусетта приходит к Элизабет-Джейн поговорить по душам, ведь у неё нет других подруг. Она рассказывает свою историю любви к одному мужчине (Хенчарду), а потом говорит что полюбила другого (Фарфрэ), но не признаётся что говорит о себе и не называет имён.

А пришибленный Хенчард идёт к местному знахарю-шарлатану и просит его за деньги предсказать погоду на ближайшее время. Не лучший способ делать бизнес)) Знахарь предсказывает, что вторая половина августа будет дождливой и бурной, а осень будет напоминать Апокалипсис. 

Оставшись без управляющего, Хенчард нанимает Джошуа Джаппа, того самого, которому отказал в месте, когда впервые появилась Элизабет-Джейн. Если Фарфрэ работал на хороших условиях и с прекрасной зарплатой, Джапп вынужден работать за копейки, просто потому что другой работы нет. Мне было непонятно почему бы Джаппу не поехать в другой город, поискать место получше, почему нужно было продолжать сидеть в этом захудалом городишке и точить зуб на Хенчарда.

Ну а у Хенчарда теперь главная цель - вытеснить Фарфрэ с рынка. План у Хенчарда совершенно безумный, вложить всё до последнего пенни в покупку пшеницы, потому что летом цены упадут из-за плохого урожая. А позже, когда наступит подходящее время, продавать зерно втридорога. Новый управляющий говорит, что плохой урожай может обогатить Хенчарда, если он сейчас скупит зерно, но хороший -  погубит его. Хенчарду не нужны советы, у человека ослеплённого злостью и желанием мести мозг вообще перестаёт работать. Так что, Хенчард и Джапп начинают воплощать в жизнь рисковый план и скупают зерно.

Торговцы зерном в шоке от того, что творит Хенчард. А следом его вызывает к себе управляющий банком и предупреждает, что Хенчард поступает неразумно и может потерять всё из-за долгов. В итоге, всё складывается наихудшим образом, Хенчард продаёт скупленное зерно раньше времени и по невыгодной цене, теряет тупо всё, а следом начинаются обещанные дожди. То есть, подожди он ещё и цены на зерно (из-за плохого урожая) выросли бы как и предполагалось, но Хенчард же ненормальный и бизнес делать не умеет. Конечно он во всём винит не себя, а нового управляющего и увольняет его. Разозлившийся Джапп, которого уже второй раз вышвыривают как безродную собаку, говорит Хенчарду, что он сильно пожалеет о своём поступке. Что ж, месть, как известно, блюдо, которое нужно подавать холодным и Джаппу просто нужно время. 

Хенчард практически рвёт на себе волосы из-за того, что просчитался. Под начавшимся ливнем он идёт к дому Лусетты, видит как подъезжает карета, из которой выходят Фарфрэ и Лусетта, и становится свидетелем их разговора и поцелуев:

- я хочу спросить Вас... Многие будут за Вами ухаживать, потому что Вы богаты, талантливы и красивы. Станете ли Вы одной из тех дам, которые окружены толпой поклонников...или предпочтёте одного? 
- Дональд, я не люблю никого другого! и всё же мне хотелось бы кое в чём поступать по-своему
- но что именно Вы имеете в виду?
- что если я не захочу навсегда остаться в Кэстербридже? Поняв, что здесь я не буду счастлива?
- Вы во всём сможете поступать как пожелаете

Лусетта возвращается домой и обнаруживает в гостиной Хенчарда, который заявляет, что пришёл напомнить ей об одном деле. 

- я не хочу слышать об этом
- а не худо бы послушать
- всё это кончилось ничем по Вашей вине. Почему Вы сделали мне предложение в конце концов? Если бы я знала, что Вы хотите жениться на мне по любви, то считала бы себя связанной. Но я быстро поняла, что Вы решились на это из жалости. 
- так почему же Вы приехали сюда искать меня?
- я думала, что раз Вы свободны, я должна выйти за Вас замуж
- а почему же Вы теперь думаете иначе?
- мои обстоятельства изменились
- он ничем не лучше меня! (*я бы поспорила)))

- если Вы сегодня, при свидетеле, не согласитесь стать моей женой, я всем расскажу о нашей близости! Я говорю серьёзно, я сохранил все письма, которые Вы писали мне. Они были очень интересны, особенно те, что были написаны в порыве первой страсти

Неожиданно в комнату входит Элизабет-Джейн. Хенчард в её присутствии заставляет Лусетту пообещать, что она выйдет за него. Элизабет-Джейн в шоке от происходящего и становится на защиту женщины, а Хенчард орёт, что она дура, ведь как только Лусетта станет его женой, Фарфрэ снова станет свободным (хотя он и не называет фамилии вслух, но они прекрасно понимают друг друга). 

Дальше - больше. Неожиданно арестовывают старуху, которая оскорбила квартального у церкви. Хенчард, который пока ещё мэр, занимает также должность мирового судьи и должен выслушать это дело в суде. Старуха оказывается той самой, которая помнит как он продал жену и ребёнка моряку, о чём всем и рассказывает. Хенчард не пытается этого отрицать, наоборот признаёт, что старуха говорит правду.

В голове у ненормального только одно - Лусетта. Он находит её где-то среди пустоши, куда она ушла на прогулку, и снова просит не только выйти за него замуж, но ещё и поручиться за него перед кредитором. Он буквально трясёт женщину за плечи и она, чтобы окончательно прекратить это безумие, признаётся что обвенчалась с Фарфрэ. В своей злобе и отчаянии Хенчард кричит:

- одно лишь слово Вашему муженьку и всё Ваше драгоценное счастье разлетится вдребезги!

Не менее шокирована женитьбой Фарфрэ и Элизабет-Джейн. Она собирает свои вещи и уходит из дома Лусетты. А тем временем Совет города созвал Комиссию по Банкротству, чтобы обсудить дело Хенчарда. Короче, всё для него и тут плохо заканчивается, его объявляют банкротом и распродают имущество с молотка. 

Что меня удивило, так это что Хенчард, после всего, поселился в коттедже Джаппа, просто потому что ему больше негде было жить. Тот принял его скорее из злорадства, чем из сочувствия. Единственный человек, так и не отвернувшийся от Хенчарда - это Элизабет-Джейн, которая всё ещё считает себя его дочерью. Девушка уверена, что должна помочь отцу в трудную минуту, как он помог ей и матери, когда они прибыли в Кэстербридж. 

Фарфрэ времени зря не теряет, он покупает бизнес Хенчарда, который как и всё остальное ушёл с молотка за долги, а также селится в том доме, в котором раньше жил Хенчард.

Несмотря на всё идиотское поведение Хенчарда, Фарфрэ приходит к нему однажды вечером и делает предложение. Он говорит, что Хенчард может переехать в свой прежний дом и жить там с ним и Лусеттой, пока не найдёт себе место. Но, Хенчард конечно отказывается, не хватало ещё ему с Лусеттой под одной крышей жить, он же просто убьёт её.

Далее Хенчард говорит дочери, что решил пойти работать на склад, к Фарфрэ. Лусетта требует у него вернуть её письма и Хенчард отправляется в свой старый дом, к Фарфрэ, прося вернуть ему пакет, который он забыл забрать. Тот его возвращает (в пакете те самые письма Лусетты). Дело остаётся за малым, вернуть их женщине.

Фарфрэ, тем временем, единогласно выбирают новым мэром городка, для Лусетты и него всё складывается прекрасно, если бы не Хенчард и проклятые письма. 

А тут ещё Лусетта совершает большую ошибку, когда к ней подходит Джапп и просит замолвить за него словечко перед Фарфрэ, чтобы он взял его на работу. Она даже слушать об этом не хочет и захлопывает дверь перед носом Джаппа.

Казалось бы, куда ещё ниже падать Хенчарду, который снова стал бедняком? Но всегда есть куда падать, заканчивается срок его обета трезвости, ровно 21 год и что делает мужик первым делом? правильно, напивается, а потом устраивает сцену во время церемонии назначения нового мэра. 

Между Фарфрэ и пьяным Хенчардом ещё будет драка, после которой этот придурок вручает Джаппу пакет с письмами Лусетты и просит передать его миссис Фарфрэ. Вот он, звёздный час Джаппа, момент, когда он может отомстить всем, что он и делает.

Автор не зря придумал этот обет от пьянства не на всю жизнь, а на определённый срок. Люди, которые много пьют всё равно рано или поздно срываются, а Хенчард, сам сломавший свою жизнь, закончил её там же где начал, практически в канаве. 

Прежде чем никчемная жизнь Хенчарда закончится, он успеет испортить её Лусетте и Фарфрэ, а также частично - Элизабет-Джейн. Не для всех эта история закончится хорошо и счастливо, будут и невинные жертвы, но уж по ком точно никто не плакал, так это по Хенчарду. Он даже смерть выбрал какую-то мученическую, извращённую, что наталкивает на мысль, что у Хенчарда были явные проблемы с головой.

Что ж, как бы там ни было, история интересная и сериал хороший. Как всегда, спасибо британцам за экранизацию и Томасу Харди за роман:)


























































































 












Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....