четверг, 14 июня 2018 г.

Арчибальд Кронин "Цитадель" (1937)

Прекрасная книга, от которой не могла оторваться. Теперь хочу прочитать другие произведения Кронина. Помню когда-то очень давно читала книгу "Замок Броуди", но поскольку уже совершенно не помню о чём она, обязательно прочту снова. Такой восторг у меня когда-то вызвали книги Томаса Харди, когда я прочла залпом всё что было в русском переводе и получила море удовольствия.

Обожаю книги, которые вызывают эмоции, бурю в душе, неважно положительные они или отрицательные. Главный герой этой книги вызывал и уважение, сначала, потом хотелось его пристукнуть, потом было немного жаль, но всю книгу читала в некотором возбужденном состоянии))

Главный герой, 24-летний Эндрю Мэнсон, после окончания медицинского университета Сент-Эндрю, в Шотландии, приезжает в небольшой шахтерский Уэльский городок работать помощником доктора Пейджа. Это место он нашёл по объявлению в медицинском журнале "Ланцет" и молодой, полный надежд, мечтаний, амбиций отправился исполнять клятву Гиппократа. 


На месте же выясняется, что доктор Пейдж вот уже несколько месяцев лежит после инсульта и все обязанности врача Эндрю придется выполнять самому. Объявление в журнал дала ушлая, мерзкая баба миссис Пейдж, жена доктора. Она всех уверяет в том, что её муж скоро снова поднимется и будет работать, что вовсе не является правдой. 

Итак, Эндрю оказывается в довольно скверном городишке, среди простых рабочих, хозяйка кормит его прескверно, в то время как сама, при Эндрю, питается на убой. Работает молодой человек за 20 фунтов с копейками, оставляя копейки себе на проживание, а остальную сумму отсылая в фонд, который оплачивал его учёбу с условием, что когда Эндрю начнет работать, то постепенно выплатит потраченную на его учёбу сумму.

Впервые столкнувшись не с теорией, а с практикой, да еще не в качестве помощника, а  в качестве доктора, один на один с больными и их болезнями, Эндрю понимает как мало он в сущности знает, как плохо его учили, насколько несовершенно медицинское образование его времени и как плохо обстоит дело с лекарствами, которые бы действительно излечивали.

Постепенно Эндрю втягивается в работу, знакомится с местным населением и другими докторами городка. Единственным стоящим человеком среди докторов оказывается мужчина по имени Дэнни, с которым Эндрю подружится на всю жизнь.

Очень понравилась цитата: "Настоящий шотландский юмор, легкий, как паровой каток"))

Спустя время Эндрю знакомится с местной учительницей по имени Кристин и влюбляется. Описывает её автор как не очень внешне привлекательную девушку, но человеком она была хорошим:

"Он всегда гордился своей трезвой практичностью, большой природной осторожностью. И теперь, с яростной настойчивостью, из сознательного эгоизма пытался доводами рассудка искоренить в себе это новое чувство. Он хладнокровно, логично припоминал все недостатки Кристин. Она некрасива, слишком мала и худа. На щеке у нее родимое пятно, на верхней губе - складочка, заметная, когда она улыбается"

И еще немного английского юмора))

"- Вы говорите по-валлийски, доктор? - Вопрос исходил от одного особенно назойливого молодого шахтера, по фамилии Ченкин.
- Нет, - сказал Эндрью. - Я с детства говорю только на гэльском языке.
- Много вам будет от него проку здесь!
- Он мне пригодится, когда я захочу обругать пациентов, - сказал Эндрью сухо, и все засмеялись"


Очаровательный герой книги, сексуальный мужчина - местный дантист)))

"Кон говорил так много и с такой живостью, что на его косматых рыжих усах всегда пузырилась слюна. Копна его каштановых волос, сильно нуждавшихся в стрижке, непрестанно лезла Эндрью в глаза, когда Кон наклонялся над ним, пломбируя ему зуб серебряной амальгамой, которую держал под ногтем жирного пальца. Он даже не потрудился вымыть руки - такими пустяками Кон не занимался"

"Он рассказывал Эндрью об одном случае, когда его позвали к видному члену комитета рвать зуб; он отправился туда в полной уверенности, что положил в карман щипцы, и вдруг оказалось, что он сунул в рот больного не щипцы, а шестидюймовый гаечный ключ"

Конечно в книге поднимаются важные вопросы о взятках, о некомпетентности врачей, о том что врачи часто приписывают нам несуществующие болезни и лечат от них дорогостоящими лекарствами, которые на деле оказываются чем-то совершенно безвредным, но и бесполезным. Что, собственно, изменилось с тех пор? 

Меня просто очень возмутило, когда местный главврач, очень богатый, имеющий кучу должностей и обязанностей помимо этой (правда врач действительно хороший), сообщил Эндрю, что все доктора их городка выплачивают ему пятую часть своей заплаты, за консультации, которыt он им дает по мере возникающей у них необходимости. И когда, спустя время, Эндрю окончательно возмутился и попытался сплотить вместе всех врачей городка и отказаться выплачивать главврачу пятую часть зарплаты, все пришли на встречу, но услыхав зачем их собрали испугались и сбежали по домам:

"- К черту! - Экхарт весь побагровел. - Ну, и много же вы на себя берете! Вы не знаете, каким влиянием пользуется Луэллин! Он всем решительно распоряжается. Счастье наше, если нас всех не уволят! Подумайте, каково было бы мне в мои годы искать другого пристанища. - Он, тяжело переваливаясь, пошел к двери. - Вы хороший парень, Мэнсон, но вы слишком молоды. Покойной ночи!".

Всё как всегда, один молодой энтузиаст и идеалист решил сломать систему, но увы. Каждый держится за своё место и готов пресмыкаться перед более влиятельными людьми, лишь бы его не трогали, и лишь бы не лишиться места.


В общем, однажды у Эндрю сдали нервы и он со скандалом уволился от миссис Пейдж. Нашёл место в другом городе, более крупном и цивилизованном, женился на Кристин и вместе они переехали. Сначала молодоженам было трудно, рабочие и, по совместительству, новые пациенты не воспринимали нового молодого врача, который взялся за них всерьез и не стал выписывать больничные всем желающим, как это делал предыдущий доктор, а также не назначал лекарства тем, кто в них не нуждался. То есть, не пытался заработать на всех подряд.

Со временем всё наладилось. И Кристин с Эндрю неплохо зажили. Очень понравился этот эпизод:

"В горах Уэльса шахтеры очень весело празднуют Рождество. Всю предрождественскую неделю парадная комната в каждом доме заперта, чтобы туда не проникли дети. Она разукрашена гирляндами бумажных лент, в ящиках комода спрятаны игрушки, а на столе разложен солидный запас разных вкусных вещей - апельсинов, пряников, сладкого печенья, купленных на деньги, выдаваемые клубом к Рождеству"

Благодарные пациенты не забывали о своем докторе, особенно в праздники:) Это так мило, что я аж прослезилась когда читала))

"- Смотри, Эндрью! - выкрикивала Кристин. - Гусь! И две утки! И чудесный торт с сахарной глазурью! И бутылка бузинной наливки. Ну, не великолепно ли это с их стороны? Не чудесно ли, что им захотелось подарить тебе все это!....

Эндрью не мог вымолвить ни слова. Он был растроган этим доказательством того, что люди, среди которых он жил, наконец-то его оценили, полюбили. Он вместе с Кристин, жавшейся к его плечу, принялся читать записки, безграмотные, написанные неумелой рукой, иногда нацарапанные карандашом на старых конвертах, вывернутых наизнанку. "От благодарного пациента с Сифен-роу № З", "С благодарностью от миссис Вильямc". Драгоценное, криво написанное послание от Сэма Бивена: "Спасибо, доктор, за то, что выволокли меня на свет Божий к Рождеству", и так далее.

- Мы непременно все их сохраним, милый, - сказала Кристин тихо. - Я унесу их наверх"

Опуская подробности, Эндрю с Кристин, в итоге, оказались в Лондоне. Сначала жили очень бедно, дела шли тяжело, но постепенно Эндрю стал подниматься вверх по карьерной лестнице и много зарабатывать. И вот самое худшее началось с появлением денег. Амбиции Эндрю стали расти, он стал превращаться и, в итоге, превратился в омерзительного человека, наплевав на все свои принципы и забыв как еще недавно презирал поведение врачей, зарабатывавших деньги нечестным путём. Теперь он сам стал таким же.

Очень понравилась эта цитата, которая характеризует и сегодняшнюю верхушку, министерства:

"Гоуп говорил, что его просто сводят с ума бездеятельность и косность комитета, который он сжато и выразительно называл "Утеха маньяков". То, что делается в этом комитете, типично для всех исследовательских учреждений в Англии: ведает ими кворум влиятельных болванов, слишком поглощенных своими собственными теориями и слишком занятых взаимными распрями, чтобы двигать работу в каком-либо определенном направлении. Гоупа дергали то в одну, то в другую сторону, командовали, что делать, вместо того чтобы дать ему делать то, что он считал нужным, и ему не удалось никогда хотя бы в течение полугода заниматься одной работой"

Или вот это. Вот же ж гады, до сих пор такое творят!

"- Да, без них никак не обойдешься. Ведь вот что любопытно: в высшем обществе лечение микстурами решительно вышло из моды. Если вы пропишете какие-нибудь порошки в отеле "Плаза", это не внушит пациенту ни малейшего доверия к вам. Но если то же самое лекарство вы впрыскиваете, предварительно обмыв кожу, прокипятив иглу и проделав всю прочую комедию, то ваш пациент считает, что вы на высоте науки.
Допустим, что он прописал бы этому субъекту марганец или марганец с железом, доброе старое лекарство, которое, вероятно, принесло бы больному столько же пользы, сколько впрыскивания, - он бы получил за это дело не больше трех гиней. А он распределил лекарство в дюжину ампул и получил пятьдесят... 
- Все дело в том, - философствовал Дидмен, - что они не знают, как дешевы эти вещи. Когда пациентка увидит на вашем столе ряд ампулок, у нее является инстинктивная мысль: "Боже, значит, лечение будет стоить больших денег!"


Эндрю превращался в мерзкую скотину и только Кристин оставалась собой и с грустью наблюдала за своим мужем, не в силах что-либо изменить:

"- Неужели же ты не почувствовал этого, - ответила она с холодным бешенством. - Да все! Еда, мебель, их манера разговаривать - только и слышишь все время: деньги, деньги. Ты не заметил, верно, как она, эта миссис Хемсон, смотрела на мое платье. У нее на лице так и читалось, что она тратит в один вечер на косметику больше, чем я за целый год на туалеты. Было почти забавно наблюдать ее в гостиной после того, как она узнала, какой я ничтожный маленький человек. Она ведь дочь Виттона - короля виски! Ты представить себе не можешь, какого сорта разговор велся в гостиной до вашего прихода. Светские сплетни насчет того, кто с кем проводит свободные дни, что ей сказал парикмахер, подробности последнего скандала в обществе, - ни единого слова о чем-нибудь настоящем. Да что! Она ясно намекнула, что она, по ее выражению, "увлечена" дирижером оркестра в "Плаза-отеле".

Ужасно такое читать. Если ты бедный, то лучше сразу ложись и умирай. Сегодня мало что изменилось. Даже забрав тебя по скорой они сначала требуют деньги, а не оказывают первую медицинскую помощь.

"Добиться приема в больницу даже в самых тяжелых и опасных случаях было труднейшей задачей. Чаще всего к таким больным его вызывали поздно ночью. Возвратившись от них, в пальто и куртке поверх пижамы, не снимая шляпы, торчавшей на затылке, не разматывая шарфа на шее, он стоял у телефона, звоня в одну больницу за другой, умоляя, убеждая, угрожая, но неизменно встречал отказ, лаконичный, часто грубый:
- Какой доктор? Кто? Нет, нет. К сожалению, у нас все занято.
Багровый, он шел к Кристин, отчаянно ругаясь.
- Вовсе у них не занято. У них сколько угодно свободных коек, но для своих людей. А когда к ним обращается незнакомый врач, они его сразу замораживают. С удовольствием свернул бы шею этому щенку, который со мной разговаривал! У больного ущемленная грыжа, а я не могу добиться койки в больнице. Некоторые, вероятно, и в самом деле переполнены. И это Лондон! Это центр проклятой Британской империи! Вот что делает наша система больниц, организованных на частные и благотворительные средства! А какой-нибудь ублюдок-филантроп, встав поутру после банкета, объявляет, что эта система - лучшая в мире... Значит, моего беднягу с грыжей придется помещать в рабочий дом. Начнется заполнение опросных бланков: "Сколько вы зарабатываете? Ваше вероисповедание? Рождена ли ваша мать в законном браке?" А у него уже перитонит!"


Несчастная Кристин, которую он когда-то очень любил, теперь воспринимал скорее как прислугу, чем как жену. В погоне за деньгами и положением в обществе он совершенно забыл с чего начинал, стал заносчивым, амбициозным, самовлюбленным эгоистом, забывшим о своих принципах, лечащий теперь всякой ерундой богачей за большие деньги, людей которые вовсе не нуждаются в лечении. А также стал гнушаться простых больных, людей среднего достатка и ниже. Короче стал таким же как все.

"Она знала, что богачи, как и бедняки, могут быть скверными людьми, что Эндрью мог бы остаться таким же хорошим врачом на Грин-стрит, в Мейфер, как на Сифен-роу в Эберло. Она вовсе не требовала сохранения таких героических аксессуаров, как гамаши или его старая красная мотоциклетка. Но она сердцем чуяла, что в те времена Эндрью был чистым и честным идеалистом, и это освещало их жизнь ясным белым пламенем. Теперь пламя пожелтело, абажур, сквозь который оно светит, загрязнен"


Человек, который еще недавно считал копейки, теперь вдруг потерял счет деньгам и стал транжирить их как ненормальный. Мама всегда говорит, что такое поведение присуще нищебродам, которые вдруг стали богатыми)) Не понимаю такого поведения.

"Эндрью сонным взглядом уже несколько минут смотрел на автомобиль и вдруг промолвил:
- Неплохая машинка, а, Крис? Во всяком случае тех денег, что я за нее заплатил, она стоит. Но нам понадобится новая. Присмотрим на выставке.
Кристин зашевелилась, - в ней опять проснулось беспокойство при новом доказательстве его ненасытности.
- Но эта у нас так недавно. И, по-моему, лучшей нам и желать невозможно.
- Гм... ход у нее неважный. Разве ты не заметила, как нас все время обгонял этот "Бьюик"? Я хочу иметь автомобиль новой марки "Витесс".
- Но к чему?
- А почему нет? Мы можем это себе позволить. Дела у нас хороши, Крис. Да! - Он закурил папиросу и повернулся к Кристин с видом полного удовлетворения. - Если ты, может быть, этого не знаешь, моя дорогая маленькая учительница из Блэнелли, так знай, что мы быстро богатеем"


Дошло до того, что Эндрю стал просто оскорблять свою жену, беситься из-за любого её слова. Хотелось очень сильно дать ему в морду.

"-Да разве ты не понимаешь? - Все, что копилось в ее душе за последние месяцы, разом нахлынуло, помешало говорить, и она вдруг разрыдалась. Она истерически всхлипывала: - Ради всего святого, милый, не продавай себя!
Эндрью даже зубами заскрипел от бешенства. Сказал с расстановкой, с обдуманной язвительностью:
- В последний раз тебя предупреждаю - перестань вести себя, как неврастеничка и дура. Почему ты не можешь попытаться быть мне помощницей, а не помехой, и перестать грызть меня день и ночь?
- Я тебя не грызла, - плача возразила Кристин. - Я давно хотела с тобой поговорить, но не говорила.
- И не надо! - Он вспылил, и голос его перешел в крик. - Слышишь? Не надо! Ты говоришь со мной так, как будто я грязный жулик. А я хочу только выдвинуться. И деньги для меня - просто средство достигнуть цели. У нас судят о человеке по тому, что у него есть. Если он нищий, им помыкают. Ну, а с меня этого хватит. В будущем я желаю сам командовать другими. Теперь понимаешь? Больше не смей говорить мне эти проклятые глупости!"


И классика жанра у мужиков:

"Гнев Эндрью понемногу перешел в возмущение. С какой стати именно Кристин нападает на него? Другие женщины, и женщины очаровательные, восторгаются его успехами!"

Не знаю насколько такое возможно в реальной жизни, но в книге автор рассказывает, что Эндрю однажды, посмотрев на свою жизнь, на отношения с женой, на то в кого он сам превратился, вдруг осознал что нужно остановиться, пока не поздно. Нужно снова стать нормальным человеком:

"Несмотря на то, что нервы у Эндрью все еще были взвинчены, поездка его развеселила. Он более чем когда-либо чувствовал, что счастье внутри нас и, что бы ни говорили циники, не зависит от мирских благ. Все те месяцы, когда он гнался за богатством и положением в свете и всеми видами материального успеха, он воображал себя счастливым. Но он не был счастлив. Он жил в какой-то лихорадке и чем больше имел, тем большего жаждал. "Деньги, - думал он сейчас с горечью, - все из-за этих грязных денег". Сначала он уверял себя, что хочет зарабатывать тысячу фунтов в год. Когда же добился такого заработка, от тотчас удвоил намеченную им себе цифру. Но когда и этот предел был достигнут, он им не удовольствовался. И так продолжалось все время. Он хотел все большего и большего. Это в конце концов погубило бы его"

В этой книге нет счастливого конца. Но она оставляет надежду на лучшее...

Знаешь: только то, что достается нам тяжело, после борьбы, становится дорого по-настоящему. А то, что просто падает в руки, не дает удовлетворения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....