суббота, 16 апреля 2022 г.

"На исходе дня"/ "The Remains of the Day" (1993)

Экранизация одноименного романа британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро, получившего Букеровскую премию 1989 года за этот роман.

Книгу не читала и даже не знаю пока буду или нет. Фильм из тех, что оставляют странное послевкусие, то есть фильм понравился, но есть нюансы:) Пересматривать не стала бы.

Фильм был номинирован на восемь премий Оскар, в том числе за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Хопкинс), лучшую женскую роль (Томпсон) и лучший адаптированный сценарий (Джабвала). В 1999 году Британский институт кино назвал "На исходе дня" 64-м величайшим британским фильмом ХХ века. Что ж...я понимаю, что основная сюжетная линия на самом деле не основная, на её фоне показали политические события времен Второй Мировой, что тема участия аристократов во всех этих событиях британцам более близка и понятна чем мне. Тем более, в фильме речь идёт о многих реально существовавших политических деятелях. Однако, я не поняла за что там аж 8 номинаций на Оскар, серьезно. Книга может и хорошая, и вероятно более подробная чем кино, но я простой человек, знаете ли, я не могу оценить все эти умные книги, которые получают много наград. Я не раз пыталась читать книги, за которые их авторы получили ту или иную премию, и не смогла осилить. Да, там наверняка поднимаются какие-то серьезные вопросы и обсуждаются важные проблемы, за что и даются премии. Мне так хочется думать и верить в это, а не в то что премии вручают тем, кто заплатил больше или потому что выбирают что попало, типа сейчас модно все премии вручать чернокожим, чтобы показать что мы не расисты, даже если книга на самом деле редчайшее говно. Ну, вы поняли что я обо всём этом думаю)) Для меня как раз наличие той же Букеровской премии не показатель того, что книга хорошая.

Так, давайте про фильм:)
В послевоенной Великобритании 1958 года Стивенс, дворецкий Дарлингтон-холла, огромного английского поместья, получает письмо от мисс Кентон, бывшей коллеги, работавшей в поместье экономкой около двадцати лет назад, и которая недавно развелась со своим мужем. Их бывший работодатель - граф Дарлингтон, чья репутация была разрушена благодаря его довоенной поддержке политики премьер-министра Чемберлена. Он вёл переговоры с немцами, принимал их у себя и, судя по всему, ничего вообще не смыслил в политике, но зачем-то влез в неё. В итоге, хотя граф и переменил свою политическую позицию после начала войны в Европе, его репутация предателя и сочувствующего нацистам осталась неизменной до конца жизни. Дарлингтон жил одинокой и изолированной жизнью изгоя в английском обществе до своей смерти в 1950-х годах. Его величественное загородное поместье было продано бывшему конгрессмену США мистеру Джеку Льюису. И вот в этот период дворецкий Стивенс получает письмо от бывшей экономки. Он просит разрешения у мистера Льюиса одолжить старый автомобиль и отправляется на нём в Западную часть страны, чтобы встретиться с мисс Кентон в надежде, что она вернется в поместье в качестве экономки.

Дальше фильм возвращает нас назад во времени и рассказывает о приходе еще молодой мисс Кентон в качестве экономки в поместье в 1930-е годы. Стивенс хорошо управляет домашним хозяйством, очень гордится своей профессией и вообще настолько вжился в свою роль, что никем другим себя и не представляет. Мисс Кентон оказывается очень хорошей экономкой, она столь же добросовестно и уверенно выполняет свои обязанности, как и дворецкий, но по характеру эта женщина более эмоциональная, душевная, сочувствующая, более человечная, чем Стивенс. Между Стивенсом и Кентон время от времени происходят стычки из-за рабочих вопросов, лично меня в эти моменты дворецкий бесил не меньше, чем мисс Кентон, я её так понимаю))

Отношения между Стивенсом и экономкой со временем становятся более дружелюбными, и тогда выясняется, что она испытывает чувства к Стивенсу, который старше её на лет двадцать, не меньше. Думаю дворецкий это понимает и ему самому нравится молодая мисс Кентон, но его внешнее поведение остается неизменным; его первая и единственная цель в жизни - служить дворецким лорда Дарлингтона. Я вам так скажу, смотрела фильм и была уверенна, что персонаж Стивенса - аутист)) И если вы посмотрите фильм, то возможно согласитесь со мной. Мне не нравится когда не совсем адекватное поведение выдают за пресловутую английскую сдержанность, а также за преданность своему лорду/профессии. Сразу вспоминается мистер Карсон, дворецкий из Аббатства Даунтон, человек, который был предан своему хозяину, но также имел чувство собственного достоинства, не пресмыкался, и вообще буквально нёс себя по коридорам и залам поместья как-будто это он лорд)) Стивенс, на мой взгляд, мелкое пресмыкающееся, буквально заглядывающее в рот своему хозяину, казалось что если нужно, он будет даже ботинки лизать. У него нет собственного мнения, но оно ему и не нужно, всё равно он не смеет его высказывать.

Его отец, который к слову его презирал и не любил, умирает, и даже тогда Стивенс не бежит к старику только потому, что в самом разгаре прием и он не может передать свои обязанности кому-то другому. В первую очередь он дворецкий, а потом уже...хотя нет, погодите, и во вторую он тоже дворецкий. Он даже во сне проклятый дворецкий)) Понимаю что образ мистера Карсона идеализировали, как и всё в Аббатстве, особенно отношения между прислугой и хозяевами, и может как раз Стивенс лучше демонстрирует нам какими были английские дворецкие (во что мало верится), но я выбираю Карсона))

Я всё смотрела и думала, что эта молодая, разговорчивая, не глупая, интересная женщина нашла в этом унылом, угрюмом, глупом старом мужике? Как в него вообще можно было влюбиться? С ним же поговорить не о чем было, он даже в свободное время обсуждал только служебные обязанности. Когда один единственный раз мисс Кентон пыталась заигрывать с этим странным мужчиной, он просто перепугано забился в угол и лепетал какой-то бред, а потом еще и нахамил ей. При этом, якобы, он к ней тоже испытывал чувства. Ну серьезно, он вёл себя как идиот, что бы там ни пытался показать нам автор. В поведении дворецкого нет ничего вызывающего положительные эмоции, даже его нездоровая, собачья преданность хозяину вызывает скорее раздражение.

Между тем, Дарлингтон-холл регулярно посещают политики межвоенного периода, и многие из гостей лорда Дарлингтона политические единомышленники, сочувствующие фашистам британские и европейские аристократы, за исключением более прагматичного американского конгрессмена Льюиса, который не разделяет "благородных взглядов" лорда Дарлингтона и его гостей. Льюис говорит всем этим "джентльменам-политикам", что они всего лишь кучка любителей и предупреждает, что они движутся к катастрофе. Позже покажут эпизод, в котором один из гостей-аристократов лорда Дарлингтона, Джеффри Рен, задает дворецкому Стивенсу ряд политических и экономических вопросов, на которые дворецкий не может ответить. Этот случай демонстрирует Рену и другим присутствующим там гостям аристократам, что низшие классы слишком невежественны и вообще недостойны иметь собственное мнение. Я вот даже не уверенна, что дворецкий понял о чём его спрашивали, хотя если задать такие же вопросы многим аристократам, не уверенна что они смогли бы на них ответить и поняли о чём шла речь)

Возмутительная история с двумя девочками-еврейками. Сначала лорд их берет к себе в поместье в качестве прислуги (а девочки из Германии). Потом об этом узнают посещающие лорда политики-фашисты и тот девочек увольняет, что означает для них одно - возвращение в фашистскую Германию. Когда политический ветер снова дует в другую сторону, идиотский лорд вспоминает про девочек и подумывает вернуть их обратно, но уже поздно.

Стивенс в этом фильме, помимо лорда конечно, главное говно. Он не осуждает и не критикует своего хозяина, он считает что не его дело судить о благородных намерениях своего работодателя, даже если они неверны. Удобно, правда? Сидишь такой всю войну в поместье, бомбы на тебя не падают, еда в наличии, прислуживаешь лорду, воевать не нужно, за что-то переживать (пока жив лорд) - тоже. Так что и думать тоже не нужно, зачем? Поддерживает хозяин фашистов - значит так нужно, он лучше знает что делает, объявили хозяина предателем? - это люди просто не знают какой он хороший человек и вообще, его обманули, он же такой доверчивый. Удобно оправдывать человека от которого зависишь или, если быть точной, хочешь зависеть.

Фильм сам по себе неплохой, хорошие виды поместья, сельской Англии, отличная игра Энтони Хопкинса, впрочем как всегда. И Томпсон прекрасная актриса. И Хью Грант в роли племянника лорда. И еще много других знакомых лиц. Американца сыграл Кристофер Рив, актер с трагической судьбой. Упав с лошади во время скачек в Вирджинии, он сломал шейные позвонки и оказался парализованным. Умер всего в 52 года.































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....