четверг, 10 мая 2018 г.

Джон Голсуорси "Белая обезьяна"/John Galsworthy "The Forsyte Saga: The White Monkey" (1924)

6-я книга

Чем еще заняться в 5 утра как не писать о книге))
Очень рада, что дальше читаю про Форсайтов, хоть и была мысль отдохнуть от них. Следующий цикл романов - "Современная комедия".
Отличный роман, должна признать, хотя в начале было немного нудновато.
В предыдущей книге Флер, дочка Сомса, вышла замуж за Майкла Монта, баронета, после того как у нее не сложилось с Джоном Форсайтом, подлец укатил в Америку со своей маменькой.

Прошел год с тех событий, Майкл любит Флер все такой же фанатичной любовью, а девица мается от скуки, устраивая постоянно какие-то вечера, куда приглашает всевозможных знаменитостей, модных на тот момент людей. В нее влюблен друг мужа - Уилфрид Дезерт, очередной влюбленный, у которого просто крыша поехала на почве чувств к Флер.

Так дальше жить я не хочу. Она меня околдовала. Для нее это – пустое. Но для меня это – ад.
Сама же Флер вроде и начала тянуться к Уилфриду, но в какой-то момент поняла, что она не любит ни его, ни своего мужа, поэтому нет никакого смысла поддаваться минутному порыву и портить свою семейную жизнь. 20 лет девочке, ее можно понять))

Смущенная, испуганная, растроганная, она все-таки не могла не ощущать приятной теплоты от того, что ее так сильно любят сразу двое, не могла не испытывать любопытства: чем же это кончится?

Ха, несовременная страсть, как вам?)))

Она по-настоящему поняла весь трагизм положения – его ужас перед самим собою, его страсть к ней. Эта была мучительная, глубокая страсть; она не соответствовала ее ожиданиям, она была несовременна!

Кстати, этот самый друг Майкла, влюбленный в Флер, вообще меня сразил наповал своей наглостью. Говорит Майклу, внимание - законному мужу))

– Если бы я наверно знал, что мне не на что надеяться... но я не уверен. – И внезапно он взглянул на Майкла: – Слушай, нечего притворяться. Я пойду на все, и я отниму ее у тебя, если смогу!

А Майкл ему:

Раз мы не в романе Достоевского, то, я полагаю, больше говорить не о чем!

Вообще Майкл вызывает у меня восторг его отношение к Флер, к ее отцу, своему, к жизни в целом. Например, как он выдал Сомсу по поводу его же денег, оставленных Флер в наследство (и главное, это не просто слова, Майкл действительно такой и есть по книге):

– Я бы хотел, сэр, чтобы вы всегда помнили: то, что вы делаете для Флер, вы делаете для Флер. Я всегда смогу жить, как Эпикур; у меня хватит на хлеб, а по праздникам – на кусочек сыра.

Очень понравилась цитата про высшее общество, не думаю, что что-то до сих пор изменилось. Конечно, к нашим богатым людям применить термин "высшее общество" было бы смешно, в основном это просто разбогатевшее быдло гг, но суть остается та же:

Эти люди – веселые, обаятельные, непринужденные – были, по мнению Майкла, «снобы, дружочек, и в эстетическом и в умственном отношении, только они никогда этого не замечают. Они считают себя гвоздем мироздания, всегда оживлены, здоровы, современны, хорошо воспитаны, умны, они просто не могут вообразить равных себе. Но, понимаешь, воображение у них не такое уж богатое. Вся их творческая энергия уместится в пинтовой кружке. Взять хотя бы их книги – всегда они пишут о чем-то: о философии, спиритизме, поэзии, рыбной ловле, о себе самих; даже писать сонеты они перестают еще в юности, до двадцати пяти лет. Они знают все – кроме людей, не принадлежащих к их кругу. Да, они, конечно, работают, они хозяева, и как же иначе: ведь таких умных, таких энергичных и культурных людей нигде не найти. Но эта работа сводится к топтанию на одном месте в своем несчастном замкнутом кругу. Для них он – весь мир; могло быть и хуже! Они создали свой собственный золотой век, только война его малость подпортила».

Отдельная тема с Сомсом. По протекции своего зятя, баронета, Сомс вступает в страховое общество, с большим количеством пайщиков. Но так как вся эта привелигированная, титулованная каста привыкла ничего не делать, появление деятельного, умного и честного Сомса прямо таки совершает революцию в этом обществе.
В книге задето много политических тем, видимо для Голсуорси политическая ситуация в стране была больной темой. Однако, политика везде есть политика, поэтому всевозможные высказывания остаются актуальными и сегодня, а также применимыми к другим странам, например:

– Предположим, твои друзья придут к власти, Майкл; отчасти это неплохо, они бы выросли немного, а? Но что они смогли бы сделать? Могут ли они воспитать вкус народа? Уничтожить кино? Научить англичан хорошо готовить? Предотвратить угрозу войны со стороны других стран? Заставить нас самих растить свой хлеб? Остановить рост городов? Разве они перевешают изобретателей ядовитых газов? Разве они могут запретить самолетам летать во время войны? Разве они могут ослабить собственнические инстинкты где бы то ни было? Разве они вообще могут что-нибудь сделать, кроме как переменить немного распределение собственности? Политика всякой партии – это только глазурь на торте. Нами управляют изобретатели и человеческая природа; и мы сейчас в тупике, мистер Дезерт.

Мы воображаем, что невероятно многого достигли в искусстве, а единственное достижение в искусстве – это кино. Мы помешаны на мире и ради этого только и делаем, что совершенствуем ядовитые газы.


Но амбиции у Сомса ого-го, конечно)) Очень повеселил этот момент:

Примерно с год назад, его не поразила фамилия Голдинг, попавшаяся ему в книге, которую он рассеянно просматривал в «Клубе знатоков». Автор пытался доказать, что Шекспир в действительности был Эдуард де Вир, граф Оксфорд. Мать графа была урожденная Голдинг, и мать Сомса – тоже! Совпадение поразило его; и он стал читать дальше. Он отложил книгу, не уверенный в правильности ее основных выводов, но у него определенно зародилось любопытство: не приходится ли он родственником Шекспиру?

Еще два интересных героя фигурируют в книге, молодая семейная пара: парень по фамилии Бикет, которого увольняют из издательства (в котором работает Майкл), за воровство книг (он их продавал, чтоб спасти жизнь болеющей жене), и жена Бикета, которая выздоровев, ради того чтобы ее мужу не пришлось стоять на улице и торговать воздушными шарами (другого заработка тот не придумал) стала позировать голой всевозможным художникам и заработала немало денег.
Обратила внимание на вот это описание, потому как действительно очень нетипичный образ, а рисуют обычно таких девиц, как написано ниже)

Это худенькое большеглазое лицо, эти иссиня-черные вьющиеся волосы – необычайно интересно! Пожалуй, чересчур утонченно и бледно для вкусов широкой публики. Но, черт возьми! Нельзя же из-за публики вечно рисовать стандартные синие глаза, золотистые локоны и красные, как мак, щеки! «Она не совсем в обычном вкусе, писал он, – но так хороша в своем роде, что может стать художественным типом, как типы Бердслей и Дана».
Это работы Бёрдслей

А это - Чарльза Дана. Кстати, у него оказались шикарные иллюстрации

Золотые слова)

Истинно великие люди не болтают и не толкаются в толпе – они плывут одни в своих лодочках по тихим протокам. Но из протоков выходят потоки!

Не вмешиваться ни во что; чем старше он становился, тем больше считал, что это – единственно правильная позиция каждого здравомыслящего человека.


У нас сейчас часто как рассуждаю: прежде чем заводить ребенка - купите себе кота или собаку, ну типа потренируйтесь, тоже ответственность, забота, а тут человек высказывает противоположное мнение))
– Не нравится мне эта собачка, Форсайт.

Сомс удивленно посмотрел на него.
– Собака? – сказал он. – А какое она имеет отношение?
– Я считаю, что сначала нужен ребенок, а потом уже собака. Собаки и поэты отвлекают внимание молодых женщин. У моей бабушки к двадцати семи годам было пятеро детей.

Опять таки, ничего не изменилось же!)) Я вот разбогатевших выскочек просто терпеть не могу, такие сразу начинают косить под интелигентов в 7-м поколении, и мизинец оттопыривают, когда пьют что-то гг

– Вымойте рабочий класс, оденьте его в чистое, красивое платье, научите их говорить, как мы с вами, – и классовое сознание у них исчезнет. Все дело в ощущениях. Разве вы не предпочли бы жить в одной комнате с чистым, аккуратно одетым слесарем, чем с разбогатевшим выскочкой, который говорит с вульгарным акцентом и распространяет аромат опопанакса? Конечно предпочли бы!
– Не пробовал, не знаю, – сказал Сомс.

Темная штука жизнь, все перевернуто. Что такое честность? Жизнь нажимает – человек сопротивляется, и если побеждает сопротивление, это и зовется честностью. А к чему сопротивляться? Люби ближнего, как самого себя, – но не больше! И разве не во сто раз труднее Бикету при двух фунтах в неделю любить его, чем ему, при двадцати четырех фунтах в неделю, любить Бикета?

Какое прекрасное, не избитое выражение, стоит запомнить (но у меня память дырявая, к сожалению):

Но один юрист и два литератора-политика, которые с ней там познакомились, впоследствии на нее жаловались. Выяснилось, что она исколола мелкими злыми дырочками одежды их самоуважения.

Очень ржала с того, как один из Форсайтов, находясь при смерти, делал дополнение к завещанию))
– Моих трех кляч – молодому Вэлу Дарти, потому что он единственный Форсайт, который умеет отличить лошадь от осла. – Сдавленный смешок жутко отозвался в ушах Сомса. – Ну, как ты написал?
Сомс прочел:
– «Завещаю трех моих скаковых лошадей родственнику моему Валериусу Дарти из Уонсдона, Сэссекс, ибо он обладает специальным знанием лошадей».

В начале века этот весь маразм и начался, появился Фрейд и прочие придурки)) У меня уже, кстати, пару раз мелькала мысль почитать Фрейда, в качестве развлечения и с целью поржать))

Сейчас в моде такая штука, называемая психоанализом, по которой выходит, что поступки людей зависят не от того, что они ели за завтраком или с какой ноги встали с постели, как считалось в доброе старое время, а от какого-то потрясения, испытанного в далеком прошлом и абсолютно забытого. Подсознание? Выдумки! Выдумки – и микробы! Просто у этого поколения пищеварение скверное. Его отец и его дядя вечно жаловались на печень, но никогда с ними ничего не случалось и никогда им не были нужны все эти витамины, искусственные зубы, психотерапия, газеты, психоанализ, спиритизм, ограничение рождаемости, остеопатия, радиовещание и прочее. «Машины! – подумал Сомс. – Вот в чем, вероятно, дело!» Как можно во что-нибудь верить, когда все так вертится?

Банально, но факт:

– Компромисс – это сущность всяких разумных отношений и между отдельными людьми и между странами.

Какую чепуху болтают – будто можно по лицу определить характер человека! Только лицо совершенного дурака – открытая книга.

Интересное утверждение:

Чем правильнее черты лица у человека, тем он эгоистичнее.

Я вот часто ловлю себя на мысли, что тоже могу определить англичанина на глаз, так сказать))

Он выбрался на улицу, все еще думая об англичанах. Да, сейчас они стали одной из самых некрасивых, самых изуродованных наций на свете; зато может ли хоть один народ сравниться с ними хорошим характером и крепким «нутром»? А как им нужны эти черты – в дымных городах, при таком климате; удивительный пример приспособления к окружающей среде этот современный английский тип. «Я мог бы узнать англичанина где угодно, – подумал Майкл, – а общих физических признаков нет». Удивительный народ! Ведь в массе он очень некрасив – и все-таки создает такие перлы красоты, такие чудесные экземпляры, как эта маленькая миссис Бикет. А потом, насколько они лишены воображения в массе – и при этом какое потрясающее количество поэтов!
привет вам от Чарльзика))

Если бы только Флер поняла, что смотреть сверху вниз – явный признак того, что ты ниже других.

Тоже смеюсь, потому что так и было, все и бухали из-под прилавка, некоторые уже из принципа, потому что нельзя))

Он говорил о неприятностях, которые наживут себе Соединенные Штаты из-за своего сухого закона. Вот упрямый народ! Ухватятся за что-нибудь, и хоть разбей голову об стенку. Сам он почти не пил, но приятно чувствовать, что можно выпить. Американцам, очевидно, приятно чувствовать, что нельзя выпить, но это ведь тирания! Они просто зазнались. Он не удивится, если узнает, что все там запили.

Так вот ты какой - директор))) Все то же самое, что можно наблюдать и сегодня. Ничего не меняется, хотя прошло больше 100 лет)

До сих пор у Сомса затруднений не бывало. В чем, кроме распивания чая и получения жалованья, в сущности, состоят обязанности директора? Вот что интересно. И в какой мере он ответственен в случае невыполнения этих обязанностей? Директор обязан быть совершенно честным. Но если так, он не может оставаться директором. Это ясно. Ведь первым делом ему придется заявить своим акционерам, что он совершенно не заслуживает своего жалованья. Что он делал на заседаниях правления? Да просто сидел, расписывался, немного говорил и голосовал за то, что по ходу дела должно было быть принято. Проявлял ли он когда-нибудь инициативу? Может быть, один-единственный раз. Вел ли он расчеты? Нет, он их только прочитывал. Рассматривал ли он сметы? Нет, за него это делали служащие. Конечно, есть еще политика Общества. Успокоительные слова, но – если говорить откровенно – все дело директора и заключается в том, чтобы не мешать существующей политике.

Ха! 100%)))

Кто это ему вчера говорил, что нет такой вещи, из-за которой он лишился бы сна хоть на пять минут? Наверно, этот человек здоров как бык или врет, как барон Мюнхгаузен.

Блииин, козлетон)))))

У Элдерсона был когда-то приятный голос, он пел даже соло. Теперь-то у него настоящий козлетон, но исполнение неплохое.

Опять таки, вот вам и джентльмены))
– Теперь нам надо быть начеку, – тихо проговорил Сомс, – он, разумеется, будет все отрицать.
– Надеюсь, Форсайт, надеюсь. Элдерсон – джентльмен.
– Никто так не лжет, как джентльмены, – вполголоса проворчал Сомс.

– Я бы рад признать, что люди действительно верят в человечество и всякую такую штуку, но ты сам знаешь, что это не так, – люди верят только в новизну и в то, чего им хочется добиться. За редкими исключениями все человечество – еще обезьяны, особенно ученая его часть. А если ты дашь в лапы обезьянам порох и горящую спичку, они сами себя взорвут, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Обезьяны в безопасности, только когда они лишены всякой возможности подвергать себя опасности.

Русские всегда умели отличиться)))

Он знал всю компанию – семь человек еще более современных людей, чем Сибли Суон, кроме одного русского, до того ультрасовременного, что он даже не говорил по-французски и никто с ним не мог разговаривать.

Что такое жизнь? Кривлянье попугаев. Разве люди видят правду? Они просто повторяют друг друга, как эта свора пайщиков, или вычитывают свои драгоценные убеждения в «Ежедневном вруне». На одного вожака приходится сотня баранов, идущих за ним.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....