пятница, 11 мая 2018 г.

Томас Харди "В краю лесов"/Thomas Hardy "The Woodlanders" (1887)

И снова здравствуйте, с вами Британская Библиотека Катруси и мой новый друг - Томас Харди)) Уже пятую его книгу прочла, отчаянная женщина, можно сказать))

Ну теперь я точно знаю, что у Томаса Харди обязательно должна быть трагическая любовь в книге и чтоб кто-то умер) И какой-то мужик, который преданно любит женщину, которая в свою очередь любит другого. Ха, мексиканские сериалы отдыхают)
Эта книга читалась тяжелее предыдущей и перечитывать я б ее не стала, но было интересно.

Итак, события разворачиваются на пустынных английских холмах, которые носят название "Эгдонская пустошь", среди курганов, оставленных древними кельтами. Маленькая деревушка, а на мили вокруг - ни души. Описываемая картина, в начале книги, настолько уныла и мрачна, что читая, хочется поскорее перелистнуть эти страницы.
Все события начинаются с кельтского праздника Самхейна/Samhain 5 ноября, в честь окончания уборки урожая. Вообще начинается этот праздник 31 октября и длится неделю. Ну, в книге его праздновали именно 5 ноября. В этот день вечером и ночью все жгут костры.

"Эти мужчины и мальчики из соседней деревни словно бы вдруг нырнули в глубь столетий и вынесли оттуда какой-то завет седой древности, ибо то, что они сейчас делали, уже не раз вершилось в этот же час и на этом месте. Пепел от жертвенных огней древних бриттов еще лежал, чистый и нетронутый, под темным дерном кургана. Погребальные костры более поздних лет точно так же бросали отсветы на окрестные низины. Празднества в честь Тора и Одина пришли им на смену и отсняли в положенное время. Теперь уж можно считать установленным, что в этих осенних кострах, одним из которых наслаждались сейчас поселяне, следует видеть прямое наследие друидических ритуалов и саксонских похоронных обрядов, а вовсе не воспоминание народа о Пороховом заговоре"

"Дух веселой Англии еще был жив здесь, и символические обряды, которые по традиции связывались с тем или другим временем года, свято соблюдались на Эгдоне. В сущности, в таких глухих селениях и до наших дней затаилось язычество; поклонение природе, празднества с буйным весельем, осколки тевтонского ритуала в честь богов, чьи имена давно забыты, - все это каким-то образом пережило здесь средневековую догму"

В книге переплетаются судьбы несколько главных героев, проживающих на этой пустоши.
Молодая девушка с очень странным именем Томасин влюблена в местного парня Уайлдива, управляющего местным кабаком, и дело у них шло к свадьбе. Но в первый раз свадьба расстроилась из-за ошибки в документах для заключения брака. Тетка Томасин долгое время запрещала этот союз и даже когда в церкви делали оглашение о предстоящей свадьбе, встала и сказала, что баба-яга против гг. Итак, свадьба не состоялась, девушка и ее тетка в ужасе, потому как этот позор уехать с мужиком в город, а вернуться оттуда все еще не его женой))
Еще одна героиня, которая и мутила всю воду, красавица Юстасия. Ее отец был греком и от него девушка унаследовала черные вьющиеся волосы и темные глаза. Красивее ее в округе не было никого.
Волосы у нее были темные; казалось, мрака целой зимы не хватило бы, чтоб создать такую глубокую тень; и когда волосы падали ей на лоб, вспоминалось, как в сумерках ночная тьма скрадывает огни заката.

Это впечатление почти царственной величавости еще усиливалось оттого, что на голове она носила черную бархатную ленту, чтобы сдержать буйное изобилие темных кудрей, отчасти затенявших ей лоб. "Ничто так не красит прекрасное лицо, как узкая перевязь на лбу", - говорит Рихтер.

Кстати, есть единственная экранизация этого романа "Возвращение домой" (1994). Я пока еще не смотрела, но скачала уже, кадров нарезала, чтоб разбавить эту запись картинками) Так вот, Юстасию играет Кэтрин Зета-Джонс и мне кажется это удачный выбор.

Юстасия, имея такую внешность, будучи не из семьи простолюдинов, характер имела соответствующий. Жила она с дедушкой, все мечтала о роскошной жизни и о том, как уедет из своей глуши обратно в город, где жила до того, как дедушка, бывший моряк, вышел в отставку.
От скуки она какое-то время заигрывала с Уайлдивом, который был очень влюблен в нее. Потом, будучи непостоянным как все мужики, он стал ухаживать еще и за Томасин, ну и в итоге собрался на ней жениться.
Уайлдива в фильме играет Клайв Оуэн

После того как свадьба расстроилась, Уайлдива начинают мучить сомнения, стоит ли ему все-таки жениться на Томасин. Он начинает бегать на свидания к Юстасии, как собака на сене, не может определиться. Девушка же виделась с ним скорее из-за отсутствия лучшей партии, постоянно мучаясь нужен он ей или нет. Только тот факт, что он собрался жениться на другой зажег в Юстасии какие-то чувства к Уайлдиву, которые она принимала за любовь.

Его равнодушие оживило ее любовь. Ленивый ручеек ее чувств к Уайлдиву, запруженный руками Томасин, превратился в бурный поток. Когда-то она смеялась над Уайлдивом, но это было до того, как другая подарила его своей благосклонностью. Часто бывает, что капелька иронии, внесенная в положение, уже ставшее пресным, вновь сообщает ему остроту.

Словно сноп электрического света, выявлял перед ней все несовершенства ее возлюбленного - что иногда бывало, ее всякий раз пронизывала эта неудержимая дрожь. Но через мгновенье свет угасал, и она снова любила. Понимала, что он играет с ней, и все же его любила.

И еще одно подтверждение непостоянства девушки, страдающей от отсутствия острых ощущений в жизни. Ей хотелось, чтоб жизнь горела синим пламенем)

Ненавижу, когда все идет гладко. Даже лучше, если ты будешь время от времени мне изменять. Любовь страшная скука, если любовник всегда верен. Стыдно так говорить, но ведь это правда! - У нее вырвался тихий смешок. - От одной мысли об этом меня уже тоска берет. Не предлагай мне спокойной любви, а то я тебя прогоню!

Уайлдив предлагает Юстасии бежать вместе из Англии. Но она наконец понимает, что это герой не ее романа и бежать с ним она никуда не хочет.

Она ушла домой с той особой печалью в душе, которой обычно сопровождается пробуждение рассудка в последние дни переоцененной и уже угасающей любви. Это не было горем в точном смысле слова, а все же сознание близкого, хотя еще не наступившего крушения мечты принадлежит к числу наиболее тягостных и вместе с тем наиболее любопытных этапов в развитии страсти между началом ее и концом. 

И надо же, что именно в это время приходит новость о том, что приезжает двоюродный брат Томасин и, соответственно, сын ее тетки, Клайм Ибрайт едет из Парижа, что не может не взбудоражить больное воображение Юстасии. Ясное дело, что об Уайлдиве она тут же забыла. Ну а он, в итоге, женился на Томасин.
И читая эти строки мне кажется, что и сегодня сколько угодно таких легко воспламеняющихся людей. Она его еще ни разу в жизни не видела, но уже влюбилась)))

Она уже любила его, отчасти потому, что он был непохож на других, отчасти потому, что заранее решила в него влюбиться, а больше всего потому, что ей так нужно было любить кого-нибудь после ее разочарования в Уайлдиве. С ней произошло то же, что было со вторым лордом Литтлтоном, да, говорят, и с некоторыми другими: увидев во сне, что умрут в определенный день, они так поддались расстроенному воображению, что и в самом деле умерли в этот день. Стоит девушке допустить мысль, что ей суждено влюбиться в кого-то, встреченного в такой-то час и в таком-то месте, и можно считать, что это уже совершилось. 
Клайма играет Рэй Стивенсон

Клайм приезжает и у Юстасии начинается белая горячка на почве того, что она должна увидеть этого чувака. Так как девушка она была гордая и считала ниже своего достоинства общаться с кем бы то ни было из округи, то попасть на вечер встречи выпускников рождественский она никак не могла. В итоге, конечно, она таки охмуряет Клайма гг.
Только мальчик немножко того, головушкой ударился в детстве. Вернувшись из Парижа в свою глушь, он заявляет, что не собирается возвращаться обратно, останется тут и будет учить глупых сельских людей. Мать его отговаривает, объясняет, что так он не заработает ни копейки, а в Париже у него нормальная работа, перспективы. Но этот баран уперся и решил остаться. А тут еще Юстасия на горизонте появилась и все, пропал чувак.
Автор правильно пишет, что


Человек, который защищает эстетические стремления и осуждает стремление к материальным благам, вероятно, будет понят лишь теми, для кого завоевание материальных благ уже позади.

Бедные сельские люди нифига бы не поняли его пропаганды, что деньги не главное. Деньги не главное для тех, у кого они есть. Но даже это утверждение сомнительное)

Юстасия соглашается выйти замуж за Клайма в надежде, что его эта шиза пропаганды простой сельской жизни пройдет и он снова вернется в Париж, уже с ней. И, ведь, Клайм ее предупредил, что этого не будет, но она все равно верит, что сможет переубедить его. О глупые женщины, это пока мало кому удавалось))
При этом, еще до замужества она рассуждала довольно здраво. Клайм несколько раз заводил разговор о свадьбе, но Юстасия все сомневалась и раздумывала. Ее брак был глупостью, не знаю зачем она в итоге вышла замуж.

Даже вот сейчас мне больно отпускать тебя. И от этой боли есть только одно средство: надо, чтобы ты стала моей женой.
Она вздрогнула, потом постаралась произнести спокойным голосом:
- Циники говорят - это средство излечивает от боли, потому что излечивает от любви.
Но что удивительно, Клайм тоже понимает насколько они разные с Юстасией, понимает что она мечтает о другой жизни, которую он не сможет ей дать, но упорно собирается жениться. Юстасия со своими маразмами и невероятной влюбчивостью вообще странная особа))

Я тебе снилась когда-нибудь?
- Ясного такого сна не припомню.
- Я вижу твое лицо среди образов каждого сна, я слышу твой голос в каждом звуке. Это нехорошо. Это значит - я слишком сильно чувствую. Такая любовь, говорят, не живет долго. Но как это может быть? А впрочем, помню, как-то в Бедмуте я увидела на улице гусарского офицера, он ехал верхом, и хотя я его совсем не знала и он даже никогда не говорил со мной, я так влюбилась в него, что, думала, умру от любви, - но я не умерла и спустя время вовсе перестала о нем думать. Как ужасно, если придет день, когда я смогу не любить тебя, мой Клайм!

И буквально спустя короткое время после их свадьбы - сплошная банальщина) Стоило ли ради этого жениться?)

Теперь Юстасия уже не была для него богиней - она была женщиной, существом, за которое можно было сражаться и претерпевать удары, которое нужно было поддерживать и оберегать. Сейчас, несколько уже остыв, он предпочел бы не столь скоропалительную женитьбу, но карты были брошены, и он решил продолжать игру.

Жизнь Юстасии и Клайма превращается в какое-то жалкое существование. Чувак заболел и, в итоге, вынужден был заниматься нарезкой дрока (растение такое), за что получал сущие копейки.
А Юстасия верно рассуждает, ну и сама начинает осознавать свою ошибку. Потому что вот они, поспешные браки и выдавание желаемого за действительное

Но неужели я слишком многого требую, когда хочу прикоснуться ко всему, что вмещается в слове жизнь, - музыке, поэзии, страсти, войне, ко всему, что бьется и пульсирует в великих артериях мира? Такова была моя мечта; она не осуществилась. Но мне казалось, что я нашла путь к ней в моем Клайме.
- И вы только из-за этого вышли за него?
- Нет, это неверно. Я вышла за него потому, что его любила, но не скрою, я любила его, может быть, отчасти потому, что видела в нем обещание той жизни, о которой мечтала.

Параллельно всему этому показывают отношения Клайма - его мамы - Юстасии. Мать отговаривает его от свадьбы с этой девицей (классика), он ругается с мамой и таки жениться на Юстасии. Обиды, укоры, неприязнь между двумя женщинами, типа

- Мне больно думать, что мой сын женится бог знает на ком! И зачем только я до этого дожила...

Вот тебе материнство - отдаешь лучшие свои годы и самую горячую свою любовь только для того, чтобы потом тебя презирали!

Уйлдив начинает снова бегать к Юстасии, та ушла от Клайма обратно к дедушке, мать Клайма трагически умирает, у сына ее на этой почве крыша едет окончательно.

Юстасия решает бежать из Англии, но там ад-трэш-угар, короче почти все умерли)))
Но Клайм остался в живых. И из-за этого он мучается, потому как считает, что именно он должен был умереть. В итоге, он решает стать та-даааам, кто бы сомневался, все убогие так поступают

...и, наконец, подготовка к тому призванию, которое одно, как ему казалось, могло утолить его духовную жажду, - к призванию странствующего проповедника одиннадцатой заповеди.

Как по мне, то смерть конечно не лучший выход, но может и хорошо, что Юстасия и Уайлдив утонули, они и себе жизни испортили, и другим людям.
Есть смешной персонаж, дедок один, который мне напомнил деда из сериала "С жаворонками в Кэндлфорд"))) Ему 72 года, а он очень бодрый и самый так позитивный)

- Я говорю, хотел бы ты снова стать молодым? А то нынче, похоже, в мехах у тебя дырка. Голосу-то уж нету!
- Зато уменье есть. Вот кабы не умел я спеть да сплясать, ну, тогда был бы я не моложе самого старого старика. А так я еще молодцом, а, Тимоти? 

Мудрое отношение к церкви местных людей)) Просто церковь далеко очень находилась

- Я три года не бывал, - сказал Хемфри. - По воскресеньям больно спать хочется, а идти далеко, да еще раздумаешься - ну, положим, я потружусь, схожу, так неужто за это меня допустят в царствие небесное, когда стольких не допускают, ну и останешься дома и никуда не пойдешь.

Английские народные мудрости))))

- Да. "Нет луны - нет жены", - это старая поговорка, мудрая. Кто родился в новолуние, тот, значит, к супружеству не сроден, так бобылем и помрет.

Танцевать с мужчиной - значит за один час сосредоточить на нем обстрел, который по правилам должен бы растянуться на целый год осады. Перейти к ухаживанию, минуя знакомство, и к браку, минуя все этапы ухаживания, - такое сжатие сроков доступно лишь тем, кто идет кратчайшей дорогой. О, она все узнает; она будет зорко следить за всеми и поймет, свободно ли еще его сердце. 

Зопейсала))
Косы она плела по особому календарному расписанию - чем значительнее день, тем больше прядей в косе. В обыкновенные будние дни плелась коса из трех прядей, по воскресеньям из четырех, в дни празднеств и гулянии - игр вокруг майского дерева и тому подобное - из пяти. И она уже давно сказала, что когда будет выходить замуж, то косы сплетет из семи прядей. Сегодня они были сплетены из семи.

Невесте в след
Не верю я в эти старые приметы, а все ж таки сделаю. - Она кинула туфлю вслед удаляющейся девушке. Та обернулась, улыбнулась и пошла дальше.

Я думала уродин уже ничего не спасет, ан нет, есть еще способ)))
Бледное лунное сияние, которое уродин превращает в красавиц, сообщало божественность этому лицу, и без того прекрасному.

И еще пара цитат:
Ну просто как с меня писали:
Как я старалась быть блестящей, и как судьба все время была против меня!.. Я не заслужила своей участи! - вскричала она в горьком негодовании. - О, какая жестокость - бросить меня в этот неудачно сотворенный мир! Я многое могла, но я была искалечена, и отравлена, и смята какими-то силами, над которыми у меня нет власти. Как он жесток, этот бог, что придумал для меня такие муки, хотя я не сделала ему ничего дурного!

Характер человека до некоторой степени уловим в лепке его лица, но полностью он раскрывается только в смене выражений. Это настолько справедливо, что почти во всех случаях игра черт, мелкие их движения, одним словом, то, что мы называем мимикой, помогает лучше понять человека, чем самая яркая и выразительная его жестикуляция.

Самая кроткая женщина не так глупа, чтобы открыть все свои карты.

Иные чрезмерно пылкие натуры бывают склонны, потерпев поражение в любви, сразу ронять оружие из рук.

Уже когда на дрищей жаловались)) Видел бы Томас Харди что сейчас творится, ему бы понравилось)))

Великолепные физически мужчины - слава человеческого рода, когда он был юным, - теперь уже почти анахронизм; и почем знать, быть может, физически великолепные женщины рано или поздно тоже станут анахронизмом.
Ведь удовольствие, о котором не знаешь заранее, наполовину пропадает, а если его предвкушаешь, оно удваивается.

Беда в том, что любая родительская прихоть, которую при их жизни мог бы развеять получасовой разговор, превращается после их смерти в непреложное веление с такими последствиями для детей, от которых родители, будь они живы, первые бы открестились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....