среда, 20 июня 2018 г.

"Моё любимое апельсиновое дерево" (1970)

Экранизация одноименного произведения Хосе Мауро де Васконселоса (1968). Книга частично автобиографическая, в ней писатель рассказал о своих личных детских переживаниях и не самом счастливом детстве. Есть еще экранизация 2013 года, но нет в русской озвучке, к сожалению.

На мой взгляд это один из самых прекрасных фильмов из всех, что я когда-либо видела. Не знаю где нашли этого очаровательного мальчика на главную роль, но он играл так, что его весь фильм хотелось обнять и расцеловать))

Писатель родился в 1920 году, а рассказывает он о себе в возрасте 5-6 лет. Мальчик Зезе из бедной семьи, у него есть ещё старшие братья и сёстры. Отец потерял работу и не может найти новую, мать и старшие девочки работают за гроши на фабрике. В семье к Зезе плохо относятся, особенно отец и сестра. Конечно мальчик, как и все дети, иногда шкодничает, но в целом это прекрасный ребенок, которому рано пришлось повзрослеть и которому так не хватает любви, что он порой закрывает глаза на плохое отношение к себе отца и продолжает любить его. Это трагедия одного маленького мальчика, от которой болит душа. Это как собаки, самые преданные животные, которых бьют, а они всё равно любят. Все свои горести Зезе рассказывает апельсиновому дереву, которое растет у него во дворе.


Однажды у мальчика появляется друг, взрослый мужчина. Эти два одиноких человека становятся друг для друга спасением, отдушиной, а время проведенное вместе - самым счастливым.

Весь фильм состоит из множества прекрасных цитат, особенно душевно звучащих в устах ребенка. Это не детское кино, оно как раз для взрослых и я советую его посмотреть.

Вот пара цитат, но конечно в фильме это всё больше берет за душу.

Этот маленький, несчастный ребенок, сразу после наступления Нового Года, сидит на ступеньках с щетками, чтобы чистить обувь за деньги. Подходит мужчина:

- Слушай, чистильщик, кто не работает, тот не зарабатывает деньги. Чистишь обувь, Зезе?
- Никогда мне так не хватало, как сегодня.
- А как ты встретил Новый Год?
- Средне
- Сколько с меня, Зезе?
- 200 рейс (бразильская валюта до 1942 года)
- Почему только 200 рейс, когда все берут 400? 
- Но это только хорошие чистильщики берут столько. А я пока нет (мужчина всё же даёт Зезе 400 рейс)
- Вы не хотите заплатить мне после? Я еще ничего не заработал...
- Оставь сдачу себе, ведь Новый Год

Или вот этот момент, обрыдалась когда смотрела. Зезе каждый день приносит учительнице цветы, буквально пару веточек:

- Морсадо рассказал мне кое-что плохое о тебе Зезе. Это правда?
- Это о цветах? Да, это так, синьора.
- Как ты это делаешь?
- Я встаю пораньше и иду мимо сада дона Сержиньо. Когда калитка приоткрыта - я вхожу и быстро ворую цветы. Да там столько цветов, что хватит на всех.
- Но это нехорошо. Это не воровство, а мелкая кража, не так ли?
- Нет, не так, сеньора Сесилия. Разве мир не принадлежит Богу? Всё что есть на Земле - это Бог, а тогда и цветы - Бога. И всего-то надо, что принести их учительнице. У нас дома нет сада, а цветы стоят денег. Я не хотел чтобы на Вашем столе эта ваза всегда стояла пустой, Вы же даёте мне деньги купить пончиков, не так ли? 
- Я могла бы давать их тебе каждый день, но ты исчезаешь...
- Каждый день я бы не согласился
- Почему?
- Потому что есть и другие дети, которые тоже не носят обед. Вы не видите Буиту?
- Какую Буиту?
- Чёрная девочка моего роста, мама которой собирает ей волосы в пучок и завязывает бантиком.
- Аааа, Доротилья
- Да синьора, Доротилья еще беднее, чем я. Другим девочкам не нравится играть с ней, потому что черные слишком бедные. Она всегда садится в углу и я делюсь с ней пончиками, которые Вы даёте, но иногда вместо того чтобы давать деньги мне, Вы могли бы дать ей. Её мама стирает бельё, у неё 11 детей и они совсем маленькие. Дидье - моя бабушка, каждую субботу даёт ей немного фасоли и риса, чтобы помочь ей, и я даю свой пончик, потому что мама меня научила, что надо делить бедность с теми, кто еще беднее. Я не хотел заставлять Вас плакать, обещаю, что больше не буду воровать цветы и буду каждый раз прилежным учеником.
- Нет, дело не в этом, Зезе. За твоё прекрасное сердце, пообещай мне...
- Я обещаю, но не хочу Вас разочаровывать, у меня нет прекрасного сердца, Вы так говорите, потому что не знаете меня. Там, дома...
- Неважно, для меня оно у тебя есть










Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....