понедельник, 25 апреля 2022 г.

"Задержите рассвет"/ "Hold Back the Dawn" (1941)

Какая прекрасная мелодрама, я точно буду её ещё пересматривать, добавила в копилку любимых фильмов. В главной роли Шарль Буайе и Оливия де Хэвилленд. Адаптация романа Кетти Фрингс (1940).

Фрингс была американской писательницей, драматургом и сценаристом, получившей Пулитцеровскую премию в 1958 году. Именно с экранизации романа "Задержите рассвет" и началась карьера писательницы в Голливуде. Кстати, свою первую бродвейскую пьесу "Мистер Сикамор" она написала в 1942 году и главную роль играла Лилиан Гиш.

Фрингс адаптировала роман Томаса Вулфа "Взгляни на дом свой, ангел: История погребённой жизни" (1929) в одноименную пьесу, премьера которой состоялась на Бродвее в 1957 году и была сыграна 564 раза в Театре Этель Бэрримор (это бродвейский театр, расположенный в театральном районе Мидтаун на Манхэттене, Нью-Йорк. Он назван в честь актрисы Этель Бэрримор). Роман Томаса Вулфа есть на русском языке, не читала ещё, но заинтересовалась. Пьеса получила шесть номинаций на премию Тони, а Фрингс получила Пулитцеровскую премию в области драмы в 1958 году. В том же году газета Los Angeles Times назвала ее "Женщиной года".

Но вернёмся к фильму "Задержите рассвет". Картина получила 6 номинаций на премию Оскар за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую женскую роль (Оливия де Хэвилленд), лучшую операторскую работу, лучшую музыку и лучшую работу художников и декораторов, однако не получила ни одной награды. Нет, ну что такое вообще?! Пошла посмотрела кто же там победил в 1941 году в номинации "Лучший фильм", оказывается экранизация всем нам известного романа Дафны Дю Морье "Ребекка", с Лоренсом Оливье и Джоан Фонтейн в главной роли. И тут я вспомнила, ну конечно! Учитывая что Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн родные сёстры, которые не общались, не любили друг друга и соперничали (хотя, это Фонтейн завидовала старшей сестре и постоянно создавала конфликтные ситуации), получилась не просто победа фильма "Ребекка", но вроде как одна сестра утёрла другой сестре нос. Фонтейн первой получила Оскар, Оливия его получит только в 1947 году. И лично мне за Хэвилленд обидно, она была очень красивой и талантливой, и уж точно её вины нет в том, что мать обожала Оливию и терпеть не могла Джоан. Правда, в прекрасном фильме "Задержите рассвет" на Оскар её персонаж не тянет.

Из интервью 1978 года о соперничестве с сестрой Оливией де Хэвилленд:
"Я первой вышла замуж, получила Оскар прежде чем Оливия, и если я умру первой, то она несомненно будет в ярости, потому что я опережу её и в этом". Что ж, Джоан прожила 96 лет, её сестра Оливия умерла спустя 3 года, в возрасте 104-х лет. Такие вот долгожительницы.

До экранизации "Ребекка" 1941 года я ещё не добралась, но обязательно посмотрю, потому что очень люблю эту книгу и нравится экранизация с Чарльзом Дэнсом и Эмилией Фокс. Подумываю книгу перечитать, хоть и помню это произведение очень хорошо.

Итак, история начинается с того, что Жорж Исковеску пробирается на киностудию Paramount, к знакомому голливудскому кинорежиссеру мистеру Саксену. Ну как знакомому, когда-то они встречались во Франции, в Ницце. Режиссёр вроде узнал Жоржа, но сказал это как-то неуверенно. Жорж говорит Саксену, что ему необходимы 500 долларов, а это большая сумма. Режиссёр озадачен, но Жорж не просит просто так дать ему денег, он хочет продать свою историю. Сначала Саксен отказывает, говорит что у них и так полно всяких историй, но Жорж настаивает, он говорит что никогда не рассказал бы историю, если бы не нуждался в деньгах. Более того, он может рассказать её только сейчас, пока его не арестовали. Именно фраза про арест произвела впечатление на Саксена и он согласился выслушать Жоржа. Так начинается интересный рассказ.

Родившийся в Румынии Жорж Исковеску (Шарль Буайе) большую часть жизни провёл во Франции, в Биаррице, а также переезжал в разные города, в зависимости от сезона, вслед за отдыхающими, в частности за женщинами, составляя компанию немолодым богатым дамам. В бумагах Жоржа значилось, что он танцор. В общем, началась война, состоятельные дамы стали уезжать в Америку, но чтобы попасть в Америку требовалась виза, а в газетах ещё не утихла какая-то история о Жорже и даме из Нью-Йорка, поэтому он решил что не стоит в открытую обращаться за визой, его могли узнать, и что разумнее будет попасть в Америку через третью страну. Тогда Жорж и подался в Мексику, в маленький городок на границе с Калифорнией. Там располагался пропускной пункт, сквозь заграждение которого была видна территория США. Американцы, обладатели визы, имели право беспрепятственного пересечения границы, в отличии от тех, кто только находился в ожидании такого желанного документа. Городок был настоящей дырой, но Жорж сказал себе, что несколько дней он может спокойно пережить и в таком месте.

В американском консульстве, однако, Жоржу сообщили, что для переезда в США требуется специальная квота. В США ежегодно разрешался въезд примерно 150 000 эмигрантов, эта цифра пропорционально распределялась рядом европейских государств. Жорж родился в Бухаресте, значит на него распространялась румынская квота. Поскольку румынская квота была не очень большой, она вся была исчерпана к моменту появления Жоржа в американском консульстве. Это означало одно, ему нужно было ждать порядка 5-8 лет, чтобы попасть в США. В общем, катастрофа, особенно для человека, избалованного роскошью Ритца и Савоя, которому приходилось теперь жить в каком-то дешевом отеле, в ужасной жаре и среди вечно изводящих всех вокруг мух. Отель назывался "Надежда" (да уж:). Жорж решил не сдаваться, он надеялся что удача улыбнется ему и каким-нибудь образом он вскоре всё же сможет попасть в США.

Прошло 5 месяцев, а Жорж всё торчал в мексиканской дыре, находясь в состоянии абсолютного уныния и отчаяния. Как, впрочем, и остальные жильцы отеля. Есть некий мистер Хэммок, из Вашингтона, из эмиграционный департамента. Он приезжает несколько раз в год, для контроля эмиграционного процесса. На самом деле это такой подозрительный, пронырливый тип, который про всех наводит справки, чтобы никто не смог получить разрешение на въезд обманным путём, с помощью каких-нибудь афер.

Однажды Жорж идёт в местный бар, где неожиданно встречает свою знакомую, яркую девицу Аниту Диксон (Полетт Годдар), такую же аферистку как он сам, спутницу богатых мужчин, с которой они когда-то были любовниками. Анита, конечно, буквально вешается на шею Жоржу (ну конечно, Шарль Буайе всё-таки)), а он рад видеть девушку, но понятно что не влюблён в неё. Именно Анита и подкидывает Жоржу идею о том как можно попасть в США. Всё просто, нужно жениться на американке, Анита в США попала именно так, найдя себе американскую жертву))

Кстати, актриса Годдар была не только женой Чарли Чаплина, но и последней женой Ремарка. Именно она сожгла все любовные письма Марлен Дитрих к Ремарку. Хотя, кто может осудить её за это?)) 12 лет замужем за Ремарком (с 1958-го года), а он с 1937-го влюблен в Дитрих и письма ей пишет. Непонятно зачем вообще женился на Годдар.

Вот тут-то Жорж и воспрял духом. Побрившись, приведя себя в порядок, вспомнив все свои замашки соблазнителя богатых дам, он отправляется на бой быков, ведь на календаре 4 июля, день независимости США, в городке много американских туристов.

Перед встречей с Анитой у Жоржа происходит небольшой инцидент на улице. По дороге ехала машина, в которой было много мальчиков среднего школьного возраста, приехавших со своей молодой учительницей на экскурсию. Мальчики такие хулиганистые, всё кидали прохожим под ноги петарды, которые громко взрывались и всех бесили. Эмми Браун (Оливия де Хэвилленд) сначала заставляет мальчиков извиниться перед Жоржем, которому они активно и кидали под ноги петарды, но разговор получается не очень любезным и Жорж уходит разозленным.

Возвращаясь после корриды в отель, Жорж проходит мимо автомобильной мастерской, где обнаруживает Эмми с детьми, которая ждёт пока починят её машину. Вот тут у Жоржа и созревает коварный план очаровать Эмми и быстро жениться на ней, простой американской учительнице. Буайе в этом фильме 42 года, а Оливии - 25, разница в 17 лет, Оливия тут просто восхитительная, свежа как майская роза:) Ну а Буайе для меня всегда прекрасен, даже в 70, что уж говорить про 42-летнего.

Как человек живущий в 21 веке, я никак не могу понять как люди могли жениться/выходить замуж за первого встречного. Это ведь не просто сюжет фильма, такие истории имели место в реальной жизни, причем сколько угодно. И не только в военное время. Люди влюблялись (или им так казалось), женились, а потом только начинали узнавать друг друга, в конце концов обнаруживая что совсем не подходят друг другу, и что любви нет и никогда не было. Хотя, Шарль Буайе и его жена, как я уже когда-то писала, обручились через две недели знакомства, а поженились спустя месяц, и прожили вместе всю жизнь. Говорят Шарль любил свою жену, очень хочу в это верить. Но не думаю что у него не было интрижек, измен, ведь он часто надолго уезжал на съемки и снимался с потрясающе красивыми женщинами, при этом и сам был очень привлекательным (офигенным он был, в моём понимании).

В фильме персонаж Шарля злодей, он не влюблен в Эмми, ему просто нужно разрешение на въезд в США. Любой ценой.


Жоржу удаётся быстро влюбить в себя Эмми и женить её на себе. Для него это огромная удача, тем более девушка должна в этот же день вернуться с детьми домой, а Жорж, как иностранец, должен ещё 4 недели ждать получения визы, поэтому не может уехать вместе со своей теперь уже женой Эмми.


На самом деле, если отбросить тот факт, что Эмми согласилась выйти замуж за человека, которого знала всего несколько часов (что говорит не в пользу девушки), она очень милая, такая восторженная, юная, влюбленная, строящая планы на будущее, совершенно неиспорченное создание.

Змея Анита, тем временем, строит планы как они с Жоржем заживут и куда поедут после того как Жорж получит разрешение на въезд и избавится от Эмми. Препротивная девица, мне кажется такие навязчивые женщины должны раздражать любого мужчину

Так было жаль юную, глупую Эмми, которая вернулась к Жоржу как только смогла, взяв в школе отпуск, и всё скороговоркой рассказывала ему новости, привезла свадебный торт, говорила о своих родителях, о будущем, а Жорж был в ужасе от её приезда, которого он не ожидал. При этом я так смеялась, когда Эмми говорит:

- дома царит жуткий переполох, никто не может поверить в случившееся, они только и спрашивают как так вышло, куда ты смотрела, мне пришлось изворачиваться, придумывая ответы. Как они только ни коверкали твою фамилию: Ицки-Бицки, Уиски-Уиски)))

Самый романтичный эпизод в фильме, когда Жорж и Эмми оказываются в небольшой мексиканской деревушке, в которой как раз праздник какого-то святого, покровителя молодоженов. В церкви сначала шла служба, а потом все желающие пары могли получить благословение.



После церкви есть традиция для молодых пар, мужчина трясёт оливковое дерево, сколько оливок упадёт - столько будет детей:) Оливия собрала три штуки и потом так забавно говорит про каждую оливку:

- этого мы назовём Джошуа, в честь моего отца. А это Хэллен, вот бы меня так звали, терпеть не могу имя Эмми. А это...Жорж, как звали твоего отца?
- Грэгор
- Грэгор Исковеску:)
А потом тянется к Жоржу, чтобы поцеловать его, но потом вдруг останавливается, накрывает три оливки шалью и говорит:
- не при детях же))



Что ещё было чётко замечено, так это как много курит Буайе. В каждом фильме (кроме "Сады Аллаха", ужасное кино, не рекомендую) он просто не вынимает сигарету изо рта, в реальной жизни было тоже самое. На многих фотографиях, даже где он идёт по улице со своей женой, у него всегда в руке была зажженная сигарета. Тоже подумала, что курил он слишком много. А тут в фильме Эмми говорит:

- но одно меня беспокоит, Жорж, ты слишком много куришь.

Возвращаясь к другим персонажам фильма, в отеле также проживают профессор Ван Ден Люкен, с двумя взрослыми дочерями, ожидающий разрешение на въезд уже 8 месяцев. И очень смешной мистер Бонбуа (которого играет немецкий актёр Курт Буа, такое вот совпадение:), он парикмахер, своими ужимками немного напомнил милого Леонарда из сериала "Гранчестер". Есть ещё молодая пара Курцев, жена беременна и мечтает родить ребенка в Америке, чтобы тот сразу получил гражданство.

Собственно, получит ли Жорж гражданство или нет, а также окажется ли он подлецом по отношению к Эмми - смотрите сами:)

Фильм был адаптирован под радиоспектакль и впервые вышел в эфир 10 ноября 1941 года на Lux Radio Theater с Шарлем Буайе, Полетт Годдар и Сьюзен Хэйворд (видимо вместо Оливии де Хэвилленд), а затем выходил на разных радио и в театрах с Шарлем Буайе и Сьюзен Хэйворд, с Оливией де Хэвилленд и Жан-Пьер Омоном, с Шарлем Буайе и Айдой Лупино. Потом Буайе играл с Ванессой Браун, и только один раз, в 1950-м с де Хэвилленд (и даже однажды не обошлось без вездесущей Барбары Стэнвик, правда её партнёром был Жан-Пьер Омон)).





































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....