четверг, 21 апреля 2022 г.

"Сёстры Магдалины"/ "The Magdalene Sisters" (2002)

Этот фильм я посмотрела уже в третий раз. Он тяжелый, на любителя, поэтому смотреть или нет - решать вам. В первый раз я была в шоке от увиденного, несмотря на то что давно знаю какие жестокие религиозные фанатики и служащие церквей, монастырей, приютов. Я также достаточно начиталась, и насмотрелась в кино, какие ирландцы религиозные, в худшем смысле этого слова.

Фильм рассказывает о трех девочках-подростках, которые были отправлены в приют Магдалины - сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых "падших женщин", существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в том числе и в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит в Дублине в 1767 году леди Арабелла Денни (дочь графа и ирландская филантроп, овдовевшая в возрасте 35 лет. Её племянник, Уильям Петти-Фицморис, 2-й граф Шелберн, был 14-м премьер-министром Великобритании.)

Интересный факт про Арабеллу. Она умерла в 1792 году и, очевидно, при жизни боялась быть похороненной заживо, поэтому оставила инструкции в своем завещании, что ее не следует снимать со смертного одра как минимум семьдесят два часа, а далее: "Я хочу, чтобы меня поместили в свинцовый гроб и вскрыли мои яремные вены, а затем поместили в дубовый гроб и отправили в церковь Трали". У богатых свои причуды, в общем)) Зачем два гроба??) Потому что после вскрытия вен свинцовый гроб будет уже испачкан? Фильм ужасов какой-то))

Но вернемся к приютам. Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь "падшим женщинам" вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название "прачечные Магдалины". Вы только представьте, последний такой приют на территории Ирландии был закрыт только 25 сентября 1996 года!

Прачечная Магдалины в Ирландии, начало XX века

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в "исправительном наказании", "покаянии". Воспитанниц называли "детьми", а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала "матерями", независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания.

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек, женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших "слишком соблазнительную внешность". Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин.

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин. Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 Мэри Норрис, Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 Channel 4 показал документальный фильм "Секс в холодном климате" (начитались они Нэнси Митфорд:), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт, где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930—1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры. Обвинения касались многих католических школ и государственных "индустриальных школ", а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены "существенные" признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии. Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, "после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели". Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

Я, как всегда, нашла интересную статью и не смогла пройти мимо. Это история женщины, которая жила в одном из приютов Магдалены и только в возрасте 79 лет решилась рассказать о том, что ей пришлось пережить. Женщины, которым удавалось покинуть приют живыми считались буквально счастливицами, в таких нечеловеческих условиях они там жили и работали.

В возрасте 14 лет Кэтлин была отправлена в один из приютов/работных домов: учебный центр Сент-Мэри на Стэнхоуп-стрит в Дублине, которым руководили Ирландские Сестры Милосердия. "Моя мать опозорила свою семью, родив меня вне брака", - говорит Кэтлин, которую воспитывала бабушка вплоть до её смерти от плеврита в 1946 году. Поскольку ее незамужняя мать была слишком бедна, чтобы заботиться о девочке, в итоге она отправила Кэтлин в школу Сент-Мэри в 1949 году, предположив, что это была монастырская школа. "По прибытии меня отвели в комнату, раздели догола и выдали форму", - говорит Кэтлин. "В следующие три года я больше ни разу не надевала свою одежду".

на фото Кэтлин

"Учебный центр" на самом деле был учреждением для падших женщин, где Кэтлин заставляли работать в прачечной по восемь часов в день, шесть дней в неделю. За три года, которые она провела там, она ни разу не посетила школьный класс.

"Девочек отправляли туда, потому что они были сиротами, инвалидами, бедными, проститутками, беременными вне брака или потому что им просто некуда было идти", - говорит Кэтлин.

"Одна была там, потому что она считалась слишком красивой и, следовательно, была искушением для мужчин".

Многие женщины, попавшие в эти приюты, не выжили. Некоторым было всего восемь лет.

"Нам давали так мало еды, что, когда девочки заболели, у них не было сил бороться", - говорит Кэтлин.

Приют Сент-Мэри присылал матери обычные школьные отчеты, но все они были сфабрикованы. "Они писали моей маме и говорили, что мои способности достигают 90 процентов, но на самом деле меня заставляли работать как рабыню". "Я работал на машине, которая сушила простыни. Было очень жарко, и девушки часто сильно обжигали руки, когда прокручивали простыни через машину".

Сначала мать Кэтлин ежемесячно навещала её в Сент-Мэри на 15 минут и приносила торт для дочери. Но визиты вскоре прекратились.

"Монахини сказали, что визиты матери слишком надолго отвлекали меня от работы". Помимо мытья коридоров и большого количество работы в прачечной, Кэтлин пришлось пережить и психологическое насилие.

"Мне присвоили номер 26 вместо имени. Это место было пропитано страхом. Мы были слишком напуганы, чтобы разговаривать друг с другом, поэтому наша жизнь проходила в тишине", - говорит она.

"Ворота были открыты, и мы могли выйти, но никто этого не делал. Нас заставляли чувствовать себя грязными, никчемными и никому не нужными. Кроме того, куда бы мы пошли?".

Несмотря на деньги, которые зарабатывали приюты-прачечные, еды девочкам давали мало. "Мы были полуголодными. Было множество дней, когда мне давали только какао, черствый хлеб и капусту, и мой вес упал до 38кг."

Раз в месяц девочкам давали белое жидкое слабительное и заставляли пить его. "Я понятия не имею почему они это делали, но это была одна из форм пыток", - говорит Кэтлин. "Меня сгибало пополам от боли. Кроме того, из-за всей тяжелой работы которую мне приходилось делать, у меня развилось выпадение матки, и мне сказали, что я, возможно, никогда не смогу забеременеть".

Кэтлин посмотрела фильм "Сёстры Магдалины" и хотя она была рада, что фильм повысил степень осведомленности среди просто населения о жертвах приютов Магдалины, таких как она сама, Кэтлин говорит что ее опыт отличался от того, что она увидела на экране.

"Психологическое насилие было намного хуже", - объясняет она. "Монахини нас оскорбляли. Они говорили мне, что "ты произошла из ничего" и "ты и есть ничто". Они ломали меня способами, невидимыми обычному глазу".

Кэтлин покинула Сент-Мэри, когда ей было 17 лет, после того как она увидела объявление о приеме на работу прислуги в больницу Ротонда в Дублине и набралась смелости чтобы подать заявление. Получив собственный доход, она наконец-то стала свободной.

Оттуда она присоединилась к Женским Королевским военно-воздушным силам. Именно в это время она познакомилась со своим будущим мужем Робби. Кэтлин говорит, что встреча с ним подарила ей смысл жизни, и в итоге пара поженилась и у них родились две дочери. Но Кэтлин никак не могла заставить себя рассказать мужу о том, что была в Сент-Мэри. "Оглядываясь назад я не понимаю почему не сделала этого", - признается Кэтлин. "Возможно я был напугана, но в основном я просто хотела оставить все это позади".

Робби умерл в 1995 году и только в 2007 году, когда к Кэтлин обратился Стивен О’Риордан, режиссер и основатель группы Magdalene Survivors Together, Кэтлин наконец рассказала свою историю.

"Когда я стала старше, я задалась вопросом, будет ли моя история услышана прежде, чем я умру", - говорит Кэтлин. "Впервые я почувствовал себя готовой рассказать о том, что случилось со мной много лет назад".

Кэтлин была первой жертвой, которая рассказала о жестоком обращении в Сент-Мэри, но ее храбрость с тех пор побудила многих других женщин выступить с заявлениями. В 2013 году Кэтлин и таким же как она, пережившим приюты Магдалины, наконец принесли официальные извинения от лица ирландского премьер-министра Энда Кенни.

Кэтлин говорит: "Но есть чувство горечи, которое навсегда останется со мной. Эксплуатация и злоупотребление властью были в высшей степени несправедливыми". "В результате я давно потерял веру и больше никогда не пойду в церковь". У Кэтлин до сих пор ночные кошмары, от которых она страдала со времен пребывания в Сент-Мэри. "Я просыпаюсь в холодном поту и вижу во сне темную фигуру, стоящую в конце моей кровати". Но разговор о ее опыте с другими выжившими и получение извинений и компенсации от ирландских властей привели к некоторому успокоению.

"У меня был прекрасный муж, две прекрасные дочери и три прекрасных внука", - добавляет она. "И, наконец, то что я выговорилась принесло мне немного покоя".

взято отсюда

Питер Муллан, автор сценария и режиссер, заметил, что фильм изначально был снят потому, что жертвы приютов Магдалины не получили ни компенсации, ни извинений, ни хотя бы признания издевательств. Что самое удивительное для меня, многие из жертв остались на всю жизнь набожными католичками, хотя казалось бы их как раз должно было отвернуть напрочь от католической веры и, возможно, от церкви в принципе. Я понимаю что вера в Бога и походы в церковь - это абсолютно разные вещи. Но быть набожной католичкой означает и дальше, как в приюте или монастыре, строго соблюдать все религиозные правила и обычаи. Видимо, слишком сильно это было вбито в головы, сильно глубоко засел религиозный страх. Ведь Кэтлин как раз поступила так, как поступили бы нормальные люди, она отказалась от церкви и религии, она утратила какую-либо веру и это как раз понятно. Ведь всё что связано с церковью и религией вызывало ужас и кошмарные воспоминания и ассоциации.

Бывшая заключённая приюта Магдалины Мэри-Джо МакДонах сказала Муллану, что в реальности приюты Магдалины были намного хуже, чем изображено в фильме (в чём я даже не сомневаюсь).

А теперь давайте о фильме:) Ирландия. 1964-й год. История четырёх девушек. Сначала нам показывают как три из них попали в приют Магдалины. Первая - Маргарет, которую играет ещё юная Энн-Мари Дафф и мне кажется она в представлении не нуждается (обожаю её как актрису). Ужасная история, ужасная во всём. На свадьбе девушку изнасиловал её же собственный кузен, причем она не заигрывала с ним и когда тот полез к ней - дала ему пощечину и возмущенно напомнила о родственной связи. Урод взбесился, ударил Маргарет сначала дверью (резко открыв её), а потом повалил несчастную девушку на пол и изнасиловал. Когда Маргарет рассказала историю родственнице, та в свою очередь рассказала отцу и понеслось. В итоге, можете догадаться кто был наказан и это, конечно же, не кузен. Он, наверняка, потом спокойно себе жил дальше, таскался по бабам, женился и никто его не осуждал. Ведь как принято считать до сих пор (очень многими), если такое произошло, значит женщина дала повод. Прибила бы таких.

Очень впечатлил падре, который на свадьбе пел и стучал в бубен, очень-очень круто стучал


Маргарет не повезло, она родилась в долбанутой ирландской семье. Поэтому психопат папаша быстренько сплавил её в приют, чтобы не навлечь позор на свою семью. У ирландцев детей много, так что лишнего сплавить им за счастье

Следующая девушка - Бернадетт. Она жила в интернате, но считалась слишком красивой и кокетливой, заигрывала с мальчишками, которые приходили к забору интерната поглазеть на девочек. Она действительно кокетничала и характер у неё был суровый, но какой ещё он может быть в интернате, где приходится выживать? В общем, в интернате посчитали, что будет лучше избавиться от Бернадетт и отправить её в приют Магдалины.
Сыграла девушку ирландская актриса Нора-Джейн Нун и это была её дебютная роль, ей там 18 лет.

Третья девушка - Патриция. Она родила ребенка вне брака и всё ещё находясь в больнице уговаривает своих родителей хотя бы взглянуть на ребенка. Но оба они непреклонны. Мать даже голову не повернула, а просто встала и ушла. Отец остался только чтобы уладить всё до конца. Местный падре дает Патриции подписать документы на отказ от ребенка, объясняя что так будет лучше и для неё, и для ребенка. Девушка соглашается от безысходности, но когда ребенка у неё тут же забирают и уносят, у неё начинается истерика и она кричит что передумала, что она хочет оставить себе ребенка. Увы, уже поздно. А вслед за этим Патрицию отправляют не домой, а в приют Магдалины. Родителям такая дочь больше не нужна. Сыграла девушку ирландская актриса Дороти Даффи, но фильмография у неё очень маленькая, как актриса она не успешная. В фильме её 22 года. Блин, там будет кадр где девушек раздели догола и вот я смотрела на 18-22-летних девок, точнее на их фигуры, и была в ужасе. Я понимаю что не у всех красивые фигуры, но 18 лет! Я в 18 лет на фигуру была богиня, мне не стыдно было раздеться. А тут какие-то кобылы с некрасивой грудью и лишним весом (не все, конечно).

Настоятельница в приюте - сущее исчадие ада. Играет сестру Бриджит - Джеральдин Макьюэн, одна из моих любимых мисс Марпл:) Тут же она такая тварь, садистка, абсолютно бесчеловечное существо, что хочется ей проломить череп.

Самая боевая и беспринципная из девочек - Бернадетт, она мечтает сбежать из приюта, но едва ли это кому-то удается. Тем не менее, настойчивость и отчаяние могут многое. Кстати, тут всё как всегда, как и в монастырях. Жертвы едят какую-то бурду, монашки просто шикуют, ни в чем себе не отказывая. Настоятельница, понятное дело, самая богатая и офигевшая

Есть еще один персонаж, умственно отсталая девушка по имени Криспина. В общем, учитывая её внешность, у меня даже закралось подозрение что она и правда ненормальная, ну снимают же даунов в кино, и аутистов. Но нет, это оказывается ирландская актриса Айлин Уолш, у неё даже не очень маленькая фильмография. Ей в фильме 25 лет. Страшно представить, но у неё даже есть муж (ушла пить успокоительное)). Криспина успела родить сына, за что и была отправлена в приют, а сын живет с сестрой Криспины, которая несмотря ни на что приходит иногда с ребенком к воротам приюта, чтобы показать Криспине хоть издалека её сына. Это просто страшно, когда такие ненормальные, которым место реально в сумасшедшем доме, рожают. Что-то аборт ей не сделали, католики сраные.

Бернадетт даже пыталась уговорить мерзкого тюфяка, которые приезжает забирать постиранное белье из прачечной, чтобы тот помог ей сбежать, но он её очень подвел, я в шоке была

Девушки, о которых рассказывается в фильме, реальные персонажи, в конце фильма говорят как у каждой из них сложилась судьба. Ничего удивительного что одна из них так никогда и не вышла замуж



































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....