четверг, 21 апреля 2022 г.

"Pavilion of Women"/ "Участь женщины" (2001)

Экранизация одноименного романа американской писательницы Перл Бак (1946). Она первая женщина-писатель из США, удостоенная Нобелевской премии по литературе (за 1938 год); и первая американка — лауреат Нобелевской премии. Ранее, в 1932 году, была удостоена Пулитцеровской премии за роман "Земля", сделавшись, таким образом, лауреатом двух престижных литературных премий подряд. Нобелевскую премию получила с формулировкой "За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры". В Китае может именоваться китайской писательницей.

Перл Сайденстрикер родилась в семье пресвитерианских миссионеров в Китае, получила образование в США. Вместе с родителями жила в Чжэньцзяне, свободно владела китайским языком и некоторое время обучалась у конфуцианского учёного. После замужества в 1917 году с миссионером и экономистом Джоном Баком работала в Сучжоу и Нанкине миссионером и учителем английского языка. После развода с мужем-миссионером и вторичного замужества с редактором и издателем Ричардом Уолшем, окончательно обосновалась в США. Получила известность как активист женского движения, борьбы за права угнетаемых меньшинств и международного усыновления: сама писательница в браке с Р. Уолшем имела восьмерых приёмных детей.

Википедия вот что пишет: "В романе "Павильон женщин" (*который на рутрекере перевели как "Участь женщины") Перл Бак попыталась изобразить ситуацию со сменой парадигмы "мужское — женское" в Китае 1940-х годов и изменение форм конфликта "старого" и "нового" Китая. В те времена на законодательном уровне женщины получили доступ к образованию, обрели возможность выбора профессии, были упразднены бинтование ног и институт наложниц. Главная героиня романа — мадам У — была новым типом для творчества писательницы; впервые Перл Бак коснулась темы жизни высших классов. Мадам У — семейный матриарх, за 24 года замужества которой она возглавила клан из 60 человек, в том числе трёх сыновей, которые полностью покорны воле матери. При этом внешне она очень красива и женственна. Подавляющая её китайская традиция одновременно предоставляет ей важнейшие права в управлении домом и детьми, однако мир ограничивается стенами дома. Ко времени начала действия, 40-летняя мадам принимает решение радикально поменять свою жизнь, и начинает с отказа от супружеских обязанностей, взамен чего подыскивает мужу наложницу (что уже становилось анахронизмом) и стремится побыстрее женить сыновей; и в дальнейшем она пользуется домочадцами как шахматными фигурами.

Перл Бак много рассуждает о китайской семейной психологии; так, мадам У размышляет о гендерных ожиданиях, которые возлагались на неё до и после замужества. Внешне простое решение приводит к настоящей лавине непредусмотренных последствий (например, мужу не о чем поговорить с наложницей, затем она рожает девочку и пытается покончить с собой). Мадам даже не осознавала, что никогда не любила мужа, пока не встретила католика-ренегата, брата Андре, которого наняла учителем языков для младшего, четвёртого, сына. Именно брат Андре преподаёт всесильной главе семьи важнейший урок — опыт самопознания. Она учится мягкости, которая усиливает её врожденную силу, но при этом принимать решения, которые приносят радость домочадцам. Вообще, психологическая картина необычна: мадам У проявляет индивидуализм, не свойственный китайцам, и при этом, желая свободы, не собирается отказываться от своего долга. Соединить всё это воедино ей помогает любовь, которой тоже надо учиться. Данная коллизия усилена линией одного из сыновей мадам У, который учился в Америке. Мать сговорила его с будущей невестой ещё ребёнком, и он возвращается из США, чтобы исполнить свой долг. Американской возлюбленной он объяснил, что брак служит продолжению рода, но люди Запада обманывают себя, называя это любовью, тогда как китайцы прагматичны. Эмансипированная жена второго сына — её имя Жулань — воплощает женщину Нового Китая. По отзывам критиков, роман "Павильон женщин" был одним из самых значительных произведений Перл Бак".

Я не читала книгу, но даже по этому описанию понятно, что фильм очень сокращен, как и количество членов семьи и, соответственно, сюжетных линий. Думаю что книга должна быть интереснее, но увы, именно её в русском переводе нет. Хотя, несколько других книг - есть.

Итак, в фильме сорокалетняя мадам У красива и пользуется большим уважением как жена одного из представителей старейших домов высшего класса Китая. Ее желание на день рождения - найти молодую наложницу для своего мужа и наконец начать жить в отдельной части дома, открыв новую главу в своей жизни. Честно говоря, понять эту женщину можно. Её муж подчиняется воли матери, которая всем заправляет. Ну а свою жену он использует в качестве удовлетворения своих сексуальных фантазий и, как было принято в то время у китайцев, не дает ей особо никакой свободы.

Я зимой начала читать книгу "Дикие лебеди", исторический роман-автобиография писательницы Юн Чжан (1991). Честно говоря, первая часть была настолько увлекательна, что читалась на одном дыхании, невозможно было оторваться. Там писательница рассказывает историю жизни своей бабушки Юйфан. С двух лет ей бинтовали ноги. Так как семья была относительно бедна, отец отдал её в наложницы министру полиции, чтобы повысить свой социальный статус, без чего было невозможно улучшить собственную жизнь. После свадьбы с генералом, у которого уже была жена и несколько наложниц, юная новобрачная осталась одна в огромном богатом доме со слугами, мужа она не видела следующие шесть лет. Несмотря на окружавшую её роскошь, жизнь Юйфан была безрадостной и трудной, она боялась слуг и жену генерала, поскольку они могли передавать генералу слухи или наговаривать на неё. Короче, там как раз описывали все ужасы, через которые приходилось проходить китайским женщинам. Но написано очень-очень интересно. А потом, когда уже пошла история жизни мамы писательницы, которая в 15 лет приступила к работе в Коммунистической партии Китая, начался военно-коммунистический пиздец и я сдулась читать это, потому что потом будет и про революции, и про культ личности Мао и т.д. Хватит с меня книг про Сталина, в общем, чтоб я еще про Мао читала)) А такая была многообещающая книга:) Так что, когда смотрела фильм "Павильон женщин", была немного уже знакома с жизненным укладом китайцев.

Возвращаясь к фильму, мадам У находит мужу наложницу, юную сироту, какую-то дикую, необученную, но думаю это вполне логично. Зачем мадам У в качестве конкурентки молодая, талантливая, опытная, которая завладеет вниманием главного мужчины в доме и, глядишь, сместит мадам У и станет всем командовать. Хотя, конечно, у них там была строгая иерархия и соблюдение огромного свода правил, но если мужик сказал - сами понимаете))


Мадам У теперь имеет достаточно времени, чтобы читать запрещенные ранее книги, изучать английский язык и вообще заниматься своим образованием. Одному из сыновей отец семейства разрешает (опять таки, с подачи мадам У) нанять преподавателя английского языка, которым оказывается отлученный от церкви католический священник, занимающийся делами детского приюта. В роли священника - Уиллем Дефо и это страшно))

Далее, мадам У уговаривает мужа разрешить ей и новой наложнице тоже посещать занятия, вместе с сыном и тот, немного поскрипев, разрешает. Стоит ли говорить, что европейский человек, пусть и священник, с совершенно иными ценностями и приоритетами, открывает перед жаждущими знаний китайцами новые грани жизни, он рассказывает им как живут другие люди, он порождает у этой маленькой кучки учеников желание изменить и свою жизнь, обрести свободу.

Так, сын мадам У влюбляется в наложницу отца. Сама мадам У и священник влюбляются друг в друга. И всё это происходит накануне очередного военного переворота в Китае, о чем в фильме будет вскользь, это не основной сюжет. Фильм больше романтический, о любви.

Китайские женщины, кстати, были довольно запуганные. Например, китайская женщина не имела права по-европейски пожать руку мужчине. Честно говоря, там было очень много запретов, но конечно, в отличии например от мусульманских женщин, китайских даже иногда показывали гостям))

Было жаль юную китайскую наложницу, которую как какой-то скот привели, отдали мужику-извращенцу на растерзание, а она и слова кривого сказать не может, должна только кланяться как болванчик и выполнять его прихоти. А у хозяина юный сын, и вдруг любовь, а шансов выбраться из этого ада нет...


Фильм интересный, рекомендую к просмотру:)
































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....