понедельник, 25 апреля 2022 г.

"Гроза"/ "Orage" (1938)

И снова прекрасное кино с восхитительным Шарлем Буайе. Фильм французский, экранизация пьесы "Яд" (1927) французского драматурга Анри Бернштейна, это его последняя пьеса.

В википедии о самом фильме написано всего два предложения на английском и чуть больше на французском. Какой-то, видимо, недооцененный фильм. Лично мне понравился сюжет, не всё же мелодрамы снимать, должна быть и драма иногда:) Всё-таки при моей нелюбви к французскому кинематографу, оказалось что именно среди старых фильмов (до 1970-х) можно найти очень хорошие. Видимо в более поздние годы во всём мировом кинематографе произошла катастрофа, не только в Голливуде.

Конечно я всегда безгранично счастлива, когда в фильмах много крупных планов Буайе, эта моя страсть не угаснет уже никогда:) Партнёрша Буайе по этому фильму - французская актриса Мишель Морган, очень внешне специфическая девушка.

Итак, мужчина по имени Андрэ (Буайе) работает в судостроительной компании. Однажды к нему на работу заявляется юноша Жильбер, брат жены Андрэ. Жильбер безнадежно, как ему кажется, влюблен в юную Франсуазу, которая не отвечает ему взаимностью. Он говорит Андре что пропал, девушка уже 5 недель ему не пишет и ему нужно во что бы то ни стало отправиться к ней в Париж. Андре как раз отправляется туда по работе, но наотрез отказывается брать с собой Жильбера. Он подшучивает над юношей, потому что понимает что вся эта влюбленность скорее всего не серьезная. Андре спрашивает:

- неужели она такая ужасная?
- хуже чем ты можешь вообразить! Играет сердцами мужчин, улыбается, обнадеживает, а когда уже увяз - письма от неё не дождешься
- роковая женщина, в общем
- ну да, некоторые из-за неё покончили с собой
- ты что, правда?
- да, она не говорит, но я уверен. Если надо, я ради неё себя убью, клянусь!
- в этом я уверен, поэтому ты и не поедешь в Париж. Если веришь мне, малыш, ты эту женщину больше не увидишь. Какой смысл искать неприятности? Будет еще много поводов пострадать, вот увидишь, главное избегать их
- я не боюсь страданий
- да? все так говорят
- повидайся с ней
- что?! Ты хочешь чтобы я встретился с этим чудовищем? Я не такой хитрец
- тебе-то бояться нечего, у тебя есть моя сестра! ты съездишь к ней?
- возможно
- скажешь ей, что я её обожаю? Что без ума от неё? что жизнь без неё не имеет смысла? что пытался её забыть и не смог?!
- да
- И спроси получила ли она мои письма! 22! Я написал ей 22 письма!))

На вокзале Андрэ провожает всё тот же приставучий Жильбер и Жизель, жена Андрэ. В последний момент, когда поезд уже трогается, Жильбер успевает всунуть Андрэ в руки клочок бумаги с адресом сердцеедки Франсуазы.

Прощаясь на вокзале со своей женой, Андрэ относится к ней очень заботливо, видно что у них хорошие отношения и, как это обычно и бывает, ничто не предвещало беды.

Уже в Париже, вечером, после рабочей встречи, Андрэ случайно обнаруживает в кармане пальто тот злополучный клочок бумаги и решает всё же заехать к Франсуазе, скорее из любопытства и потому что обещал Жильберу.

Придя по адресу, Андре стучит в дверь, девушка разрешает войти, говоря что одевается. В квартире темно, перегорела лампочка, поэтому только немного лунного света проникает в жилье и освещает его. Девушка ведет себя довольно уверенно, спокойно разговаривает с Андрэ, пока наконец спрашивает кто он.

- я не узнаю Ваш голос. Он мне нравится, но я его не узнаю (ещё бы, кому может не понравится голос Буайе))

И ещё повеселило:

- ну вот, что-то разбилось
- это пепельница, ничего страшного, она из "Галери Лафайет":)
 В смысле, что это такой дешевый товар, что его не жаль хоть весь перебить))

Уже с момента знакомства Андрэ Паско и Франсуазы Массар показывают, что девушка не такая испорченная как может показаться. Андрэ спускается вниз, к домоправительнице, и покупает у неё свечи, а та просит напомнить девушке, что нечего задерживать плату за жильё. Андрэ тут же делает попытку помочь, но получает отпор:

- она приказала мне ни от кого не принимать деньги и, кстати, она права, потом не расплатишься.

Андрэ возвращается в квартиру со свечами, зажигает их и видит на полке фотографию юноши (очень страшного, на мой взгляд)) Франсуаза говорит, что это приятель, уехал делать состояние в Судан и уехал именно из-за неё. Дальше очень смешной эпизод и там нужно видеть как меняется лицо Буайе)) Он видит на стене картину, портрет в стиле экспрессионизма, на нём изображена Франсуаза с частично обнаженной грудью. Если вы знаете как выглядят портреты в стиле экспрессионизма, то можете себе представить как была нарисована девушка))

- что это? Это Ваш портрет?
- говорят
- дааа...
- именно это я и сказала и при этом, не смотря ни на что, говорят что у этого мальчика большое будущее
- да, забавно))

- Вы приятель Жоржа?
- нет
- Робера?
- нет
- Жана-Франсуа?
- нет, я от Жильбера
- аааа! Жильбер! Ну и что там с ним?
- послушайте, Вам ли не знать после 22-х писем))
- ах да, он пишет) с ним, естественно, всё хорошо?
- нет, тут Вы ошибаетесь, он в отчаянии
- как Вы можете в это верить? Вы? Такой мужчина как Вы? Он не способен на отчаяние, он даже не представляет что такое отчаяние. Через месяц он всё забудет, даже имени моего не вспомнит. Мы никогда не были вместе, никогда, я ему сразу сказала. Когда я кого-то полюблю, ему останется только меня обнять. Но согласитесь, нельзя же отдаваться всем, кто об этом попросит?


Андре уговаривает Франсуазу поехать с ним и увидеться с Жильбером, успокоить его. Девушка соглашается, хотя говорит что денег у неё нет. Времени до поезда остается достаточно, чтобы где-то поужинать и Франсуаза везёт Андрэ в какой-то местный ресторанчик.

- у меня нет денег, но есть машина. Возможно из-за того что есть машина и нет денег. Её зовут Жозефина))

Короче, назвать это ресторанчиком сложно, скорее какая-то дешевая забегаловка))

- сыр на выбор...какой сегодня сыр?
- камамбер, но я вам не советую
- он никогда не советует камамбер, не знаю почему
- ладно, тогда я возьму "персики монсеньёр"
- берите, если хотите, но это опасно))
- почему? ручной работы?
- да
- тогда два кофе и счет

Поздно вечером парочка садиться в машину, Франсауаза говорит, что теперь можно ехать на вокзал, но поезд уже давно ушёл. Франсуаза говорит:

- тогда что же мы будем делать?
- что захотите
- я не засну этой ночью, поэтому мне хотелось бы ехать на машине, всё равно куда, куда глаза глядят, пока не рухну от усталости.


- а теперь мне стоило бы спросить Вас кто Вы, я немного озадачен теми женщинами, которых Вы явили мне за эти два часа. Я начинаю понимать, Вы нежная, Вы резкая, Вы глубокая, Вы легкая, по сути - Вы безалаберная, но что самое потрясающее - эта безалаберность не должна бы мне нравится, а нравится, не знаю почему. Возможно все мужчины, даже, не знаю как сказать, даже самые серьезные имею трещину, через которую врывается этот беспорядок
- о, только не у Вас:)

Итак, ночь, приходится ехать в объезд из-за ремонтных работ и заканчивается ночное путешествие тем, что парочка просто остается в машине до утра, заснув в обнимку. Становится понятно, что Андре влюбился, очень сильно, и что это взаимно. Утром, вместо того чтобы отправится домой, они с Франсуазой сворачивают на какой-то деревенский постоялый двор, где остаются не на один день. С этого момента начинается их роман. А дома Андре ждёт ничего не подозревающая и жена и страдающий Жильбер.

Я могу смотреть на Буайе вечно, мне не надоедает:)

Это история о том, как один человек решает сделать всем хорошо, но делает, в итоге, только хуже. Бессмысленный поступок, сломавший три жизни. Жена Андре девушка хорошая, добрая, а ещё она молодая и симпатичная, но скучная, такая, которая как собака приносит хозяину вечером в зубах тапочки. Никогда мужчин не привлекала такая преданность и самоотверженность, это скорее отталкивает. А любовь, как всегда, появляется неожиданно и нагло вступает в свои права, не спрашивая разрешения и разрушая всё на своём пути. Всё-таки это такое сумасшедшее чувство, которому люди так и не научились сопротивляться.

Андрэ влюбляется так, что у него просто крышу срывает, он становится как брат его жены, Жильбер, в самом начале этой истории. Не может ни есть, ни спать, а ещё становится ревнивым эгоистом. Уххх, самое нижнее правое фото в коллаже, ну невозможно же красивый:)

Помимо жены Андрэ на горизонте ещё появится приятель Франсуазы, вернувшийся из Судана, тоже подлый человечишка, ревнивый, страдающий от неразделенной любви. В общем, Франсуаза тут действительно "la femme fatale"

рекомендую этот фильм поклонницам Буайе и любителям драматических любовных историй:)





























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....