вторник, 19 апреля 2022 г.

"Том и Вив"/ "Tom & Viv" (1994)

Вспомнила вдруг про этот фильм, смотрела его так давно, что почти забыла сюжет, так что было решено посмотреть еще раз:)

Сюжет фильма основан на реальных событиях и повествует о жизни американского поэта Томаса Стернза Элиота и его первой жены Вивьен Хей-Вуд.

Начну, пожалуй, с самой Вивьен. Родилась она в английском городе Бьюри, графство Ланкашир, и была первым ребенком Роуз Эстер (урожденная Робинсон 1860–1941) и Чарлза Хей-Вуда (1854–1927), художника и члена Королевской академии художеств. Чарлз был местным, но его жена родилась в Лондоне, и именно там пара поселилась после свадьбы. В Бьюри они вернулись на выставку картин Чарлза в джентльменском клубе, когда Роуз Эстер была на последних неделях беременности. Предполагают что именно эта поездка спровоцировала преждевременные роды и Вивьен родилась в Ланкашире, а не в Лондоне.

При рождении она была зарегистрирована как Вивьен Хей, хотя став взрослой она называла себя Хей-Вуд. Ее дедушкой по отцовской линии был Чарлз Вуд, он был специалистом по золочению и оформителем картин, поэтому отец Вивьен называл себя Чарлзом Хей-Вудом просто чтобы отличаться. "Хей" пришло от его матери, Мэри Хей, которая была родом из Дублина. Мэри Хей унаследовала семь двухквартирных домов в Кингстауне, пригороде Дублина, что дало семье финансовую стабильность, позволив отцу Вивьен учиться в Манчестерском художественном колледже и школах Королевской академии в Лондоне.

Чарлз Хей-Вуд унаследовал всю собственность своей матери после её смерти, в том числе семейный дом в городе Бьюри. Он стал домовладельцем, что позволило ему перевезти свою жену и дочь в Хэмпстед, фешенебельную часть северного Лондона. Они поселились там в собственном доме примерно в 1891 году. Брат Вивьен, Морис, родился в этом доме в 1896 году. Он тренировался в Сандхерсте и сражался во время Первой мировой войны. Хотя семья была явно обеспеченной, пишут что Вивьен стыдилась своей связи с Ланкаширом, воспринимаемым как место проживания рабочего класса, из-за чего она чувствовала себя какой-то неполноценной и это заставляло ее стесняться и проявлять снобизм, особенно когда она общалась с аристократическими лондонскими друзьями Элиота.

О ее образовании мало что известно. Она играла на пианино, рисовала, брала уроки балета, хорошо плавала и некоторое время работала гувернанткой в ​​семье в Кембридже. У нее было множество проблем со здоровьем. В детстве ей поставили диагноз туберкулез кости левой руки; это было до открытия антибиотиков, и, очевидно, мало что можно было с этим поделать. Ее лечил сэр Фредерик Тревес, и она сказала, что перенесла так много операций, что не помнит о своей жизни до семи лет.

Ее также мучили обильные, нерегулярные менструации, к ее большому смущению, и сильное предменструальное напряжение, которое приводило к перепадам настроения, обморокам и мигрени. Она настаивала на том, чтобы стирать собственное постельное белье, часто дважды в день, и забирала простыни с собой домой, чтобы выстирать, когда ездила в отпуск. Однажды, к ужасу Элиота, представители одного из отелей заявили, что она их украла. Она, по видимому, не чувствовала что может попросить помощи у матери. В конце концов мать отвела ее к врачу, который прописал ей бромид калия для успокоения, что, вероятно, означало, что Вивьен поставили диагноз "истерия". Вирджиния Вульф описала Вивьен 8 ноября 1930 года в своем дневнике так:

"Ох, Вивьен! Существовала ли когда-либо ранее такая пытка, данная человеку с самого начала его жизни! - нести ее (пытку в виде Вивьен) на плечах, кусающую, извивающуюся, неистовствующую, царапающуюся, нездоровую, напудренную, безумную, но в то же время вменяемую до безумия, читающую его письма, сваливающуюся на наши головы нерешительно дрожащей... Мешок с хорьками, вот что Том (Элиот) носит у себя на шее".

По мере того как росли медицинские счета, росло и недовольство ею ее семьи. Ее брат, Морис, винил ее в том, что получил, в его понимании, второсортное образование, потому что у семьи не было достаточно денег чтобы отправить его в государственную школу.

В 1914 году Вивьен обручилась со школьным учителем Чарлзом Баклом, но мать Бакла, очевидно, была недовольна этим. Проблемы со здоровьем Вивьен убедили её мать в том, что ее дочь страдает "моральным безумием". Она решила что Вивьен не должна выходить замуж или иметь детей, и отозвала согласие семьи на брак.

Вивьен встретила Тома Элиота примерно в марте 1915 года на танцах в Лондоне, где он пил чай с ней и их общим другом. Вскоре после этого они снова встретились на обеде в комнатах друга, Скофилда Тейера, в колледже Магдалины в Оксфорде. Элиот и Тейер, оба из привилегированных семей Новой Англии, вместе учились в Гарварде, где Элиот изучал философию, и оба они приехали в Оксфорд по стипендии.

По словам другого друга Элиота, Сачеверелла Ситуэлла, Элиот заметил Вивьен ранее, плывя на лодке по реке Черуэлл. Сеймур-Джонс пишет, что Оксфорд привлекал молодых женщин, или "речных девушек", для прогулок, девушки приходили сюда в поисках подходящих мужей; женщинам не разрешалось получать ученые степени в Оксфорде до 1920 года.

Линдалл Гордон пишет, что Вивьен вернула Элиота к жизни. Он был подавленным, застенчивым 26-летним парнем, которому было скучно в Оксфорде, и он писал что это было мило, "но мне не нравится быть мертвым". Вивьен была яркой, великолепной танцовщицей, высказывала свое мнение, курила на публике, одевалась в яркие цвета и выглядела как актриса. Впечатленный ее очевидно богатым прошлым, художником-отцом и братом из Сандхёрста, он не смог понять, что согласно рамкам жесткой английской классовой системы Вивьен не соответствовала ни его окружению в Новой Англии, ни обществу английских аристократов, которыми он себя окружил. Некоторые из его друзей, в том числе Олдос Хаксли, сказали, что им нравится Вивьен именно потому, что она вульгарна. Со своей стороны, она влюбилась в Элиота, увидев в нем то, что она описала как "призыв к дикости, который есть в некоторых людях".

Элиот пробыл в Оксфорде всего один год, и ожидалось, что он вернется в Гарвард чтобы начать карьеру преподавателя философии, но эта перспектива ему не нравилась. Он хотел быть поэтом. Элиот завершил "Любовную песню Дж. Альфреда Пруфрока" в 1911 году, стихотворение, которое сделало ему имя после того как было опубликовано в Чикаго в 1915 году. Он решил что это его шанс остаться в Англии и возможность избежать планов своих родителей на его будущее.

Когда ему было за 60, Элиот написал, что в то время он был незрелым и робким и, вероятно, влюблен в Эмили Хейл, бостонку, с которой у него были отношения в Соединенных Штатах. По его словам, от Вивьен он хотел только флирта. Но встреча с американским поэтом Эзрой Паундом убедила его в том, что посвятить себя поэзии возможно, а женитьба на Вивьен означала, что он сможет остаться в Англии и избежать Гарварда. Элиот сказал своему другу, Конраду Эйкену, что просто хотел жениться и потерять девственность.

Пара поженилась через три месяца, 26 июня 1915 года, в ЗАГСе Хэмпстеда в Лондоне, при свидетелях Люси Эли Тейер и тети Вивьен, Лилии К. Саймс. Элиот написал в брачном сертификате что у него нет профессии и указал что его отец занимается производством кирпича. Ни один из них не сказал своим родителям о браке.

Элиот устроил формальное раздельное проживание в феврале 1933 года и после этого полностью избегал Вивьен, скрывался от нее и велел своим друзьям не говорить ей где он находится. Она не могла смириться с окончанием их отношений. Ее попытки найти Тома, её поведение, убедили его друзей в том, что она действительно психически больна.

В последний раз она видела Элиота 18 ноября 1935 года на книжной ярмарке Sunday Times на Риджент-стрит в Лондоне, где он выступал с докладом. Со своей собакой Полли и тремя его книгами она прибыла в одежде, которую начала носить на постановки его пьес: в форме Британского союза фашистов, черном берете и черной накидке. Она написала в своем дневнике:

"Я повернулась к нему лицом с такой радостью, что ни у кого из этой огромной толпы не могло возникнуть ни единого сомнения в моей искренности. Я просто сказала: "О, Том", а он схватил меня за руку и сказал довольно громким голосом "как поживаешь". Затем он прошел прямо на платформу и прочитал чрезвычайно умную, хорошо продуманную лекцию.
...Я все время стояла, держа Полли высоко на руках. Полли была очень взволнованной и взбешенной. Я все время не сводила глаз с лица Тома, кивала ему и подавала обнадеживающие знаки. Он выглядел немного старше, более зрелым и умным, намного худее и совсем не здоровым, крепким и громким. Никаких признаков заботы о нем женщины. Я бы сказал, никаких уютных вечеров с собаками и граммофонами".


Когда он подписывал для нее копии книг, Вивьен спросила: "Ты вернешься со мной?" и он ответил: "Я не могу говорить с тобой сейчас", а затем ушел с кем-то другим.

Кэрол Сеймур-Джонс, одна из биографов Вивьен, утверждает, что в том как Элиот относился к Вивьен было откровенное женоненавистничество. Он написал другу, что у Вивьен был "оригинальный ум, и я не считаю его женским".

Луи Менанд утверждает в The New Yorker, что Элиот относился к женщинам так, как он относился к евреям, считая и тех и других иррациональными и романтичными. Ему не нравилась женская сексуальность - что заставило Сеймур-Джонса подозревать, что Элиот был гей, - это проявлялось как в его стихах, так и в его отношении к телу Вивьен. Менанд пишет, что работы Элиота изобилуют чрезмерно сексуальными женщинами, которых он считал современными суккубами, такими как Гришкин в его "Шепотах о бессмертии" (1919). (Суккýб в средневековых легендах — демон похоти и разврата, посещающий ночью молодых мужчин и вызывающий у них сладострастные сны).

Хорошенькая Гришкина
Славянские подводит глазки,
Сулит раскидистая грудь
Пневматику любовной ласки.
Залегший в чаще ягуар,
Кошачий источая запах,
В ночи приманивает тварь;
Ждет Гришкина на тех же тропах.
Но и вполстолько ягуар
В угрюмо-первозданном мире
Кошатины не напрудит,
Как Гришкина в своей квартире.
Ее неотразимый шарм
И Вечной Истиной взыскуем.
Лишь мы любя не плоть, а кость
По метафизике тоскуем.


Перевод В. Топорова

Кэрол Сеймур-Джонс пишет, что Элиот написал "Пустошь" (перевод можно тут почитать), одно из лучших стихотворений ХХ века, из-за суматохи собственного брака. Невестка Элиота, Тереза, сказала об отношениях: "Вивьен разрушила Тома как мужчину, но она сделала его поэтом".

Умерла Вивьен 22 января 1947 года в возрасте 58 лет. Как я писала ранее Вивьен и Том Элиот официально рассталась в 1933 году, а в 1938 году брат Вивьен, Морис, против ее воли отправил ее в психиатрическую больницу, где она оставалась до своей смерти от сердечного приступа в 1947 году. Хотя Элиот по-прежнему официально оставался мужем Вивьен до самой её смерти, он никогда не навещал ее. С 1933 по 1946 год у Элиота были близкие отношения с Эмили Хейл. Позже Элиот уничтожил письма Хейл к нему, но Хейл сохранила его письма к ней и позже подарила их библиотеке Принстонского университета, где они хранились до 2020 года (эээ...а куда они делись после 2020?). Она сделала это еще при жизни Элиота.

С 1938 по 1957 год спутницей Элиота на различных мероприятиях была Мэри Тревельян из Лондонского университета, которая хотела выйти за него замуж и оставила об этом подробные мемуары.

С 1946 по 1957 год Элиот жил в квартире в Челси, со своим другом Джоном Дэви Хейвордом, который собирал и вел документацию Элиота, называя себя "Хранителем архива Элиота". Когда Элиот и Хейворд разъехались в 1957 году, Хейворд сохранил коллекцию записей Элиота, которую завещал Королевскому колледжу в Кембридже в 1965 году.

10 января 1957 года, в возрасте 68 лет, Элиот женился на 30-летней Эсме Валери Флетчер. В отличии от своего первого брака, Элиот хорошо знал Флетчер, поскольку она была его секретарем в Faber and Faber с августа 1949 года (как банально). Они сохранили в секрете свою свадьбу; церемония прошла в церкви в Кенсингтоне, Лондон, в 6:15 утра. На ней не присутствовал никто, кроме родителей новоиспеченной жены Элиота.

У Элиота не было детей ни от одной из его жен.
После смерти Элиота Валери посвятила всё свое время сохранению наследия своего мужа, редактируя и комментируя "Письма Т.С. Элиота" и факсимиле проекта "Пустошь". Валери Элиот умерла 9 ноября 2012 года в своем доме в Лондоне.

Что ж, посмотрев фильм я так и подумала, что Том Элиот женился на Вивьен прекрасно понимая что она ненормальная, и преследовал свои личные меркантильные цели. Хотя, в фильме показали, что он в начале влюбился в неё и прям за два года ухаживаний не заметил насколько она ненормальная. В жизни не поверю в такое.

Мне очень-очень нравится как актриса Миранда Ричардсон и она сыграла ненормальную просто восхитительно. Что касается самого Тома Элиота, то его сыграл Уиллем Дефо и это тот случай, когда я каждый раз видя его на экране ору кааааак, каааак он вообще стал актером? За что нам это?)) У него же лицо дебила и я просто с трудом терплю его рожу на экране.
Конечно сам Элиот тоже не был красавцем, ниже его фото в молодости и более зрелом возрасте. Но приятней Дефо


И, конечно, я пошла посмотреть как выглядела его первая жена. Вот том и Вивьен в 1916 году, женаты около года




В общем, я собиралась уже закончить эту запись, но наткнулась на статью в Daily Mail за 2016 год. Статься такая себе, в основном рекламируют книгу писем Элиота, которая была опубликована. Но немного интересного нашла, дополнение к тому что уже написала.

Пишут, что поэт и драматург поделился своими сокровенными чувствами в переписке, из которой вырисовывается картина мучительной заключительной главы его 18-летнего брака с Вивьен. Письма друзьям и друг другу раскрывают всю глубину мучений, перенесенных обеими сторонами. Они отражают тот факт, что разрыв был тем более болезненным для Вивьен, что она отказывалась верить в то, что Том действительно покидал ее и что ее психическое здоровье ухудшалось.

В марте 1933 года она написала их подруге леди Оттолайн Моррелл: "Да, я действительно думаю, что для меня было бы хорошо отправиться в Санаторий ... поскольку мое здоровье в ужасном состоянии. Я так ужасно выгляжу".

на фото вторая жена Тома Элиота. По-моему они оба ужасны))

"С тех пор как Том ушел я принял всего две или три ванны. Я только дважды мыла волосы. У меня самая грязная старая одежда".

Но письма также показывают, что Элиот испытывал сострадание к своей жене, что ставит под сомнение предположение, что он жестоко обращался с ней, когда ее психическое здоровье ухудшалось.

Отрывки писем показывают что он оплачивал ее лечение и беспокоился о ее жизни без него. В августе 1933 года он написал Морреллу: "Я очень переживаю о том чтобы Вивьен не потеряла друзей из-за моих действий".

В феврале 1933 года в письме своей подруге Алиде Монро Элиот описал свой брак как "отвратительный фарс", сказав: "Америка ничего не изменила, кроме как сделав для меня более реальным тот факт, что я могу быть сравнительно счастлив только потому, что нахожусь вдали от В... Я не могу столкнуться с перспективой продолжения той же бесполезной жизни, которую я вел в Лондоне".

Ссылаясь на ее отказ признать, что брак расторгнут, он продолжил: "Будет лучше резко разорвать наши отношения и покончить со всем этим, чем позволять этому тянуться месяцами, пока она не примирится с тем фактом, что я не не собираюсь возвращаться к ней".

Томас Стернс Элиот, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1948 году, поселился в Англии в 1915 году, когда он женился на Вивьен Хей-Вуд.

Похоже, что до 1925 года в браке было много гармонии, примерно до того времени, когда ее психическое состояние, как считается, начало ухудшаться.

Неясно, была ли она биполярным или параноидальным шизофреником, но ее симптомы включали совершенно противоположное поведение.

Трудности в отношениях между Вивьен и Томом возникли из-за ее предполагаемого романа с Бертраном Расселом, наркотиков и психических проблем, которые наблюдали такие друзья как Вирджиния Вульф, написавшая в 1932 году, что Вивьен была "бедной, взволнованной, несчастной женщиной". Учитывая что я написала (и прочитала, соответственно) ранее, а также судя по фильму, Вирджинию Вулф никак не назовешь подругой Вивьен, может разве что Тома? И потом, не Вирджинии Вулф делать какие-либо выводы, у неё самой с головой были проблемы.

Вивьен отправили в приют для душевнобольных после того как полиция нашла её бродящей по улицам Лондона рано утром, и она спросила у своего брата Мориса, правда ли что Элиота обезглавили.

И вторая жена Элиота в старости












































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....