вторник, 20 февраля 2024 г.

"Воспитание Риты"/ "Educating Rita" (1983)

Впервые посмотрела этот фильм, даже не помню как нашла его, но могу сказать что он просто великолепен. Я всегда очень радуюсь, когда удаётся найти фильм, который ещё ни разу не смотрела и который оказывается таким душевным, что хочется пересматривать его снова и снова. Мне не особо нравятся фильмы 1980-х и 1990-х, а тут просто подарок. Очень рекомендую смотреть его с субтитрами, чтобы озвучка не отвлекала и не перебивала реальные голоса, потому что даже не зная английского я уверена можно услышать как тягуче, с акцентом, говорит главная героиня, это не передаваемо и абсолютно прекрасно:)

Фильм основан на одноименной пьесе 1980-го года современного драматурга Уилли Расселла. Сюжет отдаленно напоминает "Пигмалион" Бернарда Шоу, только преподаватель Фрэнк относится к Сьюзен намного лучше, чем Генри Хиггинс к Элайзе Дулиттл.

Вкратце, девушка Сьюзен (которая изначально называет себя Ритой), 26-летняя парикмахерша из рабочего класса, недовольна своей жизнью и работой; она замужем, но пока не хочет иметь детей, в отличии от мужа, простого, недалекого парня, у которого любимое развлечение - посидеть перед телевизором или в пабе за пивом. В какой-то момент своей жизни Сьюзен вдруг понимает, что не хочет жить такой жизнью как её родители, а также все их знакомые и друзья: днём скучная работа, а вечерами пиво в пабе и примитивные разговоры ни о чём. Девушка хочет стать лучше, чего-то добиться в жизни, она хочет завести другой круг общения, потому что её не устраивает окружающее её среднестатистическое быдло. В общем, Сьюзен записывается на курс по литературе в Открытом университете и начинает посещать индивидуальные занятия, которые помогут ей сдать вступительные экзамены и получить хорошее образование, а также полностью меняет её жизнь.


Это не сказка о том, как девушка из низов вдруг вскарабкалась на самый верх. Это история о том как упорный труд, желание и стремление развиваться обязательно приносят свои плоды и постепенно меняют человека и его жизнь в лучшую сторону.

В роли Сьюзен Джули Уолтерс, которую на премию Оскар за эту роль лишь номинировали, а премии Бафта и Золотой Глобус она получила. В фильме актрисе 30 лет и это её дебютная роль в кино. Очень, очень удачный старт. 


Доктора Фрэнка Брайанта, профессора, который преподает Сьюзен литературу, сыграл Майкл Кейн, который мне как актер никогда не нравился, как и фильмы с его участием, но в этом фильме он прекрасен, просто великолепно сыграл. Его, как и Уолтерс, номинировали на премию Оскар за главную мужскую роль, но эту награду он не получил, зато выиграл Бафта и Золотой Глобус. В фильме Кейну 47 лет. 

Возможно все знают историю его знакомства со второй женой, но всё же расскажу. 

С первой, Патришей Хэйнс, Кейн был в браке с 1954 по 1958 и у пары есть дочь Доминик. 

В 1971 году Шакира Бакш, будущая вторая жена Кейна, снялась в британской рекламе кофе Maxwell House. Кейн и его друг Пол смотрели какое-то шоу по телевизору, когда на экране появилась реклама Maxwell House, Майкл уже потянулся за пультом, чтобы переключить её, но что-то привлекло его внимание.

На заднем фоне танцевала девушка и он просто не мог оторвать от нее взгляд. В своей автобиографии актер вспоминает: «Мое сердце начало колотиться, а ладони вспотели». Когда ее лицо показали крупным планом, Майкл сел прямо перед телевизором на колени, чтобы лучше рассмотреть девушку.

В замешательстве Пол спросил: «Что с тобой?».

Майкл сказал: «Эта девушка потрясающая».

Пол сказал: «Я знаю. И что?".

Кейн сказал: «Я хочу с ней встретиться». Когда Пол сказал, что она живет в Бразилии, Майкл спросил его, поедет ли он с ним, чтобы встретиться с ней. Пол просто ответил: «Приятель, ты сошел с ума». В конце концов Майкл убедил своего друга и они купили билеты на самый ранний рейс.

Майкл планировал утром позвонить в офис Maxwell House и узнать кто сделал для них рекламу. Но до утра было ещё далеко, а он не мог ни расслабиться, ни успокоиться, поэтому они с Полом пошли в бар. Когда Майкл собирался уходить, к нему подошел знакомый парень, которому он рассказал, что влюбился.

Когда знакомый спросили что это за девушка, Майкл ответил: «Это девушка, которую я видел сегодня вечером по телевизору». Оказалось, что этот парень из бара работал в компании, снимавшей рекламный ролик. Это была большая удача.

После того как Майкл сообщил, что собирается поехать в Бразилию в поисках девушки, парни просто начали смеяться. Оказалось, что модель была не из Бразилии, а из Британской Гвианы (сегодня это Гайана в Южной Америке), но жила и работала в Лондоне.

Заполучив номер телефона девушки, Майкл звонил ей 11 раз и каждый раз она отказывалась с ним встретиться, но наконец сдалась. «Я влюбился в нее примерно за 8 минут, а ей потребовалось 2 часа, чтобы полюбить меня в ответ», - вспоминает актер.

Шакира вспоминает, что Майкл оказался совсем не таким, как она ожидала. В кино он выглядел очень агрессивным, но в реальной жизни он был обаятельным и очень мягким — именно с таким человеком она хотела провести свою жизнь.

Когда они познакомились, Майкл выпивал бутылку водки и выкуривал по несколько пачек сигарет в день. По словам актера, он бы допился до смерти, если бы не Шакира. «Она не говорила мне бросить пить, я просто хотел быть трезвым и живым рядом с ней». С тех пор он мог выпить лишь немного вина за ужином. Через 2 года после знакомства они поженились и в 1973 году у них родилась дочь Наташа.

Шакира всегда была тем человеком, к которому Майкл хотел как можно скорее возвращаться домой — с ней он чувствовал себя настоящим семьянином. У пары разница в возрасте 14 лет.

«Я просто люблю возвращаться домой, где бы я ни был, даже в самом роскошном отеле в мире».

В 2023-м году пара отпраздновала 50 лет совместной жизни.

слева жена, справа - дочь

В фильме "Воспитание Риты" есть ещё один персонаж, довольно смешной, это Майкл, он спит с девушкой Фрэнка. Его сыграл Майкл Уильямс, мой любимый Дэйви из сериала "Любовь в холодном климате", экранизации романа Нэнси Митфорд. Я обожаю эту книгу и "В поисках любви", а также их экранизации. 

Кстати, я только сейчас узнала, что Майкл Уильямс - муж Джуди Денч. Увы, уже покойный.

Девушку, у которой Сьюзен снимала комнату, сыграла Морин Липман. Из её фильмографии я смотрела только два фильм: "Соломон и Гейнор", Липман сыграла мать Соломона, и всем известный "Пианист".

Режиссер Льюис Гилберт рассказывал, что найти финансирование для фильма было сложно. «Columbia Pictures хотела, чтобы я выбрал Долли Партон на роль Риты». Этот режиссер также снял прекрасный фильм "И с гордостью её пишите имя" (1958), а также "Дом призраков" (1995).

Действие фильма происходит в безымянном английском университете и портовом городе: большинство персонажей из рабочего класса имеют скаузский акцент. Тем не менее, фильм был полностью снят в Дублине и его окрестностях, где были произведены незначительные изменения, чтобы казалось, что город находится в Великобритании: например, в нескольких уличных сценах появляются британские красные телефонные будки.

Университет, который показывают в фильме - это Тринити-колледж в Дублине, а Дублинский университетский колледж в Белфилде - летняя школа, куда отправляется Рита. 


на фото Тринити-колледж


Дублинский университетский колледж

Помещение, которое доктор Брайант использовал в качестве своего кабинета, принадлежит Историческому обществу Тринити-колледжа, а классная комната Университетскому философскому обществу; и хотя на момент съемок здание было обновлено, постановщики решили оставить в кабинете портреты Дугласа Хайда и Исаака Батта и фотографии комитета, а также бюст Джона Пентленда Махаффи в классной комнате. 

Сцена во Франции была снята в университете в Мейнуте, графстве Килдэр, а также некоторые кадры были сняты на вокзале Пирс и в аэропорту Дублина. 


Сцена в пабе была снята в «Голове оленя» на Дэйм-лэйн в Дублине.



Однако паб, в который входит Сьюзен — это "Таверна Дама", расположенная напротив «Оленьей головы». 

Съемки также проходили на Стонибаттер
А свадьбу снимали в церкви на Огрим-стрит

Итак, главный герой, доктор Фрэнк Брайант как обычно приходит на работу в университет. Он абсолютно безразлично относится к студентам и своим лекциям, у него нет никаких интересов в жизни, зато есть пагубная привычка - алкоголь. Жизнь Брайанта - бесцельное существование.

В день, когда начинаются события, он приходит на занятие в нетрезвом состоянии. Для этого у Брайанта в кабинете, на полке за книгами, всегда припасена бутылка виски. Он не любит свою работу и студентов, поэтому абсолютно безразлично сидит и пялится в окно.

Хочу сказать, что кабинет очень красивый и уютный сам по себе, плюс это большое французское окно, выходящее во внутренний двор дополнительно создает уют. Я бы от такого кабинета не отказалась:)

Занятие со студентами проходит ужасно скучно, Брайант думает о чем-то своем и, кажется, вообще забыл где находится. Студенты задают вопросы, а он нехотя и довольно по-хамски на них отвечает. В итоге один из парней понимает, что Брайант пьян и возмущенный покидает аудиторию, сообщив что будет жаловаться. Ну, я его понимаю, кому понравится приходить на занятия к пьяному преподавателю и тратить зря свое время. 

У Фрэнка, как это ни странно, есть девушка Джулия, они живут вместе и работают в одном университете, Джулия тоже преподаватель. Ранее у Фрэнка была жена, которая, видимо, не выдержала его пьянства и бесцельного прожигания жизни и, в итоге, развелась с ним. 

В перерыве между занятиями Джулия приходит напомнить Фрэнку, что вечером к ним на ужин придут Брайан и Элейн, семейная пара, их друзья и коллеги. Но Фрэнк говорит, что задержится, поскольку у него новая студентка по линии заочного обучения. Он никак не может понять зачем взрослой женщине после окончания трудового дня ещё тащиться в университет и получать образование, когда можно просто отправиться в паб.

Наконец появляется Сьюзен, стройная, молодая, одетая по моде 1980-х, которая меня слегка травмирует)) Поднимаясь по лестнице она слышит как проходящие мимо студенты обсуждают недавнюю лекцию и такое понятие как "ассонанс". Конечно Сьюзен пока понятия не имеет что это такое, но слово запоминает.

Она подходит к кабинету Фрэнка и стучит, но никто ей не отвечает. Сам же Фрэнк в это время, напившись, спит в кресле. Проснувшись из-за стука он просит стучащего войти, но у Сьюзен ничего не выходит, дверь не открывается, потому что её заклинило. Наконец она вламывается:

- вот я как бы и вхожу, разве нет? Вы бы лучше разобрались с этой долбаной ручкой))

Слегка обалдевший от такой речи Фрэнк окончательно просыпается.

- как Ваше имя?
- как меня зовут?
- ну, мы бы с этого могли бы начать общение
- Рита
- ага, Рита...(находит какие-то бумаги). Рита? А тут написано "миссис С. Уайт"
- а, ну да, это "С" значит Сьюзен, это моё как бы настоящее имя, но я больше уже не Сьюзен, я хочу чтобы меня звали Рита)) Ну, знаете, вроде как Рита Мэй Браун
- нет
- Рита Мэй Браун, это та, которая написала "Джунгли рубиновых плодов". Книжка просто отпадная, неужто не читали? Хотите одолжу Вам на время? И как же к Вам тут положено обращаться?
- сэр, но можете звать меня Фрэнк
- окей, Фрэнк

Сьюзен смотрит на картину на стене, на которой изображена девушка с голой грудью:

- классная картина, верно, Фрэнк?
- что? да...полагаю, что да
- такая эротичная
- боюсь, что я на неё и не взглянул ни разу за последние 10 лет. Но да, полагаю что Вы правы
- да что уж там полагать, посмотрите только что за сиськи! А Вы не против, что я употребляю такие словечки?
- какие словечки?
- сиськи
- нет
- нет, конечно, Вы же понимаете. Это же только быдло не соображает. Низшие классы. Они, конечно, не виноваты, но я иной раз просто их ненавижу. Я частенько нарочно их так подкалываю. Знаете, когда я в парикмахерской, где работаю, возьму да и ляпну во весь голос что-то типа: "До чего же я затрахалась!". Ну и шум сразу поднимается. А вот людей образованных такие штучки совсем не колышут, ага? Но вот кто ругается как сапожники, так это аристократия. Прямо через слово: "Не передадите ли Вы мне этого долбаного фазана?" и попробуйте только им сказать, что это неприлично)) 

Фрэнк смеётся, слушая Сьюзен, она определенно отличается от привычных ему студентов, чем вызывает симпатию.

- скажите, а с чего это Вам вдруг пришло в голову заняться учебой?
- и совсем не вдруг. Я столько лет всё не могла понять чего мне не хватает. Мне уже 26, пора заводить ребенка, все вокруг только этого от меня и ждут. Но я считаю, что ребенок может и подождать. Нетушки! Сперва я хочу раскрыть себя, Вы понимаете меня? Я, ведь, знаете, пыталась растолковать всё это своему муженьку, но между нами девочками - он малость туповат. Ну да, или просто не хочет понять чего мне нужно

Берет со стола книгу:

- а это про что?
- "Ховардс-Энд"! Звучит паршивенько, а?)) Э.М. Фостер
- Форстер

Фрэнк дает Сьюзен эту книгу почитать. 

Вдруг Сьюзен спрашивает, вспомнив разговор студентов на лестнице:

- а что такое "ассонанс"? Не смейтесь надо мной!
- хм...ассонанс - это такая форма рифмы. Ну вот, к примеру, слышали Вы о Йейтсе?
- "Винный погребок Йейтса"?
- нет, У.Б. Йейтс, поэт
- нет
- вот в стихотворении "Дикие лебеди в Куле" Йейтс рифмует слова "лебеди" и "вдребезги", понимаете? Как раз пример ассонанса
- ага, да, типа нарочно подставить неверную рифму
- я никогда не думал с такой точки зрения, но похоже что так оно и есть - нарочито неправильная рифма

- Рита, а Вы хороший парикмахер?
- неплохой, но штука в том, что все они требуют от меня невесть чего. Дамочка заявляется в парикмахерскую и думает, что через пол часа я сделаю из неё совершенно другого человека. Только вот, понимаете, если хочешь измениться, то ты должен меняться изнутри, вот типа как я хочу попробовать.

Девушка нравится мне тем, что она говорит что думает, абсолютно прямолинейная, она сама непосредственность, милая, смешная, несмотря на ужасный говор и словечки, добрая, но уже неплохо знающая жизнь. Она действительно настроена учиться, хотя и понимает, что это будет не легко. Но Фрэнк вдруг говорит, что ничем не сможет помочь, потому что учитель из него неважный, да и время отведенное для занятий ему не подходит. Расстроенная Сьюзен разворачивается и уходит. Но когда Фрэнк выходит на улицу, она снова подходит к нему. 

- послушайте, я поступила на курсы, Вы мой учитель и Вы будете чертовски здорово учить меня
- да есть же и другие преподаватели
- Вы мой преподаватель, мне не нужен другой
- да чёрт Вас возьми!
- но Вы мой учитель
- я уже сказал Вам, что отказываюсь, зачем я Вам сдался?
- потому что Вы чёртов психованный пижон, у которого руки чешутся побросать своих студентов из окон! Вы мне понравились! Неужто не заметно как я к Вам подлизываюсь? А на следующем занятии, на той неделе, я Вам волосы подравняю
- на следующей неделе Вас тут не будет!
- ещё как буду, а Вам обеспечена стрижка! А что, Вам нравится ходить таким?
- каким?
- как хиппи потасканный!))

Итак, Сьюзен приняла решение и теперь её ничто не остановит. Вот это я понимаю настрой, эта девушка прекрасна и, похоже, Фрэнк теперь тоже так думает.

Очень насмешила Сьюзен в автобусе, только открывшая первую страницу книги Форстера "Ховардс-Энд". Поворачивается к сидящему рядом студенту и такая:

- Вы читали Форстера?
- да, разумеется. Он превосходен!
- а как по мне, так просто нудятина))

Мне смешно, потому что все книги Форстера, которые я пыталась читать оказались именно нудятиной и я рада, что не одна так считаю. Многие экранизации его книг красивые, но такие же скучные, как и книги.

Тем временем девушка Фрэнка, Джулия, ожидает его к ужину, их друзья Брайан и Элейн уже пришли. 

Джулия изменяет Фрэнку с Брайаном. Причем жена Брайана об этом не догадывается, как и Фрэнк. Они даже внаглую выходят вместе из гостиной и целуются, пока Элейн сидит буквально в двух шагах, в соседней комнате. Это так противно. 

Появляется Фрэнк, пара тут же отпрыгивает друг от друга и Брайан хватает трубку телефона и делает вид, что разговаривает со своим издателем. Он будет делать это ещё не один раз и каждый раз я ждала, когда же Фрэнк поймет и разоблачит его. Со стороны эти воображаемые разговоры выглядели очень смешно.

Положив трубку Брайан, который, как я писала выше, тоже работает в университете, культурно так, типа по-дружески, делает замечание Фрэнку по поводу его появления на занятиях в нетрезвом виде. Но, Фрэнку всё равно, он не намерен бросать пить или менять своё поведение, лично его всё устраивает. В общем, не удивительно что Джулия ему изменяет, хотя если учесть что Фрэнк ей не муж, мне в принципе непонятно почему Джулия с ним не расстаётся. А вот Брайан мерзавец.

Ещё один смешной эпизод, когда к Сьюзен в парикмахерскую приходит не симпатичная, не молодая женщина и показывает журнал с фото принцессы Дианы, потому что тоже хочет так выглядеть)) Некоторые, видимо, парикмахеров путают с пластическими хирургами.

На второе занятие Сьюзен приходит с масленкой для смазки и смазывает петли и замок кабинетной двери, чтобы она нормально открывалась, за этим занятием её и застаёт Фрэнк, открыв дверь из-за скрежета. Обожаю Сьюзен))

Фрэнк, прочитав написанное девушкой сочинение, намерен обсудить его:

- дрянь сочинение?
- нет, нет, но дело вот в чём, Рита, какого чёрта Вы ухитрились сочинение, посвященное Э. М. Форстеру составить сплошь из ссылок на книги Гарольда Роббинса?
- ну так...Ведь Вы же говорили, что нужно упоминать и других авторов. "Ссылаясь на другие работы Вы произведете впечатление на экзаменатора", - Ваши слова?
- да, я говорил о ссылках на другие работы, но вряд ли экзаменатор открывал когда-либо..."Куда ушла любовь"
- тем хуже для него))

Фрэнк объясняет, что такие сочинения не годятся для экзамена, но Сьюзен возмущена:

- я провалюсь только потому, что прочитала больше книжек, чем этот придурок-экзаменатор!))
- поглощать словесный мусор ещё не означает быть начитанной
- а я думала, что читать - хорошо само по себе, что бы ты ни читал
- так и есть, но только если Вы не читаете всё подряд без разбора. К чести Вашей должен признать, что Вы упоминаете "Сыновей и любовников", однако совершенно ни к селу, ни к городу. Рита, если Вы намерены научиться анализировать литературные произведения, то Вам следует воспитать в себе особый образ мышления

Сьюзен, чтобы немного отвлечься от занятия, вдруг начинает задавать Фрэнку личные вопросы. Например, женат ли он. Фрэнк говорит, что давно расстался с женой, а также что когда-то писал стихи.

- она оставила меня, чтобы в моей жизни возникло нечто новое, о чем я мог бы написать. Моя жена была благородной женщиной, она бросила меня во имя литературных принципов. Забавнее всего, что это сработало.
- Вы сочинили кучу великих стихов?
- нет, я прекратил писать вообще

Фрэнк говорит, что сейчас живет с Джулией, которая тоже преподает в университете. 

- она очень заботлива, терпима ко мне и невероятно мной восхищается

Ага, так восхищается, что аж изменяет. А вот Сьюзен действительно и восхищается Фрэнком, тем как красиво и правильно он умеет говорить, она мечтает однажды тоже научиться так разговаривать. Сам Фрэнк о себе действительно очень низкого мнения и не считает, что в нём есть хоть что-то особенное, даже свои знания и образование он воспринимает как нечто заурядное, не достойное внимания. Слушая как Сьюзен восхищается им, Фрэнк с горечью говорит:

- Рита, ну почему Вы не появились здесь двадцатью годами раньше? (говорит с горечью)
- не думаю, что шестилетку зачислили бы на Ваш курс

Сьюзен возвращается домой, где её муж Дэнни затеял ремонт, хочет убрать стенку между двумя комнатами. Коттедж очень маленький и довольно убогий как снаружи, так и внутри. Задний двор, полностью каменный, просто ужасен. Сьюзен говорит:

- это гнездышко можно благоустроить только хорошей бомбежкой))

Самой Сьюзен всё это не интересно, она не пытается сделать дом уютнее. Глядя на бардак в гостиной она предлагает мужу сходить куда-нибудь, отвлечься, например в театр, но Дэнни только недоуменно спрашивает зачем ему это, ведь можно сходить за угол в паб и выпить пива. Удивительно насколько безразличный, черствый и тупой этот Дэнни.

Он заявляет, что ему вся эта затея Сьюзен с учебой вообще не нравится и было бы хорошо прекратить занятия, Сьюзен, расстроенная, разворачивается, чтобы пойти в спальню и заняться учёбой, когда Дэнни спрашивает:

- ты куда?
- наверх, с Пер Гюнтом
- с кем, с кем?
- книжка такая, дурачок))

Сьюзен идет в спальню, на второй этаж, но грохот стоит такой, что она не может сосредоточиться на учёбе. Вдруг Дэнни кричит:

- Сьюзен, знаешь чего тебе не хватает? Нужно завести ребенка! Сколько времени ты уже не принимаешь противозачаточные?

Услышав это Сьюзен подскакивает как ужаленная, открывает доску в полу, где у неё тайник, и истерично запихивает в рот противозачаточную таблетку. Она не хочет детей и скрывает от Дэнни, что продолжает принимать таблетки. Мне было смешно наблюдать как она это делала:) Удивляюсь способности некоторых людей не запивать таблетки водой, а просто глотать или грызть их. Особенно когда очень нужно))

Из-за продолжающегося шума Сьюзен откладывает книги и спускается вниз, а Дэнни всё никак не может успокоится и продолжает рассуждать насчет детей. Удивительно, что есть мужчины зацикленные на этой теме, мне казалось обычно больше всех детей хотят женщины. Дэнни классический мудак и мозг у него размером с горошину, он говорит, что Сьюзен стоит показаться врачу, потому что:

- парню из нашей семейки стоит лишь взглянуть разок и бабёнка сразу от него понесет


То есть, вариант, что проблема в нём вообще не рассматривается. Если жена не беременеет, то проблема в ней. Мужская логика.

Сьюзен спрашивает почему Дэнни всё возится со стенкой, типа нельзя ли просто взять и снести её парой ударов, не разбирая по кирпичику. Он объясняет, что иначе может весь дом завалиться, но Сьюзен решает пойти на риск и когда Дэнни отворачивается - лупит по стене молотком и с потолка падает огромный кусок штукатурки)) Какой-то картонный домик, было смешно 

Вскоре происходят новые события, Брайан приходит к Джулии в кабинет и сообщает, что намерен подать на развод, и что Джулия, соответственно, должна уйти от Фрэнка. Удивительно, но она вдруг говорит, что нужна Фрэнку и не может его вот так просто бросить, хотя одновременно и радуется тому, что сможет наконец быть с Брайаном. Люди удивительные существа, ничего не скажешь. Спать с женатым мужиком - нормально, а уйти от алкаша она не может, потому что как же ж он бедненький жить дальше без неё будет. При этом никто не сочувствует жене Брайана, она вообще как-будто пустое место. 

Вдруг раздается голос Фрэнка и он появляется в кабинете. Брайан, как обычно, хватает трубку телефона и изображает разговор с издателем. В кабинете Джулии)) Эти повторяющиеся сцены с телефоном очень смешные. Фрэнк спрашивает Джулию:

- у него что, нет своего телефона?))

Джулия спрашивает Фрэнка когда все увидят его загадочную студентку-заочницу Риту и предлагает как-нибудь пригласить её в гости. Честно говоря, не могу понять зачем Джулии с ней знакомиться. 

Сьюзен приходит на очередное занятие и выдаёт:

- хренов Форстер! От этого Вашего Форстера я пошла пятнами по всему телу
- любопытно бы взглянуть))

Очередной смешной момент:

- Вы получили задание "Сформулируйте Ваши предложения относительно того, как справиться с трудностями, возникающими при постановке на сцене ибсеновского Пер Гюнта". Вы пишете, цитирую: "Поставьте его по радио". Конец цитаты))
- ага
- ну и?
- что ну и?
- конечно я знаю, что наивно было с моей стороны ожидать, что Вы, возможно, представите мне развернутое и обстоятельное сочинение


Сьюзен объясняет, что это всё что она успела написать, поскольку на работе был завал. Она признается, что пишет сочинения на работе, поскольку Дэнни не нравится, когда она занимается дома. Фрэнк говорит, что с такими сочинениями она никогда не сдаст вступительный экзамен и ей нужно научиться писать их более развёрнуто. Но Сьюзен просто шедевр ходячий))

- я типа как бы сумела инкапсулировать все мои мысли в одно предложение))

А потом садится за стол и что-то там дописывает. Фрэнк думает, что Сьюзен пишет новое сочинение, но через пару минут она протягивает ему лист:

- "Для того чтобы преодолеть затруднения, возникающие при постановке пьесы "Пер Гюнт" в театре, я бы посоветовала инсценировать её на радио, потому что, как отмечал сам Ибсен, он писал её как пьесу для голосов и даже не собирался делать её основой театрального спектакля. Если бы только в его время существовало радиовещание, он бы непременно предложил её для радио".

С одной стороны, конечно, это звучит смешно и полноценным сочинение написанное не назовешь, но ведь с другой стороны нам показывают, что Сьюзен умеет правильно мыслить, в ней есть потенциал, но его нужно раскрыть. Девушка должна научиться излагать свои мысли правильно, в общепринятом смысле, более грамотно, именно этому и учит её Фрэнк. 

Тем временем дома у Сьюзен назревает скандал. Делающий ремонт Дэнни вдруг обнаруживает в полу тайник и узнает, что Сьюзен не принимает противозачаточные. Придя в ярость он хватает со стола книги и тетради жены и швыряет их в костер на заднем дворе. Психопат проклятый. Сам ни к чему не стремиться в жизни и от жены ждет того же. Типа, сиди в своей парикмахерской и не высовывайся. А потом роди ребенка и сиди дома, как остальные. И всю жизнь единственное развлечение - пиво в пабе по соседству. Ужасная перспектива и Сьюзен это, к счастью, понимает.

Правда, должна признать мне было не жаль сгоревших книг, потому что это был Чехов))

Чуть позже Фрэнк, как обычно, ждет Сьюзен на занятие, но её всё нет и он даже начинает нервничать, но выглянув в окно вдруг обнаруживает, что она одиноко сидит на лавочке во дворе. Когда Фрэнк выходит к ней, расстроенная девушка рассказывает о случившемся, что Дэнни сжег её сочинение и книги, которые дал ей Фрэнк. Он, в свою очередь, пытается успокоить Сьюзен и поддержать, говорит что сгоревшие книги не самое страшное.

- возможно Ваш муж подозревает, что у Вас роман со мной?
- да что Вы несёте такое, Вы же мой учитель! Я так ему и говорю
- Вы ему рассказывали обо мне?
- ага
- и что же? 
- ну, я старалась ему объяснить, что Вы помогаете мне увидеть новые горизонты. Вы вроде как бы питаете мой ум и ничего не ожидаете взамен
- а что он на это говорит?
- ничего. Я ему толкую: "Недоумок, даже если бы я и загуляла с кем-нибудь, так какой толк в том, чтобы жечь книжки? Уж крутила бы я точно не с Антоном Чеховым. А он и отвечает: "Ещё не хватало, чтобы ты гуляла с каким-то иностранцем"))

А когда Фрэнк спрашивает любит ли она мужа, Сьюзен отвечает как-то размыто, что скорее можно принять за отрицательный ответ. Бедная девушка пашет ежедневно на работе, а после - учится, ей тяжело, а дома, вместо поддержки, ненужные скандалы и непонимание: 

- я говорила ему, что заведу ребенка только если у меня появится возможность выбора, изменения в жизни. Но он меня не понимает.

Вечером Сьюзен садится у телевизора и слушает лекцию, чём снова злит мужа.

Так здорово, что можно было по телевизору слушать бесплатные университетские лекции. Людям даже в 1980-к давали таким образом возможность получить образование или просто расширить свой кругозор, было бы желание. 

Вдруг, в один из дней, Сьюзен как была, в рабочей одежде, бежит в университет к Фрэнку. Она стучит в окно во время лекции и Фрэнк, удивленный её появлением и думая что что-то случилось, выходит на улицу. 

- что стряслось?
- Фрэнк, вчера вечером я была в театре!
- я ожидал услышать нечто ужасное!
- так и есть! Это был Шекспир!
- я подумал, что с Вами что-то случилось
- но со мной что-то случилось! Это было как взрыв! Показывали "Макбет", я сегодня его купила (показывает книгу). Просто снесло крышу! Я думала, что помру со скуки, но сквозь меня будто ток пропускали! А жена-то его, вот корова! А когда он встречается с Макдуфом и думает, что весь из себя неуязвимый? Я едва могла усидеть на месте, ведь я-то знала! Я чуть не заорала, чтобы Макбет поостерегся!
- но Вы ведь не заорали?
- нет, чтобы они меня вывели из зала? "Макбет" ведь трагедия, правда? 
- верно...
- ну, я просто хотела сказать всё это кому-нибудь, кто бы понял меня
- Рита, Вы выбрали меня и я считаю это большой честью

На самом деле момент очень смешной и, одновременно, милый. Сьюзен, с её тягой к знаниям, наконец нашла человека, который её поддерживает и понимает. В её жизни других таких людей нет. И ведь всё для неё ново и интересно. Для других студентов, или для того же Фрэнка, «Макбет» уже пройденный этап, их не удивишь сюжетом или спектаклем, но для Сьюзен это целый новый, захватывающий мир. Оценив порыв девушки и её тягу к знаниям, Фрэнк тащит её в аудиторию, чтобы Сьюзен посидела немного на его занятии. А после окончания спрашивает занята ли Сьюзен в субботу и приглашает её на званый ужин, который устраивает Джулия. Причём говорит, что она может взять с собой и Дэнни. Сьюзен в шоке, ей даже как-то неловко, но в итоге она обещает прийти и, заодно, спросить у мужа составит ли он компанию ей. Ну да, его ещё там не хватало. 

Очень смеялась, когда Сьюзен вдруг подскакивает и давай бежать, а сама кричит Фрэнку:

- клиентка! Я оставила её под сушкой и видок у неё будет похлеще, чем у чудища из "Маппет-шоу"

Фрэнк тоже смеется, всё-таки с появлением Сьюзен он начал хоть чему-то в этой жизни радоваться. Она для него стала настоящей отдушиной, Фрэнк буквально живет этими занятиями раз в неделю.

Сьюзен, примеряющая разные наряды для ужина у Фрэнка, напомнила мне внешне Барбару Стэнвик в её более зрелые годы)) Наряды из 1980-х это страшно)) И то, что девушка в итоге надела на себя выглядит тоже не очень. 

Дэнни, конечно, отказывается составить компанию Сьюзен. Радость-то какая. 

- пойду в пивную с твоими родителями. И лучше бы тебе тоже пойти с нами. Но теперь мы для тебя недостаточно хороши, не правда ли?

Расстроенная Сьюзен уходит одна. 

Конечно девушка чувствует себя неловко, отправляясь на ужин с незнакомыми людьми, ещё и университетскими преподавателями. Подойдя к дому Фрэнка и увидев в окно собравшихся гостей, она понимает что не пойдёт туда, у неё не хватает духу. Честно говоря, я подумала, что на месте Сьюзен тоже туда не пошла бы, по той же причине. Все внутри такие нарядные, элегантные мужчины в костюмах, Сьюзен на фоне этих людей выглядела бы как белая ворона. Уверена, что все, кроме Фрэнка, не очень хорошо отнеслись бы к её появлению. Ведь до сих пор в этом мире встречают по одежке. А когда Сьюзен заговорила бы в своей манере, думаю гости были в шоке.

В общем, Сьюзен пишет Фрэнку записку, извиняется за то, что не пришла и кладет под дворники его машины, а сама уходит. Так мне её жаль было, такая она маленькая, худенькая, вокруг дождь и она плетётся, понурившись, под зонтом, не вписывающаяся ни в круг общения Фрэнка, ни теперь уже в свой привычный круг. 

Сьюзен возвращается в свой район и идет в паб, где сидят её родные. Все распивают пиво, поют песни, но девушке вообще не весело. Она теперь по-другому смотрит на свою семью и то что видит ей не нравится. По сути она видит тупое быдло. Сьюзен также смотрит на свою мать, которая не веселится со всеми, а тихонько плачет, видимо по свой зря прожитой жизни, ещё и не с тем человеком. Именно такой жизни и страшится Сьюзен, от неё и хочет сбежать.

Когда Сьюзен приходит на очередное занятие к Фрэнку, он спрашивает почему она не пришла к нему на званый ужин.

- я бы принесла не то вино в подарок
- боже, я так хотел чтобы Вы пришли! И незачем было как-то наряжаться и беспокоиться о вине!
- но неужели Вы, когда приглашены на званый ужин, не одеваетесь соответствующим образом? И не приносите бутылку вина?
- да, Вы правы, но...Вы бы уж точно не заявились с бутылкой сладкого игристого!
- да какая разница с чем бы я заявился? Главное, чтобы пришли Вы сами, а с собой Вы могли принести любую испанскую бурду
- она и была испанская
- да перестаньте Вы, дело в не модном платье, а в Вас самой. Поймите, на что все эти люди обратили бы внимание явись Вы, словно дуновение ветра - они бы увидели прежде всего Вас, очаровательную, прелестную, забавную

Но Сьюзен говорит, что хочет говорить с людьми на равных, а не быть забавной или прелестной. Что она не хочет появляться на таких званых вечерах и быть клоуном, над которым все потешаются. И вообще-то она права. Это только Фрэнк, которому девушка очень нравится, считает что она удивительная, необычная и милая. Все остальные восприняли бы её именно так, как она говорит, глупой, безвкусно одетой, возможно даже вульгарной девицей, которую подняли бы на смех. Фрэнк, выслушав всё это, злится и говорит:

- если Вы в самом деле считаете, что Вас хотели поднять на смех, то убирайтесь вон сейчас же! Я пригласил Вас только потому, что хотел провести вечер вместе с Вами

Конечно Сьюзен никуда не уходит, она начинает рассказывать как всё было. 

- тут, с Вами, в этой комнате, я вроде чувствую себя нормально, но когда я увидела там других Ваших знакомых, то просто не смогла войти. Похоже, что я попалась, теперь мне нигде нет места. Меня не понимают те, среди которых я выросла и живу, и я такая же чужая для тех, которые тогда собрались в Вашем доме. Я не то и не сё. 

Девушка говорит, что в тот момент решила, что бросит учёбу и пошла в паб, к своей семье, к Дэнни, довольному, потому что у него выходные, сестре, влюбленной в какого-то парня, и отцу с матерью. Сьюзен подумала, что вот бы сейчас присоединиться к их веселью и ну его, это образование.

- а почему бы и нет?
- Вы думаете стоило так и сделать? Вы считаете, что раз Вы проходите мимо паба и слышите как там внутри поют веселыми пьяными голосами, то значит мы там в полном порядке и душевном покое?

В общем, Сьюзен не намерена бросать учебу, потому и пришла на занятие. И Фрэнк уважает такое её решение. 

Проходит ещё время, уже зима, сестра Сьюзен выходит замуж.

Отец Сьюзен ну просто ужасное быдло. Несчастная женщина, вышедшая за него замуж, кажется всю жизнь жалеет об этом. Но, увы, разводы разрешили только в 1969-м году. И даже тогда всё было совсем не просто. 

Папаша говорит Сьюзен, пока все позируют для свадебного фото:

- вот, наконец-то последнюю из вас сбагрил, хотя и не пойму, нафига некоторые так уж рвутся замуж
- о чем это ты?
- ты ведь так и не забеременела. Сколько тебе лет, Сьюзен?
- семьдесят четыре, папочка
- ну да, тебе 27. Шесть лет замужем и даже не можешь похвастаться ребеночком, а вон твоя сестра две минуты назад вышла из церкви и уже на пятом месяце. 
- ну и давай, объяви об этом по радио! 
- а что тут такое, выйти замуж, когда уже беременная? Твоя мать носила тебя уже три месяца, пока я не женился на ней
- вот что меня в тебе всегда восхищало, папочка, из тебя так и прет природное чувство такта и врожденное обаяние!


А потом ещё это чудовище, идя рядом со Сьюзен и Дэнни, говорит своему зятю:

- эй, Дэнни, жалко мне тебя, парень. Была бы она моей женой, утопил бы, как щенка. 
- будь я твоей женой, утопилась бы сама

Уже на праздновании свадьбы, после церкви, Дэнни заводит свой любимый разговор, типа давай бросай учебу и пить противозачаточные, иначе всё, развод. И Сьюзен принимает самое разумное решение - расстаться с Дэнни. 

Всё-таки какие мужики конченные, я до сих пор слышу истории от более старшего поколения, вроде того что не пошла учиться, потому что муж был против, не пошла на такую работу как хотела, потому что муж был против, и т.д. Нет, я не оправдываю женщин, им бы тоже, как Сьюзен, настоять на своем или бежать от таких мужиков, но ведь сколько столетий женщинам промывали мозги и заставляли пресмыкаться перед мужчинами, даже бояться их. Не удивительно, что только сейчас количество женщин, которые умеют настоять на своем, наконец увеличилось. Тех, кто перестал бояться мужей стало больше. Но увы, женщин с всё ещё промытыми мозгами остается очень много. Не представляю как можно жить с мужчиной, который что-то тебе запрещает, потому что он твой муж. Как-будто женщина - ребёнок и должна слушаться старших. А тем более когда муж запрещает делать то, что пойдёт женщине на пользу. Я понимаю, что такие мужчины хотят, чтобы жены полностью от них зависели и сами по себе ничего из себя не представляли. В таком случае они никуда не уйдут, не подадут на развод и даже будут прощать измены. 

Конечно Сьюзен рассказывает обо всем Фрэнку, он у неё и учитель, и личный психолог, и просто друг. Уйдя от Дэнни девушка временно поселилась у матери, но позже планирует снимать квартиру. К счастью, мама поддержала её и помогла. 

Чтобы отвлечься от личных проблем, Сьюзен спрашивает как там её сочинение по Макбету. Фрэнк, в свою очередь, пытается отвлечь её от этой темы, юлит, но девушка настроена серьезно. 

- что, очень плохо? 
- не знаю что и сказать
- ну и скажите, что это полная дрянь! Нечего меня жалеть! Дрянь, да?

Фрэнк говорит, что само по себе сочинение неплохое, но всё же не подходит для экзамена. Сьюзен, расстроенная всем происходящим в жизни, расстраивается ещё больше. Она плачет, злится и говорит, что нечего её жалеть, что она хочет писать сочинения как все, что хочет выучиться и сдать экзамены. 

- как Вы не поймете, если Вы научитесь писать в их манере, чтобы сдать экзамен, Вам придется подавить в себе, почти убить Вашу уникальность. Вы полностью изменитесь!
- а как Вы не поймете, что я сама хочу измениться? Или Вы так стараетесь намекнуть мне, что из меня так и не выйдет никакого толка? Если неохота со мной возиться, так я пойду!

Конечно Фрэнк говорит, что ничего такого не имел в виду. А Сьюзен, психанув и кинув свое сочинение в камин, садится за другое. Вот это я понимаю упорство! Всё что сейчас осталось у девушки - это её мечта об образовании, а занятия с Фрэнком - просто спасение, соломинка, за которую она хватается. Её поведение вызывает лишь уважение. 

Наступает лето. Фрэнк похлопотал, чтобы Сьюзен взяли в летнюю школу, а сам едет с Джулией во Францию, отдохнуть. С ними едут Брайан и его жена Элейн)) Сьюзен обещает писать Фрэнку каждый день обо всех своих школьных новостях. 

На самом деле так здорово, летняя школа, вокруг студенты, учеба и веселье, прогулки, катание на велосипедах, новые знакомства, причём с единомышленниками, Сьюзен наконец почувствовала себя человеком, ожила, в её жизни происходят приятные события, она занимается тем, что нравится ей больше всего. Фрэнк с удовольствием читает письма Сьюзен, хотя сам в ответ ничего не пишет. 

- знаете что, Фрэнк? Вы были бы чертовски горды за меня! Я торчала в библиотеке и разглядывала книжки, делая вид, будто страшно умная. Тут вдруг подходит этот препод и спрашивает у меня: "Нравится ли Вам Ферлингетти?". Фрэнк, я чуть не выпалила: "Только когда подают с сыром пармезан")) Но нет, Фрэнк, я сдержалась и услышала, будто со стороны, как отвечаю: "Хм, собственно говоря, я не слишком знакома с американской поэзией". Фрэнк, он битый час рассказывал мне про американских поэтов! И это был преподаватель!

Постепенно Сьюзен вливается в студенческую жизнь, перестает бояться высказывать свое мнение и задавать вопросы, она медленно, но уверенно меняется, как и мечтала, хотя сама ещё до конца не понимает этого. 

Летние занятия заканчиваются, Сьюзен возвращается в Англию. Фрэнк, уже вернувшийся из Франции, встречает девушку на вокзале. Он полон энтузиазма, у него приподнятое настроение и он безгранично рад снова видеть Сьюзен, единственную радость в своей жизни.

Вернувшись она даже внешне выглядит по-другому, полностью обновила гардероб. И конечно её переполняют эмоции от такого насыщенного лета. Фрэнк говорит, что купил Сьюзен в беспошлинном магазине, когда возвращался из Франции, блок сигарет, а она заявляет что бросила курить. Даже в этом плане изменения к лучшему. 

Сьюзен тоже привезла Фрэнку подарок, ручку, с выгравированной на ней надписью "Только для поэтических сочинений. Строжайший приказ от Риты". Намекая, что пора бы Фрэнку снова взяться за поэзию.

Фрэнк, зная что приезжает Сьюзен, освободился от всяких дел и впереди у него свободный день, который он намерен провести с девушкой. Они отправляются прогуляться в парк и Сьюзен спрашивает у Фрэнка чем бы заняться в этом семестре, каким поэтом, и он радостно говорит, что приберег одного на десерт:) Достает книгу со стихами Уильяма Блейка и просит Сьюзен прочитать один из стихов, а она вместо этого декламирует его на память. Фрэнк в шоке, оказывается в летней школе она прошла и Блейка, хотя его не было в программе. 

Наконец Сьюзен съезжает от матери. Девушка по имени Триш сдает комнату в таунхаусе, в котором живет сама. Внешне Триш как-будто не от мира сего, любит громко слушать классическую музыку и тоже повернутая на поэзии и литературе, работает в кафе у подруги и странно одевается. Сьюзен такая соседка устраивает, как и само жилье, уютный домик в приличном районе. 

Наступает дождливая осень. Как-то Сьюзен приходит на занятие в несуразном наряде и начинает по-дурацки разговаривать, пытаясь четко и правильно выговаривать слова, по совету Триш, но получается очень смешно, Фрэнк в шоке от такого представления и просит Сьюзен вернуться в нормальное состояние)) Сама девушка просто в восторге о своей соседки, считая что у Триш потрясающий вкус во всем, в том числе в одежде. 

Всё-таки кабинет Фрэнка просто шикарен, этот камин, который можно топить, и большие окна. В дождливую погоду там не менее уютно, чем в солнечную. Потрясающее место.

Сам Фрэнк что-то захандрил. Разговаривает со Сьюзен, а сам достает бутылку из своего тайника.

- всё ещё пропускаете по маленькой?
- а я разве говорил, что покончил с этим?
- ну, в общем, нет...но
- но что?
- неужели Вам больше нечем заняться? Столько возможностей!
- вот именно потому, что возможностей слишком много я и выпиваю. Жизнь настолько штука неистовая и разнообразная, что алкоголь позволяет мне примириться с ней. 
- он Вас убьет, Фрэнк
- Рита, я думал что уж Вы-то не станете меня перевоспитывать
- вот ещё. Просто...
-что просто?
- ну я думала вдруг Вам самому захочется себя перевоспитать
- под Вашим благотворным влиянием? Но Рита, если бы я вдруг решился, если бы я начал новую жизнь, то что бы сталось со мной, когда бы некому стало влиять на меня? Нет, Ваш уход из моей жизни так же неотвратим как и...
- как в "Макбете"?
- да, как в трагедии
- иногда так и хочется Вас вздуть как следует. Когда я вошла, я была просто на седьмом небе. А теперь - будто скверно провела целую ночь напролет в морге. 

Сьюзен, после знакомства с Триш, бросает работу в парикмахерской и начинает работать в кафе вместе с новой подругой. Кафе сделано в стиле 1920-х, туда часто приходят студенты. Однажды Сьюзен заставила компанию молодых людей открыть рты от удивления, когда она, простая официантка, разрешила их спор и сказала, что пьеса Бернарда Шоу "Святая Иоанна" была написана в 1923-м году, а на сцене её впервые поставили в 1924-м году в Лондоне, в Новом театре. Скажем так, если бы мне такое выдала официантка, говорящая ещё и с сильным "сельским" акцентом, я бы тоже выпала в осадок:)

Снова наступает весна. Сьюзен теперь знакома со многими студентами, у нее множество друзей, более того, они даже обращаются к ней, чтобы она рассудила их споры на литературные темы. Теперь девушка уже не та глупая и закомплексованная Сьюзен, которая однажды впервые вошла в кабинет к Фрэнку. 

Когда Сьюзен приходит на очередное занятие, Фрэнк говорит:

- когда-то эти студенты Вас пугали и восхищали
- бог знает почему, сколько мусора у них в голове

Фрэнк смеётся:

- она говорит об этом мне!

А потом Сьюзен рассказывает Фрэнку, что в компании студентов, с которыми она перед занятием вела спор, был парень по кличке Тигр и он пригласил её поехать вместе заграницу. Целая компания молодежи планирует вскладчину попутешествовать по югу Франции. Фрэнк знает кто такой Тигр и весь этот разговор его явно начинает злить:

- но Вы не можете ехать, у Вас экзамены
- но лето ещё и не началось
- ну, Вы же, возможно, захотите дождаться результатов. Стоит ли готовиться к экзаменам, если Вы собираетесь влюбиться и отправиться на юг Франции! 
- влюбиться? в кого это?! Господи, Фрэнк, я просто перекинулась парой слов со студентами на лужайке. Святый боже, слыхала я про старух сводниц, но чтобы профессор...Вот смехота!))

В общем, Фрэнк ревнует, он определенно влюбился в Сьюзен, но конечно скрывает это. А сама Сьюзен этого даже не замечает, она не воспринимает Фрэнка как мужчину, он для неё друг, наставник, учитель, но не более. Она даже не допускает мысли, что Фрэнк может в неё влюбиться и это вполне естественно, разница в возрасте между этими двумя очень большая. И я, честно говоря, рада, что эти отношения в фильме не стали опошлять. 

Сьюзен спрашивает как там её очередное сочинение и Фрэнк впервые говорит, что оно ничем не отличается от остальных сочинений. Это значит, что занятия не прошли зря и Сьюзен теперь пишет правильно, как другие студенты и сможет сдать вступительный экзамен. Это чудесная новость, но Фрэнка она огорчает, ведь это означает, что скоро их занятия подойдут к концу и жизнь Фрэнка снова потеряет какой-либо смысл.

Из-за этого у него срывает крышу и Фрэнк уходит в жесткий запой. Он заявляется на лекцию совершенно невменяемый, шатается, в итоге падает на стоящие впереди парты и срывает занятие. К сожалению это видит и Сьюзен, заглянувшая в аудиторию через боковую дверь. 

После этого инцидента Фрэнка вызывает начальство и делает ему выговор, не знаю уж в который раз. Сьюзен, как верная подруга, ждёт Фрэнка и переживает, чтобы его не уволили. 

- они Вас не вышвырнут?
- боже правый, нет! Для этого им пришлось бы проявить волю. Чихать на них на всех. Чтобы меня уволить скандал нужен куда более жуткий. И то, если он будет касаться лишь студентов, его назовут "легким недоразумением". Чтобы отправить меня в отставку следует, по меньшей мере, надругаться над ректором))

Сьюзен понимает, что разговаривать с Фрэнком, когда он в таком состоянии, бесполезно и уходит.

На следующее занятие Сьюзен не приходит и Фрэнк отправляется в кафе, в котором она работает. Девушка извиняется, что не пришла, говорит завал на работе. Фрэнк говорит, что когда Сьюзен не пришла на занятие, он позвонил ей на работу, в парикмахерскую. Оказывается она не рассказала ему, что давно там не работает. 

- мне пришло в голову, что когда-то Вы мне рассказывали буквально обо всём. 

А потом Фрэнк начинает допытываться насчет новой работы Сьюзен и общается ли она с Тигром. 

- да, Тигр мне интересен, так же интересен, как и многие из здешних посетителей. Они молоды и их волнуют настоящие вещи, которые стоят внимания. Они не загнаны в тупик жизни, они слишком для этого молоды. И мне нравится быть с ними.

Это такой явный камень в огород Фрэнка, но справедливый.

-  что ж, видимо Вам больше не захочется тратить своё время на занятия со мной
- Фрэнк, просто выдалась такая тяжелая неделя, я же не собираюсь совсем бросать занятия! 
- отлично, приходите сегодня вечером

Сьюзен говорит что не сможет, они с Триш идут в театре смотреть "Чайку" Чехова. Фрэнк начинает вести себя как какой-то обиженный малолетка. Опять заводит песню о том, что видимо Сьюзен не хочет больше приходить к нему заниматься и всё в таком духе. Девушка уже начинает закипать, но объясняет, что у неё впереди экзамены, она намерена учиться и дальше, но ей также нужно зарабатывать на жизнь, а ещё она хочет посещать театры и хоть немного развлекаться. 

- я бы не хотел, чтобы Вы продолжали наши занятия только из жалости ко мне. Оставьте уже это притворство. 
- а вот если бы Вы только сумели бросить надираться этим пойлом, в тщетной надежде, что оно поможет Вам снова почувствовать себя поэтом, то может быть и были бы способны беседовать о чем-то более важном, чем то, где я раньше работала и где работаю теперь. Ради этого, наверно, стоило бы попробовать. 
- а Вы что же, умеете отличать серьезные темы от никчемных?
- я разбираюсь в литературе и именно этим, вроде как, мы и должны заниматься

Вдруг Фрэнк достает из портфеля какую-то папку, отдает её Сьюзен и просит написать по теме содержимого сочинение. Это стихи самого Фрэнка. Отдав её он уходит. Что мне нравится в Сьюзен, так это её сдержанность, как бы Фрэнк ни вёл себя, Сьюзен всегда сдерживается и не хамит, хотя иногда даже я закипала из-за его поведения.

Фрэнк возвращается домой, а там Джулия и Брайан, который как обычно, услышав Фрэнка, хватает трубку телефона и изображает разговор с издателем)) Мой любимый момент. Брайан всё что-то говорит, распинается, машет руками, а Фрэнк начинает смеяться и говорит:

- наш телефон отключили утром))

Наконец-то этот момент настал)) Дурацкая такая ситуация. Брайан, эта подлая, мелкая и трусливая собачка, наконец подает голос:

- бога ради, да как вообще можно быть преданной такому как ты, Фрэнк! Джулия честно пыталась, но что она получила взамен? Фрэнк, что каждый из нас получает от тебя взамен?

В общем, на этом отношения Джулии и Фрэнка наконец заканчиваются, она уходит от него к Брайану, а Фрэнк впадает в ещё большее пьянство, теперь у него ещё один повод есть. 

Фрэнк перестает появляться на работе и Сьюзен, переживая за него, приходит к нему домой. Она действительно единственное живое существо, кому ещё есть дело до Фрэнка, который настолько оттолкнул от себя всех людей, что даже если он умрет, никто о нем не вспомнит.

Сьюзен говорит, что она и Триш прочитали стихи Фрэнка и они прекрасны, что он должен снова начать писать. Пьяный Фрэнк говорит:

- знаете, Рита, я намерен поменять своё имя как и Вы. Отныне и навсегда я стану настаивать, чтобы ко мне обращались как к Мэри
- Вам понятен это намек, Рита?
- какой?
- Мэри Шелли написала готическую вещицу под названием "Фракенштейн" 
- и что же?
- этот ворох трескучих, пышных, вымученных аллюзий есть не что иное, как никчемное, бездарное дерьмо (говорит про свои стихи). Да Вы найдете больше поэзии в телефонном справочнике и уж наверняка в нем больше вдохновенного провидения

В общем, Фрэнк разошёлся и, злясь, просит Сьюзен уйти. На прощание она ему говорит:

- ну тогда я скажу Вам что для Вас так невыносимо, долбанный Вы, жалеющий себя мистер Художник Слова! Вам невыносимо сознавать, что я теперь получила образование! Я обрела то же, что имеете Вы и Вам это совсем не по вкусу. Я хочу сказать, боже мой, да Вы ведь теперь совсем не нужны! В моей комнате полно книг. Я знаю какие вина покупать, что надевать, какие пьесы смотреть, какие следует читать стать и книг - и Вы мне не нужны для этого всего!
- и это всё, чего вы желали? Вы прошли этот путь ради такой малости? 
- о да, для Вас это сущая малость, да, Фрэнк? Малость для Вас, который расточил и промотал все свои возможности, надсмеялся над своими способностями, принимая их как должное 

Сцена заканчивается тем, что Сьюзен уходит хлопнув дверью, на прощание сказав, чтобы Фрэнк не смел её больше называть Ритой, это теперь в прошлом.

Расстроенная Сьюзен приходит домой и вдруг обнаруживает Триш, которая лежит в отключке, наглотавшись таблеток. Она вызывает девушке скорую и едет с ней в больницу. Какой-то у Сьюзен с самого начала незадавшийся день.

Вечером Фрэнк звонит на квартиру Сьюзен, но там никто не берет трубку, он не в курсе что случилось, естественно. Тогда Фрэнк снова напивается до свинячьего состояния и идет в кафе, в котором работает Сьюзен, но там её тоже не находит. Его едва не выкинули оттуда, но появился тот самый студент по прозвищу Тигр и уладил всё. Фрэнк просит его передать Сьюзен, что завтра утром у неё экзамен, он забыл ей сказать об этом. Парень говорит, что возможно Сьюзен в клубе "Фламинго", так что Фрэнк отправляется туда.

А тем временем Сьюзен приходит к Триш в больницу, проверить как она. Девушка уже не первый раз пытается покончить жизнь самоубийством, не нравится ей на этом свете. Лежит и плачет, что снова ничего не вышло. 

Пьяный Фрэнк, уже невменяемый, приходит в клуб. Танцует на танцполе с узнавшей его студенткой, а поздно ночью приходит во внутренний двор университета и кричит как больной, перебудив преподавателей и начальство, которое проживает на территории. В итоге, там на траве и отрубается. 

Сьюзен рано утром возвращается домой из больницы. Её на машине догоняют возвращающиеся после вечеринки студенты, за рулем тот самый Тигр (на самом деле его фамилия Тайсон), который напоминает Сьюзен, что летом она едет с ними во Францию. На прощание, вспомнив, парень говорит, что видел Фрэнка и тот попросил передать насчет экзамена.

Чуть позже Сьюзен неожиданно встречает своего бывшего, Дэнни, который уже успел снова жениться и его жена ждет ребенка. Что ж, ну хоть у кого-то всё хорошо, он получил то, о чем так сильно мечтал. Простую, примитивную девушку, которая с удовольствием будет сидеть дома, рожать детей, а Дэнни по вечерам будет выпивать пиво в пабе за углом. Не жизнь, а мечта))

Сьюзен, после бессонной ночи в больнице, идет в универ сдавать письменный вступительный экзамен. Фрэнк заглядывает в аудиторию, чтобы убедиться, что она пришла. К счастью, билет ей попадается про того самого "Пер Гюнта", над которым она когда-то смеялась. Сьюзен знает о чём писать.

После экзамена девушка идет в кабинет к Фрэнку, чтобы сказать, что написала экзамен и обнаруживает, что Фрэнк упаковывает свои вещи. Первая мысль - его таки уволили. Но, как он и говорил, нужно очень постараться, чтобы это произошло. В общем, после ночного пьяного дебоша Фрэнку предоставили отпуск, два года в Австралии.

- Вы что же, надругались над ректором?))
- в переносном смысле
- и что Вы там будете делать?
- а Вы как считаете? Австралия - это райское местечко для таких как я

Сьюзен говорит Фрэнку как она благодарна ему за всё, что он для неё сделал, что он замечательный учитель и в будущем, даже если она не станет умнее и образованнее, то это будет только её вина.

- это как с Триш. Знаете, я ведь думала, что она такая умная и уверенная в себе. Я вернулась вчера вечером домой, а она пыталась покончить с собой. Ага, вот чудеса-то. Кучу времени тратить на здоровый образ жизни, раздельное питание и всё такое, а всё остальное время она пытается убить себя. 

- я сама сделала свой выбор, я сдала этот экзамен. Потому что благодаря тому что Вы дали мне, я могу сама выбирать что делать. 

Я всё ждала когда же Фрэнк позовет с собой Сьюзен и он сделал это:) 

- я слышал много хорошего об Австралии. Всё там только начинается. Штука в том...а не поехать ли и Вам туда со мной? Не лучше ли покинуть эту умирающую страну ради другой, которая на подъеме?  
- а Тигр зовет меня во Францию со своей бандой
- Вы поедете с ними?
- да не знаю я. Конечно он малость шальной, но я никогда не была заграницей. А еще мне предложили работу в Лондоне. 

Сьюзен пока не решила как поступит и что будет делать дальше, даже в плане учебы, как это ни странно. Вдруг Фрэнк достает из пакета платье и кидает его Сьюзен:

- я купил его для одной моей образованной знакомой барышни:) Может размер не тот, я был несколько под шофе, когда покупал его

Сьюзен, задумавшись:

- всё это время я только что-то получала от Вас и ничего не давала. Но есть нечто, что Вы на самом деле можете получить от меня теперь

Когда девушка сняла с себя куртку я сразу поняла, что она будет стричь Фрэнка, а не то что некоторые могли подумать, поэтому рассмеялась, когда она взялась за ножницы))

И прощальная сцена в аэропорту. Фрэнк принес Сьюзен результаты её экзамена и конечно она сдала, причем с отличием! Фрэнк говорит, что гордиться девушкой и наконец прощается с ней и уходит, поскольку заканчивается посадка на его рейс.

Я рада, что Сьюзен не полетела с Фрэнком, это испортило бы всю историю. У каждого из них свой путь, Сьюзен молодая, перспективная, перед ней открылись новые возможности, ей не нужен стареющий алкоголик Фрэнк, пусть даже и влюблённый, который вряд ли изменится. И потом, два года в Австралии звучит ужасно, на мой взгляд. Пусть девушка строит свою жизнь и карьеру в Англии. 

В общем, фильм великолепный, получила море удовольствия от просмотра и буду пересматривать еще не раз.











































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....