четверг, 24 мая 2018 г.

Афанасий Лазаревич Копте́лов "Сад" (1956)

«Земля должна быть достойна человека,
и для того, чтобы она была вполне достойна его,
человек должен устраивать землю так же заботливо,
как он привык устраивать своё жилище, свой дом»




После книг про падающих в обмороки и краснеющих по любому поводу дам, захотелось вернуться к советской прозе. Это как после сладкого тянет съесть солёный огурчик или кусочек мяса)) Что-то я пока пресытилась высшим английским и французским обществом.
Книгу искала наобум, по перечню (в википедии) советских писателей и их произведений. Привлекло название "Сад", а потом прочла короткую аннотацию и поняла, что нужно читать)

Автор романа родился в деревне алтайского края, в семье кержацких крестьян-старообрядцев. Очень впечатлил факт из биографии: почти не учился в школе, а потом был активным участником борьбы за ликвидацию безграмотности. Даже не представляю когда же он сам грамоте обучился)) Но революция 1917 года всё поставила с ног на голову... Даже в романе "Сад" - то кузнец стал председателем райкома, то мужик с судостроительного приезжает помогать поднимать животноводство, то председатель колхоза с 6-ю классами образования и учиться дальше не хочет, потому что возраст уже не тот, стыдно и некогда. И самое главное, понимаешь что пол страны были не на своих местах, но баранами руководить легче, конечно.

Сама книга чудесная, мне такие очень нравятся. Простая, немного наивная.
Все события происходят в Сибири. История начинается с послевоенных лет, война буквально год как закончилась. Но события будут перемежаться с воспоминаниями главных героев о жизни довоенных лет.
Самый главный герой - Дорогин Трофим Тимофеевич, известный в области садовод и последователь Мичурина, взрастивший чудесный сад в селе Гляден. В юности пристрастился к чтению, бегал к ссыльным, а потом и сам стал у себя их прятать и помогал бежать. Однажды в дом к юному Трофиму Дорогину и его матери попросилась на постой девушка Вера, высланная в Сибирь на 5 лет. 

"Ей, после окончания гимназии, и учиться-то хотелось не на Высших женских курсах, а в Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии, прославившейся (до её разгрома и превращения в институт) «крамольным духом» профессоров и студентов. Однако женщинам туда так же, как и в университеты, доступ был закрыт".

Вот это её разозлило, стала на собрания разные подпольные ходить, а потом и в тайной типографии работать, там её и повязали. Трофим Дорогин в девушку сразу влюбился, а со временем и девушка его полюбила. Хоть Вера и ссыльная была, а местный поп за два мешка орехов и большой деревянный жбан с медовым пивом обвенчал их)) Детей у них долго не было, но в итоге трое родилось, два сына и дочь Вера. А дальше была война... Но в книге о войне написано мало.

Трофим Дорогин всю жизнь занимался скрещиванием и выведением морозостойких сортов яблок и новых сортов пшеницы. Написано очень интересно. Про то как он боролся с колхозными дураками, вроде председателя Забалуева, который только и делал, что палки в колёса Дорогину ставил. И про неудачи, и про успехи садовода в его любимом деле, которому он посвятил больше 50-ти лет жизни.

Любовь тут тоже есть, как же без неё) Дочь Дорогина, ещё школьницей, гуляла с сыном председателя Забалуева. А провожая на войну, обещала ждать. Лет прошло немало, письмами они обменивались, и вот Семён должен скоро вернуться в родное село. А тут приключилось девчонкам пойти в поле работать и попасть в буран. Там бы и погибли, но встретился им молодой садовод из соседнего села, который толпу девиц спас, в домике у себя в саду обогрел, накормил и...влюбился в Веру) И Вера меж двух огней, сама в садовода влюбилась, но ведь слово дала Семёну)

В общем, кто любит читать про колхозы, работу простых людей, наивные добрые чувства одних, зависть и хваствовство других, про преодоление трудностей - эта книга вам понравится)

Я же постаралась ниже передать немногими цитатами и фотографиями, интуитивно подобранными, какие чувства у меня вызывала эта книга. Что-то такое уютное, доброе, родное)

"Хороши в горах осенние дни. Под ногами мягко похрустывает свежий снег, и шумят промытые дождями стебли густой полёгшей травы. Воздух кристально чистый, небо голубое, высокое. Лист с деревьев осыпался, и лучи солнца проникают всюду. У светлых родников они играют в рубиновых гроздьях калины, в густой чаще румянят рябину. Одни задумчивые кедры по прежнему останавливают их. Каждое дерево отбрасывает большую косматую тень, и снег там кажется голубым".

"— Придёт июнь я обязательно вырвусь на рыбалку. Всю ночь буду плавать с сетью по реке… Ты представь себе: на банках огни горят, плывут и покачиваются. В воде — отблески. А на островах соловьи поют. На болотистом берегу коростели кричат. Журавли играют зорю. Хорошо!..."

"Совсем рядом пролетела белая полярная сова. Сгущённый морозом воздух упруго шуршал под её размашистыми крыльями.
От лесной полосы прыгал зайчишка; время от времени, останавливаясь, озирался по сторонам: нигде — никого. Поводил ушами — всюду тишина. Можно приниматься за ужин. До облюбованной яблони остаётся несколько прыжков…"


"Взглянув на новые скворечницы, сложенные горкой у крыльца, Трофим Тимофеевич похвалил сторожа и вошёл в дом, построенный своими руками, по чертежам жены. Это она посоветовала переднюю стену выдвинуть конусом и прорубить три окна. Полуокружённый стеклом стол стоит, как в фонаре. Весь день светит солнышко, и хорошо виден сад.
Возле стола — шкаф с книгами, с инструментами. Направо — кровать, налево — обеденный стол. И всё здесь блестит чистотой. Потолок и стены побелены, пол не только вымыт, но протёрт с песком, на окнах — чистые занавески.
....Алексеич принёс из сторожки только что вскипевший чайник и в комнате запахло лесной душицей. К такому чаю да хороших бы яблок!"



"Что может быть прекраснее раннего весеннего утра? На востоке заря медленно уступает место небесной бирюзе. Из всех низинок веет прохладой. Светло-зелёные, как бы прозрачные, стебельки молодой травы гнутся под россыпями первой росы. На лужайках, словно капли, обронённые солнцем, вспыхивают яркие цветы стародубки. В кустах и перелесках слышится бесконечный птичий переклик, а среди полей, высоко над головой, будто подвешенные к небу, звенят жаворонки. Звенят задорно и весело, довольные зарождением дня, а потом неожиданно затихают и камнем падают на землю. Чудесная пора — весеннее утро!"




"Выйдя из машины, братья Желнины направились к сараю, где большими ворохами лежали яблочки величиной с мелкие головки мака. Одни алые, другие красные, третьи золотистые. И все не походили на издавна известную китайку. То были незнакомые ранетки. Две женщины черпали их вёдрами и через борт насыпали в трёхтонку: урожай отгружался в город, на кондитерскую фабрику.
Неподалёку стоял пресс. Яблочный сок сливался в чан. От сторожки доносилось побулькивание, — там бродило молодое вино в огромных бочках".





1. "Жизнь-то ведь не гладкая доска, — с защепинами да зазубринами. А спор, бывает, как фуганок, стружку снимет, и, глядишь, защепина исчезнет".

2. Минутка юмора:

"Земля, деды сказывали, нарядных да форсистых не любит. Верно! Я помню, лён сеяли без штанов, а репу — с хомутом на шее. Кидает голоногий мужичок семена, а сам — знай нашёптывает: «Вырасти, ленок, мне, бедному, на порты!..» Вот была «агротехника»!"

3. Неожиданный факт)

"Девять веков назад, при Ярославе Мудром, едва ли не самым крупным садом на земле был яблоневый сад Киево-Печерской лавры".

4. "В молодые годы ездил я проводником с профессором. С географом, который ледники изучал. Вместе подымались на горы. Вот идём: гора — высокая, трудная, красоты неописуемой, — налюбуешься вдоволь, и уже думаешь— на всю жизнь. Больше не поманит. Не будешь сердце утруждать восхождением. Красоты, однако, и на равнине достаточно, ежели у человека душа для неё открыта. Но как только поднимешься на самую вершину да глянешь вокруг на другие горы, высокие, загадочные, так сразу об усталости забудешь, — в голове одно: торить новые тропы, побеждать вершину за вершиной! Спустишься с покорённой горы, переночуешь в долине, а утром — снова в поход… Не забудется то лето!".

5. "— Без надежды жить — помирать ложись".

6. "В чужом сердце счастье не измеришь и не взвесишь ни на каких весах. У каждого свои весы, доступные только ему самому. И для счастья и для кручины у всякого свои весы".

7. "Сердце — сложная штука. Это не часы, у которых можно, как угодно, повернуть стрелки и пробудить звонок. Оно пробуждается помимо воли самых близких людей, иногда — вопреки ей".

8. "Время— птица, как вон та чайка над морем. Неугомонная птица, не знающая отдыха ни днём, ни ночью. Птицы по весне возвращаются на прежние гнездовья. А время летит и летит, всё вперёд и вперёд.
В сказках было — плывёт орёл под облаками, несёт на могучих крыльях мальчика. Так время — взяло на свои крылья Трофимку… Вот уже давно он стал Трофимом Тимофеевичем, давно у него побелела борода, а птица всё несёт и несёт его. И он не устал от полёта. У него не погас интерес к тому, — а что там, за гранью этого дня? Наоборот, интерес возрастает. А что там за гранью года? Как зашумит, как расцветёт жизнь через пять, через десять лет, через четверть века? Какие открытия сделают учёные? Как украсит народ свою землю? Жажда жизни так же вечна, как вечен полёт этой птицы. Подольше бы не обронило его голубое крыло…".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....