четверг, 10 мая 2018 г.

Джон Голсуорси "В петле"/John Galsworthy "The Forsyte Saga: In Chancery" (1920)

4-я книга

Дочитала следующий роман из саги о Форсайтах, очередной раз получила удовольствие, не могу нарадоваться, что впереди у меня есть еще один роман и рассказы)

После смерти дедушки Джолиона прошло 12 лет. Как было сказано в предыдущей книге, он оставил Ирэн определенную сумму в наследство. Меня сначала смутила маленькая сумма налога на наследство, а потом вспомнила, что было это в конце 19 века, уже потом налог стал расти до каких-то баснословных сумм. А Джолион еще и уточнил, что наследство Ирэн не должно облагаться налогом, так что получила она 15 000 фунтов и жила на проценты с этой суммы.

Из своего капитала, представлявшего сумму в 145 304 фунта минус налог на наследство в размере 35 фунтов 7 шиллингов 4 пенсов, он оставил 15 000 фунтов.
В общем, спустя долгие 12 лет Сомс, который так и не развелся с Ирэн, но они жили отдельно, потому что Ирэн ушла от него сражу после смерти Босини, вдруг понимает, что ему уже 45, а наследника нет. Тут он еще знакомится с юной француженкой, мать которой является владелицей ресторана в Сохо, и понимает, что она вполне могла бы стать его женой и родить сына. Сомсу, правда, совсем не нравится тот факт, что мать и дочь управляют рестораном, как и тот факт, что ресторан находится в Сохо, не самом фешенебельном районе Лондона.

У нас люди, занимающиеся свободной профессией, и богатые люди, живущие на свой капитал, считают себя выше людей, занимающихся какой-нибудь коммерческой, деятельностью; исключение, конечно, для очень богатых. Может быть, это и глупо, но это так. В Англии не рекомендуется сообщать людям, что вы держали ресторан или лавку или вообще занимались какой-нибудь торговлей. Может быть, это и очень достойное занятие, но это кладет известное клеймо; вы уже не сможете бывать в таком хорошем обществе и вести такую светскую жизнь — вот и все.

на картинке парк в Сохо в 19 веке

В общем, Сомс решает, что ему нужно развестись с Ирэн. Но, в те времена вся эта процедура была в разы сложнее и длительнее, чем сегодня (хотя, и у нас это бывает длится годами). У Сомса была возможность развестись 12 лет назад, после истории любви его жены и молодого архитектора, но он этого не сделал. Теперь же нужна какая-то весомая причина для развода, например доказательства того, что его жена имеет любовника.
Мне вообще так нравится подход этого человека, его значит приспичило, но грязью полить он хочет жену, чтобы не запятнать свою репутацию.

Однажды Сомс решает, что он должен навестить Ирэн и поговорить с ней насчет развода, это была их первая встреча за 12 лет. Представляете, что вдруг, без предупреждения, он заявляется к своей пусть и законной жене, бедную женщину чуть кондратий не хватил))
А дальше происходит печаль/беда, потому что Сомс увидев Ирэн понимает, что все еще любит ее и ему приходит в голову безумная мысль, что не нужно разводиться, а наоборот начать снова жить как муж и жена. Печаль заключается в том, что Ирэн его ненавидит. Тогда Сомс начинает ее преследовать, как маньяк какой-то одержимый. И главная цель - он хочет от нее сына.

Если я в свое время предпочел не позорить ее разводом, я тем самым сохранил на нее свои права и повторяю: я совсем не уверен, что не пожелаю воспользоваться ими.

Что меня бесило в этом герое, хотя я вполне себе представляю, что такие люди и в реальной жизни существуют, так это то, что Ирэн ему каждый раз говорила, что не вернется к нему, что она скорее умрет, чем будет жить с ним, что она его ненавидит, а он каждый раз не верил, приходил поговорить снова и снова, убеждал ее, что все это нервы. Реально такого человека хочется чем-то ударить)))
Но у него неудовлетворенная любовь, он как мужчина хочет обладать своей собственностью (именно так он воспринимает свою жену), у него в голове не укладывается, что он даже будучи мужем не может обладать Ирэн, его это доводит до белой гарячки.

Она испортила ему жизнь, нанесла смертельную рану его гордости, лишила его сына. Но стоило ему только увидеть ее, холодную, сопротивляющуюся, как всегда, — он терял голову. Это в ней какой-то проклятый магнетизм.


Ирэн же, когда ей намекнули на ее любовь к Босини, сказала так, подразумевая Сомса:

Я когда-то сказала дяде Джолиону, что любовь длится вечно. Увы, это не так. Только отвращение вечно.

Параллельно тому как Сомс преследует Ирэн, у нее и сына дедушки Джолиона, который является ее попечителем, начинают зарождаться чувства.

Жалость, говорят, сродни любви. Если это так, то он, конечно, недалек от того, чтобы полюбить ее, потому что он жалеет ее от всей души.

Джолион поддерживает ее во время нападков Сомса. Когда Ирэн вынуждена была бежать в Париж, Джолион не выдержал и поехал за ней. Кстати, вся правда жизни в одном предложении:

"Чудно, — думал он. — Если бы она была дурнушка, я бы не задумывался над этим. Красота — это наваждение для того, кто восприимчив к ней".

И где как не в Париже можно окончательно расстаться со своим разумом и поддаться чувствам?)

Джолион скоро пришел к заключению, что для тех, кто стремится сохранить чувства в равновесии, Париж первое и последнее место, где можно быть на дружеской ноге с красивой женщиной.

Париж всегда казался ему более привлекательным зимой. Терпкий запах дровяного дыма и жаровень с пекущимися каштанами, резкие эффекты зимнего солнца в ясные дни, открытые кафе, не боящиеся прохладного зимнего воздуха, оживленная, живущая своей жизнью толпа на бульварах — все словно свидетельствовало о том, что зимний Париж наделен душой, которая, подобно перелетной птице, летом улетает.

И момент в книге, который заставил меня обратиться к гуглу, чтобы увидеть ту красоту неземную, о которой пишет автор, от лица Джолиона по отношению к Ирэн. Увидела и поняла, что наверно я просто ничего не смыслю в искусстве и прекрасном)))

Он поднял на нее глаза, и его благоговейному взору представилось, что против него сидит не просто женщина, а сама душа Красоты глубокая, загадочная, которую старые мастера — Тициан, Джорджоне, Ботичелли — умели находить и запечатлевать на своих полотнах в лицах женщин, — эта неуловимая красота, казалось, осеняла ее лоб, ее волосы, ее губы, смотрела из ее глаз.

Это картины Тициана

Это - Джорджоне

А это Боттичелли. Правда, по книге Ирэн была с золотистыми волосами и темными, почти черными, глазами

Сомс, получив несколько отказов от Ирэн, устраивает слежку за ней и Джолионом, а когда нервы его сдают и он понимает, что не сможет вернуть жену, подает на развод, обвинив ее в интимной связи с Джолионом, которой на самом деле еще не было, но они не стали никого убеждать в этом.

Действительно, что в мире может быть трагичнее человека, ставшего рабом своего неудержимого инстинкта собственности, человека, который ничего за этим не видит и даже неспособен просто понять чувства другого человека!

Сомс будет страдать по Ирэн даже после развода и женитьбы на 20-летней француженке, согласившейся стать женой человека, на 25 лет старше ее, только из-за богатства и положения в обществе.

Что может быть бессмысленнее, чем сказать человеку: «Владей своей женой», а потом наказать его, если кто-нибудь незаконным образом отнимет ее у него. Или Закон не знает, что для человека имя — это зеница ока и что гораздо тяжелее прослыть обманутым мужем, чем обольстителем чужой жены? Он положительно завидовал этой репутации Джолиона, одержавшего победу там, где он, Сомс, проиграл.

Но женившись снова, Сомс отдавал себе отчет, что любви между нет и не будет, единственное что может их брак хоть как-то сохранить - это ребенок. Довольно трезво смотрел на ситуацию:

"А как вы думаете, честно ли было соблазнить эту девушку отдаться вам на всю жизнь, если вы на самом деле не затронули ее сердца?" — он ответил бы: "Француженки иначе смотрят на эти вещи. Для них брак — это возможность устроиться, завести детей, и я по собственному опыту скажу: я совсем не уверен, что эта точка зрения не есть самая разумная. На этот раз я не жду больше того, что я могу получить, ни того, что она может дать. Я не удивлюсь, если через несколько лет у меня будут какие-нибудь неприятности с ней; но я к тому времени буду уже стар, у меня будут дети. Я просто закрою глаза на это. Я уже испытал большое чувство, ей, может быть, еще предстоит испытать его, и вряд ли это чувство будет ко мне. Я даю ей многое, а взамен жду совсем немного — только детей или хотя бы одного сына. Но в одном я совершенно уверен — это в том, что она обладает большим здравым смыслом".

А племянница Сомса охарактеризовала его так (что применимо ко многим людям):

— Дяде Сомсу всегда чего-нибудь недостает, тетечка, — вмешалась Имоджин. — Как он может быть доволен, раз он уже добился своего!

Что ж, судьба поиздевалась над Сомсом снова, когда жена родила ему дочь, тогда как Ирэн вышла замуж за Джолиона и родила ему сына) Реакция Сомса на своего ребенка была отвратительной, как и решение относительно рожающей жены. Ситуация была такая:

— Вот каково положение, мистер Форсайт. Я могу вполне поручиться за ее жизнь, если я сделаю операцию, но ребенок в этом случае родится мертвым. Если же я не сделаю операции, ребенок, по всей вероятности, останется жив, но для матери это большой риск, большой риск. И в том и в другом случае вряд ли она когда-нибудь сможет иметь детей.

И Сомс решает, что так как ему нужен наследник, это важнее - жить должен ребенок, а жена молодая, есть шанс, что выживет. А потом узнает, что родилась дочка, да и жена живая, и очень расстраивается, скотина:

Чувство невыразимого облегчения, но — дочь! Ему его казалось несправедливым. Пойти на такой риск, пережить все эти муки — и какие муки! ради дочери! Он стоял в холле перед камином с пылающими поленьями, подталкивая их кончиком ботинка, и старался успокоиться. "А отец?" — вдруг подумал он. Какое горькое разочарование, и ведь этого не скроешь! В этой жизни никогда не получаешь всего, чего хочешь! А другой ведь нет, а если даже она и есть, что в ней толку!

И еще одна семейная пара, которая переживает тяжелые времена, это сестра Сомса и ее муж, транжира, пьяница, игрок и все за счет отца жены, потому как у самого ни гроша за душой. Как это часто бывает у мужиков после 40, Монти загулял не по-детски, такая классика жанра:

В сорок пять лет, в этом беспокойном возрасте, опасном для Форсайтов — и хотя, может быть, менее отличающемся от какого-либо другого возраста для Дарти, но все же опасном и для них, — Монтегью избрал объектом своих неугомонных прихотей некую танцовщицу. Это было серьезное увлечение; но без денег, и при этом без порядочного количества денег, любовь их грозила остаться не менее эфемерной, чем ее балетные юбочки, а у Дарти никогда не было денег.

А его жена, которая 20 лет терпела всего выходки, была просто в шоке (и ее можно понять). Вот оно, главное заблуждение многих женщин:

Подобно многим женам, она считала, что уже испытала самое худшее; но она еще не знала его сорокапятилетним, когда он, как и другие мужчины в эти годы, почувствовал: "Теперь или никогда".

Когда человек с характером Монтегью Дарти занимается в течение нескольких месяцев самообузданием с благочестивыми целями и не получает награды, он не умирает, проклиная бога, а проклинает бога и остается жить на горе своему семейству.

И, прихватив жемчужное ожерелье жены (подаренное ей отцом) он свалил таки с танцовщицей, в Буэнос-Айрес.

Тогда Сомс говорит сестре, что ей нужно разводиться с мужем, пока он не разорил ее и ее отца, оставив детей без средств к существованию, и она соглашается. Дальше было очень интересно читать про процедуру развода в то время)
Конечно, существует узаконенный разъезд — этого легко можно добиться, но разъезд, гм!
— Что это такое? — безнадежным голосом спросила Уинифрид.
— Это значит, что он лишается на тебя всяких прав и ты на него; вы остаетесь в браке и в то же время как бы не в браке...

Но, в итоге, решают, что лучше развод. Для этого нужно сначала восстановить жену в супружеских правах. То есть, призвать мужа вернуться обратно в семью и исполнять свои обязанности))

Нужно добиться развода, — сказал он решительно. — Если ты отказываешься жаловаться на жестокое обращение, остается факт, что он тебя бросил. Теперь не обязательно ждать два года. Попробуем сейчас подать в суд о восстановлении тебя в супружеских правах. Если он не подчинится судебному решению, можно по истечении шести месяцев провести развод. Разумеется, ты не хочешь, чтобы он вернулся, но они не должны этого знать. Конечно, здесь есть риск — он и впрямь может вернуться. Я бы все-таки выставил мотивом жестокое обращение.

В итоге, все было сделано и со дня на день должно было состояться заседние суда, то которое спустя 6 месяцев, когда эта скотина вернулся... и развода так и не последовало.

Еще момент, который было интересно читать, это про смерть королевы Виктории в 1901 году, и ее похороны. Было интересно читать именно потому, что Голсуорси жил во времена правления Виктории и видел ее смерть, королевы правившей дольше всех, целых 64 года. Не знал Голсуорси, что будет еще королева Елизавета, которая вполне может побить рекорд королевы Виктории.

Никогда больше не будет ни одна королева царствовать так долго, и народу не придется больше поглядеть, как хоронят такую долгую эпоху.

на фото реальные похороны королевы Виктории


Опять таки, не знал Голсуорси, что Эдуард будет править всего 10 месяцев, после чего отречется якобы из-за любви к Уоллис Симпсон, я писала о них уже несколько раз у себя в журнале)

Сомс, подобно Джемсу, ничего не знал, ничего не мог сказать, что будет, когда на престол сядет этот Эдуард. Никогда уж больше не будет так спокойно, как при доброй, старой Викки!

Вот он, катафалк королевы, — медленно плывущий мимо гроб Века! И, по мере того, как он медленно двигался, из сомкнутых рядов толпы, следившей за ним, подымался глухой стон; никогда в жизни Сомс не слышал такого звука, это было что-то такое бессознательное, первобытное, глубокое, безудержное, что ни он, ни кто другой не отдавали себе отчета, не исходит ли он от каждого из них. Непостижимый звук! Дань Века собственной своей смертн!.. А-а-а!... А-а-а!.. Исчезает опора жизни! То, что казалось вечным, уходит? Королева — упокой ее, господи!

Ну и просто цитаты, произвевшие на меня впечатление, возмутившие или развеселившие, или просто с которыми согласна)

1. Ах, эти жены и дочери! Нет пределов их теперешней свободе! Он, конечно, до сих пор не мог вполне примириться с законом о собственности замужних женщин, который ему доставил бы много неприятностей, не женись он, к счастью, до того, как этот закон вошел в силу.

2. Когда есть дети, а доход не особенно велик, требования вкуса и комфорта должны неминуемо снизиться: что достаточно для двоих, недостаточно для четверых и так далее.


3. Тут, конечно, ржу)))
А пока что — довольно детей! Даже молодой Николае забастовал и за три года к своим шестерым не прибавил ни одного.

4. Во как)))
Роджер всегда был несколько эксцентричен в еде, — кто, как не он, предпочитал немецкую баранину всякой другой?

5. Если вы не испытываете уважения к умершему, лучший способ продемонстрировать это - прийти в одежде не очень черного цвета))) А лучше в белом))
Однако сегодня, явившись к ним с похорон Роджера в изящном темном костюме, не совсем черном, потому что дядя в конце концов всего только дядя.

6. Варенье из чернослива, такая забота)))
Сомс должен непременно передать ему, что от этой боли в боку Эстер очень помог отвар Остролистника: припарки через каждые три часа, потом укутаться в красную фланель. И, может быть, ему понравится — они приготовили для него совсем маленькую баночку их лучшего варенья из чернослива — оно в этом году на редкость удалось и действует замечательно.

7. Никогда не видеть себя таким, каким видят тебя другие, — прекрасное средство самозащиты.

8. Начало 20-го века, так это все интересно читать, сидя в нашем грязном 21-м:
И Джолиону, не часто приезжавшему в город, улицы казались лихорадочно беспокойными от всех этих недавно вошедших в моду автомобилей, которых он не одобрял с эстетической точки зрения. Он считал их, пока ехал в своем экипаже, и выяснил, что их приходится один на двадцать кэбов. "Год назад их было один на тридцать, — подумал он, — по-видимому, они привьются. Только шуму больше и вдобавок вонь".

9. Так я теперь могу отвечать на вопросы о моей внешности:
— Откройте ваш секрет молодости, Ирэн.
— Люди, которые не живут, прекрасно сохраняются.
Гм! Звучит горько! Люди, которые не живут.


10. Память покрывает трупы поступков ворохом мертвых листьев, из-под которых они уже только смутно тревожат наши чувства.

11. Прекрасно же)))
— У него отец шотландец, а мать гадюка.

12. Он сел за работу — единственное испытанное средство успокоить нервы.

13. — Имена, достойные существовать, создаются сами, в свое время.

14. Что до законов, то они создаются в расчете на человеческую природу, которую они, естественно, расценивают не очень высоко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....