среда, 9 мая 2018 г.

Джон Голсуорси "Сага о Форсайтах: Собственник"/John Galsworthy "The Man of Property" (1906)

Книга 2-я

Ну что, вот и я добралась до саги о Форсайтах) Кто-то, когда-то давно, сказал мне, что это не очень интересные книги и читать их не стоит, ну я и послушалась, обходила их стороной) А тут решила, что рискну, должна же я знать о чем они)

Я слышала и читала разные отзывы об этих книгах, однако глупо полагаться на чужое мнение. Книга "Собственник" мне понравилась очень.

Правда первая глава - это был какой-то мексиканский сериал, где описывалась куча людей, их имена у меня сливались в одно какое-то непонятное месиво и я уже даже махнула рукой на свои попытки разобраться кто есть кто, решила что дальше видно будет. В итоге, таки разобралась))

История стара как мир, но наблюдая за событиями со стороны многое в голове не укладывается.
18-летняя Джун Форсайт, богатая наследница, влюбляется в какого-то нищеброда архитектора, хотя утверждают, что он талантлив. В итоге, она с этим архитектором даже обручилась. Книга и начинается с приема в честь помолвки, где присутствует вся многочисленная родня Форсайтов, которая вовсе не одобряет выбора Джун.
Даже дедушка Джун, который ее и вырастил, рассуждал так

Он не имел ни малейшего намерения дать ей уйму денег и тем самым обеспечить праздную жизнь человеку, о котором он ничего не знал. Ему приходилось наблюдать подобные случаи и раньше: ничего путного из этого не выходило.

Отношения среди родственников просто классические, сплошные сплетни, интриги, взаимная неприязнь, соперничество. И самое главное - это высокомерие, они Форсайты, а все остальные - это пыль у них под ногами. Ну, в Форсайты это в принципе собирательный образ. Так можно назвать любого богача, помешанного на своей собственности.

До сих пор между шестью братьями нельзя было заметить ничего более серьезного, чем недружелюбие, которое объяснялось скрытым, но вполне естественным опасением, что кто-то из пяти богаче меня, шестого.

Все мы, конечно, рабы собственности, вопрос только в степени, но тот, кого я называю “Форсайтом”, находится в безоговорочном рабстве. Он знает, что ему нужно, умеет к этому подступиться, и то, как он цепляется за любой вид собственности – будь то жены, дома, деньги, репутация, – вот это и есть печать Форсайта.

И еще, очень нравится)

– Мне хочется прочесть лекцию на эту тему, – сказал молодой Джолион. – “Отличительные свойства и качества Форсайта. Это мелкое животное, опасающееся прослыть смешным среди особей одного с ним вида, не обращает ни малейшего внимания на смех других существ (вроде нас с вами). Унаследовав от предков предрасположение к близорукости, оно различает лишь особей одного с ним вида, среди которых и протекает его жизнь, заполненная мирной борьбой за существование”.

ржу с лиц на картинке)))

Очень нравится дедушка Джолион, который 15 лет назад отказался от собственного сына, потому как тот опозорил семью и ушел от жены к гувернантке, а после смерти жены на этой самой гувернантке женился. В общем, его перестали считать членом семьи, а его дочь Джун оставили на воспитание дедушке. Ну, я не могу не согласиться с негодующими родственниками, у парня могло быть блестящее будущее, однако в те давние времена ужасных предрассудков приходилось выбирать. Да, в принципе, и сейчас попасть в семью очень богатых довольно трудно, если родители против.

В мальчике было что-то изысканное – какая жалость, что он ушел к этой иностранке, к какой-то бонне! Если уж на то пошло, неужели нельзя было сделать выбора, который не унизил бы их всех! И что он теперь? Страховой агент у Ллойда; говорят даже, рисует картины – картины! Черт знает что! Мог бы стать сэром Джолионом Форсайтом, баронетом, прошел бы в парламент, имел бы поместье!

Но вернемся к главным героям. Один из семьи Форсайтов, Сомс, влюбился в девицу по имени Ирэн, которая не так давно потеряла отца, жила с теткой и была крайне бедна. Вообще, автор создал какой-то такой неземной образ, что все кто сталкивался с этой женщиной, испытывали к ней симпатию и расположение, а мужчины теряли голову. Сомс влюбился в Ирэн с первого взгляда и даже зная, что у нее ни гроша за спиной решил во что бы то ни стало жениться на ней.
Полтора года он практически преследовал эту Ирэн, чуть ли не при каждой встрече делал ей предложение руки и сердца, но эта женщина не только не любила его, но испытывала отвращение. Однако, спустя полтора года она таки дала согласие и вышла замуж за Сомса. Понятно, что скорее всего она приняла предложение чисто из меркантильных интересов, хотя в книге об этом не открыто не говорится.

Изначально было же понятно, что их союз обречен, но любовь зла, как известно. Вроде и Сомса жаль, он влюбился и был слеп, да и как любой мужчина, хотел добиться любимой женщины, особенно женщины, которая постоянно отказывает)) А вот Ирэн знала на что идет, поэтому она меня, местами, очень раздражала. Это ее пренебрежительное отношение к Сомсу, который по сути ни в чем не виноват, все для нее делал, был очень внимателен, заботлив, короче идеальный муж. Если ты приняла решение жить с нелюбимым мужчиной, ради денег, то тогда будь готова играть роль, а не фыркать, как-будто он на тебе женился, предварительно приставив дуло пистолета к виску.

Многие сочли бы брак Сомса и Ирэн вполне удачным: у него деньги, у нее красота – значит, компромисс возможен. Пусть не любят друг друга, но почему не поддерживать сносных отношений? То, что они будут жить каждый своей жизнью, делу не помешает, лишь бы были соблюдены приличия, лишь бы уважались священные узы брака и семейный очаг. В высших классах половина всех супружеств покоится на двух правилах: не оскорбляй лучших чувств общества, не оскорбляй лучших чувств церкви. Ради них можно принести в жертву свои собственные чувства. Преимущества незыблемого семейного очага слишком очевидны, слишком осязаемы, они исчисляются реальными вещами; status quo – дело верное. Ломка семьи – в лучшем случае опасный эксперимент и к тому же весьма эгоистичный.

Глубоко затаенная неприязнь, которую Сомс чувствовал в Ирэн по отношению к себе, оставалась для него загадкой и служила источником сильнейшего раздражения. То, что ее замужество было ошибкой и она не любила его, Сомса, старалась полюбить и не смогла, – все это, разумеется, не причина.

Ну, все правильно)) Сколько браков совершалось по расчету, без любви, но при этом люди вели себя подобающим образом. Тут трагедия в том, что Сомс любил Ирэн просто до потери пульса, поэтому ему было тяжело и вовсе небезразлично ее отношение к нему.

В его доме пророческие строки горели на каждой стене. Деловитая натура Сомса восставала против темного предсказания, что Ирэн предназначена не для него. Он женился на этой женщине, завоевал ее, сделал своей собственностью, и то, что теперь ему не дано ничего другого, как только владеть ее телом (да владел ли он им? Теперь и это начинало казаться сомнительным), шло вразрез с самым основным законом, законом собственности. Спроси кто-нибудь Сомса, хочет ли он владеть ее душой, вопрос показался бы ему и смешным и сентиментальным. На самом же деле он хотел этого, а пророчество гласило, что ему никогда не добиться такой власти.
Она всегда была молчалива, пассивна, всегда относилась к нему с грациозной сдержанностью, словно боясь, что он может истолковать какое-нибудь ее слово, жест или знак как проявление любви. И Сомс задавал себе вопрос: неужели это никогда не кончится?
Взгляды Сомса, как и взгляды многих его сверстников, складывались не без влияния литературы (а Сомс был большим любителем романов); он твердо верил, что время может сгладить все. В конце концов мужья всегда завоевывают любовь своих жен. Даже в тех случаях, которые кончались трагически – такие книги Сомс недолюбливал, – жена всегда умирала со словами горького раскаяния на устах, а если умирал муж – весьма неприятно! – она бросалась на его труп, обливаясь горькими слезами.


И подтверждение того, что люди влюбленные, особенно мужчины, готовы наобещать с три короба, лишь бы достигнуть цели, а потом вообще делают вид, что ничего подобного не говорили))

Чего только влюбленный не наобещает женщине! Тогда он готов был поклясться в чем угодно, лишь бы завоевать ее!

Но этой истории не было бы, если бы не случилась трагическая любовь) Ирэн влюбляется в молодого архитектора, Босини, который помолвлен с Джун. Чем сильнее ее чувства к Босини, тем большее пренебрежение и отвращение она испытывает и демонстрирует по отношению к мужу. Муж ведет себя очень спокойно, не катает истерик, боясь упасть в глазах жены. Начинают уже расходится слухи об Ирэн и Босини не только в пределах семьи Форсайт, но и за ее пределами. Это грозит скандалом, а для высшего общества это самое страшное слово, они все просто панически боятся скандала.
Что больше всего меня поразило, это с каким упорством все члены семьи защищали Ирэн и считали, что это она попала под влияние Босини, поэтому он во всем виноват. А потом еще и Сомса винили, который тут вообще не при чем))
Даже когда ушла от Сомса, его отец и другие родственники постоянно оправдывали Ирэн и говорили, что она бедная, несчастная девочка.
Во всей этой истории, однозначно, Босини - главное зло, даже если учесть что у него тоже случилась сильнейшая любовь, помутнение рассудка. Нечего увиваться за замужней дамой, особенно если у тебя в карманах дырки и ты ничего не можешь ей предложить. Зачем ломать жизнь ей и себе?
Очень понравилось, что 15 лет спустя дедушка Джолион помирился с сыном, познакомился с его женой, полюбил внуков, вписал сына в завещание, да еще и при жизни обеспечил его и семью.
Ну и концовка правильная, ибо нефиг)

Еще немного цитат:

Например, мода была на разные типы мужей, оказывается гг)))

В те дни на сцене фигурировал тип мужа, входивший тогда в моду: тип властного, грубоватого, но исключительно здравомыслящего мужчины, который к концу пьесы всегда одерживал полную победу.

Как-то так я себе и представляю англичан из высшего общества) Тема с ванной очень повеселила, они как раз начинали входить в моду)))

Безупречность приросла к Сомсу и к многим другим лондонцам, как кожа: немыслимо вообразить его с растрепанными волосами, с галстуком, отклонившимся от перпендикуляра на одну восьмую дюйма, с воротничком, не сияющим белизной! Никакими силами нельзя было заставить его обойтись без ванны – ванны тогда входили в моду; и какое глубочайшее презрение питал он к тем, кто пренебрегал ежедневной ванной!

Внимание! Традиционная торжественная маска танцующего англичанина))) И ритму следовать излишне))) Представила как они дамам ноги оттоптали)))

Отказавшись от традиционной торжественной маски танцующего англичанина, они танцевали с безмятежным, очаровательным, учтивым выражением на лице; подпрыгивали и кружили вихрем своих дам, считая излишним педантически следовать ритму.
На остальных танцоров поклонники Фрэнси поглядывали с легким презрением: только у этой веселой команды, у них, героев кенсингтонских танцулек, можно научиться умению держать себя, улыбаться и танцевать.

Центр Лондона, овцы пасутся, бродяги валяются, нормально так)))

Он пересек Роу и направился к Найтсбридж-Гейт через коротко подстриженную спаленную солнцем лужайку, где бродили овцы, сидели влюбленные парочки и прямо на траве ничком, как тела на поле, над которым только что пронеслась битва, лежали бездомные бродяги.

Ох уж эти мужчины))) Ну ничего же не изменилось)
Организм Джемса был настолько крепок, что при малейшей боли в ухе он уже готовился к смерти, а болезни жены и детей воспринимал как личное несчастье, специально ниспосланное провидением, чтобы нарушить его душевный покой. Но в недомогания других людей, не входивших в круг его семьи, он просто не верил, утверждая, что все это происходит оттого, что люди не заботятся о своей печени.
Во всех таких случаях слова его были неизменны: “На что они рассчитывают? И у меня бывает то же самое, если я не слежу за собой!”

Вот что такое истинный джентльмен))

Чудак был! Постоянно вразумлял Фила: “Жизнь можно прожить как угодно, дружок, но умереть ты обязан, как джентльмен!” – и сам лежал в гробу в парадном сюртуке и шелковом галстуке с бриллиантовой булавкой. Большой был оригинал!

А вот этой фразе таки глубокий смысл)

– Ах, милочка, – начала тетя Джули, – он так похудел! Мне часто приходилось замечать это за женихами; ты последи за ним.
– Это потому, что он много работает; люди, которые способны на что-нибудь дельное, никогда не бывают толстыми!


Ага, зопейсала, это называется "широкая грудь"))

Глухой клокочущий гнев стеснял ему дыхание. Полнота вульгарна, и вульгарно говорить о том, что человек полнеет; у него широкая грудь, только и всего.

Золотые слова о любви...

Любовь не тепличный цветок, а свободное растение, рожденное сырой ночью, рожденное мигом солнечного тепла, поднявшееся из свободного семени, брошенного возле дороги свободным ветром. Свободное растение, которое мы зовем цветком, если волей случая оно распускается у нас в саду, зовем плевелом, если оно распускается на воле; но цветок это или плевел – в запахе его и красках всегда свобода!

Но богатые и надменные Форсайты считали иначе

Они снова были готовы считать, что люди их круга не выходят за ограду, чтобы сорвать этот цветок; что любовь – это нечто вроде кори, настигающей человека в положенное время, с тем чтобы он отделался от нее раз и навсегда и, излечившись от любви, как от кори, целительной смесью из масла и меда, обрел спокойствие в брачном союзе.

Ха, я всегда это говорила, говорю и буду говорить)
Фрэнси весело улыбнулась.
– Я всегда предпочитаю иметь дело с мужчинами. Женщины такие злюки!

Факт:

Большинство архитекторов, художников, писателей люди совершенно беспринципные, как и всякий Форсайт. Искусство и религия существуют благодаря небольшой кучке чудаков, которые действительно верят в это, и благодаря множеству Форсайтов, извлекающих из искусства и религии выгоду.

Самое грустное в жизни - это старение. Когда в душе и сердце ты молод, а внешне уже старикан

Трудно поверить, что все это было так давно; он еще чувствует себя молодым! Из всех мыслей, проносившихся в голове старого Джолиона, пока он стоял, пересчитывая сигары, эта была самая мучительная, самая горькая. Несмотря на свою седую голову и одиночество, он сохранил молодость и свежесть сердца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....