четверг, 21 июня 2018 г.

Василий Лановой "Счастливые встречи" (1983)

Села читать первую автобиографическую книгу Василия Ланового "Счастливые встречи" (1983).
Как актер он мне очень нравится, особенно в первом фильме "Аттестат зрелости" (1954), такой красавчик - глаз оторвать нельзя)) Ну и конечно Грэй в "Алые паруса" (1961), Вронский в "Анна Каренина" (1967), Иван Варавва в "Офицеры" (1971). Это те его роли, которые лично мне нравятся.

В общем, под влиянием этих фильмов, решила книгу прочесть.
Начиналось все красиво и интересно, первые страниц 60. Когда читала о встрече Ланового и его матери после войны, то плакала. А потом восторг от книги стал стихать и постепенно появилось стойкое ощущение, что читаю речь ответственного партийного работника с трибуны на съезде ЦК. Много рассуждений, много патриотизма, много повторений по кругу одних и тех же мыслей, в общем, стало неинтересно и книгу я так и не прочла полностью.
Но, очень хочу тут оставить вот этот кусок из книги, который очень тронул меня.

"...Шло время, и, несмотря на то, что продолжалась вой­на, с наступлением весны надо было думать о новом уро­жае, о том, чем прокормиться в следующую зиму. К сель­скому труду приобщали и нас, детей. Первое время нам, мальчишкам, доверяли пасти коров, а позднее разреши­ли смотреть за лошадьми, ездить верхом, купать их, отчего радость получали огромную. Мы брали с со­бой кусок черного ржаного хлеба, а когда с хлебом ста­новилось трудно, несли с собой в поле малай — лепешки наполовину с кукурузой, бутылку молока. Сгоняли коров в стадо и босые, в холщовых домотканых штанах и ру­бахах уходили по утренней росе за деревню. Рано утром вставать обычно не хотелось, но стоило выйти из хаты, как утренняя свежесть и первые ласкающие утренние лучи солнца снимали сон мгновенно. Пробуждалась во­круг вся природа; на глазах вздымались в небо с радост­ными переливами жаворонки, радуясь новому дню, по по­лям разливались ароматы полыни, клевера, гречихи, сме­шанные с запахами стада медленно двигающихся коров — все это создавало неповторимую картину деревенской жизни, запавшую в память со всеми цветами, звуками, запахами на всю жизнь. Это неверно, когда говорят, что цвета, звуки, запахи нематериальны. Материальны, это могу сказать со всей определенностью. Я сам их ощу­щал почти физически — всеми нервами, всеми клетками своего тела".

"...Одна картина деревенской жизни сменяет другую. Полдень — это уже совсем другой пейзаж, другие цвета, другой ритм жизни. Жаркое, полуденное марево. Коровы, насытившись утренней сочной травы, лежат, лениво пере­жевывая пищу, отмахиваясь от надоедливых мух и слеп­ней. На зеленом фоне травы они, гнедые, пестрые, разных оттенков, создают неповторимую гамму красок. Это благо­даря тем далеким картинам детства одной из любимых строк стала крыловская фраза: «И прилегли стада...». Для меня это не просто фраза, а воспоминание детства, воспоминание, вошедшие в меня как одно из основных состав­ляющих понятия Родина. Ведь слово «Родина» не абстрактное понятие. Помимо того общего, что вкладываем мы в него, у каждого из нас устанавливаются и свои индивидуальные, сугубо лич­ные и даже интимные связи с родным домом, знакомой с детства до каждого ее изгиба тропинкой, с речкой, где плескались в детстве, со своим двором, с первой любовью, с теми картинами детства, которые живыми стоят перед глазами и десять, и двадцать пять, и пятьдесят лет. Все это в итоге и создает тот полный, всеобъемлющий, жи­вой образ Родины. Без этих личных связей, без чего-то конкретного, может быть бытового, оно будет абстракт­ным, малопонятным, неполным.
«Ты ответь: что для тебя родина?» — спрашивает са­мого себя Рощин в «Хождении по мукам» А. Толстого и сам же отвечает: «Июньский день в детстве, пчелы гудят на липе, и ты чувствуешь, как счастье медовым потоком вливается в тебя... Русское небо над русской землей»".

"...Сначала в детстве слияние с природой происходит как бы само собой, в игре, в незамысловатом детском труде.
Пока все, что нас окружает, воспринимаем и любим не­ осознанно, принимаем как должное и лишь потом по-на­стоящему понимаем, осознаем, что значат для нас на са­мом деле те далекие ощущения детства. Оно приходит к нам много позднее, когда до боли сердечной нам начинает этого не хватать, когда ностальгически тянет в места дет­ства и юности, где и начинало формироваться наше чув­ство Родины как чего-то родного, близкого, неосознанно
любимого. В детстве все это входит в нас как воздух, как хлеб, как родниковая вода. Но со временем вспоминаешь обо всем этом как о чем-то действительно великом, магиче­ском".

"...Земля — родоначальница всего живого на ней, она вливает в нас силы, жизненную энергию. Чем чаще мы будем погружаться в первозданность природы, оставать­ся наедине с нею, любить ее, тем самым будем сильнее и духовно богаче. Современному человеку, особенно го­родскому, вечно торопящемуся куда-то, движущемуся чи­сто по инерции, мчащемуся, галопирующему, неспособ­ному уже и остановиться, на минуту задуматься над своим бытием, над тем, куда и зачем летит, природа — это как какая-то очистительная сила, благотворнее всего другого воздействующая на него. Прикоснувшись ладонью к зем­ле, как будто физически чувствуешь, как из тебя выходят все сотни-тысячи вольт напряжения, как разряжаются тело, мозг, душа. На природе — в поле или на берегу речушки, у костра или во время прогулок по лесу — и мысли приходят другие, не засоренные мелочностью, ко­рыстней, у костра и песни поются по-иному, и совесть здесь напоминает о себе чаще, и чувство стыдливости за свои поступки испытываешь острее, и раздумья о том, так ли ты живешь, не растрачиваешь ли себя по пустякам, тоже приходят чаще в часы уединения, в общении с при­родой".

"...Думаю, что у каждого человека должна быть в дет­стве своя деревня, свои ночные, свои стога сена, свои ро­сы, свои солнечные восходы и заходы. В этом смысле с сожалением смотрю на своих сыновей, что они не знают той деревни или другой такой же, в какой я рос, не знают того особого чувства общения с природой, с животным и растительным миром, что не бегают босиком по стерне, не знают вкуса парного молока. Пионерские лагеря — это, конечно, хорошо, но нe восполняют всего того, что дает деревня с ее особым укладом жизни, трудовыми буд­нями, приобщающая к сельскому труду всех от малого до старого".


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....