четверг, 21 июня 2018 г.

Дени Дидро "Монахиня"/"La Religieuse" (1780)

Пыталась прочесть Оноре де Бальзака "Тридцатилетняя женщина", чисто из соображений понять выражение "женщина бальзаковского возраста". Осспади...какая мура́. Если читая о страданиях главной героини из-за неудавшегося брака я как-то мирилась с сюжетом, то когда там девица из обеспеченной семьи вдруг решает убежать с мужиком, которого увидела несколько минут назад, а потом они становятся пиратами - я взоржала и книгу выкинула)))

А потом на глаза и попала книга Дидро "Монахиня". Ну и страсти там описываются, скажу я вам. То есть, я конечно знала о том, что происходило и до сих пор происходит в монастырях, но каждый раз читая подобные ужасы - волосы на голове шевелятся от бесконечной человеческой жесткости. Не знаю где хуже: в мужских монастырях или женских, но толпа озлобленных, неудовлетворенных во всех смыслах женщин - это поистине ад.

"Мне казалось несколько странным, что одна и та же вещь исходит и от бога, и от дьявола, смотря по тому, с какой стороны монахиням вздумается на нее посмотреть. В религии есть много таких несообразностей, и часто, утешая меня, одни говорили, что мои мысли являются наваждением дьявола, а другие – что они внушены мне богом. Одно и то же зло исходит либо от бога, который испытывает нас, либо от дьявола, который нас искушает".

16-летнюю девушку Сюзанну Симонен не по её воле отправляют в монастырь и заставляют принять постриг. Сюзанна — незаконнорожденная дочь, но долгое время не знает этого и не может понять неблагоприятного и бесчувственного отношения родителей. И если понять отношение к ней отца, который ей вовсе не отец, ещё можно, то мать - это такое зло, которое хочется придушить. Приведу буквально несколько цитат. Например, когда Сюзанна сопротивляется и объясняет, что не хочет становится монахиней и просит священника поговорить с её матерью и убедить её отказаться от своих намерений запереть дочь навсегда в монастырь. На что священник говорит:

"Я давно уже уговаривал вашу матушку открыть вам то, что вы узнаете сегодня, но она никак не могла решиться на это: трудно матери признаться в тяжком грехе своему ребенку. Вам известен ее характер – ей нелегко примириться с унизительностью некоторых признаний. Она полагала, что ей и без того удастся осуществить свои намерения касательно вас, но она ошиблась и расстроена этим. Сейчас она решила последовать моему совету и поручила мне сообщить вам, что вы не дочь господина Симонена.
– Я это подозревала, – ответила я быстро.
– Теперь, мадемуазель, подумайте, взвесьте, судите сами, может ли ваша матушка без согласия – или даже с согласия – вашего отца приравнять вас к другим дочерям, в то время как вы вовсе не сестра им; может ли она признаться вашему отцу в проступке, относительно которого у него и без того уже немало подозрений?"

То есть, мать совершила проступок, загуляла будучи замужней дамой, родила этого ребёнка, вырастила, а теперь дочь должна расплачиваться за грех матери. Ну не скотство? И дальше диалог Сюзанны с матерью:

– Неужели беда непоправима?
– Непоправима.
– Но если я и не найду супруга, неужели так необходимо, чтобы я заперлась в монастыре?
– Необходимо, если только вы не захотите продлить мои муки и угрызения совести до той минуты, когда я закрою глаза навек, – а она неотвратима.


Мать думает только о себе, хотя это её проступок и девочка ни в чём не виновата. Прямо бесит, что она объясняет своё желание сплавить ребёнка в монастырь только тем, что не хочет мучиться от угрызений совести. Вот кууурва. С глаз долой, из сердца вон, как-то так. Но самое ужасное происходит дальше. Несмотря на сопротивление, даже во время обряда пострига, Сюзанну насильно делают монахиней. И буквально в этом же году, спустя короткое время, происходит вот что:

В том же году я понесла три значительные утраты: умер мой отец, или, вернее, тот, кто считался им, – он был немолод, много работал; умерла настоятельница, и затем умерла моя мать.

То есть, умирают главные злыдни и виновники её несчастий. Это капец полнейший. Потянули бы ещё и девушку можно было спасти от участи монашки. И даже перед смертью её мерзкая мать присылает письмо, в котором есть такие слова:

Молитесь за меня. Ваше рождение – это единственный большой грех, совершенный мною; помогите же мне искупить его, и пусть за те добрые дела, которые совершите вы, господь простит мне то, что я произвела вас на свет. Главное – не нарушайте покоя семьи, и хотя образ жизни, который вы ведете, принят вами не столь добровольно, как я этого желала, бойтесь изменить его.

Даже после смерти матери девушка должна до конца жизни прям молиться за душу этой мерзкой женщины и вымаливать прощение у бога за её поступок. До последней минуты она думает только о себе и своём спасении, но уж никак не об участи своей дочери. И не преминула напомнить, чтоб Сюзанна не лезла к своим сёстрам, боялась за имущество, которое тогда пришлось поделить бы с ней.

Дальше описывается ад, через который пришлось пройти Сюзанне. Как извращённо её пытали, издевались всем монастырём только потому, что она следовала уставу монастыря и никак не соглашалась стелиться перед настоятельницей, а также подала ходатайство о расстриге, желание перестать быть монахиней девушку никогда не покидало. Удивительно как вообще она выжила. Но благодаря помощи, в итоге Сюзанну переводят в другой монастырь, потому как судом ей было отказано в ходатайстве перестать быть монахиней.

А в новом монастыре мать настоятельница - лесбиянка ггг Она влюбляется в Сюзанну и начинаются страсти)) Ну как страсти. Сюзанна вся такая непорочная, не в теме что от неё хотят, а мать настоятельница - матёрая такая, опытная баба. Она и заськи мацает, и в губы целует, а 19-летняя Сюзанна типа не понимает что происходит. Маловероятно конечно, если учесть что она уже несколько лет как монашка. Не в том плане, что она должна была уже вкусить однополой любви, а в том плане что у них такое происходит сплошь и рядом, поэтому уж понимать что хочет от неё жирная, сальная мать настоятельница - должна была.


В конце книги Сюзанне удалось бежать из монастыря, она пишет письмо какому-то маркизу, прося о помощи устроиться в жизни. Собственно, вся книга и есть её исповедь. И концовка...а концовки нет)) То есть, помог ей маркиз, ответил ли - неизвестно. Книга на этом обрывается.

Есть версия о истории создания этого романа. С энциклопедистами и Д. Дидро дружил маркиз де Круамар. Когда он уехал в своё нормандское поместье, друзья решили вернуть его в Париж. Они вспомнили, что маркиз де Круамар в 1758 году интересовался судьбой молодой монахини Сюзанны Симонен, которая насильно была заточена в монастырь Лоншан. Д. Дидро с приятелями воспользовались этим и сочинили историю, будто бы Сюзанна бежала из монастыря, скрывается от преследований в Париже и умоляет маркиза оказать ей помощь. Читая в нормандской глуши письма монахини, маркиз и не догадывался, что их пишет Дидро. Но у Сюзанны был и реальный прототип — Маргарита Деламар, чьё судебное дело о снятии с неё монашеского обета получило в то время широкую огласку, и иск был отвергнут судом. История Маргариты Деламар, которая по воле матери, жаждавшей после смерти мужа заполучить всё его состояние, провела в монастырских стенах более полувека (60 лет), рассказана в монографии: George May. Diderot et «La religieuse» (New — Haven — Paris, 1954).

Также есть экранизация этого романа, 2013 года. 

Фильм французского режиссёра, так что можно только представить как было снято, не упущено ни одной эротической сцены, я так подозреваю))) Фильм - номинант на премию "Золотой медведь" 63-го берлинского кинофестиваля. Фильм я бы, пожалуй, глянула. Книга хорошая, на мой взгляд.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....