четверг, 27 сентября 2018 г.

Джейн Остин "Разум и чувство"/"Sense and Sensibility" (1811)

Дочитала очередную книгу Джейн Остин и опять убедилась, что "Гордость и предубеждение" её лучшая книга и всё остальное рядом не валялось)) 

Но делаем скидку на то, что это обычный исторический любовный роман от которого ожидать чего-то особенного просто не стоит) Можете кидать в меня тапками, но я реально не понимаю культа личности Джейн Остин и почему так превозносят её писательский талант. Даже не знаю буду ли ещё какие-нибудь её книги читать. А может всё дело в моём настроении и я как-то в штыки восприняла книгу, очередную. Пора сменить жанр и почитать, может, Вудхауза для разнообразия)

Значит так. Классика Остиновского жанра - совершенно не от мира сего мать семейства, недалёкая, ну просто до противного примитивная женщина. И три дочери, которых непременно нужно выдать замуж. Причём, мать готова сплавить дочерей каждому, кто проявляет внимание к дочерям, мысленно уже играя свадьбу.

Такое скопление мерзких героев в одной книге, что местами у меня от возмущения всё внутри закипало)) Очень мне понравилось, что отец семейства умирает и зная, что у него три дочери на выданье, оставляет наследство сыну от первого брака, Джону Дэшвуду, наказав ему обязательно позаботиться о судьбе и достатке его сводных сестёр. Ну конечно, сам он не мог им что-нибудь оставить. А у Джона мерзкая баба-жена, которая крутит мужем как хочет. И оба они редчайшие скупердяи. Так что, три девушки и их мать остаются при весьма скромных средствах к существованию, при этом ещё и вынуждены покинуть стены родного дома, в котором теперь безраздельно властвуют мерзкие родственники-скупердяи.

Поскольку главной целью девиц того времени было замужество, то процесс ухаживаний и влюблённости у них проистекали со скоростью звука. Вчера познакомились, сегодня уже их практически поженили)) Если старшая из девиц, Элинор Дэшвуд (в начале книги ей 19 лет) влюбилась в Эдварда Феррарса, будучи с ним знакома дольше "3-х" дней, то её средняя сестра - Марианна (в начале книги ей 16 лет) влюбляется в юного красавца Джона Уиллоуби буквально за секунду, как только он появляется на горизонте)) Ладно, простим ей это, всё-таки 16 лет.

Дальше Санта-Барбара. Элинор влюбилась в Эдварда, Эдвард влюбился в Элинор, но он уже тайно помолвлен несколько лет с мерзкой и глупой девицей по имени Люси. Ну там страдания, тайны, интриги.
Марианна влюблена в Уиллоуби, но он в неё не влюблён, а только получает удовольствие от чувств 16-летней девицы, совершенно не намереваясь на ней жениться. Но, об этом знает только он, остальные же уже практически шьют свадебное платье для Марианны))

Короче, больше всего меня возмутило, когда Уиллоуби уже женился на другой, вернее на её деньгах, чтобы поправить своё пошатнувшееся финансовое состояние, и узнав о предсмертном состоянии Марианны прискакал из Лондона в деревню. Приезжает такой и начинает сестре Марианны рассказывать какой он подлец, что на самом деле он вот прям уже собирался сделать Марианне предложение, но позарился на деньги другой. А когда убедился, что Марианна его любит, а он её - было поздно что-то изменить, потому что за час до окончательного прозрения он уже сделал предложение богатой девице. И когда эта девица узнала о привязанности Уиллоуби к Марианне, она заставила его написать ей довольно грубое письмо и он написал, а потом с огромным трудом заставил себя подписать его и отправить)) Ну просто святая инквизиция его пытала)) Ладно, Уиллоуби говнюк, с ним всё понятно, но когда Элинор, которой он всё это рассказывает пытаясь оправдать себя, вдруг начинает его жалеть и даже сочувствовать и прощает его поведение - чуть со стула не упала. У Джейн Остин явно шарики за ролики зашли)))

На мой взгляд, в этой книге только один единственный положительный герой - Полковник Брэндон. Но..эээ...ему 36 лет и он влюблен в 16-летнюю Марианну. Каково, а?)) В итоге он на ней женился, конечно же. Но, надо отдать ему должное, он ждал этого несколько лет, терпеливо обхаживал Марианну, помогал её семье, в общем вёл себя очень достойно. Все остальные в этой книге - мерзкие.

Остин, в общем, всё правильно показала. И отношения между родными, и зависть, и ревность, и жадность. Когда все герои такие положительные и добродетельные, становится противно, в жизни ведь совсем не так. А тут всё как есть, всё правда. Жить в те времена, конечно, было тяжеловато. Это сегодня можно послать открытым текстом, высказать своё мнение в какой угодно форме и кому угодно, а тогда ты должен был сдерживать себя повсеместно. Навещать ненавистных тебе людей и улыбаться им, молчать когда хочется послать, лицемерить, чтобы не обидеть. Ужас.

Несколько цитат:

1. Не время и не обстоятельства определяют близость между людьми, а общность характеров. Некоторые люди могут знать друг друга в течение семи лет, но так и не научиться понимать друг друга, а некоторым и семи дней будет достаточно.

2. – Я частенько ловила себя на таких же ошибках, – проговорила Элинор, – я имею в виду совершенно неверное понимание той или иной черты человеческого характера. Я нередко воображала, что люди значительно более веселы или серьезны, умны или глупы, чем они оказывались на самом деле. Я даже не могу объяснить, откуда возникало подобное заблуждение. Иногда мы полагаемся на то, что люди говорят о себе сами, еще чаще – на то, что говорят о них другие люди, и не даем себе времени подумать.

3. Потакая материнским пристрастиям и слабостям, умный человек может многого достичь.
Любая мать, когда речь идет о похвалах ее детям, становится жадной и ненасытной, но одновременно чрезвычайно доверчивой. Она всегда хочет многого, зато охотно проглатывает любую, даже самую грубую, лесть.

4. О, как легко тем, кто не знает печали, уговаривать других успокоиться.

5. Пойми, Марианна, мысль о единственной любви на всю жизнь, конечно, очень красива… Но утверждать, что все наше счастье зависит только от одного-единственного человека, нельзя… неправильно… так не может быть!

Экранизаций есть много. Сериалы 1971 года и 1981.
Самая известная экранизация 1995 года, там конечно звёздный состав. В роли Элинор Дэшвуд - Эмма Томпсон, её сестру играет Кейт Уинслет, полковника Брэндона - Алан Рикман, Эдварда Феррарса - Хью Грант и, наконец, Джона Уиллоуби - Грег Уайз. Там даже Хью Лори затесался))
Я писала об этой экранизации вот тут

Ржала, что даже Болливуд в 2000 году что-то там снял на индийский манер, с Айшварией Рай в главной роли. Представляете эту жесть?))) Джейн Остин в гробу переворачивается гг

Ещё мини-сериал 2008 года, где играет Доминик Купер и Дэн Стивенс, который Мэттью в "Аббатство Даунтон". Есть ещё какой-то мусор, который снимали, но я его даже рассматривать не стала.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....