среда, 7 ноября 2018 г.

Фрэнсис Мэйес "Под солнцем Тосканы"/Frances Mayes "Under the Tuscan sun" (1996)

Фильм я когда-то смотреть пыталась, но минут через 20 выключила, а вот про книгу просто еще не знала. Поэтому, вдохновившись названием, скачала и принялась за чтение.
Книга автобиографическая, на любителя. Нет, ну каждый литературный жанр - на любителя, но эта книга, я бы сказала, для довольно узкого круга читателей.

Фрэнсис Мэйес - профессор Американского университета, поэтесса, мемуарист, публицист и писательница. После того как пережила развод с мужем, о котором в книге говорится только, что он был очень тяжелым, она через какое-то время снова находит счастье с мужчиной по имени Эд, который тоже преподает в университете, как и сама Фрэнсис, у них куча разных общих интересов и им уже за сорок. У Фрэнсис есть дочь студентка, про детей Эда ни слова не написано, так что не в курсе.

Несколько лет Фрэнсис и Эд, во время летних каникул, колесили по Италии, которую писательница полюбила еще когда впервые приезжала туда в молодости. Колесили не просто так, а в поисках идеального для себя места, потому как мечтали купить дом в Италии. И, наконец, они находят такой дом, который носит название "Брамасоле".

Собственно, с этого и начинается книга.
Дальше рассказывают о самом процессе покупки дома, о ленивых просто до невозможности итальянцах, но самое главное начинается, когда Фрэнсис и Эд начинают возвращать дом, и прилегающую территорию, к жизни. На это у них ушло 3 года. Они приезжали в Кортону каждое лето, как только у студентов начинались каникулы, и наслаждались тем, что пахали в своем новом доме наравне со строителями) В книге описывается только то время, что проводилось в Брамасоле. Тут нет никаких особых событий, закрученного сюжета или страстной любви, но тут есть две родственные души, которые нашли себе большую игрушку, их дом, в который они вкладывают не только деньги, но и душу. Интересно читать как постепенно знакомятся с соседями, жителями городка, осваивают местную кухню, очень много описаний еды и даже есть рецепты, поэтому читать книгу на голодный желудок просто опасно, это я вам точно говорю))

И вся книга какая-то такая теплая, уютная, спокойная, домашняя, в ней написано про абсолютно счастливых людей, которые нашли свой дом, причем поняли это в ту же секунду как увидели его. Эта забота о саде, огороде, первый сбор урожая с собственных оливковых деревьев и первое оливковое масло из них, вкусные травы, которые растут повсюду, цветы, бабочки, птички, самый настоящий рай)
Но, я книгу читала порциями, ее невозможно сесть и прочитать залпом, тут нужно время, чтобы все прочитанное представить, ощутить, переварить, а потом снова вернуться к чтению, тогда книга воспринимается очень хорошо и оставляет приятное послевкусие)
"Наш дом всего в двух километрах от города, но здесь чувствуешь себя как в глубокой провинции. Мы не видим соседей, хотя слышим, как живущий над нами человек зовёт свою собаку: "Иди сюда". Летом здесь так много солнца. Я могу определять время по тому, куда падает тень от дома, как будто он — гигантские солнечные часы. В пять тридцать первые лучи бьют в дверь дома, выгоняя нас из постели. В девять столб солнечного света проникает в мой кабинет через боковое окно, моё любимое окно в доме: из него открывается вид на рощи в долине и Апеннины в обрамлении кипарисов"

Или вот так...
"В спокойном сумраке мы сидим на каменной стене террасы и произносим тосты друг за друга и за дом, чокаясь стаканчиками пряного "просекко", которое похоже на концентрированный местный воздух. Мы пьём за кипарисовые деревья, растущие вдоль дороги, за белую лошадь на соседском поле и за виллу вдали, которая была построена специально для визита папы. Косточки от оливок мы бросаем через стену, надеясь, что на следующий год они взойдут. Обед восхитителен. С наступлением темноты сова-сипуха пролетает над нами так низко, что мы слышим свист её крыльев. Усевшись на белой акации, она издаёт странный крик, который мы принимаем за приветствие. Над домом висит ковш Большой Медведицы, он вот-вот прольётся на крышу. На небо высыпали созвездия, такие же отчётливые, как на карте звёздного неба. Когда темнеет окончательно, мы видим, что Млечный Путь проходит прямо над нашим домом. Я забыла о звёздах, живя в городе при искусственном освещении. И вот они тут, все над нами, блестящие и густо усыпающие небо, падающие и мерцающие. Мы смотрим вверх так долго, пока не начинает ныть шея. Млечный Путь похож на раскатившийся рулон кружева".

Первым делом я, конечно же, пошла посмотреть на автора книги и ее мужчину)) Ну, я понимаю, что "не родись красивой, а родись счастливой", но она не очень приятная, внешне, женщина)

Это ее мужчина, Эд, который похож на одного жжиста))

И все таки время беспощадная сука, что очень видно по этому фото, посмотрите на нее и посмотрите на Эда... Она похожа на какую-то жабу.

Но это фото очень милое)

Я даже нашла видео с ними, в их Тосканской вилле)


Мои попытки найти фотографии настоящей виллы Брамасоле ничем не увенчались, есть только место, где снимали фильм. Кстати, в фильме нигде не засветилась настоящая вилла писательница, только городок Кортона.
Это единственное фото, которое мне удалось найти, оно гуляет по всему гуглу) Это то, что удается сфотографировать фанатам, которые после книги и фильма теперь тысячами путешествуют в Кортону, чтобы не только посмотреть на город, о котором читали, но и увидеть саму виллу, правда только из-за забора)

Может я не права, частная собственность и все такое, но когда ты выпускаешь несколько автобиографических книг про свою виллу, то понятно, что тысячи людей жаждут увидеть что же там, в итоге, получилось и как она выглядит. Понятно, что не обязательно устраивать экскурсии, а то повалят такие толпы, что не рад будешь, но выложить у себя на сайте фотографии - можно было бы) Так что, я негодую)))
Вот еще немного нашла, территория около дома


Еще домик отстроился, на территории виллы


Что касается фильма, то после книги я тем более не смогла его смотреть и не разделяю восторга тысяч американцев и прочих посмотревших его) От книги не осталось вообще ничего. Ну, имя главной героини, название виллы, городка и какие-то незначительные моменты из книги, тоже слегка перекрученные. В целом - вообще непонятно какое отношение это кино имеет к книге и писательнице, потому что там выдумано все))
Я еще когда книгу читала, все думала, как можно по ней вообще фильм снять, когда там нет никаких событий и только описание. Вот так и сняли, придумав с нуля)

В общем, два раза пыталась смотреть и выяснила, что дело не моем настроении, а просто мне действительно не нравится это кино.
Лучше читайте книгу, она очень неплохая) Искала другие ее книги, но в русском переводе не нашла, хотя почитала бы с удовольствием)
Кстати, фотографий еды и рецептов, в исполнении писательницы, в интернете сколько угодно.

И добавлю еще немного цитат:

1. Закопать побег виноградной лозы и этим дать ей новое рождение — вот внятная метафора того, как следует время от времени менять жизнь, если хочешь продвинуться в своём развитии.

2. Мы поднялись по крытой аллее, прогнувшейся под тяжестью обвивающих её роз. Двухстворчатая парадная дверь пронзительно взвизгнула, как живое существо, когда мы её распахнули. Стены дома, толщиной с длину моей руки, источали прохладу. Стёкла в окнах вибрировали. Я, пошаркав ногой, разгребла наносы пыли и увидела под ними гладкие, хорошо сохранившиеся кирпичные полы. В каждой комнате Эд открывал окна, и нашему взору одна за другой представали прекрасные панорамы: кипарисы, волнистые зелёные холмы, отдалённые виллы, долина. В доме были даже две ванные комнаты. Пусть они не были в идеальном состоянии, но всё же это были ванные комнаты, а мы насмотрелись всяких домов: кое-где напрочь отсутствовала водопроводная система. В этом доме не жили лет тридцать, и сад, заросший травой и усыпанный несорванными ягодами, казался уснувшим. Я заметила, что синьор Мартини осматривает участок оценивающим взглядом сельского жителя. Плющ обвил деревья и упавшие стенки террас. Синьор Мартини изрёк только одно:

— Много работы потребуется.

За несколько лет наших поисков, иногда необременительных, иногда до полного изнеможения, ни разу не случалось, чтобы дом так категорично сказал «да».

3. С другой стороны: вот красивый дом возле римской дороги, на вершине холма высится этрусская (этрусская!) стена, в поле зрения находится крепость Медичи, видна гора Амиата, на участке сто семнадцать оливковых деревьев, двадцать слив и несчетное количество абрикосов, миндаля, яблонь, груш. Возле колодца пышно разрослись фиги. Возле парадного входа посажен лесной орех. Кроме того, поблизости расположен один из самых прекрасных городов из тех, что я видела. Просто безумие отказаться от покупки.

4. Спокойный холмистый пейзаж простирается во все стороны. Фермерские домики медового цвета аккуратно расставлены в лощинах, они похожи на толстые ломти хлеба, разложенные для остывания.

5. Мы выходим под палящее полуденное солнце, держа в руках только два тяжёлых железных ключа, длиннее, чем моя ладонь: один от заржавленных железных ворот, другой от парадной двери. Они ничем не похожи на ключи от моих прежних домов. На дубликаты ключей надеяться не приходится.

6. С наступлением темноты сова-сипуха пролетает над нами так низко, что мы слышим свист её крыльев. Усевшись на белой акации, она издаёт странный крик, который мы принимаем за приветствие. Над домом висит ковш Большой Медведицы, он вот-вот прольётся на крышу. На небо высыпали созвездия, такие же отчётливые, как на карте звёздного неба. Когда темнеет окончательно, мы видим, что Млечный Путь проходит прямо над нашим домом. Я забыла о звёздах, живя в городе при искусственном освещении. И вот они тут, все над нами, блестящие и густо усыпающие небо, падающие и мерцающие. Мы смотрим вверх так долго, пока не начинает ныть шея. Млечный Путь похож на раскатившийся рулон кружева. Эд, любитель пошептаться, склоняется к моему уху. «Всё ещё хочешь домой? — спрашивает он. — Или это может стать домом?»

7. Самым важным, первичным компонентом блюд бабушки было, конечно, оливковое масло. Её дровяная печка топилась обрезками оливкового дерева; она окунала хлеб в тарелку с маслом, когда готовила тосты, она добавляла свежеотжатое масло в супы и соусы для пасты. Тканевые мешки для оливок висели на камине и за зиму пропитывались дымом оливковой древесины. Даже бабушкино мыло было сделано из масла и пепла из её очага. Её муж или его наемные работники неустанно обихаживали террасы с оливковыми деревьями. Древняя наука учит: подрезать дерево надо так, чтобы птица могла пролететь между главными ветвями и не задеть крыльями листьев. Дерево не должно мокнуть, иначе оливки покроются плесенью прежде, чем их довезёшь до завода. Чтобы подготовить оливки к еде, надо пропитать их в щелочи или солевом растворе — тогда из них уйдет придающий неприятную горечь гликозид. Кроме практических соображений, множество народных примет определяют лучший момент сбора; у луны есть дни хорошие и плохие. Вергилий много лет назад проверил, насколько справедливо поверье фермеров: «Выбери семнадцатый день после полнолуния, избегай пятого дня».

8. В Кортоне выпекают в дровяных печах хлеб с толстой коркой: этот хлеб отлично подходит для утренних тостов. Я люблю утра, потому что по утрам так свежо, нет ни малейшего намёка на грядущую жару. Я встаю рано, делаю себе тост и кофе и сажусь на террасе, читая книжку или глядя на чёрно-зелёные ряды кипарисов на фоне светлеющего неба, на складчатые холмы — все в оливковых террасах, совершенно не изменившихся с тех времён, когда их рисовали в средневековых псалтырях. Иногда по утрам долина похожа на чашу, полную тумана. Прямо под собой я вижу на деревьях твёрдые зелёные фиги и груши. Прекрасный будет урожай. Я забываю о книге. Грушевый коблер, грушевая приправа чатни, грушевое мороженое, зелёные фиги (бывают ли осы в зелёных фигах?) со свининой, оладьи из фиг, пирог с фигами и фундуком. Пусть лето тянется сто лет.

9.  маленькой бакалейной лавке я насчитываю тридцать семь сортов сухой пасты, на прилавке свежие клёцки, pici — пичи (длинные пучки толстой пасты), домашняя лапша и два сорта равиолей. Теперь хозяева уже знают, какой хлеб мы предпочитаем, знают, что мы хотим bufala — моцареллу из молока буйвола, а не обычную, из коровьего молока.

10. В нас, южанах, есть ген, пока ещё не открытый в спиралях ДНК: мы верим, что место обитания человека и есть его судьба. Дом, в котором ты живёшь, — твоё второе «я». Выбор дома никогда не бывает случайным, это всегда выбор того, чего человек страстно жаждал.

11. Здесь, под южным солнцем, всё растет не по дням, а по часам. Душица мгновенно образовала заросли возле колодца. Уже дали ростки дикая мята и мелисса лимонная, которые я пересадила с холма. Вергилий писал, что олени, раненные охотником, ищут мяту, чтобы залечить рану. В Тоскане, где с тех давних времен извели много видов флоры и фауны, мяты осталось больше, чем оленей. Мария Рита из зелённой лавки посоветовала мне класть лимонную мяту в салаты и блюда из овощей, а также опускать её листья в воду перед принятием ванны. Мне, кажется, понравилось собирать травы даже просто так, ради удовольствия. Аромат свежесрезанных трав добавляет не только вкус блюдам, он приятен сам по себе. Прополов тимьян, я долго не отмывала рук, пока аромат не испарился сам. Я посадила шалфея больше, чем мне понадобится, зато над ним всегда кружат бабочки.

Цветы шалфея в паре с лавандой красиво смотрятся в букетах. Нарубленные свежие листья шалфея я кладу в белые бобы, заправленные оливковым маслом; это любимое блюдо тосканцев, не зря их называют «пожирателями бобов».

Готовя что-нибудь на гриле, неплохо бросить на угли и мясо длинные стебли розмарина. Хрустящие листья не только добавляют мясу аромат, они и на вкус хороши. Поджаривая на гриле креветок, Эд насаживает их на веточки розмарина.


12. Посещение какого-либо места может стать для человека началом его путешествия в дальние уголки своей души. Какое-то «нечто» должно сделать это место вашим, то самое непередаваемое «нечто», о котором не прочитаешь ни в одной книге. Это может быть что-то очень простое: например, свет, который я замечаю на лицах трёх женщин, идущих по улице. Они освещены косыми лучами вечернего солнца. Этот свет благословляет всё, чего коснется. Я тоже хочу окунуться в него, всей кожей впитать сияние солнца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....