вторник, 26 апреля 2022 г.

"Всё о Еве"/ "All About Eve" (1950)

Этот фильм я смогла посмотреть только со второго раза, в первый меня хватило минут на 15 и я его выключила. Сейчас посмотрела с большим интересом и удивилась почему в предыдущий раз фильм показался скучным. Такие вот "качели" у моего кино-настроения:)

Сценарий основан на рассказе Мэри Орр "Мудрость Евы".

Мэри Касуэлл Орр (21 декабря 1910 — 22 сентября 2006) — американская актриса и писательница. Рассказ "Мудрость Евы" был опубликован в майском номере журнала Cosmopolitan за 1946 год и хотя он лёг в основу фильма, в титрах имя Орр не упоминается. Она продала рассказ Twentieth Century Fox за 5000 долларов (это примерно 71,5 тысяча долларов сегодня), но я не знаю насколько это много или мало для 1946-го года, что-то мне кажется писательница продешевила.

Интересный факт, рассказ был основан на реальной истории, произошедшей с австрийско-британской актрисой Элизабет Бергнер, которую часто называли "Гарбо на сцене" и девушкой (чьё имя не раскрывается), которая была её секретарём. Мне всегда интересно почитать биографию таких людей, кем были, откуда, как сложилась жизнь. Например, в русской версии википедии ничего не написано о происхождении актрисы, зато английская версия быстренько всё прояснила:) Родилась Элла (Эттель) Бергнер в Дрогобыче, Австро-Венгерская империя (теперь город во Львовской области Украины) в семье Сары (урожденной Вагнер) и Эмиля (Шмельке Иуды) Бергнера, купца. Девушка выросла в не религиозной еврейской семье. Иврит, который она слышала в детстве, ассоциировался с Йом Кипуром и Песахом, и во время своих визитов в Израиль она извинялась за то, что не знала языка.

на фото Элизабет Бергнер

Впервые она вышла на сцену в 14 лет, а год спустя выступила в Инсбруке (город в Австрии). В 16 лет уже оказалась в Вене и далее гастролировала по австрийским и немецким провинциям с шекспировской труппой. Работала натурщицей, позировала скульптору Вильгельму Лембруку, который в нее влюбился. В конце концов переехала в Мюнхен, а затем в Берлин. Пошла погуглить скульптуры у Лембрука, мда...очень специфические, мягко говоря.

Вычитала в биографии Бергнер такую неожиданную и интересную вещь: согласно сообщению Time от 26 марта 1934 года, Екатерина Великая была запрещена в Германии из-за расовой политики правительства. Пффф, вся царская Россия состояла из одних немцев, а тут такой поворот)) Ну а дальше уже карьера актрисы пошла вверх, дошла до Голливуда, номинация на Оскар и т.д. Что касается той самой истории, ставшей основой фильма, то она произошла, когда Бергнер играла в пьесе "Две миссис Кэрролл", в 1943 и 1944 годах. Актриса позволила молодой поклоннице стать частью своей семьи, наняв ее в качестве личной помощницы, но позже пожалела о своей щедрости. Поклонница попыталась разрушить жизнь и карьеру Бергнер. Сама Бергнер позже называла помощницу только "ужасной девицей", а также рассказала об этих событиях Орр, которая использовала историю как основу для своего рассказа. По сюжету Орр придает девушке более безжалостный характер и позволяет ей добиться успеха в задуманном. Позже Бергнер подтвердила основу этой истории в своей автобиографии. Вот так вот, делаешь доброе дело, а потом получаешь нож в спину.

на фото Бергнер

А я возвращаюсь к Мэри Орр, которая позже написала на основе своего рассказа радиопьесу, которая и привлекла внимание Джозефа Лео Манкевича, американского кинорежиссера, сценариста и продюсера. Первоначальное название фильма "Мудрость Евы" изменялось несколько раз: сначала оно превратилось в "Еву Харрингтон", затем — в "Лучшую роль", после чего был найден окончательный вариант — "Всё о Еве".

Хотя продюсер фильма Дэррил Занук хотел видеть в главной роли Марлен Дитрих, Манкевич настоял на кандидатуре Клодетт Кольбер. Я в шоке, потому что ну допустим Дитрих я бы ещё пережила, но только не Кольбер. Однако за две недели до начала съёмок Кольбер была вынуждена отказаться от роли из-за несчастного случая. Выдохнула с облегчением)) В итоге, роль Марго Ченнинг досталась Бетт Дейвис.

Известно, что Манкевич при создании образа Марго вдохновлялся судьбой Пег Уоффингтон, ирландской актрисы XVIII века.

слушайте, а это точно женщина?)) у меня есть некоторые сомнения
хотя, я помню как раньше рисовали и вечно не было никакого сходства с оригиналом
(и я ещё переживаю из-за своих портретных рисунков в плане сходства?))

После выхода ленты ходили слухи, что прототипом Марго была Таллула Бэнкхед. Эта дама вообще заслуживает отдельной записи, скажу я вам. Там один голос чего стоил, к нему добавим скверный характер и скандал на скандале. Надо бы не забыть написать о ней. Очень красивая была в молодости, не удивительно что мужчины сходили по ней с ума, но злоупотребление алкоголем и наркотиками ещё никого не делали красавицами.

Однако Бетт Дейвис также могла ассоциировать себя с героиней, чувствующей закат своей славы и угрозу со стороны молодёжи, поскольку к тому моменту продолжение карьеры 41-летней актрисы находилось под вопросом. Благодаря успеху фильма "Всё о Еве" эта проблема для Дэвис была решена. Кроме острого для театральной среды вопроса о столкновении амбиций и старении, лента затрагивает важную для женщин дилемму: карьера или брак. В конце концов Марго выбирает второе.

В главной роли тут также Энн Бакстер, сыгравшая саму Еву. Поскольку нужно было чтобы героиня отталкивала, считаю что её хорошо подобрали и она прекрасно сыграла, вот просто с первых минут персонаж Евы раздражает своим тихим голосом и каким-то раболепием. И не могу не сказать о Мэрилин Монро, которая тут играет второстепенную роль, как всегда дурочку, которой нужен богатый покровитель. Это одна из её первых ролей в кино. Никогда не пойму культ Мэрилин, не вижу в ней той красоты, которую так превозносят. Ни мозгов, ни таланта, обычная, среднестатистическая девушка, таких миллионы. Энн Бакстер мне тоже внешне не нравится, есть в ней что-то отталкивающее, но может потому что напомнила одну давнюю знакомую, которую я на дух не переносила, когда мы были вынуждены общаться по работе.

Фильм начинается с вымышленной сцены вручения престижной театральной премии имени Сары Сиддонс, которую получает молодая актриса Ева Харрингтон (Энн Бакстер). Далее следуют события, показанные в ретроспективе. Сара Сиддонс - английская актриса валлийского происхождения, одна из самых известных трагикомедийных актрис XVIII века. Думаю даже это было выбрано не зря, такой вот тонкий юмор сценариста:)

Мне кажется в первый раз я выключила фильм именно из-за затянутой долгой речи на вручении премии. Но если немного потерпеть, дальше начинается довольно увлекательная история. "Всё о Еве" получил восторженные отзывы критиков; фильм был заявлен в 14 номинациях на премию Оскар (такого числа номинаций позднее добился только "Титаник" в 1997 году и "Ла-Ла Ленд" в 2016 году, правда второй я не смотрела) и завоевал 6 из них, включая премию за лучший фильм. Увы, Дейвис и Бакстер Оскар не получили.

Марго Ченнинг (Бетт Дэйвис) — одна из самых больших звёзд Бродвея. Каждый вечер ее, в подворотне у черного входа, ждет молодая, плохо одетая женщина по имени Ева Харрингтон, которая восторженно смотрит на нее. В один из вечеров, подруга Марго, жена сценариста, Карен Ричардсон, жалеет Еву и приводит в гримерку к Марго, поскольку Ева рассказывает, что видела все ее спектакли и является фанаткой Марго Ченнинг. В гримерке, помимо Марго, оказывается весь ее ближний круг, ее мужчина, Билл, а также муж Карен, Ллойд, который пишет пьесы для Марго.

Ева рассказывает о погибшем на войне возлюбленном, и о том, что у неё нет ни друзей, ни родных, только театр и только обожание к Марго Ченнинг. Ева заявляет, что впервые увидела Марго в Сан-Фанциско и была так потрясена её талантом, что приехала в Нью-Йорк за своим идолом. Присутствующие начинают её жалеть, все, кроме пожилой компаньонки Марго, Бёрди Кунен, которая скептически отмечает неправдоподобность истории и вообще Ева ей не нравится сходу.

Марго, поддавшись жалостливому порыву, сначала берет Еву погулять с собой, после того как они провожают на поезд Билла, уезжающего в Голливуд. Вообще уже тут Ева начинает вести себя очень навязчиво, на мой взгляд, хотя со стороны это выглядит просто как желание быть полезной.

А заканчивается день знакомства тем, что Марго берёт Еву к себе в дом на должность личной помощницы. Бёрди её на дух не переносит. Ева, помимо той работы которую должна выполнять, постепенно начинает делать вещи, о которых её не просили, выдавая это за заботу.

Например, она заказывает звонок Биллу от имени Марго, о чём забывает сообщить последней. Среди ночи (из-за разницы во времени) Марго будит звонок, который она якобы заказала, а на том конце провода радостный Билл, по-настоящему любящий Марго (хотя у неё и скверный характер), думает что она звонит чтобы поздравить его с днём рождения (о котором Марго совершенно не помнит). Получается Ева позаботилась о том, чтобы Марго первой поздравила Билла, но получилось всё довольно по-дурацки. И ещё без ведома Марго, от её имени, девица послала Биллу телеграмму о предстоящеё вечеринке в его честь. Бёрди предупреждает Марго о том, что Ева не та, за кого выдаёт себя, что её преданность на самом деле имеет под собой какой-то нехороший план:

- Бёрди, тебе ведь не нравится Ева, да?
- тебе нужны аргументы или ответ?
- ответ
- нет
- почему?
- теперь тебе нужны аргументы
- она работает
- день и ночь
- она исполнительна и преданна
- как импресарио со своим клиентом
- она всё делает для меня? да или нет?
- скорее она жаждет тебя изучить
- что это значит?
- она следит за тобой, изучает каждое движение, как-будто ты гид, словарь или справочник с картами. Как ты ходишь, ешь, говоришь!
- ты придираешься, Бёрди! Не вижу в этом ничего плохого

Дальше вечеринка, которую устроила Ева без ведома Марго, в честь возвращения Билла, оборачивается какой-то катастрофой. Марго думает что Билл ещё не приехал, но Бёрди сообщает, что он уже 20 минут как в гостиной общается с Евой. Настроение Марго портится моментально. Дальше будет сцена с бурными выяснениями отношений и не только. Зато на этом вечере Ева знакомится с Эддисоном Девиттом, критиком, по характеру таким же подлым и беспринципным как она сама. Вечер заканчивается ужасно, Марго напивается, говорит всем гадости, высказывает своё недовольство Евой, а гости только и делают, что встают на защиту Евы, которая всем безгранично нравится. Эта змея уже успела всех расположить к себе. Вообще Марго своим поведением постоянно перегибала палку, с таким человеком не просто трудно общаться, а хочется нахамить в ответ и вообще разорвать отношения. Ничего удивительного, что у её подруги Карен однажды лопнет терпение.

Ева, тем временем, начинает усиленно знакомиться со всеми мало-мальски влиятельными людьми, начиная от крупного продюсера, заканчивая тем самым циничным кинокритиком. Однако, отметив начинающуюся неприязнь к ней Марго, решает сменить тактику на пути к достижению своей цели. Воспользовавшись глупостью и мягкотелостью подруги Марго, Карен, она обращается к последней с просьбой поговорить с продюсером театра, где играет Марго, и назначить её, Еву, дублершей Марго Ченнинг. Карен, считая что Ева нуждается в опеке и помощи, соглашается на такое поручение, не уведомив об этом свою лучшую подругу. Не говорит об этом Марго и продюсер её театра Макс Фабиан. Карен - классическая "подруга", ну прямо очень заботливая.

Дальше история расскажет о том, как подлая Ева постепенно будет идти к своей мечте занять место Марго. Делать это она будет всеми возможными способами, хитро, подло, даже применяя шантаж. Будет ещё история о том, что настоящих подруг не бывает, они продадут тебя с потрохами при первом же удобном случае. О подлости одних мужчин, и преданности других. О жёнах, сидящих дома и ничего не умеющих, от того надоедающих своим мужьям. Об изменах. О том каким грязным может быть путь "наверх", к мечте, к славе.

А также о таких как Марго, которые тоже не вполне оценивают себя и свой возраст, отказываясь уступать место молодым и упорно продолжающим играть юных дев на сцене. Фильм интересный, очень реалистичный, хорошие диалоги, не скучно смотреть, но, однозначно под настроение.



































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....