вторник, 26 апреля 2022 г.

"Великий Карузо"/ "The Great Caruso" (1951), часть I

Мне кажется Энрико Карузо в представлении не нуждается. Даже если вы никогда не слышали как он поёт, всё равно это имя наверняка вам знакомо. Я случайно наткнулась на фильм об итальянском оперном теноре и когда увидела что в главной роли красавец Марио Ланца (тоже оперный тенор), не смогла пройти мимо. Конечно фильм скорее для любителей оперы, потому что Ланца будет много петь:)

Фильм биографический, хотя некоторые факты показанные в фильме не очень вяжутся с тем, что написано в реальной биографии певца. Поскольку это фильм, а не сериал, показали основное, очень сжато, но всё равно было интересно. Не планировала писать много, но как пошла читать о личной жизни Карузо, не смогла оторваться, там такие итальянские страсти, интриги, расследования)) В итоге, запись пришлось разделить на две части.

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в бедной семье. Был третьим из семи детей и одним из трех, переживших младенчество. Есть история о том, что у родителей Карузо был 21 ребенок, из них 18 умерли в младенчестве. Однако на основе генеалогических исследований (среди прочего, проведенных другом семьи Карузо Гвидо Д'Онофрио) биографы Пьер Ки, Фрэнсис Робинсон, Энрико Карузо-младший и Эндрю Фаркас доказали, что это просто городская легенда. Сам Карузо и его брат Джованни, возможно, и были теми, кто придумал и распространил эту легенду. Вдова Карузо Дороти также включила эту историю в мемуары, которые она написала о своем муже. Там она цитирует тенора, говорящего о своей матери Анне Карузо (урожденной Бальдини): "У нее был двадцать один ребенок. Двадцать мальчиков и одна девочка - слишком много. Я мальчик номер девятнадцать".

Отец Карузо, Марчеллино, был механиком и литейщиком. Первоначально Марчеллино считал, что его сын должен заняться тем же ремеслом, и в возрасте 11 лет мальчик был отдан в ученики к инженеру-механику, который строил общественные фонтаны. Всякий раз посещая Неаполь в последующие годы, Карузо любил указывать на фонтан, который он помог установить. Позже Энрико работал вместе со своим отцом на фабрике Meuricoffre в Неаполе. По настоянию матери он также какое-то время посещал школу, получив базовое образование под присмотром местного священника. Энрико научился писать красивым шрифтом и изучал черчение. В этот период он также пел в церковном хоре, и его голос был настолько многообещающим, что уже тогда можно было говорить о возможной музыкальной карьере.


В плане пения Карузо поощряла его мать, которая умерла в 1888 году. Чтобы собрать деньги для своей семьи, Энрико нашел работу уличным певцом в Неаполе и выступал в кафе и на вечеринках. В возрасте 18 лет он потратил гонорары, заработанные пением на итальянском курорте, на покупку своей первой пары новых туфель. Однако его продвижение в качестве платного артиста было прервано 45 днями обязательной военной службы. Он завершил её в 1894 году, возобновив уроки вокала после увольнения из армии.

15 марта 1895 года, в возрасте 22 лет, Карузо дебютировал на профессиональной сцене в "Театро Нуово" в Неаполе в ныне забытой опере "Любовь Франческо" композитора-любителя Марио Морелли. Затем последовала череда выступлений в провинциальных оперных театрах, а также обучение у дирижера и учителя вокала Винченцо Ломбарди, который улучшил высокие ноты Карузо и отшлифовал его стиль. Тремя другими выдающимися неаполитанскими певцами, которых обучал Ломбарди, были баритоны Антонио Скотти и Паскуале Амато (оба впоследствии стали партнерами Карузо в "Метрополитен-опера"), и тенор Фернандо Де Лючия, который также появится в "Метрополитен", а затем споет на похоронах Карузо.
У Антонио Скотти были смешные усики:)

Паскуале Амато

Фернандо Де Лючия

Денег Карузо по-прежнему не хватало. На одной из первых рекламных фотографий, сделанных во время визита на Сицилию в 1896 году, он изображен в покрывале, задрапированном как тога, поскольку его единственную рубашку как раз унесли постирать.

В течение последних нескольких лет 19-го века Карузо выступал в череде театров по всей Италии, до 1900 года, когда он был вознагражден контрактом с "Ла Скала". Его дебют состоялся 26 декабря того же года партией Родольфо в опере Джакомо Пуччини "Богема" под управлением дирижера Артуро Тосканини.

на фото Тосканини

Зрители в Монте-Карло, Варшаве и Буэнос-Айресе также слышали пение Карузо на этом ключевом этапе его карьеры, и в 1899–1900 годах он выступал перед царем и русской аристократией в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и Большом театре в Москве в составе гастролирующей труппы первоклассных итальянских певцов. п.с. этого я не знала, как интересно!

Пуччини рассматривал возможность выбора молодого Карузо на роль Каварадосси в опере "Тоска" на премьере в январе 1900 года, но в конечном итоге вместо этого выбрал более взрослого, более авторитетного Эмилио Де Марчи. Карузо появился в этой роли позже в том же году, и Пуччини заявил, что Карузо спел эту партию лучше.

на фото - Де Марчи

11 апреля 1902 года компания Gramophone наняла Карузо для первой серии акустических записей, в номере миланского отеля, за 100 фунтов стерлингов. Эти десять дисков быстро стали бестселлерами. Среди прочего, они помогли распространить славу 29-летнего Карузо по всему англоязычному миру. Руководство лондонского Королевского оперного театра "Ковент-Гарден" подписало с ним контракт на сезон, он должен был петь в восьми различных операх, от "Аиды" Верди до "Дон Жуана" Моцарта. Успешный дебют в "Ковент-Гарден" состоялся 14 мая 1902 года в роли герцога Мантуанского в опере Верди "Риголетто". Самая высокооплачиваемая дива "Ковент-Гарден", австралийская сопрано Нелли Мелба, стала его партнершей в роли Джильды. В начале 1900-х они часто пели вместе. В своих мемуарах Мелба хвалила голос Карузо, но считала его менее искушенным музыкантом и не умеющим преподнести себя на сцене так же хорошо, как Жан де Решке - самый ценный и востребованный тенор "Метрополитен" до Карузо.

на фото Нелли Мелба

В 1903 году Карузо дебютировал в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Промежуток между его выступлениями в Лондоне и Нью-Йорке был заполнен серией выступлений в Италии, Португалии и Южной Америке. Контракт Карузо был заключен его агентом, банкиром и импресарио Паскуале Симонелли.

на фото - Симонелли

Дебют Карузо состоялся в новой постановке "Риголетто" 23 ноября 1903 года. На этот раз вместе с ним, в роли Джильды, пела Марчелла Зембрих.

на фото - Марчелла

Несколько месяцев спустя Карузо начал своё пожизненное сотрудничество с компанией Victor Talking Machine Company. Это звукозаписывающая компания, в начале 1900-х годов была крупнейшим производителем граммофонных пластинок в США.  Первые американские пластинки Карузо появились в продаже 1 февраля 1904 года. После этого процесс записи пластинок шел параллельно с его карьерой в "Метрополитен", до самой смерти певца в 1921 году.

В 1904-м году Карузо приобрел "Вилла Беллосгуардо", роскошный загородный дом недалеко от Флоренции. Вилла стала его убежищем от оперной сцены и рутины постоянных путешествий. Что ж, маленькая такая, скромненькая вилла, можно сказать виллочка))) Сегодня там музей Карузо

В Нью-Йорке Карузо преимущественно проживал в номере-люкс в отеле "Никербокер" на Манхэттене. Он поручил нью-йоркским ювелирам Tiffany & Co. отчеканить медаль из 24-каратного золота со своим изображением и вручил её Симонелли, в знак благодарности за многочисленные хорошо оплачиваемые выступления в Метрополитене. Скромным и не самовлюблённым Карузо точно не назовёшь))

Помимо своих регулярных выступлений в Нью-Йорке, Карузо давал сольные и оперные представления в большом количестве городов США и в Канаде. Он также гастролировал по Европе, снова появившись в "Ковент-Гарден" в 1904–07 и 1913–1914 годах, а в 1909 году совершил турне по Великобритании. Зрители во Франции, Бельгии, Монако, Австрии, Венгрии и Германии также слышали Карузо перед началом Первой мировой войны. В 1909 году Мельба попросила его принять участие в ее предстоящем турне по Австралии, но он отказался из-за того, что само путешествие в Австралию заняло бы очень много времени.

Артисты "Метрополитен", в том числе Карузо, посетили Сан-Франциско в апреле 1906 года, чтобы дать ряд представлений. После появления в роли Дона Хосе в опере "Кармен" в городском Большом оперном театре, Карузо проснулся в 5:13 утра 18-го числа, в своём номере в отеле "Палас", от сильного толчка. Он оказался в эпицентре землетрясения в Сан-Франциско, которое привело к череде пожаров, уничтоживших большую часть города. "Метрополитен" потерял все декорации, костюмы и музыкальные инструменты, которые привез с собой в турне, но ни один из артистов не пострадал. Держа в руках фотографию президента Теодора Рузвельта с автографом, Карузо выбежал из отеля. Несмотря на происходящий вокруг хаос, тенор пошёл в отель St. Francis позавтракать. Ну да, главное сокровище спас, фото Рузвельта с автографом))) Повар Чарли Олсон приготовил тенору бекон и яйца. Судя по всему, землетрясение не повлияло на аппетит Карузо, поскольку он спокойно всё съел и дал Олсону чаевые в размере двух с половиной долларов. Карузо, в конечном итоге, успешно сбежал из города сначала на лодке, а затем на поезде. Он поклялся никогда не возвращаться в Сан-Франциско и сдержал свое слово.

на фото ещё очень молодой Карузо

В ноябре 1906 года Карузо было предъявлено обвинение в непристойном поступке, предположительно совершенном в обезьяннике нью-йоркского зоопарка Центрального парка. Полиция обвинила его в том, что он ущипнул замужнюю женщину за ягодицы. Карузо утверждал, что это сделала обезьяна)) Он был признан виновным и оштрафован на 10 долларов, хотя до сих пор есть подозрения, что потерпевшая и арестовавший Карузо офицер были в сговоре и оклеветали певца. Обезьяна, наверно, ликовала)) Лидеры оперного высшего общества Нью-Йорка сначала были возмущены инцидентом, который получил широкое освещение в газетах, но вскоре забыли об этом и продолжали посещать выступления Карузо в "Метрополитен". Однако среди фанатов Карузо в "Метрополитен" были не только богатые но ещё и обезьяны. Представители среднего класса Америки также платили за то, чтобы послушать как он поет вживую, или покупали копии записей, у тенора было много поклонников среди 500 000 итальянских иммигрантов в Нью-Йорке. Слушайте, какая дурацкая история с обезьяной и ведь сегодня мы бы все просто посмеялись над подобным, скорее всего интернет пестрил бы всевозможными дурацкими картинками, но точно никто не воспринял бы подобный бред всерьез, а в начале века ишь какие все впечатлительные были! Даже до суда дошло.

Успех Карузо в "Метрополитен-опера" привлек внимание вымогателей "Черной руки". Это был такой вид итальянского рэкета. Появился ещё в восемнадцатом веке в Неаполе, а в Соединенные Штаты пришёл в конце девятнадцатого с иммигрантами. Практиковали вымогательство представители "Каморры" и "Коза Ностра".

Рэкетиры угрожали Карузо тем, что повредят ему горло щелочью, или покалечат его и его семью, если он не заплатит им деньги. Карузо выполнил требования и заплатил вымогателям 2000 долларов, ожидая, что вопрос будет урегулирован, но его готовность заплатить сделала вымогателей еще более наглыми. Впоследствии они потребовали большую сумму, в размере 15 000 долларов. Тут уже решить вопрос помог детектив полиции Нью-Йорка Джозеф Петрозино, который, выдавая себя за Карузо, схватил вымогателей. Двое итальянцев, Антонио Мизиано и Антонио Чинкотто, позже получат обвинение в преступлении.

Карузо совершил поездку по южноамериканским странам, в Аргентину, Уругвай и Бразилию в 1917 году, а два года спустя выступил в Мехико. В 1920 году ему платили огромную сумму в 10 000 долларов США за ночь (~ 126 000 долларов в 2018 году) за то, чтобы он пел в Гаване, Куба.

Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 году, отправив войска в Европу. Ну да, люди умирали с 1914-го, но американцы как всегда не торопились помочь. Карузо занимался обширной благотворительной деятельностью, собирая деньги на патриотические нужды связанные с войной, давая концерты и с энтузиазмом участвуя в акциях Liberty Bond (продажа военных облигаций).

агитационный плакат, призывающий покупать облигации

С момента прибытия в Америку Карузо показал себя проницательным бизнесменом. Он вложил значительную часть своего дохода, от гонораров за записи и гонораров за пение, в ряд инвестиций. Биограф Майкл Скотт пишет, что к концу войны в 1918 году, за год, Карузо пополнил свой банковский счёт на 154 000 долларов.

До Первой мировой войны у Карузо были романтические отношения с итальянской сопрано Адой Джакетти, которая была на несколько лет старше его. Но об этом будет позже.

на фото Карузо и Ада

Энрико был одержим чистотой (он принимал ванну два раза в день) и дорогой одеждой, любил хорошую итальянскую еду и окружать себя обожающей его толпой. Он особенно близко подружился со своим коллегой из "Метрополитен" и "Ковент-Гарден" Антонио Скотти — добродушным и стильным баритоном из Неаполя. На самом деле Карузо был просто фанатом самого себя, составлял альбомы с вырезками из разных газет и журналов о самом себе, а еще собирал ценные коллекции марок, часов и табакерок. Тенор был суеверен и обычно носил с собой несколько амулетов на удачу, когда пел на сцене. Он играл в карты в качестве развлечения и отдыха, а также рисовал друзей, других певцов и музыкантов.

например, автопортрет

и ещё один

и такая зарисовка

Карузо был заядлым курильщиком (вот это совершенно неожиданно), курил очень крепкие египетские сигареты. Эта дурная привычка, в сочетании с отсутствием физических упражнений и изнурительным графиком выступлений, а выступал тенор охотно сезон за сезоном, способствовали ухудшению его здоровья. Все началось с кровоизлияния в горло во время выступления, которое вызвало хроническую мучительную боль и инфекцию в груди и легких. Он перенес несколько операций и вернулся в Италию, в Сорренто, чтобы оправиться от самой серьезной из них.

Что ж, а теперь перейду к фильму, благодаря которому и появилась эта запись. Собственно, смотреть его нужно просто как художественный фильм, не пытаясь сопоставлять происходящее на экране с реальной биографией тенора. В самом начале, коротко, показывают в какой семье родился Карузо и как стал певцом. Параллельно тому как он делал карьеру, показывают отношения Энрико с Дороти Парк Бенджамин, с которой он познакомился незадолго до своего дебюта в "Метрополитен". Дороти в то время, по сюжету, ещё подросток. Хотя на 23-летнюю актрису Энн Блит и надели школьную форму в виде матросского платьица, на подростка она всё равно не тянет:).


Отец Дороти - аристократ и самодержец Парк Бенджамин, по совместительству ещё и щедрый покровитель "Метрополитен". У него есть любовница, Луиза Хеггар, оперная певица, выступающая в "Метрополитен" вместе с Карузо. В фильме очень забавный момент знакомства Карузо, Бенджамина и Луизы.

Не знаю правда ли это, но Энрико постоянно всюду опаздывал на репетиции, что ужасно раздражало в первую очередь оперных див, вынужденных ждать появления тенора. В общем, Энрико приезжает в Америку, опаздывает на первую репетицию в "Метрополитен", очень извиняется, особенно перед Луизой Хеггар, которая познакомившись с тенором и услышав вживую его пение прощает ему опоздание и рада, что будет петь с таким прекрасным оперным певцом. Зато Парка Бенджамина Карузо раздражает с первой секунды и знакомство заканчивается катастрофой:

Бенджамин: Луиза, ты стоишь на сквозняке, пора тебе научиться заботиться о своем здоровье. Мне надо уйти, зайду за тобой после репетиции.
Луиза: хорошо
Карузо: не стоит беспокоиться, сеньор. Могу я Вас довезти домой? (обращается к Луизе). С разрешения Вашего отца, разумеется (это он про Бенджамина))

Взбешенный Бенджамин уходит, а остальные втихаря посмеиваются))

Позже Карузо едет домой к Луизе, чтобы принести свои извинения. У него постоянно получается всё испортить ещё и потому, что Энрико плохо говорит по-английски. У Луизы Энрико и знакомится с Дороти. И после того как он снова называет любовника Луизы старым, в тот момент когда тот появляется на пороге, единственное что остается неудачливому Карузо - это в отчаянии покинуть дом Луизы. Понятно, что Бенджамин, как покровитель "Метрополитен", теперь готов был сделать что угодно, лишь бы не видеть Карузо на сцене и вообще в Америке.

После прохладного дебюта Карузо в "Метрополитен" в опере "Аида" Парк говорит Джулио Гатти-Казацца, что нанять "крестьянина" было ошибкой, а Карузо (в то время находящийся с ними в одной комнате) заявляет, что никогда больше не будет петь в Америке. Но Дороти убеждает Карузо спеть снова, в тот же вечер, в "Богеме" и просит пересмотреть свою угрозу покинуть Америку (следует отметить, что в 1951 году многие музыкальные фильмы MGM несли тонкие, и не очень тонкие, проамериканские настроения). "Спасибо, piccina, — говорит Карузо Дороти, прежде чем уточнить, — это означает "маленькая девочка".

*Джулио Гатти-Казацца (3 февраля 1869 — 2 сентября 1940) — итальянский оперный импресарио. Он был генеральным директором "Ла Скала" в Милане, Италия, с 1898 по 1908 год, а затем "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, с 1908 по 1935 год.

на фото Джулио Гатти-Казацца

Родольфо из оперы "Богема" в исполнении Карузо пользуется успехом, и, отправляясь в кругосветное путешествие, он обращается к Дороти: "Пожалуйста, не забывайте меня!". Когда они в следующий раз встречаются на рождественском вечере в "Метрополитен" (Карузо в костюме Санты дарит детям подарки), Дороти уже взрослая, одетая в шикарный костюм с меховой отделкой и с уложеной прической. "Маленькая piccina выросла", — говорит Марио Ланца, одетый как Карузо, который одет как Санта))

В тот же день он ведет Дороти в небольшой итальянский ресторанчик и предлагает ей выйти за него замуж.
— Но как ты можешь так поспешно всё решить?? — спрашивает Дороти.
"Думаю, я знал это с тех пор, как ты была ещё школьницей", — отвечает Карузо по-английски с сильным итальянским акцентом. "Поэтому я ждал пока ты вырастешь, а теперь ты выросла". Дороти даёт своё согласие.

п.с. вторая часть текста в запись не помещается, так что продолжение следует:)


































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....