четверг, 21 апреля 2022 г.

"Всё это и небо в придачу"/ "All This, and Heaven Too" (1940)

Экранизация романа американской писательницы Рэйчел Филд (1938). Этот фильм интересен не только своим сюжетом, но и тем фактом, что роман основан на реальной истории, произошедшей с двоюродной бабушкой писательницы, Генриеттой Делузи-Деспорт, французской гувернанткой, которая влюбилась в герцога де Пралена, своего работодателя. Когда была убита жена Пралена, в эту историю оказалась замешана и Генриетта. Это был громкий скандал о котором писали все газеты.

В главной роли Бетт Дейвис, и хотя она была звездой своего времени, лично мне она не нравится. Есть в её внешности что-то такое высокомерное, я бы даже сказала противно-надменное, вот эти опущенные уголки губ, из-за которых Дейвис кажется еще и злой. Зато вот в роли герцога - харизматичный Шарль Буайе, американский актёр французского происхождения.

В фильме больше делают акцент на события, предшествовавшие убийству. Показывают совершенно ненормальную, истеричную жену герцога, которая жаждет его любви и внимания, но при этом на дух не переносит собственных детей. Герцог же - само очарование, он обожает детей, а они его, и у него железная выдержка в плане отношений с женой. Что касается отношений с гувернанткой, то оба, и герцог, и Генриетта, ведут себя безупречно, сдержанно, даже когда уже в обществе поползли слухи об их предполагаемом романе, даже когда они оба понимают, что влюблены друг в друга. Конечно, это только один из возможных вариантов развития событий. Но это романтический фильм о любви, в котором пострадали все, включая детей, которые остались без родителей и любимой гувернантки.

Но давайте я расскажу про реальные события, по которым и была написана книга, а потом снят этот фильм. Шарль де Шуазёль-Прален был старшим сыном герцога. 18 октября 1824 года Шарль женился на Фанни Алтарис Розальба, дочери маршала. Известно, что Фанни страстно любила своего мужа, это было подтверждено фактами из ее дневников и личной переписки. Пара проживала в поместье Шуазёль в Во-ле-Виконт и у них было десять детей. Для фильма их количество существенно сократили))

сам Шарль

Однажды, путешествуя из Во-ле-Виконта в Дьеп, семья Шуазёль-Прален осталась переночевать в своей резиденции в парижском предместье Сент-Оноре. В пять часов утра слуги были разбужены громкими звуками, доносившимися из комнаты герцогини, и ворвавшись туда обнаружили, что она подверглась жестокому нападению. Герцогиню ударили тупым предметом, а затем несколько раз ножом; она умерла вскоре после того как слуги вбежали в её покои, чтобы оказать герцогине помощь. Все подозрения пали на герцога.

Во время обыска в комнатах, прилегающих к герцогским, полиция обнаружила окровавленную рукоять кинжала (хранившуюся в шкафу), частично застиранный, но все еще испачканный кровью халат, а также кожаные ножны, различные предметы одежды и документы (все были брошены в камин и наполовину сожжены). Более тщательные поиски самого кинжала не дали результата. Также выяснилось, что герцог держал поблизости заряженный пистолет. Теория, на которую впоследствии опиралась полиция, заключалась в том, что Шуазёль-Прален намеревался застрелить Фанни, но затем понял, что выстрел произведет много шума. В свою защиту герцог заявил, что пытался защитить жену от неизвестного убийцы, но позже не смог рассказать каким образом тот сбежал. Слуга потом утверждал, что войдя в комнату герцога, чтобы объявить ему о смерти его жены,  обнаружил, что тот смывал кровь с рук. Небольшое пятно крови было обнаружено внутри умывальника, также было задокументировано, что на теле Шуазёль-Пралена были следы укусов и царапины.

Дом семьи Шуазёль-Прален постоянно был ареной ожесточенных столкновений между герцогом и его женой, скандалы там не затихали. Среди прочего, Фанни де Шуазёль-Прален обвинила своего мужа в том, что он нанял гувернантку, Генриетту Делузи-Деспорт, чтобы отдалить саму Фанни от ее детей. Фанни уволила Делузи-Деспорт за шесть недель до убийства и гувернантка покинула герцогский дом. Герцогиня обвинила Генриетту в любовной связи с герцогом и заподозрила, что гувернантка и герцог собирались вместе сбежать. Герцогиня, между прочим, неоднократно угрожала мужу разводом, что привело бы к полному краху его политической карьеры и жизни в обществе.

После содержания под домашним арестом герцог был переведен в Люксембургский дворец. В ожидании судебного разбирательства в суде пэров (который был созван королевским указом), 18 августа 1847 года, находясь под стражей, герцог отравился в тот момент, когда охранники пренебрегли своими обязанностями и покинули ненадолго пост. Якобы он проглотил большую дозу того, что было описано как лаудан или мышьяковая кислота. В агонии герцог отказывался отвечать на вопросы, а также отказывался от еды. Тем не менее, перед смертью он в последний раз отверг все выдвинутые против него обвинения.

Судебный процесс был отменен в связи со смертью обвиняемого, а судебный иск, выдвинутый против гувернантки, был отклонен в середине ноября того же года. В связи с этим поползло недовольство предполагаемой коррупцией среди представителей власти и пошли обвинения пэров в классовом неравенстве при свершении правосудия; предполагалось что пэры позволили Шуазёль-Пралену покончить жизнь самоубийством или даже отравили его, чтобы избежать позорного приговора против одного из них, то есть, против аристократа. Именно этот скандал с герцогом, опозорившим короля и его правительство, привел к революции 1848 года.

Генриетта Делузи-Деспорт была гувернанткой детей герцога на протяжении 6 лет. Генриетте было 35 лет (на момент скандала) и её описывали как "привлекательную, очень умную и, по крайней мере, казавшуюся самой воспитанной и респектабельной женщиной во всей Франции".

Генриетта

Были ли Генриетта и герцог любовниками - достоверно не известно. Точно известно, что жена герцога была особой не только скандальной, но еще и ужасно ревнивой. Поэтому, возникает масса вопросов о том, что же на самом деле произошло. Была ли герцогиня просто параноиком и человеком с нездоровой фантазией, или ее мрачные обвинения имели под собой основания? Была ли Генриетта невинной жертвой клеветы или все таки коварной и расчетливой женщиной? Слуги в доме Пралена смело заявили, что гувернантка сознательно разрушила когда-то счастливый брак, отдалила мать от ее собственных детей и, несомненно, подстрекала герцога к совершению ужасного преступления. Были ли эти утверждения просто завистью или они имели хоть какую-то долю истины? Этого уже никто никогда не узнает.

После смерти герцога гувернантка три месяца находилась под арестом, ее постоянно допрашивали о ее роли в этой семейной трагедии. Хотя Генриетта признала, что герцогиня была очень "трудной" женщиной, ее заявления о собственной невиновности - во всех отношениях - были настолько убедительными, что судьи, в конце концов, были вынуждены освободить ее.

Несмотря на то, что теперь она была свободной женщиной, Генриетта Делузи-Деспорт поняла, что стала слишком известной фигурой, чтобы оставаться жить дальше в своей стране. Женщины Франции, которые единодушно были на стороне убитой герцогини, угрожали линчевать Генриетту, в которой они видели не только подстрекателя, но и сообщницу. Были опубликованы многочисленные эмоциональные, но пафосные, страдальческие письма герцогини к мужу. Письма, содержащие такие строки: "Ты не в состоянии осознать свою жестокость и те страдания, которые причиняешь мне. Горе, поверь мне, - это медленная и мучительная смерть. Ах, Теобальд, как я любила тебя! Как я любила наших детей! Для меня больше ничего не существовало в этом мире. Теперь не осталось ничего из того, что у меня было. Другая женщина на моих глазах наслаждается всем, что мне дорого, и ты ожидаешь что я буду довольна! Боже мой! За какое преступление меня так сильно наказывают? Ах, Теобальд, ты не имел права лишать меня моих детей, отдавать их женщине, у которой нет ни скромности, ни принципов, ни осмотрительности. Вот уже пять ночей я провожу в слезах, в муках отчаяния, часто прижимая подушку ко рту, чтобы заглушить свои крики и рыдания. Я потеряла мужа, детей; я рядом с ними, но не могу наслаждаться их обществом. Я знаю, что я обуза и меня презирают. Я действительно должна играть роль, но как я могу быть беззаботной и дружелюбной, когда такие горькие печали снедают меня. Я проявляю спокойствие только благодаря опиуму и сверхчеловеческим усилиям, которые я прилагаю чтобы не упасть в глазах общества, но за которые я плачу когда остаюсь одна, нервной дрожью и невыразимой эмоциональной пыткой. Мадмуазель Делузи теперь абсолютная хозяйка положения. Я каждый день упрекаю себя за свою трусость, за то что допустила поистине скандальное положение мадмуазель Д.; ибо в этом мире мы можем судить только по поступкам, а в данном случае они настолько постыдны, насколько это вообще возможно".

есть даже фото Фанни

После того как герцогиня, заручившись поддержкой своего влиятельного отца-аристократа, приказала уволить гувернантку, она написала в своем дневнике: "Это дорого мне обошлось. Боже мой! Что из этого выйдет? В какой он (герцог) ярости!". Ее последняя запись в дневнике гласила: "Он давно устал от этой женщины, но боялся ее. Вот почему он отказывался уволить ее. Совершенно очевидно, что это так. И теперь, когда он получил помощь, его самолюбие восстает против этого. Это и есть настоящая причина его раздражения. Придумав себе воображаемое горе, он пытается таким образом пожалеть себя. "Вы испортили всю мою жизнь этим поступком": это были его слова, сказанные с подавленной яростью. Он отомстит мне!".
Гувернантка, ставшая изгоем, мудро сменила имя и эмигрировала в Америку. Она преуспела в Нью-Йорке, став директором Женской художественной школы, встретила преподобного Генри М. Филда, который вскоре влюбился в нее по уши. Когда он сделал предложение руки и сердца, у нее хватило сил рассказать ему всю правду о своем порочном прошлом. Хотя он был шокирован, узнав о ее причастности к такому печально известному преступлению, он не сомневался в ее невиновности. Пара поженилась в 1851 году и с тех пор жили очень долго и счастливо.

Генри М. Филд

Новая миссис Филд попала в самую знатную семью. Один из ее зятев сыграл важную роль в продвижении проекта Трансатлантического телеграфного кабеля, а другой был судьей Верховного суда. Говорят, благодаря своей честности, живости и остроумию Генриетта стала любимой и уважаемой фигурой не только в семье, но и во всем высшем свете. К моменту ее смерти в 1874 году она считалась одной из самых известных женщин Нью-Йорка. Она также написала книгу о своей родной стране "Домашние очерки Франции", которая была опубликована посмертно.

Такая вот история. И кадры из фильма, как повелось:)




В старых фильмах меня, порой, просто поражает игра маленьких детей. Я не знаю как удавалось заставить вот так плакать и говорить положенные слова настолько маленького ребенка, но это просто гениально. Дайте мальчику Оскар))


































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....