четверг, 21 апреля 2022 г.

"Свидетельство о рождении"/ "Swiadectwo urodzenia" (1961)

Есть такие фильмы, которые выворачивают всю душу наизнанку и запоминаются на всю жизнь. Это именно такой фильм. Прошло уже несколько недель с тех пор как я его посмотрела, но всё не могла найти в себе силы написать об этом потрясающем фильме. Тема войны всегда тяжелая и я знаю, что очень многие люди обходят её стороной, стараясь лишний раз себя не травмировать. Я же считаю, что иногда такие фильмы нужно смотреть.

Это польский фильм, события которого происходят во время Второй мировой. Режиссер Станислав Ружевич, вместе со своим братом, режиссером Тадеушем Ружевичем, написали сценарий к фильму и сняли его.

Фильм состоит из трех разных рассказов, не связанных между собой, и рассказанных с точки зрения детей, переживших события Второй мировой войны. Фильм получил признание критиков, завоевав престижные награды молодежных кинофестивалей (в Каннах и Венеции). Для особо впечатлительных сразу уточню, все дети в фильме останутся живы, так что можно смотреть.

Первый рассказ называется "В дороге", события происходит в сентябре 1939 года, когда в разгар войны, после разгрома его полка, молодой мужчина Юзеф везет в телеге документы штабной канцелярии. По дороге, после очередного немецкого налёта, к нему в телегу, незаметно, залазит мальчик Янек, который потерял свою мать, и там, накрывшись, засыпает от усталости, голода и тревог. Когда Юзеф останавливается у воды, чтобы напоить коней и дать им немного отдохнуть, он обнаруживает в телеге и Янека. К счастью, ребёнка он не оставляет одного и когда немцы снова начинают скидывать бомбы, он, убегая от немцев, забирает Янека с собой.



Мальчик сыгравший Янека просто прелестный, такое живое лицо, так играет хорошо, что кажется вовсе и не фильм это, и не актёры, и всё по-настоящему. Было очень приятно смотреть фильм с субтитрами и слышать польскую речь, встречая множество понятных и знакомых слов, а иногда и очень смешных:) Любая озвучка испортила бы фильм, уверена.

Итак, Юзеф с канцелярией бежит, а немцы всё наступают и непонятно, на самом деле, куда бежать. Ещё и от бумаг нужно избавиться до того как нарвешься на немцев.


Ночью, продолжая путь, Юзеф и Янек ведут неспешный разговор, Янек спрашивает:

- Чего они хотят от нас?
- Чего хотят? Польшу хотят забрать... Ты чего плачешь? Найдутся твои
- Знаете что? Я ношу одежду Ждися
- Так ты хороший брат (вытирает Янеку слёзы платком). Не плачь, война закончится
- Когда?
- Может завтра. Проснёмся, а здесь англичане и французы. У нас с ними договор о помощи
- А как их узнать?
- У них будут плоские каски. Командир сказал, что если мы увидим таких солдат, то в них не стрелять. Они будут говорить по-французски, но! Французы - это такие низкие, худые. У них есть негры
- Я видел негра в цирке
- Эти самолёты, которые так высоко сегодня летели, гудели как-то иначе, наверное англичане.


Так вот Юзеф и успокаивал Янека, ведь у самого сын есть такого же возраста. И так я надеялась, что выберутся эти двое из окружения, но увы, всё сложилось не совсем так как мечталось.

Второй рассказ называется "Письмо из лагеря", рассказывает о судьбе трёх братьев во время оккупации: Збышека, Хенека и Яцека, чей отец был схвачен после сентябрьской кампании, а мать провозила контрабандой товары. С матерью всё в порядке, она уехала на время в село, накопать картошки, старший из мальчиков - Збышек, остался за главного, он присматривает за двумя мелкими братьями, подрабатывает как может, следит за порядком в доме. Ребёнок военного времени, на плечи которого уже в таком раннем возрасте легла большая ответственность, ребёнок, которому пришлось слишком рано повзрослеть, но он достойно несёт свою ношу, он - настоящая гордость своих родителей, надёжная опора.

Мальчики очень любят своего отца, они постоянно говорят о нём и надеются, что он скоро вернётся. Хеня всё время начищает отцовские ботинки, это придаёт ему уверенности в себе, дарит надежду на то, что он ещё увидит отца. Мальчик мечтает как отец вернётся, а у него начищенные ботинки, как новые, и он сможет их обуть.

Сосед, пан Чижа, не унывающий старикан, говорит Збышеку:
- в прошлую войну уже было три таких фюрера: Вильгельм, Николай и Франц Иосиф. Я тоже был. Фюреры умерли, а я остался. Так угадай, кто из нас теперь останется?

Двое мелких детей, братьев Збышека, всё равно до конца не понимают происходящего и поэтому периодически дурачатся как все дети. И хотя они маленькие, меня всё равно поразил эпизод, когда Хеня съел всю еду, не оставив ничего Збышеку, вернувшемуся домой после работы. Не настолько он маленький, чтобы так подло поступить и не понять этого. С определенными чертами характера рождаются, просто со временем они всё сильнее проявляются, и если человек подлый, то он таким не стал, он таким родился.

Дом, в котором живут дети, находится прямо напротив площади, на которой немцы сделали проволочное ограждение и держат там пленных русских солдат. Однажды одному солдату удаётся сбежать из лагеря и он забегает в дом к мальчикам. Двое младших уже спят, к счастью, остаются один на один только Збышек и сбежавший...


Третий рассказ называется "Капля крови" и он правильно показан последним, после него уже ничего смотреть не хочется. Я и так плакала, пока смотрела первые два рассказа, но на третьем я уже рыдала. Из всех трёх рассказов этот сразил меня больше всего, я лицо девочки будут помнить теперь всю жизнь, как и имя. Честное слово, уже прошло недели три с тех пор как я посмотрела этот рассказ, а в голове, время от времени, вдруг всплывает голос девочки, которая говорит "меня зовут Марыся Малиновска" и просто душа болит. Это лучший из трех рассказов и концовка тут просто шедевральная.

События начинаются с того, что 10-летняя девочка Мирка (Беата Барщевская) вылазит из своего убежища, во дворе заброшенного многоквартирного дома в гетто, жители которого были депортированы нацистами. У девочки такие глаза, что их просто невозможно забыть, она играла настолько потрясающе, что я дала бы ей Оскар.


Мирка тихонько вылазит из своего убежища и идёт по ступенькам в свою квартиру. Там грязно и ничего ценного не осталось, единственное что она находит - это своё платье, которое девочка бережно складывает и заворачивает в газету, чтобы забрать с собой. А на столе есть немного еды, которую она глотает сквозь слёзы. Понятно что стало с её родными... До вечера девочка сидит в квартире, а потом покидает этот дом навсегда. Её главная цель - добраться до друга отца, доктора Ореховски. Это какой нужно быть смелой, чтобы проделать долгий путь, в холод, будучи голодной, прячась от немцев, а самое страшное - потеряв всех своих близких. Увы, есть ещё одна опасность, местные жители, которые ненавидят евреев. Когда Мирка идёт вдоль поля, к ней бегут местные дебилы, чуть старше самой девочки, и начинают допытываться куда она идёт. Мирка говорит, что к тётке Завадской, она служит у ксёндза, но старший из мальчиков недоволен, поправляет Мирку, что она должна была сказать "преподобного ксёндза". И тут же:

- ты жидовка?
- я не жидовка
- если ты не жидовка, то прочти молитву
Мирка креститься по-католически, но старший всё равно не доволен:
- ты молишься стоя? Ты должна молиться на коленях

Тогда Мирка становится на колени и читает "Отче наш", к счастью, её научили.

В итоге, девочка добирается до доктора. В тот же день, вечером, Мирка сидит за столом, дома у доктора и его жены. Это один из тех душераздирающих моментов фильма:
- ты голодна?
- голодна, но не могу есть
- Ты должна кушать. Если расскажу твоей маме, она рассердится.
- пан доктор, я больше не хочу жить. Пусть пан доктор даст мне яду...

Вы представляете что должно быть в душе у 10-летнего ребенка, чтобы он такое сказал? Это было невозможно смотреть без слёз. Доктор и его жена были травмированы не меньше меня, но взяли себя в руки и всеми силами постарались отвлечь девочку от мыслей о смерти.

В итоге, общими усилиями, доктор, его жена и медсестра из больницы ищут для Мирки убежище, временно скрывая её у других людей.

И, наконец, жена доктора отвозит Мирку в приют, где воспитываются дети католики. Девочку выдают за католичку, делают ей поддельные документы, но конечно директриса приюта обо всём знает и помогает чем может, ведь Мирка, теперь уже Марыся, не единственный еврейский ребёнок в приюте, которого там скрывают под вымышленным именем. Жена доктора обещает приехать через месяц, чтобы навестить девочку. В самом приюте детям хорошо, их неплохо кормят, одевают, играю с ними в игры, Марыся там немного оживает. Но однажды нацистская комиссия по германизации (Ле́бенсборн) достигает приюта. И я не буду рассказывать концовку, чтобы не портить эффекта, но мы с мамой были в шоке, мы буквально орали)) Просто вот шок, и нервный смех, и слёзы.


Я очень рада, что нашла этот фильм и посмотрела. Да, он не для всех, но не думаю посмотревший его не пожалеет об этом
















































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....