понедельник, 25 апреля 2022 г.

"Переулок"/ "Back Street" (1941)

Это ремейк одноименного фильма 1932 года, также снятого Universal. Экранизация романа американской писательницы Фанни Хёрст (1931), произведения которой пользовались большой популярностью в период сразу после Первой мировой войны. Хёрст также была одной из самых читаемых писательниц 20-го века, а какое-то время, в 1920-х годах, одной из самых высокооплачиваемых американских писательниц (как среди писателей мужчин, так и среди писателей женщин).

Я начала смотреть именно экранизацию 1941-го года, потому что в главной роли Шарль Буайе. При этом в самой первой экранизации, 1932-го года, главную женскую роль играет Айрин Данн. Эта парочка сыграла вместе в трёх фильмах, так что было бы здорово увидеть их снова вместе, но увы. И ещё одна экранизация была снята в 1961-м году с Сьюзен Хэйворд в главной роли. Мне не понравилась ни эта версия, ни та что с Айрин Данн. Причём даже не знаю какая хуже, кажется всё-таки та что с Данн.

В паре с Шарлем Буайе играет Маргарет Саллаван, которая так хотела, чтобы Шарль сыграл с ней в паре, что уступила часть своего гонорара, лишь бы убедить его сыграть эту неприятную роль. Таааак)) Интересно, это Саллаван его просто очень ценила как талантливого актёра или Буайе ей ещё и как мужчина нравился, но скорее оба варианта сразу, поэтому дама буквально разбрасывалась своими деньгами)) Видимо сумма была ощутимой, раз Буайе согласился. Обычно он таких подлецов не играл, в конце каждого фильма персонаж Шарля всегда был оправдан, даже если перед этим вёл себя сомнительно, и женщины, утирая слёзы, мечтали о мужчине как Шарль)) Собственно, тут такая концовка, что вроде как все тоже должны прослезиться и посочувствовать, но это точно не мой случай:)

Действие фильма происходит в начале 1900-х годов. Девушка Рэй Смит (обожаю такие имена, непонятно где имя, а где фамилия:) живет в Цинциннати со своей мачехой и сводной сестрой, отец умер. Все они управляют галантерейным магазином, оставшимся после смерти отца. Мачеха, конечно, просто ужасна, противная вечно бубнящая тётка, которая всегда недовольна всем что делает Рэй. Конечно, и Рэй девица очень независимая, особенно для начала 20-го века. Она занимается закупкой новых товаров для магазина, а тут нужно иметь характер, ведь дела она ведёт с мужчинами.

И раз уж речь зашла о мужчинах, вокруг Рэй их вьётся много, но она никому не отвечает взаимностью. Есть только молодой парень по имени Курт, он механик и изобретатель, помешанный на автомобилях, работает в собственном небольшом магазинчике, в котором торгует велосипедами, а в свободное время самостоятельно собирает автомобиль. Курт мечтает о том, что однажды сможет разбогатеть и жениться на Рэй, но автомобили у него всё-равно на первом месте (и правильно!).

Однажды Курт удается собрать самостоятельно автомобиль и он даже выезжает на этом автомобиле, вместе с Рэй, на главную улицу города, чтобы привлечь внимание местного банкира, в надежде что тот станет инвестором. Но, автомобиль глохнет как раз напротив банка. Все вокруг смеются над неудачей, как обычно, а банкир делает недовольное лицо и возвращается обратно в банк. Именно эта неудача сподвигла Курта принять важное решение и кардинально изменить свою жизнь. Вскоре он продает магазин и устраивается на работу к человеку, который уже удачно собрал 8 бензиновых автомобилей (это, к слову, Генри Форд:), чтобы самому научиться это делать. Правда, для этого Курт покидает не только свой родной город, но и штат, а вместе с ним и Рэй.


А я возвращаю свой рассказ к Рэй. Однажды девушка провожает на вокзал своего друга-коммивояжера Эда Портера. Уже заходя в вагон он сталкивается с банкиром Уолтером Саксэлом (Шарль Буайе), который наоборот сходит с поезда. Он приехал в Цинциннати из Нового Орлеана всего на несколько часов. Эд радостно жмёт Уолтеру руку, спрашивает как у него дела, а напоследок, когда поезд уже трогается, представляет Уолтеру свою подругу Рэй Смит.

Когда поезд уезжает девушка смеётся и говорит Уолтеру:
- Вы ведь понятия не имеете кто это?))
- ни малейшего, хотя его лицо кажется мне знакомым
- это Портер
- ах, да! Из "МакКерсон и Фогерти" в Нью-Йорке. Видите ли, я не запоминаю лиц, но никогда не забываю имён
- а как насчёт моего?
- Вашего? ну...
- он ведь Вам назвал его?
- да, назвал. Мисс...
- Смит))
- Смит?
- Рэй Смит
- ну это очень трудное имя))
- да ладно! если Вы не можете вспомнить "Смит", Вы никогда ничего не запомните))

Итак, Рэй уже прощается с Уолтером, но тот приглашает её отужинать вместе (в фильме, конечно, говорят отобедать, но извините, на улице уже темно, так что для меня это ужин:). Видно, что Уолтер девушке очень понравился и, после недолгих раздумий, она соглашается пойти с ним. Это, пожалуй, самый смешной эпизод в фильме. Очаровательный и забавный Буайе, смотрящий влюбленными глазами - это просто прелесть.

В ресторане много людей, почти все столики заняты, парочка занимает свободный, им приносят меню и спустя время пожилой официант подходит чтобы принять заказ. Однако Уолтер и Рэй так увлечены друг другом, что совершенно не обращают на него внимания.

- Вы всегда приглашаете на ужин молодых женщин, с которыми знакомитесь на станции?
- всегда, это семейная традиция. Мой отец сделал тоже самое, и дед
- не знаю почему я пошла с Вами (смеётся)
- они (женщины) никогда не знают. И более 3-х поколений женщин спрашивали нас: "Почему я пошла ужинать с Вами, мистер Саксэл?"
- Сакселы кажутся очень милыми и очень таинственными


Официант, который всё ждёт когда можно будет прервать разговор, наконец не выдерживает и вмешивается:
- какое вино предпочитаете, сэр? Бургундское или бордо?

Уолтер даже не слушает что спрашивает официант и, отмахиваясь от него как от назойливой мухи, отвечает:
- конечно

Официант уходит за вином, бубнит недовольно себе под нос, и внутри него идёт борьба:
- бургундское лучше, но бордо дороже. Он возьмёт бордо и оно ему понравится))

Тем временем Уолтер и Рэй продолжают свою неспешную беседу. Официант возвращается и снова пытается привлечь к себе их внимание:
- у нас есть утка с апельсинами и заливной фаршированный фазан

Уолтер, как бы между прочим:
- принесите это
- утка или фазан?
- конечно))


Тут просто нужно видеть лицо официанта))
- что Вы думаете о фазане, сэр?
- а! здравствуйте! фазан? лучший, который я когда-либо ел, спасибо))


В общем, похоже официант приносил парочке всё самое дорогое, раз уж они были настолько невменяемые)) И вот в ресторане уже никого нет, а Уолтер и Рэй всё разговаривают, и разговаривают, а официант конечно уже хочет домой. Он чуть в обморок не упал, когда Рэй говорит:
- продолжайте, расскажите мне больше
- прекрасно, начнём с того, когда мне было 8 месяцев. У меня прорезался первый зуб))
 Я так смеялась)) Хотя, как выяснилось позже, в ресторане парочка просидела около 3-х часов, а выглядело так, как-будто всю ночь:)

После ужина Рэй и Уолтер отправляются на речной вокзал, Уолтер должен ехать в Луисвилл. Он покупает билет, но в последний момент решает остаться, ну не может он расстаться с Рэй:) Девушка счастлива и я её понимаю. Каждый следующий день Уолтер говорит портье в гостинице, что завтра он точно уедет, но каждый раз откладывает свой отъезд ещё на один день, что очень веселит портье.

В один из дней Уолтер и Рэй едут на пикник. Погода чудесная, вокруг стога сена, поле, небо покрыто красивыми белыми облаками на фоне синего неба (неважно что фильм чёрно-белый, по картинке понятно)). Вокруг ни единой души, романтика.

- в каком уголке Земли ты хотел бы жить?
- о, мне нравится там где я живу. Здесь нет особой разницы
- хорошо, но если бы ты мог жить где угодно, то в каком месте?
- я не знаю...а какие места тебе нравятся?
- я бы выбрала горы, очень высокую гору. У неё нет имени, это просто гора, и там нет домов, только наш. Мы будем жить там одни и раз в год спускаться с гор, чтобы отправиться в Нью-Йорк. Ты бы хотел побывать в Нью-Йорке? (лицо Уолтера становится очень серьезным, даже нервным, но он молчит). Ну, мне тоже не очень нравится Нью-Йорк, но мы поехали бы в какой-то другой город... Скажем, в Новый Орлеан. Уолтер? (говорит встревоженно)
- да?
- что с тобой? Ты внезапно стал таким практичным
- ну, иногда нам приходится быть практичными. Я уезжаю завтра, судно отправляется в полдень. Я весь день пытался тебе об этом сказать.

Рэй понимает, что когда-то этот момент всё равно настал бы, ведь не может же Уолтер бросить свой бизнес. И она не видит в этом ничего трагичного, понимая что он всё-равно снова приедет к ней, что Рэй ещё увидит Уолтера обязательно, пусть и будет ужасно по нему скучать в его отсутствие. Но присмотревшись к Уолтеру, к тому какой он серьезный, девушка понимает, что есть что-то ещё о чём Уолтер не договаривает, и высказывает свою внезапную догадку.
- ты никогда не вернёшься? Ты правда хочешь сказать, что дело не только в бизнесе? Да, Уолтер? Это...?
- это моя невеста. Она живёт в Луисвилле. Наша помолвка уже объявлена.


Несчастная Рэй, она даже не может найти нужных слов, просто просит Уолтера уйти. Можно представить что у неё в душе творилось. Но ведь это только помолвка, всё-таки свадьбы ещё не было. И хотя Уолтер повёл себя довольно подло и по отношению к Рэй, и по отношению к невесте, спишем всё на любовь с первого взгляда, которой сложно сопротивляться.

И вот, когда все уже возмутились поведением главного героя, сюжет снова делает заворот и возвращает нас к Уолтеру, пока ещё не злодею, а романтику, бесшабашному, принимающему мгновенные решения. В день отъезда он покупает два билета на пароход, звонит Рэй и просит её приехать немедленно. Он не говорит зачем, особенно после не очень приятного объяснения, но Рэй конечно же обещает приехать как можно скорее, ведь до отплытия парохода остается очень мало времени. Короче, все с замиранием сердца ждут встречи двух главных героев, поскольку Уолтер не просто купил два билета, но и договорился с пароходным священником, чтобы он поженил Рэй и Уолтера, о чём девушка, конечно же, не знает. Однако, как это бывает не только в фильмах, но и в реальной жизни, обстоятельства складываются просто ужасно. Масла в огонь подливает идиотская мачеха Рэй. И, в результате, девушка опаздывает, пароход уплывает, а на нём и оскорбленно-обиженный Уолтер. Все рвут на себе волосы))

Проходит 5 лет и теперь события происходят в Нью-Йорке. Однажды в зимний и очень снежный вечер уже женатый Уолтер и незамужняя Рэй сталкиваются случайно на улице. Оба поражены этой встречей и рады, одновременно, рады ей. Парочка отправляется в ресторан, не стоять же на холоде и превращаться в сугроб, тем более им есть о чём поговорить. В ресторане Уолтер, наконец, узнаёт почему Рэй опоздала. И он в ужасе от всего, у него практически обморочное состояние, в том числе от того, что психанув женился не на Рэй, а на дочери банкира, хотя для него это очень выгодный брак. Ко всему этому бардаку у Уолтера уже даже есть ребенок, сын.

В общем, лучшее что могли бы сделать Рэй и Уолтер, это больше никогда не встречаться, но в жизни мы не всегда совершаем логичные и правильные поступки, чаще всего мы не в силах совладать со своим чувствами и желаниями. Ситуация какая-то очень трагичная, люди всё ещё любят друг друга, но чтобы быть вместе - пришлось бы разбить семью Уолтера. И вот тут, наконец, начинает проявляться подлинная сущность главного героя, совсем даже не положительного, даже не думаю что любящего Рэй. Уолтер эгоист и карьерист, развод ему точно ни к чему, иначе карьере пришел бы конец, которая полностью зависит от тестя Уолтера. Всё что он может предложить Рэй - это роль любовницы. Худший вариант из всех возможных.

Сама Рэй, на момент встречи с Уолтером, была уже очень успешной. Она разрабатывала одежду для крупнейших магазинов в городе, так что зарабатывала хорошо, была востребованной. И вот я была уверена, что даже став любовницей Уолтера она продолжила делать карьеру, продавать свои эскизы, короче как-то себя реализовывать.

Но, к моему ужасу, Рэй забросила всё. Она превратилась в половую тряпку, об которую Уолтер часто вытирал ноги. Она, как собака, сидела и ждала его часами, днями, ничего не делая, а когда Уолтер наконец появлялся, практически тапочки в зубах ему приносила. То есть, Уолтер спокойно жил двойной жизнью, делал карьеру, ездил в командировки, путешествия, а в свободное время приходил к Рэй. Она же должна была сидеть всё время дома и ждать когда "хозяин" осчастливит её своим визитом. Как это банально, низко, противно. Худшее что может сделать женщина - засесть дома, поставить крест на всём и вознести практически в лик святых какого-то мужчину. От этого же можно просто сойти с ума (многие женщины именно потому и становятся нервными и пришибленными, кстати).

Буайе трудно отказать, да)) Но даже он определенно не стоит того, чтобы ломать свою жизнь, никто этого не стоит.

И ещё один важный момент в отношениях Рэй и Уолтера. Он хотел чтобы Рэй всегда была женщиной-праздником. То есть, никаких обид, выяснений отношений, упреков, плохого настроения, ни-че-го. Уолтер содержал Рэй и хотел видеть её только улыбающейся, радостной, принимающей его таким какой он есть. Девушка ещё и стала читать книги о банковском деле, давать Уолтеру дельные советы, подкидывать идеи, который тот удачно воплощал в жизнь, что тоже способствовало его карьере. А однажды Уолтер даже спросит у Рэй хочет ли она, чтобы он развёлся, и Рэй ответит ему как "правильная" любовница.

Уехал в Европу на несколько месяцев, с женой, прислал Рэй всего пару открыток, потом вообще перестал писать. Она все месяцы как ненормальная сидела дома, безвылазно, ждала письма, звонка или что Уолтер появится собственной персоной. Мне кажется так и с ума сойти не трудно, если изводить себя месяцами. Ну вернулся наконец герой-любовник и такой радостно, - у нас с женой родилась дочь. У Рэй шок, а Уолтер так спокойно "а чё такого?", она же моя жена. Логично))

Друг Рэй, коммивояжер Портер однажды тоже сказал ей, узнав что она стала любовницей:

- Рэй, это не жизнь! Что будет, если об этом узнают у тебя на работе?
- я оставила работу
- зачем ты это сделала?!
- ну...мне нужно было это сделать. Это было моё решение.
- понимаю. Он тебя заставил. Чтобы ты всё время ждала его здесь
- ладно, это так
- мне кажется что ты поступаешь неправильно. Ты много себя лишаешь, того, чего тебе бы хотелось. Ты не всегда будешь молодой. У тебя не может быть друзей, потому что друзья задают вопросы. И когда они что-то спрашивают, тебе приходится с ними прощаться! Сегодня всё нормально, кажется всё идёт хорошо. Может и завтра будет не так уж плохо. А дальше что? Ты собираешься сидеть здесь, ожидая его? В прежние времена ты никогда никого не ждала! Нет Рэй, это ошибка. Что тебе нужно, так это дом, семья и человек, который будет только твоим. Чтобы он был с тобой всю жизнь!

Но разве можно убедить в чём-либо влюблённую женщину? Это безнадёжно. Влюблённые люди никогда никого не слушают и не принимают чужие советы. Так и ломают свои жизни, до сих пор. Не могу сказать, что мне было жаль главную героиню, нельзя быть настолько слабохарактерной, нельзя позволять мужчине вытирать об себя ноги, нельзя идти на жертвы, которые никто не оценит. Стоили ли вообще все жертвы, которые принесла Рэй, той жизни, которую она прожила? Что-то я сомневаюсь.

Что меня удивило, так это отсутствие совместных детей, автор решила этим не обременять главных героев, видимо:) И, конечно, повеселила фраза по поводу жены Уолтера, якобы она ни о чём не знала и даже не догадывалась. Ну конечно, делают из жен дур каких-то, вот все вокруг знают, только об изменах Уолтера и говорят, а жена не в курсе, кто в это поверит? Просто жене не хотелось разводиться, поэтому было удобно делать вид, что она ничего не знает о любовнице. Жены всегда о таком знают, особенно когда любовница многолетняя.

Фильм интересный, хоть главная героиня и дурочка. Шарль Буайе восхитителен как всегда, не перестаю петь ему оды:) Даже в роли негативного героя, хотя его персонаж меня бесил, сам Буайе был мимими:) Не предоставляю что может быть общего между деловым мужчиной, ведущим очень активный образ жизни, и женщиной, которая ничем не занимается, не бывает в обществе, ни с кем не общается, не имеет знакомых и друзей. Ну, пусть она читает книги, слушает музыку, в курсе последних новостей из газет и радио, ходит в кино (я надеюсь хоть так). Всё-таки поговорить с ней было о чём. Но всю жизнь общаться с одним единственным мужчиной и жить от встречи к встрече? Всегда в ожидании? Какой дурдом

















































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....