воскресенье, 24 апреля 2022 г.

"Верная Нимфа"/ "The constant Nymph" (1943)

Фильм, о котором хочется писать с нежностью и душевной болью. Очень трудно подобрать правильные слова, чтобы описать свои переживания, восхищение игрой актеров и самим сюжетом. Есть просто чудесные фильмы, а есть те, которые запоминаются навсегда и вытаскивают из глубин памяти наружу какие-то давно забытые чувства и переживания, как-будто вновь возвращаешься в прошлое. Лично для меня этот фильм стал особенным, настолько, что я даже не могу сравнить его с какими-то другими любимыми фильмами. Он сам по себе. И он прекрасный, просто восхитительный.

Не знаю можете ли вы вспомнить свою первую любовь или просто сильное юношеское увлечение, потому что со временем такие вещи, обычно, стираются из памяти. Просто помнишь что была влюблена в какого-то там мальчика, ну может имя помнишь, но вызвать снова в душе ту бурю чувств точно не получится. Я понимаю что любовь может быть сильной, безрассудной, даже страшной в любом возрасте, но почему-то кажется что именно юношеская любовь самая волнительная и душераздирающая.

У моих родителей был друг, жил он в другом городе, но время от времени приезжал в гости. Он знал меня почти с рождения и будучи ребенком я любила его безгранично. Разница в возрасте - 22 года. Он всегда искренне интересовался моими делами и успехами, ходил в школу вместо моего отчима (которому до этого не было дела), пару раз припугнул школьников, которые задирали меня. По сути, в дни его визитов (а приезжал он на неделю, иногда две) он мне был как отец, которого мне (тогдашней) так не хватало. Просто будучи маленькой я этого не понимала. У меня была какая-то безусловная любовь. Я обожала этого мужчину, я настолько им восхищалась, что когда он приезжал, мне хотелось просто преданно смотреть ему в глаза и держать за руку, этого было достаточно для моего детского сердца. Конечно все взрослые не воспринимали мою любовь всерьез. Он же любил меня как ребёнка и только.

Гром грянул, когда родители сообщили что "любовь всей моей жизни" женится. Я даже сейчас помню как мне стало плохо, думала сердце остановится. Как я плакала! Мне было 14 лет, возраст такой, когда как раз всё очень остро воспринимается. Было больно, ведь я считала этого человека своим с незапамятных времен, мне казалось он не имеет права жениться, никогда. Взрослые почему-то думают, что у детей всё не серьезно, особенно у маленьких. Никто, также, не воспринимает всерьез влюбленного подростка. Но я из собственного опыта могу сказать, что это адская мука. В подростковом возрасте, в юности, всё выглядит как-то преувеличенно трагично, в чёрных тонах, прямо тлен и безысходность, из-за которых буквально задыхаешься. И кажется что боль не пройдет никогда, и что любить будешь вечно.

Первую дочь друг семьи назвал в мою честь. Это как-то примирило меня, постепенно, с действительностью. Оглядываясь назад я благодарна за ту огромную разницу в возрасте, которая разделяла нас, иначе можно было наделать много ошибок. Сегодня я вспоминаю эту историю и как-то за себя неловко)) Но тогда даже история любви Ромео и Джульетты казалась мне менее трагичной, чем моя любовь))

Я рассказала эту историю, потому что фильм тоже о девочке, всю свою недолгую жизнь любившей взрослого мужчину, друга отца, который воспринимал её как ребёнка и не видел в ней женщину. Мы жили в разное время и девочка Тесса имела другое воспитание, окружение, её любовь была более возвышенной и жертвенной чем моя. Но я смотрела фильм и могла буквально физически ощутить всю ту душевную боль, которую испытывала бедная Тесса. Это так невыносимо и страшно любить безответной любовью, не знать как с ней справиться, как успокоить своё сердце. Мне очень жаль и Тессу, и Льюиса, которого она любила. Фильм просто не может оставить вас равнодушными (мне так кажется:)

Но, давайте по порядку. Однажды я скачала фильм "Верная нимфа" и очень быстро его выключила. Так иногда бывает, когда что-то раздражает и ты просто не оставляешь фильму ни шанса. Во второй раз я его скачала случайно, просто забыв что уже пыталась когда-то смотреть. Сразу вспомнила почему выключила, но поскольку в главной роли Шарль Буайе, решила что буду смотреть до конца во что бы то ни стало))

Фильм - экранизация одноименного романа 1924 года английской писательницы Маргарет Кеннеди. Можете не сомневаться, что в русском переводе его нет. Проклятье, похоже пора начать заставлять себя пытаться читать книги на английском))

Льюис Додд - бедный, обаятельный (оххх, спасибо за Буайе, я бы ни за что не полюбила этот фильм, если бы в главной роли был, ну например, Кэри Грант) и эгоцентричный бельгийский композитор, последняя симфония которого провалилась в Лондоне. Он действительно талантлив, но его музыка странная, какая-то шумная, она скорее показывает технические способности музыканта, чем его талант композитора. В поисках нового вдохновения, и чтобы избежать негативной критики в свой адрес, он решает принять приглашение и поехать в Швейцарию, к своему другу и наставнику, композитору и музыкальному гению Альберту Сэнгеру, к которому Льис ездит каждое Рождество на протяжении многих лет. Это пожилой мужчина, у которого какая-то там по счету жена и четыре дочери от предыдущих браков. Они все живут в очень уютном, просторном, но старом шале в горах. Льюис знал дочерей Сэнгера с младенчества: Кейт, Тони, Тессу и Полу (у двух последних общая мама). Все девчонки были когда-то влюблены в него, но больше всех - Тесса.

Сам Сэнгер, хоть и талантливый, но спивающийся старикан, живущий закрытой жизнью, вечно всем недоволен и доводит свою последнюю (молодую, да ещё и русскую) жену до бешенства. Все дочери Сэнгера опытные музыканты. Кейт (старшая) играет на виолончели, Пола (самая младшая) - на скрипке, Тони - на фортепиано и Тесса на альте. Когда-то давно Льюис написал для них мелодию, но она показалась ему слишком грустной и он так её и не отослал. Отправляясь к Сэнгерам в этот раз он всё-таки прихватил с собой ноты, решив сделать девочкам подарок.

Тут и расскажу почему в первый раз выключила фильм. Если вдруг вы тоже решите так поступить - не вздумайте совершить мою ошибку!)) В роли Тессы - Джоан Фонтейн, родная сестра Оливии де Хэвилленд, сыгравшей Мелани во всем нам известной экранизации "Унесённые ветром". Я читала о вражде и соперничестве двух сестёр, хотя скорее я бы сказала что это Джоан, младшая, всю жизнь конфликтовала со старшей. И всему виной мать девочек, которая с самого детства превозносила Оливию и унижала, обделяла Джоан, говоря ей что она некрасивая и бесталанная. Так вот, Джоан Фонтейн действительно не красавица, на мой взгляд, но сыграла прекрасно. Она играет девочку старшего школьного возраста (ей было 26 лет на самом деле). Смотрю я начало фильм и не могу понять, девочка ненормальная?)) Почему она так ведёт себя, как-то странно дёргается, расчёсывает волосы, бегает, какой дурак придумал что она должна бегать именно вот так?? Короче, так раздражало её поведение, что в первый раз я подумала в фильме все идиоты и выключила его)) Ох, какая же я была дурочка!

Теперь я понимаю, что у Тессы энергия бьет через край, она юна, её переполняют эмоции, с которыми девочка не может справиться когда приходит телеграмма с извещением, что в гости приедет Льюис. Я могу запросто представить себе это нервное возбуждение, когда ты радуешься и нервничаешь одновременно, поэтому хватаешься за несколько дел сразу и не можешь их закончить) Тесса порывистая, искренняя, чистая душой, немножко шумная, она любит Льюса уже не детской любовью и безгранично страдает от этого.

Наконец Льюис приезжает. Шале, на мой взгляд, выглядит восхитительно, хотя в фильме утверждают, что оно обветшалое. Что ж...я бы хотела владеть таким обветшалым домиком в Альпах))

В гости, одновременно с Льюисом, приезжает лысый странный мужик по фамилии Тригорин. Пола и Тесса радостно встречают Льюиса и спрашивают про Тригорина:

- где ты его нашёл?
- мистер Тригорин поставил балет по одной из опер вашего отца
- вы очаровательные дочери мистера Сэнгера? (спрашивает дурацким, скрипящим голосом Тригорин у девочек)
девочки, да и сам Льюис, не сдерживаются и начинают хохотать от того как Тригорин произнёс свой вопрос и Пола говорит:
- он похож на дрессировщика блох)))

Тесса говорит своей сестре:

- Сэнгер сегодня сказал, что Льюис подобен погоде: если он никогда не заплачет, то не станет великим. Как думаешь, что заставит его заплакать?
- наверно он когда-то влюблялся и плакал из-за этого
- он никогда не влюблялся
- откуда ты знаешь?
- О...может он многое знает, но настоящей любви познал не больше чем мы
- откуда ты знаешь?
- я знаю...О таких вещах не нужно рассказывать, ты их просто знаешь.
- то как ты им восхищаешься - с души воротит
- я люблю Льюиса, он мой
- думаешь он знает об этом?
- нет, мне кажется сейчас не знает, но однажды он посмотрит на меня и скажет: "Родная, родная Тесса..." и всё будет хорошо
- и ты упадёшь в обморок
- ага, и скорее всего упаду ему в руки) И он будет очень рад, ведь ему нужна такая как я

Единственная мелодия, которая была действительно красивая и стоящая - это та, что Льюис написал для девочек Сэнгер. Грустная и душевная мелодия. К ней есть слова и я, конечно, пошла поискать кто автор. Наткнулась на какой-то американский форум, где как раз обсуждается текст песни и очень смеялась, потому что даже носители языка спорили и не могли прийти к окончательному выводу какие точно слова поются в песне. Её исполняли несколько раз и одной из исполнительниц была Норма Проктор, английская контральто. Так вот, люди пишут, что никогда ни слова не могли понять из того что она пела, а один парень написал, что "Норма Проктор звучит так, как-будто ее рот наполнен арахисовым маслом и жевательной резинкой. И, возможно, немножко грязью"))) Слова всё-таки нашла (перевела как смогла), одна из певиц, исполнявших эту песню сказала, что слова какие-то бредовые, но музыка красивая. Что ж, слова и правда немного бредовые)):

When I am gone,
The birds will stop their singing,
The sun will rise as bright tomorrow morn.

(когда меня не станет,
птицы прекратят своё пение,
солнце взойдёт как яркое завтрашнее утро)

The birds will sing,
though I no longer near you
must lie forlorn, lie forlorn.

(птицы запоют,
хотя я больше не с тобой,
и должен лежать в одиночестве)

When I am in my grave,
the flowers blowing
shall make you garlands twenty times as sweet.

(когда я лежу в могиле,
цветы колышутся на ветру
сделаю тебе из них венок в двадцать раз милее)

Beauty will live
though I must sleep unknowing
beneath your feet, must sleep beneath your feet.

(красота будет жить
хотя я должен упокоиться в безвестности
у твоих ног, должен упокоиться у твоих ног)

Льюис считает что написанная им для девочек мелодия - полная ерунда (говорит это "sugar-candy"). Но Сэнгер так не считает, он говорит:

- если бы ты сыграл её в Лондоне, то не потерпел бы неудачу
- что можно с ней сделать? (с мелодией)
- любовную сцену в опере! Симфоническую поэму, всё что хочешь!


Мелодия и правда чудесная в фортепианном исполнении, жаль отдельно нигде не нашла.

Есть совершенно очаровательный персонаж по имени Фриц Бэркови, молодой мужчина, который влюблён в Тони (вообще она Антония), он владелец 10 театров в 10-ти самых крупных городах. В общем, очень богатый. При этом такой маленький, страшненький, но как же он преданно бегает за Тони и как же он страдальчески любит её:) Все его нежно называют Фриццы

Льюис говорит Тессе:

- когда я вижу неприятности, то всегда хочу убежать от них
- тогда лучше беги от меня
- я никогда не убегу от тебя
- правда?
- бесстыжая ты девчонка (улыбается), удивительно невинная. Я должен поговорить с тобой
- о чём?
- вокруг бродит слишком много "Фрицев", понимаешь? Тебе нужна "защита"
- Защита? Но моя душа очень проста, разве это не защита?
- будь ты моей дочуркой, я бы отправил тебя в монастырь или школу
- (смеётся) я видела девочек из школы и их лица походят на Рождественский пудинг, я не сногсшибательная красавица, но ты хочешь чтобы моё лицо было похоже на пудинг?)


Тесса Льюису:

- оказывается я очень сильно тебя люблю
- любить кого-то это очень серьезная ошибка
- почему?
- оглянутся не успеешь как станешь бескорыстной, внимательной, начнёшь жертвовать собой, приобретешь все эти утомительные качества
- ты запомнишь этот момент?
- да
- не нужно любить лишних людей, ты можешь любить нас сколько угодно, но пожалуйста...только не...только
- только что?
- только не надо жениться...или садиться в тюрьму, или умирать, ничего такого не надо, пожалуйста
- я постараюсь
- скажи: "умру, если совру"

Дальше в семье Сэнгеров происходит трагедия, умирает сам Сэнгер, а его молодая жена уезжает с Тригориным (неожиданно)). У девочек есть богатый дядя в Англии, когда их мать (его сестра) сбежала (против воли семьи) и вышла замуж за Сэнгера, семья, как полагается, отвернулась от девушки и они больше никогда не общались. Но теперь, когда нет в живых ни матери Тессы и Полы, ни отца, английский дядя приезжает за девочками, чтобы забрать в Англию и стать их опекуном. Дядя, конечно, просто огонь)) Громогласный болван, хоть и грозный, но безвредный. У Сэнгеров есть слуга, итальянец по имени Робэ́рто. Так вот, мы с мамой ужасно смеялись, потому что дядя Чарлз упорно называл его Робэрто́!)))

Дядя Чарлз орёт:

- Роберт!
Тесса:
- его зовут Робэ́рто
- откуда взялась "о"? (недоумённо)
- он итальянец
- О...Робэрто́!


Теперь у нас дома новое шуточное имя)) Мама мне кричит из кухни: "Робэрто́, иди помоги мне!", а я ей: "Иду, Гевáн" (это Хуан из книг Нэнси Митфорд)

С дядей Чарльзом приезжает его взрослая дочь по имени Флоренс. Её сыграла американская актриса канадского происхождения Алексис Смит, в фильме ей 22 года и какая красавица! По сюжету случается то, что должно было случится, Льюис влюбляется и объявляет о помолвке. Бедная Тесса, как она страдает! Её сестра Пола единственный человек, который всё понимает и очень переживает за Тессу.


В итоге, старшая дочь Сэнгера отправляется обучаться пению, у Тони любовь с Фрицем, а Тессу и Полу отправляют в закрытую английскую школу. Льюис и Флоренс селятся в английском поместье дяди Чарльза. Спустя время становится понятно, что это неудавшийся брак. Флоренс - богатая избалованная девица, она привыкла к обществу английской знати, к приёмам, балам, концертам. Льюис для неё тоже один из способов привлечь к себе внимание, ведь он музыкант и композитор. А сам Льюис не любит всей этой суматохи, кучи людей, какие-то приёмы, он полная противоположность Флоренс и на этой почве у них постоянные разногласия. Всё становится ещё хуже, когда Тесса возвращается из школы.


Хотя фильм трагичный, тут есть и смешные моменты.

- месье Додд, в Вашей семье есть случаи психических заболеваний?
- у меня нет семьи, так что откуда взяться психическим заболеваниям?


Дядя Чарльз ненавидит музыку и музыкальные вечера, которые устраивает его дочь:

- от пения любой женщины у меня болят зубы, наверно нерв
- тебе нужно держать во рту виски, прямо на зубе
- я так не могу, я пил бренди, а они не совместимы))


В википедии пишут, что в завещании автора романа "Верная нимфа" Маргарет Кеннеди говорилось, что фильм может демонстрироваться только в университетах и музеях, после окончания официального его показа в кинотеатрах. Такое вот странное пожелания. В результате этого фильм был недоступен для показа почти 70 лет и получил первый, за десятилетия, разрешенный публичный показ в рамках фестиваля классических фильмов Тернера 2011 года. Ничего удивительного, что многие не знали о существовании этого потрясающего фильма!

Биограф Эдмунда Гулдинга (режиссера и сценариста) Мэтью Кеннеди писал, что Джоан Фонтейн восторженно отзывалась о "Верной нимфе""За нее она была номинирована на премию Оскар, и фильм остается ее личным фаворитом". А теперь и моим фаворитом тоже:)

Обожаю рассматривать в Голливудских фильмах наряды и причёски. Но часто, при ближайшем рассмотрении, причёски оказываются совершенно дурацкими)) У меня волосы длинные и я люблю их по-разному заплетать, укладывать, завивать, поэтому ищу часто в интернете всевозможные видео и просто фотографии с интересными вариантами. В старых фильмах женщины почти всегда потрясающе элегантные (тонны косметики на лице, наклеенные ресницы, шиньоны, что там ещё?))) и на них прически, даже порой нелепые, смотрятся гармонично, но в наше время с такими причёской на улицу не выйдешь) Но не все причёски такие, конечно

- кажется я всегда понимал это и всё же...почему я не понимал этого?
- Льюис, не знаю что ты понимал, но ты должен забыть об этом, сейчас же
- я люблю тебя, Тесса. Я понял, что всегда любил
- когда-то давно, когда я вела дневник, я кое что написала: "однажды Льюис посмотрит на меня и всё будет хорошо"
- а я не посмотрел...
- было на что другое посмотреть, вот и всё. Зачем ты женился на Флоренс?
- я не знаю, сейчас - не знаю...
- О, если бы ты немножко подождал...


эх, я даже не хочу думать о том, что Буайе уже умер.
Чудесное кино, очень-очень душевное, не пройдите мимо




























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....