пятница, 22 апреля 2022 г.

"Плот и фантазия"/ "Flesh and Fantasy" (1943)

Очень необычные сюжеты фильма, но я такую тематику обожаю и было удивительно найти подобное среди старых фильмов. Для начала, это фильм-антология (*художественный фильм, состоящий из двух или более короткометражных фильмов, часто связанных только одной общей темой, местом действия или общим событием). В данном случае будет показано три истории, не связанные между собой, но объединяет их тема сверхъестественного. Одна написана американским писателем Эллисом Сент-Джозефом, вторая - Оскаром Уайльдом (в представлении не нуждается) и Ласло Ваднаем (венгерским сценаристом).

В одном из мужских закрытых клубов встречаются двое знакомых. У них происходит такой диалог:

- в чём дело? Вы немного нервничаете, плохо спали?
- я действительно неважно спал, но дело не в бессоннице. Мне было страшно
- Страшно? (смеётся). Вы большой мальчик, Вам нечего бояться. Ну-ка, расскажите
- Я проснулся в холодном поту, с криком, вот и всё...
- Что-то приснилось?
- Всё из-за разговора с прорицателем вчера на вечеринке. Их нужно изолировать от общества.
- Неужели Вы суеверны?
- Кто? я? На свете нет человека менее суеверного
- Но верите всяким предсказателям?
- Я не верю предсказателям, но когда они набрасываются на меня мне становится не по себе. Предсказатель сказал мне, что я кое-что сделаю. Я, естественно, выбросил всё это из головы, а этой ночью мне приснился сон. Суть дела в том, что я не делаю то, о чём сказал мне предсказатель. И я обязан довериться сну или предсказанию. Но я не верю ни в то, ни в другое.
- Странно, что Вы заговорили об этом именно сейчас. Вчера я читал здесь книгу, возможно Вам она не знакома, это сборник рассказов, в основном о вещах, которые Вас волнуют. О взаимоотношении снов, предсказаний и реальности.

Так и начинается первая история. Действие происходит в Новом Орлеане, штат Луизиана. Странные на вид люди находят тело человека, который только что утонул. На табличке на стене написано "Марди Гра". Это вторник перед началом католического Великого поста, последний день карнавала. Праздник, который знаменует собой окончание семи "жирных дней". Жирный вторник подразумевает собой последнюю ночь до начала поста.

Название распространено в основном во франкоговорящих странах и регионах. Празднуется во многих странах Европы, в США и в других странах. Из городов США самые массовые и пышные празднования проходят в Новом Орлеане. Аналог восточнославянской Масленицы.

Итак, девушка Генриетта, искусная швея, сделала платье для своей заказчицы, но у девушки нет денег заплатить прямо сейчас. Она клянётся Генриетте, что заплатит на следующий день и умоляет отдать ей готовое платье, чтобы надеть его на ночной карнавал, где девушку будет ждать её суженый. Но Генриетта непреклонна, она говорит что постоянно выслуживает десятки слёзных историй, похожих одна на другую, и всё сводится лишь к тому, чтобы не платить за проделанную Генриеттой работу, а ведь ей тоже нужно как-то выживать.

Взбешенная девица в истерике кричит Генриетте:

- Ты не хочешь чтобы у других был любимый, потому что у тебя его нет! Ты уродина! Да ни один мужчина не посмотрит на тебя! Я тебя ненавижу! И все кто тебя знают, тоже тебя ненавидят!

Генриетта выгоняет истеричку, но сама ужасно расстроена (ещё бы!). Она идёт на улицу, а там как раз собралась толпа вокруг найденного утопленника. В толпе девушка видит студента-юриста Майкла, в которого влюблена, но который совершенно её не замечает. Эта встреча оказывается последней каплей, Генриетту охватывает полное отчаяние и она решает утопиться.

Однако, буквально в последнюю секунду, откуда-то появляется незнакомый мужчина, хватает Генриетту и говорит ей:

- постой, ты не должна этого делать. Смотри, ночь превращается в день, как прекрасно небо, нелепо убивать себя. Ты не знаешь что подарит тебе следующее мгновение. Вдруг какое-нибудь чудо осветит твою жизнь?
- Кто Вы?!
- Я пришёл спасти тебя. Ты лишишь себя последнего шанса быть с этим юношей
- Откуда Вы знаете?
- Про него? Хм, всегда всё дело в нём.
- Вы ошибаетесь, я делаю это не из-за него. Разве мало того, что я родилась такой? Разве это лицо не проклятье? Посмотрите на меня!
- Зачем винить во всём некрасивое лицо? Будь ты красивой, ничего бы не изменилось.
- Никто мне этого не докажет
- Это можно доказать. Сегодня. В полночь карнавал достигнет апогея, зазвенят церковные колокола, у тебя есть ещё несколько часов чтобы стать красивой. Пойдём со мной.

Генриетта и мужчина приходят в маленький магазинчик старины, в котором развешено много разных масок.

- Что ты предпочтёшь? Красоту святой или грешницы? Доброту, злость, порок, убийство? Или тебя вдохновляет Жанна Д'Арк? Или может ты предпочитаешь смертельную красоту Лукреции Борджа?
- Мне нужно мягкое, милое лицо, которое нравится мужчинам
- Ты говоришь о проклятии, от которого не скрыться. Но есть кое-что посильнее - любовь. Ты должна понять что это означает. Когда ты это усвоишь, ты поймёшь, что любовь означает веру в другого, вот её сокровенный смысл. И тогда юноша скажет тебе: "Ты - прекрасна. И лицо твоё прекрасно как ты сама".

В итоге, Генриетта выбирает маску, а мужчина берёт с девушки обещание, что в полночь она должна вернуть маску обратно в магазин (новая интерпретация Золушки:). Вернувшись домой, Генриетта надевает красивое платье, которое пошила для той девушки, которую выгнала и маску, и отправляется на карнавал, чтобы найти Майкла.
В роли Генриетты американская актриса Бетти Филд. В начале кинокарьеры девушке пришлось нелегко, про неё говорили, что она некрасивая и у неё слишком большой рот. Однако успех к ней пришёл и за Бетти Филд закрепилось амплуа драматической актрисы.

Вторая история не романтичная, однако я бы сказала жизненная, особенно если воспринимать всё происходящее на экране не совсем буквально. Основана на рассказе Оскара Уайльда "Преступление лорда Артура Сэвила" (1891).

На светском рауте, устроенном богатой пожилой дамой, хозяйка знакомит своих гостей с человеком по имени мистер Поджерс, хиромантом, который утверждает, что по ладоням может точно описать личности людей и предсказать их будущее. Многие гости поражены тем, насколько точны заявления Поджерса, особенно когда он раскрывает неловкие секреты, о которых никому знать не желательно.

Хиромант явно напуган, когда смотрит ладонь Маршалла Тайлера. В конце концов, после некоторой заминки, он говорит, что Тайлер скоро куда-то отправится. Говорит это наобум, только чтобы прекратить разговор.

Тайлер замечает испуг Поджерса и спрашивает что ещё тот видел в его ладони, и обещает заплатить ему сто фунтов за информацию. Поджерс просит Тайлера прийти к нему на следующий день по служебному адресу.

Маршалл Тайлер нервничает и хочет узнать что ждёт его в будущем, ведь он собирается жениться на Сибил Мертон, чьей руки он так долго добивался, прежде чем она, наконец, дала согласие.

На следующий день, можно сказать взяв Поджерса за жабры, Тайлер таки вынуждает хироманта сделать предсказание. А дальше история рассказывает о том, насколько некоторые люди впечатлительны и эмоционально нестабильны. Как можно убедить человека в чём угодно и лишить его покоя. Хорошо если тебе предсказывают что-то приятное, а если нет? И ты начинаешь настраивать себя на это плохое? Убеждать что оно обязательно произойдёт? Тяжело жить с такой ношей.

Как сказал Маршалл Тайлер:
- все мы всего-лишь куклы, подчиняющиеся силе, от которой мы не в силах скрыться

В роли Тайлера какой-то совершенно омерзительный мужик Эдвард Г. Робинсон. Оказывается, американский институт киноискусства поместил его на 24-е место в списке "100 величайших звёзд кино". Ох, мне есть ещё над чем работать, в смысле, столько фильмов ещё не видела))

И третья история. Самая любимая, потому что в главной роли Шарль Буайе, которому в моём сердце отведено отдельное место)) Обожаю этого актёра, считаю его очень красивым, ухххх там такие глаза:) 

Великий канатоходец Пол Гаспар, исполняющий в цирке сложный номер без страховки, задремав буквально перед выступлением видит сон, в котором он падает во время исполнения номера. Но, перед этим он видит среди зрителей молодую женщину, с серьгами в форме лиры (музыкального инструмента). Проснувшись, Пол вдруг теряет уверенность в себе, его начинают преследовать дурные предчувствия, перед глазами всё ещё стоит лицо женщины из сна, кричащей от ужаса.

Пол, в итоге, выходит на арену, убеждая себя что сон - это ерунда. Но в таком деле сомнения - штука опасная, подкрадывается страх, перед глазами картины возможного падения с огромной высоты. К сожалению, Полу не удаётся исполнить номер полностью, ему приходится прервать его, от чего публика очень недовольна. Позже Пол говорит устроителю шоу, что не знает что с ним произошло, но он даже не видел каната под собой.

Устроитель же говорит ему:

- завтра мы отплываем в Нью-Йорк, ты должен решить что ты способен сделать. Ты - звезда шоу, я не хочу тебя терять, на пароходе у тебя будет время всё обдумать. Если этот сон не будет давать тебе покоя - делай обычный номер, с сеткой (для подстраховки).

И вот на корабле, во время шторма, Пол сталкивается с девушкой из своего сна, сначала не понимая что это она. Он буквально ломает голову, пытаясь вспомнить где мог её видеть, прежде чем до него доходит. Девушка сначала думает, что Пол просто пытается с ней познакомиться таким странным способом, рассказывая что видел её во сне. Она не верит ни единому его слову и говорит что у Пола богатое воображение. Джоан, так зовут девушку, уже уходит от назойливого ухажёра, когда он говорит ей вслед про серьги в виде двух лир.

Джоан говорит:
- если Вы видели меня во сне, то должны избегать меня. Я принесу Вам несчастье

Пол говорит что да, такое возможно, но ему нравится Джоан и он приглашает её поужинать вместе (на что получает отказ). Конечно, учитывая необычные обстоятельства, Пол не собирается сдаваться

- с Вами бывало такое, что Вы встречаете человека впервые, но уверены что уже его встречали?
- да
- когда я увидел Вас вчера, я узнал в Вас женщину моей мечты (
и дальше весь эпизод с диалогом Буайе и Стэнвик в каюте смотрела не переставая улыбаться, потому что невозможно не умиляться и не улыбаться, когда смотришь на этого мужчину:) А ещё у него такой милый акцент, очень нравится)

Теперь Полу остаётся решить для себя, был ли сон предупреждением об опасности или просто предопределил встречу с Джоан, женщиной его мечты.
Было грустно узнать, что этот прекрасный актёр покончил жизнь самоубийством через два дня после смерти своей жены (она умерла от рака), женаты были 44 года, представляете? А 13-ю годами ранее единственный сын Буайе и его жены Патрисии, 21-летний Майкл, тяжело пережив расставание со своей девушкой, решил сыграть в русскую рулетку и в итоге погиб.

Кстати, Буайе и его жена познакомились на званом обеде и спустя две недели обручились, а всего через три месяца поженились. И прожили 44 года вместе! Если актёр покончил жизнь самоубийством сразу после смерти жены, значит он по-настоящему любил её, я думаю, даже столько лет спустя. Неужели так бывает?






























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....