среда, 13 апреля 2022 г.

"Песня имён"/ "The Song of Names" (2019)

В основе сценария — одноимённая книга британского писателя и музыковеда Нормана Лебрехта. Книга есть в русском переводе, но я еще не читала. Конечно пройти мимо такой темы я не могла и давно так не плакала во время просмотра фильма. Не думаю что кого-то этот фильм может оставить равнодушным, как и тема Холокоста, в принципе.

В главной роли Тим Рот, которого все мы точно помним по фильму "Легенда о пианисте" (1998). Честно говоря, я подумала что он еврей (и не я одна, мне кажется), и не только из-за фамилии, но и из-за того что внешне он мне просто брат родной Романа Абрамовича))) Пошла почитать биографию актера и узнала, что отец Тима Рота, родившийся в Нью-Йорке в семье британских иммигрантов с ирландскими корнями, и бывший до 70-х годов коммунистом, изменил фамилию со "Смит" на немецко-еврейскую "Рот", в качестве акта антифашистской солидарности.

Отдельно почитала про Люка Дойла, мальчика, который сыграл Довидла в возрасте 9-13 лет. Очень смешной внешне и прекрасно подобран для роли, не говоря уже о том как великолепно он сыграл. Пишут, что Люк никогда раньше нигде не снимался в кино и вообще не стоял перед камерой, единственный его актерский опыт связан только со школьными выступлениями. Для роли в фильме сомерсетскому 12-летнему школьнику пришлось выучить несколько очень сложных скрипичных пьес. Он также прошел обучение актерскому мастерству и диалектам, чтобы улучшить свой польский акцент, и даже немного выучил идиш. Оказалось что Люк в реальной жизни играет на скрипке на очень высоком уровне с раннего возраста, и один из школьных родителей, который видел таланты Люка на сцене, подумал что он идеально подходит для роли Довидла и порекомендовал мальчика агенту по подбору актеров. Видимо этот родитель знал о кастинге для фильма, в статье об этом не уточняют.

Совсем взрослого Довидла сыграл Клайв Оуэн, в юношеском возрасте - Джон Хауэр-Кинг, который мне очень понравился в сериале "Мир в огне" (2019) и я очень жду выход второго сезона. Актер родился в Лондоне, отец британец, мать - американка, был воспитан иудеем. Его бабушка и дедушка по материнской линии были польскими евреями, бежавшими из Варшавы в 1930-е гг.

Итак, про сам фильм.
Довидл Раппапорт - 9-летний мальчик из Польши, которого накануне Второй мировой войны отец привез в Англию, поскольку Довидл вундеркинд в игре на скрипке. Английская семья по фамилии Симмонды приняла мальчика у себя, обещав его отцу позаботиться о самом Довидле и также о соблюдении мальчиком религиозных обычаев, несмотря на то что Симмонды иудеями не были (слово своё они сдержали). Сын Симмондов Мартин не сразу, но начинает сближаться со своим новым приемным братом, тем более что Мартин тоже играет на музыкальном инструменте. Мне понравился эпизод с их знакомством. Агрессивный такой, очень хотелось дать Мартину чем-то по шее, но Давид молодец:)

Довидл: я музыкант. Играешь?
Мартин: на пианино. Немного.
Довидл: Шахматы?
Мартин: ...немного
Довидл: что-то всё у тебя немного. Я вот - гений. Я тебе помогать. И ты быть немного гений.
Мартин: спорим я тебя уделаю? (пытается драться, но Довидл заваливает Мартина сходу)
Довидл: и бороться немного
Мартин: пошел ты, иностранец! Даже по-английски нормально не говоришь
Довидл: ты говорить польский, русский, немецкий, идиш, иврит?
Мартин: мы же с тобой в Англии, тупица. Кстати, как тебя зовут?
Довидл: Довид Илай Рапопорт, в семье меня звать Довидл. Тебя?
Мартин: Мартин Эл Симондс
Довидл: Я звать тебя Мотл.


Вторая Мировая Война заканчивается, проходят годы, и Дэвиду и Мартину уже 21 год. Отец Мартина организовывает за свой счет концерт с участием Довидла, в котором тот должен играть главную скрипку. Но в день концерта, когда полный зал людей сидит в ожидании, Довидл таинственным образом исчезает вместе со своей скрипкой.

И, параллельно, показывают уже совсем взрослого Мартина, спустя 35 лет после исчезновения Довидла, который вдруг нападает на след своего друга, которого не прекращал искать все прошедшие годы.

Некоторые цитаты в фильме ну очень прекрасны.

Мартин: Ты что решил сменить веру?
Довидл: Евреи не меняют веру. Намочив голову Иисус не вымыл из себя еврея. Национальность не растворяется в воде, Мотл. Это кожа твоя, с рождения и до самой смерти. Ну а религия, скажем, это пальто. Станет слишком жарко - возьми да сними.


Никаких военных событий особо не показывают, только один эпизод когда бомбили Лондон. И, конечно, ужасно мучал вопрос что же такое произошло, куда же подевался Довидл. А потом все становится на свои места...

Этот эпизод, когда Довидл рассказывает что с ним произошло, самый мощный в фильме. Приходилось абстрагироваться очень сильно, когда поц, который озвучивал фильм, ставил неправильно ударение в слове "Треблинка", уж можно было и проверить как правильно, если озвучиваешь фильм на тему Холокоста, стыдно должно быть не знать подобных названий.








- у нашей общины особое есть поручение, данное нам старым ребе в Треблинке. Вспоминать имена мертвых. Эти имена мы выучили наизусть, сложив в песню. Позже они были записаны.

- они положили имена на музыку, чтобы было проще их запомнить. Это наша традиция, Мотл, она дала нам Тору, передаваемую из уст в уста через сотню поколений, эту цепочку я не вправе разорвать.
- как долго звучит песня?
- пять дней...они поют посменно, пять раввинов раз в год. Я слышал её лишь однажды. Так много имен, Мотл. Я организовал Шиву на неделю, не мылся, не брился, только молился. И не прирывался. Всемогущий помнил о моей семье, я оставил его, но он не оставил меня. Взамен я дал Ему слово, я обещал написать версию песни имен для скрипки и сыграть её в Треблинке. И я всю жизнь буду преклоняться перед Ним. Ты знаешь чего больше всего боялись евреи в лагерях? Не умереть, но умереть всей семьей, не оставив никого кто бы прочел кадиш для их душ.
























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....