воскресенье, 26 июня 2022 г.

"Песнь любви"/ "Song of Love" (1947)

Очень интересный биографический фильм. Сценарий был написан по пьесе Бернара Шуберта и Марио Сильвы. Действие фильма происходит в 19 веке, в нем рассказывается о музыкантах Кларе Вик Шуман (Кэтрин Хепберн), Роберте Шумане (Пол Хенрейд) и Иоганнесе Брамсе (Роберт Уокер).

Отец Клары Жозефины Шуман - Фридрих Вик - был по образованию богословом. Он окончил университет Виттенберга, после чего поселился в Лейпциге в 1814 году, где стал преподавать фортепиано, а также заниматься продажей и ремонтом инструментов, в чём быстро приобрел репутацию эксперта. Мать Клары — Мариана Тромлиц была концертирующей певицей и пианисткой. Её отец — Георг Кристиан Тромлитц был кантором в Плауене, а дед — Иоганн Георг Тромплитц — известным флейтистом, мастером по изготовлению флейт и композитором. Мариана Тромплитц обучалась игре на фортепиано у Фридриха Вика и вышла за него замуж в 1816 году. После замужества она преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым ребёнком (первая дочь Адельгейда умерла в младенчестве), её младшими братьями были Альвин, Густав и Виктор; на момент рождения Виктора (1824) родители уже были разведены (в 1824 году). Клара и её братья остались с отцом. Мать вышла замуж во второй раз за Адольфа Баргиля и уехала в Берлин. Видимо в то время развод был получен из-за измены жены, потому дети и остались с отцом. Всё-таки развод в 1824 году было очень сложно получить. Общение с детьми сводилось к переписке и редким свиданиям. После смерти её второго мужа в 1841 году, Мариана продолжала преподавать фортепиано, чтобы прокормить себя и своих четверых детей, рождённых во втором браке. Один из её сыновей Вольдемар Баргиль стал композитором и дирижёром.


После развода Фридрих Вик в 1828 году сочетался браком с Клементиной Фекнер, которая была младше него на 20 лет. У них родилась дочь Мари, которую отец также обучал игре на фортепьяно.

слева - Фридрих Вик, справа - Мариана Тромлиц


После развода родителей Клара Вик осталась в пятилетнем возрасте с отцом. Фридрих Вик, который посвятил жизнь воспитанию своих детей, имел авторитарный и строгий характер. Все внимание уделялось Кларе, о которой он намеревался из-за её музыкального таланта заявить, как о вундеркинде и пианистке-виртуозе. Он забрал её через несколько лет из начальной школы и организовал обучение на дому, чтобы ничто не отвлекало девочку от обучения игре на фортепиано и доведения до совершенства техники.

С раннего возраста карьера и жизнь Клары были распланирована её отцом до мельчайших деталей. Он давал ей ежедневные часовые уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению, теории, гармонии, композиции и контрапункту. В ежедневных двухчасовых уроках практики он использовал методы обучения собственной разработки.

Он вел дневник за дочь, пока она была маленькой, и писал его от имени Клары. В общем, несчастный ребёнок, лишённый нормального детства, живший под гнётом тирана отца. 


Клара Шуман, 1840-й год

художник - Иоганн Генрих Шрамм


В марте 1828 года в возрасте восьми лет, юная Клара Вик выступала в доме доктора Эрнста Кара, директора психиатрической больницы в замке Кольдиц. Там она встретила другого одаренного молодого пианиста — Роберта Шумана, который был на девять лет её старше. Шуман был настолько восхищен игрой Клары, что попросил разрешения у своей матери прекратить юридическое образование, которое никогда не интересовало его, и брать уроки музыки у отца Клары. Во время своего обучения, около года, он жил в доме у Фридриха Вика. Роберт тепло относился к детям: он даже рассказывал Кларе и её братьям сочинённые им же сказки. Тогда он мечтал об ученице Вика Эрнестине фон Фрикен, которая была на 3 года старше Клары, но воздержался от помолвки, когда узнал, что она — приемный ребёнок и не имеет право на наследство. Каков, да?)) Он посвятил Эрнестине "Карнавал".

Клара всегда восхищалась Робертом Шуманом и обожала его. Когда ей исполнилось 16 лет, они стали ближе. Она была его "Цилия", его "Кьяра", как он нежно называл её; он посвятил ей пьесу "Киарина".

Тем не менее, отец Клары совершенно не был готов отдать её неимущему, не имеющему профессии молодому человеку, который больше не мог быть пианистом, так как воспаление сухожилий безымянного пальца правой руки преждевременно закончило его карьеру. Даже тот факт, что Роберт был успешным музыкальным редактором и основал собственный журнал "Новая музыкальная газета", не мог переубедить его. Вик запрещал влюблённой паре любой контакт: свидания и переписка запрещались. 

Вик добился их разлуки тем, что запланировал Кларе многочисленные концертные турне. Он наблюдал за ней почти круглые сутки; очевидно, он лишал её даже чернил, чтобы она не могла писать. Письма Клары к Роберту это демонстрируют:

"Только не обижайся на меня, что я так страшно плохо написала, представь себе, что я стою, а лист лежит на комоде, за которым я пишу. Чтобы макнуть перо в чернильницу, я каждый раз бегу в другую комнату"

и в другом письме:

"Я прошу тебя, не сердись, что письмо оказалось таким коротким, подумай, уже 10 часов, а я в полном смятении пишу, стоя в своей комнате"

Клара Шуман

Наконец, в сентябре 1839 года Роберт и Клара подали жалобу в суд Лейпцига с заявлением либо обязать отца Клары согласиться с запланированным браком, либо официально дать согласие. Процесс затягивался, не в последнюю очередь также действиями Фридриха Вика, но 1 августа 1840 года суд дал, наконец, согласие на бракосочетание, которое состоялось 12 сентября 1840 года в деревенской церкви Шёнефельда под Лейпцигом. 

Первые четыре года семейная пара жила в сегодняшнем доме Шумана в Лейпциге. Такие известные персоны, как Феликс Мендельсон-Бартольди, Ханс Кристиан Андерсен и Ференц Лист были вхожи в дом; в концертном зале в доме устраивались концерты и чтения. Примирение между Виком и супружеской парой Шуманов состоялось в 1843 году, и первый шаг к нему сделал отец Клары.


Желанный брак с Шуманом вызывал у Клары некоторые опасения. Годы разлуки сохраняли её любовь возвышенной; теперь ей предстояло столкнуться с бытовыми трудностями. Хотя Клара освободилась из-под отцовской власти, брак тем не менее накладывал определённые ограничения на её жизнь. Роберт Шуман не был деспотичен, но всё же именно он определял отношения в семье. Тем не менее у Клары Шуман, наконец, появилась возможность восполнить пробелы общего образования. Она читала Гёте, Шекспира, Жана Поля и интенсивнее, чем раньше, наряду с музыкальными произведениями мужа, изучала сочинения Л. ван Бетховена, И. С. Баха и Ф. Шопена.

Роберт без энтузиазма смотрел на желание Клары концертировать; он хотел, чтобы она больше времени уделяла ему. По его просьбе Клара ограничила свои занятия на фортепиано — иначе Роберт не мог концентрироваться на сочинении музыки. Ситуация изменилась только тогда, когда они переехали в большую квартиру в Дрездене, где Клара могла играть на фортепиано в отдельной комнате. Кроме того, Шуман хотел, чтобы Клара больше занималась композицией. Но и здесь Роберт пытался оказывать влияние на жену, так как ему казались несерьёзными романтические сочинения, ограниченные в виртуозности и бравурности. Клара должна была сочинять как он; его целью было музыкальное единство двоих. И, таким образом, опубликовав в 1841 году цикл песен, Шуман привёл рецензентов в смущение: они не могли сказать, какую интонацию приписать Роберту, а какую — Кларе.

Клара и Роберт Шуман

Роберт вёл семейный дневник, в который супруги писали поочерёдно. После дневника, который контролировал её отец, она вела дневник, который читал супруг. Всё же это нововведение известного своей молчаливостью Шумана было удобно тем, что в него можно было вписывать сообщения и просьбы, когда не хватало слов. Поэтому Клара извлекала пользу из дневника и использовала его, чтобы сообщать Роберту свою точку зрения. То, что не было доведено до конца в беседе, отражалось на письме и могло повлиять на некоторые его решения.

У Шуманов родилось 8 детей: Мария (1841—1929), Элиза (1843—1928), Юлия (1845—1872), Эмиль (1846—1847), Людвиг (1848—1899), Фердинанд (1849—1891), Евгения (1851—1938) и Феликс (1854—1879). Их растили и воспитывали, как тогда было принято у буржуа, кормилицы или няни. Хотя в фильме всё было совсем не так. Там почему-то показали только одну прислугу, которая и готовила, и убирала, и за толпой детей присматривала, естественно толком не справляясь со всем этим. 

Каждая новая биография о Кларе Шуман ставит вопрос: что было между Кларой и Иоганнесом Брамсом? Клара познакомилась с композитором, который был на 14 лет моложе её, в 1853 году. 30 сентября 1853 года 20-летний композитор Иоганнес Брамс без предупреждения приезжает домой к Шуману с рекомендательным письмом от скрипача Йозефа Иоахима. (Шумана не было дома, и он встретился с Брамсом только на следующий день, но в фильме чуть-чуть иначе показали).

Йозеф Иоахим и Клара Шуман
(Художник Адольф фон Менцель)


Иоганнес Брамс

Супруги Шуман остались под глубоким впечатлением от выступления молодого композитора. Позже Роберт опубликовал статью, в которой высоко превозносил талант Брамса. Клара написала в дневнике, что Брамс "казалось, направлен прямо от Бога".

Вскоре после госпитализации Шумана в 1854 году контакты Клары и Брамса стали интенсивнее. Брамс был влюблён в Клару, об этом свидетельствуют многочисленные письма. Однако то, что происходило между ними в 1854—1856 годах, освещено мало. По взаимному согласию Клара и Брамс уничтожили почти всю переписку того времени, вплоть до 1858 года. Брамс полностью выполнил соглашение; Клара же сохранила несколько писем, которые дают представление об их отношениях.

Известно, что Брамс некоторое время жил вместе с Кларой в дюссельдорфской квартире. Весьма редко он сопровождал её на гастролях. По его записям, он часто хотел бы её близости, но не решался:

"Как часто я думал идти к Вам. Но я боялся неподходящего. Всё попадает в газеты".

В его письмах можно встретить все формы обращения: вначале "уважаемая госпожа", затем "самая дорогая подруга", "искренне любимая подруга" и, наконец, "возлюбленная госпожа Клара". В письме от 25 ноября 1854 внезапно сообщается:

"Дражайшая подруга, как заботливо смотрит на меня уютное "ты"! Тысяча благодарностей, что я могу не только достаточно рассматривать и читать его, всё же я только слышал его; редко мне нужно было слово так, как при чтении Вашего последнего письма".

Он, как более молодой, не решался предложить "ты", и медленно подходил к такому интимному обращению. Однако в письме от 31 мая 1856 года он пишет совершенно ясно:

"Моя любимая Клара, я хотел бы, я мог бы писать тебе так нежно, как я люблю тебя. Ты настолько бесконечно дорога мне, что я не могу описать это словами. Беспрерывно я хотел бы называть тебя любимой и всеми возможными [словами], не насыщаясь, льстить тебе. […] Твои письма мне как поцелуи".

Реакция Клары на восторг Брамса не передана. То, кем она хотела видеть себя, видно из её сохранённых дневниковых записей: Клара должна была войти в историю как прославленная художница — и как любящая, но ограниченная персоной Роберта Шумана. Интенсивность переписки между нею и Брамсом после смерти Р. Шумана в 1856 году заведомо снизилась, о чём можно судить по существу только по письмам от Брамса.

Так что в фильме всё что касается Брамса и Клары - чистая фантазия. Однако показали интересно, местами забавно, фильм не скучный. Например, повеселила подготовка к празднованию Нового Года, когда обиженная прислуга заявила, что уходит, а семейству Шуман нужно как-то приготовить праздничный ужин к приходу гостей. И никто не может заставить себя убить курицу))

Дома толпа детей, которые, к слову, ужасно раздражают Шумана. Он гений, понимаете ли, он не любит шум, он любит только себя и музыку. Зато Брамс детей любит, как и они его. Он быстро находит общий язык со всеми членами семьи, дети его просто обожают.

В новогоднюю ночь ночь гости решают погадать на будущее на оловянных солдатиках. Растопив солдатиков над огнем выливают олово в воду. После этого вынимают застывшее вещество из воды, смотрят какое изображение получилось и угадывают свою судьбу. Клара гадает первой и одна из гостий говорит, что видит колыбель. Испуганная Клара просит не шутить так)) В итоге все сходятся на том, что у Клары получилось сердце. Потом гадает Иоганнес и у него получается корона, все говорят что Бетховен же был королем, почему Брамс не может им стать. И, наконец, уговаривают погадать Роберта, но гадание заканчивается как-то грустно, его фигурка похожа на гроб. От этого у Роберта, конечно, портится настроение, тем более он музыкант, впечатлительная творческая личность. 

В эту же ночь, пока гости развлекаются, Шуман начинает себя плохо чувствовать. Психосоматика после гадания?:) Реальный Роберт Шуман был внешне такой неприятный

Итак, у Шумана появляются первые симптомы болезни, которые выражаются в сильных и частых головных болях, и в искажении звука. 

Помимо того что в голове композитора постоянно звучала одна нота, как назойливая муха, ему однажды показалось, что в ухе также звучат голоса, и он услышал ангельскую музыку. Ночью он внезапно встал с постели, Шуману то ли приснилось, то ли это было просто его воображение, что призрак (якобы дух Шуберта или Мендельсона) продиктовал ему "духовную тему". Эту тему он уже использовал несколько раз раньше: в своем Втором струнном квартете, снова в своем Альбоме песен для молодежи и, наконец, в медленной части своего Концерта для скрипки. За несколько дней до попытки самоубийства Шуман написал пять вариаций для фортепиано на эту тему, свою последнюю завершенную работу, известную сегодня как Geistervariationen (Призрачные вариации).

Клара впервые отправляется в Англию в апреле 1856 года (в то время Роберт был ещё жив, но уже не мог путешествовать). Она была приглашена играть на концерте в Лондонской филармонии под управлением дирижёра Уильяма Стерндэля Беннетта — хорошего друга Роберта. Клара была недовольна малым количеством времени, затрачиваемого на репетиции, но была счастлива услышать виолончелиста Альфредо Пьятти: "такой уверенности я никогда не слышала", говорила она.

Тем временем Брамс в фильме практически играет роль няньки для детей, прислуги, друга. Особенно к нему привязалась маленькая Джулия. Её сыграла Жижи Перро, американская детская актриса. Я её уже видела в фильме "Мадам Кюри" (1943)

Брамс будет заботиться о девочке, когда она заболеет корью. Такие эпизоды делают фильм более уютным, а Брамса ещё более приятным, особенно на фоне Шумана.

Кажется все вокруг видят, что Брамс влюблен в Клару, кроме неё самой, она слепо и преданно любит своего мужа. 

Чтобы как-то поддержать уже болеющего и впавшего в депрессию Шумана, Брамс отправляется к Ференцу Листу и несет ему нотные сочинения Шумана, чтобы тот сыграл их на приёме, на котором будет присутствовать один из величайших дирижёров. Всё идёт по плану, дирижёр в восхищении от музыки, а Лист и Брамс - от Клары. Они помогают Шуману не только ради его таланта, но и ради любви к Кларе.
Однако, после приёма Брамс понимает, что ему пора покинуть дома Роберта и Клары.

Клара ужасно расстроена признанием Брамса в любви к ней, она бежит к мужу и в расстроенных чувствах рассказывает, что Брамс уезжает, причём именно потому что любит её. На что Шуман говорит, что знал о чувствах Брамса к Кларе и не удивлен. 

В конце февраля 1854 года симптомы Шумана усилились, иногда ангельские видения сменялись бесовскими. Он даже предупредил Клару, что опасается причинить ей вред. 27 февраля он попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в реку Рейн (его старшая сестра Эмили покончила жизнь самоубийством в 1825 году, возможно, утопившись). Спасенный лодочниками и доставленный домой, он попросил, чтобы его отвезли в приют для душевнобольных. 

Он поступил в санаторий доктора Франца Рихарца в Энденихе, квартале Бонна, и оставался там до своей смерти 29 июля 1856 года в возрасте 46 лет. Во время нахождения там ему не разрешалось видеть Клару, хотя Брамс мог навещать его. Клара наконец посетила Шумана за два дня до его смерти. Казалось, он узнал ее, но смог произнести лишь несколько слов.

После смерти Роберта Клара продолжила карьеру концертирующей пианистки, чем поддерживала семью. Пока она путешествовала, за детьми присматривали нанятые повар и экономка. В 1856 году она впервые посетила Англию. Критики восприняли музыку Роберта Шумана прохладно. Клара вернулась в Лондон в 1865 году и в последующие годы регулярно выступала там, часто исполняя камерную музыку со скрипачом Йозефом Иоахимом и другими. Она стала авторитетным редактором работ своего мужа для Breitkopf & Härtel. Ходили слухи, что она и Брамс уничтожили многие из более поздних произведений Шумана, которые, по их мнению, были испорчены его безумием, но известно, что были уничтожены только Пять пьес для виолончели и фортепиано. В репертуар вошли большинство поздних произведений Шумана, в частности Концерт для скрипки, Фантазия для скрипки с оркестром и Соната для скрипки № 3, написанные в 1853 году.

Старший сын Шуманов Людвиг страдал психическим заболеванием как и его отец, и, по ее словам, в конце концов его пришлось "похоронить заживо" в лечебнице. В более позднем возрасте Клара стала глухой и ей часто требовалась инвалидная коляска. Не только ее муж умер раньше нее, но и четверо их детей тоже. Первый сын Эмиль умер в 1847 году в возрасте всего 1 года. Их дочь Джули умерла в 1872 году, оставив двоих маленьких детей в возрасте 2 и 7 лет, которых воспитывала бабушка. В 1879 году их сын Феликс умер в возрасте 24 лет. В 1891 году их сын Фердинанд умер в возрасте 41 года, оставив своих детей на попечение Клары.

Их старшая дочь Мари оказала большую поддержку и помощь своей матери, заняв должность домашней кухарки. Мари также отговорила свою мать продолжать сжигать письма, которые она получила от Брамса, которые он просил ее уничтожать. Другая дочь, Евгения, которая была слишком молода когда ее отец умер, чтобы помнить его, написала книгу Erinnerungen (Воспоминания), опубликованную в 1925 году, в которой рассказывается о ее родителях и Брамсе.

Дети Роберта и Клары Шуман (фото 1853 или 1854 года); 
слева направо: Людвиг, Мария, Феликс, Элиза, Фердинанд и Евгения.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....