понедельник, 18 июля 2022 г.

"Любовь - самая великолепная вещь на свете"/ "Love Is a Many-Splendored Thing" (1955)

"Любовь — самая великолепная вещь на свете" - это не просто название фильма, а цитата из стихотворения "Королевство божье" Фрэнсиса Томпсона, которое в фильме цитирует главный герой. Не нашла этот стих в русском переводе, только на английском, но не думаю что это важно, просто стих на религиозную тематику. 

Мелодраматическая киноистория основана на реальных событиях. Это экранизация мемуаров "Самая великолепная вещь" евразийского доктора Хан Сюйен, роль которой в фильме исполнила Дженнифер Джонс. Не так давно я писала о другом фильме с её участием, называется "Любовные письма". Мне не нравится эта актриса внешне и как она играет. У неё неприятный рот и моментами она ужасно наигранно ведёт себя, слишком кокетливо, как-то дёргано. Но, если отбросить эти мои личные замечания, то фильм очень хороший, интересный сюжет. 


Расскажу немного об авторе книги, докторе Хан Сюйен. 

Розали Матильда Куанху Чоу (12 сентября 1917 или 1916 - 2 ноября 2012) была евразийским врачом китайского происхождения и писательницей, более известной под псевдонимом Хан Сюйен. Она писала на английском и французском языках о современном Китае, действие романов происходило в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также опубликовала мемуары, которые потом экранизировали. Книги принесли Хан Сюйен репутацию ярого и красноречивого сторонника китайской коммунистической революции. У китайцев вообще всё только вокруг этой темы и крутится. 

Хан Сюйен родилась в Синьяне, провинция Хэнань, Китай. Ее отец Чжоу Вэй был из субэтнической группы хаккапо профессии инженер, получивший бельгийское образование, а мать писательницы была фламандкой.

Сюйен начала работать машинисткой в Пекинском союзном медицинском колледже в 1931 году, когда ей не было и 15 лет. В 1933 году ее приняли в Йенчинский университет, где девушка ощутила на себе дискриминацию из-за того что была евразийкой. И для меня это так удивительно, ведь внешне она 100% китаянка. В 1935 году Сюйен уехала в Брюссель изучать медицину. В 1938 году вернулась в Китай, вышла замуж за Тан Пао-Хуанга, китайского националистического офицера, который должен был стать генералом. Сюйен работала акушеркой в американской христианской миссионерской больнице в Чэнду, провинция Сычуань. Первый роман "Пункт назначения Чунцин" (1942) был основан на ее жизненном опыте того периода. В 1940 году она и ее муж удочерили Тан Юнмей.

В 1944 году Сюйен уехала со своей дочерью в Лондон, куда ее муж Пао был направлен двумя годами ранее в качестве военного атташе. Там она продолжила учебу в области медицины в Королевской бесплатной больнице. Впоследствии Пао был отправлен в Вашингтон, а затем на Маньчжурский фронт. В 1947 году, когда Сюйен еще была в Лондоне, ее муж погиб в бою во время гражданской войны в Китае.

Она окончила учебу и получила диплом бакалавра медицины и хирургии с отличием в 1948 году. Это степень, присуждаемая медицинскими школами в странах, которые следуют традициям Соединенного Королевства. Согласно перечню исторических степеней, это две отдельные степени бакалавра. 

В 1949 году Сюйен поехала в Гонконг, чтобы практиковать медицину в больнице королевы Марии. Там она встретила и влюбилась в Иена Моррисона, женатого австралийского военного корреспондента работавшего в Сингапуре, который был убит в Корее в 1950 году. Она описала их отношения в своём романе "Самая великолепная вещь" (1952), который стал бестселлером. Также их отношения были задокументированы в ее автобиографии "У моего дома две двери" (1980).

В 1952 году Сюйен вышла замуж за Леона Комбера, британского офицера малайского специального отделения, и поехала с ним в Джохор, Малайя (современная Малайзия), где работала в больнице общего профиля Джохор-Бару, а позже открыла клинику в Сингапуре. В 1953 году, там же, она удочерила ещё одну девочку, Чу Хуэй-Им.

В 1955 году Сюйен приложила все усилия, чтобы открыть Наньянский университет в Сингапуре. Китайский писатель Линь Юйтан, первый президент этого университета, хотел чтобы Сюйен преподавала литературу, но она отказалась в пользу работы врачом, сказав, что хочет "создавать новую азиатскую литературу, а не преподавать Диккенса".

В том же 1955 году ее роман "Самая великолепная вещь" был экранизирован. Музыкальная тема "Love Is a Many-Splendored Thing" получила премию Оскар за лучшую оригинальную песню. 

В своей автобиографии "У моего дома две двери" она написала, что хотя фильм много недель показывали в переполненном кинотеатре в Сингапуре, она ни разу не пошла его посмотреть, и что права на экранизацию были проданы в счет оплаты операции приемной дочери болевшей туберкулезом. 

Писательница была ещё пару раз замужем и именно с последним мужем переехала в Лозанну, Швейцария, где и прожила до конца жизни. Кстати, с последним мужем, как и с предыдущими, она прожила не долго, потом они разъехались, но оставались официально женатыми до самой его смерти. Умерла Сюйен 2 ноября 2012 года в возрасте 95 лет.

Что ж, вернёмся к фильму. Возлюбленного Сюйен, журналиста Марка Эллиотта, сыграл Уильям Холден. 1949 год, Гонконг. Овдовевшая женщина-врач Хан Сюйен работает в небольшой больнице, где ежедневно спасает жизни беглых китайских иммигрантов. Она хороший врач, с ней считаются, пациенты её очень любят. Думаю женщине врачу трудно приходилось в 1949 году, мир до сих пор до конца не избавился от этого предрассудка. 

Однажды доктор Джон Кит приглашает Сюйен сходить с ним на прием к Палмер-Джонсам. Аделайн Палмер-Джонс - это совершенно невыносимая, избалованная, глупая и невоспитанная женщина, от которой все нормальные люди просто бегут. Она задает бестактные вопросы, делает не менее бестактные замечания и её невозможно заткнуть, но её муж - один из директоров больницы, так что многим приходиться терпеть эту несносную женщину. 

- не могу понять почему всем так не нравится жить в Гонконге, ну где еще в мире вы сможете нанять 10 слуг по цене одного?

- в следующем месяце уже будет 12 по цене одного.

- надеюсь Вы напишете в своей газете что-нибудь мерзкое об этих неблагодарных.

Когда доктор представляет Хан Сюйен Адейлан, в очередной раз, демонстрирует свою тупость:

- у меня такое чувство, что мы уже давным-давно знакомы. Вы замечательный художник, как я понимаю

- я врач

- ох, ну что ж, врачи тоже художники, в своем роде. Я слышала о Вас много хорошего))

- позвольте я поговорю о Вас со своим мужем, у него обязательно должно найтись место в администрации больницы

- благодарю Вас, но я уже и так работаю в этой больнице))

- мне бы хотелось познакомить Вас с отцом Лоу (не Джудом)), он тоже недавно бежал из Китая

- но я  не бежала из Китая, я изучала медицину в Англии и я не была в Китае уже 10 лет

- но Вы же китаянка

- евразийка. Моя отец был китаец, а мать - англичанка, хотя я всё равно ощущаю себя китаянкой.

- понимаю что Вы чувствуете, каждый раз как я надеваю китайское платье, в ту же секунду чувствую себя китаянкой)))

В общем, словесная диарея и абсолютнейший позор)) Пока ведется этот нелепый диалог, из уголка комнаты за происходящим заинтересованно наблюдает мужчина.


Уходя с приёма Хан Сюйен вдруг вспоминает, что где-то забыла свой веер. Доктор идёт искать его и в этот момент появляется тот самый мужчина, который наблюдал за Сюйен в гостиной. Он приносит её веер и перчатки, представляется Марком Эллиотом, американским журналистом. Оказывается Марк планировал познакомиться с Сюйен еще две недели назад, какой-то их общий знакомый рассказал Марку о ней, но он не особо торопился, думая что Сюйен может оказаться совершенно неинтересным для него человеком. После короткого общения Марк приглашает Сюйен на ужин, но она отказывается из-за ночного дежурства в больнице. Марк обещает позвонить, чтобы договориться о встрече. Было видно, что эти двое сразу понравились друг другу.

По дороге в больницу Сюйен просит доктора Кита рассказать о Марке. Доктор говорит, что мало знает о нём, он газетчик, репортёр, работает в городе всего пару месяцев. 

- он женат, Сюйен
- ты тоже женат, но я же хожу с тобой на приёмы
- я люблю свою жену, а он нет
- и откуда тебе это известно?
- Гонконг маленький город
- но мне не нравится быть маленьким человеком, всё равно сомневаюсь что он позвонит

Зря сомневалась:)

Наконец Марк и Сюйен едут поужинать, это попадает на день Лунного праздника

- Вы надели европейское платье:)
- ну, это же моя европейская сторона будет с Вами ужинать
- мне понравилось то платье, которое было на Вас в прошлый раз
- я Вам его подарю:)

Было интересно посмотреть на Гонконг того времени, выглядел он как помойка, на мой взгляд, с просто огромным количеством жителей. Совершенно не привлекательное место. У китайцев женщины по жизни пашут как рабыни, выполняя тяжелую мужскую работу. Ребенка на спину привязала и пошла работать, обычно ещё и в ужасных условиях. Частично фильм действительно был снят в Гонконге вторым режиссером Отто Лангом, что было необычно для того времени. Две недели выездных съемок в Гонконге были завершены прежде, чем сценарист Джон Патрик закончил финальный сценарий. Затем ему пришлось его адаптировать, чтобы включить туда как можно больше кадров Гонконга.

В ресторане Марк и Сюйен приятно проводят время, общаются, немного рассказывают о себе. Марк уверен, что судьба что-то припасла для них двоих. Провожая после ужина Сюйен обратно в больницу Марк говорит:

- я женат
- я знала, что ты женат
- и всё равно пошла со мной?
- я подумала, что если ты счастливо женат, то это не опасно, а если несчастливо, то это ничего не изменит

Что ж, приятно что признался и не стал морочить голову, ну и не могу не согласиться с рассуждением Сюйен, хотя я и противник отношений с женатыми мужчинами.

С этого момента начинаются регулярные свидания Марка и Сюйен.

В больнице лежит маленькая китайская девочка, которую лечит Сюйен. Девочка - одна из миллиона беженцев, найти её родителей просто невозможно, но и нельзя же просто вылечить ребенка и выбросить его на улицу. Поскольку желающих забирать к себе таких детей практически нет, Сюйен решает забрать девочку себе. 

Не обошли в фильме стороной привычную нам всем картину. Бездельница Аделайн Палмер-Джонс лежит в больнице, занимая самую шикарную палату, из-за какой-то ерунды не требующей особого внимания и уж точно - госпитализации. Все вокруг это понимают, но она жена одного из директоров, поэтому врачи вынуждены скакать вокруг неё и выслушивать её нытьё, в то время как другие палаты переполнены больными, которым на самом деле нужна врачебная помощь.

- представляете, меня в моём возрасте и положении покусала сороконожка, это так унизительно))
- завтра Вы уже можете вернуться домой
- нет! я не могу! в моей комнате сейчас идет ремонт, красят стены, они будут сохнуть еще целую неделю

Однажды, зайдя в обеденный перерыв в местную кондитерскую, Сюйен случайно встречает там Сюзанну, с которой когда-то училась в монастыре. Сюзанну сыграла американская актриса Джорджа Картрайт, специфическая внешне дама, как-будто она уже сделала себе не одну пластическую операцию и стала похожа на резиновую куклу и Машу Распутину, что в общем одно и то же))

Пока Сюйен училась и к чему-то стремилась в жизни, Сюзанна пошла по более легкому пути, становясь любовницей богатых мужчин. Сейчас она как раз крутит отношения с важным англичанином и выдает себя за англичанку, хотя у самой тоже, как у Сюйен, есть китайские корни. Эм...я видела детей от смешанных браков и обычно внешне китайцы побеждают:) Но, поверим в эту сказку. 

Мне желание Сюзанны выдавать себя за европейку и прятать свои китайские корни напомнило фильм "Имитация жизни", я смотрела две экранизации, одна - с Ланой Тёрнер и Сандрой Ди.

История Марка и его жены тоже банальна. Обычный неудавшийся брак без любви. 6 лет назад жена Марка сказала, что не желает его больше видеть. За последующие 6 лет ничего не изменилось, ну а не разводились, потому что не было необходимости. Однако, однажды эта необходимость всё же настала бы. Просто мужчины не понимают, что просто развод - это одно, а развод ради другой женщины - другое. И вот тут официальная жена может поступить как свинья, даже если ей этот муж уже давным-давно не нужен. Вывод, лучше разводитесь сразу))

Один из красивых эпизодов фильма - это когда Марк и Сюйен пошли купаться. У двоих красивые фигуры, у Сюйен эффектный купальник с корсетом, в таком у кого угодно талия нарисуется)) Уильям Холден хоть и не красавец, но роль накладывает отпечаток, так что тут он обаятельный. Я его помню в фильме "Квартира для Пегги". В общем, приятно было смотреть на актеров.

Неподалеку от пляжа живут друзья Сюйен, туда она и приглашает Марка. Пара приятно проводит время, возвращаясь обратно уже поздно вечером. 

Ох не нравится мне количество курящих в старых голливудских фильмах, буквально каждый мужчина и каждая женщина обязательно закуривают сигарету. И хуже всего, когда они курят в романтических эпизодах. Как человек, который курил много лет, скажу что обниматься и целоваться после курения отвратительно)

Кстати, чтобы снять фильм, пришлось изо всех сил постараться получить одобрение сценария Кодексом кинопроизводства из-за тем супружеской неверности и смешанных браков. Кажется американцы в то время тему смешанных браков ненавидели даже больше, чем тему супружеских измен.

Несмотря на романтику на экране между Уильямом Холденом и Дженнифер Джонс, они едва выносили друг друга на съемочной площадке. Холдена оттолкнула одержимость Джонс ее персонажем и постоянные жалобы на макияж (из-за которого, по ее словам, она "выглядела старой", в фильме ей 36 лет), костюмы и диалоги. Вскоре они почти не разговаривали друг с другом. Согласно биографии Холдена, Джонс также была грубой и резкой со всеми, кто участвовал в съемках. Их отношениям также не способствовали опасения Джонс по поводу репутации Холдена как бабника. Холден утверждал, что она жевала чеснок перед романтическими сценами. Да уж, это покруче сигарет)) Однажды Холден попытался помириться, принеся Джонс букет белых роз, но она швырнула ему его в лицо. Выглядит так, как-будто Джонс нравился Холден, но так как он был бабник, она боялась что тоже может попасть на его удочку и сопротивлялась изо всех сил, причем боролась она с собой, а получали за это все вокруг, включая самого Холдена))

К слову, Холдену тут 37 лет и что-то он на лицо старовато выглядит для столь молодого мужчины. Я думала ему за 40, хотя тело очень молодое:)

У Марка и Сюйен есть романтическое место для встреч, на вершине холма, недалеко от больницы, оттуда открывается очень красивый вид.

- пожалуйста, не двигайся, тебе на плечо села бабочка, это знак удачи. 
- ты такая суеверная, ты же врач
- но я родилась среди суеверий. Если у китайского крестьянина рождался сын, его одевали в девчоночью одежду и давали девчоночье имя, потому что боялись, что небо и боги могут его забрать. Или если урожай на поле был щедрым, то крестьянин становился в канаву, мотал головой и громко плакал: "плохой рис, плохой рис!", он делал это, чтобы умилостивить богов, чтобы обмануть их. 

Несмотря на влюбленность Марка и Сюйен, у них тоже не всегда всё гладко в отношениях. Марк мужчина с характером, а Сюйен начинает давить на него, боясь что может превратиться в дешёвую гонконгскую евразийку (читай - проститутку). Женщина хочет стабильности, уверенности, официальных отношений, а Марк безуспешно пытается урегулировать этот вопрос со своей женой. В общем, Сюйен, впервые за несколько лет, отправляется в Китай, там у неё живет семья дяди и родная сестра, Сэйен хочет побыть немного наедине и подумать как быть дальше. 

История сестры Сюйен тоже грустная, девушка боится, что её могут расстрелять коммунисты, когда придут, поэтому она стала любовницей иностранца и живет под его крышей, в надежде что это спасёт ей жизнь. Конечно подобное не одобряет вся семья девушки и, по этой причине, не общается с ней. Сюйен идёт к сестре и обещает помочь с паспортом, чтобы она могла покинуть Китай. 

А за самой Сюйен, аж в Китай, мчится Марк. Не выдержал разлуки, нервничает из-за ссоры. Была неловкая ситуация, когда он появился в доме дяди Сюйен, ну не любили китайцы чужаков, но так как Сюйен женщина самостоятельная, выбор должна была делать сама, дядя ей не указ. Это в ней говорила её европейская сторона)

В общем, парочка строит планы, хотя не всё получается как хотелось бы. Сюйен учит Марка просто жить и радоваться тому, что они могут быть вместе. 

Однажды Марку приходит телеграмма, что он должен ехать в Макао делать репортаж. Это административный район Китая на юге страны. Он должен поехать на целую неделю и зовет с собой Сюйен, а она соглашается, несмотря на то, что её репутация уже под угрозой, особенно в больнице. 

В Макао, с балкона гостиницы, Марк и Сюйен наблюдают за уличной церемонией, которая оказывается похоронами. 

- выглядит всё так празднично
- это был хороший человек и он прожил хорошую жизнь
- ты так подумала?
- нет, это написано на полотне, которое они несут
- мне всегда было интересно, почему родственники идут за ширмой?
- они скрывают своё горе

К сожалению поездка окажется не такой долгой, как хотелось бы Марку и Сюйен, и вскоре им придется вернуться в Гонконг из-за того что Марка отправляют в Северную Корею, которая вторглась в Южную. В общем, уже понятно, что всё плохо. Хотя сам Марк надеется, что через пару недель война закончится и он сможет вернуться в Гонконг, увы многие не вернутся с той войны и продлится она не две недели.

Что ж, это драматическая история и Сюйен придется снова пройти через душевные боль и страдания, как это уже было с ней, когда на войне убили её первого мужа. Только в этот раз у Сюйен есть девочка, которую она удочерила, и любимая профессия, в помощи Сюйен нуждаются многие и у неё нет права опускать руки и впадать в депрессию. Так что, несмотря ни на что, она продолжит спасать жизни людей, но уже в Китае, на своей родине.

















 























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....