суббота, 16 июля 2022 г.

"Сан-Франциско"/ "San Francisco" (1936)

Это первый старый голливудский фильм-катастрофа, который я посмотрела и мне понравилось:) В главной роли Кларк Гейбл, которому тут 35 лет и он очень даже хорош собой, хоть и играет (впрочем как всегда) совсем не положительного героя. В паре с Гейблом сыграла американская певица и актриса Джанет МакДональд. Это, конечно, чисто моё личное наблюдение, но она с некоторых ракурсов похожа на Лоретту Янг, которая родила от Гейбла, как известно, внебрачную дочь Джуди. 

Ключевым моментом фильма будет землетрясение в Сан-Франциско 1906 года — землетрясение, произошедшее в 5:12 утра (по местному времени) 18 апреля 1906 года. Эпицентр находился в 3 км к западу от Сан-Франциско, магнитуда поверхностных волн составила 7,7. 

как-будто фото времен Второй Мировой


Толчки ощущались от Орегона до Лос-Анджелеса, а внутрь континента — до центра Невады. В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3000 человек, 225 000—300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.

Основной ущерб (до 80 %) был произведён не землетрясением, а начавшимися из-за него пожарами, продолжавшимися четверо суток. Многие дома были подожжены своими же хозяевами, поскольку были застрахованы от пожара, но не от разрушения в результате землетрясения. Об этом сообщается, например, в докладной записке капитана войск связи США Леонарда Вайлдмана. Тушение пожаров было затруднено тем, что система водоснабжения города была разрушена землетрясением.

Одним из немногих фотографов, снимавших город непосредственно во время землетрясения, как и сразу после, был Арнольд Генте. При этом, живший в Сан-Франциско с 1895 года, он оставил около двухсот снимков города, которые теперь представляют единственные известные фотоизображения местности до землетрясения 1906 года. 


Но, вернёмся к фильму. События начинаются в канун Нового 1905 года. Судя по старым фильмам, Новый Год во все времена праздновали с размахом, в смысле, шумно и с большим количеством алкоголя. 

Владелец ночного клуба "Блэки" Нортон (Кларк Гейбл), циничный, самоуверенный мужчина и, конечно же, любимчик женщин, с которыми он обращается как с половыми тряпками. Хотя, некоторые именно так себя и ведут, поэтому их не жаль. Вытирать мужику ботинки и преданно заглядывать в рот - явно не то, чего он ждёт от женщины. В такие моменты всегда вспоминаю цитату из пьесы "Пигмалион" Бернарда Шоу:

"Глумление не украшает ни человека, ни его душу. Я лишь выражаю свое справедливое возмущение торгашеским подходом к делу. В вопросах чувства я не признаю сделок. Вы называете меня бездушным, потому что не смогли купить меня тем, что подавали мне туфли и находили очки. Вы были дурой. Женщина, подающая мужчине туфли, – отвратительное зрелище. Разве я когда-нибудь подавал туфли вам? Вы намного выиграли в моих глазах, когда запустили этими самыми туфлями мне в физиономию. Нечего сперва раболепствовать передо мной, а потом возмущаться, почему я не интересуюсь вами. А кто может интересоваться рабом? Если вы хотите вернуться, возвращайтесь ради настоящей дружбы. Другого не ждите".

Девушка по имени Мэри Блейк (Джанет МакДональд) в поисках работы приходит в кабаре к Блэки. Какая богатая фантазия у сценариста, Блэйки и Блейк:) Это всё ещё новогодняя ночь и в районе, в котором находится кабаре, произошел пожар, сгорел жилой дом. Мэри была одной из тех, кто арендовал комнату в этом доме. Теперь девушке некуда податься. Блэки встречает Мэри довольно холодно и осматривает её как какую-то скаковую лошадь. А потом просит спеть. Девушка поёт и очень красиво, а следом падает в обморок. 

Оказывается это был голодный обморок. Мэри говорит, что с утра почти ничего не ела. А в обморок упала так, как-будто уже несколько дней не ела)) Блэки живёт прямо над кабаре, туда он и относит Мэри. Поев, девушка приходит в себя и благодарит Блэки за его доброту. Она рассказывает, что родом из штата Колорадо, в Сан-Франциско живет около месяца, до этого работала в Бенсонской публичной библиотеке в родном городе, а по воскресеньям пела в церкви. Отец Мэри был священником, умер несколько лет назад, но мама ещё жива, она и помогла дочери уехать в Сан-Франциско. 

Выслушав историю Мэри Блэки лезет к ней с объятиями, не поверив ни слову девушки и думая, что она такая же как все девки в его кабаре, то есть сейчас запросто ему отдастся. Однако Блэки получает серьезный отпор, к чему вовсе не привык. Мэри, которой некуда идти, всё же остается переночевать в апартаментах Блэки, но запирает дверь комнаты на ключ, на всякий случай. 

Местного священника Тима Маллина играет Спенсер Трэйси. Тим и Блэки выросли в этом районе Сан-Франциско и дружат с детства. Хотя Тим и довольно либеральный священник, но многих поступков Блэки не одобряет. 

Эпизод в боксёрском клубе повеселил)) Кларк Гейбл в трусах мне не понравился, я бы не назвала его тело привлекательным, но спасибо что хоть Спенсер Трейси был в рейтузах, правда обтягивающих его тонкие смешные ножки))

После пожара, о котором я писала выше, в котором чуть не сгорели дети хозяина дома и сама Мэри, к Блэки приходят местные мужчины и просят его баллотироваться в члены городского правления, чтобы провести норму безопасности через городской совет.

- мистер Нортон, у Вас детей нет, а у меня их много: Луиджи, Педро, Мария и маленький Тони, а может уже двойня родилась
- тогда не ходи домой))

Местные считают Блэки авторитетным и подходящей кандидатурой для того, чтобы баллотироваться. Они даже обещают помочь деньгами для выборной кампании. Обсуждая этот вопрос толпа мужиков идет в кабаре Блэки и там он сталкивается с Мэри, которой раздраженно подтверждает, что взял её на работу. 

Проблема в том, что несмотря на красивый голос, девушка поёт неподходящие для кабаре песни, слишком скучные. Когда тупой помощник Блэки слушает Мэри с недовольным видом, а Блэки спрашивает что он будет пить, тот отвечает "хлороформ")) Короче, её репертуар раздражает всех. Блэки, который не переживает из-за чувств других, быстро объясняет на пальцах что именно Мэри должна петь и, хотя девушке это не нравится, ей приходится подчиниться. 

Итак, вечером Мэри поёт на сцене. Наряд у неё, к слову, адский, особенно шляпа с помпонами)) И самое интересное, мы с мамой обе обратили внимание на жесты актрисы и сошлись во мнении, что Гурченко явно ей подражала)) Вот эти дурацкие заламывания рук и походка, ну очень похоже. 

Пока Мэри поёт, к Блэки приходят двое джентльменов, Джек Берли и синьор Балдини (в прошлом - дирижёр).  Берли пришел после того как услышал, что Блэки собрался баллотироваться, он пытается отговорить его этой идеи. Услышав пение Мэри мужчины забывают об основной цели своего визита, они просто сражены талантом девушки. 

Пригласив её к ним за столик, Берли и Балдини узнают, что девушка мечтает петь в опере и именно за этим приехала в Сан-Франциско, но так и не смогла попасть на прослушивание. Она брала уроки у лучшего педагога в Денвере, вела хоровое общество, на фестивале Шуберта заняла первое место, выучила много оперных партий, в общем ей точно не место в захудалом кабаре. 

- Вы слышали Пуччини, Нортон?
- это у него было кабаре на Дюпон-стрит?))

Берли обещает устроить Мэри прослушивание, девушка уже так близка к исполнению своей мечты, но тут вмешивается Блэки, заявив что у Мэри с ним контракт на два года. Не знаю почему, но Мэри ведёт себя как блеющая овца, которая соглашается со всем, что говорит ей Блэки. В принципе, она спокойно могла бы воспользоваться шансом.

Тем временем Берли сообщает Блэки, что перестраивать Пиратский Берег не практично (это место, где находится и кабаре Блэки), тем самым пытаясь его отговорить от идеи лезть в политику. 

- сюда приходят из трущоб не ради чувства безопасности
- Вами движет не это
- это одна из причин
- просто Вы не хотите тратить деньги на безопасность
- если бы я делал то, что Вы от меня хотите, Берег ждал бы крах. Недвижимость должна приносить определенный доход. Я бы поднял квартплату, Вы - цены на пиво, и всё бы развалилось.
- Берли, это мои люди и я хочу, чтобы с ними обходились честно, я без боя не сдамся. 

Богатые как всегда на страже своих финансовых интересов. Простые люди для них ничего не значат, переступят через них и пойдут дальше. Вечная проблема. 

После разговора с Берли Блэки отправляет Мэри в церковь к Тиму Маллину, чтобы она там спела во время службы. Так они этим двое и знакомятся. 

- Вам нравится Блэки?
- он меня пугает
- и его нужно бояться. Он бессовестен с женщинами и безжалостен с мужчинами

Тим не раз выручит Мэри в будущем, это бесхребетное существо не имеющее собственного мнения.

Проходит немного времени и Блэки начинает свою избирательную кампанию. Многие местные жители рады такому кандидату и готовы отдать за него свои голоса. Мэри рядом, поёт, поддерживает Блэки как может.

Сам же Блэки всё пытается заполучить девушку, которая упорно не поддается его заигрываниям. Можно даже подумать, что у неё всё же есть характер, но увы это не так. Вообще, у этих двоих нет ничего общего, Мэри добрая, воспитанная, скромная и талантливая, а Блэки - простой туповатый парень, который привык решать вопросы с помощью силы и своего бандитского авторитета. И Мэри ему интересна из спортивного интереса, потому что он никак не может её заполучить, а не потому что влюблён. 

Однажды к Блэки приходит тот самый Берли, который с первой встречи очарован Мэри и её талантом. Он готов выкупить контракт девушки, чтобы она смогла наконец покинуть кабаре и начать петь в опере. Услышав такие новости Мэри счастлива, но Блэки заявляет, что не хочет продавать контракт. Берли предлагает большие по тем временам деньги, 5 тысяч долларов, а потом даже 10. Но хитрый лис Блэки не хочет отпускать девушку. А она, уже окончательно и бесповоротно влюбленная в него, продолжает вести себя как безвольная овца "да, Блэки", "нет, Блэки", "спасибо, Блэки", ужасно в общем.

Блэки, и это вполне понятно, закоренелый холостяк. Многие женщины его круга аж побежали бы с ним под венец, но зачем Блэки жениться на таких женщинах, когда они и так ему с удовольствием отдаются? Такую как Мэри он никогда раньше не встречал, эта девушка другая и Блэки, наконец, решается и делает Мэри предложение, которое она принимает. Ну любят тихие девушки плохих парней, ничего тут не поделаешь.

После того как Блэки объявляет всем о помолвке, происходит неприятный инцидент и, вместо обсуждения предстоящей свадьбы, Мэри уходит, просто покидает Блэки и его кабаре. Надо было видеть лица местных девиц, когда они узнали о том, что их любимчик решил жениться, казалось они сейчас разорвут Мэри на куски.

Так Мэри оказывается у Берли и это хорошая для неё перспектива. Девушка готовится впервые выступить в опере, а тут еще Берли делает Мэри предложение руки и сердца. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но появляется Блэки, который не готов так просто отдать свою "собственность". Ради того чтобы Мэри вернулась к нему он даже готов сорвать выступление в опере.

Но увидев Мэри на сцене, услышав её пение, Блэки с удовольствием смотрит всё выступление  до конца. Всё-таки Гейбл был красавчик:)

После концерта Блэки идёт в гримерку к Мэри, говорит ей как она была прекрасна на сцене, а дурочка вдруг говорит:

- ты меня не любишь?
- люблю, конечно
- ты мне этого не говорил
- ну...я люблю тебя, детка. Я говорил это всего один раз 25 лет назад
- кто она была?
- одна девушка, я её потом не видел, она из Сан-Квентина
- значит я - вторая?
- нееет, ты - первая
- ты женишься на мне, Блэки?
- жениться?! какой же я олух! ведь ты совсем ручная...Ну, если это сделает тебя счастливой...Ребята всегда говорили, что я олух

Мэри можно сказать выпросила замужество)) Ну разве это не ужасно?) Блэки с таки видом разговаривал с ней, как-будто делал одолжение соглашаясь жениться.

Кажется наконец-то Блэки получит Мэри в полном объеме, Мэри будет счастлива, конец истории. Но нееет. Появляется Тим Маллин, который вообще не рад такому повороту событий, он считает что Блэки не подходящая партия для Мэри. Следом появляется Берли, совершенно ошарашенный и расстроенный тем, что Мэри выбрала в качестве мужа не его. И когда все в сборе тупоголовый Блэки сообщает, что вообще-то девушка возвращается в его кабаре и об оперной карьере Мэри может забыть. Это при том, что Блэки еще даже не женился на ней. Хорошенькие условия он диктует, да? Я уже давно безнадежно махнула рукой на Мэри, пусть делает что хочет))

Мэри могла бы застрять в ужасном кабаре Блэки на всю жизнь, ну или до развода и, со временем, возможно даже погрязла бы во всех грехах подобных злачных мест, но этому не дает случится Тим. Вот уж не знаю, он так опекал Мэри потому что священник, а она - неиспорченная дочь священника, или потому что ему просто нравилась девушка. Как бы там ни было, кто-то должен был вправить мозги Мэри и спасти её, пока она не оказалась на самом дне жизни.

У актрисы очень красивая фигура и потрясающие ножки:)

Мэри, уйдя от Блэки, снова возвращается к Берли, в оперу, а также знакомится с его матерью, хоть и очень богатой женщиной, но начинавшей когда-то с низов. Миссис Берли нравится Мэри, она была бы рада увидеть девушку своей невесткой. 

Мэри еще раз потянется к Блэки, когда он попадет в передрягу, и даже поможет ему, но вместо благодарности девушка получит хамство и прилюдное унижение. Думаю на этом история Блэки и Мэри могла бы точно закончиться, она бы вышла замуж за Берли и зажила себе чудесно, сделав карьеру оперной певицы, купаясь во всеобщей любви, восхищении, ездила бы на гастроли и наслаждалась жизнью. Но тут случилось то самое мощное землетрясение в Сан-Франциско. 

Я не верю в то, что человек может резко и сильно измениться, так что концовка - это просто красивая история и религиозная пропаганда. Но Блэки пережил серьезный стресс во время землетрясения, благодаря чему осознал, наконец, что вёл неправильный образ жизни. Понял, что жизнь может оборваться в любую секунду, поэтому стоит научится её ценить, а также людей, которые любят тебя и заботятся о тебе. 

Несмотря на все мои едкие замечания в адрес главной героини, фильм хороший, интересный, Джанет МакДональд прекрасно пела и слушать её голос было настоящим удовольствием. Кларк Гейбл симпатяга, эти милые ямочки на щеках, когда он улыбается, не могут никого оставить равнодушным. И концовка фильма была снята великолепно для 1936-го года, я имею в виду насколько впечатляюще было показано землетрясение, так правдоподобно, что невозможно было оторваться от экрана. Не знаю как американцы снимали это, но на меня падающие здания и разверзающаяся земля произвели впечатление. Фильм рекомендую:)





































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....