понедельник, 4 июля 2022 г.

"Стелла Даллас"/ "Stella Dallas" (1937)

Фильм является кинематографическим воплощением одноимённого радио-сериала, выходившего ежедневно (эпизоды по 15 минут) на радио NBC в США с 1937 по 1955 годы. Сериал, в свою очередь, был основан на одноименном романе 1923 года американской писательницы и поэтессы Олив Хиггинс Праути. Именно в этом году у писательницы умерла дочь Оливия, поэтому становится понятна вся история показанная в фильме, безграничная, жертвенная любовь матери к своей дочери. Фильм очень хороший, в главной роли Барбара Стэнвик и играла она как всегда чудесно. Ей тут всего 30 лет, молодая и симпатичная.  Её мужа играет американский певец и актер Джон Болс, наверно понравился мне, потому что у него приятная роль:)

Это была вторая полнометражная экранизация романа. Первой была версия немого кино 1925 года, тоже под названием "Стелла Даллас", а в 1990 году вышла третья экранизация под названием "Стелла". Фильм 1937 года был номинирован на две премии Оскар: за лучшую главную женскую роль (Барбара Стэнвик) и лучшую женскую роль второго плана (Энн Ширли, нет, не та о которой писала Л.М. Монтгомери)). 

Итак, события начинаются в небольшом фабричном городке в штате Массачусетс после Первой Мировой Войны. Стелла Мартин, дочь обычного рабочего, мечтает о том, чтобы выбраться из нищеты и занять достойное место в обществе. Что ж, глядя на её отца и мать, да и на брата, понимаешь желание девушки поскорее покинуть этот дом. 


Стелла нацеливается на управляющего фабрикой Стивена Далласа, который переживает не лучшие времена. Отец Стивена покончил с собой, потеряв свое состояние. Оставшись без гроша в кармане Стивен перестал бывать в местном высшем обществе, но был намерен жениться на своей невесте Хелен Моррисон, как только у него появится финансовая возможность ее содержать. Однако, как только Стивен достигает своей цели и снова становится финансово независимым, он читает в газете объявление о свадьбе Хелен. Не знаю сколько времени понадобилось Стивену чтобы снова подняться, но если даже это заняло пару лет и он всё это время не виделся с Хелен, ничего удивительного что девушка вышла замуж за другого. 


Образ Стеллы - это просто восторг, то как она разговаривает, её жесты, манеры и, чуть позже - наряды, Стэвник прекрасно сыграла необразованную девицу из глуши. Слоган для этого фильма должен звучать так: "можно вывести девушку из деревни, но деревню из девушки — никогда":) Это как раз тот самый случай.  

Стелла, воспользовавшись тем, что её брат работает на той же фабрике, что и Стивен Даллас, знакомится со Стивеном и сразу приходится ему по душе. А главное сама Стелла буквально в рот заглядывает Стивену. 

Парочка начинает встречаться, ходить в кино, пару недель спустя среди местных девушек уже начинают ходить сплетни о Стелле и Стивене. Однажды вечером, возвращаясь после киносеанса, Стелла говорит:

- я хочу быть как все те люди, что тебя окружали. Образованные, красиво говорящие
- не надо быть ни на кого похожей, ты мне нравишься такой какая ты есть
- нет, я не хочу быть такой как сейчас, не такой как люди в этом городе, я хочу быть такой как в кино, ну понимаете, вести себя благородно, утонченно...
- и занудно:) оставайся такой как есть, не надо притворяться, Стелла, в любом случае настоящее благородство не в том, чтобы вести себя не так как ты привыкла
- но с тех пор как я встретила тебя, я хочу измениться, я смогу, если буду всё время рядом с тобой, я научусь говорить как ты, вести себя как ты... ты мне очень много дал даже за эти пару недель
- и ты мне, я был очень одинок до того дня как ты вошла в наш офис

Что ж, пары недель недостаточно чтобы разобраться в человеке, но в то время скорые свадьбы были частой практикой. Стивен совершает большую ошибку и женится на Стелле. Причем он как раз женится по любви, чего в итоге нельзя сказать о Стелле.

Год спустя у пары рождается их единственная дочь Лорел. С этого момента в семейной жизни начинается полный бардак. Стелла жаждет веселья, она не намерена сидеть постоянно возле ребенка, она хочет танцы, вечеринки, побольше людей вокруг себя. Стивен, наоборот, жаждет тихого семейного счастья и уюта. 

Только вернувшись из роддома Стелла уговаривает мужа пойти на вечеринку и он нехотя, но соглашается.

На вечеринке, в компании партнеров по бизнесу её мужа, Стелле скучно и её больше привлекает шумная компания за соседним столиком. Девушка, забыв о Стивене, пляшет как коза с Эдом Манном и смеётся громче всех, привлекая к себе всеобщее внимание. Манн совершенно мерзкий тип, он крутит дела на скачках, а также любит выпить и вульгарно пошутить, а ещё он пришел как раз с той самой шумной компанией, в которую так стремится попасть Стелла. Всё это не нравится Стивену, поэтому когда Стелла знакомит его с Манном и пытается уговорить пересесть за их столик, разозлившийся Стивен отвергает приглашение и говорит всем, что они с женой уезжают домой. Такого поворота Стелла точно не ожидала, поэтому пока Стивен уходит за верхней одеждой, вульгарная девица находит предлог и таки знакомится с той шумной компанией. 

Вернувшийся Стивен просто в шоке от происходящего, он зол, но в отличии от Стеллы не привык устраивать скандалы на публике, он слишком хорошо для этого воспитан. С трудом, но ему удается увести жену домой. Уже дома Стелла заявляет:

- а в этот раз что я не так сделала?
- Стелла, я просил тебя не надевать эту дешевую бижутерию, ты сняла эти сережки, ты согласилась, а потом, когда мы пришли туда, ты выходишь вдруг из раздевалки...
- послушай меня, Стивен. Я позволяю тебе учить меня как надо говорить, как вести себя, но ради бога, не указывай мне как одеваться. Позволь мне хоть в чем-то разбираться лучше тебя. В конце концов я всегда знала что такое стиль, ты бы послушал что говорил Эд Манн, а он разбирается в людях, он ездил...далёко. Ох, ну ладно, далеко!! Какая разница? Мне наплевать! Господи, я должна хорошенько подумать, прежде чем произнести слово! 
- Стелла, зачем ты вышла за меня? 
- ну потому что я сходила от тебя с ума. Глупо, конечно, но это до сих пор так
- однажды ты страшно хотела учиться всему, стать кем-то, помнишь? Я говорю это всё только потому что люблю тебя. Бимер хочет отправить меня в Нью-Йорк, для управления тамошним отделом продаж. Я согласился ехать и хочу чтобы ты поехала со мной. 
- что-то я не вижу чтобы ты от чего-то отказывался. Я не поеду в Нью-Йорк, я совершенно не собираюсь туда уезжать, когда я только начала знакомиться с нужными людьми. Ты валяй в Нью-Йорк, а я останусь здесь! 

Такая вот глупая Стелла, которой кажется что она может стать звездой местного общества, грозой мужчин, богиней стиля. Наряды Стеллы в фильме просто потрясающие, как-будто классический показ моды "от кутюр", когда страшно смотреть на тот хлам, который надет на моделей))  Стелла как какая-то сорока, которая любит нацепить на себя тонну побрякушек, чтобы всё звенело, сияло. К своим нелепым платьям она добавляет всякие накидки, идиотские шляпки, с такой на улицу стыдно выйти, не то чтобы появиться среди приличных людей. Стивена жаль, несмотря на всё происходящее он всё равно любит Стеллу и ему больно наблюдать за поведением жены и её отношением к нему. 

Как бы там ни было, Стивен уезжает в Нью-Йорк. Спустя время показывают чуть подросшую дочь. Пока Стивен мечется между домом и Нью-Йорком, Стелла развлекается в ужасной компании Эда Манна, который постепенно скатывается на дно. Единственное в чем нельзя обвинить Стеллу, это в злоупотреблении алкоголем, она не пьёт спиртные напитки вообще.

Однажды Стивен возвращается из очередной поездки в Нью-Йорк, а в его доме, как обычно, подвыпивший Эд, который дымит сигарой в лицо ребенку, его шумные и выпивающие друзья, и довольная этим бардаком Стелла, которая рада гостям. Её совершенно не смущает происходящее, как и то что среди этого всего находится её маленькая дочь. При появлении Стивена гости быстренько уходят, а он сам вдруг окончательно понимает, что так дальше продолжаться не может и говорит жене, что ребенок не может расти в подобной обстановке. Проблема в том, что Стелла не видит, не понимает в чём проблема, её всё устраивает, кажется даже что и ребенок её не особо интересует. Но это не так, стоило только Стивену заикнуться о том, что он хочет забрать ребенка, Стелла буквально вцепилась в дочь и по её реакции видно, что для неё ребенок - это действительно самое ценное в жизни. 

С этого момента Стивен перестает приезжать домой и окончательно селится в Нью-Йорке. Он содержит жену и дочь, присылает девочке подарки, видится с ней, время от времени, а Стелла посвящает всю свою жизнь дочери. Единственное что так и остается неизменным, это дружба Стеллы с теперь уже совершенно опустившимся алкоголиком Эдом. Я всё смотрела и не могла понять как можно столько лет сидеть дома, никуда не ходить, ни с кем больше не общаться, не научиться ничему новому, то есть просто остаться на том же уровни абсолютной идиотки. При этом Стелла умеет хорошо шить, она постоянно шьет новые платья для своей дочки и могла бы зарабатывать этим, ну хоть какое-то разнообразие в жизни. Но нет, вся жизнь крутится вокруг Лорел. 

Тем временем Стивен, спустя несколько лет, случайно сталкивается в магазине с Хелен, той самой Хелен, на которой он так когда-то хотел жениться, но она вышла замуж за другого. У Хелен трое сыновей и она вдова. Стивен очень рад встрече и это взаимно. В общем, постепенно у них вспыхивают прежние чувства и Стивен даже переселяется в дом в Хелен, её сыновья его обожают. 

Удивительно, но Лорел выросла очень милой, воспитанной, скромной девочкой, а ещё она много читает и делает успехи в учёбе. В ней нет ничего от матери, девочка полностью пошла в отца. В школе её очень хвалят, у неё много подружек, а преподавательница даже просит разрешения у Стеллы взять Лорел с собой в Бостон, чтобы показать ей галереи и музеи.

В общем, всё бы хорошо, но чем старше становится Лорел, тем большей проблемой для девочки становится её мать. Сама Лорел ещё до конца этого пока не понимает. На очередной день рождения, который так тщательно подготовила для Лорел Стелла, не приходит ни одна приглашенная девочка. Увы, но она со своим дружком Эдом устраивает целый концерт в местной электричке, когда едет купить всё необходимое для дня рождения девочки, и надо же что там оказываются мамы одноклассниц Лорел. Конечно после такого никто не захотел отпускать своих детей в дом Стеллы и я их понимаю. 

Настоящая радость и праздник для Лорел это её поездки к отцу и Хелен. Все обожают девочку, у неё есть своя шикарная комната, разные развлечения, вечеринки с танцами, игра в теннис, катание на велосипедах со своими одногодками, и всё это в кругу воспитанных, образованных и финансово обеспеченных людей. Лорел там очень нравится, но не могу сказать что она с огорчением возвращается домой. Она любит очень сильно и отца, и мать, несмотря на все их различия. 

В целом, если бы не пьянчужка Эд Манн, Лорел не в чем упрекнуть мать, кроме того что она необразованная глупая курица. По отношению к Лорел Стелла ведёт себя как настоящая любящая мать, просто некоторые её поступки, из-за отсутствия воспитания и образования, ей не кажутся неправильными. Например, однажды Лорел переодевается, а в это время заваливается Эд. Девочка уже достаточно взрослая, она стесняется, прикрывается, а мать ей говорит типа "а чё такого? это же Эд, он тебя с пеленок знает".

В общем, время идёт, и однажды на кануне Рождества появляется Стивен. Он приехал забрать с собой Лорел и Стелла даёт своё согласие. Такая, в общем, душевная сцена, потому что видно как Стивен делает попытку наладить отношения со Стеллой, думая что она изменилась. Но происходит неприятный инцидент и это ставит окончательную точку в их отношениях. 

Не могу сказать что мне было жаль Стеллу, она сама виновата во всех своих бедах. Я так и не поняла зачем она годами общалась с этим дебилом Эдом. А за Стивена я порадовалась, он наконец перестал чувствовать вину за то, что живет с другой женщиной

Будут ещё некоторые события, о которых рассказывать не буду. Вот уж кого еще было жаль, так это Лорел. У девочки первая любовь, она вся такая очаровательная, воздушная,  юная нимфа, и тут весь этот образ разрушается из-за позорного поведения матери, как-будто она бандерша какая-то. Я её так и вижу в семье Шелби в Острых козырьках))) 

Я даже искала кто был стилистом и дизайнером Стэнвик в этом фильме, но не нашла)) Когда она нацепила на себя ужасную шляпу, платье и сверху какую-то дохлую кошку, я чуть в обморок не упала))

Я представила себя в возрасте Лорел и чтобы у меня была такая мама. Я бы хотела сквозь землю провалиться от стыда. Оцените наряд и бант на голове)) И добавьте к этому вульгарное поведение. Ей вслед смеялись все

Однажды девочка встанет перед выбором: жить с отцом или с матерью. Для неё это будет мучительный и болезненный выбор. Ситуация разрешится, конечно, но драматично.

Фильм очень рекомендую, он жизненный, переживательный, интересный. Независимо от воспитания, образования или финансового положения настоящая мать всегда будет жертвовать всем ради своего ребенка. Но в данном случае можно было обойтись вообще без жертв, нужно было просто захотеть измениться. Хотя, о чём это я? некоторых только могила и исправит





 



























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....