понедельник, 19 сентября 2022 г.

"Заворожённый"/ "Spellbound" (1945)

Психологический детектив Альфреда Хичкока по роману британского писателя Хилари Сент-Джорджа Сондерса и английского писателя Джона Палмера (под коллективным псевдонимом Фрэнсис Бидинг) "Дом доктора Эдвардса" (1927). В главных ролях Грегори Пек и Ингрид Бергман.

Сцена сна в фильме поставлена художником Сальвадором Дали. Созданные им образы сочли неприятными и по указанию продюсера Дэвида Селзника большую их часть вырезали в процессе монтажа. Что ж, я ещё ломала голову, во время просмотра фильма, кто рисовал этот маразм, теперь всё понятно))

Хичкок называл фильм неудачным и говорил: "Он слишком запутан, а объяснения, которые даются в финале, малопонятны".

Тем не менее фильм пользовался успехом у публики. Так, Селзник писал, что на просмотре "мы не могли успокоить публику с того самого момента, как имя Грегори Пека появилось на экране, и только после трёх или четырёх сцен дамы перестали "охать", "ахать" и перешёптываться")) Никто не может их за это винить, ведь Грегори тут всего 29 лет и он прекрасен, как и Бергман (которой тут 30)


Селзник хотел, чтобы Хичкок снял фильм, основанный на собственном положительном опыте Селзника в области психоанализа. По предложению Хичкока он приобрёл права на роман "Дом доктора Эдвардса" примерно за 40 000 долларов.

Грета Гарбо рассматривалась на роль доктора Констанс Питерсен. Ужас какой, аж передёрнуло)) Селзник также хотел на эту роль Дженнифер Джонс, но Хичкок возражал. Ещё раз, ужас какой:) На мой взгляд она плохая актриса, хотя есть хорошие сюжеты фильмов с её участием. К слову, на тот момент Джонс была любовницей Селзника (позже они поженятся), так что не удивительно, что он хотел видеть её в главной роли. 

Селзник пригласил своего терапевта Мэй Ромм, доктора медицины, в качестве технического консультанта. Доктор Ромм и Хичкок часто конфликтовали. К слову, если почитать биографию Селзника, его пристрастие к азартным играм и не только, то непонятно чем там вообще помогла ему терапевт. Тем, что он не покончил жизнь самоубийством и дотянул до 63-х лет? 

Во время съёмок Бергман была замужем за Петтером Линдстремом, а Грегори Пек был женат на финнке Грете Кукконен, — но во время съёмок у парочки случился короткий роман. Тайные отношения стали достоянием общественности только когда Пек рассказал об этом Брэду Даррачу из People в интервью 1987 года, через пять лет после смерти Бергман. "Всё что я могу сказать, это то что у меня была к ней пылкая любовь, и я думаю что на этом я должен остановиться… Я был молод. Она была молода. Мы неделями были вовлечены в тесную и напряженную совместную работу".

На мой взгляд Бергман была намного красивее Кукконен, что конечно не оправдывает Пека:) Пишут, что Пек развёлся с женой 30 декабря 1955 года, однако они смогли сохранить тёплые дружеские отношения даже после разрыва. Это, конечно, уникально, с учётом того, что Кукконен родила Пеку трёх сыновей, первого - в 1944 году, а фильм "Заворожённый" 1945-го года. Вот это я понимаю у людей брак по любви и высокие отношения, он на съёмках изменяет жене, потом возвращается домой и заглаживает вину, после чего рождается следующий ребёнок)) На следующий день после развода с Гретой Кукконен, 31 декабря 1955 года, актёр женился на французской журналистке Вероник Пассани. Боже, как после такого можно остаться с мужчиной в тёплых дружеских отношениях?)) К слову, это был второй брак Греты, после она больше не имела детей и не была замужем. 


Семья Кукконен эмигрировала в США в 1913 году, и позже Грета сменила имя с Эйне Кукконен на Грету Конен. Её первым мужем был какой-то Чарльз Райс. За Пека она вышла замуж в 1942 году, развелись в 1955 (опасный для брака период - 13 лет совместной жизни). Позже Грета владела салоном красоты и агентством недвижимости, активно занималась благотворительностью, собирая деньги для финских ветеранов Второй мировой войны. За эту деятельность она получила Орден Белой розы от правительства Финляндии в 1967 году. Также была членом Финско-американской торговой палаты и в 1994 году получила степень почетного доктора Университета Финляндии.


Но вернёмся к фильму. Эпизодическое появление Хичкока в фильме происходит примерно на сорокаминутной отметке, когда его можно увидеть выходящим из лифта в отеле "Эмпайр Стейт" с футляром для скрипки и курящим сигарету. Скажу честно, прочла это уже после просмотра фильма, так что конечно не обратила внимания:)

Итак, доктор Констанс Питерсен — психоаналитик в "Грин Мэнорс", общественной психиатрической больнице в Вермонте. Другие врачи считают её отстраненной и бесчувственной. Это наша главная героиня (Бергман).

Главврач больницы, доктор Мёрчисон, вынужден уйти в отставку вскоре после возвращения из отпуска, говорит из-за нервного истощения. Его должность должен занять доктор Энтони Эдвардс. 

В Констанс влюблён доктор Флоро, также работающий в больнице, но она не отвечает ему взаимностью. 

- я исследую психические отклонения на почве любви. 
- Вы работали пол года, блестяще, но бессмысленно. Включите интуицию, Вы подходите к проблеме с холодной головой
- признаётесь в любви?
- признаюсь через минуту, сначала поясню, я хочу убедить Вас, что недостаток чувственного опыта мешает Вам как врачу и губит Вас как женщину. 
- я слышала эти аргументы от влюблённых психиатров учивших меня медицине
- есть аргумент получше, я обожаю Вас
- почему?
- в душе Вы милая, чуткая женщина, рядом с Вами я это чувствую
- Ваши чувства - это лишь обычная похоть, мои чувства иные

Сделаю небольшое отступление, как обычно)) Доктора Флоро играет американский актёр Джон Эмери, который когда-то был женат на Таллуле Бэнкхед (если вам это о чём-то говорит), взбалмошная была женщина, прожигательница жизни. Так вот, в 1961 году Джон Эмери начал встречаться с актрисой Джоан Беннетт, о которой я буквально недавно писала. Она на тот момент всё ещё была замужем (развелась в 1965-м году). Джоан заботилась об Эмери во время его болезни и до самой смерти актёра в 1964-м году. 

Из-за их сходства часто ходили слухи, что Эмери был внебрачным ребенком Джона Бэрримора (кстати, а ведь и правда есть сходство!). В детстве Эмери какое-то время жил в одной комнате с Бэрримором и его первой женой Кэтрин Корри (умерла от пневмонии в 36 лет), это связано с тем, что родители Эмери были театральными актёрами. 

Но, возвращаюсь к фильму.

Доктор Мёрчисон, главврач больницы, ждёт прибытия доктора Энтони Эдвардса. Наконец он появляется (Грегори Пек) и я уже вижу как женская половина кинотеатров начинает нервно ёрзать на сидениях и вздыхать)) Доктор Мёрчисон удивлён тем, насколько молод доктор Эдвардс. 

- возраст за мной не поспевает

Мёрчисон официально знакомится с новым главврачом и уходит, дав возможность остальным пообщаться с Эдвардсом. Сам Мёрчисон совсем не рад своей отставке, на самом деле уход с должности главврача вынужденный, его сместили после какой-то совершённой им врачебной ошибки, хотя он 20 лет занимал свою должность. 

Вечером все врачи, как обычно, ужинают вместе в общей столовой. За столом лишь одна женщина - Констанс. Флоро рассказывает ей о знакомстве с доктором Эдвардсом и о своих первых впечатлениях о нём. Констанс внимательно слушает, ведь она читала все труды Энтони Эдвардса, считает его очень умным и надеется многому научиться у доктора. Наконец появляется и сам Эдвардс, чтобы присоединится к остальным за ужином. Он впервые видит Констанс и влюбляется в девушку с первого взгляда, судя по тому как она смотрит на него - это взаимно:) 

Во время разговора за столом, когда Констанс рассказывает Энтони о планах построить бассейн на территории клиники, она рисует вилкой на скатерти неровные линии, обозначающие форму будущего бассейна, и в этот момент настроение и поведение Энтони меняется, он вдруг становится злым, даже агрессивным. Все за столом удивлены такой реакцией нового главврача, хотя Констанс и пытается сгладить ситуацию. 

На следующий день Энтони присылает Констанс записку и просит зайти, у него в кабинете находится её пациент, мистер Гармс, который явно имеет проблемы с головой, но считает что ему не место в клинике, куда его отправил брат. Гармс испытывает постоянное чувство вины, считая что убил собственного отца, и хочет понести за это наказание. Констанс говорит, что хочет излечить его с помощью психоанализа от комплекса вины. 

- люди часто чувствую вину за то, что никогда не совершали. Например, ребёнок думает о чём-нибудь ужасном и если это случается, он считает себя виноватым. И вырастает с комплексом вины за совершённый поступок, который бил всего лишь дурным сном. 
- то есть, я не убивал?
- нет, с помощью анализа Вы это поймёте

Энтони внимательно слушает объяснения Констанс, они явно его заинтересовали. Когда пациента уводят, он ссылается на головную боль и просит девушку прогуляться с ним на свежем воздухе, Констанс соглашается. Всё это сопровождается какими-то мелкими, вроде незначительными, инцидентами, которые всё больше подчёркивают странное поведение Эдвардса. Он явно чем-то встревожен, даже испуган, и ещё ведёт себя неуверенно, как-будто находится не на своём месте. 

После прогулки все врачи, во главе с Флоро, подшучивают над Констанс и её явной влюблённостью в доктора Эдвардса, что её очень злит.

Но ночью Констанс, которую мучает бессонница после приятной прогулки с Энтони, отправляется в библиотеку, которая находится по соседству с его кабинетом и спальней, и видит что в комнате горит свет. Девушка ищет повод, чтобы войти. В библиотеке она берёт книгу Эдвардса "Лабиринт комплекса вины" и, после недолгих колебаний, заходит без стука в кабинет Энтони. Она находит его уснувшим в кресле, с книгой на коленях. Неожиданно Энтони просыпается и увидев Констанс улыбается своей очаровательной улыбкой:) 

Сначала она говорит, что пришла обсудить книгу, но быстро признаётся, что это только предлог. Как у них в фильмах всегда всё быстро происходит))

- я всегда была уверена в своём разуме
- а теперь нет?
- так глупо, пришла к Вам как капризный ребёнок
- Вы замечательная
- пожалуйста, не говорите со мной так. Вы можете подумать, что я пришла к Вам чтобы услышать это
- я знаю почему Вы пришли
- почему?
- с нами что-то случилось
- но это не происходит вот так, за день
- иногда это происходит за миг, я почувствовал это сегодня, это было как удар молнии, а она бьёт редко
- я не понимаю как это вышло

Неожиданно у Энтони снова случается нервный приступ, в этот раз из-за принта в полоску на халате Констанс. На этом романтика и поцелуи заканчиваются. Энтони очень извиняется перед девушкой и говорит, что это его состояние скоро пройдёт. Констанс встревожена, но разговор прерывает телефонный звонок, сообщают о мистере Гармсе, который пытался совершить убийство, а потом и самоубийство. Эдвардса вызывают в операционную, он идёт туда и вдруг у него случается очередной приступ, он хватается за голову, кричит чтобы включили свет, потому что вокруг очень темно, покрывается испариной, несёт какой-то бред про комплекс вины, а потом и вовсе теряет сознание. Все в шоке, но списывают такое поведение на переутомление. 

После происшествия в операционной Констанс остаётся посидеть рядом с Энтони, которого отнесли в его комнату и он пока не пришёл в себя, и вдруг окончательно понимает, что Энтони вовсе не доктор Эдвардс. Она спрашивает у проснувшегося Энтони кто он и тот вдруг, пытаясь что-то вспомнить, говорит что доктор Эдвардс умер, он убил его и занял его место. Больше Энтони не может вспомнить ничего, ни кто он, ни откуда, полная амнезия. 

- Вы меня боитесь?
- нет, Вы просто больны
- да, амнезия...фокус, чтобы сохранить рассудок, чтобы не сойти с ума нужно забыть об ужасах

Констанс, как доктор, начинает задавать Энтони разные наводящие вопросы, надеясь что он сможет вспомнить хоть какую-то важную информацию, но тщетно, у него тут же начинаются сильные головные боли. Девушка обещает помочь разобраться во всём и оставляет Энтони отдохнуть до утра. А он, тем временем, пишет Констанс записку, в которой признаётся в любви, а также прощается, говоря что не хочет впутывать её в свои проблемы. Правда так забавно, впутывать ни во что не хочет, но зачем-то сообщает, что остановится в Эмпайр Стейт отеле в Нью-Йорке)) В общем, он просовывает записку Констанс под дверь и незаметно покидает клинику.

Энтони вовремя успевает уехать, неожиданно появляется бывшая помощница настоящего доктора Эдвардса, проработавшая с ним 5 лет, и сообщает, что новый главврач - не доктор Эдвардс, а какой-то самозванец, более того, она даже показывает фотографию настоящего доктора. Мёрчисон тут же заявляет, что сразу почувствовал что-то неладное когда увидел Энтони, а потом припадок в операционной только подтвердил подозрения. Толком не разобравшись в происходящем он говорит, что не просто допускает, а буквально уверен, что Энтони убил настоящего доктора Эдвардса и вообще что он параноик. Классно разбрасывается диагнозами. После такого заявления, конечно, приезжает полиция. Единственный человек, который не верит в виновность Энтони - это Констанс. Что бы мужчины делали не будь на свете влюблённых в них женщин, верных и жертвенных?) 

Флоро говорит, что из-за амнезии Энтони, скорее всего, покончит жизнь самоубийством, не справившись с кошмаром в котором живёт. Констанс больше не в силах слушать это и бездействовать, она незаметно покидает клинику и едет в Нью-Йорк к Энтони.

Найдя Энтони в отеле Констанс, как доктор пациенту, продолжает задавать вопросы, которые могут помочь ему вспомнить о себе хоть что-нибудь, а также пролить свет на то, что же произошло с доктором Эдвардсом на самом деле. Пока они общаются, в газетах уже напечатано объявление, теперь разыскивают не только Энтони, но и Констанс. Так что, парочке спешно приходится покинуть отель.

Грегори Пек такой был красавчик, а потом зачем-то, на старости лет, отрастил себе дебильные усы)) К сожалению он из тех, на мой взгляд, кто некрасиво состарился. Но посмотрите какой был аааа!)) ещё и рост 190см *вздыхает

Констанс едет с Энтони к своему учителю, доктору Александру Брюлову, которого играет Михаил Чехов. Они умудряются купить билеты на поезд и проделать весь путь незамеченными, хотя Энтони моментами продолжает вести себя не совсем адекватно и даже привлекает к себе внимание на вокзале. 

Доктора дома не оказывается, он куда-то вышел, но зато там есть двое полицейских дожидающихся его. 

Тоже интересная ситуация, экономка уходит и запросто оставляет толпу незнакомых людей в доме, чтобы они дождались возвращения доктора. Я понимаю, что там двое полицейских, но тем не менее я бы не рискнула оставлять дом без присмотра)) Вот что значит жить в 21-м веке

Доктор, вернувшись домой, быстро выпроваживает непрошенных гостей, то есть полицейских. Он рад приезду Констанс и Энтони, которого она представляет доктору как своего мужа. Брюлов разрешает молодоженам остановится в его доме и жить там сколько угодно, после того как Констанс жалуется что они не смогли найти ни одного свободного номера в гостинице.

- я помню у нас медовый месяц. У тебя это впервые?
- да...то есть, я имею в виду, возможно будет:)
- кстати говоря, не помню чтобы я целовал другу женщину
- тоже самое я могу сказать о мужчинах
- ты прелесть)

Ночью, когда Констанс засыпает, у Энтони снова случается приступ. К счастью, Брюлов психиатр со стажем, он сразу понимает что происходит и как нужно вести себя с Энтони. Если бы не профессионализм Брюлова, он вполне мог вскоре оказаться трупом.

Утром у Констанс и Брюлова происходит объяснение. Она рассказывает что знает об Энтони и утверждает, что он никого не убивал. Доктору не нравится вся эта история, он смотрит на происходящее не как Констанс, защищающая мужчину которого полюбила, а как доктор, который вполне допускает, что Энтони мог убить Эдвардса. Констанс просит дать ей несколько дней, чтобы попробовать спасти Энтони, а также просит Брюлова помочь ей в этом. Тот, в итоге, соглашается

Можно не сомневаться, что Констанс и Брюлов смогут вытащить из подсознания Энтони нужные воспоминания и разобраться в том, кто же всё-таки убил доктора Эдвардса. После этого Энтони, которого на самом деле зовут Джон Баллантайн, станет снова здоровым и нормальным. Хотя, лично я что-то сомневаюсь, что человек, у которого были такие припадки, во время которых он готов был убить любого подвернувшегося под руку, может вдруг в одночасье стать абсолютно здоровым, нормальным и рядом с ним безопасно находиться)) 

Фильм, в любом случае, понравился. Обожаю и Пека, и Бергман, молодые, красивые, талантливые. Может это и не самое лучшее творение Хичкока, но в фильме достаточно романтики, так что приятно было смотреть:)

нашла немного фоток со съёмок фильма

С Хичкоком


с Сальвадором Дали

























 






























Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....