суббота, 4 февраля 2023 г.

"Ярость в небесах"/ "Rage in Heaven" (1941)

Психологический фильм нуар режиссёра В. С. Ван Дайка, в основу сценария фильма положен одноимённый роман английского писателя Джеймса Хилтона, который был опубликован в 1932 году. Я очень люблю экранизацию ещё одного романа писателя - "Прощайте, мистер Чипс". Жаль книги в переводе нет. 

Я люблю читать биографии актёров и писателей, когда делаю записи для блога. Когда читала о Джеймсе Хилтоне, моё внимание привлекла его вторая жена - Галина Копернак (22 марта 1902 — 11 июля 1985). Привлекло именно имя. Пошла почитала, Копернак была русской театральной актрисой, выступала на Бродвее в 1920-е годы. Возможно была родом из Шанхая, но в США прибыла из Москвы. Пишут, что она одолжила деньги русскому роялисту Николаю Арлиокопу, который на эти средства эмигрировал в Канаду. Арлиокоп разбогател и в 1929 году завещал Копернак 250 000 долларов. Удачное вложение денег получилось))


Первым мужем был латышский концертирующий пианист Макс Рабинович (1893-1973), родившийся в Лиепае, иммигрировавший в США в 1922 году. Максу Рабиновичу было 38 лет, а Копернак 28. Пара, в итоге,  развелась и позже Копернак вышла замуж за писателя Джеймса Хилтона, с которым развелась спустя 8 лет брака. Просто люблю читать истории жизни эмигрантов начала 20-го века:) Жаль остальная информация довольно скучная и фотографий почти нет.

красавицей я бы её точно не назвала:)



а это Джеймс Хилтон, тоже не красавец))

Но вернёмся к фильму. 

В главных ролях Ингрид Бергман, Джордж Сэндерс и Роберт Монтгомери. Согласно "Голливуд Репортер", для этого фильма студия Metro-Goldwyn-Mayer взяла Ингрид Бергман в аренду у компании Дэвида О. Селзника, а Джорджа Сэндерса — в аренду у студии Twentieth Century Fox.

Как пишет историк кино Андреа Пассафьюме, "поскольку Роберт Монтгомери уже однажды с большим успехом сыграл психопата в фильме MGM "Когда настанет ночь" (1937), он чувствовал, что студия пытается запихнуть его в ещё одну подобную роль в надежде повторить его триумф". 

В своей автобиографии 1980 года "Моя история" Ингрид Бергман вспоминала, как за день до начала съёмок Роберт Монтгомери подошёл к ней и сказал: "Мне очень жаль, что я так поступаю с тобой, но меня вынуждают сниматься в этом фильме, поэтому я намерен просто произносить реплики, но не играть". 

Позднее он объяснил актрисе, что устроил этот протест из-за своего полного изнеможения. По словам Пассафьюме, у него был семилетний контракт с MGM, и он чувствовал, что перерабатывает. Монтгомери попросил студию не отправлять его сразу же в следующую картину и дать немного отдохнуть, но ему отказали. Как Монтгомери пояснил свои действия Бергман, "если я откажусь играть в этой картине, то меня отстранят от работы без сохранения заработной платы. А у меня есть жена, дети, большой дом, бассейн, мне нужны деньги… Но я собираюсь выразить свой протест".

Работу над фильмом в качестве режиссёра начал Роберт Синклер. Согласно своему плану, на съёмочной площадке Монтгомери произносил каждую фразу и играл каждую сцену совершенно монотонно и невыразительно. Он также делал вид, что не слышит, когда Синклер пытался ставить его игру. После двух недель такой работы Синклер уволился. По информации "Голливуд Репортер", перед Рождеством 1940 года режиссёр заболел, по словам историка кино Денниса Шварца, так и не сумев заставить Монтгомери давать актёрскую игру.

Вместо Синклера MGM поставила опытного режиссёра В. С. Ван Дайка, известного тем, что делал картины быстро и эффективно. Я смотрела его фильм "Сан-Франциско" (1936).

Согласно "Голливуд Репортер", в тот момент Ван Дайк был офицером морской пехоты и ему дали 14-дневный отпуск, чтобы закончить фильм "Ярость в небесах". Как пишет Пассафьюме, Бергман слышала, что Ван Дайк был крутым и ей совсем не нравились ни он, ни его методы военной муштры. Тем временем Монтгомери продолжал свой протест "бездействия", в то время как Бергман просто пыталась сделать всё возможное, чтобы скорее закончить картину. Третья звезда фильма Джордж Сэндерс, по словам Пассафьюме, не хотел участвовать в этих интригах и большую часть времени спал. Как написала Бергман, "он зевая выходил из своей гримерки, делал своё маленькое дело и снова засыпал. Его это не интересовало".

На съёмках Бергман чувствовала себя настолько некомфортно, что в какой-то момент пришла к продюсеру Дэвиду О. Селзнику с просьбой заменить Ван Дайка на посту режиссёра или же убрать её из картины. Селзник, однако, призвал её не сдаваться, сказав, что не его дело менять режиссеров картин других студий. Бергман знала, что Селзник получил много денег за её аренду, поэтому вернулась к работе над фильмом, решив сыграть так хорошо, как могла.

Когда день спустя Ван Дайк зашёл в гримерку к Бергман, она воспользовалась случаем, чтобы прямо сказать ему, что она думает о его жёстких методах работы. Она сказала: "Почему бы вам не остаться в армии, если вы продолжаете маршировать и кричать? Вы ничего не знаете о чувствах людей… Вас, конечно, не интересует ничего, кроме того, чтобы закончить картину, независимо от того, что это будет за картина. Вы не даете нам никакой возможности играть; вы вообще не даете нам никаких советов на этот счёт"

Ван Дайк был поражен вспышкой гнева Бергман, заявив, как она смеет так разговаривать со своим режиссёром, и пригрозил уволить её. Бергман ответила, что надеется, что он действительно уволит её, потому что это именно то, чего она хочет. Некоторое время спустя Ван Дайк подошёл к Бергман и пообещал ей улучшить свои методы работы, добавив, что она "очень хороша в этой роли".

Итак, события фильма начинаются в Париже, в 1936-м году. На окраину, в частную психиатрическую клинику, приезжает британский консул, чтобы встретиться с доктором Рамо, который и пригласил его. Доктор Рамо выглядит так, как-будто и сам пациент психбольницы)) Сыграл его Оскар Хомолка, австрийский актёр.

Доктор пригласил консула, чтобы тот помог опознать одного из пациентов, поскольку предполагает что он из Англии. Мужчина пытался покончить жизнь самоубийством, ему это не удалось, потому и оказался в психлечебнице. Причина по которой была попытка совершить самоубийство: "мне было интересно что скажут люди после моей смерти". Инцидент произошёл в полнолуние и доктор говорит, что луна сильно влияет на таких пациентов. 

Он также описывает пациента как "благородного, обаятельного молодого человека, но если присмотреться повнимательнее, то можно обнаружить отсутствие у него эмоций". В общем, доктор говорит, что у пациента паранойя. И пока он всё это рассказывает, выясняется что пациент сбежал на такси, притворившись консулом. Не будем углубляться в размышления о том, как ему это удалось, видимо в частной психбольнице сотрудники не очень умные и внимательные, и тоже не совсем в себе))


Сбежавший пациент представился Уордом Эндрюсом. 
И вот картинка меняется, нам показывают дорогой отель в Лондоне, в котором случайно встречаются Филипп Монрелл и Уорд Эндрюс. Эндрюс говорит, что у него есть два свободных дня и предлагает Монреллу провести их вместе, вспомнить старые деньки. Мужчины отправляются в поместье Филиппа, где он живёт со своей матерью, миссис Монрелл.  

В поместье они неожиданно встречают незнакомую девушку, которой оказывается Стелла Берген, недавно нанятая помощница миссис Монрелл. Ингрид Бергман в фильме 26 лет, молодая и красивая:)

Мужчины сражены красотой Стеллы, но если Уорд немного смущён, то Филипп наоборот ведёт себя довольно уверенно, сразу видно кто в доме хозяин:) Он знакомится с девушкой сам, а потом представляет её Уорду, своему другу детства, с которым они также учились в Кэмбридже. Уорд по профессии инженер

Дворецкий говорит Уорду и Филиппу, что Стелла - беженка (не забываем, что фильм 1941-го года), её родители погибли. Миссис Монрелл наняла её в качестве своей личной помощницы 3 месяца назад и очень привязалась к девушке.

Наконец, Филипп поднимается в спальню к матери, которая приболела и потому лежит в кровати. После поцелуев и объятий она говорит сыну, что пора бы ему заняться фабрикой, семейным бизнесом. Филипп говорит, что для этого привёз с собой Уорда. Миссис Монрелл как-то не особо рада гостю, она рассчитывала что сын приедет один и тогда она сможет спокойно сосватать ему Стеллу. Но теперь у сына появился конкурент. 

Уорд прекрасно проводит время в поместье, в основном со Стеллой. Они вместе ходят на прогулки и катаются на лошадях. Уорд влюблён в девушку и его расстраивает мысль, что она не отвечает ему взаимностью, а также что ему скоро пора уезжать в Шотландию, где он работает инженером.

Тем временем Филипп сидит в поместье, с матерью, которая ужасно недовольна тем, что именно Уорд, а не её сын, сейчас проводит время со Стеллой, о чём и сообщает ему. Но Филипп совершенно спокоен и говорит матери:

- чтобы полюбить кого-то, нужно немного его бояться. Люди боятся Уорда, а меня никто не боится

Тут возвращаются с прогулки Уорд и Стелла, которая держит в руках очаровательного котёнка найденного Уордом в лесу. Она просит миссис Монрелл разрешить оставить его себе и конечно ей разрешают. 

Филипп, в отличии от Уорда, ведёт себя по отношению к Стелле довольно безразлично, постоянно подталкивая её к Уорду, я бы даже сказала навязывая

Наконец Уорд уезжает и Стелла с Филиппом остаются наедине, не считая миссис Монрелл, конечно. Тут же отношение Филиппа к девушке меняется, он начинает с ней заигрывать и вообще превращается в романтика. Оказывается она всё-таки ему нравится.

После отъезда Уорда миссис Монрелл сообщает Филиппу, что у неё проблемы со здоровьем и доктор посоветовал сменить климат, так что она планирует уехать на пару лет из Англии. У богатых как всегда всё просто)) 

Сына она с собой брать не собирается и надеется, что теперь он наконец займётся руководством фабрики. Миссис Монрелл не хочет видеть очевидных вещей, что её единственный сын не имеет ни малейшего желания руководить фабрикой, он вообще не приспособлен ни к чему кроме праздной жизни. Миссис Монрелл также надеется, что Филипп женится на Стелле и навязчиво подталкивает его к этому.

Поздно вечером Стелла прогуливается в саду и обнаруживает там Филиппа.

- скажи, Стелла, я привлекателен?
- что за вопрос?
- просто любопытно
- я не стану льстить тебе
- мама говорит я привлекательнее чем Уорд
- так и есть, мама всегда права
- это точно, жизнь намного проще, если есть мама, нужно лишь во всём слушаться её

Чуть позже Филипп делает Стелле предложение и она его принимает. Её не настораживает странное поведение и разговоры Филиппа, например о его страхах, хотя любой нормальный человек задумался бы всё ли в порядке у него с головой. Очень странный мужчина.

И вот Филипп и Стелла женаты уже 6 недель, миссис Монрелл уехала, как и планировала, и теперь шлёт письма из Кейптауна, сообщая, что чувствует себя намного лучше. 

Стелла постоянно напоминает Филиппу, что он должен работать и ездить на фабрику. Тот, чтобы успокоить её, иногда туда ездит. Вот и в это утро, попрощавшись с женой, Филипп отправился на работу. 

В кабинете, усевшись в здоровенное кожаное кресло, Филипп смотрит на свой портфель, откуда вылазит котёнок Стеллы. Филипп ненавидит это животное, помня что его нашёл Уорд и подарил Стелле. Он специально забрал с собой кота, а когда Стелла звонит и жалуется что не может найти его, Филипп не признаётся что украл животное.

Пол дня Филипп сидит в кабинете и разгадывает кроссворды, создавая для других видимость того, что он работает, а буквально перед приходом Стеллы созывает совещание и устраивает показательное выступление, которое заканчивается тем, что главный инженер, разозлившись на хамство Филиппа, уходит в отставку. Стелла расстроена случившимся, особенно поведением мужа.

А вечером дворецкий и шофёр сообщают девушке, что её котёнка нашли со сломанной шеей. Причём нашли его недалеко от фабрики. Когда дворецкий высказывает предположение, что кот мог оказаться там забравшись в машину к Филиппу, тот начинает психовать и кричать, чем шокирует всех, в том числе Стеллу.

Филипп кричит, что все настроены против него, даже сама Стелла, и просит оставить его в покое. Чуть позже, в спальне, он извиняется перед женой, говорит не знает что на него нашло. 

- тебе нельзя оставлять меня, даже на секунду, ты должна всё время быть рядом

У человека регулярные приступы ярости и резкие перепады настроения.

И снова всё сводится к Уорду. Филипп постоянно упоминает его, чем ужасно злит Стеллу. Он считает, что жена была привязана к котёнку, потому что его подарил Уорд, поэтому теперь заводить другого кота она не хочет. И ещё тиранит Стеллу высказываниями, что она могла бы выйти замуж за Уорда, а не за него. Да уж, неудачный выбор.

- хорошо, я тебе скажу. Когда я встретила Уорда, он очаровал меня, может и я ему понравилась, не знаю. Но я вышла замуж за тебя!
- так ты ему нравилась? Я всегда это знал
- но я люблю тебя. Обещай, что больше никогда не будешь упоминать имя Уорда
- обещаю (говорит шизофреник)

Чуть позже, когда Стелла уже спит, Филипп сидит у камина и делает запись в своём дневнике. Оказывается он ведёт дневник регулярно и после обещания данного жене, пишет что хочет пригласить в гости Уорда. Для ненормального логично же делать всё наоборот и вопреки, да?)

Конечно Уорд приезжает. Не трудно догадаться, что делает он это не ради Филиппа, но чтобы снова увидеть Стеллу. 

Стелла не знает о приезде Уорда, Филипп говорит ему что это будет для неё сюрприз. Неожиданно Уорд спрашивает как Филиппу удалось завоевать Стеллу и он честно отвечает:

- актёрской игрой, я изображал тебя

Когда появляется Стелла, она удивлена приезду Уорда и не особо рада. Филипп постоянно подозревает, что у неё есть чувства к Уорду, что на самом деле она любит именно его, поэтому приезд Уорда вообще нежелателен и может накалить обстановку в семье. Филипп не только подозревает жену, но ещё и постоянно высказывает ей эту мысль, чем доводит девушку до отчаяния. Стелла всё отрицает, но сложно что-то доказать ненормальному, он верит в то, во что хочет верить.

За ужином Филипп ведёт себя как обычно подозрительно. Он оставляет Стеллу и Уорда наедине, уходит под предлогом, что хочет принести бутылку своего лучшего вина. Причём уходит с фразой:

- вас опасно оставлять одних?
- очень (смеётся Уорд)

Оставшись наедине Стелла говорит Уорду, что ни о чём не жалеет, что она выбрала правильный путь выйдя замуж за Филиппа. Уорд говорит, что рад за них двоих и желает им всего самого наилучшего. Абсолютно невинный разговор. Но Филипп, вернувшись и прежде чем войти, стоит под дверью и прислушивается к разговору и смеху, а потом резко открывает дверь надеясь, видимо, застать Уорда и Стеллу в объятиях друг друга. Но ничего подобного не происходит, естественно. 

Чуть позже Филипп делает Уорду очень щедрое предложение, занять на фабрике должность главного инженера, поскольку предыдущего он уволил. Уорд буквально не может поверить своему счастью, ведь теперь у него будет дом, машина, высокая зарплата и ещё он сможет часто бывать в доме у семьи Монрелл. Стелла пытается скрыть своё замешательство, хотя ей это даётся с трудом.

Поздно вечером, в спальне, Стелла спрашивает почему Филипп не предупредил её о приезде Уорда, но тот говорит, что просто хотел сделать ей приятный сюрприз, ведь ей так нравится Уорд. А когда Стелла засыпает, Филиппуу в голову приходит очередная бредовая идея.

На следующий день он вдруг уезжает в командировку и обещает вернуться максимум через неделю, а также говорит что предупредит заранее о своём возвращении. 

Филипп уезжает, а Уорд пытается поговорить со Стеллой и узнать что произошло на фабрике, почему уволили предыдущего главного инженера, а также что происходит с Филиппом. Даже Уорд понимает, что его друг очень изменился не в лучшую сторону. Но Стелла не хочет обсуждать это, она очень грубо отвечает Уорду, буквально ссорится с ним, и уезжает домой.

Правда на следующий день Стелла приходит на фабрику, чтобы извиниться перед Уордом за своё поведение. А также признаётся, что в её отношениях с Филиппом действительно не всё хорошо, только винит она во всём почему-то себя. 

- иногда мне кажется, что он хочет убить мою любовь

Уорд, чтобы поддержать Стеллу и поднять ей настроение, приглашает вечером вместе поужинать. Она сначала колеблется, потому что Филипп, видите ли, не любит, когда она уходит куда-нибудь, но потом соглашается. Это оказывается первый выход Стеллы в люди с тех пор как она вышла замуж. 

Пара приятно общается, смеётся, когда Стелла вдруг меняется в лице, а следом за ней и Уорд. 

В ресторан заходит Филипп, который вернулся намного раньше чем планировал. Он явно не в духе, а когда Уорд заводит разговор о работе, то вообще практически выходит из себя, заявляя что не намерен ничего обсуждать, а также что ему от служащих нужно не уважение, а подчинение. В общем, вечер испорчен.

Филипп вернулся домой быстрее чем планировал не просто так, на его фабрике забастовка. Рабочие в ярости, они буквально готовы убить Филиппа. 

Сам Филипп не особо встревожен происходящим, он вызвал полицию и не собирается вести никакие переговоры или идти на уступки, хотя ему об этом твердят все вокруг. Злобный упрямый псих уверен, что сможет приструнить огромную разъярённую толпу рабочих.

Рабочие ненавидят Филиппа, что не удивительно, он отменил проект по строительству для них жилья. Люди, как всегда, живут и работают в ужасных условиях и конечно за гроши. Поэтому когда Филипп выходит к рабочим, пытаясь прекратить забастовку, никто его не слушает, так что Филиппу приходится спасаться бегством. 

В итоге, от страха, он соглашается утвердить проект по постройке жилья и Уорд улаживает конфликт с толпой рабочих. А убежавший с фабрики Филипп где-то бродит до позднего вечера и наконец, попав под сильный ливень, возвращается домой, к встревоженным Стелле и Уорду. Видимо бродил он долго, причём под сильным дождём, так что домой вернулся уже заболевшим.

Пролежав больным несколько дней, постепенно Филипп идёт на поправку и продолжает свои наблюдения за поведением Уорда и Стеллы. Он не оставляют больную идею о том, что парочка влюблена друг в друга и скрывает от него правду. Филипп также продолжает делать записи в своём тайном дневнике. 

Услышав от Уорда, что на фабрике произошёл несчастный случай, он вдруг оживляется и говорит что хочет посмотреть на место, где это произошло. Один из рабочих упал с вагонетки в расплавленное железо. 

Уорд и Филипп едут на фабрику, поднимаются к месту, где произошёл несчастный случай. Вокруг сильный жар, огонь, внизу - сильный поток расплавленного металла. На платформе нет никакого ограждения. В какой-то момент у Филиппа возникает желание сбросить Уорда вниз, в этот самый расплавленный металл, но хотя он не делает этого в итоге, Уорд понимает его намерение. 

За ужином в поместье оба очень молчаливы. А когда Стелла оставляет их наедине, Уорд спрашивает Филиппа открыто почему тот хотел его убить. Филипп не собирается отвечать на вопрос и говорит Уорду, чтобы тот убирался из его дома. 

- твой разум исказила ревность
- ты забрал её у меня
- я знаю что ты думаешь, не буду врать тебе, я люблю Стеллу, я любил её с нашей первой встречи, но попробуй понять, Стелла ничего не знает об этом и между нами ничего не было. Ни мысли, ни слова. 
- Стелла моя жена, ей не нужны оправдания. Это мой дом, я велел тебе убираться!

В этот момент заходит Стелла, испуганная разговором Уорда и Филиппа на повышенных тонах. Филипп не даёт просто так уйти Уорду. Он говорит Стелле, что Уорд любит её, что он сам только что признался в об этом. 

- это правда, Уорд?
- да, Стелла. Если я буду нужен, Лондон не так далеко

Уорд уходит. В доме очень напряженная обстановка. Филипп даже не спускается к ужину.

После ужина Стелла поднимается наверх и находит Филиппа читающим письмо, которое она написала его матери. Он считает, что всё написанное выдумка, утверждает что Стелла на самом деле любит Уорда, хотя и вынуждена жить с ним, с Филиппом. Хотя у Стеллы сдают нервы и она говорит что так больше не может продолжаться, она ещё раз пытается поговорить с мужем, делает последнюю попытку, которая заканчивается не очень хорошо. Филипп берёт Стеллу за горло так, как-будто собирается задушить. Испугавшись, она убегает к себе в комнату и закрывается там на ключ.  

Стелла понимает, что оставаться в доме опасно, поэтому собирает по-быстрому вещи и, подождав немного, в спешке покидает поместье. Конечно Филипп видит это, он просто дал Стелле возможность убежать. Если б он хотел её убить, он бы так и поступил. Но это было бы слишком просто, а Филипп жаждет чего-то более изощрённого. 

Стелла отправляется в Лондон, в отель, в котором находится Уорд. Она рассказывает ему о Филиппе, о том что он безумен. Уорд успокаивает Стеллу, говорит что он её друг и позаботится о ней, и что ей больше нечего бояться. В этот момент появляется служащий отеля и говорит, что Уорда просит к телефону Филипп. Стелла в ужасе, она просит Уорда не отвечать на звонок, вообще не разговаривать с Филиппом, но тот уверен, что ничего плохого случится не может.

После разговора по телефону Уорд отправляется в поместье к Филиппу, для прощального разговора. А шизофреник уже тщательно составил план действий и вовсе не такой банальный как простое убийство. 

Может актёр Роберт Монтгомери и играл плохо, может Джордж Сандерс тоже особо не напрягался во время съёмок, но мне понравился сюжет и в целом всё очень интересно. Так что, хотите немного страстей - смотрите фильм:)


















































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....