понедельник, 16 октября 2023 г.

Мишель Магориан "Спокойной ночи, мистер Том", ГЛАВА 13

 Глава 13

Рождественские гимны


«Ууу! Вздор!» - кричал он, ходя по комнате. Это был как минимум пятидесятый раз за последний час, когда Уилли произнес эти слова. Он сделал паузу, прочитал реплики племянника, отложил сценарий и снова начал ходить по комнате. «Да будь моя воля, я бы такого идиота, который бегает и кричит: "Счастливого Рождества" — сварил бы живьем вместе с начинкой для рождественского пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста».

Уилли сел на край кровати и вздохнул. «Я почти понял», — пробормотал он про себя. «Мне нужно быть немного более сварливым». Он поднялся.

"Племянник!" - резко сказал он. "Празднуй свое Рождество как знаешь, а мне предоставь праздновать его по-своему». Он остановился и ударил кулаком по ладони. «Нет! Это неправильная интонация. Я вспыльчивый человек и не люблю, когда меня прерывают». Он начал снова. «Племянник, празднуй свое Рождество как знаешь, а мне предоставь праздновать его по-своему».

Громкий стук во входную дверь заставил его подпрыгнуть. "Провалиться мне!" - проворчал он. «Как раз когда у меня почти получилось». Он нахмурился и подошел к дверному люку. Он сразу понял, что, должно быть, почувствовал Скрудж, когда его прервали.

«Племянник, — повторил он сердито, — празднуй свое Рождество как знаешь, а мне предоставь праздновать его по-своему».

Он громко хмыкнул и заглянул в свою воображаемую бухгалтерскую книгу. "Вот оно!" закричал он. «Я понял! Я понял!».


Залп более громких стуков послышался снизу. Уилли бросился вниз по лестнице и открыл дверь. Это был Джордж. Он заглянул Уилли через плечо.

«Кто еще есть дома?» спросил он.

«Никого», — ответил Уилли.

"На кого ты тогда кричишь?".

Уилли какое-то время тупо смотрел на него.

«О», сказал он, поняв о чем говорит Джордж. «Я просто повторял свои реплики».

«Я слышал тебя отсюда».

Уилли покраснел.

«Просто стоя у входной двери, заметь. Не думай, что никто другой этого не слышал. Так ты идешь?».

"Что?".

«Разве ты не помнишь? Сегодня четверг, дурачок. У нас пение рождественских гимнов. Думал ты будешь там раньше всех, чтобы посмотреть первую репетицию мистера Окли».

"О, да, — торопливо сказал Уилли и накинул шарф. "Я опоздал?".

«Нет. Мы все пришли немного раньше».

Уилли захлопнул за собой входную дверь. Он побежал за Джорджем по тропе к заднему входу в церковь. На скамьях, по обе стороны от алтаря, уже находились люди. Том сидел за органом с хмурым выражением лица.

Уилли поймал его взгляд и улыбнулся. Он знал, что этот хмурый взгляд означает, что мистер Том просто немного стесняется.

Эдвард Флетчер и Алек Барнс вошли через главных вход и присоединились к мужчинам справа от алтаря. Голос Эдварда теперь превратился в дребежащий тенор. Алек, крупный, темноволосый шестнадцатилетний парень, выглядел очень смущенным. Всем хотелось знать, использовал ли его отец подданых короля в качестве «рабской силы» или нет.

Позади Алека сидели мистер Миллер и Хьюберт Пуллет, зять Чарли Раддлса. Это был бледный мужчина лет пятидесяти, с каменным лицом. Рядом с ним сидел отец близнецов, красивый веснушчатый мужчина с густыми волнистыми рыжими волосами. Рядом с ним сидел Тед Блейкфилд, местный кровельщик. Самым старшим участником хора был Уолтер Бёрд, находившийся все еще в каске и единственный из присутствующих, у кого был противогаз.

Джордж сидел во втором ряду, слева от алтаря, рядом с двумя старшими мальчиками, а Уилли присоединился к младшим впереди.

Том встал и дважды постучал рукой по органу.

«Мы начнем с «Вести ангельской внемли» 

(*один из наиболее популярных английских рождественских гимнов), — сказал он, разглаживая страницы своей нотной тетради. Он подождал пока все займут свои места, прежде чем сыграть короткое вступление.


После первых нескольких нот он остановился. Никто не пел. Он наклонился над органом.

«В чем дело?» — спросил он.

«Мы просто слушали как ты играешь», — прохрипел Уолтер. «Ты оставался в форме все это время, не так ли?».

Том хмыкнул.

«Я пришёл сюда не для того, чтобы послушать себя. Ещё раз».

Мужчины подавили усмешку, переглянувшись между собой. «Все тот же вспыльчивый мистер Окли», — думали они.

Том еще раз сыграл вступление и они присоединились.

«Вы называете это пением?» - грубо прервал он их. «Звучит как панихида».

"Панихида, мистер Окли? - вмешался мистер Миллер, его лысеющая голова блестела от пота.

"Панихида", — повторил Том. «Это будет Рождественская служба, а не похороны. Поднимите их рождественский дух своими голосами. Не хороните его».

Джордж коротко рассмеялся и резко зажал рот рукой. Том пристально посмотрел на него.

«Добавь немного смеха в свое пение, мальчик», - сказал он. Именно это предложила бы Рэйчел, подумал он, затем сел и вернулся к началу гимна.

"Ещё раз".

Они подняли свои книги с гимнами и запели с еще большим рвением.

"Становится лучше. Хотя и звучит как хорошее лекарство от бессонницы. Усыпите хотя бы первые четыре скамьи.

"Теперь, — сказал он, перевернув несколько страниц, — давайте разбудим их песней «Слава новорожденному Господу», это благая весть».

Уилли сделал глубокий вдох и представил себе радугу, ее разноцветные лучи, льющиеся из больших облаков.

«В торжестве небес, — пел он, — Слава новорожденному Господу».

«Хорошо», — сказал Том, когда они закончили. «Уильям, ты уловил идею, но поешь в потолок. Пой прямо перед собой».

Он обратился ко всем.

«Все вы, пойте так, чтобы вас было слышно через двери, по всей деревне».

Мистер Миллер вытер лицо носовым платком.

«Я не думаю, что смогу петь лучше, мистер Окли».

«Не позволяйте Гитлеру услышать то что Вы сказали», — ответил Том. «Теперь еще раз».

Они спели этот гимн еще дважды, а затем, в качестве контраста, последовала нежная версия гимна «Тихая ночь». 

Репетиция завершилась более веселой версией «О, приходите все верующие».

«Думаю, на сегодня хватит», — сказал Том, закрывая «Книгу рождественских гимнов».

"Который сейчас час?" — спросил Эдвард.

"Девять часов!", — встревоженно воскликнул Алек. «Мне завтра утром надо доить коров. Спокойной ночи, мистер Окли. Спасибо», — крикнул он, выбегая из церкви.

Уилли покинул свою скамью и встал у органа. Джордж присоединился к нему.

«Это была действительно хорошая репетиция, мистер Окли», - сказал он. «Очень хорошая. Не правда ли, Уилл?».

Уилли кивнул.

Джордж пожелал спокойной ночи и вместе с остальными покинул церковь.

Уилли слышал как их голоса уносились вдаль, они пели «Слушайте! Ангелы-вестники поют!» и над чем-то смеялись. Он оперся на орган.

«Я сыграю тебе то, что не играл уже много лет», — сказал Том. «Не знаю смогу ли вспомнить полностью. Это была одна из любимых мелодий Рэйчел».

Уилли подпер подбородок ладонями и слушал.

В отличии от веселых мелодий рождественских гимнов, эти звуки были длинными и протяжными. Они заставляли орган дрожать и вибрировать, иногда затихая от самых нежных и печальных звуков, для того чтобы возвыситься и снова затихнуть. Уилли никогда не слышал ничего более прекрасного. Когда Том поднял пальцы от органа, музыка как будто погрузилась в стены церкви и растворилась в них.

Том расслабился и несколько раз согнул и разогнул пальцы рук, пока не хрустнули костяшки.

«Давно не практиковался», — сказал он.

«Мистер Том», сказал Уилли, его взгляд был полон эмоций, «все было очень хорошо».

"Хм, — проворчал Том. «Спасибо, мальчик. Должен признаться, мне самому понравилось».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....