вторник, 21 ноября 2023 г.

"Парижский блюз"/"Paris Blues" (1961)

У меня не так много по-настоящему любимых актёров Золотого Века Голливуда, по крайней мере актёров мужчин, но я обожаю Пола Ньюмана. Для меня он красавчик, несмотря на его неправильный прикус:) Я много читала о нём и его жене Джоан Вудворд, которая мне тоже нравится, и конечно жаль, когда симпатичные и талантливые люди, в данном случае Ньюман, оказываются не такими прекрасными в реальной жизни. Алкоголизм - страшная вещь, на мой взгляд, не знаю почему Вудворд прожила большую часть жизни с человеком, который напивался до потери сознания. Может это любовь, хотя для меня это слабое оправдание. Я просто не могу представить, что можно продолжать любить десятилетиями человека, который так часто терял человеческий облик. Но, я здесь не для того, чтобы осуждать Ньюмана или Вудворд, они мне всё равно нравятся как актёры:) 

В фильме также снялся Сидни Пуатье, которого впервые я увидела в "Клочок синевы", отличное кино. Он был какое-то время обручён с Дайан Кэрролл, своей партнёршей по фильму, но до свадьбы так и не дошло. Мне она внешне напомнила певицу Дженнифер Хадсон, только симпатичнее:) 

В фильме также появляется Луи Армстронг и джазовый пианист Аарон Бриджерс. 

Сюжет основан на одноимённом романе Гарольда Флендера 1957 года. Хотя книга и первый вариант сценария были в основном посвящены межрасовым романтическим отношениям, киностудия United Artists потребовали изменить этот аспект, не веря, что американская публика готова к подобному. В фильме, в самом начале, нам показывают, что главный белый герой увлёкся именно чернокожей девушкой, но потом вроде как оказывается, что нам всем это показалось. Спустя годы после релиза Сидни Пуатье сказал, что United Artists струсили и, таким образом, фильм потерял искру. 

Саундтреки к фильму были написаны Дюком Эллингтоном и Билли Стрэйхорном.

Обожаю фильмы о любви, а тут вроде особых событий нет, но всё равно затягивает и невозможно оторваться от экрана, переживаешь за главных героев.

События происходя в Париже, куда должен приехать известный джазовый музыкант "Дикий" Мур (Луис Армстронг). Главный герой, Рэм Боуэн (Пол Ньюман), вместе со своим чернокожим другом Эдди Куком (Сидни Пуатье) работает в ночном клубе. Рэм играет на тромбоне и сочиняет музыку, Эдди играет на саксофоне. 
Рэм состоит в отношениях с Мари Сеул, француженкой, владелицей клуба и, по совместительству, джазовой певицей. 
Фильм начинается с того, что ранним утром, после закрытия клуба, Рэм играет Эдди новую мелодию, которую сочинил и на этой почве у них происходит небольшая ссора. Рэм очень восприимчив к критике, как любой творческий человек, он хочет чтобы его музыку признали, чтобы она стала узнаваемой.

Отношения с Мари у Рэма как качели. Она в него влюблена, а он с ней просто потому что удобно. Захотел пришел, захотел - ушел. Для него в жизни самое главное - это музыка, а женщины проходят мимо в качестве фона, в зависимости от настроения. 
На мой взгляд Ньюману в партнерши могли найти кого-то помоложе этой Мари, вблизи она его лет на 20 старше))

- зачем я тебе сегодня, потому что ты чувствуешь себя великим или ничтожным?
- а тебе не всё равно?
- нет
- ты получаешь то, что хочешь
- думаешь я хочу только этого?
- я думаю ты хочешь того же, что и я
- не будь так уверен

В общем, Мари из тех женщин, которые не особо навязываются, не выпиливают мозг, не катают истерик, не ставят ультиматумов, что позволяет ей не потерять расположение Рэма. Она понимает его характер и просто наслаждается теми крохами внимания, что достаются ей, когда Рэм в хорошем настроении. 

Итак, в Париж должен приехать известный джазовый музыкант "Дикий" Мур и Рэм отправляется на вокзал, чтобы увидеться с ним. Помимо него туда приезжает огромная толпа фанатов музыканта

Рэм заходит в поезд и там сталкивается с прибывшей из Америки чернокожей девушкой по имени Конни Лэмпсон (Дайан Кэрролл), которая не говорит по-французски и безуспешно пытается объяснить носильщику, чтобы он не трогал её чемоданы, пока она дожидается свою подругу. На помощь приходит Рэм. 

- Ваша подруга такая же симпатичная?
- да, она белая
- её будет трудно найти, все белые девушки похожи

Собственно, это и должна была быть сюжетная любовная линия, но в 1960-е расизм всё ещё цвёл буйным цветом, так что на горизонте появляется та самая подруга - Лиллиан Корнинг (Джоан Вудворд), которая вначале совершенно не производит на Рэма впечатление. Зато девушка влюбляется сразу в красивого молодого мужчину и приятно удивлена, узнав что он музыкант Рэм Боуэн, поскольку слышала его пластинки. Уходя Рэм говорит Конни, что если она захочет его послушать, пусть приходит в клуб "Пещера Мари". 

Наконец Рэм встречается с Диким Муром, с которым они давно знакомы, и просит его высказать своё мнение по поводу музыкального произведения, которое написал. У Рэма уже есть определенная известность, с ним считаются как с музыкантом, но он хочет стать ещё и композитором.  В итоге, Мур обещает отдать его произведение Рене Бернару

Лиллиан, которой ужасно понравился Рэм, уговаривает подругу этим же вечером отправиться в клуб, но Конни какое-то время сопротивляется.

- Лиллиан, я знаю джазовых музыкантов, если мы придём сегодня, он решит что мы не прочь...
- пожалуй...но знаешь что? Я не прочь))

В фильме есть ещё один персонаж, Мишель по прозвищу "Цыган", музыкант-гитарист, очень талантливый, но наркоман. Актуальная во все времена проблема, особенно в богемных кругах, так что эту тему тут затронули. Чтобы привести Цыгана в чувство Рэн покупает ему дозу, впереди рабочая ночь и он должен играть. Но Рэну вся эта ситуация, конечно, не нравится, он ужасно злится. 

Вечер, к открытию клуба появляются Конни и Лиллиан. На входе они сразу же знакомятся с Эдди, которому Конни понравилась с первого взгляда. 
Перед началом выступления Эдди говорит Рэну, увидевшему девушек:

- а ты симпатичную малышку хотел подцепить на вокзале
- хотел? У меня получилось

Начинается выступление, Лиллиан глаз не может оторвать от Рэма. Обе подруги наслаждаются музыкой

После закрытия клуба Эдди приглашает девушек сходить куда-нибудь поесть. Конни определенно не против, а вот Лиллиан всё ждёт реакцию Рэма, надеется что он пойдёт с ними. Он же совершенно её игнорирует и говорит Конни:

- Вы что, хотите уйти не попрощавшись?
- я от Вас и "здравствуйте" не услышала

Эдди официально представляет Рэму Лиллиан, но он на неё вообще не реагирует. Его интересует только Конни.

Рэм: Вас как зовут?
Эдди: я думал...Конни Лэмпсон
Рэм: что ты думал?
Эдди: что ты знаешь
Рэм: нет, ты думал убежать с ней. Может мы разделимся?
Эдди: я думал мы пойдем позавтракаем, вместе
Рэм, глядя на Конни: а я бы позавтракал один
Конни: лучше пойдём в гостиницу, Лиллиан
Разозлившийся Рэм: шутите? Вы постарались узнать где я играю и оставались до закрытия
Лиллиан: подождите, это была не она, а я. Она не хотела идти, а я настояла, а затем она хотела уйти, так что пожалуйста, не говорите так
Конни: зачем ты извиняешься за его грубость?

Дальше, вместо того чтобы развернуться и уйти, Лиллиан бежит за Рэмом и уговаривает его всё же пойти с ними. Она буквально вешается ему на шею. Но Рэм, немного успокоившись, приносит свои извинения Конни и говорит Лиллиан, что не в настроении куда-либо идти. 

Кажется Эдди, Конни и Лиллиан уже ушли, но тут Лиллиан возвращается. В жизни не видела таких навязчивых женщин)) Она говорит Рэму как много для неё значит его музыка. 

- я не дам Вам того что Вы хотите. Может в штатах, когда нечем заняться, но в Париже Вы зря потратите отпуск. Есть туристические компании, а я Вам не помощник
- мне не нужна помощь, обо мне не волнуйтесь
- скажу правду, я волнуюсь за себя, а не за Вас
- я для Вас не опасна
- это неправда, когда так говорит женщина, приехавшая в отпуск на две недели. Как моя работа в юности в лагере, дамочки налетали словно акулы

Наконец Рэм сдаётся под натиском Лиллиан))

У Конни и Эдди как-то сразу завязываются романтические отношения. Они, оставшись в компании друг друга, гуляют по всё ещё тёмному утреннему Парижу, общаются. Конни говорит, что через две недели должна вернуться домой, она начинает работу учительницей в школе. 

- что это?
- Нотр Дам
- но Вы даже не посмотрели (стоит к нему спиной)
- вряд ли его перенесли))
- наверно Вы его многим девушкам показывали
- одной или двум, может трём
- он чудесный
- Вы тоже, а этого я ещё никому не говорил. Ну...может одной:) Если бы у меня была такая учительница в школе, я бы чему-нибудь да выучился
- Вы достаточно выучились
- не в школе
- Вы обещали угостить меня луковым супом
- он никуда не убежит
- нет, но я - могу

Эдди говорит, что не был дома, в штатах, уже 5 лет и за всё это время ни разу не захотел вернуться. Конни понимает причину, чернокожему в Париже в 1960-е жилось спокойней и проще, чем в США.

Наконец Конни и Эдди отправляются поесть лукового супа, а нам показывают Лиллиан и Рэма. Лиллиан получила желаемое, оказалась в постели Рэма. Ну а он, видимо, решил брать что дают, раз не Конни, то хотя бы Лиллиан))  

- обычно подаёт мужчина, а ты не только подаёшь, но и отбиваешь. Ты со всеми мужчинами так?
- нет, только с особенными
- и сколько ты их встречала?
- одного, вчера
- наверно ты созрела для него. Две недели на воле, в Париже:) Потому ты и решила, что он особенный?
- не знаю...я смотрела на людей, когда он играл, они тоже считали его особенным
- да, он хорошо играет
- да, он играет хорошо, но не только...важно что он чувствует и что почувствовала я. Может я и созрела, но не для любого

Подойдя к фортепиано Лиллиан видит нотную тетрадь и спрашивает у Рэма что такое "Парижский блюз".

- ты пишешь музыку?
- я живу музыкой. Утром, днём, ночью, всё остальное - крем на торте, понимаешь?
- понимаю
- и у меня нет серьезного времени ни на что больше
- не надо объяснять
- тебе будет лучше, не стоит рисковать с мужчиной
- все всегда ждут, чтобы кто-то рискнул, а сами боятся, а я больше боюсь не использовать шанс

Лиллиан говорит, что она живет в небольшом городке, у неё обычная, скучная работа и двое детей. Она в разводе. 

- каким был твой муж?
- хорошим, ласковым, добрым
- что случилось?
- а что случается? Мы с детьми ладим, у нас большой дом, много места, у детей есть друзья, у меня тоже
- мужчины?
- всякие есть
- и тебе это нравится, жизнь в этом городе?
- да
- да, мне знакомы такие дома. Знаешь почему там так тихо? 
- почему?
- в них все умерли, там тихо как в могиле
- когда в моем доме тихо, это значит что дети спят
- если тебе так нравится - живи

Рэм вдруг начинает выпроваживать Лиллиан, прям открытым текстом говорит ей, что пора бы ей вернуться к себе в гостиницу. Она одевается, но вдруг Рэм предлагает ей всё же остаться, пока не появятся Эдди и Конни. Лиллиан послушно снимает пальто.

- ты делаешь всё что я скажу?
- я хочу остаться
- ты ненормальная. Я с ненормальной связываться не буду))

В общем, парочка нашла общий язык.

У Ньюмана и Вудворд прекрасные фигуры. А ещё мне её корсет понравился, эх...одевались же женщины раньше. Ньюман красавчик с головы до пят, даже несмотря на его не идеальный прикус:)

Конни и Лиллиан теперь становятся завсегдатаями клуба, в котором играют Рэм и Эдди, тем более им всё равно нечем заняться вечерами. Мари сразу замечает новое увлечение Рэма.

- надолго она здесь?
- не знаю, на пару дней. Мне это не нравится, ты хочешь меня привязать?
- хочу чтобы ты остался не связанным
- я знаю что мне нужно
- тебе нужна только твоя работа и я, или кто-то вроде меня, у таких как мы иначе не бывает

Эдди говорит Рэму про Лиллиан:

- прошло всего два дня, дай ей шанс

Все кто близко знаком с Рэмом знают его характер и понимают, что все его отношения с женщинами обречены

Тем не менее Рэм активно проводит время с Лиллиан, Эдди и Конни. Они гуляют по Парижу, всё выглядит очень романтично. Лиллиан очень смешная, она всё время ест.

- оххх, надеюсь на катере можно поесть
- ты же только что позавтракала
- я всегда много ем, ты не знаешь, но я ем как лошадь))
- знаю
- это заметно?
- не на людях
- и наедине тоже
- ничего, я люблю девушек немного...

Конни под впечатлением от Парижа:

- никогда не видела столько парочек, они повсюду
- это город любви, только не братской любви
- и они все на улице
- французы практичные люди, они ещё и дышат свежим воздухом))

Все четверо отправляются покататься на прогулочном катере. Лиллиан говорит с Эдди о Рэме, и хотя многое говорится в шутку, в одном Эдди прав:

- он Вас обманывает, он постоянен как скала в том, что для него важно
- в музыке?
- в музыке

А Рэм рассказывает Конни об Эдди, о том что он мог бы работать у Мура и зарабатывать намного больше. Но ему нравится Париж:

- и Вы ему нравитесь
- мне он тоже нравится, но Вас это не удивляет
- нет, мэм
- а меня это удивило, не думала что меня заинтересует такой человек как Эдди. Как он живет, и как я
- это его жизнь
- я знаю, но для меня это словно отвернуться от самого себя. Я бы так жить не смогла
- он Вам нравится, вы понимаете друг друга, большего не надо
- Рэм, Вы говорите так, будто это игра, а что делать если это не игра?
- меня не спрашивайте, я только в игры играю

За какие-то пару дней отношения между Конни и Эдди закручиваются довольно серьёзно. Я бы сказала, что Конни начинает давить. Видимо поскольку у неё мало времени, она решила в кратчайшие сроки сделать всё возможное, чтобы забрать Эдди с собой в штаты. 

- ты не против, что тебя называют черным?
- конечно нет, я и есть черный
- ты не против, потому что он француз, а в Америке...
- ты хочешь отдыхать или обсуждать расовые вопросы?
- я не могу разделять, для меня это слишком важно. Ты...
- здесь никто не говорит Эдди Кук - чернокожий музыкант, здесь говорят Эдди Кук - музыкант. Точка. И другого я не хочу. 

Эдди нервничает, он не хочет обратно в расистскую Америку, но ужасно хочет быть с Конни, а она прямо борец за права чернокожих и уговаривает Эдди как может, доказывает что они должны делать свою страну лучше, а не прятаться там, где им живется лучше. В отношениях этой парочки наступает явное напряжение.

Вечером Рэм выясняет отношения с Цыганом, застав его очередной раз нюхающим кокаин. Он говорит, что может тому пора обратиться за помощью к врачам, но Цыган явно не настроен лечиться, его всё устраивает. Тогда Рэм ведет его куда-то на птичий рынок, специально, чтобы показать что ждёт самого Цыгана, если он не образумится. Там сидит опустившийся мужик, который когда-то был прекрасным исполнителем фламенко, но наркотики погубили его и теперь он сам торгует ими, чтобы получать дозу. В итоге Цыган говорит Рэму, что попробует, пойдёт к врачу.

Дни двухнедельного отпуска летят быстро. Романтические свидания, жаркие ночи, в общем то, что я назвала бы "туристической визой":) Праздник, который скоро закончится и придётся возвращаться к реальности, а это всегда болезненно, как и возвращение домой из отпуска

Лиллиан почти поселилась у Рэма. Она бывает у него каждый день. 

Отпуск подходит к завершению. У бедной Лиллиан просто сердце разрывается от того, что ей скоро пора уезжать, она по-настоящему влюбилась в Рэма. Он понимает это, но не готов вдруг так кардинально изменить свою жизнь. Он включает Лиллиан пластинку с записью своей новой мелодии, пока ещё не доработанную, и обещает прислать готовую версию, когда запишет её.

- по утрам я смотрела как ты спишь, убирала квартиру, готовила кофе. Я давно не делала этого для мужчины
- хочешь упаковать меня и забрать с собой? Как ты заявишь меня на таможне? Парижский сувенир? 
- Рэм, у нас может быть так много, я бы заботилась о тебе, никто бы тебе не мешал и ты бы хорошо работал
- хорошо работал? Знаешь сколько раз я не пошел с Эдди, пока ты здесь? Я больше был с тобой. Нам было хорошо, зачем тебе всё портить?
- я не могу уехать, не сказав что я чувствую
- ты знаешь что говоришь, ты говоришь чтобы я выбирал: ты или это всё. Знаешь как долго я шёл к этому? Только начал, а я хотел заниматься этим всю жизнь. Я делаю это, моя жизнь определилась, у меня нет времени на то, что тебе нужно
- мне нужен ты...а тебе нужна я
- мы делаем то, что должны были сделать до того как это началось, расстаёмся
- не будем встречаться?
- прекратим игру из-за осложнений и потом, тебе до отъезда нужно посмотреть Париж, приедешь, тебя будут спрашивать, а ты даже Эйфелеву башню не видела.

- не знаю что сказать
- ничего не говори
- ты же знаешь, мне всегда есть что сказать
- просто ты выбрала неподходящего мужчину
- да?
- да, я не продаюсь
- а я не покупала

Что тут скажешь? Всё по-честному, Рэм изначально не проявлял к Лиллиан особого интереса, а когда она стала на него вешаться, просто не стал отказываться от возможности приятно провести время. Лиллиан должна была это понимать. А теперь, всего две недели спустя, она хочет что? замуж?

Вечером в клубе появляется сам Дикий Мур, Луи Армстронгу тут 60 лет. Он, вместе с джаз бэндом Рэма устраивают джэм-сэйшн.

На следующий день ему звонит Рене Бернар и говорит что ждет его на следующий день в своём офисе. Мнение этого человека для Рэма очень важно, он хочет знать стоит ли его музыка чего-то, стоит ли он сам чего-то как композитор. Все музыканты поздравляют его с предстоящей встречей, а Цыган говорит, что они закроют на вечер клуб и устроят вечеринку.

Пока Рэм отдалился от Лиллиан, у Конни и Эдди отношения продолжают развиваться. Они всё так же ходят на прогулки, Эдди дарит цветы, ухаживает. Но чем ближе к отъезду, тем сильнее нервничает Конни, которая, как и Лиллиан, хочет забрать понравившегося ей мужчину с собой. 

- я всегда знал, что жизнь хороша, но не знал что так хороша. Я люблю тебя
- я тебя тоже люблю
- тогда у меня есть всё, я и не знал, что у меня не всё есть, а теперь знаю
- я тоже, Эдди
- это замечательно
- я чувствовала, что со мной это случится, не знала когда и представляла это совсем не так, это невозможно представить
- да, потому что всё хорошо
- Эдди, с тобой так раньше бывало?
- нет. Я люблю этот город, но я больше не смогу гулять тут один, я больше не хочу гулять тут один
- ты прекрасен и я чувствуя себя прекрасной, с тобой я не чувствую себя средней, а особенной, но предупреждаю, я хочу много детей
- ладно, тогда пойдём и поженимся

В общем, разговор заходит о главном и Конни начинает давить. Она говорит Эдди, что он мог бы вернуться в Америку, на год, и если у него ничего не получится, они вместе вернуться в Париж. Разговор заканчивается ссорой

Конни возвращается в свой гостиничный номер и говорит по телефону, когда возвращается Лиллиан, накупившая кучу подарков родным. Она слышит как Конни говорит, что хочет уехать как можно скорее и потому меняет билет. 

- глупости, зачем мы приехали в Париж?? Чтобы сбежать, потому что нас обидели? Мы ведём себя как девчонки, мы ещё ничего не видели. Всё равно у нас осталось два дня и мы их используем

А тем временем Рэм встречается с Рене Бернаром. Увы, ничего утешительного для себя он не слышит. 

Бернар говорит, что хоть то что Рэм сочиняет и чудесно, но оно далеко от такого серьезного направления, как оркестровая музыка и что хотя у него есть талант, но над ним нужно работать, и возможно когда-нибудь что-нибудь великое и получится. Не сложно догадаться каким расстроенным, разочарованным выходит Рэм из кабинета Бернара. 

Лиллиан как раз упаковывает вещи, когда в её номере появляется Рэм. 

- когда ты уезжаешь?
- завтра
- ты ещё хочешь, чтобы я поехал с тобой?
- что случилось?
- какая разница? Если ты хочешь, я поеду с тобой. Если нет...
- я хочу, я не мученица, ты мне нужен

Такой вот крик отчаяния и со стороны Рэма, который не пришел бы, если бы не разговор с Бернаром, и со стороны Лиллиан, которая просто влюбилась и ничего с этим не поделаешь. Любовь (влюблённость?) - неподвластное нам чувство.

Конни, напоследок, отправляется на вечеринку на крыше клуба, все ждут Рэма, уверенные что Бернар напророчил ему великое будущее.

Эдди, увидев Конни, говорит что им нужно поговорить. Разговор на краю крыши наверно должен выглядеть очень романтично, для тех кто не боится высоты:) 

Конни говорит, что уезжает утром, на три дня раньше. Эдди в шоке.

- я хочу чтобы ты осталась здесь, со мной
- пожалуйста, не проси меня об этом
- я не могу тебя отпустить
- так поедем со мной
- Конни, каждый раз я готов тебя ударить, ты напоминаешь мне о том, что я старался забыть пять лет. Если я поеду с тобой, мне будет очень трудно, я стал другим, я уже не уступаю, но я люблю тебя, люблю...и если ты будешь рядом, я попытаюсь
- я буду рядом

Появляются Рэм и Лиллиан. Он радостно сообщает всем, что завтра уезжает с Лиллиан в Нью-Йорк, потому что они решили быть вместе.

Все ждут что он скажет о своей встрече с Бернаром. Рэм не хочет показывать что расстроен, он рассказывает о том что сказал Бернар каким-то наигранно-весёлым тоном, все это понимают, но вида не подают. Рэм говорит, что нечего грустить, пора веселиться и сыграть что-нибудь, он идёт в за Цыганом и обнаруживает, что тот снова нюхает. Всё заканчивается ссорой. 

Тут ещё Мари, поняв что он уезжает с Лиллиан, прощается с ним, ещё одна несчастная любовь. Не знаю затронуло ли это как-то Рэма, мне кажется что к этому моменту ему уже было всё равно что происходит вокруг него. 

После ссоры с Цыганом Рэм уходит, один. Он бродит где-то, а потом возвращается в клуб, сидит в одиночестве, играет на фортепиано. Появляется Эдди и говорит, что тоже собирается уезжать, но через пару недель, хочет уладить все свои дела. Рэм собирается ехать с Лиллиан, взяв только то, что поместиться в чемодан.

И вот он, час отъезда. Все собрались на вокзале. Все, кроме Рэма. Лиллиан нервничает, смотрит на время. Эдди идёт к поезду посадить на него Конни и попрощаться, а Лиллиан до последнего ждёт и надеется.

Наконец появляется Рэм и история заканчивается жизненно, без счастливого конца и в это я вполне могу поверить. 

- я хочу сделать ещё одно, подарить тебе прощальный подарок. Может он тебе не понравится, но...всё равно. Знай, ты никогда не забудешь меня, где бы ты ни был, на улицах ты увидишь меня, хотя и знаешь что меня там нет. Никто на свете не подойдёт тебе так как я. Двенадцать дней в осеннем Париже. Это был твой подарок мне

Уверена и для Лиллиан, и для Рэма это лучший выход из ситуации, потому что они совершенно не подходят друг другу, что бы там ни говорила Лиллиан. Таким людям как Рэм вообще никто не подходит, он сам по себе. Ну может только терпеливая Мари, которая будет рада и редким встречам. 

Очень хороший фильм, знаю что буду его пересматривать иногда.
















































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....