вторник, 13 декабря 2022 г.

"Клочок синевы"/ "A Patch of Blue" (1965)

Столько раз мне попадалось описание этого фильма, но только сейчас наконец посмотрела его. Хороший сюжет, очень запоминающийся, невозможно равнодушно смотреть на происходящее. 

Адаптация книги "Будь наготове с колокольчиками и барабанами" (1961) австралийской писательницы Элизабет Ката. 

Полное имя писательницы - Элизабет Колина Катаяма (в девичестве Макдональд). Родилась в семье шотландцев в Сиднее в 1912 году. Выйдя замуж за японского пианиста Шинширо Катаяма в 1937 году, она 10 лет прожила в Японии. В последние годы Второй мировой войны писательница была интернирована в горно-курортную деревню Каруидзава, Нагано. Вернулась в Австралию в 1947 году со своим маленьким сыном Дэвидом, борясь с правительством Австралии за разрешение остаться на родине.

В википедии больше ничего не сказано о жизни Элизабет Ката и её мужа, но мне очень захотелось узнать их историю. Нашла не особо много, но всё же. 


Писательница познакомилась с концертирующим пианистом Шинширо Катаямой в 1936 году, когда он учился в Сиднее. Они сблизились и семья Элизабет поощряла их отношения. В итоге они поженились и в 1937 году переехали в Токио. Поскольку семья Катаямы была богатой и имела высокое социальное положение, Элизабет успела насладиться всем лучшим, что было в довоенной Японии. Однако после бомбардировки Пёрл-Харбора в 1941 году её положение резко изменилось. Страна в которой она родилась и страна в которой она жила находились по разные стороны мировой войны.

Считается, что из 41 австралийца интернированного в Японии, только двое были женщинами, медсестра и Элизабет (муж отправился вместе с ней). Сначала её отправили преподавать английский в средней школе, но по мере ухудшения условий жизни и из-за страха перед бомбардировками Элизабет и её мужа перевели в деревню Каруидзава.

Каруидзава, популярный летний курорт, находился на безопасном расстоянии от крупных городов, но не подходил для зимовки. По мере того как положение в стране стало ухудшаться, стали ухудшаться и условия жизни, так что к концу войны интернированные, в основном европейцы, были на грани голодной смерти.

Элизабет Ката и ее маленький сын Дэвид прибывают в Австралию, 

Sunday Times, 1947 год

Элизабет родила в тяжелейших условиях своего первого и единственного ребенка, сына, за три недели до того как на Хиросиму была сброшена атомная бомба, что усугубило трудности, с которыми ей пришлось столкнуться в послевоенной Японии. Поскольку писательница вышла замуж за гражданина Японии, не было никакой помощи от правительства Австралии и, как она позже рассказала журналу GH, никакой помощи даже от Красного Креста. Здоровье её сына Дэвида ухудшилось, и, зная, что её мужу придется остаться в Токио, она начала долгую борьбу за своё возвращение, с больным ребенком, в Австралию.

Уровень ненависти в Австралии ко всему японскому в послевоенный период был сильнейшим. Как заметил Дэвид:

"после невероятных усилий нам с матерью разрешили из сострадания приехать в Австралию всего на шесть месяцев. Был общественный резонанс из-за моего въезда в страну и меня заклеймили как "грязного сопляка, сына этого японца".

После своего возвращения в 1947 году Элизабет ещё долго пришлось бороться за то, чтобы её сын стал гражданином Австралии.

на фото Элизабет Катаяма

"Будь наготове с колокольчиками и барабанами" - первая книга писательницы, за которую она получила награду Гильдии писателей Америки. После успеха фильма роман был переиздан под названием "Клочок синевы". Сюжет книги имеет чуть менее оптимистичный финал, чем показано в фильме. 

Книга была написана ещё в 1959 году и как сказала писательница, она много лет думала о нетерпимости и предрассудках и в момент вдохновения решила рассказать историю через мысли и переживания слепого человека. Это была её первая рукопись и писательнице  посоветовали обратиться к зарубежным издателям. Книга была принята в 1960 году лондонским издателем Майклом Джозефом.

Фильм вышел на экраны только в 1965-м году. Элизабет Ката была первой австралийской писательницей, по произведению которой был снят фильм, получивший премию Оскар.

Элизабет и её агенту Стивенсену, который многое сделал для того, чтобы книгу экранизировали, фильм и переиздание книги под новым названием принесли очень небольшую финансовую выгоду. Стивенсен умер в 1965 году, за несколько недель до того, как Ката подписала окончательный контракт с MGM. Возможно он умер думая, что наконец-то смог помочь Ката стать финансово независимой, но увы, оставшаяся часть её жизни стала непрекращающейся борьбой за получение каких-либо существенных гонораров за её работу. Не представляю как такое возможно, есть же адвокаты, контракт, который она подписывала. Никто не читал условий, что-ли? Кроме представителей компании MGM, видимо. И ведь эта писательница не единственная, которая в итоге осталась ни с чем, в то время как кинокомпании зарабатывали миллионы.

После успеха первой книги Ката продолжила писать для кино и телевидения, работая как в Австралии, так и за границей. Она написала ещё пять книг. С мужем они больше не воссоединились, хотя и оставались друзьями, Ката регулярно ездила в Японию. Она умерла в своем доме в Сиднее в 1998 году, в возрасте 85-ти лет. Кем стал её сын и как сложилась его судьба я так и не нашла.

Возвращаюсь к обсуждению фильма. Это была идея режиссёра Гая Грина снять фильм в чёрно-белом цвете, хотя уже была возможность снимать цветное кино.

Главную роль сыграла 22-летняя Элизабет Хартман. Эта работа принесла актрисе премию Золотой глобус, а также номинацию на Оскар. На момент номинации в 1966 году Хартман (которой было 23 года) была самой молодой номинанткой в ​​категории "Лучшая женская роль"

На протяжении большей части своей жизни Хартман страдала от депрессии. В 1978 году она лечилась в "Институте жизни" в Хартфорде, штат Коннектикут. В 1984 году развелась со своим мужем, сценаристом Гиллом Деннисом, после пяти лет проживания раздельно. В последние несколько лет своей жизни она полностью отказалась от актёрского мастерства и работала в музее в Питтсбурге, одновременно лечась от своего заболевания в амбулаторной клинике. В 1981 году Хартман вернулась в театр, сыграв Миртл Браун в региональной постановке "Утро в семь". Её сестра Джанет, которая заботилась о Хартман, рассказала Los Angeles Times:

"Она была очень склонна к суициду… Как только я приехала, она приняла большую дозу снотворного, из-за чего попала в реанимацию. Но следующим вечером она вышла на сцену и была прекрасна. Я провела с ней две недели, пытаясь вытаскивать её в театр каждый вечер. Она боялась всех и вся. Мы шли завтракать, а она вдруг вставала из-за стола и убегала, как будто за ней кто-то гнался".

на фото Элизабет Хартман

10 июня 1987 года Хартман умерла, выпрыгнув из окна своей квартиры на пятом этаже. Сообщается, что ранее этим утром она позвонила своему психиатру, сказав, что чувствует себя подавленной. 

Создатели фильма сняли короткометражный фильм о том, как Хартман выбрали на главную роль. "Золушка по имени Элизабет" включает в себя отрывки из её кинопробы и связанного с этим "теста личности", в котором актриса отвечает на вопросы о простых повседневных делах, например о её предпочтениях в одежде. В короткометражке также показано как она посещает Американский институт Брайля, чтобы посмотреть как слепых обучают ручному труду — например, бисероплетению, которым занимается её героиня в фильме, — а также справляться с повседневными задачами и заботиться о себе.

В паре с Хартман сыграл актёр Сидни Пуатье, первый темнокожий актёр, получивший Оскар за лучшую мужскую роль (фильм "Полевые лилии", 1963 год). 

Во время борьбы афроамериканцев за свои права Пуатье стал первым темнокожим актёром, гонорары которого не уступали заработкам белых.

Сцены поцелуев Пуатье и Хартман были вырезаны из фильма, когда его показывали в кинотеатрах на юге США. Эти сцены сохранились в версии на DVD.

на фото Сидни Пуатье

Мать главной героини сыграла Шелли Уинтерс, которую я очень хорошо запомнила по фильму "Место под солнцем" (1951). Кстати за эту роль Уинтерс была номинирована на премию Оскар, как "Лучшая актриса года". Вот это меня бесил её персонаж в этом фильме)) 

В 1960 году за роль в фильме "Дневник Анны Франк" Уинтерс получила свою первую премию Оскар, как "Лучшая актриса второго плана". Она сдержала своё обещание, данное перед началом съёмок фильма, и через 16 лет после получения награды передала Оскар в музей Анны Франк. В 1966 году Уинтерс во второй раз стала обладательницей Оскара, за "Лучшую роль второго плана" в фильме "Клочок синевы". В этом фильме она снова играет настолько омерзительную героиню, что хочется ей кирпич на голову уронить. 

на фото Шелли Уинтерс


Фильм был снят на фоне растущего движения за гражданские права чернокожих в США и обыгрывает проблему расовой дискриминации в Америке, пытаясь показать, что "любовь слепа". 

Итак, фильм начинается с того, что нам показывают маленькую квартирку, в которой живут трое: юная слепая девушка Селина Д'Арси, её мерзкая, вульгарная, истерическая мать Роуз-Энн и алкаш Ол Па, дедушка Селины и свёкор Роуз-Энн. Оба - абсолютное дно общества. 

Селина большую часть жизни проводит в этой квартире, почти никогда не выходя на улицу. Мать заставляет её работать, в силу возможностей девушки, например стирать, убирать, готовить, а также нанизывать бусы. За это платят копейки, конечно, но для семьи Селины, если это можно назвать семьёй, и эти деньги не бывают лишними. За свой труд девушка никогда не получает похвалы, а наоборот вечно слушает недовольство матери, оскорбления, тычки. Дед ведёт себя не лучше, потому что вечно находится в нетрезвом состоянии, особенно к вечеру, такая безвольная и безразличная тварь.

В тот самый вечер когда начинаются события, мать возвращается домой и кричит на Селину из-за того, что ужин не готов и бусы не нанизаны. Девушка признаётся, что провела день в парке, куда её отвёл мистер Фейбр, когда принёс новую партию бус. Конечно Роуз-Энн недовольна и говорит что она против подобных прогулок. Селина спрашивает может ли она снова пойти в парк утром, если сделает всю работу в срок, и просит Ол Па отвести её туда по дороге на работу. 

- у твоей идеи только одна загвоздка, Селина. Некому вести тебя домой
- ты мог бы! я подожду
- я частенько возвращаюсь, когда уже как следует стемнеет
- и это всё? темнота ничто для меня, я всегда в темноте
- а ведь и правда, слышишь Розу-Энн?
- с таким лицом как у неё я бы не стала расхаживать по улицам
- что не так с моим лицом?
- если бы ты могла видеть, то знала бы

Так эта жирная свинья изводит Селину, хотя на самом деле с её лицом всё в порядке, только глаза и привлекают внимание. Ол Па, сжалившись, наконец соглашается отвести девушку утром в парк.

Старый хрыч приводит внучку в парк и оставляет у большого ветвистого дерева. К счастью, события происходят летом. Девушка рада побыть на свежем воздухе, но представьте себе, что дальше дерева она уйти не может. Весь день без нормальной еды, воды, без возможности сходить в туалет. И даже несмотря на это Селина радуется и благодарит Ол Па. 

Посидев немного под деревом Селина берётся за работу, начинает нанизывать бусы, ведь она пообещала матери, что всё закончит в срок. Вдруг ей с дерева за шиворот что-то падает, она пугается, начинает извиваться, пытаясь вытащить это "что-то". Мимо проходит чернокожий парень и увидев что у девушки какая-то проблема, спрашивает может ли он помочь. Селина говорит, что что-то ползучее упало ей на спину и вскоре, с помощью парня, которого зовут Гордон, выясняется что это была гусеница, бррр...

Когда Гордон собирается уходить, он случайно цепляет чемоданчик с бусами и всё содержимое высыпается в траву. Он начинает извиняться и помогает собрать бусы, поняв что девушка слепая.

- никогда раньше Вас здесь не видел
- я была тут только раз до этого. А Вы часто тут бываете?
- почти каждый день
- значит Вы безработный?
- нет, я работаю, по ночам. Но, я живу неподалёку

Гордон снова делает попытку уйти, а Селина говорит, что ей нужно поскорее начать нанизывать бусы, иначе она не успеет всё закончить к вечеру. К своему ужасу девушка обнаруживает, что все бусины перепутались по размеру, теперь она сама ни за что с ними не справится. 

Между Селиной и Гордоном завязывается диалог, и она вдруг спрашивает о своём лице:

- оно выглядит плохо?
- нет, оно не выглядит плохо

Девушка рассказывает Гордону как ослепла. Это случилось, когда Селине было 5 лет. Отец девочки вернулся с войны и застал Роуз-Энн с каким-то её дружком. Между мужчинами завязалась драка и Роуз-Энн, желая остановить мужа, бросила бутылку, которая попала в ребёнка. Такая вот грустная история.

- кое-кто сказал что моё лицо напоминает на месиво
- месиво? нет! у Вас пара шрамов вокруг глаз и всё
- кроме шуток?
- кроме шуток

Гордон прощается и уходит, но, вскоре возвращается. Он сходил в магазин, купил Селине еду и солнечные очки. Первым делом он дарит ей очки:

- ну вот, теперь Вы очень симпатичная девушка
- симпатичная? я?
- да, шрамов не видно. Ваше лицо выглядит безупречно
- Вы морочите мне голову
- нет, я именно так и думаю

Наконец Гордон, хоть он и спешит на работу, помогает Селине справиться с бусами.

- сколько Вы этим занимаетесь?
- лет 5 или 6
- 5 или 6 лет? даже когда учились в школе?
- я никогда не ходила в школу
- почему, ради всего святого?!
- ну знаете, я слепая
- это не причина, есть школы для слепых
- не доходили руки, думаю Роуз-Энн была слишком занята
- Вы не умеете читать по Брайлю?
- а что это?
- Вы ведь не серьёзно? Хотите сказать, что никогда не слышали про шрифт Брайля?
- меня ничему не учили
- нет, это невозможно!

С этого дня начинается дружба Гордона и Селины, парень всерьёз хочет помочь, он в шоке от всего что услышал.

Вечером, уже затемно, пьяный Ол Па возвращается домой через парк и наконец забирает Селину домой. Ну а там всё как обычно, орущая мать, которой не приготовили ужин и которую бесит, что дочь не сидит дома. 

Девушка говорит Ол Па, что утром мистер Фейбр снова отведёт её в парк, но просит забрать её вечером домой. У Селины, наконец, появился смысл жизни, что-то радостное и приятное, ведь Гордон первый в её жизни человек, который не ругается, не оскорбляет, а рассказывает интересные вещи и ведёт себя очень заботливо.

В парке Селина с нетерпением ждёт появление Гордона, он приходит и увидев, что девушка питается одним крекером говорит, что пора бы им подкрепиться чем-то более существенным (и выкидываем пакет с крекером в мусорник). Он ведёт девушку через парк и по пути рассказывает полезные для неё вещи. Например, как по греющему лицо солнцу определить стороны света и немного начать ориентироваться в парке. А ещё рассказывает как переходить дорогу на светофоре. Купив сандвичи и ананасовый сок парочка возвращается в парк, к дереву. 

Селина сначала отказывается пить сок, но Гордон понимает в чём дело и деликатно говорит, что отведёт её к туалету как только это понадобится. Кажется Селина просто на седьмом небе от счастья. Поев, Гордон помогает девушке нанизывать бусы.

- если бы я когда-нибудь занялся нанизыванием бус всерьёз, я бы, наверно, вонзил в себя кинжал))

В парке на парочку злобно поглядывают мимо проходящие женщины, ведь в то время любые отношения между цветными и белыми очень порицались обществом. 

- чудесно иметь друга
- знаете, с сегодняшнего дня это будет моё любимое слово
- я знаю слово получше - терпимость
- терпимость? а что в нём особенного? что оно значит?
- ну...оно означает, что ты не бьёшь соседа за то, что он выглядит или думает по-другому, не так как ты

Селина пока не знает, что её друг чернокожий, но даже если бы знала, это не изменило бы её отношения к единственному в жизни человеку, который захотел стать ей другом. Она слепая, для неё нет разницы в цвете кожи.

Пара договаривается встретиться снова в полдень, в понедельник.

У мамаши Селины есть подруга ей под стать, зову Сэди. Такая же мерзкая свинья. К Селине она относится так же как Роуз-Энн, запросто оскорбляет, бросает фразочки типа "гляньте на это чокнутое привидение". Обе те ещё алкашки. 

Сэди:
- хочешь глоточек?
- не, спасибо, золотко, сегодня я на кока-коле. Немного очищает мой организм
- да, думаю тебе надо за собой следить
- вообще-то и ты уже не Мэрилин Монро))

Итак, в понедельник Гордон приходит как и обещал. Говорит, что не успел закупить продукты, обычно он это делает по понедельникам, и предлагает Селине помочь ему. Девушка счастлива, для неё это очередное приключение. Они весело проводят время в магазине, а потом отправляются в гости к Гордону. 

В отличии от той собачьей грязной будки в которой живёт Селине, Гордон живёт со своим братом в приличном доме, в нормальной квартире. Вроде как, в представлении общества, это чернокожий должен быть на дне, но тут показывают как раз наоборот. 

Ещё в коридоре, выйдя из лифта, Селина в шоке, она не может поверить, что в холле на полу есть ковёр, а в квартире - кондиционер. Теперь я в шоке, 1965-й год. У нас в это время только вентиляторы были и клейкая лента для мух))

- Вы уверены, что не богаты?
- вполне уверен))

Появляется Марк, брат Гордона, и он очень удивлён обнаружив в квартире белокожую девушку. Пока братья находятся в кухне, Марк с сарказмом высмеивает Гордона и его знакомство с Селиной. 

- прекрати, эта девочка слепая
- ну да, я так и подумал, что что-то не так
- она просто друг и ей нужна помощь
- ты этим добьёшься только одного - получишь пинок в одно место

Марк уходит, а Селина и Гордон идут на кухню поесть. Девушка обнаруживает на комоде музыкальную шкатулку, которая ей очень понравилась. Шкатулка когда-то принадлежала бабушке Гордона, это был подарок от мужчины. Слушая историю о том, что бабушка и тот мужчина были любовниками, Селина вдруг говорит, что у неё уже был сексуальный опыт. Год назад её изнасиловал какой-то очередной дружок матери. Гордон в шоке.

Когда Гордон идёт провожать девушку домой, он дарит ей шкатулку своей бабушки. Много ли нужно этой несчастной девушке для счастья? Немного ласки, внимания, любви.

Невозможно было спокойно смотреть следующий эпизод. Гордон отвёл Селину обратно в парк, под дерево, и там она ждёт Ол Па, который вечно где-то напивается и ему дела нет до внучки. Уже темно, поздний вечер и начинается гроза с ливнем. Помочь девушке никто не может, да в парке в принципе никого нет, куда бежать она не знает, стоит бедненькая под эти деревом, а вокруг гром, молнии, дождь просто хлещет. И когда у неё уже случается истерика, появляется Гордон, хватает на руки и относит в беседку. На улице не просто непогода, а ужасный холод, у Гордона пар изо рта идёт. Я в шоке, Селина в рубашке с коротким рукавом и юбке, а Гордон в плаще. Это точно лето?))

- что заставило тебя прийти?
- я не знаю
- сейчас темно?
- да
- я рада, в темноте ты больше похож на меня

Дождь заканчивается и появляется пьяный Ол Па. Гордон впервые видит воочию с каким дном живёт Селина. Ему ужасно жаль девушку.

На следующий день старый хрыч отказывается вести внучку в парк, более того, он говорит, что вообще больше не собирается этого делать. Роуз-Энн очень довольна. Оставшись дома одна девушка занимается домашними делами, но зная что в парке её ждёт Гордон, решается на отчаянный шаг и отправляется в парк сама.

Увы, эта попытка заканчивается неудачно. Селина натыкается на людей, не может перейти через дорогу и, в итоге, какой-то мужчина возвращает её домой. Оказавшись снова в своей квартире девушка впадает в отчаяние. 

К счастью, Гордон оказался догадливым, не дождавшись Селину в парке он понял что что-то случилось. Когда девушка уже совсем выбилась из сил, плача от безысходности, в дверь стучит мальчик и говорит, что у него для неё весточка. Мистер Ральф (это фамилия Гордона) позвонил его отцу и попросил узнать не больна ли Селина, и если нет, передать ей, что они встретятся в парке завтра. Отведёт её туда отец мальчика. Больше жизнь не кажется девушке совсем уж мрачной и безнадёжной:)

На следующий день Селина снова оказывается у Гордона в гостях. Она влюблена в своего друга и, кажется, это взаимно. Девушка явно хочет большего, целуя и обнимая Гордона она говорит:

- о, я бы так хотела, чтобы надо мной не надругались
- извини, тебе причинили много зла
- ты сердишься на меня?
- нет
- ты считаешь меня плохой? грязной?
- нет!
- я сказала о том, что со мной было, потому что я так люблю тебя
- я рад, что ты это сказала, ты вернула меня на землю
- я не хотела, чтобы ты возвращался на землю. Я хотела, чтобы ты занялся со мною любовью
- я знаю

Тот самый поцелуй, который не захотели показывать в кинотеатрах.

- я думаю о тебе, на самом деле
- да? а что обо мне?
- ты не можешь продолжать жить так как сейчас, это история из Тёмных Веков
- я не знаю как ещё мне быть
- должно быть решение
- я не хочу чтобы что-то менялось, я просто хочу и дальше быть с тобой!
- в том-то и дело, ты не можешь быть со мной всё время и я не хочу, чтобы ты продолжала жить с Роуз-Энн

Гордон идёт переодеваться, чтобы провести Селину домой, а тут появляется Марк. Братья в очередной раз цепляются из-за девушки, Марку ужасно не нравится вся эта история:

- думаю эта девушка - из мусорной кучи
- может быть, но она не мусор. Будь хотя бы минимальная возможность и она бы кем-то стала. Думаю я могу ей помочь, устрою её в школу
- ты что, собираешься обучать белую девушку? парень, это не твоя работа! Пусть снежки сами обучают своих женщин, нам они всегда лишь усложняли жизнь

Гордон провожает Селину домой и по дороге учит её как пользоваться телефонным автоматом. Ей достаточно бросить монетку, сказать оператору что она слепая и попросить набрать нужный номер. Всё идёт прекрасно, пара в хорошем настроении доходит до дома Селины и тут их видят Сэди и Роуз-Энн...

Не сложно догадаться, что дома скандал, истерика, оскорбления. Благодаря матери Селина узнаёт что Гордон чернокожий. Тут ещё домой возвращается Ол Па, начинается какой-то балаган, потасовка, прибегают соседи, короче дурдом.

А на следующее утро Роуз-Энн заявляет Селине, что они съезжают из этой квартиры, причём так, чтобы Ол Па не знал. У двух свиней, Сэди и Роуз-Энн, наметились совместные планы, они собираются начать какое-то своё дело. Бордель открыть, наверно. 

Селина идёт к телефонному автомату у дома и делает всё как учил Гордон, пытаясь дозвониться ему. Но, увы его нет дома. Тогда она отправляется в парк, опять таки руководствуясь всеми наставлениями, которые дал ей Гордон. И таки добирается до парка. А следом за ней, обнаружив пропажу, бегут Сэди и Ол Па. 

Концовка фильма из тех, когда приходится додумывать самому, будут главные герои вместе или нет. Честно говоря, мне бы не хотелось чтобы они были вместе, считаю что Гордон заслуживает кого-то получше. Девушку очень жаль, она добрая, одинокая и несчастная, и конечно она не виновата в том, что её судьба так сложилась, но будем надеяться что у неё ещё будет шанс зажить лучшей жизнью. Интересно как всё закончилось в книге? Насколько трагичней?


































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....