суббота, 23 апреля 2022 г.

"Полночное чудо"/ "Miracle at Midnight" (1998)

Фильм основан на реальных события и рассказывает о спасении датских евреев во время Холокоста. Фильм снят диснеем, поэтому тут нет никакой жести, как во многих других фильмах о Второй Мировой и Холокосте. Прежде чем расскажу о самом фильме, давайте немного погрузимся в историю.

9 апреля 1940 года нацистская Германия вторглась в Данию и Норвегию. Понимая, что успешное вооруженное сопротивление невозможно, и желая избежать жертв среди гражданского населения, датское правительство сдалось после нескольких символических стычек утром в день вторжения.

Нацистское правительство заявило, что оккупация Дании была мерой, принятой против союзников (антигитлеровской коалиции), и что Германия не намеревалась нарушать политическую независимость страны (ну конечно). Поскольку датское правительство обещало "лояльное сотрудничество" с немцами, оккупация Дании поначалу была относительно мягкой. Немецкая пропаганда даже называла Данию "образцом протектората", дав прозвище "Сливочный фронт" из-за относительной легкости оккупации и большого количества молочных продуктов в стране. Король Кристиан X сохранил свой трон, а датское правительство, Ригсдаг (парламент) и национальные суды продолжали функционировать. Даже цензура радио и прессы осуществлялась датским правительством, а не оккупационными немецкими гражданскими и военными властями.

В первые годы оккупации датские официальные лица неоднократно заявляли немецким оккупационным властям, что в Дании нет "еврейской проблемы". Немцы признали, что обсуждение "еврейского вопроса" в Дании было потенциально взрывоопасным вопросом, который мог разрушить "модельные" отношения между Данией и Германией и, в свою очередь, вызвать негативные политические и экономические последствия для Германии. Кроме того, Германский рейх в значительной степени полагался на датское сельское хозяйство, которое в 1942 году поставляло мясо и масло 3,6 миллионам немцев. В результате, когда официальные лица в Берлине попытались осуществить антиеврейские меры в Дании, даже идеологически приверженные нацисты, такие как имперский полномочный представитель Вернер Бест (имперский уполномоченный в оккупированной Дании (1942—1945), очередной выродок, который нормально так ещё пожил после войны и умер в 85 лет), следовали стратегии избегания и откладывания любого обсуждения вопросов, касающихся датских евреев.

В конце 1941 года, во время визита министра иностранных дел Дании Эрика Скавениуса в Берлин, немецкие власти (включая Германа Геринга) настаивали на том, чтобы Дания решила больше не избегать своей "еврейской проблемы". Датская антисемитская газета использовала эти заявления как повод для нападения на евреев страны; вскоре после этого поджигатели попытались поджечь Большую синагогу в Копенгагене. Датское государство ответило решительно; суды наложили жесткие штрафы и тюремное заключение на редакторов и потенциальных поджигателей, а правительство приняло дальнейшие административные меры. Эти меры, принятые Данией за антисемитские преступления во время оккупации были истолкованы немецкими властями в Дании как сигнал о том, что правительство не будет сотрудничать с любыми будущими мерами, которые могут быть приняты оккупантами против датских евреев.

Эрик Скавениус (слева) с немецким послом в Дании, д-ром Вернером Бестом

В середине 1943 года датчане, увидев поражение немцев в Сталинградской битве и в Северной Африке, восприняли это как показатель того, что необходимость жить под властью Германии больше не выглядит как нечто вечное, как это казалось в 1940 году. В то же время, Датское движение сопротивления становилось все более уверенным в своей подпольной печатной пропаганде и в усилении саботажной деятельности. Летом несколько забастовок по всей стране привели к вооруженным столкновениям между датчанами и немецкими войсками. После активизации сопротивления и беспорядков 28 августа 1943 года немецкие оккупационные власти предъявили датскому правительству ультиматум; они требовали запрета забастовок, введения комендантского часа и наказания за саботаж смертной казнью. Считая эти условия неприемлемыми и нарушением национального суверенитета, датское правительство объявило чрезвычайное положение. Немцами в заложники были взяты около 100 выдающихся датчан, в том числе главный раввин Макс Фридигер (в 1943 попал в Терезиенштадт, но выжил) и десяток других евреев. В ответ датское правительство подало в отставку 29 августа 1943 года. Результатом стало прямое управление Данией немецкими властями; эта прямая форма правления означала, что "образцовый протекторат" подошел к концу, а вместе с ним и защита, которую датское правительство предоставило евреям страны.

на фото главный раввин Макс Фридигер, вернувшись из Терезиенштадта,
проводит первую службу в синагоге в Копенгагене в день её открытия 22 июня 1945 года

Немецкие оккупанты Дании начали планировать депортацию в нацистские концентрационные лагеря около 7800 датских евреев. Немецкий дипломат Георг Фердинанд Дуквиц безуспешно пытался обеспечить датским евреям безопасную гавань в Швеции; Шведское правительство заявило Дуквицу, что примет датских евреев только в случае одобрения этого нацистами, которые, конечно, проигнорировали просьбу об одобрении. 28 сентября 1943 года Дуквиц сообщил о планах операции против датских евреев Хансу Хеттофту, председателю Датской социал-демократической партии. Хеттофт связался с Движением сопротивления Дании и главой еврейской общины К.Б. Энрикесом, который, в свою очередь, предупредил исполняющего обязанности главного раввина Маркуса Мельхиора. На утренней службе 29 сентября, за день до службы Рош ха-Шана (еврейского нового года), евреи были предупреждены раввином Мельхиором о планируемых действиях Германии и призваны немедленно распространить эту информацию среди своих еврейских друзей и родственников, чтобы люди начали прятаться.

на фото Дуквиц

1965 год, посол Германии в Дании доктор Ханс Бергер
нанёс визит главному раввину Дании доктору Маркусу Мельхиору

Первые этапы спасения были импровизированными. Когда датские государственные служащие на нескольких уровнях в различных министерствах узнали о немецком плане по задержанию всех датских евреев, они независимо друг от друга предприняли различные меры, чтобы найти евреев и спрятать их. Некоторые просто связались с друзьями и попросили их просмотреть телефонные книги и предупредить тех, чьи имена звучат по-еврейски, что они должны скрыться. Большинство евреев прятались по несколько дней или недель, не зная что с ними будет дальше.

Хотя большинство датских евреев скрывались, в конечном итоге их бы поймали, если бы не удалось обеспечить им безопасную переправку в Швецию. Швеция раньше принимала норвежских евреев, у которых был некоторые шведские связи. Но действия по спасению норвежцев оказались не совсем эффективными из-за отсутствия опыта общения с властями Германии. Когда 29 августа в Дании было введено военное положение, министерство иностранных дел Швеции осознало, что датские евреи находятся в непосредственной опасности. В письме от 31 августа шведский посол в Копенгагене получил разрешение от главного юрисконсульта Гёста Энгцелля (который представлял Швецию на Эвианской конференции 1938 года, международная конференция с участием представителей 32 стран, на которой решались вопросы помощи еврейским беженцам от режима Гитлера в Германии, Австрии и Чехословакии) на выдачу шведских паспортов для спасения датских евреев.

6 декабря 1960 года.
Фотография финского дипломата Яакко Халлама (1917–1996) с женой Анитой Халлама (1925–2008)
и посла Швеции Гёста Энгцелля (1897–1997) с женой Анной на приеме
по случаю Дня независимости Финляндии в Президентском дворце в Хельсинки

2 октября шведское правительство официально заявило, что Швеция готова принять всех датских евреев. Были созданы организации, например как "Швейный клуб Хельсингёр", чтобы тайно переправлять евреев в безопасные места. Город Хельсингёр находился всего в двух милях от Швеции, это позволило перевозить беженцев на местных лодках.

Группа, под безобидным кодовым названием, образовалась среди друзей, проживавших в Хельсингёр. Члены группы объединили свои умения и ресурсы, чтобы найти свободное жилье, рыбацкие лодки и нормированный бензин, чтобы помочь еврейским беженцам со всей Дании. В основном они использовали небольшие рыбацкие лодки, иногда успешно использовали паром, украденную большую лодку и быстроходный катер, купленный клубом на пожертвования. После того, как поток еврейских беженцев прекратился, клуб продолжал активно переправлять членов сопротивления и пилотов союзников в Швецию. Клуб прекратил своё существование после того как его выдали какие-то вредители-доносчики, а лидер клуба Эрлинг Кюр был отправлен в концлагерь в Германии.

Все члены клуба пережили войну, а доносчикам даже отомстили! Одного задушили и выбросили за борт во время поездки на лодке в Швецию, а другого расстреляли из пулемета во время его обеда в его же квартире. Вот это я понимаю, вот это по совести.

на фото датские евреи прибывают в Швецию

Датский физик Нильс Бор, мать которого была еврейкой, решительно отстаивал своих соотечественников в личном обращении к шведскому королю и министрам правительства. Король Густав V дал ему аудиенцию после убедительного звонка Греты Гарбо, которая знала Бора. Его увезли в Швецию, правительство которой немедленно организовало для него транспортировку в Соединенные Штаты для работы над сверхсекретным Манхэттенским проектом (кодовое название программы США по разработке ядерного оружия). Когда Бор прибыл на шведскую землю, представители правительства сказали ему, что он должен немедленно сесть на самолет, направляющийся в Соединенные Штаты. Бор отказался. Он сказал официальным лицам - и, в конце концов, королю, - что до тех пор, пока Швеция не объявит по радио и через свою прессу, что ее границы будут открыты для приема датских евреев, он никуда не поедет. Бор сам писал об этих событиях. По словам историка Ричарда Родса, 30 сентября Бор убедил короля Швеции Густава V обнародовать готовность Швеции предоставить убежище, а 2 октября шведское радио передало, что Швеция готова принять еврейских беженцев. Историк Ричард Роудс и другие считают действия Бора в Швеции не просто важными и необходимыми, а что без них не могло бы произойти массовое спасение. Однако, по словам Пола А. Левина, который вообще не упоминает Бора, министерство иностранных дел Швеции действовало в соответствии с четкими инструкциями, данными намного ранее премьер-министром Пером Альбином Ханссоном и министром иностранных дел Кристианом Гюнтером, следуя утвержденным еще в 1942 инструкциям. Но, это всё только домыслы историков, рассуждать можно бесконечно.

на фото Нильс Бор в молодости

Евреев контрабандным путем вывозили из Дании, через пролив Эресунн, с острова Зеландия (это в Дании, это не Новая Зеландия:)) в Швецию - время переправки было разное, в зависимости от конкретного маршрута и погоды, но в среднем менее часа на неспокойном зимнем море. Некоторых перевозили на больших рыбацких лодках водоизмещением до 20 тонн, а других доставляли на свободу на гребных лодках или каяках. Кеч Альбатрос (кеч - тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами) был одним из кораблей, используемых для переправки евреев в Швецию. Некоторых беженцев провозили в грузовых вагонах на регулярных паромах между Данией и Швецией, причем этот маршрут подходил только для очень молодых или старых людей, которые были слишком слабы, чтобы выдержать путешествие по морю. Члены Датского движения сопротивления врывались в пустые грузовые вагоны, опломбированные немцами после проверки, помогали пересесть в вагоны беженцам, а затем снова опечатали вагоны поддельными или украденными немецкими печатями, чтобы предотвратить дальнейшую инспекцию.

Конечно, не всё было так красиво и слаженно, как может показаться на первый взгляд. Рыбаки брали, в среднем, 1 000 датских крон с человека за транспортировку, но некоторые брали даже до 50 000 крон. Среднемесячная заработная плата в то время составляла менее 500 крон, а половина спасенных евреев принадлежала к рабочему классу. Цены определялись рыночными принципами спроса и предложения, а также во сколько рыбаки оценивали риск. Датское движение сопротивления сыграло активную роль в организации спасения и предоставлении финансирования, в основном от богатых датчан, которые пожертвовали большие суммы денег на это предприятие. Всего на спасение было потрачено около 20 миллионов крон, около половины из которых было оплачено еврейскими семьями, а половина - за счет пожертвований и сборов. То есть, блять, богатые помогали, у них значит были совесть и вообще человеческие чувства, а просто сельское быдло наживалось на беде. Хотя, чему я тут удивляюсь и возмущаюсь? Не зря же есть поговорка "Кому война, а кому мать родна".

на фото лодка "Герда III", на ней было перевезено около 300 беженцев,
при том что за один раз максимум получалось перевозить только 10 человек

В первые дни спасательной операции евреи пришли во многие рыбацкие гавани на датском побережье, чтобы дождаться возможности переправиться в Швецию, но у офицеров гестапо возникли подозрения в отношении активности в гаванях (и в ночь на 6 октября около 80 евреев были пойманы на чердаке церкви в городе Гилллелайе, их укрытие выдала датчанка, влюбленная в немецкого солдата). Последующие спасательные операции должны были происходить из изолированных точек на побережье. Ожидая своей очереди, евреи укрывались в лесу и в коттеджах вдали от побережья, вне поля зрения гестапо.

Некоторые из беженцев так и не добрались до Швеции; одни решили покончить жизнь самоубийством; другие были схвачены гестапо на пути их к месту посадки; около 23 человек погибли в море в результате неисправности судна; а третьи были перехвачены в море немецкими патрульными катерами. Датская портовая полиция и гражданская полиция часто участвовали в спасательных операциях. На ранних этапах гестапо было недостаточно укомплектовано, и немецкая армия и флот были вызваны для усиления гестапо, чтобы помочь предотвратить переправку евреев; но в целом немецкие военные войска проявили меньший энтузиазм в этой операции, чем обычно, и часто закрывали глаза на беглецов.

Только около 580 датских евреев не смогли бежать в Швецию. Некоторые из них оставались спрятанными в Дании до конца войны, некоторые погибли в результате несчастных случаев или, как я писала выше, покончили жизнь самоубийством, а у некоторых было специальное разрешение, позволившее им остаться. Подавляющее большинство, 464 из 580, были схвачены и отправлены в концлагерь Терезиенштадт в оккупированной немцами Чехословакии. После депортации этих евреев ведущие датские государственные служащие убедили немцев принять пакеты с едой и лекарствами для заключенных; кроме того, Дания убедила немцев не депортировать датских евреев в лагеря смерти. Это было достигнуто благодаря политическому давлению Дании, которое использовало Датский Красный Крест для частого наблюдения за состоянием датских евреев в Терезиенштадте. В общей сложности 51 датский еврей - в основном пожилой - умер от болезни в Терезиенштадте, но в апреле 1945 года, когда война подходила к концу, 425 выживших датских евреев (некоторые из которых родились в лагере) были среди нескольких тысяч спасенных евреев, в результате операции под руководством Фольке Бернадотта (графа Висбо́ргского) из шведского Красного Креста, который организовал транспортировку интернированных норвежцев, датчан и западноевропейских заключенных из немецких концлагерей в больницы Швеции. Около 15 000 человек были доставлены в безопасное место на белых автобусах экспедиции Бернадотта. Потери среди датских евреев во время Холокоста были одними из самых низких среди оккупированных стран Европы. В Яд Вашем зарегистрировано всего 102 еврея из Дании, погибших во время Холокоста.

18 октября 1943 года
Обмен пленными в Гетеборге. Граф Фольке Бернадотт после переговоров
с британцами на борту одного из обменных кораблей

И возвращаясь к фильму. Действие фильма происходит, понятно, в Дании с 27 сентября по 3 октября 1943 года. Доктор Карл и его жена Дорис - пара, живущая в Копенгагене со своими двумя детьми, 18-летним Хенриком и малолетней Эльзой. Они не евреи. Собственно, в фильме покажут как доктор, его коллеги, сын и другие жители Дании будут помогать датским евреям прятаться от нацистов и переправляться в Швецию.


Сын доктора, втихаря, участвует в Сопротивлении. Как все молодые парни и девушки он не хочет сидеть дома сложа руки. Родители не сразу узнают о том, что их сын ходит вовсе не на занятия.

У доктора тоже есть друзья евреи, семья Абрамс, которые накануне ужасных событий объявляют о помолвке своей дочери с Майклом, которого, неожиданно, играет ирландский актер Эндрю Скотт)


А дальше начинается операция по спасению евреев, на правительственном уровне в том числе


Мне всегда страшно, когда я смотрю такие фильмы. Мне и ужастики никакие не нужны (которые я и не смотрю), я просто представляю что могла бы оказаться среди всех этих несчастных людей, и у меня волосы дыбом встают. Просто представьте, что вам некуда бежать и никто вас не спасет. Как бы там ни было, пусть за большие деньги, но датских евреев удалось спасти и это счастье. Но зато в других странах сколько их было убито, потому что свои же сдавали, вот это страшно.

фильм хороший, я рекомендую к просмотру









































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....