пятница, 5 августа 2022 г.

"Такова наша жизнь"/ "In This Our Life" (1942)

Драматический фильм, сценарий основан на одноименном романе американской писательницы Эллен Глазгоу, получившем Пулитцеровскую премию в 1941 году. 

Пошла почитала про писательницу. Её мать Энн сочеталась браком с Фрэнсисом Глазгоу 14 июля 1853 года. У них родилось десять детей. Семья была более чем обеспеченной. Энн была склонна к тому, что тогда называли "нервной инвалидностью"; некоторые объясняли это тем, что на её попечении находилось десять детей. Эллен Глазгоу, также как и её мать, боролась с "нервной инвалидностью" на протяжении всей своей жизни. То есть вывод, не заводите себе так много детей)) А если отбросить шутки, то генетика - страшная вещь. 

В английской версии википедии немного поинтересней про саму писательницу. 


В течение жизни у Эллен Глазгоу было несколько любовных увлечений. В автобиографии "Внутренний мир женщины" (1954), написанной для посмертной публикации, Глазгоу рассказывает о долгом тайном романе с женатым мужчиной, которого она встретила в Нью-Йорке в 1900-м году, она назвала его Джеральдом Б. Эллен считала, что он был "единственной большой любовью ее жизни", отметив один конкретный визит с ним в Швейцарию:

"Летнее утро в Альпах. Мы шли вместе по изумрудной тропинке. Я помню мох, папоротниковую зелень. Я помню альпийскую синеву неба. Помню на моих губах порывы ветерка с привкусом мёда. Путь лежал через густой лес, в парк, и тропинка вилась все дальше и выше, всё выше и выше. Мы шли медленно, едва дыша, в ярких лучах солнца. Затем внезапно деревья расступились, лес поредел и исчез. Земля и небо встретились и смешались. Мы стояли, взявшись за руки, наедине с сияющей белизной Юнгфрау. Мы смотрели друг на друга и молчали, потому что нам казалось, что всё уже сказано. Но у меня в голове мелькнула мысль: "Никогда в жизни я не могу быть счастливее, чем сейчас, здесь, в эту минуту!".

Поскольку жена Джеральда Б. не соглашалась на развод, Эллен не могла выйти за него замуж. В конце концов, ничего не произошло, кроме недолгих встреч в Нью-Йорке и Швейцарии; Глазгоу написала в своей автобиографии, что Джеральд Б. умер в 1905 году.

Эллен также поддерживала близкую дружбу на протяжении всей жизни с Джеймсом Бранчем Кэйбеллом, известным ричмондским писателем. Она была помолвлена дважды, но обе помолвки так и не закончились браком. В 1916 году Глазгоу познакомилась с Генри У. Андерсоном, известным адвокатом и лидером Республиканской партии, который сотрудничал с Глазгоу и предоставил копии своих речей для её романа "Строители". В 1917-м году он стал её женихом. Однако помолвка произошла во время Первой мировой войны и Андерсон, поставленный во главе Комиссии Красного Креста, чтобы удержать Румынию на стороне союзников покинул США и уехал воевать. Там он встретил королеву Румынии Марию и влюбился в неё. Эти события, плюс отсутствием связи между ними, обострили отношения Глазгоу и Андерсона, и помолвка была разорвана. 

Глазгоу считала, что её лучшие работы были написаны, когда закончилась любовь. К концу своей жизни Эллен жила со своей секретаршей Энн В. Беннетт, которая была на 10 лет моложе её, в своем доме в Ричмонде. Умерла в 1945-м году, ей был 71 год. Вот тут можно посмотреть фотографии дома в котором жила писательница с 13-ти лет, он был выставлен на продажу на аукционе в октябре 2021 года.

В 1941 году Глазгоу опубликовала роман "Такова наша жизнь", первое из ее произведений, в котором было проявлено смелое и прогрессивное по тем временам отношение к чернокожим. Глазгоу впервые выбрала афроамериканцев в качестве главных героев повествования, и эти персонажи стали темой самого романа. Из-за двусмысленности финала роман получил неоднозначную реакцию публики. Существует также большая разница между отзывами критиков и читателей того времени. Критики, особенно друзья писательницы, называли роман шедевром и он получил Пулитцеровскую премию. Ну а дальше появилась экранизация. Конечно Warner Brothers сняли по-своему, потому что я бы не сказала, что в фильме делается акцент на чернокожих, наоборот, они там второстепенные персонажи. 

Завершенный в 1942 году, фильм был отклонен в 1943 году Управлением цензуры военного времени для выпуска за границей, поскольку в его сюжете правдиво говорилось о расовой дискриминации. Что ж, это факт, мне действительно было жаль парня, на которого свалили убийство только потому, что он был чернокожий. Но, если в США уже готовы были такое показывать на экране, то в других странах, видимо, ещё нет. 

В главных ролях Бетт Дэвис, Оливия де Хэвилленд и Джордж Брент. Я уже два фильма с его участием посмотрела и, кажется, он наконец начал мне нравится)) Этот фильм стал третьим из шести фильмов, в которых де Хэвилленд и Дэвис снялись вместе.


В Ричмонде, штат Вирджиния, живут Эйса и Лавиния (урожденная Фицрой) Тимберлейк и их две дочери, которым дали мужские имена: Рой (Оливия де Хэвилленд) и Стэнли (Бетт Дэвис). Фильм начинается с того, что девушки уже взрослые. Недавно Эйса Тимберлейк потерял свою часть табачной компании из-за, как он считает, бывшего партнера по бизнесу - Уильяма Фицроя (Чарльз Коберн), брата жены. Но, на мой взгляд, Эйса сам виноват. Жена Эйсы больна и постоянно находится в своей комнате, прикованная к кровати. 

Рой, успешная декоратор интерьеров, замужем за доктором Питером Кингсмиллом. Стэнли помолвлена с адвокатом Крейгом Флемингом (Джордж Брент). В роли служанки - всем известная Хэтти МакДэниел, Мэмми из "Унесённые ветром".

Дома готовятся к свадьбе Стэнли и все надеются, что в этот раз она наконец выйдет замуж. Служанка говорит:

- бедный мистер Крэйг, вместе с мисс Стэнли он получит целую пригоршню проблем

И даже Эйса, отец невесты, говорит жене:

- у меня такое чувство, что что-то идёт не так
- никто не заставляет её выходить за Крэйга, это её собственный выбор
- она не в состоянии понять сама себя
- чепуха, она знает себя лучше, чем мы все вместе взятые

Вечером к Тимберлейкам проходят Уильям Фитцрой с женой. Вот уж отвратительный тип, он и Стэнли - это два ужасных персонажа и они точно стоят друг друга. Уильям обожает свою племянницу, он потакает ей во всём, не имея собственных детей. Он даёт ей деньги, делает дорогущие подарки, балует и в восхищении от всех выходок Стэнли, какими бы ужасными они ни были. Даже если Уильям иногда злится на племянницу, то всё равно потом прощает. У меня вообще сложилось впечатление, особенно под конец фильма, что дядя был откровенно влюблён в родную племянницу как мужчина, потому и вёл себя так. А подлая и избалованная Стэнли пользовалась Уильямом и крутила им как хотела. 

В общем, вечером в сборе все, кроме Стэнли и Питера, мужа Рой. Семья обсуждает предстоящую свадьбу, Уильям говорит:

-  где Стэнли?
- с тех пор как ты подарил ей машину, мы видим её редко
- она водит машину как шальная, 85 миль в черте города, как сказано в последней штрафной квитанции, если бы у меня кроме племянницы был ещё кто-нибудь, она давно была бы в тюрьме. Что Стэнли необходимо, так это твёрдая рука, тот у кого хватит сил держать её в узде, мужчина с достаточной волей, чтобы управлять ею
- скоро она окажется замужем и её муж будет заботиться об этом
- Крэйг для этого не подходит, он безвольный, она будет водить его за нос. Стэнли требуется кнут

Всё это Уильям говорит в присутствии своей жены, которую он постоянно затыкает, без стеснения и в присутствии других, а она вечно извиняется за мужа и пытается сгладить ситуацию, но понятно кто главный в их семье, мерзкий старый тиран. 

Наконец к дому подъезжает машина, в ней сидят Стэнли и Питер, более того, они целуются. 

Стэнли заходит домой первой, а Питер чуть позже, чтобы никто не догадался, что они приехали вместе. Он пытается проскочить сразу на второй этаж, в спальню, но Рой радостно бежит за ним и уводит к гостям. 

Видно что Питер какой-то потерянный и после фразы о том как его жена, должно быть, любит его, он извиняется перед гостями и уходит наверх. Следом поднимается Рой и видит, что её муж упаковывает чемодан. Он говорит с женой довольно грубо и врёт, что едет в другой город дать консультацию. Рой ещё до конца не понимающая что происходит, пытается откровенно поговорить с мужем, но всё заканчивается тем, что он хлопает дверью и уходит, оставив несчастную девушку стоящей посреди комнаты в полном непонимании и отчаянии. 

Тем временем появляется Крейг и Стэнли, притворившись что у неё болит голова, извиняется и отказывается ехать развлекаться. Крейг ужасно влюблён в девушку и не может дождаться дня свадьбы, он заботливый и добрый, действительно не подходит противной Стэнли. Почему мужчины и женщины так слепы, когда влюблены? Риторический вопрос:)

Стэнли уходит к себе в комнату и собирает чемодан. А утром скандал, никто не может найти Стэнли. Эйса бежит домой к Уильяму, в надежде что противная девица там, но увы её там нет. Узнав что Стэнли пропала, Уильям просто в бешенстве, зато вот его жена кажется наконец получила повод порадоваться))

Конечно выясняется, что Питер тоже исчез и все понимают, что это не совпадение. Крэйг просто раздавлен, но не забываем и о Рой, ведь родная сестра увела у неё мужа. Не могу пройти мимо этого диалога между Рой и отцом, потому что терпеть не могу слишком мягко характерных людей. Ненавижу, когда кто-то совершил что-то плохое, но его начинают оправдывать, даже защищать, говоря что и ты должна это понять, простить, принять. С чего бы? Если человек подлая тварь, то так к нему и нужно относиться, даже если это родная сестра. И уж точно нечего нюни распускать из-за сбежавшего мужа, он этого не стоит.

- послушай Рой, Стэнли слаба, но ты ведь сильная. Слабым всегда нужна защита, а сильные должны защищать себя сами, не покориться
- я позабочусь о себе, будь уверен
- что ты собираешься делать?
- я не стану на их пути. Крэйг адвокат, возможно он будет рад всё уладить
- куда ты?
- на работу, конечно, почему я должна оставаться дома? Нет, спасибо, я не собираюсь предаваться печали ни из-за Питера, ни из-за кого-то другого. Я буду жить дальше
- я понимаю твои чувства, но не позволяй судьбе сделать тебя жестокой
- быть мягкой? как ты? Нет, я пойду возьму то что мне нужно, как Стэнли берет то, что нужно ей, и также как дядя Уильям берёт то, что нужно ему. Я собираюсь поступать как Фитцрои, они знаю как нужно жить. Я буду жесткой как они, именно так становятся счастливыми?
- нет, Рой, жесткие вещи склонны ломаться
- дядя Уильям цел, Стэнли цела, но ты...твоя жизнь сломана. Я не собираюсь быть как ты!

К счастью для Рой у неё есть работа, она не сидит круглосуточно дома и страдает, хотя это не значит, что она так легко смирилась со случившимся. Каждый борется с трудностями и переживает их по-своему.

Тем временем показывают Стэнли и Питера. Что ж, наконец Питер начинает понимать, что Стэнли не будет ему идеальной женой, приносящей в зубах тапочки. Она транжирит деньги, бездельничает целыми днями и сходит с ума от скуки. Питер много работает к клинике, но зарабатывает мало, поэтому хочет чтобы Стэнли была более экономной, но куда там. У парочки регулярно происходят разногласия и выяснения отношений, при том что они только поженились. Да, Рой дала Питеру развод и этот идиот сразу же женился на Стэнли.

В магазине, в котором работает Рой, работает и чернокожий парень Пэрри, его мать - Минерва, служанка в доме у Тимберлейков. Однажды он говорит Рой, что мечтает изучать юриспруденцию и стать юристом. 

- белый парень может получить любую работу, например в этом магазине, он может стать клерком или менеджером, но цветному парню это недоступно. Он может сохранить работу или потерять её, но он не может получить большего. Так что, я хочу добиться чего-то такого, чего у меня не смогут отнять. И вот почему я хочу стать юристом.

Рой нравится услышанное, она поддерживает Пэрри и желает ему удачи на пути к мечте. 

Возвращаясь после работы через парк Рой видит сидящего на лавке Крэйга, какого-то помятого, небритого, депрессивного

- тебе нравится быть пострадавшим? Ты получаешь удовольствие от этого? Ты пробовал работать? 
- зачем? 
- для себя, для самоуважения
- нельзя сохранить то, чего не имеешь
- как же твоя работа? как же идеи, в которые ты веришь?
- я уже ни во что не верю
- я только что разговаривала с цветным парнем Пэрри Клэйем, он собирается стать юристом, ничто не может остановить его. У тебя сейчас есть всё, к чему стремится этот парень, а ты сидишь здесь и жалеешь себя

К счастью, слова Рой оказали правильное влияние на Крэйга, он взбодрился, понял что пора выходить из состояния депрессии и возвращаться к жизни и работе. 

А дома все носятся как пришибленные с дурацкой Стэнли, которая продолжает свои выходки, родная мать защищает и оправдывает её, а дядя злится, но всё равно делает как хочет племянница. Сумасшедший дом какой-то

Отношения между Питером и Стэнли ужасные, но у слабовольного Питера какая-то нездоровая зависимость от девушки. Он злится на неё, на себя, но ничего не может с собой поделать.

Когда парочка приходит, по просьбе Стэнли, в клуб, чтобы отпраздновать их официально зарегистрированный брак, к ним за столик, прямо внаглую, садится женщина, чей муж выпил лишнего и теперь спит практический мордой в салат, и заводит знакомство со Стэнли, ну такая дама, от которой невозможно избавиться. Шумная, много разговаривает, бестактная. Из-за неё между Питером и Стэнли происходит очередной конфликт.

И пока эти двое ругаются и мирятся, между Рой и Крэйгом начинают завязываться отношения. Эти двое явно подходят друг другу, но обжегшись раз, девушка не спешит снова выходить замуж, теперь она хочет убедиться в правильности своего выбора, а на это требуется время.

- я не хочу потерять тебя
- ты потеряешь меня, если попытаешься удержать. Не удерживай меня, Крэйг, мы должны вынести урок из всего этого. Не думай что это навсегда и не проси меня об этом
- я не могу рассуждать, когда ты так близко ко мне
- обними меня покрепче, не хочу чтобы ты рассуждал)

Наконец Стэнли удаётся окончательно довести Питера. Из здорового, молодого, перспективного мужчины он становится депрессивным алкоголиком. Не понимаю таких, ну достаёт тебя женщина, совершил ошибку, разводись. Зачем впадать в алкоголизм? Забрасывать работу? Превращаться внешне в какое-то чмо? Как бы то ни было, Питер настолько плох, что даже даёт Стэнли пощёчину (которую она заслужила в любом случае, ужасная женщина).

У Рой и Крэйга чудесные отношения, они наконец потихоньку начинают радоваться жизни. Крэйг взял к себе цветного парня Пэрри, чтобы тот смог исполнить свою мечту стать юристом. Вроде всё стало налаживаться, но тут приходит неожиданная новость: умер Питер. Да, допился до ручки. Конечно Рой в шоке, прошло не так много времени и душевные раны до конца ещё не затянулись

Рой решает что поедет к сестре, которая теперь вдова, чтобы поддержать её. Логично ж, да? Ехать поддержать сестру, которая увела у тебя мужа. Я не настолько возвышенная, так что не понимаю подобного поведения. 

Стэнли, конечно же, на самом деле вообще не страдает. Ну умер Питер и ладно, подумаешь, не велика потеря)) Девица даже траур носить не собирается. 

Конечно после смерти мужа Стэнли возвращается домой, под одну крышу с родителями и Рой. И, конечно, больше всех рад дядя Уильям. Зато Стэнли, обнаружив что её сестра в отношениях с Крэйгом, решает отбить его обратно. Есть такие ненормальные, у которых кажется это хобби такое, влезать в чужие отношения. Может ей этот мужчина не нужен, но просто приятно разрушить его отношения с другой женщиной, женой, невестой или просто подругой - не важно.

Слушайте, там будет эпизод, когда дядя Уильям разговаривает со Стэнли и рассказывает что произошло с бизнесом, которым раньше он занимался с Эйсой, отцом Стэнли. Так вот, там озвучивающий говорит какое-то слово, которое нам так и не удалось разгадать, но мы смеялись просто до слёз. Слушали на полной громкости много раз что же мужик такое говорит, но увы. Итак, в оригинале Стэнли говорит "I call it smart" ("я называю это ловкостью"), русская озвучка "я называю это пардамотство (или пардунатство)"😂 Если вдруг расшифруете - поделитесь))

Ну и финал интересный, Стэнли пытается вернуть себе расположение Крэйга, назначает ему свидание в баре, а уезжая оттуда подвыпившей сбивает насмерть двоих пешеходов. Более того, сваливает вину на цветного парня, того самого Пэрри. Крэйг, как адвокат, будет разбираться с этим делом. 

На мой взгляд Стэнли была самой настоящей сумасшедшей и место ей было в психбольнице, но все только и делали, что носились с ней, всё разрешали, жалели, оправдывали и получили, в итоге, монстра, а не человека. Так что, я рада что концовка справделивая.


































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....