четверг, 27 октября 2022 г.

"Враг общества"/ "The Public Enemy" (1931)

Классическая чёрно-белая до-кодексовая гангстерская драма Уильяма Уэллмана, экранизация неопубликованного произведения "Пиво и кровь" двух газетчиков - Джона Брайта и Кубека Гласмона, бывших свидетелями преступлений банды Аль Капоне, орудующей в Чикаго. Главные роли исполнили Джеймс Кэгни и Эдвард Вудс. Номинант на премию Оскар за "Лучший оригинальный сюжет"

Уильям Уэллман - американский кинорежиссёр, заслуживший прозвище "Дикий Билл" из-за сурового обращения с актёрами, бесшабашного характера и имиджа пилота Первой мировой. Один из его наиболее известных фильмов, "Враг общества", рассматривается как ранний нуар. Пишут, что Уэллман обращался с актёрами с пренебрежением, особенно с женщинами. "Звание кинозвезды заключается не в актёрских способностях, а в личности и темпераменте", - заявил он в 1952 году и добавил: "Однажды я работал с Кларой Боу. Она была сумасбродной и бешеной, но КАКАЯ личность!". 


Многим актёрам не нравилось работать с ним, потому что Уэллман любил работать быстро и буквально издевался над актёрами, чтобы добиться желаемого. Несмотря на то, что он ненавидел их нарциссизм, Уэллман предпочитал работать с мужчинами, потому что им не требовалось столько времени на подготовку перед съёмкой, как женщинам. Несмотря на всё это, Уэллману удалось добиться номинации на Оскар для семи разных актёров: Фредрика Марча и Джэнет Гейнор ("Звезда родилась"), Брайана Донлеви ("Красавчик Жест"), Роберта Митчема ("История солдата Джо"), Джеймса Уитмора ("Поле битвы"). ), а также Джен Стерлинг и Клэр Тревор ("Великий и могучий").

Вот уж не знаю что такого во внешности Уэллмана, что сам Дуглас Фэрбэнкс сказал, что ему нужно делать карьеру актёра. Безгубый и злобный мужик


Несмотря на свой ужасный характер, Уэллман был женат четыре раза:

1. Хелен Чадвик: женаты с 1918 по 1923, разошлись через месяц; позже развелись
2. Марджери Чапин (дочь Фредерика Чапина, американского композитора и сценариста): женаты с 1925 по 1926; вместе были не долго; удочерили дочь Роберта Эммета Тэнси (актёра, режиссёра, сценариста)
3. Марджори Кроуфорд: женаты с 1931 по 1933)
4. Дороти Кунан: женаты с 20 марта 1934 по 1975, до самой смерти Уэллмана. Неожиданно у пары было семь детей - четыре дочери, трое сыновей.

Дороти снялась в фильме Уэллмана "Беспризорники с большой дороги" (1933).

на фото Дороти

Как я писала в самом начале, фильм "Враг общества" - экранизация неопубликованного произведения "Пиво и кровь" двух газетчиков. Так и не нашла по какой причине книга не была опубликована и как она попала в руки сценаристов. Надеюсь банда Аль Капоне не убила авторов, один из них прожил более 80-ти лет:) 

"ТРИ ДЕТРОЙТСКИХ ГАНГСТЕРА УБИТЫ: МЁРТВЫЕ ЖЕРТВЫ ВСЁ ЕЩЁ ДЕРЖАТ СИГАРЫ, КОТОРЫЕ ОНИ КУРИЛИ, КОГДА РАЗДАЛИСЬ ВЫСТРЕЛЫ" -  кричал заголовок газеты Globe от 17 сентября 1931 года.

Сухой закон, которому на тот момент было уже более десяти лет, превратил обычных граждан в нарушителей закона, а обычных хулиганов в богатых и кровожадных полубогов. 1931 год можно было бы охарактеризовать как "год гангстеров": газеты были полны ими — истории о "кровавом контрабандном рэкете" и "смертельных встречах бандитов-бутлегеров" доминировали в заголовках, а благодаря студии Warner Brothers - и на большом экране. Студия, которая всего несколькими годами ранее произвела революцию в киноиндустрии появлением звукового кино, начав с "Певец джаза" 1927 года, в 1931 году выпустила фильм "Маленький Цезарь", о нём я расскажу в другой раз.

Во времена гангстеров "быть кем-то" означало жить Американскую мечту. В Америке, погрязшей в Сухом законе и Великой депрессии, это была мечта, ставшая опасным бредом, подпитываемым вёдрами джина.

На волне стрельбы и гангстерских разборок Warner Brothers, вслед за фильмом "Маленький Цезарь", выпускает "Враг общества" в апреле того же года. Джеймс Кэгни тут играет мерзкого бутлегера Тома Пауэрса. Честно говоря, смотрела фильм ради Кэгни:) Изначально роль Тома Пауэрса должен был играть Эдвард Вудс, а Кэгни - его помощника Мэтта. Однако, режиссёр Уэллман просмотрел первые кадры и  понял, что именно Кэгни, выдающий фразы со скоростью звука, должен играть главную роль, а не симпатичный, но сдержанный Вудс. Уэллман поменял актёров ролями и так родились классический фильм и новая звезда. 

Интересно то, что Уэллман так и не переснял сцены с персонажами в подростковом возрасте, поэтому мальчик, играющий роль Кэгни, выглядит как Вудс, а тот, который играет Вудса, выглядит как Кэгни. Ещё одна причина по которой актёров поменяли ролями заключается в том, что звуковая технология использованная в этом фильме превосходила ту, которая использовалась в более ранних фильмах, поэтому больше не было обязательным наличие в главной роли актёра с безупречным произношением.

Актеры и съёмочная группа любили Кэгни и считали его самым милым парнем на площадке, но на экране он мог быть таким же ужасающим, как и очаровательным. 

Кэгни игнорировал правила ранних звуковых фильмов — говорить медленно и чётко произносить слова — вместо этого он выдавал фразы с головокружительной скоростью, со своим гордым нью-йоркским акцентом Нижнего Ист-Сайда. 

Кэгни, однозначно, очень хороший актёр. Но, в фильме есть ещё одна звезда - Джин Харлоу (я вообще не её поклонница, кажется девушку переоценили во всех смыслах:) 

Есть очень веская причина, по которой Warner Brothers позаимствовали Харлоу у Хьюза для фильма "Враг общества" и почему она заработала денег наравне с Кэгни, хотя у неё было меньше половины его экранного времени. В 1930-х годах студии работали больше на женскую аудиторию, и они несомненно знали, что женщины с большей вероятностью купят билет на гангстерский фильм, если в нём будет Джин Харлоу, оригинальная платиновая блондинка и самая влиятельная икона стиля и красоты 1930-х годов. 

Всего через год Харлоу заявила о себе как актриса, и как комик: она заставила зрителей смеяться в фильме "Женщина с рыжими волосами" (1932) и плакать в фильме "Красная пыль" (1932). Но, её ранняя игра, особенно в фильме "Враг общества", всегда вызывала негативную критику и жестокие насмешки. Хотя, аудитория рабочего класса, аудитория, которую Warner Brothers с гордостью обслуживала, обожала Джин Харлоу. 

на фото Кэгни и Харлоу

Интересный факт, в начале 1930-х годов в фильмах о гангстерах использовались настоящие пули. Наверняка были и истории со смертельным исходом. Но, некоторые сцены не требовали даже пуль, чтобы травмировать. 

Один им шокирующих эпизодов фильма - это сцена с грейпфрутом во время завтрака Тома со его милой девушкой Китти, которую играет Мэй Кларк

на фото Мэй Кларк и Кэгни в фильме "Убийственная леди" (1933)

Кажется почти у каждого человека, приложившего руку к созданию этого фильма, есть своя история того, как эта сцена с грейпфрутом была снята; наиболее общепринятая - это что сцена была импровизирована Кэгни и Уэллманом без ведома или согласия Кларк, и что её реакция, таким образом, была искренней. На мой взгляд, это довольно пренебрежительное отношение к актрисе, которое низводит её до уровня не более чем реквизита. Хотя, после того что я прочитала про характер Уэллмана, удивляться нечему. Сама Мэй, в интервью 1983 года для American Classic Screen, сказала, что в сценарии изначально была сцена, в которой Кэгни должен был бросить в неё грейпфрут, а затем выскочить из-за стола. Однако, Уэллман и Кэгни почувствовали, что это не совсем то что нужно, поэтому они отвели Мэй в сторону и спросили, не будет ли она против, если Кэгни ткнёт грейпфрут ей в лицо. Мэй эта идея не понравилась, но она согласилась сделать при условии, что сцена будет снята один раз, без пересъёмок. По словам её близких друзей, Мэй всегда ненавидела "грейпфрутовую сцену". 

на фото Мэй Кларк

Луиза Брукс была актрисой, которую хотели взять на роль Гвен Аллен, женщины, которая питала слабость к плохим мужчинам. Она отказалась и роль, в итоге, досталась Джин Харлоу. Имя Брукс было в студийных записях и списках вызовов на кастинг. Позже Брукс объяснила Уэллману, что она ненавидела сниматься в кино, потому что "просто ненавидела Голливуд". По мнению биографа Брукс, Барри Пэрис, "отказ от съёмок в фильме "Враг общества" ознаменовал собой настоящий конец кинокарьеры Луизы Брукс". Что ж, она бы отлично смотрелась в этой роли, особенно при её репутации сумасшедшей девицы, беспринципной, скандальной и вульгарной. 

Брукс была явно девушкой без комплексов

Джоан Блонделл сыграла Мэми, девушку Мэтта. С Кэгни она снялась во многих фильмах и он однажды сказал, что Блонделл была единственной женщиной, которую он любил, помимо своей жены. 

Актёры были друзьями всю жизнь и впервые встретились на прослушиваниях для постановки "Великолепная Мэгги" в 1929 году. Блонделл вспоминала о своей первой встрече с Кэгни на прослушивании, он тогда сказал ей: 

"У тебя такие большие глаза, что кажется они сейчас вываляться из орбит"

Очень романтичный и тактичный был парень)) Актёр всегда был привязан к Блонделл и имел для неё несколько прозвищ, таких как "наивная утончённость" и "бабушка". По словам биографа Кэгни, Джона Маккейба, он также описал Блонделл "как обладательницу самой красивой задницы в христианском мире". 

События фильма начинаются в 1909-м году и прежде чем я перейду к самому фильму, хочу рассказать про некоторые интересные исторические факты того года.

Нью-йоркская забастовка 1909 года, также известная как "Восстание 20 000", представляла собой забастовку рабочих, в которой участвовали в основном еврейские женщины, работавшие на нью-йоркских фабриках по производству рубашек. На тот момент это была крупнейшая забастовка американских работниц, возглавляемая Кларой Лемлих и Международным союзом женщин-швей, при поддержке Национальной лиги профсоюзов женщин Америки (NWTUL). Началась в ноябре 1909 года, закончилась в 1910-м, с улучшением условий труда для женщин.

на фото Клара Лемлих (дожила до 96-ти лет, кстати)

Именно эта забастовка вдохновила Клару Цеткин на предложение основать Международный женский день, который впервые отмечался Социалистической партией Америки в 1909 году. 

Январь 1910 года, фотография группы женщин, участвовавших в забастовке 1909 года

Итак, события фильма начинаются в 1909 году. Два друга, Том и Мэтт, пока ещё подростки, но их характер уже сформировался и понятно, что их в будущем не ждёт ничего хорошего. Тот случай, когда ребят воспитала улица, причём в худшем виде. 

Том и Мэтт - местная шпана, пьют пиво, воруют, хамят, задираются, крутятся вокруг местных взрослых воров, в общем сомнительный пример для подражания. 

У Тома есть мать, отец и старший брат - Майк Пауэрс, а у Мэтта есть мать и младшая сестра Молли, отец сидит в тюрьме. Отец Тома был очень строгим и регулярно лупил сына ремнём за разные провинности, но это никак не помогло. Желание быть среди местных криминальных авторитетов оказалось сильнее страха перед отцом. Что ж, характер формируется в раннем возрасте и потом уже не меняется. Если ребёнок с детства говно, то таким он и останется. Ненавижу, когда люди говорят, что ребёнок ещё вырастет и изменится, что это просто переходный возраст такой. Ничего подобного, я знаю достаточно людей, которые были в детстве подлыми, злобными, конфликтными и завистливыми, и остались такими же даже во взрослом возрасте. Только теперь совершают подлости в более крупных размерах.

Где-то на районе есть местный паб "Красные дубы", в котором вечно заседают местные мелкие воры и шпана, которая приносит им краденое. Возглавляет банду Патти Ноус, подлая скотина, которая скупает краденое по дешёвке, пользуясь тем, что малолетки вынуждены брать столько денег, сколько дают. Тома бесит Патти за то, что он вечно их обдирает и даёт меньше денег, чем обещал. 

Проходит время и на дворе уже 1915-й год. Паб теперь называется "Социальный клуб Красные дубы". Поменялось только название, внутри всё стабильно, морды всё те же. Том и Мэтт, уже повзрослевшие, всё такие же завсегдатаи этого злачного места. Том говорит про своего брата (с ухмылкой и пренебрежением):

- ему же в школу ходить нужно, учиться быть бедным.
- а он в трамвае ещё работает?
- конечно. Днём трясётся, вечером в школе сидит

Патти планирует грязное дельце и позвал парней поучаствовать в нём. Другие члены банды не очень довольны тем, что с ними будет "шантрапа", но Патти говорит, что их доля будет меньше, что очень выгодно. Планируется ограбление меховой фабрики. Том и Мэтт сначала сомневаются, ведь раньше они ни в чём подобном не участвовали, но хитрый Патти дарит пацанам настоящие пистолеты и это развеивает все их сомнения, они соглашаются участвовать в деле. 

Ночью банда едет на фабрику. Они пробираются внутрь, но тут происходит непредвиденное, отодвинув висящие меха они обнаруживают, что на них смотрит какое-то чудовище. В общем, эффект неожиданности, особенно когда светишь в темноте фонарём. Оказывается что за мехом стояло чучело оскалившегося медведя, но Том, испугавшись, стреляет в чучело два раза, чем поднимает ужасный шум и срывает всё дело. Приходится бежать, за бандой погоня, свистят полицейские, одного члена банды - Хромого Ларри- убивают. Перепуганные Том и Мэтт, которым едва удалось избежать смерти, бегут к дому в котором живёт Патти Ноус, но оказывается он уже сбежал, бросив своих же. Парням тоже советуют залечь на дно, пока всё не утихнет. Том в бешенстве, ведь это Патти втянул их в это дело, а теперь кинул. 

Очень понравились похороны Ларри. Мать рыдает, прямо убивается, и говорит:

- бедный Ларри, он был таким хорошим мальчиком

а мать Тома её утешает:

- он просто попал в плохую компанию, вот и всё

Как удобно прикидываться ничего не понимающей дурой, винить всех вокруг и свято верить, что твой сынок ни в чём не виноват. 

Проходит ещё два года, на дворе 1917-й год. Проклятый год для многих, как мы помним. Из интересного:

10 января "Безмолвные стражи" начинают свою акцию протеста перед Белым домом в поддержку избирательного права женщин.

25 января в Сан-Франциско прошла Акция протеста против проституции, которая собрала огромные толпы на публичных слушаниях. На одном собрании присутствовало 7 000 человек, ещё 20 000 желающих не смогли присутствовать из-за нехватки мест)) На слушании с преподобным Полом Смитом, откровенным противником проституции, 300 проституток призывали собравшихся к терпимости и пониманию, объясняя, что были вынуждены заниматься этим из-за бедности. Но когда Смит спросил возьмутся ли они за другую работу, с оплатой в 8-10 долларов в неделю, дамы рассмеялись, тем самым лишив себя общественного сочувствия. Вскоре после этого полиция закрыла около 200 борделей.

19 февраля Продовольственный бунт в Нью-Йорке. Он представлял собой серию демонстраций и беспорядков, которые начались после того, как толпа, состоящая в основном из женщин, выступила против владельцев магазинов и передвижных торговых тележек сильно повысивших цены на товары, это произошло из-за дефицита во время Первой мировой войны.

надпись под фото - голодные матери и дети Нью-Йорского Ист-Сайда

7 марта композиция "Livery Stable Blues", записанная с "Original Dixieland Jass Band", становится первой в мире изданной джазовой записью. Композиция не ахти, на мой вкус, но интересна тем, что является импровизацией. В общем, начинается век джаза.

Соединённые Штаты Америки вступили в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года. До этого они сохраняли нейтралитет. Американские войска воевали с октября 1917 года на Западном фронте и с июля 1918 года на Итальянском фронте. За время войны в армию было призвано более 4 млн человек.


4 июня - Присуждены самые первые Пулитцеровские премии.
7 ноября - женщины получают право голоса в штате Нью-Йорк.
А так вообще 8 марта в российской империи началась Февральская демократическая революция, с тех пор и по сей день в гитлеровской россии правит быдло. Алкоголики, дебилы и вовсе даже не люди.

Ну а я возвращаюсь к фильму. У Майк, брата Тома, завязались романтические отношения с Молли, сестрой Мэтта. Майк вырос образованным, воспитанным и честным парнем, в отличии от своего брата, ну как-будто не в одной семье росли. Классика, в общем. Майк, конечно, не отлынивает от армии и собирается идти воевать. А Том и Мэтт всё рыщут где бы нажиться незаконным путём. Они пытаются сплавить Пэдди Райану, местному владельцу паба, партию сигар, но тот отказывается, объясняя это тем, что у него в пабе не может быть такого дорогого товара, но отправляет парней к кому-то другому. А напоследок говорит, что если они "залетят", пусть позвонят, он поможет. С этого момента начинается их взаимовыгодная дружба.

У матери Тома истерика, она узнала что Майк идёт воевать, записался добровольцем в морскую пехоту. Честное слово, эта женщина меня раздражала весь фильм, ну такая она пустоголовая. Вцепившись в Тома она всё причитает, чтобы он не покидал её, ведь теперь только он у неё и остался (муж уже к этому времени умер) и что вообще он ещё ребёнок. Очередная пришибленная мать, которая не хочет видеть, что её Томми не только уже не ребёнок, а ещё и бандит. 

Конечно Том не собирается ни в какую армию. Он идёт поговорить с братом, с которым у него, мягко говоря, напряжённые отношения. Разговор заканчивается не очень хорошо, Майк врезает Тому по челюсти так, что тот аж падает на пол. 

И вот уже 1920-й год. Начинается Сухой закон, общенациональный запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя, который действовал в США с 17 января 1920 по 5 декабря 1933. Народ в ужасе, все скупают алкоголь как сумасшедшие. Из машин выкидывали всё содержимое, чтобы заполнить салоны и багажники бутылками с алкоголем, в ход также шли детские коляски, тележки, всё на чём можно было увезти алкоголь. Даже страшно было наблюдать как для людей важен алкоголь и насколько они могут жить без него. 

Наступает прекрасное время для таких как Том, Мэтт, Пэдди Райан, который не только сам рад продавать алкоголь из-под полы, но ещё и знает пару ребят, которые тоже готовы будут покупать алкоголь из-под полы. Прибыль делят на троих. Начинается век бутлегеров. 

Не могу пройти мимо некоторых событий 1920-го года, буквально пары штук. Например, 9 января тысячи зрителей наблюдали как "Человек-Муха" Джордж Полли поднимается на Вулворт-билдинг в Нью-Йорке. Он достиг только 30-го этажа, когда полицейский арестовывал его за подъём без разрешения. Вот американцы любят давать названия "человек паук", "женщина кошка", "человек-муха")) Полли был хорошим другом Гарри Гудини и научился у него некоторым его трюкам. Умер в возрасте 29 лет из-за опухоли головного мозга.


16 сентября - взрыв на Уолл-стрит. В результате взрыва 30 человек погибли сразу, ещё десять умерли позже от ран, полученных при взрыве. Серьёзные ранения получили 143 человека, а общее число пострадавших исчислялось сотнями.

Но, я возвращаюсь к фильму. Том, Мэтт и остальные члены банды умудрились украсть спирт прямо с государственного склада. Интересный способ. Приехали на машине с надписью "бензин" и через трубу в стене, с помощью длинного шланга, откачали спирт из бочек. Шланг в бочку вставляли другие члены банды, прокравшиеся внутрь склада через крышу. Сработано было чётко.

На ворованном со склада спирте Пэдди Райаном, Том и Мэтт зарабатывают 150тыс. долларов (примерно $2,226,060 сегодня), так пишут газеты. Очень громкое дело. Получив прибыль, парни первым делом заказывают себе хорошие костюмы у портного. Очень смешной эпизод, потому что портной откровенный гей и явно с интересом посматривает на Тома) 

После костюмов парочка приобретает себе шикарный автомобиль. В этом эпизоде киноляп, поскольку используется автомобиль 1930-го года выпуска и слишком навороченный для 1920-х. 

LaSalle All Weather Phaeton 1930-го года выпуска
красавчик какой



Том и Мэтт приезжают в ночной клуб и там играет мелодия “Toot, Toot, Tootsie”. Это очень интересное для меня совпадение. Вечером я села смотреть немой фильм "The jazz singer" (1927) и там главный герой исполнял эту самую песню. Поэтому когда я чуть позже, делая эту запись, пошла послушать что такое “Toot, Toot, Tootsie”, оказалось это она! То есть, мне два раза за день попалась эта мелодия:) К слову, когда Том и Мэтт приезжают в клуб, это ещё 1920-й год, а песня вышла только в 1922-м, в исполнении Эла Джонсона.

Тут исполнение более весёленькое и мне больше нравится:) 

Зайдя в клуб, Мэтт вдруг теряет дар речи, он видит за столом двух девушек, Мэми и Китти, и влюбляется в Мэми с первого взгляда. Дамы явно скучают, ведь их кавалеры уже успели напиться и уснуть "мордой в салат". Том просит быстренько вынести пьянчужек из клуба, и пока шустрая Мэми танцует с Мэттом, он отправляется ко второй девушке. 

- Ты аппетитна, кажется я за тобой приударю))

А потом ещё ей на ухо говорит какие-то пошлости, от которых девушка сначала в шоке, но потом ей, кажется, всё очень даже начинает нравится:)

Несмотря на походы по клубам, Том, Мэтт и Пэдди продолжают крутить незаконные дела. В этот раз с пивом на пивоварне мистера Лимана, которую закрыли, но теперь хотят там варить пиво подпольно. К компании присоединяется Гвоздь Нэйтон, местный криминальный авторитет, и его банда, а это означает, что либо владельцы заведений, торгующие алкоголем из-под полы, покупают их пиво, либо ничьё вообще. Ну то есть, пиво или жизнь)) Что ж, такие были времена.

Тем временем с фронта возвращается брат Тома, Майк. Выглядит он явно не очень, с кругами под глазами, слабый, больной. Местный полицейский рассказывает ему, что Том и Мэтт теперь живут в гостинице c девицами и зарабатывают деньги пивом, то есть - бутлегерством. А мать думает, что её сын наконец начал зарабатывать деньги честным путём. Я же склоняюсь к тому, что матери так было удобно думать, особенно потому что Том помогал ей финансово. 

Когда в этот же день все собираются за столом отпраздновать возвращение Майка домой, а Том и Мэтт приносят бочонок пива, у Майка сдают нервы, он кричит что знает чем занимается Том и что это не просто пиво, на нём кровь людей, на что Том резонно отвечает брату, что на его руках тоже кровь, ведь он не просто так получил свои медали. Конечно, это разные вещи, убивать во время войны, воюя не на стороне агрессора, или убивать будучи в местной банде головорезов, но что-то в этой фразе есть.

Наконец тот самый эпизод с грейпфрутом. Тому звонит Гвоздь Нэйтон и спрашивает что там у него:

- ааа, ничего, просто бабы начинают на нервы действовать

Это слышит сидящая рядом Китти. Закончив разговор, Том садится за стол. Вообще непонятно что Китти, милая и спокойная девушка, делает рядом с такой сволочью как Том. 

- всё готово, Том
- а выпивку принесла?
- не надо до завтрака, Том
- я не прошу совета, я прошу выпить
- знаю, но я бы хотела...
- чего ты хочешь?! Хотел бы, чтобы ты была колодцем желаний, чтобы можно было к тебе ведро привязать и утопить
- может ты полюбил другую?

В ответ он швыряет ей в лицо грейпфрут. На этом отношения Тома и Китти, к счастью для неё, заканчиваются.

Кэгни написал в своей автобиографии, что бывший муж Мэй Кларк (сыгравшей Китти), Лью Брайс (американский танцор, актёр, комик), так наслаждался этой сценой, что приходил в кинотеатр как раз вовремя, чтобы увидеть на экране свою бывшую жену, которой дают по лицу грейпфрутом, после этого он уходил и приходил на другой сеанс к этому же эпизоду. Шизофреник какой-то.

Некрасиво попрощавшись с одной девушкой (мягко говоря), приходит время для другой. Том и Мэтт едут по городу на своей шикарной машине и вдруг замечают девушку (Джин Харлоу).

- куда идём, крошка?

Девушка явно с характером и привыкла к вниманию мужчин, поэтому не отвечает на вопрос сходу, хотя всем своим видом даёт понять, что не против познакомиться, но только если кавалер выйдет из машины. Том явно сражён красотой Гвен, поэтому выходит к ней. 

- я не привыкла ездить с незнакомцами
- мы не будем незнакомцами

Привыкла или нет, но в машину садится)) 

- ну, я тебе нравлюсь? 
- конечно да
- ну, ты меня смущаешь и ты не самый плохой экземпляр
- из Чикаго?
- не совсем, я приехала из Техаса
- и где остановилась?
- в отеле "Конгресс"

Том просит Гвен о встрече, уже вечером этого дня, а она кокетливо обещает подумать:)

Уже попрощавшись с Гвен, Том и Мэтт едут дальше по своим делам и Мэтт говорит:

- просто душка, я бы и сам за ней приударил
- что значит приударил? Ты бы мог приударить за 80-летней цыпочкой с ревматизмом))

Вечером Том, Мэтт, Мэми, Гвен, Гвоздь Нейтон приходят в ресторан отпраздновать свадьбу Мэтта и Мэми. Танцуя с Гвен, Том вдруг обнаруживает за одним из столиков мерзкого Патти Ноуса, впервые появившегося после инцидента на меховой фабрике. 

Том не привык никому ничего прощать. Они с Мэттом направляются за Ноусом, когда тот покидает ресторан и эта встреча для Патти Ноуса становится роковой. Хладнокровный Том убивает Патти и спокойно уходит, в шоке от увиденного только Мэтт.

- возможно я уеду из города на следующей неделе, но тебе же это всё равно?
- знаешь, когда я впервые тебя встретил, я подумал ты девочка смышлёная, но не очень, ты понимаешь что я имею в виду? Но потом я увидел, что ты не такая, ты не похожа на всех, с кем я встречался раньше. Я не привык долго говорить, для меня всё было просто: да или нет. Я тебя никогда не мог разгадать. 
- а теперь можешь?
- нет, но думаю я не твоего сорта, думаю лучше, если мы расстанемся
- Томми, только не надо. Конечно я бы приударила за тобой, как у вас говорят, но может не слишком
- знаешь, все мои друзья считают, что между нами что-то не серьёзное. Они считают, что очень хорошо меня знают и считают, что я не люблю когда меня водят за нос. 
- а ты думаешь я вожу тебя за нос?
- я...нет
- значит ты сам хочешь, чтобы всё было по-другому, чтобы нравится своим друзьям?
- нет, но сколько парень может выдержать? Хватит уже говорить ни о чём
- куда ты?
- сейчас взорвусь
- ты испорченный мальчик, Томми. Ты что-то хочешь и пока не получишь, не остановишься. А может и я испорченная? Может я поступаю так же? Но от меня ты не уйдёшь. А теперь сиди и не дёргайся, если знаешь что это значит, мой застенчивый мальчик. Ты не такой как все, Томми, ты от всех отличаешься. Но я поняла, что дело тут не только в манерах, и не во внешности, но в самом характере. Мужчины которых я знала, а я их знала не мало, они были такие милые, такие лощённые, надёжные, большинству женщин такие нравятся, думаю других они боятся. Я тоже боюсь. Но ты такой сильный, ты ничего не даёшь, ты только берёшь. О, Томми, я могла бы тебя до смерти любить

Вся эта сцена и страстный поцелуй прерывается появлением Мэтта, он сообщает что Гвоздь Нэйтон погиб. Удивительно, но его сбросила лошадь и ударила копытом по голове, а вроде как было бы логичней, если б погиб во время гангстерских разборок)) Похороны ему устроили пышные, конечно, перекрыли улицы, только цветов принесли на 75тыс. долларов (примерно $1,113,030 сегодня), сумасшедшие деньги. 

Не сложно догадаться, что после смерти Нэйтона начинается борьба между бандами, которые теперь хотят править городом. 
В городе абсолютный бардак: взрывы, стрельба. Пэдди говорит своим парням, в том числе Тому и Мэтту, что на кладбище от них не будет никакой пользы, поэтому пока он собирает новую банду, они должны затаиться в указанном им надёжном месте. Пэдди приводит парней на какую-то квартиру, забирает у них оружие и деньги (чтобы не вздумали выходить на улицу) и оставляет их в компании молодой женщины, которая ухаживает за ними, готовит еду. 

Что ж, Пэдди наверно какой-то болван, если подумал что может скрыть своих парней где-то в городе, когда за ними идёт постоянная слежка конкурирующей банды. Естественно враги знают где засел Том и остальные. Пока все играю в карты и дёргаются из-за каждого громкого звука с улицы, Том сильно напивается и спаивает его та самая девица, которая находится с ними в квартире. Заканчивается всё банально, девица залазит к Тому в постель, к невменяемому, абсолютно пьяному мужику, который даже сначала пытается брыкаться.
Утром, протрезвев, он понимает что произошло и разозлившись лепит девице пощёчину, а потом распсиховавшись покидает квартиру, Мэтт бежит за ним. А в это время, в доме напротив, сидят двое с пулемётами наготове и при удобном случает открывают стрельбу. Мэтта убивают сходу, а Тому удаётся сбежать. 

Том достаёт себе пистолет и караулит Шимера, главу противобортсвующей банды, чтобы пристрелить его. Довольно рискованный, даже отчаянный шаг, идти в одиночку убивать главаря, который находится в окружении своей банды. Один против толпы, совсем крышу сорвало. Не узнаю успели ли он хоть кого-то убить, но самого Томми подстрелили. Думала совсем убили, но нет, просто оказался в больнице. Даже вдруг решил помириться с братом, который пришёл навестить его. Кажется вот он, момент раскаяния и желания начать новую жизнь. И кто знает как бы сложилось дальше, но Тома крадут из больницы. Чуть позже, правда, возвращают, но в мёртвом виде. Так и не дождались его домой мама и брат. И что интересно, брат в последние секунды фильма смотрит на мёртвого Тома с таким лицом, что кажется теперь он будет мстить, столько ненависти было в его лице. 
Хотя посыл фильма был таким, что каждый, такой как Том, "враг общества" обязательно плохо кончит, но увы это не возымело нужного эффекта. Наоборот, молодые люди, посмотревшие этот фильм, увидели как можно шикарно жить, иметь кучу денег, шикарную одежду, машины, любых женщин, и даже тот факт что Тома в итоге убили их не убедил в том, что вести такой образ жизни аморально и опасно. Короче, получился обратный эффект. В итоге, многие сочувствовали Томми, вместо того чтобы сказать "так ему и надо") 
Фильм понравился, Кэгни прекрасен. Хотя мне не нравится Джин Харлоу, всегда с интересом наблюдаю за ней на экране, во-первых, потому что помню как рано она умерла и мне её очень жаль, в во-вторых, потому что она считалась иконой стиля, красавицей, покорительницей мужских сердец. Всё пытаюсь рассмотреть что же такое в ней было:) Хотя, наверно чтобы понять, мне нужно жить в её время. 


















































































1 комментарий:

  1. Смотрела фильм очень давно и из всего запомнила только вступительные титры
    "Целью создателей "Врага общества" было честное описание существующей ныне ситуации в отдельных сферах американской жизни, а не прославление негодяев и преступников.
    В то время как сам сюжет фильма взят из жизни, имена героев вымышлены.
    Кинокомпания Warner Bros."
    Просто по Чуковскому: "Не ходите дети в Африку гулять..".
    Спасибо за рассказ о фильме, как всегда -море интересной информации и как замечательно изложено!

    ОтветитьУдалить

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....