суббота, 8 февраля 2025 г.

"Заклинатель лошадей"/ "The Horse Whisperer" (1998)

Иногда я удивляюсь как так могло случится, что тот или иной фильм прошел мимо меня и я до сих пор ни разу его не видела. С другой стороны, если я смотрю фильм впервые и он оказывается очень хорошим, я радуюсь вдвойне:) Как случилось с "Заклинателем лошадей". 

Итак, экранизация книги британского писателя Николаса Эванса "Заклинатель лошадей" (1995), на русском она иногда называется просто "Заклинатель". Дебютный роман писателя, который был продан тиражом более пятнадцати миллионов экземпляров и это лучшая книга из всех прочитанных мною за последнее время. Об этом я расскажу чуть позже.

Фильм рассказывает о несчастном случае, который произошел с девочкой-подростком по имени Грейс и её конём Пилигримом, и о том как талантливый человек по имени Том Букер, любящий животных, умеющий общаться с лошадьми, понимать их, помогает девочке, её матери Энни и несчастному коню Пилигриму пережить случившееся и снова полюбить жизнь. На самом деле сама трагедия - это лишь первая и самая короткая часть фильма, дальше будет про любовь, это как основная сюжетная линия, на фоне выздоровления Грейс и Пилигрима. 



Главную роль, Тома Букера, в фильме сыграл Роберт Редфорд, очаровательный актер, как и его роль в этом фильме. 

Хотя Редфорд, на момент съемок этого фильма, уже несколько раз успел выступить в качестве режиссера, это был его первый опыт в качестве режиссера и актера одновременно. 

Главный герой, по словам писателя Николаса Эванса, это собирательный образ "заклинателей лошадей" Тома Дорранса, Рэя Ханта и, в частности, их младшего ученика - Бака Брэннамана. Брэннаман также дублировал Роберта Редфорда в фильме и выступал в качестве консультанта. Эванс сказал: «Кто действительно вдохновил меня на создание образа Тома Букера, так это Бак Брэннаман. Его мастерство, понимание и нежное, любящее сердце спасли бесчисленное количество беспокойных существ. Бак — мастер-дзен в мире лошадей».

Если вы не знаете кто такой Роберт Редфорд, значит вы просто не любитель старых фильмов:) Потому что этот актер, мне кажется, не нуждается в представлении. Люблю его не только за внешность, в молодости он был симпатяга, но и за отсутствие каких-либо связанных с его жизнью и карьерой скандалов. Талантливый, воспитанный, дружелюбный, любящий свою работу и детей, хотя актер довольно скрытный в плане личной жизни. Читала отзывы о его автобиографической книге, говорят неплохая, но там немного о его детстве и дальше только о работе. То есть, если хотите скандалов и разные подробности личной жизни - вы их в книге не найдёте:) 

Не могу не упомянуть, что лучшим другом Редфорда был мой любимчик Пол Ньюман, вместе они снялись в двух фильма: "Бутч Кэссиди и Санденс Кид" (1969) и "Афера" (1973). У актеров разница в возрасте - 11 лет, Редфорд младше. 

Роберта Редфорда часто сравнивают с Брэдом Питтом и да, внешне они моментами очень похожи, но только внешне, на дух не переношу Питта. Вместе они снялись в фильме "Шпионские игры" (2001) и есть еще один совместный фильм - "Там, где течет река" (1992), Брэд Питт в главной роли, Роберт Редфорд - в качестве режиссера. Увы, но фильм мне не понравился, я даже не досмотрела его. 

9 августа 1958 года Редфорд женился на Лоле Ван Вагенен в Лас-Вегасе. Второй свадебный приём состоялся в доме бабушки Лолы 12 сентября. У пары четверо детей: Скотт Энтони Редфорд (1 сентября 1959 — 17 ноября 1959, умер от синдрома внезапной детской смерти в 2,5 месяца), Шона Джин Редфорд (15 ноября 1960), Дэвид Джеймс Редфорд (5 мая 1962 — 16 октября 2020, умер от рака в 58 лет) и Эми Харт Редфорд (22 октября 1970).

на фото Редфорд с первой женой

1976-й год, страаашшшные усищи

Актер редко говорит о Скотте, своем первом ребенке. Однако в ноябре 2017 года Редфорд сказал в интервью:

«Мне был всего 21 год, моей жене — 20. Мы только начинали свою жизнь, я только начинал свою карьеру в Нью-Йорке. Конечно это была трагедия, но нам пришлось смириться со случившимся. Нужно было двигаться дальше. И у нас появились другие дети. Но такие вещи нельзя полностью забыть. Вероятно это проявляется в разных мелочах, о которых вы даже не догадываетесь».

на фото Роберт Редфорд, слева двое его детей:
 Джейми и Шона
1973 год, на съёмках фильма "Великий Гэтсби" (1974)

Редфорд с детьми Джеймсом и Шоной 2017-й год.
Когда папа настолько круто выглядит, что даже невозможно догадаться, что рядом стоят его дети

со всеми тремя детьми

Редфорд и Ван Вагенен никогда публично не объявляли о расставании или разводе, но в 1982 году колумнистка Ширли Эдер сообщила, что пара «не вместе уже на протяжении многих лет». Пишут, что вроде как они развелись в 1985 году, но официального подтверждения нет. В каком бы году они это ни сделали, но развод точно имел место, потому что 11 июля 2009 года Редфорд женился на своей давней подруге Сибилле Саггарс в отеле в Гамбурге, Германия. Она переехала к Редфорду в 1996 году и жила с ним в его доме в Санденсе, штат Юта.

на фото Редфорд со второй женой, 2015-й год

2012-й год


Возвращаясь к фильму "Заклинатель лошадей", Редфорду там 62 года, хотя его персонажу 45, почти 46 лет. Если бы снимали чётко по книге, я бы всё же предпочла актера помоложе. Но фильм слегка отличается от книги, поэтому Редфорд прекрасен и я бы не хотела чтобы на его месте был кто-то другой. В следующий раз, когда я решу посмотреть этот фильм снова, я буду смотреть его ради Редфорда и потрясающей красоты природы.

Энни, главную героиню в фильме, сыграла Кристин Скотт Томас, я очень люблю эту британскую актрису и даже не буду начинать перечислять фильмы с её участием, которые мне нравятся и которые я, время от времени, пересматриваю:) В "Заклинателе лошадей" Скотт Томас 38 лет, а её героине по книге 42. Я нормально отношусь к её персонажу в фильме и ненавижу лютой ненавистью в книге.

честно говоря, я думала она там старше 38-ми

При всей моей любви к этой актрисе я никогда не смогу понять как она могла выйти за этого страшного, пузатого француза- акушера гинеколога и родить ему троих детей, когда в её распоряжении было столько красивых мужчин:) Он как-будто поросёнок, которого только сняли с вертела)) Были в браке с 1998-го по 2005-й.

В сентябре 2024-го, после 5-летних отношений, Скотт Томас снова вышла замуж, в этот раз за Джона Миклетвейта, главного редактора "Блумберг Ньюс". Что ж, второй тоже выглядит не очень))

Девочку Грейс в фильме сыграла Скарлетт Йоханссон, которой в фильме 14 лет. Я на дух не переношу эту актрису и хотя став старше она немного похорошела, в 14 лет она была страшненькой и, конечно, эта её ужасная челюсть и то, как она постоянно вытирала слюнявый рот меня просто бесило. Что касается её героини, то девочке пришлось пережить такой стресс, что ей можно только посочувствовать. А поскольку всё это ещё и попало на такой сложный подростковый возраст, посочувствовать также можно и её родителям.

нашла милое фото с Редфордом и Йоханссон

Мужа Энни и отца Грейс сыграл Сэм Нилл, которого тоже наверно все знают. Помню как его персонаж раздражал меня в "Доктор Живаго". Забавно, но буквально на днях инстаграм мне вдруг подсунул аккаунт актёра. Нилл живет в Александре, Новая Зеландия, на Южном острове, и владеет винодельней под названием "Два пастбища", состоящей из виноградника в Гиббстоне и двух около Александры, все в винодельческом регионе Центральный Отаго. Актер делится разными фото и видео с фермы в социальных сетях и называет домашнюю скотину в честь коллег из киноиндустрии)) У него есть овцы и он часто рекламирует продукцию из натуральной шерсти, но комментарии под такими постами - это жесть, очень много негатива, однако Нилл неплохо там огрызается и отшивает комментирующих)) Представьте до чего мы дожили, можно пойти и написать гадость знаменитости, а потом еще получить от него ответ не вставая с дивана.

В фильме "Заклинатель лошадей" Ниллу 51 год, а по книге 48, кажется, точно помню, что он старше Энни лет на 6 минимум. И по фильму, и по книге нормальный персонаж, любящий муж и отец, но адвокат, что для меня не лучшая характеристика, думаю автор ошибся и должен был придумать другую профессию этому человеку.


Брата Тома Букера, Фрэнка, сыграл Крис Купер, мне ни лицо, ни фильмография этого актера вообще ни о чем не говорят.

Жену Фрэнка, Дайану, сыграла Дайан Уист, которая для меня навсегда останется мамой Барбары из фильма "Клетка для пташек" (1996), который мы недавно пересматривали, спустя очень много лет, и получили море удовольствия:) В 90-е у нас была кассета с этим фильмом и мы смотрели его так много раз, что даже 20 лет спустя постоянно цитируем этот фильм. Я бы сказала, это самый цитируемый фильм в нашей семье. И еще эту актрису я помню по фильму "Десятое королевство", она там сыграла злую королеву.

В фильме "Заклинатель лошадей" она просто член семьи, переживающая за благополучие Тома Букера, типа такая заботливая, хоть и не очень добрая женщина. В книге это просто тварь, которую хотелось чем-то пристукнуть. 

Что касается книги, то я однозначно её рекомендую. Если вы не смотрели фильм, то тогда сначала смотрите его, а потом читайте книгу. 

Я её прочла и потом мне понадобилось время, чтобы немного отойти и начать читать что-нибудь ещё. Очень впечатлилась. Я и от фильма тоже отходила пару дней. Отчасти напомнил мне "Мосты округа Мэдисон", но не сюжетом, а скорее атмосферой и стрессом. Только "Заклинатель лошадей" ещё круче. Фильм сделали с более мягким сюжетом и "правильной" концовкой. Типа, как должна на самом деле поступить жена, при наличии мужа и ребенка. Ты смотришь и понимаешь, что да, всё логично, душераздирающе, но логично, потому что ради блага ребенка нормальная мать так бы и поступила. Но книга более реальная и жизненная, такая, что хочется орать в конце. В принципе, фильм снят по книге отлично, хоть и немного сжато, как это часто бывает, и с измененной концовкой. Просто в фильме нет негативных персонажей, в отличие от книги. В общем, я рекомендую и фильм, и книгу. 

Фильм начинается с того, что ранним зимним утром в Лейк-Лузерне, штат Нью-Йорк, в загородном доме, девочка-подросток Грейс МакЛин, радуясь выпавшему снегу, отправляется покататься на коне со своей подругой Джудит, которая немного старше Грейс. Делают они это без ведома взрослых, в том числе без разрешения хозяйки конюшни.


Одновременно нам показывают мать Грейс, Энни МакЛин, которая осталась в Нью-Йорке, но должна присоединится к мужу Роберту и дочери чуть позже. Энни работает в известном издательстве главным редактором, вечно загружена работой и на семью у неё почти нет времени. Она и на себя время найти не может, хоть и находит время для утренних пробежек. 

Итак, девочки отправляются на прогулку, по привычному маршруту, наслаждаются свежим воздухом и компанией друг друга. Грейс едет на своём коне Пилигриме, а Джудит - на Гулливере. Неожиданно они решают поехать немного другим маршрутом, которым уже когда-то ездили, прежде чем вернуться домой. В принципе, ничего плохого в этой идее не было, но увы, всё заканчивается трагично просто по стечению обстоятельств, от судьбы, как говорится, не уйдешь.

Джудит в итоге погибает, а Грейс оказывается в больнице.

Пострадала не только Грейс, но и её конь Пилигрим. Девочке ампутируют ногу, а вот коня, по идее, надо бы пристрелить, в его состоянии это было бы самым гуманным решением. Однако, без разрешения хозяев сделать это нельзя, а Энни решает, потому что она явно в семье главная, что конь во что бы то ни стало должен жить. Она вбивает себе в голову, что если спасет жизнь коню, спасет жизнь и дочери. На самом деле, хоть она до конца этого не понимает, она делает это в первую очередь ради себя. 

Пока Энни пытается держать себя в руках и действовать здраво, хотя поведение с конем здравым не назовешь, её муж постоянно плачет, страдает и ведет себя так, как мне бы не хотелось чтобы мой муж вёл себя в такой ситуации. 

Наконец, жизнь Грейс вне опасности и её выписывают домой, но самое сложное и страшное теперь впереди. Как справится со случившимся психологически, как пережить смерть подруги, отсутствие ноги, особенно когда тебе всего 14 лет? Возраст сами понимаете какой, что лишь усугубляет ситуацию. Грейс замыкается в себе, она не хочет ничего обсуждать с родителями, Роберт носится с ней, потому что обожает дочь и жалеет, Энни постоянно ругается с ним и говорит, что для того чтобы Грейс стала самостоятельной и не чувствовала себя неполноценной, нужно стараться вести себя так, словно ничего не случилось, то есть не подскакивать каждый раз, когда дочь на что-то натыкается или что-то роняет. 

Далее Грейс возвращается в школу, где конечно все теперь глазеют на неё. Дети вообще странные существа, особенно подростки, они смотрят на девочку с сочувствием, но как-то сразу вычеркивают её из своего круга друзей. Она вроде как не изгой, но просто перестает быть интересной одноклассникам. Грейс окончательно впадает в депрессию и её, конечно, можно понять. Она не хочет ходить в школу, она вообще не видит больше своего будущего. Всё это сложно и страшно как для неё, так и для родителей. 

Дома напряженная обстановку, оно и понятно, Энни и Роберт начинают часто ругаться, скорее даже Энни, которая постоянно вымещает своё зло на муже. Всё это время несчастного коня держат в конюшне, с риском для жизни делают ему уколы, потому что конь просто взбесился после случившегося и никого к себе не подпускает. Энни упорно твердит, что не позволит его усыпить. А так как к коню никто подойти не может, его содержат в ужасных условиях, не выводят на прогулки, не убирают в стойле и т.д. 

Однажды Грейс наконец говорит, что хочет увидеть Пилигрима. Родители решают выполнить её просьбу, но никто из них не ожидал увидеть в каком на самом деле состоянии находится конь, какие ужасные у него раны. Девочка впадает в ещё большее отчаяние и непонятно как быть дальше.

И вот тогда Энни начинает искать того, кто смог бы вылечить коня. Она читает много разной литературы на эту тему, книги, статьи, и узнает о том, что существуют некие "заклинатели" лошадей, а точнее - "шептуны". У них дар общения не только с лошадьми, но с животными в принципе, они умеют их успокаивать и лечить душевные раны, часто полученные от нерадивых хозяев, которые вместо ласки, кричат и лупят несчастных животных. 

В одном из журналов Энни натыкается на статью как раз об одном таком "заклинателе" по имени Том Букер и решает связаться с ним. 

Энни привыкла в этой жизни командовать и отдавать распоряжения, у неё жесткий характер и она уверенна, что при необходимости сумеет договориться с кем угодно, а также что у всего есть своя цена и деньги решают всё. Что ж, в этом есть доля правды, однако не всё в этой жизни купишь за деньги. 

Том Букер живет на севере страны, в горах Монтаны, где всегда холодно, а природа красивая, но суровая и понятная не каждому. Том действительно обожает лошадей, да и вообще животных, он умеет находить с ними общий язык. Ферма, на которой он живет, когда-то принадлежала его родителям, а теперь ею управляет его брат Фрэнк со своей женой Дайаной. Братья живут дружно, Фрэнк выращивает большой рогатый скот, а Том помогает ему, когда может, в остальное время разъезжая по штатам, устраивая своего рода ярмарки, на которых к нему обращаются хозяева лошадей (а иногда и других крупных домашних животных) с просьбой усмирить их.

Вот этому Тому Букеру и звонит Энни:

- я прочитала, что Вы помогаете людям, у которых проблемы с лошадьми
- вообще-то я помогаю лошадям, у которых проблемы с людьми

Энни спрашивает мог бы Букер приехать в Нью-Йорк, чтобы взглянуть на коня Грейс, она говорит что оплатит ему билеты туда и обратно, причем первым классом. Тома таким не возьмешь, на него подобные вещи не производят впечатления, поэтому он сразу же отказывается и кладет трубку. Я его не виню, звонит какая-то наглая, богатая женщина, уверенная, что может купить себе "заклинателя лошадей" и буквально начинает давить на него. Для Букера деньги всегда стояли на последнем месте в жизни, так что Энни ошиблась и выбрала неправильный подход к нему.

Вечером того же дня Энни говорит своему мужу, что хочет повезти Пилигрима в Монтану, чтобы показать Букеру, и взять с собой Грейс. Роберт в шоке, он приводит кучу аргументов почему это плохая, рискованная идея, но Энни уже всё решила и её не остановить. Что же касается её работы редактором, она будет управлять журналом удаленно, с помощью телефона и факса, а коня повезет в трейлере, через пол Америки. Не забываем, что мобильных тогда еще не было, только стационарные телефоны. Роберт обижен, что ему Энни не предлагает поехать с ними, а Грейс вообще не хочет ехать. Однако, для жёсткой Энни это не имеет особого значения, она всё равно усаживает дочь в машину и они отправляются в путь.

Начинается очень-очень долго путешествие, которое не доставляет никакого удовольствия ни Энни, ни Грейс. Девочка просто в бешенстве, что её везут против её воли, мать её бесит, как и тот факт, что она всегда всё за всех решает. Обычное подростковое сопротивление всему на свете, уверенность, что мать её не любит, девочка постоянно огрызается или молча демонстрирует свою неприязнь, делает и говорит всё наперекор словам матери. Но, тут всё понятно, делаем скидку на недавнюю физическую и психологическую травму Грейс, а также на её возраст. Хотя, конечно, мать она изводит страшно.

Всю дорогу, да и вообще весь фильм, показывают потрясающие виды природы, смену пейзажей по мере продвижения на север. 

По пути, уже оказавшись в штате Монтана, Энни заезжает в Литл Бигхорн, чтобы увидеть памятник жертвам битвы при Литл-Бигхорне

Грейс отказывается идти с Энни и происходит ссора с обвинениями со стороны девочки. Энни уходит одна к памятнику и сидит там до наступления темноты, в слезах и полном отчаянии. Она возвращается в машину только когда появляется охранник и говорит, что территория уже закрывается на ночь, да и что дочка волнуется. 

Чем ближе к конечному пункту, тем суровее природа и тем более пустынные пейзажи. Тем не менее, довольно завораживающие.

Наконец Энни и Грейс приезжают в небольшой городок и селятся там в мотеле. Том Букер живет за городом, от мотеля до фермы тоже приличное состояние. Так что, утром следующего дня Энни едет туда, оставив Грейс в городе. 

Тем временем на ферме жизнь течет своим чередом, Том с братом Фрэнком занимаются своими ежедневными делами, а помогают им сыновья Фрэнка. Абсолютная идиллия. И вот появляется Энни.

Отчаянная женщина не только проделала путь от Нью-Йорка до Монтаны на машине, но еще и привезла в трейлере совершенно бешеного коня. 

Энни, встретившись с Томом, говорит что хочет, чтобы он взглянул на коня, что ради этого она и приехала. 

- Вы решили лично меня отвезти на восток?
- нет, нет, я привезла коня сюда, вместе с дочкой, мы остановились в мотеле "Лэйзи-джей"
- и Вы тащили его всю дорогу?
- да, у меня трейлер, не бежал же он привязанным к машине
- Вы, одна?
- угу
- что ж, мэм, могу оценить все сложности, с которыми Вам пришлось столкнуться
- только не надо снова отказываться, я все-таки проехала несколько тысяч миль ради нескольких минут Вашего внимания, просто взгляните на него и если Вы останетесь при своём мнении, мы уедем и Вы больше никогда обо мне не услышите, ладно?

Обалдевший Том соглашается приехать в мотель когда сможет.

Конечно Том оценил отчаянный поступок Энни и думаю, при таких необычных условиях, он в любом случае не отказался бы посмотреть коня, но ко всему прочему ему понравилась Энни, сразу, с первой секунды их встречи. 

За разговором Тома и Энни, из окна фермерского дома, наблюдает жена Фрэнка - Дайана. Ну, чужаков тут увидишь не часто, тем более молодых женщин, и уже тем более с нью-йоркскими номерами на машине. 

Том заезжает в мотель, дверь ему открывает Грейс и он видит, что у девочки вместо ноги протез, об этом Энни ему ничего не сказала. Не могу не заметить, что Грейс смотрит по телевизору сериал "Беверли-Хиллс":) Это был мой самый любимый сериал в школьные годы. 

Том быстро оценивает ситуацию и понимает, что проблема не только в коне, тут всё намного сложнее и глубже. Грейс, пока её мать висит на телефоне, а делает она это ежедневно, часами, говорит Тому, что не хочет участвовать в том, что решила устроить её мать, что она не хотела сюда ехать. Том никак это не комментирует и когда Энни заканчивает наконец телефонный разговор, они идут взглянуть на Пилигрима. Том видит его впервые. 

С этого момента, на самом деле, и начинается вся история. Том в шоке от того, в каком состоянии конь. Он выгоняет его в загон, чтобы хорошенько осмотреть. В отличие от остальных, он Пилигрима не боится. За всем происходящим наблюдают Энни и Грейс, которая пытается делать вид, что происходящее ей безразлично, но на самом деле это не так.

Наконец, осмотрев коня, он говорит Энни, что всё так же считает, что она напрасно сюда приехала. 

- но прежде чем я даже подумаю об этом, мне нужно кое-что выяснить и это зависит от Грейс. Когда я занимаюсь чьей-то лошадью, я работаю не один, её хозяин тоже участвует. Это моё условие. Я не уверен, что у меня получится, но я займусь этим, если ты мне поможешь. У тебя какие-то проблемы?
- а что, не видно?
- мне - нет. Или ты хочешь, или нет. Я не собираюсь тут впустую тратить чье-то время, особенно своё. 
- ну, всё равно тут делать нечего
- этого мало, ничем не могу вам помочь

Том делает вид, что уходит, а Грейс, поняв, что он настроен абсолютно серьезно, сдается, на что и было рассчитано. В конце концов, он хороший психолог и понимает не только животных, но и людей. 

За ужином семья Букеров активно обсуждает приезд Энни и её ситуацию. Дайана переживает, что их нужно будет чем-то кормить, если они будут приезжать к ним на ферму каждый день, хотя на самом деле в этом нет никакой проблемы, просто Дайана сразу невзлюбила Энни. 

Том начинает каждый день потихоньку работать с Пилигримом, но также продолжает выполнять свои обязанности на ферме.

Коню, учитывая его состояние, нужно время, чтобы хоть немного успокоиться и освоиться. Том начинает с того, что выгоняет его разминать ноги, восстанавливает его физически. Животное, с момента несчастного случая, постоянно находилось взаперти, в ужасных условиях, никого к себе не подпускало, так что он, ко всему прочему, прибыл в Монтану ещё и ужасно грязный. Том приводит его в чувство.

Постепенно конь начинает доверять Тому и даже позволяет себя гладить. Энни и Грейс в это время просто сторонние наблюдатели. 

Большую часть времени Энни сидит в мотеле и решает рабочие вопросы по телефону. На ферму они с Грейс приезжают ежедневно, на пару часов, а потом снова возвращаются в город, что довольно утомительно. 

Однажды Энни и Грейс остаются у Букеров на ужин. Фрэнк и остальные рассказывают своим гостьям о рогатом скоте, которых выращивают, а также о том, что вскоре предстоит перегон стада. И вдруг Фрэнк говорит, что пока Том занимается Пилигримом, Энни и Грейс могли бы поселиться в домике у ручья. Он находится прямо напротив главного дома, но на другой стороне речки, и давно пустует. 

Том говорит, что не против, но всё зависит от Энни. Фрэнк тоже "за", единственная, кто сразу закипает как чайник - это Дайана. Конечно она старается этого особо не показывать, но видно что идея ей ужасно не нравится. 

На самом деле для Энни это было бы такое облегчение, находится прямо на ферме и перестать ежедневно ездить туда-обратно. Так что, она принимает предложение, тем более видно, что Грейс тоже не против. Единственная проблема, Том по-честному говорит об этом, что он не знает сколько времени понадобится, чтобы привести Пилигрима в порядок. Он делает всё что может, а остальное зависит только от самого коня, так что неизвестно сколько еще времени Энни и Грейс придется оставаться на ферме. 

Девочке пребывание на новом месте явно идет на пользу, она постоянно созванивается с отцом, которого просто обожает, и обо всём ему рассказывает. А еще она подружилась с сыном Фрэнка, несмотря на то, что он младше её.

Вот с матерью отношения пока не становятся лучше, Грейс всё так же таит на неё обиду, которая ещё и усугубляется тем, что Энни не просит приехать к ним Роберта. А Энни действительно не хочет видеть мужа, у них кризис в отношениях. 

В общем, Энни и Грейс переезжают в домик у реки, а Дайана прямо места себе не находит, ужасно её всё это злит.

Будни продолжаются, Том занимается конём, Грэйс и Энни наблюдают за происходящим.  

Параллельно показывают как Тома и Энни начинает тянуть друг к другу. Всё это выражается только во взглядах и улыбках, не более. Но Рэдфорд и Скотт-Томас умеют передать эмоции без слов.

Перед началом перегона скота сначала клеймят телят и делают всему стаду прививки, Энни и Грейс как раз попадают на этот ежегодный ритуал и Том предлагает им поучаствовать. 

На самом деле работая утомительная, вокруг шум, ор животных и людей, столбы пыли, сомнительное удовольствие, в общем. Но Энни и Грейс приобщают к работе, а после Том говорит Грейс, что она отлично потрудилась и теперь будет помогать ему в конюшне, убирать там и ухаживать за лошадьми, и девочка явно не против. 

Мне очень нравится атмосфера этого фильма. Все эти простые люди, жизнь вдали от больших городов, простая еда, красивая природа, дружеская атмосфера, несмотря на тяжелый труд жизнь тут течет размеренно. 

Теперь стадо готово к перегону, который состоится через несколько дней, и для всех рабочих и их семей устраивают заслуженный отдых, накрывают столы на свежем воздухе, дети развлекаются, взрослые общаются, делятся новостями и воспоминаниями. 

Среди присутствующих есть мать Тома и Фрэнка, она приехала из города, по книге она живет со своей дочерью, о чем в фильме не упомянули. Она рассказывает:

- мой отец был кузнецом, он мечтал иметь ранчо и выращивать лошадей в полном уединении. Моего внука Джона назвали в его честь. Кто-то рассказал ему о Стоккарде, он приехал, слез с лошади, пошел куда глаза глядят, потом повернулся и пошел в другую сторону, и решил там поселиться. Там-то мы и вырастили Фрэнка и Томми.


Между прочим, по статистике, буквально недавно попадало обсуждение на эту тему в инстаграм среди американцев, Монтана до сих пор остается одним из самых малонаселенных штатов, расстояния между фермами могут достигать 100-200км. Скажем, не место моей мечты)) Я сразу представляю, что если человеку вдруг стало плохо и ему нужно в больницу, он скорее умрет у себя дома, чем успеет получить помощь.

Чуть позже Энни, на которую тоже повлияла атмосфера этого места и семьи Букеров, рассматривает фотографии в главном доме и общается с Дайаной, которая этим вечером даже улыбается. 

Смена обстановки повлияла не только на Грейс, но и на Энни. Ей приелся Нью-Йорк, её работа, муж, да всё вокруг, а тут появилась возможность пожить совсем не привычной жизнью, без Роберта, подышать свежим воздухом, побыть в компании обаятельного мужчины. 

Не удивительно, что наступает момент, когда Энни уже не просто засматривается на Тома, а начинает мечтать о нём, постепенно попадая под его обаяние. Я бы на её месте тут же влюбилась бы)) Том мужчина с характером, но одновременно спокойный, добрый, заботливый, рассудительный, скромный, ладит с людьми и животными, любит свою семью, любит то, чем он занимается, есть в нём что-то, что притягивает как магнит. Этот магнит - Роберт Редфорд))

Главный дом очаровательный, но домик, в котором поселились Энни и Грейс тоже очень нравится. И река рядом, настоящая идиллия, если забыть на минуточку о климате. 

Гости разъезжаются потихоньку по домам, а Том сидит на веранде и развлекает детей игрой в "верёвочку". Забавно, на английском она называется "кошачья колыбель":) Наверно потому что когда веревочка переплетается, она похожа на маленький гамак или колыбель, в которую мог бы поместиться котик. 

Можно сказать, что это и есть переломный момент для Энни, которая окончательно попадает под чары Тома, такого не похожего на её мужа Роберта. 

- здесь красивые места, я могу здесь отдохнуть, ну провести отпуск, что-ли...но я не понимаю как Вы можете тут всё время жить, Вам не хочется узнать остальной мир?
- а что там интересного?
- если Вы никогда не жили в городе, где есть музеи, театры, рестораны, музыка, мне очень трудно это объяснить

Меня это насмешило, потому что это говорит женщина, которая настолько погружена в свою работу, что ей некогда даже с семьёй побыть и хочется спросить её, когда она, такая вот вся из себя современная и городская, в последний раз была в том самом театре, ресторане или на концерте. Уверена, что она сама не смогла бы вспомнить. Так что, не понимаю я восхищения городом, тем более таким шумным и грязным как Нью-Йорк. 

Том слушает с улыбкой, а потом говорит:

- Чикаго считается? 
- Вы жили в Чикаго?
- там я познакомился со своей будущей женой
- Вы были женаты на женщине из Чикаго? (говорит так, как-будто он был женат на женщине из племени зулусов))
- да, честное слово, на женщине))
- я изучал инженерное дело, а она обучалась музыке, играла на виолончели. Однажды я услышал как она играла концерт Дворжака и это была самая прекрасная мелодия, которую я слышал.

Этот эпизод нужно видеть, как Рэдфорд смотрит и улыбается, хочется оказаться на месте Скотт-Томас))

Ранним утром следующего дня Энни, как обычно, отправляется на пробежку и сталкивается с Томом. Теперь, когда они живут так близко друг к другу, Том может находить предлоги, чтобы появляться где-то неподалеку.

- бегаете трусцой?
- не трусцой, мистер Букер, я по-настоящему бегаю
- Вам повезло, местные гризли предпочитают тех, кто бегает трусцой))
 
Раньше, когда-то очень давно, Энни ездила верхом, о чем Тому рассказала Грейс, но живя городской жизнью у неё больше нет времени на подобные развлечения. 

Тем временем Грейс выполняет в конюшне порученную ей работу, Том ведь не спроста это затеял, и всё заглядывается на Пилигрима, которого хоть и любит, но после несчастного случая стала бояться. Конь тоже пока еще полностью не оправился и чувствует страх девочки.

Том - отличный психолог, он всегда ведет себя с Грейс так, как-будто у неё нет увечья, чтобы девочка перестала постепенно комплексовать. Он пытается показать ей, что она может делать всё то, что делают и остальные, что даже с одной ногой она всё равно остается полноценным, самостоятельным человеком. Например, однажды он садит её за руль, объясняет куда нажимать и разрешает вести машину:) Вокруг всё равно дикая природа, равнины, переживать не из-за чего. Каждый раз когда Грейс говорит что она что-то не может, по понятной причине, Том говорит ей, что это ерунда и всё она может. 

Том настоящая находка, лекарство, эликсир для Энни и Грейс. После занятий с Пилигримом и работы Грейс в конюшне, Том обычно подвозит девочку к домику у реки, потому что напрямую туда не попадешь, нужно объезжать. Как-то Грейс рассказывает, что коня родители купили ей в Кентукки. Пользуясь случаем, Том спрашивает что случилось с Пилигримом, имея в виду несчастный случай, но Грейс пока молчит. Тогда он говорит, что не обязательно рассказывать прямо сейчас, но если Грейс когда-нибудь захочет поговорить, он будет рад выслушать.

- ты боишься чего-нибудь, Том Букер?
- стареть боюсь, стать бесполезным

Однажды Том появляется возле домика у реки с двумя лошадьми. Энни как раз сидит на веранде и увидев Тома сразу отвечает отказом, он еще рта не успевает открыть:) Он хитренько так говорит, что у них в конюшне есть молодые лошади, которым надо бы почаще бегать, так что Энни окажет услугу, если согласится прокатиться с ним и выгулять лошадь. Конечно она соглашается, кто бы отказался? И дело не только в компании очаровательного Тома, но и в природе вокруг

Просто сказочные виды. Вообще, почти три часа фильма пролетают очень быстро, невозможно оторваться.

Том привозит Энни в такое место, откуда открывается вид на долину. Кажется, что до неба можно дотянутся рукой, завораживающее зрелище. Было видно по разным кадрам, что Скотт-Томас не ездит верхом профессионально:) А вот Рэдфорд как раз наоборот. Хотя, прочла в интервью Скотт Томас вот что:

"Я не люблю лошадей, хотя мне приходится много ездить верхом [когда играю роли в кино]. Они большие и ты никогда не знаешь, что им взбредет в голову в следующую секунду!".

Энни Тому: 
- как здорово находиться в таком возрасте, когда уже не нужно во всём сомневаться и принимать невыполнимые решения, это уже не имеет значения, потому что все тревоги и неправильные поступки оказываются такими же бесценными и милыми сердцу, как и правильные. Наверно ощущаешь такое облегчение, такой покой
- по-моему необязательно ждать такого возраста, чтобы испытать это чувство
- да, но как Вы сможете ощутить это чувство, если не пережили так много. А Вы это ощущаете?
- иногда, не всегда конечно, но иногда ощущаю
- когда?
- когда просыпаюсь у себя на ранчо ранним утром и знаю чем буду сегодня заниматься, знаю что я дома
- а я просыпаюсь каждое утро и понимаю, что ничего не знаю. Правильно ли я сделала, что увезла её сюда, так далеко от всего знакомого, от отца, от друзей. И чем больше я стараюсь всё наладить, тем быстрее всё разваливается на части
- может это и к лучшему?
- нет, так нельзя
- почему?
- как Вы считаете, я правильно поступила?
- я не могу на это ответить

Энни спрашивает Тома какой была его жена и он делится своими воспоминаниями. Вокруг такая идиллия, само место располагает к подобным разговорам и откровениям.

Приходит время возвращаться обратно. Том помогает Энни сесть на коня и недолго задерживает руку на её ноге. Он пристально смотрит ей в глаза и в этом взгляде написано всё, все его чувства к этой женщине. Видно, что Энни тоже тянет к нему, но каждый из них ведет себя очень культурно и сдержанно.

Пара возвращается домой. Том и Энни прощаются недалеко от домика у реки, за ними наблюдает Грейс и ей явно не нравится увиденное. 

На следующий день она просит сына Фрэнка, чтобы тот помог ей взобраться на его лошадь и прокатиться на ней. Она говорит, что Том знает об этом, хотя на самом деле это не так. Мальчик не совсем уверен стоит ли в этом участвовать, но в итоге соглашается помочь.

Увы, с первого раза девочке не удается взобраться на коня из-за протеза и она падает, мелкие близнецы, сыновья Фрэнка, увидев это начинают хихикать и Грейс расстроенная уходит, но начало в любом случае положено.  

Вечером Энни устраивает ужин в домике у реки для семейства Букеров. Она решила, в благодарность за всё что они делают для них с Грейс, приготовить ужин сама. Идея была такая себе)) 

Пока все ждут в гостиной пока Энни закончит готовить ужин, сама она в истерике бегает по кухне, потому что всё, как это обычно бывает, складывается не так хорошо как хотелось бы. Том заходит подбодрить её и предложить свою помощь.

Наконец она подает ужин и всё идет довольно неплохо, пока противная Грейс не говорит, что соус, который Энни подала к спагетти, магазинный и она не готовила его сама. Она говорит это специально, чтобы унизить мать в глазах гостей. Вот уж подростки бывают невыносимыми. К счастью, гости начинают смеяться и сводят всё к шутке, но неприятный осадочек остался. На самом деле девочка мстит матери за её катание на лошади с Томом.

Весь недолгий ужин Энни и Том так смотрят друг на друга, что дурак бы не заметил как их тянет друг другу. Дайана видит это и, как обычно, ей это очень не нравится.

И вот вдруг дети, как это бывает, младшие сыновья Фрэнка, устраивают между собой возню, им делают замечание и тогда они сообщают всем, что видели как Грейс пыталась забраться на коня, а Джо, их старший брат, помогал ей. 

Меньше всего Грейс хотела, чтобы кто-нибудь об этом узнал. Она уходит из-за стола, не произнеся ни слова. Дайана и Фрэнк тут же извиняются и собираются домой, чтобы угомонить близнецов, вечер испорчен. Том тоже уезжает, понятное дело, но просит Энни поговорить с дочерью, чтобы не потерять связь с ней.

Букеры уходят, а Энни идет к Грейс. Она нормально с ней разговаривает, радуется тому, что дочь снова хочет ездить верхом, но в ответ натыкается на стену подросткового непонимания и агрессии. Грейс срывается, начинает кричать на мать, короче истерика, дурацкие обвинения, Энни тоже срывается и говорит, что не заслуживает такого к себе отношениях, что она делает всё ради дочери и т.д. Но, в итоге, накричавшись и наплакавшись, в отношениях между матерью и дочерью наконец происходит переломный момент и они мирятся. 

Том продолжает каждый день заниматься с Пилигримом. Он решает, что наконец пришло время надеть на него уздечку, но коня еще нужно к этому подготовить. 

Энни много времени проводит в доме, у компьютера и телефона, решая рабочие вопросы. Я понимаю, что она зарабатывает деньги и на ней лежит ответственность, но она меня раздражала этим, как и сама её работа. У человека вообще нет ни выходных, ни времени на себя и семью, она, по мнению начальства, должна бы вообще поставить себе раскладушку в офисе и там жить до самой своей смерти. 

Грейс, пока никто не видит, решает рискнуть и зайти к Пилигриму, но испугавшись так и не смогла подойти близко к коню. Вечером появляется Том и находит ужасно расстроенную девочку сидящей у конюшни и ожидающей его. 

Том ведет девочку в дом и готовит им ужин, а Грейс наконец рассказывает в подробностях что же случилось в тот злополучный день.

Со дня несчастного случая Грейс еще ни разу никому этого не рассказывала, даже матери. Хотя, учитывая их отношения, вполне естественно, что мать ничего не знает. Том удивительный, он располагает к себе людей, поэтому несмотря на то, что буквально прошлой ночью лед в отношениях Грейс и Энни наконец тронулся, она пришла поделиться наболевшим с Томом, а не с матерью. Этот разговор явно пошел ей на пользу.

Наступает день перегона скота. На самом деле в фильме как-то слегка сократили, в книге более подробно описывают почему Энни отправилась с семьей Букеров в это непривычное для неё путешествие. Грейс тоже едет с ними, конечно. 

Отношения Энни и Тома всё такие же платонические, но кажется всем очевидно, что пару тянет друг к другу. Они просто приятно проводят время, шутят, улыбаются друг другу, смотрят любящими взглядами, но не более. За всем этим внимательно наблюдает Дайана. За всё время, что Энни находится на ферме, она так и не полюбила незваную гостью. 

Воспользовавшись случаем, когда после еды Дайана и Энни вместе моют посуду, Энни спрашивает:

- у Тома было много подружек, когда он развелся?
- слушай, Энни, я не люблю такие разговоры, вокруг да около, так что давай начистоту. Том так много значит для нашей семьи. Не нужно искать здесь то, чего тебе не хватает и не заставляй его снова проходить через то, что он с таким трудом перенес
- не думаю, что Том стал бы делать что-то, чего он не хочет
- да, он прекрасный человек, у него особый дар, клянусь, это дар свыше, но он всего лишь человек

Посиделки у костра, где-то на краю Земли, точно располагают к романтике, так что состояние Тома и Энни можно понять

Все наконец укладываются спать, наступает тишина, не спится только двоим. Энни обнаруживает, что Тома нет у костра, идет на его поиски и находит в стороне от их лагеря, у воды. Ночь лунная и красивая...

И это будет единственный поцелуй в этом фильме (в отличие от книги, поэтому читайте книгу!)). К слову, Скотт Томас вот что сказала по этому поводу:

"На самом деле я ненавижу идею образа всезнающего мифического бога-ковбоя, который может укротить женщину. Но, благодаря этому получаются отличные фильмы.
...В нашей экранной версии книги романтика так и не доходит до кувырканий на простынях, слава богу. Трудно сделать так, чтобы постановочная любовная сцена выглядела хорошо, с кучей реквизита прицепленного к твоей спине. На самом деле, не думаю, что секс и я очень уж совместимы на экране".

И вот перегон скота окончен и все возвращаются на ферму. Энни и Том счастливы, они смеются, наслаждаются моментом, обществом друг друга, но...

Подъезжая к ферме Грейс первая замечает ожидающего их Роберта... улыбка быстро сползает с лиц Энни и Тома.

Грейс счастлива, что приехал отец. Энни приходится делать вид, что она тоже рада его приезду. Том просто со стороны за всем наблюдает, особенно за Энни и её реакцией.

Вечером вся семья Букеров сидит на веранде, Роберт рассказывает разные истории, веселит всех, Грейс всё время не отходит от отца и заставляет его рассказать как он познакомился с Энни. Весело всем, кроме самой Энни и Тома, который не спускает с неё глаз.

Конечно Роберт, оставшись наконец наедине с Энни в домике у реки, хочет близости с женой, но увы, она его не хочет. Он понимает это и не настаивает. 

У Тома тем временем бессонная ночь. Конечно в этой истории мне больше всего жаль Тома. Мне не особо нравится Роберт, хотя в целом он положительный персонаж, любит жену и дочь, компанейский парень, всем на ферме он понравился, в том числе и Тому, из-за чего вся эта ситуация становится для него ещё более болезненной. Но я ненавижу Энни. В фильме всё более романтично и логично, но в книге я ненавидела её героиню лютой ненавистью.

На следующий день Том показывает Роберту ферму, отводит в конюшню к Пилигриму, рассказывает об изменениях в ситуации с конем. Мужчины отлично поладили сразу. А Энни наблюдает за ними со стороны и не ходит себе места.

Вечером на ферме большая вечеринка, с музыкой и танцами. Тут её, наверно, приурочили к возвращению всех домой после перегона скота. По книге это было связано с отъездом Роберта, Энни и Грейс домой. 

Вокруг такая толпа, все веселятся, танцуют, Энни и Том тоже, но им никак не удается потанцевать вместе, всё время кто-то мешает. Пока наконец не начинает играть медленная музыка.

Это момент, когда у людей просто срывает крышу друг от друга. Им даже говорить ничего не нужно, достаточно взгляда и прикосновений. Роберт в это время сидит за столом с каким-то фермерами, смеется, шутит, но видит свою жену с Томом и прекрасно понимает что происходит.

Танец заканчивается и Том незаметно исчезает. Он просто садится в машину и уезжает подальше от соблазна, думаю тяжело ему это далось.

На следующий день Энни места себе не находит. Она снова мечется и явно хочет поговорить с Томом наедине. Он же ведет себя очень спокойно. Собственно, а что еще ему делать?

Не выдержав, Энни идет за ним в конюшню, пока Роберт общается с одним из работников фермы.

- теперь так и будет? Ты не разговариваешь со мной? Мы вообще не общаемся, я же с тобой разговариваю, так отвечай
- не хочу, я не хочу в это вмешиваться
- боюсь, что ты уже вмешался
- он хороший человек, Энни
- я и не говорю, что он плохой, но я не могу изменить своих чувств
- ты должна решить чего ты хочешь
- а ты знаешь чего ты хочешь?
- знаю. Я никогда не думал, что еще раз испытаю это...Энни, это мой мир, это то как я живу, а ты хочешь так жить?
- да
- ты уверенна?
- да
- ты сможешь сказать об этом Роберту и Грейс? А если бы у тебя был выбор вернуться, начать всё сначала, ты бы попробовала?
- ты не можешь меня об этом спрашивать, это не так просто
- это просто
- но это не справедливо
- да, не справедливо

Вся ситуация сложная исключительно из-за Грейс, не было бы девочки, не было бы такой дилеммы и страданий. Но, не было бы Грейс, Энни никогда не встретила бы Тома и не было бы этой истории. Проблема в том, что Энни, чья дочь только сейчас начала постепенно приходить в чувство после несчастного случая, у которой наконец наладились более-менее отношения с матерью, снова и тогда уже навсегда потеряет Грейс, если решит остаться с Томом и они оба это знают. Девочка никогда не простит мать.

Наконец наступает переломный момент и в отношениях между Грейс и Пилигримом. Правда, для этого Тому приходится провести не очень приятную для коня процедуру, подчинив его своей воле насильно.

Этот эпизод в книге намного интересней и понятней. Пожалуй немного текста из книги всё же вставлю.

"– Зачем ты это делаешь? – взмолилась Энни. – Это так жестоко и унизительно!
   – Ты не права. Ничего жестокого не произошло. У Пилигрима был выбор.
   – О чем ты?
   – У него был выбор – сопротивляться жизни или принять ее.
   – Не было у него никакого выбора.
   – Был. Трудный, но был. Он мог становиться все более несчастным. Но он предпочел дойти до последней черты, узнать, каково это. А потом решил принять жизнь с ее правилами.
   Том повернулся к Грейс и положил руки ей на плечи.
   – То, что произошло с ним, когда он лежал вот здесь, в грязи, он не мог представить даже в страшном сне. И вот что я тебе скажу. Он понял, что ничего ужасного не случилось. Даже когда ты встала на него. Он понял, что ему не хотят вреда. За самым мрачным часом всегда наступает рассвет. Этот час Пилигрим встретил здесь и сумел пережить его. Ты понимаешь меня?
   Грейс утирала слезы, пытаясь уяснить слова Тома.
   – Не знаю, – ответила она. – Думаю, понимаю.
   Теперь Том повернулся к Энни, его глаза обрели ласковое и несколько умоляющее выражение – такого Тома она наконец могла понять…
   – Энни? А ты понимаешь? Очень важно, чтобы ты поняла. Иногда то, что выглядит полным поражением, вовсе им не является. Я говорю о том, что происходит в наших душах. Об умении принимать жизнь такой, какая она есть на самом деле – как бы больно это ни было. Потому что неприятие жизни приносит боль несравненно большую. Энни, я знаю: ты понимаешь, что я хочу сказать.
   Энни кивнула, вытерла слезы, силясь улыбнуться. Конечно же, Том говорит сейчас о ней и для нее. Его слова относились не столько к Пилигриму, сколько к ним – к тому, что происходит между ними. Однако, изобразив понимание, Энни так до конца и не уяснила мысль Тома, надеясь, что хотя бы со временем постигнет его слова".

Грейс таки садится на Пилигрима и конь теперь снова слушается её. А еще девочка наконец понимает, что даже с протезом может и дальше заниматься конным спортом.

Наступает момент отъезда. Энни ищет Тома, чтобы попрощаться с ним, но работник фермы говорит, что он уехал еще ночью и когда вернется - неизвестно. Понятно, что сделал он это специально, чтобы избежать болезненного прощания. Энни возвращается в домик у реки, чтобы собрать вещи.

В домике её ждёт Роберт, помогает собираться. Дело в том, что он и Грейс летят домой самолетом, а Энни вызвалась самостоятельно отвезти Пилигрима домой, в Нью-Йорк, в трейлере, как она это сделала, когда везла коня в Монтану. Она говорит, что ей нужно побыть одной.

Вдруг Роберт произносит долгую речь, признаваясь жене в любви, и просит её не торопиться принимать решение касаемо их отношений и дальнейшей жизни, давая таким образом понять, что он знает о том, что происходит между Энни и Томом. 

Итак, Роберт и Грейс уезжают в аэропорт, Энни всё ещё на ферме, Том где-то в городе.

Собрав вещи, Энни проходит по домику у реки и главному дому, как бы прощаясь с этим место и Томом, а затем идет в конюшню к Пилигриму. 

Вот тут и появляется Том, который не смог не приехать, чтобы попрощаться с Энни. Очень эмоциональный момент, душевный, трагичный. Ну что тут скажешь? Вечно женщины жертвуют всем ради детей. Хотя, не знаю как она смогла вернуться к мужу испытывая такие чувства к Тому.

Эта прощальная сцена прямо душераздирающая. Энни и Том прощаются, она едет по дороге на автомобиле, с прицепленным сзади трейлером, а наверху, по холмам, за машиной скачет Том на коне, прощаясь с Энни навсегда.

Когда-нибудь я обязательно снова посмотрю этот фильм, когда захочу вывернуть себе душу наизнанку)) Не знаю что там не нравится Скотт Томас в образе ковбоя Тома, как по мне он прекрасен и ни в книге, ни в фильме я не увидела, что он укротил женщину, это скорее она по нему проехала катком, по такому доброму, милому, потерявшему голову от любви Тому. 


















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кэрол Дринкуотер "Оливковый урожай: воспоминания о любви, старых деревьях и оливковом масле" (2004), книга 3

Как и обещала, выкладываю перевод третьей книги Кэрол Дринкуотер . Ещё недавно я подумывала о том, чтобы перевести и остальные, но прочитав ...