понедельник, 16 января 2023 г.

"Жена епископа"/ "The Bishop's Wife" (1947)

Я не особо люблю фильмы с религиозным подтекстом, но этот фильм очарователен, особенно приятно его смотреть в период новогодних праздников:) К счастью, тут не столько про религию, сколько про отношения между людьми, про жизни и просто про чудеса, которые случаются только в канун Рождества.

Экранизация одноимённого романа американского писателя и поэта Роберта Натана. Книга вышла в свет в 1928-м году. 

В главных ролях Кэри Грант, Лоретта Янг и Дэвид Нивен. Неплохой такой состав, да?:)

Первоначально на роль Ангела был выбран Нивен, на роль епископа - Дана Эндрюс, а Тереза Райт - на роль его жены. Однако Райт пришлось отказаться от роли из-за беременности. По словам *Роберта Осборна, Дана Эндрюс был отдан в аренду RKO, чтобы заполучить вместо него Лоретту Янг. Фильм был снят Samuel Goldwyn Productions, а дистрибьютором выступила как раз компания RKO. 

Затем Генри Костер, режиссёр фильма, пригласил Кэри Гранта на роль епископа, но тот хотел сыграть Ангела, поэтому роль епископа отдали Нивену. Сразу понятно с кем больше считались и почему Нивена не спрашивали кого он хочет или не хочет играть)) Что ж, я Кэри Гранта в роли злобного епископа точно представить не могу, он однозначно мог быть только Ангелом Дадли:)

*Из интересного, Роберт Осборн, которого я упомянула выше, был американским историком кино, телеведущим, писателем, актером и телеведущим, и начал свою карьеру работая актёром по контракту в Desilu Studios с Дези Арназ и Люсиль Болл. Кто смотрел шоу "Я люблю Люси", тот в курсе о ком речь. 


Дана Эндрюс, с его внешностью, вполне подошёл бы на роль епископа, у него такое злое лицо. А Тереза Райт вместо Лоретты Янг была бы даже лучше. Я так понимаю Эндрюс и Райт хотели снова снять вместе после фильма "Лучшие годы нашей жизни".

на фото Дана Эндрюс

Тереза Райт

Фильм изначально не имел особого успеха, на первых предварительных просмотрах он вообще не понравился публике, поэтому сценарий пришлось местами переписать. После переделки фильм получил прекрасные отзывы критиков, но всё равно не имел хороших кассовых сборов. Исследование рынка показало, что кинозрители избегали просмотра фильма, потому что считали его религиозным. Вот, я тоже религиозные фильмы не люблю, поэтому и уточнила, что этот можно смотреть)) 

В итоге, Голдвин решил переименовать фильм в "Кэри и жена епископа" для определенных рынков США, добавив при этом чёрное текстовое поле с вопросом "Вы слышали о Кэри и жене епископа?" на афишах там, где фильм сохранил оригинальное название. Благодаря добавлению имени Кэри Гранта к названию доход с проката увеличился на 25 процентов.

В фильме Кэри Грант профессионально катается на коньках, что конечно же на самом деле это был дублёр. Делая стопкадры я увидела насколько дублёр не похож на Гранта, но так как катание происходит в быстром темпе и почти всегда со спины, даже на большом экране можно этого не заметить. 

судя по этому фото Грант вообще кататься не умел))

Также в фильме Грант играет на арфе)) Ну, он Ангел, посланник Бога на Земле, так что умеет делать абсолютно всё. В кадре было видно как играют чужие руки, а рядом маячила голова Гранта, очень смешно)) Это вам не сегодняшние спецэффекты, приходилось выкручиваться:)

Меня всегда раздражает упоминание о том, что Лоретта Янг была набожной католичкой, поэтому якобы эту роль она сыграла так хорошо. Возможно она и была набожной на экране, но в реальной жизни актриса была довольно мерзкой особой, ненавидящей своего первого ребёнка (от Кларка Гейбла), я об этом уже писала. Что-то в ней не нашлось христианского милосердия даже по отношению к собственной дочери. Ладно, не буду углубляться в эту тему и рассуждать о моём отношении к религии. 

Ещё у Янг была ужасная привычка ставить на съёмочной площадке банку, в которую должен был кидать монетку каждый, кто употреблял матерное слово. Представляете, да? Святая женщина в окружении дна общества)) Люди работают, вокруг творятся серьёзные дела, а тут она со своей банкой, которой невероятно всех бесила. Опять таки, я уже писала в блоге о том как Спенсер Трейси сходу кинул туда купюру и сказал Лоретте матом куда она должна идти)) 

Гранту в фильме 43 года, Янг - 34

Фильм начинается с того, что на Землю отправляют в человеческом обличье ангела по имени Дадли. Дело в том, что епископ Генри Брокхэм ужасно переживает из-за того, что не может собрать нужную сумму на строительство собора. На самом деле он только и думает, что о соборе, вся его жизнь крутиться вокруг этого. Генри не обращает внимания на свою молодую жену Джулию, а если и обращает, то ведёт себя с ней довольно грубо. У него никогда нет времени для жены и маленькой дочери, всё чего хочет Генри - огромный, помпезный собор, на который нужно слишком много денег. Так что, епископ только и делает, что пресмыкается перед богатыми жителями города, в надежде, что они профинансируют его бестолковую и дорогую придурь. Однажды он, видимо не в первый раз, молится богу и просит о помощи. И тот, наконец, направляет к нему Дадли, у которого своё видение относительно собора и всего остального. 

Итак, Дадли отправляется на Землю в преддверии Рождества. Весь город красиво украшен, витрины сияют и завлекают покупателей разнообразными товарами. Больше всех, конечно, радуются дети. 

Поскольку Дадли - Ангел, у него есть сверхспособности, он может буквально всё. Чаще всего показывают как он спасает людям жизни, предотвращая несчастные случаи и автомобильные аварии. Всё это он делает мимолётно, направляясь к главной цели - семейству Брокхэм. 

Джулия как раз идёт купить новогоднюю ёлку, но ненадолго задерживается у витрины магазина, в которой выставлена только одна шляпка и она очень нравится Джулии. Она не хочет тратить на неё так много денег и только мечтательно вздыхает. На мой взгляд шляпа и в ч/б выглядит не очень, а в цвете наверно вообще верх безвкусицы. Но, у каждого свои предпочтения:) 

Джулия из года в год покупает ёлку в одном и том же магазине, куда направляется и в этом году. Там она встречает своего давнего знакомого профессора Вутериджа, который хоть и не религиозен и не празднует Рождество, но маленькую лысую ёлку покупает, потому что она напоминает ему о детстве:) 

Профессор Вутеридж говорит всем, что пишет книгу. Вот и в эту встречу с Джулией он заверяет её, что написание книги продвигается хорошо, хотя на самом деле позже выяснится, что он пока не написал ни одной строчки. 

Недолго пообщавшись и уже собираясь прощаться, профессор дарит Джулии свою счастливую монетку, которая правда, как он утверждает, не принесла ему удачи)) Вутеридж говорит, что это монета ещё времён древнего Рима. Джулия с благодарностью принимает подарок и уходит. У неё нет праздничного настроения, она расстроена из-за поведения своего мужа и его навязчивой идеи построить собор. 

Тут появляется Дадли. Он подходит к профессору и ведёт себя так, как-будто они знакомы. Конечно профессор не может вспомнить Дадли, но и не хочет показаться неучтивым и забывчивым, поэтому прикидывается что узнал "старого знакомого".

Выяснив, что Дадли знаком с Джулией, он говорит что она очень несчастна. А также не очень лестно отзывается о Генри, который теперь общается только с богачами вроде миссис Гамильтон и больше не встречается со старыми друзьями вроде профессора, как это бывало раньше. 

Тем временем Джулия возвращается домой. В кабинете мужа собрались члены комитета и миссис Гамильтон, очень нелюбезная женщина, но готовая пожертвовать большую сумму на строительство собора. Загвоздка в том, что она готова дать деньги только на своих условиях, которые не нравятся Генри. Так что, эти двоя пока никак не могут договорится и ужасно злятся, особенно миссис Гамильтон, которая постоянно напоминает Генри, что только по её протекции он смог стать епископом.

Брак Джулии и Генри и правда трещит по швам. Он очень не любезен с женой, вымещает на ней своё плохое настроение и вообще ведёт себя отвратительно. 

- Генри, что с тобой случилось? Что случилось с нашим браком? Мы жили чудесно: ты, я и Дебби, мы были счастливы и дарили счастье другим. В этом твоё предназначение, ты не финансист и не застройщик
- Джулия, ты не понимаешь! Я хочу чтобы этот собор вознёсся как огромный маяк, чтобы он сиял
- ладно, Генри, скажешь это на следующем собрании...

За ужином Генри и Джулия вроде как мирятся и Генри даже предлагает жене завтра куда-нибудь сходить вместе, просто погулять, покататься на коньках, встретиться наконец с профессором и пообедать "У Мишеля", в ресторанчике, в котором они когда-то часто ужинали и в котором состоялась их помолвка.

В столовую заходит Милдред, секретарша Генри и, извиняясь, просит его подойти к телефону. В кабинете он отвечает на звонок, обещает собеседнику быть у него завтра утром, а потом Милдред напоминает ему, что завтра в два часа Генри также должен выступить на Ассамблее, это было запланировано заранее. В общем, понятно, что он не сможет выполнить своё обещание и провести день с женой. Генри мечется по кабинету и всё повторяет: "Господи, что же мне делать?". И вдруг, прямо в кабинете, появляется Дадли.

Конечно Генри пучит глаза и не может понять откуда этот человек появился и кто он такой. 

- я пришёл сюда в ответ на Вашу молитву. Я - Ангел
- так я и знал, что я переутомился))

Звучит как бред сумасшедшего, однозначно. Невозможно поверить что тебе явился Ангел)) В кабинет заглядывает Джулия и Дадли, не дав времени Генри одуматься, сообщает, что тот нанял его своим личным помощником. Джулия очень рада, она надеется, что теперь у её мужа будет больше времени для неё и дочки. У Генри просто стресс и она пока не знает что думать. 

Дадли исчезает так же неожиданно как и появился, предварительно пообещав Генри явится к нему с утра пораньше. 

После бессонной ночи совершенно уставший Генри снова находится в своём кабинете, когда вдруг видит в окно радостно шагающего к дому Дадли) Генри, видимо, надеялся что его галлюцинации прошли и больше не будет никакого Ангела, но ничего подобного, всё интересное только начинается. 

Где бы ни появился Дадли, он вызывает у людей только положительные эмоции. Он всегда заботлив, учтив, добр, излучает счастье и радость. Женщины от него в восторге, ведь он не только не забывает говорить спасибо и пожалуйста, придерживать дверь или подавать руку, но также замечает новую причёску или шляпку, что всегда поднимает женщинам настроение:) Прислуга Матильда просто влюблена в Дадли и каждый раз смотрит на него преданными собачьими глазами))

Кстати, актриса сыгравшая Матильду (Эльза Ланчестер) немного напомнила мне внешне современную английскую актрису Викторию Хэмилтон:) Но именно в фильме, на фотографиях они вообще не похожи. 

Итак утро, в кабинет к Генри спускается Джулия и он сообщает ей, что они не могут провести день вместе, потому что он ужасно занят. Джулия злится, говорит что тогда даст Матильде выходной, а сама проведёт день с Дебби. Генри уходит по делам, а Дадли остаётся в доме, обещая навести порядок в картотеке епископа. 

Дадли знакомится и с маленькой Дебби, смешная такая, с двумя тоненькими косичками:) Что меня удивило, так это наряд ребёнка. Я сначала подумала, что она одета в пижаму, но оказалось, что эта тоненькая курточка с капюшоном - для улицы. То есть, на улице зима, снег, наверняка мороз, на Джулии надет меховой полушубок, а ребёнок почему-то абсолютно раздетый. Практически британские дети в шортах зимой. 

Дадли за пару секунд наводит порядок в картотеке, буквально взмахом руки, он же Ангел, и отправляется в парк к Джулии и Дебби.

В парке дети играют в снежки, но не хотят брать к себе Дебби, говорят она слишком маленькая. Ребёнок расстроен, но тут появляется Дадли, защитник и спаситель:)

Дадли устраивает так, что Дебби очень профессионально кидает снежок, вся компания ребят в шоке и теперь каждый хочет её в свою команду) Очень милый эпизод. Ненавижу когда обижают маленьких и не хотят с ними играть, мне их всегда ужасно жаль.

Пока дети играют, Дадли общается с Джулией и приглашает её сходить с ним пообедать "У Мишеля". Она сначала отказывается, говорит что некому посидеть с Дебби, ведь у прислуги Матильды выходной. Но она же разговаривает с Дадли, а он только и делает что творит чудеса. Поэтому вдруг появляется Матильда, которой невероятно повезло и она быстро купила все необходимые подарки к Рождеству. Так что, она забирает Дебби домой, а Джулия и Дадли отправляются в ресторан.

Меня всегда удивляют все эти маленькие ресторанчики, в которых просто негде развернуться и столики стоят так близко друг к другу, что люди за соседними столиками могут слушать что ты говоришь)) Все практически сидят друг у друга на голове и в моём понимании это совсем не уютно и не комфортно.

В ресторане, именно в этот день, оказывается компания женщин, членов кафедрального комитета, которые знают Джулию. Естественно они начинают шушукаться и пялиться, ведь жена епископа пришла в ресторан с каким-то мужчиной, скандал:) Дадли, чтобы избежать ненужных разговор, приглашает всех этих сплетниц к ним за столик. Дамы больше не шушукаются, теперь они в полном восторге, особенно после того как Дадли заказывает им виски с содовой)) Обед проходит прекрасно, в весёлой дружеской атмосфере.

После ресторана Джулия и Дадли идут по улице и встречают профессора. Он приглашает парочку к себе в гости, выпить по стаканчику, и они соглашаются. 

Профессор признаётся, что уже 20 лет говорит о книге, которую якобы пишет, но на самом деле это неправда, он так и не смог придумать о чём писать. А ещё рассказывает историю о том, как он когда-то любил девушку, но так и не смог найти нужных слов, чтобы признаться в своих чувствах и девушка вышла замуж за другого. 

Не забываем, что Дадли - Ангел и умеет творить чудеса. Так что, он подкидывает профессору идею о чём он должен написать книгу и эта идея действительно очень увлекает его. А также Дадли, незаметно, сотворил ещё одно "чудо". Теперь у профессора есть все шансы спиться, потому что у него теперь есть бутылка с вином, которая никогда не пустеет. Стоит налить вина в стакан и бутылка тут же снова полная. Сомнительный подарок от Ангела))

Наконец Дадли и Джулия отправляются домой, где их ждёт очень злой Генри. 

Довольная Джулия с порога рассказывает мужу как чудесно она провела день с Дадли и отправляется наверх, в комнату дочери, чтобы пожелать ей спокойной ночи. А Генри отводит Дадли в свой кабинет, запирает дверь изнутри на ключ и требует, чтобы тот доказал что он Ангел. Пока Генри психует и говорит, что не верит в то, что Дадли - Ангел, тот разворачивается, спокойно открывает дверь и выходит из кабинета. Генри бросается за ним следом, но не может открыть дверь, ведь он сам запер её на ключ. Это заставляет епископа наконец поверить в то, что Дадли его не обманывает.

В итоге, растерянный Генри отправляется в столовую поужинать с женой и Дадли, которого обожает даже собака епископа, но не он сам.  

Утром у Генри хорошее настроение, он делает жене комплименты, всё идёт хорошо, Джулия напоминает ему, что сегодня у них репетиция сбора пожертвований и надеется, что Дадли тоже придёт помочь. Упоминание этого имени тут же портит Генри настроение. 

Он спускается вниз и застаёт довольно умильную картину. Дадли рассказывает Дебби религиозную историю, на основе которой появился гимн "Господь — Пастырь мой, я ни в чём не буду нуждаться". Я его много раз слышала в англоязычных фильмах.

После этого звонит миссис Гамильтон и просит о встрече. Конечно Генри ей отказать не может, поэтому приходится выбирать между миссис Гамильтон и репетицией. Итак, в такси едут Дадли, Генри и Джулия, очень смешной эпизод. 

- Дадли, полагаю у Вас есть деньги на такси?
- нет, с чего Вы взяли? (надо видеть лицо Дадли в этот момент, ну просто сама невинность))

Генри протягивает Дадли несколько купюр, но тот на него так смотрит, что Генри без слов добавляет ещё)) Он выходит у дома миссис Гамильтон, но обещает через час приехать на репетицию. 

Миссис Гамильтон очень богатая женщина, вдова, она обещала выделить на строительство собора миллион долларов, но для этого Генри должен сделать как она хочет, а именно увековечить в этом соборе память её покойного мужа, построив там в его честь часовню. Самое смешное - на витраже у св. Георгия, убивающего дракона,  должно быть лицо её мужа))

- а на кого должен походить дракон?))

Устранив все разногласия Генри собирается отправится в церковь к Джулии и Дадли, но случается непредвиденное, он прилипает к стулу)) Оказывается, его покрыли свежим лаком и теперь чтобы встать со стула Генри пришлось бы снять брюки, неловкая ситуация)) Естественно всё это проделки Дадли.

Миссис Гамильтон сыграла Глэдис Купер, которую я уже не раз видела в других фильмах. Например в "Зелёные года" (1946), "Любовные письма" (1945), "Миссис Паркингтон" (1944).

Её дочь от второго брака была женой Роберта Харди.

Дадли и Джулия приезжают на репетицию хора мальчиков. Опять таки, благодаря Дадли приходят все ребята, даже те, которые вечно опаздывают. 

Песню в этом эпизоде исполнил хор мальчиков Роберта Митчелла. Хор спел (и снялся) более чем в 100 голливудских фильмах и существовал с 1924 года по 2009 год, до смерти самого Митчелла, который умер в возрасте 96-ти лет. 

Генри на репетиции так и не появился, так что Дадли и Джулия вместе возвращаются домой на такси.

Перед тем как сесть в такси Джулия снова гипнотизирует шляпу в витрине и, с подачи Дадли, таки покупает её. 

Водители такси везде и во все времена одинаковые, любители поговорить)) Вот и этот не исключение. Он принимает Дадли и Джулию за влюблённых, и так, в общем, подумал бы каждый. Джулии очень нравится Дадли, а он в буквальном смысле влюблён в неё и даже подумывал о том, чтобы перестать быть ангелом. 

До дома парочка снова не доезжает, потому что проезжая мимо катка Дадли решает остановиться и покататься на коньках. Джулия наслаждается чудесным днём, больше не спеша домой. 

Конечно, тут не обошлось без привычных голливудских катаний, когда нужно обязательно показать профессиональные прыжки, вращения и делают это, конечно, не актёры:) Катался даже таксист Сильвестр, который как и Джулия не умел этого делать, пока их всех не спас Дадли. Он снова сотворил чудо и все трое стали кататься как профессиональные фигуристы)) 

После катания таксист привёз парочку домой и даже не взял с них денег, сказал что его карманы полны самоудовлетворения и у него был чудесный вечер:) Что ж, Дадли и правда для всех как настоящий праздник. 

А дома сидит, как обычно, очень злой Генри, которого наконец освободили из плена стула миссис Гамильтон. Он заявляет Дадли, что больше не нуждается в нём, поскольку миссис Гамильтон готова дать нужную сумму на строительство собора.

- сразу было понятно, что Вы готовы поступиться принципами
- по-вашему величественный собор этого не стоит?
- я не уверен, что он величественный. Сейчас не лучшее время. У многих людей нет пищи, у многих нет крова, из этой крыши можно сделать уйму маленьких
- мы имеет дело с материалистичной женщиной, она и слушать не станет
- а Вы пытались?
- и так всё ясно! довольно. Вы пришли чтобы я мог построить собор. Я его построю! Убирайтесь из моей жизни и жизни Джулии
- помолитесь об этом, меня привела сюда Ваша молитва

Генри закрывает глаза и мысленно молится, потом открывает их, в надежде что Дадли исчез, но нет. Тот хитро смотрит и говорит:

- Дадли, это не молитва)) *страшно представить что там епископ мысленно пожелал))
- она шла от сердца, я хочу чтобы Вы ушли
- а Джулия не хочет

Улыбающийся Дадли, тем не менее, уходит и когда спускается Джулия, Генри сообщает ей, что уволил своего помощника. Дома с этого момента царит полное уныние, вся женская часть ужасно переживает, что больше никогда не увидит Дадли, даже маленькая Дебби. 

Итак, утро, канун Рождества, Генри и Джулия отправляются по делам, но перед этим Генри даёт задание своей секретарше напечатать несколько копий его Рождественской проповеди. Вот же ж противный человек, дотянул до последнего и задерживает Милдред, которой стоило бы в это утро быть дома с семьёй, а не заниматься ерундой. 

Как только Дадли и Джулия уезжают, появляется Дадли. Он обещает разобраться с проповедью епископа и отправляет Милдред домой, чему она очень рада. Не трудно догадаться, что проповедь Дадли отправляет в камин и пишет новую:) Точнее, диктует печатной машинке, а она сама печатает. Просто чудеса Хогвартса))

Один из чудесных эпизодов - это когда Матильда украшает ёлку и она у неё получается какая-то не очень нарядная, но появляется Дадли и творит настоящее волшебство:) Странно, почему ёлку украшала прислуга в одиночку, когда в доме есть ребёнок? В этом доме всё какое-то безрадостное.

Наконец, Дадли отправляется к миссис Гамильтон. Пока он ждёт её в гостиной,  обнаруживает на столе закрытую шкатулку. Скажем так, он искал что-нибудь, что позволило бы расположить к себе миссис Гамильтон. Дадли открывает шкатулку (он же Ангел) и обнаруживает ноты, мелодию когда-то написанную молодым композитором Аланом Картрайтом для его возлюбленной Агнес (так зовут миссис Гамильтон). Дадли начинает играть её на арфе, чем шокирует появившуюся миссис Гамильтон, ведь об этой мелодии знали только двое: она и Аллан. 

Чуть позже миссис Гамильтон рассказывает, что Алан был единственной любовью её жизни, но она испугалась выходить за него замуж, ведь он был беден, а она боялась нищеты. Алан уехал и она больше никогда его не видела. Вышла замуж за очень богатого мужчину, который очень её любил, но которого не любила она.  

Когда к миссис Гамильтон приезжают Джулия и Генри, она встречает их неожиданно радостно и радушно, настолько, что епископ с женой в недоумении, они никогда не видели миссис Гамильтон в таком настроении. Но всё становится на свои места, когда она упоминает имя Дадли:) Джулия рада услышать о нём, но не Генри. Он ужасно ревнует свою жену к Ангелу, а также его раздражает, что все восхищаются Дадли, в то время как им не восхищается никто.

Расстроенный он уходит от миссис Гамильтон один, бродит возле церкви, а потом отправляется к профессору, у которого не был в гостях уже очень давно. Там он опять слышит имя Дадли и, не выдержав, рассказывает профессору что Дадли - Ангел. К слову, профессор вовсе этому не удивлён, должно же быть какое-то логическое объяснение вечной полной бутылки вина и того, что он теперь действительно пишет книгу. 

Профессор даёт совет Генри бороться за свою жену, ведь у него есть преимущество перед Дадли и не одно:)

Не стоит сомневаться, что история закончится хорошо, у епископа с женой всё наладится, Дадли отправится обратно на небеса, а Рождественская проповедь не будет унылой. 

Такое вот милое, доброе, новогоднее кино. Очень рекомендую:)




























































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....