пятница, 29 декабря 2023 г.

"Обман"/ "Deception" (1946)

Посмотрев фильм "Вперёд, путешественник" я, конечно же, пошла пересматривать фильм "Обман", потому что очень не хотелось расставаться с прекрасным трио: Пол Хенрейд, Бетти Дэвис, Клод Рейнс. Конечно больше всего не хотелось расставаться с Хенрейдом:) Фильм я смотрела когда-то давно и почти забыла сюжет, поэтому получила огромное удовольствие пересмотрев его. 

В основу сценария фильма положена пьеса Луи Вернейля "Господин Ламбертье" (1927), которая впервые была показана на сцене в том же году в Париже, а 22 октября 1928 года под названием "Ревность" была поставлена на Бродвее. 

В оригинальной пьесе играют всего два актёра. Нью-йоркский актерский состав также состоял всего из двух человек: пытающегося как-то выжить художника и владелицы парижского магазина женской одежды. Влюбленные женятся, но девушка скрывает от мужа свой роман с богатым пожилым мужчиной, который купил для нее магазин. И она по-прежнему находится в его власти. Постепенно ревность мужа к "благодетелю" жены усиливается и, в конце концов, он душит пожилого мужчину и попадает в тюрьму. Американская версия пьесы, адаптированная Юджином Уолтером, была показана в Нью-Йорке 136 раз.


В 1929 году компания Paramount сняла художественный фильм под названием "Ревность" (звуковой). К паре, которую сыграли Джинн Иглс и Фредрик Марч, на этот раз присоединились богатый и бессовестный любовник, которого сыграл британец Хэлливел Хоббс, и несколько других персонажей. Фредерика Марча я помню уже постарше, например в великолепном фильме "Лучшие годы нашей жизни"

на фото Джинн Иглс и Фредерик Марч

Когда кинокомпания Warners приобрела в 1943 году права на экранизацию, в пресс-релизе говорилось, что главные роли будут играть Барбара Стэнвик и Пол Хенрейд. Но к тому времени, когда почти два года спустя началась работа над сценарием, было решено, что главные роли сыграют Бетт Дэвис с Полом Хенрейдом и Клодом Рейнсом, после успеха фильма "Вперёд, путешественник". Мне очень нравится Барбара Стэнвик как актриса, но я бы не хотела видеть её в этой роли, на мой взгляд она не подошла бы. Тут нужна была именно такая энергичная, пылкая, эмоциональная, живая актриса как Бетт Дэвис, чтобы всё вокруг горело синим пламенем:) И приятно, что Хенрейда изначально хотели на главную роль.

кадры из фильма "Вперёд, путешественник"

Рабочее название фильма звучало как "Её совесть".

"Я умоляла Warner Bros. оставить фильм в таком же формате как пьеса, с участием всего двух человек", — вспоминала Бетт Дэвис в начале 1970-х. Но студия "не могла представить публике фильм только с двумя персонажами и третьим - в трубке телефона, невидимым для зрителей».

Итак, Клоду Рейнсу предстояло сыграть богатого "благодетеля" и любовника Кристин Рэдклифф, героини Дэвис, прежде чем Карел Новак (Хенрейд) (в этой версии - классический виолончелист) снова войдет в жизнь Кристин. В новой экранизации три главных героя погружены в мир классической музыки: Холлениус (Рейнс) — богатый, всемирно известный композитор, Кристин — пианистка и Карел — виолончелист-беженец.

на фото Клод Рейнс

Середина и конец 1940-х годов были периодом художественных фильмов, когда появился значительный интерес к композиторам и музыкантам – реальным и выдуманным. Компания Warners выпустила мелодраму "Юмореска" (1946) с Джоан Кроуфорд и Джоном Гарфилдом, в которой рассказывалось об одаренном концертирующем скрипаче и в его репертуаре были использованы известные симфонические отрывки. Вероятно для адаптации пьесы "Ревность" было решено выбрать другой музыкальный инструмент. Фортепиано уже использовалось не раз, например в фильмах о Шопене ("Песня на память", 1945, на русском не нашла его) и о Гершвине ("Блюзовая рапсодия", 1945), но виолончель, как основной инструмент, в фильмах тогда ещё не использовалась ни разу. 

на фото Джоан Кроуфорд и Джон Гарфилд

Пол Хенрейд не был профессиональным музыкантом, как не был им и Джон Гарфилд в фильме "Юмореска", и Лесли Ховард в постановке Дэвида О. Селзника  "Интермеццо" в 1939 году, ремейке шведского фильма 1936 года, который познакомил американскую аудиторию с Ингрид Бергман. В записке Лесли Ховарду и остальным участникам съёмок от 8 мая 1939 года Селзник сказал:

"Мисс Бергман рассказала мне очень интересную вещь о том, как в шведской версии были сняты более эффектные кадры со скрипачом– те, которые создавали настоящую иллюзию того, что исполнитель главной роли играет на скрипке. Два скрипача стояли по обе стороны от актёра, руки которого были плотно прижаты к бокам; один скрипач вытянув руку перебирал пальцами, а скрипач с другой стороны играл смычком. Я думаю нам следует сделать то же самое".

Так они и сделали. По мере того как подобная практика в кино становилась всё более популярной, был создан специальный пиджак с отверстиями на рукавах. Актер заводил руки за спину, пиджак застегивался, два настоящих скрипача (или виолончелиста) стояли или сидели (в зависимости от ракурса) позади актера. Один просовывал через специальное отверстие правую руку через правый рукав пиджака и отвечал за смычок, а другой - левую руку через левый рукав и отвечал за аппликатуру. Разумеется, камера была расположена так, чтобы настоящих скрипачей (виолончелистов) не было видно. Музыка была заранее записана со студийным оркестром, а затем проигрывалась через громкоговорители на съемочной площадке, чтобы два скрипача (виолончелиста) могли производить правильные движения и попадать в такт, слушая исполнение оркестра.

на фото Лесли Ховард и Ингрид Бергман на сьёмках фильма "Интермеццо"

Виолончелисткой, которая для фильма записала Концерт для виолончели Корнгольда и другие отрывки для саундтрека к фильму "Обман", была Элинор Аллер Слаткин, работавшая по контракту на Warners. Ее муж, Феликс Слаткин, был концертмейстером в оркестре 20th Century-Fox Альфреда Ньюмана. Отец Элинор, виолончелист русского происхождения Грегори Аллер, был нанят обучить Пола Хенрейда, чтобы в некоторых кадрах, где не использовался специальный пиджак, выглядело что он правильно держит инструмент, а также свои руки и кисти. Ещё до начала съемок, и потом во время, Грегори Аллер и Хенрейд работали в специальной музыкальной комнате киностудии. "Он быстро учится", — говорил Аллер в 1946 году, — "но ему нужно запомнить так много вещей и за такое короткое время!". Аллер сказал, что у Хенрейда был "прекрасный музыкальный слух, что очень важно. И, по словам мистера Хенрейда, в юности он некоторое время учился игре на скрипке, так что это тоже облегчило мою работу".

Пол Хенрейд и Бетти

Бетт Дэвис, изображавшая пианистку, должна была крупным планом на камеру играть в течении одной минуты и тридцати трех секунд отрывок из Аппассионаты-сонаты Бетховена (Опус 57). К счастью, Дэвис еще в детстве обучалась игре на фортепиано, поэтому усердно разучивала короткую часть, заранее записанную юным пианистом Шурой Черкасским. Синхронизация Дэвис была превосходной. По словам писательницы Уитни Стайн: "Изначально она хотела записать этот эпизод играя самостоятельно, но режиссер Ирвинг Рэппер сказал: "Зачем беспокоиться, Бетт? Все равно никто не поверит, что ты действительно исполнила этот номер!". На что Дэвис позже сказала: "Рэппер был прав. Публика была настолько "разбирающейся в кино» в отношении разных кино-трюков, что я уверена никто не поверил бы, что я действительно смогла сыграть это сложное соло на фортепиано".

Клод Рейнс, играющий вымышленного известного композитора и дирижера Холлениуса, должен был быть кратко показан играющим на фортепиано композицию, написанную его персонажем (предварительно записанную Эрихом Вольфгангом Корнгольдом) и чуть дольше - дирижирующим симфоническим оркестром, в то время как персонаж Хенрейда играл на генеральной репетиции недавно сочиненный Корнгольдом для фильма Концерт для виолончели. В интервью Los Angeles Times в октябре 1946 года Рейнса спросили, знает ли он что-нибудь о дирижировании или игре на фортепиано. «Ни черта не смыслю ни в том, ни в другом. Я знаю только четвертную ноту и восьмую ноты. Когда я был маленьким, у меня был ровно один урок игры на фортепиано – и всё что я запомнил, это четвертную и восьмую ноты. Но не спрашивайте меня что это означает».

Бетт Дэвис и Клод Рейнс на сьемках фильма "Обман"


Затем Рейнса спросили скопировал ли он образ Холлениуса с кого-нибудь из музыкального мира. "Нет. Но например, — ответил Рейнс, — однажды на съемочную площадку пришёл друг Стоковского и сказал: «Я знаю кто это, это Стоковский". А потом в другой день кто-то, кто знал Тосканини, сказал: "Я знаю кто это, это Тосканини". Мне сказали, что мой персонаж немного напоминал Сибелиуса. Но я кое-что знаю о Сибелиусе и образ Холлениуса определенно не был взят с него. Джон Кольер хороший писатель и создал на бумаге замечательного персонажа. Если персонаж и основан на ком-то, то на Джоне Кольере".

на фото Бетт Дэвис и Пол Хенрейд

Поскольку Холлениус убит (в этой версии персонажем Бетти Дэвис, а не мужем, как в пьесе) незадолго до премьеры Концерта для виолончели, его приходится заменить другим дирижером. Его сыграл реальный дирижер Эйнар Нильсон, который впервые приехал в США в качестве музыкального руководителя вместе с Максом Рейнхардтом и дирижировал для постановки Райнхардта "Чудо" в 1927 году, за которой в том же году последовала театральная постановка Рейнхардта «Сон в летнюю ночь». Warners также наняла Нильсона для обучения Клода Рейнса дирижированию. Вполне вероятно, что Корнгольд также принимал в этом участие.

Большой проблемой, с которой столкнулись сценаристы, было получение одобрения от старой Администрации кодекса Хейса. В ответ на первый отправленный сценарий Джозеф Л. Брин написал в студию:

"...Основная трудность, по-видимому, заключается в том, что эти прошлые отношения [между Холлениусом и Кристиной] не рассматриваются как грех; нет голоса морали; не следует никакого наказания ни одному из грешников; и общая атмосфера происходящего почти одобряет всю ситуацию. Такое нельзя утвердить".

В последующие варианты сценария были внесены изменения. "Нам пришлось вмешаться в сексуальные отношения между Кристиной и ее старым любовником Холлениусом", - рассказала Бетти Дэвис в интервью. "Клод Рейнс заслуженно украл всё внимание публики на себя. Ему нужно было поработать над своим диалогом так, чтобы заставить зрителей понять, демонстрируя ревность, что у них с Кристиной был роман, и что он был не просто ее учителем игры на фортепиано. Рэйнс работал в этом фильме за десятерых… Когда я убила Клода и собиралась сдаться полиции, это было чертовски благородно".

на фото продюсер Генри Бланк, режиссер Ирвинг Рэппер, редактор диалогов Джэк Дэниэлс (какие говорящие имя и фамилия:), Бетт Дэвис и Клод Рейнс


                                      Ирвинг Рэппер, Бетт Дэвис и Пол Хенрейд

Пол Хенрейд, Клод Рейнс и Бетти

Для съёмок было выделено 60 дней, но они завершились на 46 дней позже графика. Вскоре после начала съемок возникла серьёзная проблема, когда Дэвис, возвращаясь домой после рабочего дня, разбила свой автомобиль, пытаясь избежать столкновения с внезапно вылетевшей из-за поворота другой машиной. Она потеряла сознание и из-за осложнений, возникших в результате аварии, часто отсутствовала на съемках. А когда появлялась, работала по короткому графику.

Режиссер Ирвинг Рэппер рассказал забавную историю: Дэвис, отчасти из-за последствий автокатастрофы, беспокоилась о том как она выглядела на фотографиях. Однажды она пошла в проекционную комнату просмотреть ежедневные газеты. Следом туда вошел Ирвинг Рэппер и, с его слов, стал свидетелем того как между Дэвис и оператором Эрнестом Хэллером завязалась горячая дискуссия. «Она сказала ему: «Эрни, ты фотографировал меня в Иезавели, не так ли?». Он сказал: «Да, а в чем дело?» — "Ты не можешь сфотографировать меня так же?". И он ответил: «Бетт, я тогда был на семь лет моложе». А если серьезно, Эрни проделал очень хорошую работу». Какой тонкий ответ, чтобы не обидеть))

Бетт Дэвис обнаружила, что беременна от своего третьего мужа, Уильяма Гранта Шерри, ближе к концу съемок фильма "Обман". Она и другие участники съемочной площадки потом со смехом называли эту картину "Зачатие".

на фото с мужем Уильямом Грантом Шерри и дочерью Барбарой



Это уже повзрослевшая Барбара, которая в будущем напишет две книги о своей матери и обе в негативном ключе. Мне жаль Дэвис, единственная родная дочь, с которой она не была жестока как Джоан Кроуфорд со своими детьми, так отплатила матери за жизнь о которой многие только мечтали. На защиту Дэвис стали и её приемный сын Майкл, и бывший муж Гэри Меррилл, утверждавшие, что Барбара беспочвенно очернила мать и я им верю.

Свадьба дочери

Бетт на сьемках фильма "Обман". Когда ты - королева и вокруг одни мужчины

Но, я перейду к самому фильму. История начинается с того, что Кристин Рэдклифф (Бетт Дэвис) бежит под дождем вверх по лестнице большого симфонического холла, в котором уже началось исполнение Концерта для виолончели Гайдна. Она садится на галёрке и слушает музыку, а по щекам у неё текут слезы. На сцене солирует Карел Новак, ради которого Кристин и пришла на концерт.

После выступления Новака окружает толпа поклонников, журналисты, все восхищаются талантом музыканта и пророчат ему большое будущее. Пообщавшись со всеми Карел отправляется в свою гримёрку, где вдруг, в отражении зеркала, видит стоящую в дверях Кристин. Он выглядит так, как-будто увидел привидение. 

Пара бросается друг другу в объятия. Кристин говорит "я думала ты умер! Я думала они убили тебя, я видела как ты лежал там, убитый. Карел, ты в самом деле здесь и мы вместе". Честно говоря, у меня от этого эпизода аж мурашки по коже. 

Карел нежно называет Кристин "шатци" (schatzi), что в переводе с немецкого означает "сокровище", "драгоценность", в фильме перевели как "любимая", но мне больше нравится вариант "сокровище":) 

Карел, наобнимавшись с Кристин, берет её руки в свои и улыбается. Он боялся увидеть на пальце любимой кольцо, боялся что Кристин уже вышла замуж, но она радостно говорит ему, что нет никаких колец, она всё так же свободна. 

- по-прежнему играешь? сочиняешь?
- давай не будем говорить здесь. Где ты живёшь?
- в комнате на 94-й Западной улице, но там...
- пойдём ко мне (говорит Кристин)

Пара отправляет домой к Кристин. Понятно, что Карел беден, он приехал в Штаты не так давно, сразу после окончания Второй Мировой. Оставшись в живых он находился всю войну в Швеции, которая была не столько нейтральной, сколько невоюющей территорией. Теперь же, приехав в Америку, Карел пытается делать карьеру, но пока у него это не очень получается, несмотря на невероятный талант. Кажется, что Кристин тоже должна жить скромно, будучи музыкантом и эмигранткой, успевшей сбежать из Европы во время войны. Она упоминает про четыре года без Карела и если события происходят в 1945-1946-м годах, то не сложно подсчитать когда она прибыла в Америку. 

Однако, Кристин неожиданно живет в центре города, в элитном многоэтажном доме, в шикарной квартире. Попав туда Карел на время теряет дар речи. Он не ожидал, что Кристин так хорошо устроилась и всё это вызывает у него много вопросов, подозрений, а также сильную ревность. Карел понимает, что скорее всего Кристин не сама заработала на квартиру и всю обстановку внутри.

С этого момента Кристин начинает юлить, придумывая на ходу как бы объяснить не только шикарную квартиру и обстановку, а также несколько шуб в гардеробе и много модной одежды. Конечно тут вся ситуация очень неоднозначная. Прошло четыре года, Кристин была уверенна, что её любимый мужчина погиб. Замуж она не вышла, но ей нужно было как-то устраиваться в незнакомой стране, без копейки в кармане, и я не вижу ничего ужасного в том, что она воспользовалась вниманием очень богатого мужчины, композитора, музыканта, дирижера, влюбившегося и обеспечившего её. Едва ли Кристин могла предположить, что Карел окажется живым и снова появится в её жизни. Но он появился и пара всё так же сильно любит друг друга. Думаю теперь даже сильнее чем раньше. Кристин не хочет травмировать Карела, который и так достаточно пережил, поэтому намерена скрыть факт наличия у неё богатого любовника, с которым она планирует порвать как можно скорее. Она также понимает, что стоит ей признаться в связи с другим мужчиной и Карел уйдёт навсегда. Он музыкант, творческая натура, очень эмоциональный, впечатлительный и, моментами, ревнивый псих. 

- если бы только я знала раньше, что чудеса есть на свете
- с тех пор как я приехал, я везде тебя искал, в телефонном справочнике, в телефонной книге
- дорогой, я же взяла себе псевдоним, теперь я Кристин Рэдклиф
- Рэдклиф? Мы могли бы никогда не встретиться
- а ты всё это время был здесь и играл в этих маленьких колледжах
- здорово, что мы нашли друг друга, я тоже не слишком известен здесь, но какая разница? Главное - это играть, раньше или позже меня услышат, я пока не так много зарабатываю, но мы будем счастливы: ты и я

Даже страшно представить такую ситуацию, меняешь фамилию, зная что никто не будет тебя искать, и так и не узнаёшь, что мужчина которого ты любила на самом деле не только не умер, но ещё и искал тебя. Или узнаёшь, но когда уже слишком поздно. Тоже сюжет для голливудских фильмов:) 

Карел слушает Кристин, но видно что он всё равно находится в каком-то напряжении. Честно говоря, я бы на его месте, попав в такую квартиру как у Кристин, тоже напряглась бы. Она говорит Карелу:

- дорогой, я должна тебе кое-что сказать, надеюсь ты поймёшь меня правильно, в Америке другая музыка, Карел. Они относятся к ней более серьезно, всё должно быть сделано как надо, там ты мог бы играть по углам и тебя бы нашли, но здесь если ты начинаешь играть в пригородах или школах - это слишком трудно, очень долго, я это знаю, а у тебя были такие тяжелые времена, но всё позади, в конце концов я знаю людей, я заставлю их слушать тебя и ты станешь тем, кем должен быть, у тебя будет всё

Это правда, связи у Кристин есть, она действительно может помочь Карелу, но всё не так просто. Ведь все её связи идут через любовника Алекса Холениуса.

Немного отвлекусь, чтобы сказать, что Пол Хенрейд прекрасен, ничего не могу с собой поделать, я от него в восторге:) Он мне ещё в фильме "Касабланка" понравился, ну не в Богарта же влюбляться, в самом деле:) В этом фильме, особенно в начале, так много милых и нежных моментов, крупных планов Дэвис и Хенрейда. Мне очень нравится улыбка актёра, и ещё эти кудри, и глаза, и рост 191см. Ну, в общем, после Шарля Буайе это моя ещё одна любовь.

Кристин спрашивает у Карела:

- скажи, а что ты будешь делать, когда мы станем очень богатыми?
- не знаю...возможно сыграю в горах. 
- ты хочешь гору? Большую? 
- уехать и целыми днями кататься на лыжах, и ничто тебя не держит, если бы я только мог
- а что ещё?
- это, ты и я
- я - вне сомнений. Мне нравится так говорить. Я твоя, правда?
- это слишком хорошо, чтобы быть правдой
- ну, конечно, если тебя надо убедить, ну если нужно подписать и поставить печать, мы могли бы...что ты думаешь насчет того, чтобы пожениться?
- немедленно, как только сможем!

- есть возражения?
- а тебе не кажется что нам нужно заново узнать друг друга?

Нет, мне нравится эта женщина, сначала сама предлагает срочно пожениться, а потом сама же говорит, что нужно повременить. Не дав Карелу ответить Кристин, чтобы скрыть смятение, вдруг подскакивает, говорит что он наверно голоден и бежит на кухню. Я должна сказать, что впечатлилась квартирой и кухней, учитывая что фильм 1946-го года. Особенно габаритами и окном во всю стену. Сегодня в новостроях такое можно найти, но среднестатистические квартиры так и остаются советскими будками.

Пока Кристин пытается найти что-то из еды, Карел ходит по квартире, рассматривает предметы интерьера. И чем дольше он это делает, тем меньше ему всё это нравится. Наконец у него сдают нервы.

- шатци, а это жильё...ты его снимаешь?
- снимаю? Нет, оно моё. То есть, теперь оно наше
- но, должно быть оно очень дорогое
- не очень, раньше всё было намного дешевле
- это не квартира для артиста или бедного музыканта, который зарабатывает как горничная, вот эта статуэтка лошади больше подходит для музея, и картины, и мех, и весь твой гардероб, всё это...что это за квартира, ответь мне!

У Карела в буквальном смысле срывает крышу, он хватает Кристин за горло и начинает трясти в припадке ревности и злости. Остановившись, он в изнеможении присаживается на диван и просит прощения за своё поведение, говорит что сам не свой. Обожаю когда люди такое говорят, это вроде фразы "это не то, что я хотел сказать", никогда этого не понимала. Ты говоришь то, что хочешь сказать, даже если потом жалеешь об этом и пытаешься как-то оправдаться. Но, в случае с Карелом наверно его можно понять, он видел ужасы войны, это не проходит бесследно, а теперь ещё он нашел свою любимую женщину, которую не хочет снова потерять, которая явно что-то скрывает и поэтому Карел ужасно ревнует, хотя пока ещё и не знает к кому. Это не оправдание его поведения, но попытка понять. 

- сегодня вечером был длинный концерт и когда я увидел тебя у меня был шок, такая надежда, такая...знаешь, в том месте, там где я был, нигде нельзя было найти убежища, только во сне. А знаешь что помогло мне выжить? Надежда, что я найду тебя, а найдя, это всё оказалось неправдой...Я знал, что у тебя не было денег, я знал что было после последней войны, я видел это, когда был ребенком. Я видел что происходило с девушками, с приличными девушками вроде тебя, лучше бы я не приходил сюда

Карел разворачивается и пытается уйти, Кристин в отчаянии бежит за ним и говорит, видимо, первое что приходит в голову, лишь бы остановить его, она говорит что у неё есть ученики. 

- очень богатые и бездарные, но я сдалась и начала преподавать. Помнишь как мы клялись никогда этого не делать? 

Ошарашенный Карел спрашивает "ученики?" и видно, что он испытывает огромное облегчение, его любимая женщина оправдана, она не делала ничего постыдного, она не изменила ему. В принципе, её ложь звучит вполне правдоподобно и неудивительно, что Карел поверил в неё.

- дорогой, как тебе не стыдно? Ты всегда меня пугал своей ревностью и ты обещал мне, что больше не будешь
- всё слишком хорошо, чтобы быть правдой, а иногда всё кажется просто ужасным
- Карел, в этом мире есть только мы, правда?
- правда, только мы

Что ж, ревнивый мужчина - это страшно (женщина тоже:). Такие люди не в состоянии остановиться в своих подозрениях, а Карелу есть из-за чего ревновать, поэтому он хоть и успокоился на время, но ревность неизлечима, так что покой будет не долгим.

Следующим утром в квартире Кристин раздается телефонный звонок. Это Алекс Холениус, третий главный персонаж со смешной фамилией, как-будто на самом деле он Олениус)) 
Он звонит из Калифорнии. Кристин сообщает Холениусу, что собирается замуж. 

- за того, кого я знала много лет и кого очень сильно люблю

Холениус злится, это понятно по ответам Кристин. Она говорит, что конечно ей не следовало говорить об этом по телефону, но Холениус психует и бросает трубку. 

В общем, на минуточку, представим ситуацию. Кристин вот уже четыре года его любовница и содержанка. Она на разу, ни словом не обмолвилась о Кареле, ведь она думала что он умер. Для меня это не совсем логично, что за столько лет Кристин ни разу не упомянула, что у неё был мужчина, которого она любила и которого убили фашисты. Но может Холениус этим просто не интересовался, а Кристин не хотела делиться самым сокровенным. Конечно я сужу по себе, теперь я не понаслышке знаю что такое война, я много читала об ужасах Второй Мировой, и знаю, что не смогла бы стать чьей-то любовницей, недавно потеряв любимого мужчину, по-настоящему любимого. Хотя, с другой стороны, нищета и не на такое толкает, особенно в чужой стране, где ты совершенно одинока и не устроена, так что возможно я не права. Как бы там ни было, Кристин, не разорвав отношения с Холениусом, вдруг подленько так заявляет ему по телефону, что выходит замуж. Не при личной встрече, не объяснив ничего, она просто, как бы между прочим. Она говорит это человеку, который полностью обеспечил её, которому она обязана всем. Ещё бы Холениус не разозлился. Его также бесит тот факт, что он никогда не слышал о существовании Карела и о любви Кристин к нему. 

Итак, Холениус бросил трубку как раз в тот момент, когда домой откуда-то вернулся Карел, и услышав знакомую фамилию он спрашивает у Кристин тот ли это самый Холениус, известный композитор. 

- ты его знаешь?
- ну...он учитель, что-то в этом роде
- по фортепиано? Ерунда, только не Холениус
- по композиции....или скорее...ну я не знаю, просто по музыке. Он был очень добр ко мне и я подумала, что ему стоит знать о нас

Карел снова начинает ревновать, а Кристин прекрасно понимает это и пытается заговорить Карелу зубы. Он не сдается и спрашивает что произошло между Кристин и Холениусом, раз он бросил трубку, но Кристин только отшучивается. Выяснять отношения некогда, ведь пара направляется в мэрию, чтобы расписаться. 

- кого бы ты хотел пригласить?
- только одного человека
- кого же?
- тебя:)

Когда Карел не ревнует и не психует, он просто очарователен. 

Вечером в квартире Кристин свадебная вечеринка. Они с Карелом поженились. Обстановка довольно весёлая, много гостей, всё организовано с размахом. В момент, когда пара режет свадебный торт, распахивается входная дверь и появляется злой Холениус. В комнате все, кроме Карела, знают о том, что у Холениуса и Кристин были отношения. Более того, он маэстро, все перед ним пресмыкаются, ведь среди гостей одни музыканты. Клод Рейнс в этой роли был просто великолепен, столько злости, презрения и любви, я ему всё время сочувствовала. 

- как ты там быстро приехал сюда?
- быстро? Мне кажется что я опоздал. Полагаю что этот предмет - свадебный торт, шампанское, всё как надо. Наводит на мысли о муже, познакомь меня с ним

Холениус Карелу:

- мой дорогой, желаю Вам всего самого лучшего, того, что все остальные имели несчастье потерять
- это большая честь, мистер Холениус
- что Вы, это - моя дочка, моё единственное сокровище, было бы очень странно, если бы я не пришел на свадьбу

Холениус говорит со злым сарказмом, который понимает Кристин, но не сразу замечает и понимает Карел. 

- я хотел бы, чтобы она так не торопилась?
- не торопилась? Почему?
- ну чтобы я мог отпустить её

Холениус: мне говорили, что новобрачные весьма нервные люди, я хочу заметить, что Вы очень нервничаете. Я так обидел милую крошку по телефону, я был в ярости, не смог сдержать себя в руках, если Вам угодно можете называть это ревностью, я хорошо помню тот день, когда она впервые пришла ко мне, это было четыре года назад, верно Кристин? Одни глаза и талант, Вы даже не представляете какой она была худой. Ну конечно, Вы же её знали раньше, Вы же были влюблены. Маленькая кокетка скрыла это от меня. Почему я заинтересовался этим созданием? 
Карел: почему же?
Кристин: ты говорил я должна обещать...
Холениус: я был прав, четыре года уговоров, угроз, просьб и внушений, она артист, никакой ерунды, если уж она начала музыкальное существование и не говорить, что влюбилась или выходит замуж. Ничто не должно волновать её, я был готов отлучить её от церкви, всё что угодно. Конечно это было до того как она встретила Вас, в конце концов почему у неё не может быть мужа? Получи его, дорогуша, хоть дюжину, рано или поздно ты вернешься к своему старому учителю, ты поймешь, что ничто не имеет значения, только музыка, ничто не вечно кроме музыки...и меня
Карел: мы более оптимистичны, мистер Холениус

Конечно всё это нужно видеть на экране, с какой интонацией говорит Холениус, поглощая бутерброд с икрой. Он буквально брызжет ядом, но так изысканно. Насколько напряжена Кристин, которая боится что Холениус сболтнет лишнее, и Карел, которого беспокоит поведение Холениуса. Прервав свою речь Холениус просит Кристин сыграть что-нибудь и она соглашается. 

Пока Кристин усаживается за рояль, Холениус, оставшись с Карелом, говорит:

- скажите, а Вы - музыкант?
- да, виолончелист
- странная вещь...учишь, учишь, как Пигмалион, и так далее, я очень удивился, узнав что это Ваша заслуга, ну а я просто подтолкнул. Как говорят, сила любви. Я сказал ей взять ученика, она может научиться от него большему, чем научит сама, но она была категорически против, категорически... 

Итак, Кристин играет "Апассионату" Бетховена, а Карелу есть над чем подумать. Непроизвольно Холениус всё испортил, сказав что у Кристин нет учеников. Значит снова открыт вопрос о том, откуда у неё квартира и всё остальное. Интересно, как Кристин и дальше собиралась врать насчёт учеников, ведь теперь они с Карелом будут жить вместе, обман быстро раскрылся бы в любом случае.

Пока Кристин играет, Карел и Холениус слушают и думают каждый о своём. Оба ревнуют, но только Холениус понимает, что проиграл, его любимая женщина уже никогда не будет принадлежать ему. В какой-то момент, от сильного напряжения, он сжимает бокал и тот лопает. Кристин перестает играть и подбегает к Холениусу.

- женщины белеют как простыня при виде пары царапин, но спокойно улыбаются как медсёстры при виде смертельной раны

Сказав это Холениус разворачивается и уходит. Такое откровение, мне кажется что любой человек, находящийся в этот момент в комнате, понял что сердце Холениуса разбито, понимает это и Карел. Все гости после случившегося быстро начинают расходится, всё таки Холениус для них авторитет, они предпочитают поступать так, чтобы угодить ему, поэтому вскоре в квартире не остается никого, кроме Кристин и Карела. Свадебная вечеринка явно не удалась. 

Карел, совершенно разбитый, говорит Кристин:

- он намекает, что я забрал тебя у него
- намекает? Да ради бога, он сто раз сказал это прямо

Кристин начинает как обычно выкручиваться, я всё думала ну что она может сказать такого, чтобы убедить Карела в своей невинности, ведь всё уже так очевидно. Но она говорит, что Холениус великий человек, учитель, который очень привязался к ней

- он включил меня в свою жизнь, мы вместе ели, вместе пили, путешествовали, и не один раз. Когда он работал или говорил с другими композиторами, я сидела в уголке, слушала и училась. Ему нравилось, когда я там, как если бы я была его кошка или собака
- а почему твои друзья так и испугались и обрадовались, когда он пришел?
- ну я же говорю тебе, я была частью его жизни. Полагаю, конечно, что ходили сплетни, я не знаю... А в чём дело? Думаю, что старый негодяй хотел просто произвести впечатление и, я уверена что этого ты никогда не поймешь, мне кажется что с меня сдирают кожу, ну...признаю, что я этим немного гордилась
- я понимаю

На самом деле Карел всё понимает правильно, потому что вся эта речь Кристин звучит очень не убедительно. Он снова психует, кричит и даже разбивает бокал, а когда Кристин пытается оправдаться и снова упоминает об учениках, Карел говорит что знает правду. И снова, казалось бы, придумать в ответ нечего, но Кристин не сдаётся. Она говорит что между ней и Холениусом всё было невинно.

- столько лжи, чтобы прикрыть невинность?
- по-твоему ничто не может быть невинным? Ты и раньше был страшно ревнивым и ты всегда ошибался, ты сам всё время в этом убеждался, верно? Но ты был так же уверен, как и сейчас

Дальше Кристин бегает по квартире и показывает разные подарки, которые Холениус делал ей на Рождество и дни рождения. 

- он неправдоподобно богат, как король. Когда люди ему нравятся, он меняет их жизни. Однажды я играла своё сочинение, ему понравилось и на другой день вот это (показывает на рояль). Как он может общаться с бедными, как он может выходить с оборванцами, он же не может приходить к тебе в меблированную комнату? Он обставил мою жизнь как свой коридор, через который он проходит раз в год. И я ему нравилась! Он всегда говорил, что я ему как дочь, домашний любимец, разве это трудно понять?
- если это так просто, тогда очень странно почему ты не сказала мне. 
- я хотела, когда ты пришел в первый раз, но ты выглядел так...ты был таким потерянным и больным
- а потом?
- а потом я не смогла

Что ж, из своего личного опыта могу сказать, что подобная ситуация возможна, такое действительно бывает. И если бы я не знала, что Кристин всё же связывали более тесные отношения с Холениусом, я бы поверила ей. У богатых свои причуды. Я понимаю несчастного Карела, который мечется и, в итоге, выбирает ложь, потому что
знает что не сможет расстаться с Кристин, он верит в то, во что хочет верить, в то что причинит ему наименьшую боль. И никто не вправе судить его за это, он достаточно настрадался. Я понимаю и Кристин, которая любит Карела и не хочет снова потерять его, в этот раз навсегда. Она готова на любую ложь. Хотя, моментами думается, что проще было бы сказать правду, ведь если Карел так сильно любит, то скорее всего через время смог бы простить Кристин и вернуться к ней. Но, лишь со стороны всегда кажется, что знаешь как было бы лучше. 

Карел бросается в объятия Кристин, он снова простил её, он снова поверил в ложь.

- знаешь, шатци, что мучило меня, когда я чувствовал, что ты говоришь неправду? 

Он не успевает договорить, раздается телефонный звонок. Это звонит Холениус, но Кристин врёт и говорит Карелу, что это подруга. Карел не верит. На этом вечер заканчивается. 

Я поняла почему Бетт Дэвис так рвалась сниматься в этом фильме, да ещё и хотела, чтобы изначально было только два актёра, она и Хенрейд. Они так много обнимаются и целуются, что кто бы отказался?)) А ещё, мне так нравится голос и акцент Хенрейда, немного напоминает Шарля Буайе. Хотя, конечно французский акцент Шарля намного сильнее.

Утром следующего дня Кристин отправляется домой к Холениусу. Живет он в самом центре, в особняке больше похожем на музей. Обстановка очень богатая, местами ужасно вычурная. Особенно впечатлила рама зеркала, просто страшно было смотреть:) 

Кристин входит в комнату, в которой маэстро играет за роялем. Почти вся музыка, на мой вкус конечно, какая-то безумная, бьющая по мозгам. Хоть я и не разбираюсь в классической музыке, но понимаю, что нужно иметь большой талант, чтобы играть подобное. Просто для моих ушей это слишком. 

Очень умилило, что у Холениуса сиамский кот. Сам же Холениус, с волосами дыбом, очень злой, играет так, что практически от клавиш идёт дым:) Увидев Кристин он говорит:

- такая музыка может существовать в мире вместе с предательством и неблагодарностью

Я ещё раз скажу, что в восторге от поведения Холениуса и игры Клода Рейнса. То как он вальяжно, даже нагло расхаживает по комнате и разговаривает с Кристин, чувствуя своё превосходство, его интонация в голосе, как он поглаживает кота. В общем, он прекрасен. 

Холениус спрашивает знает ли Карел о них и Кристин говорит, что нет. 

А дальше Холениус, один единственный раз, даст слабину и, упав перед Кристин на колени, попросит её вернуться к нему. Конечно, в своей привычной манере, называя вещи своими именами:

- я не простой человек, меня называют великим, это самое одинокое животное во всем мире. Ты мне очень нужна, моя дорогая. Скажи мне, что это всё была неправда. 
- ты отлично знаешь, что нет
- а я не противен тебе?
- конечно нет, Алекс
- это другое, глупое возрождение сопливой любви, я же показал тебе настоящую жизнь, я показал тебе музыку и дал понимание, и эта привязанность так сильна, что ты можешь повернуться спиной к пониманию? Знаю, я не молод, я не варвар с волнистыми волосами, зачем мне это отрицать? Если бы ты вернулась ко мне, если бы ты только сказала мне, что ты не можешь прожить без всей этой роскоши, ты бы получила и её, и меня
- Холениус, что ты за человек?
- таким ты меня сделала

Удивительно, но мне вообще весь фильм было жаль Холениуса, несмотря на его дальнейшее поведение. И если бы не Карел, если бы он не появился, для Кристин Холениус был бы идеальной парой, на мой взгляд. Но есть Карел и их с Кристин многолетняя любовь, и никуда уж тут не денешься. И Карела мне тоже жаль. И, наверно, Кристин, которая запуталась во лжи, пытаясь спасти любовь всей своей жизни. Всё дальнейшее поведение Холениуса - это месть оскорбленного и брошенного мужчины, у которого есть власть. Месть будет медленной, изводящей как Кристин, так и Карела, но не такой подлой как думает Кристин.

В порыве гнева Холениус угрожает ей всё рассказать Карелу и просит не провоцировать его. 

- ты никогда не говорила о нём
- знаю
- значит ты уже тогда предала меня
- да, и его тоже. В ту зиму я чуть не сошла с ума, стараясь вытащить его сюда, я никого не знала, у меня не было денег, ты был очень богат и имел влияние
- говоришь он не знает об этом? Понятно, весьма благородно и великодушно, и очень непорядочно
- ну нет
- нет? зачем ты ему лжешь?
- потому что он не совсем здоров, чтобы всё узнать, он достаточно страдал

Первое время, прибыв в Америку, Кристин искала Карела, пыталась найти и вытащить из Европы, писала письма разным людям, ходила в разные конторы, но безрезультатно. А потом она начала думать, что Карел мёртв. Проклятье, не зная этого наверняка, я бы верила и надеялась до последнего, ведь прошло всего четыре года с момента их последней встречи, а война вообще только закончилась. Как могла эта женщина предать Карела? В конце концов она могла бы, и правда, взять учеников, которых так не хотела брать, и с голоду не умерла бы, но ей захотелось шикарной жизни, богатства, внимания. И если бы не Карел, страдающий где-то в Европе во время войны, я бы поняла такое стремление. А так - не понимаю.... 

Конечно говорят, что Кристин закрутила с Холениусом роман сразу по прибытии в Америку, надеясь с помощью его денег и связей помочь вытащить Карела из Европы, вроде как это немного облагораживает и оправдывает её поведение. Но ведь были и другие способы, не обязательно было ложиться в постель к Холениусу, это личный выбор Кристин. 

- говоришь он гений? Если пьеса попадет к исполнителю, болезнь гения может излечиться только успехом, который необходимо найти здесь, в Нью-Йорке, 
- я знаю, но лучше пусть он упустит его, чем
- чем я доставлю ему проблемы?
- откровенно говоря ты находишь меня мелким человеком
- великие люди могут быть очень жестокими
- и напрасно, я выше этих слабостей. Думаешь я хочу потерять тебя окончательно?

Перед тем как Кристин уходит, она говорит что не сказала Карелу о вчерашнем звонке Холениуса и своём сегодняшнем визите к нему. Опять соврала. 

Кристин уходит и Холениус просит своего помощника принести ему из архива все записи Карела Новака, а чуть позже слушает их. Ревность и злость ничто в сравнении с настоящим талантом, по крайней мере для Холениуса, который в первую очередь музыкант, а потом уже мужчина, и он в состоянии распознать в Кареле виртуозного музыканта. 

Холениус всё ещё слушает записи, когда его помощник неожиданно сообщает, что пришел сам Карел. Войдя в комнату Карел здоровается и говорит, что проходил мимо и решил зайти, а затем спрашивает тут ли Кристин. Холениус, уже будучи предупрежден, говорит что Кристин тут нет и что он не звонил ей вчера вечером. Более того, он ведет себя с Карелом очень любезно и приносит извинения за своё поведение на свадебной вечеринке. А потом включает одну из его записей, которую Карел играл в Европе ещё 7 лет назад. Карел в шоке, приятно удивлен, не может поверить что у Холениуса есть эта запись, а тот очень хвалит его. Чуть позже Холениус садится за рояль и начинает играть для Карела свой Концерт для виолончели, говоря что им есть что обсудить. В общем, между этой парочкой наступает перемирие. 

Когда Кристин вечером возвращается домой, она уже с лестницы слышит, что Карел репетирует тот самый Концерт для виолончели Холениуса. Увидев её, счастливый Карел говорит, что скоро они будут богаты, что удача улыбнулась им. Холениус дал ему свои личные записи, чтобы Карел мог репетировать, а в следующем месяце играть концерт с оркестром, под руководством самого Холениуса. Кристин не рада, наоборот, она настороже, она не понимает что происходит и с чего это Холениус изменил своё отношение к Карелу, но ей это уже не нравится. 

- это подтверждает всё, что ты о нём говорила, о его неожиданных подарках, ты так не думаешь?
- конечно, а он ещё про что-нибудь говорил, кроме музыки?
- о, музыка для него всё. Мы говорили о жизни, о любви и о тебе 
- обо мне? И что же он говорил обо мне?
- довольно интересно, он сказал что если бы у тебя было мужество, ты была бы действительно великим человеком
- и всё?
- ничего мудрее этого не может быть

Карел радуется как мальчишка, он улыбается, полон энергии, энтузиазма, он мечтает о том как сыграет концерт и как удачно будет дальше складываться его карьера, но Кристин хмурится. Она спрашивает зачем Карел ходил к Холениусу. И он признаётся, что не поверил Кристин насчет вечернего звонка от подруги и пошел к Холениусу, чтобы узнать правду. Карел извиняется за всё, говорит что ему стыдно.

Дальше он рассказывает, что должен эту и следующую неделю репетировать свою партию дома, а потом встретиться с Холениусом за ужином, после которого они отправятся в концертный зал, где Холениус прослушает исполнение Карела и скажет нравится оно ему или нет.

- а если ему не понравится, всё отменят? 
- ну, он так не сказал, но конечно он вправе так поступить. Но ему понравится, я просто уверен. Ты права насчет него, он дарит как король, он дарит жизнь, годы счастья просто так, даром, но он знает что делает...

Да уж, это точно сказано. Кристин есть над чем задуматься.

Проходят полторы или две недели и наступает тот самый ужин. Это конечно шедевральный эпизод, снова Клод Рейнс просто блещет и испытывает нервы не только главных героев, но и зрителей. Пользуясь случаем хочу сказать, что у Бетт Дэвис совершенно кошмарная шляпка с ромашками размером почти с голову))

Итак, сцена во французском ресторане прекрасна. Пока Кристин и Карел, особенно Карел, сидят как на иголках, потому что сегодня решающий день, когда Холениус должен прослушать Карела и сказать будет он солировать или нет, сам Холениус затягивает ужин как может, три часа делая заказ, причем с невероятным энтузиазмом. Его показывают знатоком кухни, процесса приготовления разных блюд, он разбирается и в винах, конечно же, в общем богатый пижон, который любит покрасоваться, пока весь персонал ресторана кланяется ему и пресмыкается. Холениус наслаждается каждой минутой этого шоу, особенно видя как растет напряжение и раздражение Кристин и Карела.  

Даже я думала, что этот ужин никогда не закончится, но к облегчению всех, кроме разве что Холениуса, пытка подошла к концу. Сколько раз несчастный Карел порывался встать и уйти, а ведь именно этого и добивался Холениус. Если бы не Кристин, он бы так и поступил. 

Наконец Холениус и Карел едут на прослушивание, а Кристин отправляется домой.

Поздно вечером Карел возвращается домой. Он невероятно зол, он кричит, размахивает руками и никак не может успокоиться. 

- комплекс силы! Именно так! Мания величия, параноик, диктатор! Мы уничтожили политических диктаторов для того чтобы получить их в музыке! С меня достаточно диктаторов! Маньяк! Торгаш! Он оскорбил меня как артиста и как человека! Надменность, наглость, но больше никогда, это я точно говорю. Сумасшедший! Я не возражаю, все композиторы ненормальные и никому это не мешает, все знают что они ненормальные, но этот человек сознательно разрушает собственную музыку
- я знаю
- я знал, что он собирался, как только он сел за фортепиано, а затем перебивал и перебивал. Изощренное упрямство! Конечно я плохо играл, ужасно, но всё из-за него! Но теперь всё, хватит, я завязал с тщеславием и его милосердием, испортить моё исполнение, я не могу этого так оставить!

Обрадованная Кристин решает воспользоваться случаем, думая что теперь Карел не захочет работать с Холениусом. Она говорит, что Холениус и его концерт не имеют никакого значения, что они с Карелом поедут в Сан-Франциско, ведь там весь музыкальный мир, и начнут всё заново. Ошарашенный Карел слушает Кристин, а потом говорит:

- о чём ты говоришь?
- ну, ты же не будешь продолжать?
- кто это сказал?
- ты сказал
- я?! 
- да!
- я такого не говорил, я сказал что не буду выносить капризы Холениуса! Только не я. Он испортил всё представление, но его концерт, он создан для меня! 
- а если он отберет его у тебя?
- пусть только попробует, уже слишком поздно. Да и зачем это ему? С чего это тебе в голову прокрались такие мысли?
- а о чём ты всё это время говорил?
- я говорил, что он псих и это правда, но я же не говорил, что он настолько ненормальный, чтобы забрать свой концерт у единственного человека способного его сыграть
- Кристин, ответь мне, зачем ему это
- ему нельзя доверять, Карел
- это была ссора между чересчур самоуверенным композитором и вспыльчивым исполнителем, почему ты решила что это что-то большее?

И снова у Карела просыпаются подозрения и ревность. И снова он хватает Кристин и трясёт её, пытаясь добиться правды, он говорит, что не стал бы Холениус портить ему всё из-за того, что его ученица вышла замуж, значит между Кристин и Холениусом было что-то большее. И хотя она отрицает это, Карел больше не верит ей.

Было непривычно видеть Бетт Дэвис с такой причёской, больше современной, я имею в виду без привычных накрученных локонов и начёса. Ей очень идёт

Страсти накаляются. Кристин понимает, что Холениус задумал какую-то изощренную месть и орудием выбрал Карела. Она идёт к Холениусу, буквально врывается к нему, потому что прислуга не хочет её впускать. Холениус читает газету в спальне, спокоен как всегда. 

- утренняя встреча с мегерой, Кристин? Моё здоровье этого не вынесет

Кристин действительно говорит на повышенных тонах и явно намерена закатить скандал. 

- угрожаешь? моя дорогая, если бы ты знала сколько раз у меня перед лицом потрясали кинжалами истеричные оперные певички, в молодости некоторые из них использовали нож для бумаги
- есть только один способ сохранить чувство собственного достоинства
- и какой же?
- решимость всё изменить
- дорогая, тебе не кажется что настало время поговорить серьезно? что тебя так беспокоит?
- что ты делаешь с Карелом?
- я просто дал ему шанс улучшить жизнь
- которую ты хочешь забрать обратно?
- почему?
- от злости, наверно, чтобы сломить его, потому что я тебе говорила, что он этого не вынесет. Ты очень странный, Алекс. Просто не может быть, чтобы ты не проявил свой эгоизм и не уничтожил его. Ты знаешь, это отличный способ вернуть меня обратно
- ты себе льстишь, дорогая. Если ты так думаешь, пойди к нему, скажи чтобы он сам всё бросил и объясни почему
- свинья!
- весьма грубое выражение в устах такой великолепно одетой женщины. Я говорю про это милое пальто (меховое)
- забери!

Кристин снимает меховое пальто и швыряет им в Холениуса.

- кажется я вспомнил и про платье. (Пауза) Держи себя в руках))

- идиотка! Молодая женщина, интеллигентная и талантливая, ведёт себя как последняя дура. Ты хочешь держать своего мужа в неведении, ты говоришь мне, что врёшь ему и что у него больные нервы, что он развалина и ты сама вкладываешь мне в руки единственное оружие, способное его сокрушить, и ты втравила меня в сделку. Думаешь у меня нет чувств?
- думаешь у Карела нет чувств? (как-будто Холениусу есть дело до чувств Карела, с чего бы?).

- Алекс, если бы я могла поверить тебе
- сейчас это для тебя непозволительная роскошь, если ты хочешь верить другим, перестань лгать сама, последуй моему совету, иди домой, к нему, и расскажи ему правду. 
- но я не могу! Он оставит меня! Ты этого добиваешься? Извини...я не хотела
- нет хотела, расскажи ему

В общем, на этом встреча заканчивается, Кристин уходит. Но напоследок Холениус даёт обещание, что концерт состоится и не будет никаких сюрпризов. 

Я снова скажу, что Кристин было бы лучше сказать правду, но когда ставлю себя на её место, не уверена что решилась бы:) Сложная ситуация, особенно когда уже так завралась

Выйдя за дверь спальни Холениуса, Кристин видит что к нему пришел Бертрам Гриббл, виолончелист. Это ставит под сомнение только что данное Холениусом обещание, который пригласил Гриббла репетировать его Концерт для виолончели. Зачем, если он уже пообещал Карелу, что тот будет солировать?

Гриббл ужасен, что внешне, что на характер. Лебезит перед Холениусом, хвалит его так, что противно слушать. Он был 12 лет первой виолончелью в оркестре, но дальше не продвинулся, что говорит не в его пользу. Но, видимо запасной вариант должен быть всегда.

В прессе появляется объявление, что идут репетиции Концерта для виолончели Холениуса и в день премьеры дирижировать будет он сам. Наконец наступает генеральная репетиция. На улице ливень, Кристин поджидает Гриббла в такси и увидев его предлагает подвезти. Думая, что коварный план Холениуса состоит в том, чтобы в последнюю минуту отказать Карелу и отдать главную партию Грибблу, она пытается уговорить его отказаться играть. Но, не у того просит. Это первый и единственный шанс Гриббла проявить себя, сыграть что-то стоящее, он ни за что не откажется. Доходит до того, что Кристин даже предлагает деньги, большую сумму, но Гриббл отказывается.

На репетиции всё горит синим пламенем. Холениус как всегда всех изводит. Причём он цепляет не самого Карела, но делает всё, чтобы постоянно прерывать его игру. В конце концов тот не выдерживает и вскочив кричит, что не позволит постоянно перебивать его игру, на что Холениус просить Карела покинуть сцену, а Гриббла - занять его место. Кристин в ужасе, она думает что всё пропало. Но Холениус, выдержав паузу, вдруг говорит Карелу:

- идите домой, положите на голову лёд, примите успокоительное и придите в чувство перед вечерним концертом

В холле Холениуса, который отправляется на ланч, догоняет Кристин. Зачем она вообще пошла к нему, зачем сказала всё это? Повела себя как дура.

- Алекс, прости меня
- ты о чём?
- я думала, что ты выгонишь Карела
- как это выгоню?
- ну заменишь его Грибблом
- Грибблом? Я держу Гриббла на подхвате, я не доверяю нервам твоего мужа
- я знаю, но я думала ты будешь его использовать и неважно, что Карел играет лучше
- знаешь, я встречал множество женщин поглупевших от любви, но ни одна не предлагала мне испортить моё произведение ради дешевой мести
- ты прав, мне стыдно
- более того, если бы я хотел избавиться от такого соперника как твой талантливый, но крайне неуравновешенный муж, я бы использовал более простые методы. Я бы поднял его на самую вершину, моя музыка это может, а затем уничтожил бы его, но более простым оружием

Кристин в ужасе, Холениус открытым текстом угрожает. Он говорит, что возможно после концерта, как бы невзначай, обронит одну из таких фраз, которая выдаст их с Кристин связь. Не знаю действительно он собирался это сделать или ему просто надоело, что Кристин взяла за моду преследовать его и выяснять отношения.

Наконец наступает главный день, премьера. Карел собирается дома, Кристин ему помогает, оба нервничают. Кристин говорит, чтобы Карел, перед тем как начать играть, посмотрел на неё, она будет сидеть в боковой ложе. 

Время поджимает, так что Карел уезжает, а Кристин обещает поскорее закончить сборы и приехать следом, на такси. 

Ничто не предвещало следующих действий Кристин. Вместо того, чтобы ехать в концертный зал, она едет к Холениусу. Когда раздаётся звонок в дверь Холениус знает что это Кристин и просит своего помощника впустить её. 

Несмотря на то, что ему вскоре предстоит дирижировать, Холениус выпивает. Кристин делает ему замечание на этот счёт, но Холениусу всё равно.

- сочини что-нибудь сама, дорогуша, и посмотришь как это будет звучать после Бетховена. 

Холениус отпускает до завтра своего помощника, а затем говорит Кристин: 

- ты веришь в предчувствия? Знаешь, у меня всегда было необычное предвиденье. Например, когда я одевался, или ел, или чистил зубы в голове у меня что-то происходило. Я думал о том, что будет в следующую субботу, в следующем месяце, в следующем году, ну конечно неясно, но сегодня, перед тем как ты пришла, я понял что чего-то не хватает, я понял что не думаю о следующем месяце даже о субботе, а когда попытался - ничего не получилось. Звучит абсурдно, но я почувствовал какое-то смутное беспокойство
- итак, ты боишься смерти, Алекс?
- чертовски. Говорят что женщине никогда нельзя признаваться в слабости, но я чертовски боюсь
- тебе есть что терять
- это правда, я уже многое потерял и притворяться было бы невежливо с моей стороны

Пока Холениус делает признания и видно, что он всё так же любит Кристин и жалеет о том, что потерял её, психическую женщину интересует лишь одно, говорил ли он серьёзно о том, что всё расскажет Карелу. Но Холениус, как и все, уже устал от этой темы. 

- не суди по себе, не хочу быть грубым, но я лучше пойду слушать Бетховена
- обещай что не скажешь
- это один из тех моментов, когда моё терпение на исходе, дураки сводят меня с ума
- ты должен мне обещать
- ты могла бы мне поверить, если бы я пообещал?

Кристин молчит, а Холениус идёт наверх за своим пальто. Спустя время она поднимается по лестнице, а Холениус как раз выходит из своей комнаты и идёт вниз.
Кристин достаёт пистолет.

- интересно, а чьё имя там на писано?
- это ты мне купил, помнишь? Когда я переехала, ты сказал для защиты
- отдай мне эту глупую вещь, я видел подобное и раньше, отдай, не пытайся напугать меня

Холениус вёл себя довольно самоуверенно, он был убежден, что Кристин не выстрелит. Что ж, никогда нельзя быть наверняка уверенным в том как поступит сумасшедший человек, лучше его не провоцировать. Холениус на время, видимо, забыл о своих предчувствиях, а стоило бы задуматься.

Всё заканчивается трагично, Кристин стреляет и убивает Холениуса, его последними словами было:

- ты дура, трусливая, истеричная дура

Мне кажется, что Холениус дразнил Кристин, которая просто уже надоела своими преследованиями и постоянными просьбами обещать ничего не рассказывать Карелу. Но не думаю, что он и в самом деле собирался рассказать. Во-первых, он любил Кристин, несмотря на то что она истеричка, и не сделал бы ничего такого, что лишило бы его её общества навсегда. Во-вторых, Холениус понял насколько гениален Карел как музыкант, а он ценил талант превыше всего, соответственно это ещё одна причина по которой он не стал бы ничего рассказывать и губить талант.

Как бы там ни было, никто уже не узнает как на самом деле собирался поступить Холениус. Кристин, перед тем как уйти, бросает пистолет недалеко от убитого, создавая видимость самоубийства. А затем едет на концерт. 

Тем временем концерт задерживается из-за отсутствия Холениуса. Когда затягивать дольше уже нельзя, дирижировать выходит другой человек и концерт начинается. Карел выходит на сцену и, как и обещал, смотрит в ложе Кристин, но её там нет. Он нервничает и даже начав играть всё посматривает появилась ли она и только когда Кристин наконец занимает место в ложе Карел улыбается и полностью погружается в музыку. 

Концерт заканчивается и звучат бурные овации и аплодисменты, публика в восторге.

- ну, мистер Новак, не часто Нью-Йорк так встречает новичка, это было превосходное исполнение. Как хорошо, что отсутствие композитора не повлияло на реакцию публики

В общем, с Карелом хотят подписать контракт, всё складывается как нельзя лучше. Появляется Кристин и она уходят ненадолго в гримёрку. Карел счастлив, он полон новых планов, надежд, кажется ничто не может омрачить его. Конечно разговор заходит о Холениусе и Карел спрашивает что с ним могло случится. 

Кристин рассказывает как Холениус позвонил ей, сразу после того как Карел уехал, и попросил зайти к нему. Она не может не рассказать об этом, ведь её видел помощник Холениуса. 

Она говорит, что Холениус сильно пил, как животное, и говорил о смерти.

- а потом он сказал, что любит меня
- что?!
-  не надо злиться, Карел, здесь не о чем даже думать, ничего такого. Кажется о понял, когда узнал о нашей свадьбе, что его роль учителя и отца - это всё обман, и он обнаружил что влюблен в меня
- и что ты на это ответила?
- ну я не придала этому особого значения и кажется это было ошибкой
- почему?
- это взбесило его, он прокричал что-то и побежал наверх, а потом я...ах, это так глупо, я испугалась, такой странный, пустой дом и как-будто что-то случится, я убежала
- почему он выбрал именно этот вечер, чтобы выставить себя дураком? Всё было так хорошо...полагаю я не могу винить его за то, что он в тебя влюблён. Но, шатци, разве ты не понимаешь, что это значит? Теперь я понял почему он так себя вёл на нашей свадьбе, почему разбил стакан, это лишь доказывает твои слова
- значит это всё потребовалось, чтобы ты мне поверил?
- я был ревнивым дураком, ты не представляешь как ревнивцы себя изводят. Прости меня...
- это ничего, всё кончилось и ты больше никогда не будешь ревновать, потому что ты знаешь что это глупо

Вот это я понимаю выдержка. Убить человека, а потом делать вид, что ничего не случилось. Всё бы ничего, но неожиданно Карел говорит, что им с Кристин надо сходить и повидать Холениуса.

Кристин начинает злиться, она напоминает Карелу сколько раз Холениус обошелся с ним не наилучшим образом, но счастливый Карел, наконец успокоившийся, не видит во всём этом ничего ужасного и готов простить Холениусу его поведение.

- никто не совершенен и я тоже, чтобы понять это мне понадобилось много лет (скромного человека видно сразу:)

Дальше у Кристин сдают нервы и она признаётся, что убила Холениуса, а также что у неё была с ним связь, но она боялась рассказать об этом, чтобы не потерять Карела. Вот он, решающий момент. Конечно Карел в шоке, он не может поверить что Кристин совершила подобное.

- но убить?! как ты могла? как ты могла?
- я не знаю, я думала что он хочет погубить нас, сегодня после концерта, он хотел рассказать тебе правду, я была в этом уверена. Теперь я понимаю, что я ошибалась. Он всегда говорил мне, что я буду бояться его и тебя, если не расскажу всей правды. И сегодня я пошла умолять его, чтобы он ничего не говорил, пригрозить ему, если он это сделает, он сказал что будет делать всё что ему захочется и я выстрелила, а потом я подумала...я всё сделала так, чтобы было похоже на самоубийство. Концерт окончен. Тебя ждут... Дорогой, я слышала как ты играл сегодня, это самое главное, это то ради чего ты должен держаться, а какая я - это неважно, по сравнению с этим. Позволь мне исчезнуть из твоей жизни, забудь меня
- никто не видел как ты ушла? 
- нет
- ну если ты ничего не скажешь, они будут думать как им угодно
- нет, Карел, как мы сможем вместе жить? Мы никогда не сможем взглянуть друг другу в глаза. Нет...я должна пойти в полицию.
- умоляю, подумай до утра, пока мы не переговорим с адвокатом, это очень важно, то что ты им скажешь, это всё надо обдумать
- я уже всё обдумала и видишь к чему это привело. Помнишь другую костюмерную, когда я снова нашла тебя? А теперь я...
- ты не потеряешь меня, никогда
- странно, за все недели что мы были вместе, мы никогда не были столь близки. Мы должны идти
- да
- прости меня

Я не оправдываю убийство, конечно, мне очень жаль Холениуса, я ему симпатизировала весь фильм, несмотря ни на что, но если отношения между Кристин и Карелом не настоящая любовь, тогда я вообще ничего в этом не смыслю. Она, ради любви и из страха, что жизнь её любимого мужчины, прошедшего через ужасы войны, будет разрушена - пошла и убила. Она это сделала не ради собственного спокойствия, а ради Карела. И он, узнав и про отношения Кристин с Холениусом, и про убийство, понял наконец насколько Кристин его любит и всегда любила. Он не готов отказаться от любимой женщины и отправить её на смерть (кажется тогда за убийство была смертная казнь). Это какая-то совершенно безумная любовь, я понимаю это, но есть в ней что-то возвышенное. Можно было обойтись без убийства, даже Кристин это поняла. Как я и говорила, скорее всего даже узнав правду Карел не смог бы отказаться от Кристин, которую любил безумно, он бы простил, ведь он смог простить даже убийство. 

И, конечно, на фоне всех событий - шикарный финальный кадр, когда Карел и Кристин выходят из гримёрки к восхищенным поклонникам и одна из женщина произносит фразу:

- Кристин, должно быть ты самая счастливая женщина в мире

Да уж, очень счастливая. Люди всегда чему-то завидуют, не зная какую порой приходится заплатить цену за своё счастье или успех. Либо завидуют, видя только то, что им позволено увидеть, не догадываясь что на самом деле происходит в жизни человека и через какие боль и страдания ему приходится проходить. Это как интернет, просто картинка, но не реальная жизнь, никто не знает какой на самом деле жизнью живет человек и так ли он счастлив как кажется всем вокруг.

Я в восторге от этого фильма, он прекрасен от начала и до конца. Обязательно буду пересматривать и конечно я теперь большая поклонница не только Пола Хенрейда, но и Клода Рейнса. 

Не удержалась и сделал два видео с самыми романтичными кадрами фильма. Почему я не делала этого раньше?:)

Тут музыкальное сопровождение:




































Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Сумерки"/ "Nightfall" (1956)

Я не большая поклонница фильмов в стиле "нуар", потому что пересмотрев их большое множество мне не понравился почти ни один сюжет....